// Police activity. 2020. № 1. P. 28-35. DOI: 10.7256/2454-0692.2020.1.32490 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=32490
Library
|
Your profile |
Police activity
Reference:
Sysoev A.A., Konstantinov V.N.
Internal affairs officers training for emergency mitigation in air transport
// Police activity. 2020. № 1. P. 28-35. DOI: 10.7256/2454-0692.2020.1.32490 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=32490
Internal affairs officers training for emergency mitigation in air transport
|
| ||||||
|
DOI:
10.7256/2454-0692.2020.1.32490Received:
28-03-2020Published:
15-05-2020Abstract: The authors consider the peculiarities of internal affairs officers training for emergency mitigation in air transport. The problem of underpreparation of police officers for emergency and search and rescue operations in specific circumstances of emergency mitigation in air transport hasn’t been solved during a long time by now. The adoption of optimal forms and promising educational methods in the process of professional training of internal affairs officers is believed to be one of the ways to solve the problem. The article considers the possibilities of using the methodology of situational approach for the organization of training in the form of staff exercise, tactical and special training and tactical and special exercise. The authors suppose that the introduction of such educational forms into the educational practice will allow forming the necessary professional competencies. The use of staff exercise, tactical and special training and tactical and special exercise in the educational process not only helps develop the required skills, but also trains psychological resistance which helps perform operational tasks of this type fully and within the allotted time.
Keywords:
vocational training, situational modelin, special conditions, security measures, aircraft crash, search and rescue, staff training, tactical and s, psychological, methodВ ХХ в. человечество совершило мощнейший рывок в области научно-технического прогресса. Были созданы и постоянно совершенствуются новые средства передвижения. В настоящее время одним из наиболее перспективных и востребованных способов перемещения людей и грузов являются авиаперевозки. Если после изобретения автотранспорта человек получил свободу передвижения в условиях одного или близлежащих населенных пунктов, то с началом производства больших пассажирских авиалайнеров, рассчитанных на сотни пассажиров, появилась возможность перемещения по всему земному шару. Однако увеличение количества пассажирских лайнеров, сложность их конструкций, повышенные требования к обслуживающим специалистам и возрастающая с каждым годом интенсивность воздушного движения вблизи мест компактного проживания граждан затрудняют обеспечение безопасности полетов и приводят к авиационным происшествиям, сопровождающимся сотнями погибших и пострадавших.
В настоящее время, по прогнозам специалистов, существенных изменений в области снижения аварийности на авиатранспорте не предвидится. Основными причинами этой тенденции, как и в прошлые годы, являются ошибки в управлении воздушным движением, нарушение экипажами воздушных судов правил безопасности полетов, эксплуатация воздушных судов и других технических средств с выработанным ресурсом [8, С. 7]. В связи с этим, требуется более пристальное изучение проблем, связанных подготовкой личного состава органов внутренних дел[1] к действиям в кризисных ситуациях, обусловленных проведением аварийно-спасательных работ на объектах транспортного комплекса [5, С. 18].
В силу особой специфики авариям и катастрофам на авиатранспорте присущи такие черты, как невозможность прогнозирования событий по времени и месту возникновения, высокая вероятность тяжелых последствий для жизни и здоровья людей и непредсказуемость экологических последствий. Высокие риски для личной безопасности сотрудников и особая специфика действий в районе чрезвычайных ситуаций[2] обуславливают потребность в высоком уровне подготовки личного состава. В связи, с чем образовательный процесс, направленный на профессиональную подготовку сотрудников полиции к участию в ликвидации последствий событий, связанных с лётной эксплуатацией воздушных судов, требует переосмысления форм и методов обучения.
Практический опыт привлечения сотрудников полиции к участию в ликвидации последствий крупных транспортах аварий и катастроф демонстрирует недостаточную подготовку личного состава. Это обусловлено тем, что во многих случаях положение усугубляется воздействием таких негативных факторов, как неопределенность действий в первые минуты чрезвычайного события, большой объем поступающей информации, необходимость принятия нестандартных решений, физическое напряжение и эмоциональные нагрузки, наличие реальных рисков для жизни и здоровья.
В настоящее время основными видами действий, к которым привлекаются сотрудники полиции при ликвидации последствий ЧС на объектах транспортного комплекса, являются режимные и поисково-спасательные мероприятия [1, С. 46]. При этом, имеющийся опыт проведения режимных мероприятий, в частности оцепления территории, где проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы, показывает наличие существенных проблем в подготовке личного состава. В первую очередь это обусловлено низкой эффективности работы сотрудников полиции, руководящих первоначальными действиями на месте катастрофы. В частности у сотрудников отсутствуют умения и навыки организации взаимодействия между различными подразделениями и, как следствие самого порядка осуществления режимных мероприятий [7, С. 45]. Несогласованность в управлении нарядами приводит в одних случаях к дублированию функций, в других к низкому качеству их выполнения.
Так, в 1994 г. авиалайнер ТУ-154М авиакомпании «Байкал», выполнявший рейс BKL130 с 124 пассажирами и членами экипажа, потерпел катастрофу в пригороде г. Иркутска вблизи п. Мамоны. В первые минуты трагедии к месту происшествия прибыли дежурные наряды отряда милиции особого назначения, патрульно-постовой службы и следственно-оперативная группа Ленинского РОВД г. Иркутска. Однако ни старшие нарядов, ни оперативный дежурный РОВД не приняли мер к немедленному оцеплению места падения, вследствие чего имели место случаи хищения личного имущества и денег потерпевших, совершенные жителями п. Мамоны. Впоследствии действия сотрудников ОВД были охарактеризованы, как растерянность и шок. Оцепление было выставлено только после прибытия руководства главного управления внутренних дел по Иркутской области силами подразделений патрульно-постовой службы и внутренних войск МВД России [11, С. 125].
Иная ситуация сложилась при ликвидации последствий авиакатастрофы в декабре 1997 г., когда тяжёлый дальний транспортный самолет АН-124 «Руслан» упал на жилые дома г. Иркутска. В первые часы ликвидации последствий ЧС к месту авиакатастрофы было направлено большое количество личного состава от различных подразделений ОВД. Численность прибывшего личного состава значительно превосходило количество сотрудников, которое было необходимо для оцепления района авиакатастрофы.
В результате того, что руководители органов оперативного управления в первые часы после падения самолета направили к месту авиакатастрофы весь имеющийся в их распоряжении личный состав, имели место проблемы с предоставлением необходимого отдыха задействованным сотрудникам на следующий день. Кроме того, при проведении режимных мероприятий возникли проблемы с выдачей пропусков участникам ликвидации последствий ЧС. Это существенно затрудняло, как въезд специального автотранспорта в зону аварийно-спасательных работ, так и выезд из зоны через рубежи оцепления. Информация о необходимости пропуска людей и техники своевременно не поступала к группам оцепления, в связи с отсутствием единого руководства и системы радиосвязи с заранее определенными позывными и радиочастотами [6, С. 34].
Очевидно, что заблаговременное и рациональное распределение личного состава по функциональным группам, составление графика несения службы и подготовка радиоданных позволили бы выполнить поставленные задачи с большей эффективностью и иметь резерв на случай осложнения обстановки или возникновения иных ЧС. Однако в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке с руководящим составом ОВД, указанные действия не отрабатывались вследствие чего у сотрудников отсутствовали знания и умения для действия в подобных ситуациях.
Данные недостатки могут быть нивелированы при использовании в процессе профессиональной подготовки сотрудников, входящих в состав органов оперативного управления, таких форм обучения, как штабные тренировки, которые способствуют быстрому овладению приемами и способами решения тактических задач. По мнению А. Ю. Назарова, применение в ходе штабных тренировок различных ситуационных вводных позволяет в короткие сроки вырабатывать у руководителей ОВД способность к правильной оценке сущности кризисной ситуации и принятию рациональных решений на различных стадиях развития оперативной обстановки [9, С. 36].
При организации практических занятий с сотрудниками, включенными в состав групп оцепления следует активно использовать существующий опыт в вопросах организации режимных мероприятий на различных промышленных объектах, независимо от вида ЧС. В ходе тактико-специальных занятий следует отрабатывать различные тактические действия, позволяющие более эффективно изолировать район спасательных работ. В частности оцепление объекта или местности, которые находятся в зоне катастрофы можно обозначать различными временными поясняющими надписями, обозначениями (лентами красно-белого цвета) и временными заградительными сооружениями [2, С. 128]. Это позволяет существенно уменьшить количество задействованного в режимных мероприятиях личного состава. Соответственно при проведении тактико-специальных занятий с сотрудникам полиции, задействованным в составе групп оцепления, необходимо отрабатывать приемы и способы ограждения определенных зон на различных участках местности с использованием временных заградительных сооружений и обязательным введением дополнительных усложняющих задач [3, С. 54].
Не менее серьезной проблемой является и низкий уровень подготовленности сотрудников полиции, привлекаемых в составе групп поиска к участию в поисково-спасательных мероприятиях. Это стало очевидным при проведении поисковых мероприятий при ликвидации последствий крушения самолета ТУ-154 авиакомпании «Владивосток-Авиа» выполнявшего рейс по маршруту Екатеринбург-Владивосток и потерпевшего катастрофу в окрестностях поселка Бурдаковка 4 июля 2001 г. В первые часы после крушения авиалайнера поисково-спасательные мероприятия не проводились, по причине полного отсутствия подготовленного к проведению такого рода действиям личного состава. Только привлечение через некоторое время к организации поисковых мероприятий профессорско-преподавательского состава кафедры боевой и тактико-специальной подготовки Восточно-Сибирского института МВД России[3] в качестве командиров групп поиска позволило успешно выполнить поставленные задачи.
Отсутствие практических навыков ведения поисково-спасательных работ у личного состава ОВД, включаемого в состав групп поиска, оказывает негативное влияние на оперативность и слаженность действий иных функциональных групп. Это приводит к затягиванию времени и снижению качества выполнения оперативно-служебных задач.
Для привития требуемых умений и практических навыков по поиску необходимо проведение цикла тактико-специальных занятий на пересеченной местности с привлечение специалистов авиационной безопасности и обязательным обучением личного состава методике поиска бортовых средств объективного контроля, табельного оружия конвойных нарядов, команд по спортивной стрельбе, дипкурьеров, сотрудников фельдсвязи. Кроме того, на учебных занятиях следует отрабатывать действия по оказанию помощи заинтересованным службам в поиске предметов, имеющих отношение к катастрофе, раскрывающих причины и могущих служить доказательствами по расследуемому в этих случаях уголовному делу. Непременным условием проведения таких занятий является использование заранее разработанной легенды об обстоятельствах авиакатастрофы и массогабаритных макетов, имитирующих различный предметы, включенные в перечень разыскиваемых. Закладка массогабаритных макетов должна осуществлять заранее в труднодоступных местах в районе предполагаемого разброса фрагментов авиалайнера согласно вводным задачам [4, С. 37].
Весь личный состав, участвующий в тактико-специальных занятиях, должен иметь при себе индивидуальные средства защиты: фильтрующие противогазы, респираторы, индивидуальные перевязочные пакеты. Все это необходимо использовать в ходе занятий при усложнении учебных задач. В качестве таковых могут использоваться дополнительные вводные о том, что на борту самолета или в месте его падения находились радиоактивные или токсичные вещества. В этом случае для определения вероятности поражения сотрудников токсичными веществами, ионизирующим излучением и остатками топлива на месте предполагаемой катастрофы должны проводятся радиационная и химическая разведка, а обучаемые обязательно используют индивидуальные средства защиты кожных покровов и органов дыхания.
Существенную опасность для личного состава, участвующего в ликвидации последствий авиакатастрофы, представляют негативные факторы, влияющие на психику. Вид многочисленных трупов и отдельных фрагментов человеческих тел, запах, исходящий от обгорелых тел, оказывает угнетающее влияние на психологическое состояние отдельных сотрудников и подразделений в целом. При ликвидации последствий авиакатастроф на территории Иркутской области были зафиксированы случаи, когда наличие многочисленных фрагментированных останков человеческих тел вызывал рвоту и потерю сознания у сотрудников, выполнявших оперативно-служебные задачи на месте авиакатастрофы.
В частности, при ликвидации последствий падения ТУ-154М на п. Мамоны было принято решение о привлечении к и поиску фрагментов самолета и фрагментов тел погибших пассажиров курсантов Иркутской высшей школы МВД РФ и военнослужащих ВВ МВД РФ. Личный состав данных подразделений не был психологически готов к такой работе. Имелись нарекания к правильности сбора останков тел пассажиров со стороны судмедэкспертов. Несколько десятков человек получили психические травмы и вынуждены были проходить курс реабилитации с отрывом от исполнения служебных обязанностей, шесть курсантов школы милиции подали рапорта на отчисление.
В целях минимизации последствий получения личным составом психологических травм и повышения эффективности действий при проведении тактико-специальных занятий следует воспитывать у сотрудников полиции чувство ответственности за порученное дело, психологическую устойчивость, стойкость и решительность. По утверждению профессора А.М. Столяренко, такая психологическая подготовка должна «преследовать цели научить сотрудника психологически компонентному решению оперативно-служебных задач, сформировать у него профессионально-психологические умения, устойчивость»[10, С. 15].
Поэтому одним из основных требований в процессе обучения сотрудников ОВД выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях является выработка у них психологической устойчивости. Реализация данной учебной задачи возможна в процессе разработки решений по ситуациям во время тактико-специальных занятий по заранее разработанному «сценарию экстремальной ситуации» и при условии систематического изучения аналитических материалов о чрезвычайных ситуациях на объектах транспорта. Кроме того использование в ходе занятия различных вводных по усложнению обстановки может обеспечить моделирование эмоционального состояния, создание таких условий, которые составляют основу формирования и совершенствования профессионально-психологической ориентации сотрудников ОВД, развития профессиональной наблюдательности, памяти, мышления при выполнении задач в различных условиях.
Наиболее эффективная реализация вышеозначенных учебных и воспитательных целей возможна при комплексном воздействии на обучаемых в ходе тактико-специальных учений, которые следует проводить по мере освоения учебного материала, как с сотрудниками, входящими в состав органов оперативного управления, так и с сотрудниками, выполняющими конкретные обязанности в составе функциональных групп.
Тактико-специальные учения являются важной формой практического обучения. Использование такой формы обучения позволяет на фоне единой обстановки отрабатывать множество взаимосвязанных задач, состоящих из ряда оперативно-тактических и организационных эпизодов. Основной метод обучения на тактико-специальных учениях — практическая работа по выполнению всеми обучаемыми своих функциональных обязанностей в условиях, максимально приближенных к реальной оперативно-служебной деятельности ОВД, кроме того могут применяться объяснение, показ и тренировка.
Одним из важнейших требований, предъявляемых к тактико-специальным учениям является соблюдение принципа наглядности в обучении. Наглядность в ходе учений достигается путем розыгрыша действий сторон на основе решений обучаемых, отданных ими распоряжений и фактических действий. Розыгрыш действий на основе решений обучаемых воспитывает у них инициативу, решительность, самостоятельность, творчество.
Таким образом одним из основных направлений в подготовке личного состава ОВД к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях, обусловленных возникновением ЧС на объектах авиационного транспорта, является выбор приоритетов в формах и методах обучения. Немаловажное значение для реализации образовательных задач имеет создание необходимой учебной и материальной базы, обеспечение определенной психологической подготовки и мотивации. Использование таких форм обучения, как штабные тренировки, тактико-специальные занятия и тактико-специальные учения способствует выработке умений и навыков по быстрой и правильной оценке обстановки, принятию рациональных решений на различных стадиях развития сложной обстановки, привитию обучаемым готовности к действиям в критических ситуациях, введению должной мотивации, основанной на психологических особенностях сознательной деятельности.
[1] Далее — ОВД.
[2] Далее — ЧС.
[3] Далее — ВСИ МВД России.