Library
|
Your profile |
Litera
Reference:
Sukhanova I.Y.
The dynamics of using thematic group “Religion” in the works of K. G. Paustovsky
// Litera.
2021. № 4.
P. 118-126.
DOI: 10.25136/2409-8698.2021.4.35295 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=35295
The dynamics of using thematic group “Religion” in the works of K. G. Paustovsky
DOI: 10.25136/2409-8698.2021.4.35295Received: 21-03-2021Published: 07-05-2021Abstract: The subject of this research is the dynamics of using thematic group “Religion” in the literary works of K. G. Paustovsky. The eight-volume collection of the writer's works served as the material for this research. The goal is to characterize the specificity of functionality of the lexicon with the semantics of religion in the works of K. G. Paustovsky. The article employs the following methods: descriptive-analytical, system description, inductive-hypothetical, contextual analysis and qualitative analysis; observation and interpretation techniques. The practical value of this research lies in the possibility to use its results in the university disciplines, such as “Philological Analysis of the Text”, “Modern Russian Language”, “History of the Russian Literary “Language”, and “Stylistics”. The scientific novelty consists in studying the lexicon of the thematic group “Religion” in the works of K. G. Paustovsky in the dynamic aspect (the author offers the methodology of three-stage analysis). It is determined that the linguistic unit pertaining to “Religion” in the works of K. G. Paustovsky indicate a significant dynamics of their application relate to a particular period of his creative path, functions of a literary work, levels of artistic usage, division of nominations into subgroups and micro-groups. All of the aforementioned characteristics are interrelated. The presented material will be valuable in the Paustovsky’s studies, theory of poetic speech, functional-semantic research. Keywords: thematic group, religion, functions, literary text, linguistic usage, period of writing, Paustovsky, Christianity, Judaism, Moslem
Введение. Актуальность изучения динамики употребления тематической группы (ТГ) «Религия» обусловлена тем, что 1) литературно-эстетические взгляды К. Г. Паустовского в настоящем времени нуждаются в тщательной систематизации и новом истолковании [4]; 2) при достаточно развитом паустовсковедении [8] собственно лингвистические изыскания творчества К. Г. Паустовского представлены в незначительном количестве, напр. [1]; 3) возрастанием роли ТГ «Религия» в русском дискурсе.Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи: во-первых, определить характер соотношения признаков «период творчества писателя» – «функция художественного произведения» в ТГ «Религия» (два признака); во-вторых, рассмотреть соотношение данных признаков с признаком «уровень художественного словоупотребления» (три признака); в-третьих, описать соотношение употреблений ТГ «Религия» по названным признакам с учетом членения на подгруппы анализируемой группы (четыре признака). Методы исследования: описательно-аналитический, системного описания, индуктивно-гипотетический, контекстуального анализа и качественного анализа. Применялись приемы наблюдения и интерпретации. Теоретическая база. Теоретической базойработы явились исследования по лексической семантике, изучение тематических групп русского языка Л. М. Васильева [2], И. М. Кобозевой [5], И. П. Слесаревой [19] и др.; исследования творчества К. Г. Паустовского [6]; [22]; [1]; труды по языку художественной речи [3]; [21] и др. Практическая значимость исследования заключается в 1) возможности применить его результаты в вузовских курсах «Филологический анализ текста», «Современный русский язык», «История русского литературного языка», «Стилистика» и др.; 2) в педагогической работе по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, что предусмотрено Федеральным государственным образовательным стандартом последнего поколения. В науке принято выделять три периода творчества К. Г. Паустовского: 1) ранний, начиная с дореволюционного и включая 1920-е гг.; 2) зрелый период: 1930-1950-е гг., и 3) поздний – 1950-1960-е гг., ср. [22]. Как показал анализ функционирования ТГ «Религия» в разные периоды творчества мастера слова, наблюдаются различия в доминировании, значимости по 1) уровням художественного словоупотребления, 2) функциям, которые реализуют данные номинации в том или ином контексте, 3) с учетом подгрупп данной ТГ. Следуют оговорить, что данная работа является обобщением доминирования того или иного вида употребления, некоей абстракцией, которая никоим образом не исключает фактов сложного соотношения всех признаков: «период творчества», «функция, выполняемая номинацией в данном контексте», «уровень художественного употребления номинации», подгруппа ТГ номинаций «Религия». Материал исследования. Валидность обобщений достигалась обращением к восьмитомному изданию собрания сочинений К. Г. Паустовского, предоставившему значительное количество словоупотреблений номинаций с религиозной семантикой – свыше двух тысяч. 1. Соотношение употреблений номинаций ТГ «Религия» по признакам «период творчества» – «функция номинации» На первой ступени анализа в обобщенном виде характеризуется соотношение признаков «период творчества» – «функция номинации художественного произведения» по их доминированию. В художественном произведении реализуются функции: 1) гносеологическая, 2) аксиологическая, 3) дидактическая, 4) эстетическая, 5) самовыражения автора, коллективного сознания читателя, внутреннего мира народа [3]. Данные функции осуществляются не только через систему образов, организацию художественного текста, но и посредством актуализации в употреблении тех или иных языковых единиц. Значительно упрощая сложную картину реализации функций художественного текста, констатируем, что в раннем периоде творчества К. Г. Паустовского доминировала эстетическая функция при употреблении номинаций ТГ «Религия», напр.: (1) Словно я ждал прихода этой ночи, стелющей над городом свои млечные покровы из сверкающей манны [15, с. 44]. Сочетание покровы из сверкающей манны поэтично, служит для передачи эстетически значимого описания. В зрелом периоде творчества писателя доминировала аксиологическая функция в номинациях ТГ «Религия». Именно в этом периоде разрабатывалась система художественных утверждений и отрицаний. Как известно, 1930-е гг. для К. Г. Паустовского – это период интенсивной работы журналистом, поездки по всей стране, создание качественных репортажей, которые в дальнейшем перерастают в художественное повествование. Исследователи отмечают, что, как правило, аксиологическая функция реализуется во взаимодействии с дидактической [3, с. 5]. Применительно к нашему исследовательскому материалу это также верно. Употребление номинаций ТГ «Религия» здесь нацелено на формирование системы ценностей. См. пример из зрелого периода (1935 г.): (2) С гимназических времен я чувствовал неприязнь к христианству с его манной кашей добродетелей. Христос казался мне молодым толствовцем, изрекающим слащавые истины, а его бородатые святые походили на ломовых извозчиков [18, с. 78]. Как показывает контекст, ближайшее окружение номинаций с религиозной семантикой формирует богоборческую систему ценностей. Сопоставим (1) и (2). В (1) лексема манна принимает участие в описании красоты звездного неба, создаёт возвышенный слог за счет обращения к ТГ «Религия», поскольку вызывает ассоциации с манной небесной, дарованной Богом людям. Попутно отметим, что сравнение звезд с манной в первом периоде не является единичным. Напротив, дериват лексемы манна – манная – в(2), хотя и вызывает ассоциации с манной небесной через словосочетание манная каша, выполняет совершенно иные, характерные для зрелого периода творчества функции (аксиологическую и дидактическую). В послевоенные годы в зрелом периоде творчества К. Г. Паустовского продолжает преобладать отрицательная оценка в ТГ «Религия», напр.: (3) <…> а поп барышничал, лошадьми торговал по ярмаркам. И не служил, а прямо ржал – не разбери господи, что и кричит [13, с. 71]. Ближайший контекст номинаций с религиозной семантикой формирует антиклерикальную систему ценностей. Гносеологическая функция в употреблении изучаемых номинаций доминирует в позднем творчестве К. Г. Паустовского. В этот период писатель много путешествует по разным странам, знакомит своих читателей с новым открывающимся путешественнику миром, описывает новые реалии, в том числе посредством номинаций ТГ «Религия», напр.: (4) Потом мы осматривали древнейший собор [13, с. 128]; (5) <…> средневековый мастер Клаус Берг – вырезал из чёрного дерева огромный алтарь для собора в Одензе [16, с. 50]. Функция самовыражения имеет свои особенности проявления в изучаемой ТГ по разным периодам творчества. В первом периоде она активно представлена как самовыражение автора произведения, его мировидения, его эстетического восприятия действительности, напр., (1). В позднем творчестве К. Г. Паустовского та же функция реализуется уже как функция самовыражения моделируемого читателя, как выражение мировидения советского человека в целом, напр.: (6) Мы, работники Опродкомгуба, знали, какое нечеловеческое напряжение требовалось, чтобы прокормить впроголодь город, насытить, как в евангельской притче, пятью хлебами несколько тысяч человек [8, с. 37].Моделируемое мировидение советского человека здесь таково: духовное начало в человеке остается в приоритете, базируется на универсальных ценностях человечества (которые, в частности, закреплены во всех религиозных системах), но теперь главное – это то, что происходит со страной, мирное строительство; духовное более не должно ассоциироваться с религией в целом и православием в частности. 2. Соотношение употреблений номинаций ТГ «Религия» по признакам «период творчества» – «функция номинации» – «уровень художественного словоупотребления» Вторая ступень. К признакам «период творчества» – «художественная функция» при анализе ТГ «Религия» добавляется признак «уровень художественного словоупотребления». Исследователи выделяют уровни художественного словоупотребления: номинативное, переносное, образное [21]. В творчестве К. Г. Паустовского, как показал анализ языкового материала, наблюдается такое соотношение изучаемых признаков. Номинативное употребление ТГ «Религия» доминирует в позднем творчестве писателя и частотно соотносится с гносеологической функцией, напр.: (7) Вдоль стен базилики и на алтаре стояли и лежали десятки амфор [7, с. 355]. Номинативная функция частотно проявляется и в случаях словоупотребления данной ТК в дидактической функции, напр.: (8) [Рассуждение об аристократических и простонародных органах на примере Польши] В пустых и небогатых костёлах они звучат, ка музыка пастушеского христианства, ещё не извращённого насилием, ложью и властью [17, с. 399]. Образное и переносное употребления номинаций в целом характерны художественной речи. В раннем творчестве К. Г. Паустовского такие употребления активны и реализуют эстетическую функцию, напр., (1). См. пример переносного употребления: (9) В окнах дворца светилось небо, за Хамовниками дымно лежала Москва, яркие пятна Спасителя [15, с. 79]. В (9) представлен метонимический перенос в употреблении. См. пример образного употребления: (10) Я думал о раковине. Человека тоже взяли от иной жизни и поселили в этом сером чистилище [15, с. 48]. Земная жизнь мастером слова сопоставляется с чистилищем. Авторизованный рассказчик в переносном смысле употребляет номинацию чистилище, рассуждая о мечтах человека: каждый томится по своему морю, которое помнит сердце [15, с. 48]. В зрелом и позднем периодах номинации ТГ «Религия» в образном употреблении, выражая эстетическую функцию, всё же непременно сопровождаются контекстом, снижающим пафос религиозного чувства, напр.: (11) В покоях настоятеля бегали по стенам худые тараканы. Мутно светили лампадки… Луна сияла круглой золотой иконой [14, с. 132]. Отметим также, что сравнение с христианской семантикой обусловлено контекстом: действие происходит в монастыре. Что касается зрелого периода, то следует отметить, как в 1940-е гг. актуализируются переносные употребления номинаций с религиозной семантикой в отношении людей. Утверждается идея: святые не на небе, святые – это советские люди, герои, напр.: (12) [Ленинград в блокаде, профессор Пахомов умер от голода] Но Николай Евгеньевич святой человек, рыцарь. Зёрнышка не тронул! [13, с. 143]. В. Смолкин указывает, что в советский период символический капитал религии приобретает идеологически приемлемую форму – трансформацию её в культуру [20]. Исследовательница приводит выразительный пример, как журнал «Наука и религия» предлагал читателю новые рубрики, например, «Святыни нашей родины», выводя проблему религии в общественно приемлемую форму духовности – любовь к родине, родному краю. 3. Соотношение употреблений номинаций ТГ «Религия» по признакам «период творчества» – «функция номинации» – «уровень художественного словоупотребления» – подгруппа ТГ Третья ступень. К признакам «период творчества», «функция», «уровень словоупотребления» добавляется признак «членение на подгруппы». Изучаемая ТГ членится на подгруппы с учетом конфессий: 1) подгруппа «Христианство», 2) «Иудаизм», 3) «Мусульманство». Подгруппа христианство членится на мини-группы «Православие» и «Католицизм». По частотности употребления доминирует подгруппа «Христианство» (составляя 78 %), две другие подгруппы низкочастотны. Подгруппа «Христианство» активно представлена во всех трех периодах творчества, участвует в реализации всех пяти функций художественного произведения. По уровням художественного словоупотребления в ней доминируют образные и переносные. Среди функций в ней в целом доминируют аксиологическая и дидактическая. Представлены как положительные, так и отрицательные оценки. Пример положительной аксиологии: (13) [План персонажа, больного Коли] А старая нянюшка сказала, что сегодня благовещенье и мальчишки в этот день выпускают на волю птиц <...> Благовещенье. Благая весть… [13, с. 148]. Ближайшее окружение номинации ТГ «Религия» создает атмосферу возвышенных размышлений. Специфика языкового материала требует особо рассмотреть мини-подгруппу «Православие» и «Католицизм». Если мини-подгруппа «Православие» составляет единый континуум во всех периодах творчества, представлена как положительной, так и отрицательной аксиологией, то в противоположность этому мини-подгруппа «Католицизм» присутствует в творчестве К. Г. Паустовского дискретно и неравномерно, преимущественно в зрелом и позднем периодах. В данной микро-подгруппе тотально доминирует аксиологическая функция (73 %), причем преимущественно с отрицательной оценкой. Так, например, анализ ближайшей сочетаемости демонстрирует непривлекательную картину католического богослужения в (14) <…> процессия богомольцев выстроилась на пыльной дороге. Ксендз благословил её и пробормотал в нос молитву [9, с. 29-30]. Далее рисуется картина, где ксендз идет равнодушно, у богомолки исступлённое лицо. В другом эпизоде описана служба кардинала: (15) Пурпурная его сутана развевалась и задевала молящихся по лицу [9, с. 33]. Молящиеся униженно целовали край сутаны. Подгруппы «Иудаизм» и «Мусульманство» ТГ «Религия» выполняют преимущественно гносеологическую функцию, представая в номинативном употреблении, напр.: (16) раввин узнал, что Иоська ходил креститься и проклял (…) в синагоге до десятого колена [10, с. 313-314]; (17) [Над поведением Викентии Ивановны посмеивались] <…> и говорили, что если пойдет так дальше, то Викентия Ивановна начнет навещать знаменитых еврейских цадиков и закончит свои дни паломничеством в Мекку к гробу Магомеда» [9, с. 28]. Ср. с примером описания наборщиков типографии, за которыми полюбил наблюдать авторизованный рассказчик: (18) Я полюбил <…> их насмешливость <…> и даже самую манеру набирать, покачиваясь около наборных касс, как качаются мусульмане, совершая намаз или читая Коран [8, с. 104]. Выводы Изучение динамики употребления ТГ «Религия» в художественном творчестве К. К. Паустовского согласно трехступенчатой методологии анализа позволяет сделать ряд выводов. 1. Соотношение признаков «период творчества писателя» – «функция художественного произведения» обнаруживает доминирование эстетической функции в раннем периоде, аксиологической и дидактической (в их взаимодействии) – в зрелом и позднем. Аксиологическая функция ТГ «Религия» в этих периодах участвует в формировании системы ценностей антиклерикального и богоборческого характера. Гносеологическая функция анализируемой ТГ доминирует в позднем творчестве. Динамика употребления номинаций религиозной тематики проявляется в изменении характера функции самовыражения: если в раннем творчестве доминирует самовыражение авторского мировидения, то в зрелом и позднем периодах – это мировидение советского человека. 2. Учет признака «уровень художественного словоупотребления» в ТГ «Религия», функционирующей в творчестве К. Г. Паустовского, свидетельствует, что номинативные употребления доминируют в позднем периоде, соотносясь с гносеологической функцией. Переносные и образные употребления характерны для всего творчества мастера слова в целом, в раннем творчестве они частотно реализуют эстетическую функцию. Выполняя эстетическую функцию в зрелом и позднем периодах, названные языковые единицы сопровождаются контекстом, снижающим пафос религиозного чувства. 3. Признак «учет членения ТГ на подгруппы и мини-группы» характеризует особенности употребления номинаций с религиозной семантикой в количественном и тематическом аспектах. Среди подгрупп «Христианство», «Иудаизм», «Мусульманство» является высокочастотной только первая. Она же представлена единым континуумом по всему художественному пространству произведений К. Г. Паустовского, реализуясь во всех пяти функциях, характеризуясь преобладанием переносных и образных употреблений. Данная подгруппа членится на мини-группы «Православие» и «Католицизм». Мини-подгруппа «Православие» представлена как положительной, так и отрицательной аксиологией; в мини-подгруппе «Католицизм» отрицательная аксиология тотально доминирует. Низкочастотные подгруппы ТГ «Религия» выполняют преимущественно гносеологическую функцию, применяясь в номинативном употреблении. Перспективы дальнейшего исследования проблемыфункционирования ТГ «Религия» видятся в сопоставлении её состава и функций с ТГ, выявленной из пространства художественных текстов других мастеров русского слова, творивших в достаточной больших временных рамках.
References
1. Bakalova Z.N. Rasskazy K. G. Paustovskogo o lyubvi: filologicheskii analiz // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya istoriya i filologiya, 2018. T. 28. Vyp. 6. S. 937-941.
2. Vasil'ev L. M. Sovremennaya lingvisticheskaya semantika. M.: Vysshaya shkola, 1990. 176 s. 3. Esin A. B. Printsipy i priemy analiza literaturnogo proizvedeniya. M.: Flinta, Nauka, 2000. 248 s. 4. Karpechenko T. V. Pisatel' i tvorchestvo v esteticheskoi kontseptsii K. G. Paustovskogo: avtoref. diss. … kand. filol. n. M., 2000. 24 s. 5. Kobozeva I. M. Lingvisticheskaya semantika. M.: Izd-vo Mosk. gos. un-ta im. M. V. Lomonosova. 2000. 352 s. 6. Mir Paustovskogo: Izbrannye stranitsy / Moskovsk. Literaturnyi muzei-tsentr K. G. Paustovskogo. M.: «Mir Paustovskogo»; Nizhnii Novgorod: DEKOM, 2003. 456 s. 7. Paustovskii K. G. Amfora // Sobranie sochinenii v 8 t. T. 8. S. 354-372. 8. Paustovskii K. G. Vremya bol'shikh ozhidanii // Sobranie sochinenii v 8 t. T. 5. S. 7-214. 9. Paustovskii K. G. Dalekie gody // Sobranie sochinenii v 8 t. T. 4. S. 7-269. 10. Paustovskii K. G. Zolotaya roza // Sobranie sochinenii v 8 t. T. 3. S. 287-527. 11. Paustovskii K. G. Ozernyi front // Sobranie sochinenii v 8 t. T. 6. S. 53-92. 12. Paustovskii K. G. Orest Kiprenskii // Sobranie sochinenii v 8 t. T. 6. S. 121-153. 13. Paustovskii K. G. Povest' o lesakh // Sobranie sochinenii v 8 t. T. 3. S. 7-180. 14. Paustovskii K. G. Prostoi chelovek // Sobranie sochinenii v 8 t. T. 8. S. 123-130. 15. Paustovskii K. G. Romantiki // Sobranie sochinenii v 8 t. T. 1. S. 21-188. 16. Paustovskii K. G. Skazochnik // Sobranie sochinenii v 8 t. T. 8. S. 48-61. 17. Paustovskii K. G. Tret'e svidanie // Sobranie sochinenii v 8 t. T. 8. S. 397-434. 18. Paustovskii K. G. Chernoe more // Sobranie sochinenii v 8 t. T. 2. S. 7-191. 19. Slesareva I. P. Problemy opisaniya i prepodavaniya russkoi leksiki. M.: Rus. Yaz., 1990. 174 s. 20. Smolkin V. Svyato mesto pusto ne byvaet: istoriya sovetskogo ateizma / Per. s angl. O. Leont'evoi. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2021. 700 s. 21. Spivakova S. M. Tolkovanie poeticheskogo slova (na primere leksemy «son») v stikhakh o Prekrasnoi Dame A. Bloka // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2019. T. 12. Vyp. 4. S. 187-192. 22. Khryashcheva N. P., Sukhorukova Yu. A. Pozdnee tvorchestvo K. G. Paustovskogo: dvizhenie k poetike metaprozy // Ural'skii filologicheskii vestnik. Seriya: Russkaya literatura XX – XXI vekov: napravleniya i techeniya. 2012. № 1. S. 71 – 83. |