Library
|
Your profile |
Sociodynamics
Reference:
Pestereva K.A., Khokholova I.S., Kysylbaikova M.I., Vasilyeva A.P.
The symbolism of urban space: socio-cognitive approach (based on the material of Yakutsk)
// Sociodynamics.
2021. № 2.
P. 1-15.
DOI: 10.25136/2409-7144.2021.2.35102 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=35102
The symbolism of urban space: socio-cognitive approach (based on the material of Yakutsk)
DOI: 10.25136/2409-7144.2021.2.35102Received: 22-02-2021Published: 01-03-2021Abstract: This article is dedicated to the currently relevant direction in the humanities – the study of city monuments as the tools of commemoration that contribute to the formation of historical and cultural memory in the society. The author classifies the monuments and art objects of Yakutsk by designation, as well as presents the survey results of the citizens on perception of the city’s symbolic space of the city. An overview and analysis of the monuments of Yakutsk demonstrated that they reflect history of the city and the republic, as well as contribute to the formation of sustainable representation of the citizens on the historical events. The most remarkable component in the formation of collective memory and historical identity remains the Memorials of Military Glory. This article reviews an example of the memorial complex “Victory Square” as the major memorial site in the city. It is substantiated by the fact that due to the government’s policy of emphasizing and reconsideration of the role of the Soviet people in victory in the Great Patriotic War, the monument retains its functionality and reminds on the tough years of war experienced by the people. The acquired results indicate that the residents are familiar with the history of their city and support the strengthening of commemorative functions assigned to the monuments. Keywords: historical memory, multiethnic population, historical monument, collective memory, urban space, sociological questionnaire, memorial complex, urban population, commemoration, symbolic spaceThe reported study was funded by RFBR and EISR according to the research project №20-011-31324 "Symbolic space of the northern cities of the Republic of Sakha (Yakutia) in the context of socio-political processes».
Введение Исследование объектов культурного и исторического наследия в городе как инструментов формирования символического пространства города приобретает на данный момент особую актуальность в связи с важностью процесса формирования коллективной и исторической памяти в поликультурных и многонациональных обществах. Символизм, выраженный в памятниках, можно также рассматривать и как маркер сохранения политической и социальной стабильности в стране, ввиду последних потрясений в общемировом пространстве – «памятникопадов», демонтирований памятников, как актов дискредитирования «противоречивых» событий, отраженных в историко-культурных памятниках, в качестве социально-политического недовольства. Северные города Якутии являются уникальными городами, построенными на вечной мерзлоте, своими ресурсными и природно-климатическими составляющими. Данные особенности обуславливают ведение строительных, геологоразведочных и других работ на Севере с учётом многолетней мерзлоты и опасностью оттаивания грунта. Следует отметить, что историко-культурный пласт данных городов остается недостаточно изученным в плане семиотики и когнитивного подхода. Якутск, являясь одним из старейших городов Сибири, как укрепленный населенный пункт, удачно расположенный с точки зрения экономико-географических условий, рос в качестве крупного административного, религиозно-культурного и торгово-ремесленного центра к началу XVIII в. Будучи мощной крепостью являлся форпостом на восточных окраинах русского государства, опорным пунктом к освоению обширной территории до Тихого океана [7]. На данный момент город Якутск является одним из ярких примеров столицы республики с богатой историей и полиэтничным населением. «С точки зрения семиотики, культура представляет собой коллективный интеллект и коллективную память, т. е. надындивидуальный механизм хранения и передачи некоторых сообщений (текстов) и выработки новых» [10, с. 200]. На наш взгляд, важнейшими инструментами коммеморации исторических событий являются памятники и арт-объекты, с которыми сосуществует человек. Но среди определенного количества памятников, находящихся в городе, часть объектов растворяются в общей архитектуре города и не воспринимаются населением. Вместе с тем ряд памятников продолжает функционировать и выполняет свою роль как инструмент коммеморации и формирования коллективной памяти. Формирование исторической памяти в изучаемом городе имеет определенную особенность, ввиду неоднородности культурного и этнического состава населения. В этой связи, перед государством, в целом, стоит задача сформировать единое общество, но в котором народы сохраняют, культурную и национальную самобытность. Для правильного функционирования социокультурных процессов в разнородном обществе, необходимо сохранять региональную особенность истории края и города. Конструирование нации выражается, в том, что власть имеет монопольное право акцентировать внимание на одних моментах истории, замалчивать или вовсе маргинализировать другие [13]. Государство определяет тот набор знаний об истории, которым должен обладать каждый гражданин путем создания единых стандартов образования [12]. По М. Хальвбаксу, группы, из которых состоит общество, способны реконструировать прошлое, но этот процесс связан так или иначе с деформацией прошлого. Но для существования общества необходимо, чтобы между образующими его индивидами и группами имелось единство во взглядах [20, с. 336]. В этом отношении, элементом коммеморации и инструментом nation-building является городской памятник, он также выступает знаком городского пространства. Этот знак может быть символическим, не обязательно связанным с пространством, в котором он находится, а элементом коммеморации социума, определяемого стандартами муниципального образования, региона и страны, в целом. Р. Ледрут и отмечает, что «город не имеет значения сам по себе, за пределами практики, в которой участвуют люди в определенное время и в определенном месте» [21, p. 12]. По мнению И. Ю. Окунева, пространственный опыт отражает историю перемещения человека в пространстве, это формирует уникальное восприятие окружающей действительности. Места памяти отражают представления о ключевых событиях прошлого, конструируя отдельную систему ценностей в культурном ландшафте места, и играют важную роль в формировании пространственного опыта. «Общество нагружает такие места памятниками, символами и нарративами, направляющие восприятие пространства в нужном русле. Оказавшийся в таких точках человек начинает транслировать нужные обществу смыслы и фиксирует в своем пространственном опыте особые переживания, связанные с важными событиями прошлого. Само переживание оказывается более важным для человека, чем достоверность места, где произошло событие» [15, с.20]. Результаты исследования Памятники как символы эпох В символике пространства г. Якутска, как культурного, экономического и политического центра, отражается множество нарративов, переплетающих различные исторические периоды становления города как столицы северного края, в отличие от символического пространства промышленных и северных городов Якутии. В символике промышленных городов Якутии, в основном, преобладают памятники функциональной семантики – как городов тружеников промышленности, как центров алмазной, газовой, угольной и др. промышленности, в символике пространства северных городов преобладают памятники-посвящения освоению Севера и места памяти «тюрьмы без решеток» и ГУЛАГ. Эти нарративы, представленные в г. Якутске, прежде всего, охватывают крупные исторические вехи страны и региона, которые предопределили становление и развитие столицы с начала освоения Севера русскими казаками, христианизации местного населения, далее – советский период как эпоху идеологического господства, и постсоветский период до наших дней – как иной исторический слой, выражающийся в мультикультурности, в формировании нового сознания населения, связанного с демократическими преобразованиями в стране. «Однако, идейное пространство политики, которое задает вектор развития страны, не остается пустым и неизменно заполняется властвующими элитами» [5, с. 180]. Так же и происходит в функциональной структуре объектов, которая формируется не всегда за счет потребностей субъектов, т.е. социальной структуры, а от планирования исполнительных органов региона и страны в соответствии с их интересами. Анализ объектов истории и культуры города Якутска показывает, что в памятниках достаточно ярко отражаются исторические этапы, прожитые городом. Начало истории Якутска представлено памятниками, посвященными землепроходцам, стоявшим у истоков присоединения края в состав России – освоение Севера. Символика Освоения Севера характерна историческим старинным городам Якутии. Начало Якутску было положено в XVII веке, когда территория Якутии становится частью России. Город (изначально названный Ленским острогом) был основан казаком Петром Бекетовым в 1632 году на правом берегу реки Лена, где неоднократно затапливался паводковыми водами. В 1643 году острог был перенесен на противоположный берег воеводой Иваном Галкиным на местность Еюков Луг и с тех пор стал называться Якутским. Однако, оказалось, что новое место, так же затоплялось и город неоднократно перестраивался, окончательно Якутский острог нашел свое место лишь в 1683-1686 гг. [6]. Символика Освоения Севера в XVII в пространстве северных городов появляется в конце 90-х гг. XX века лишь после распада СССР по известным идеологическим причинам. Так как памятники по всей стране начали возводиться полномасштабно с 1918 г. как «ленинский план монументальной пропаганды, поскольку идея его создания приписывается В. И. Ленину» [17]. С XVII в. Якутск становится не только административным центром, но и центром торгово-экономических отношений на территории Якутской земли и пунктом отправления отрядов казаков для объясачивания народов, населяющих Северо-Восток и Дальний Восток России [16]. На данный момент символику острога хранит копия надвратной башни, строительство которой датировано 1685-1687 гг. Сама башня, как памятник оборонного деревянного зодчества, ставшая архитектурно-историческим символом Якутска, простояла до начала XXI века, меняя своё местоположение. К сожалению, осенью 2002 г. перед юбилеем города башня сгорела. Копию башни можно сейчас увидеть в квартале «Старый город». Так, одним из памятников, посвященных этому времени, является монументальный комплекс, состоящий из памятника основателю города Якутска землепроходцу Петру Бекетову и стелы, выполненной в виде ритуальной коновязи народа саха – сэргэ, который открыт в 2007 г. в Якутске в честь 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства. Венчают стелу держава и скипетр, что символизирует слияние двух культур – русской и якутской, православия и язычества. Напротив Памятника Бекетову находится Памятник русским землепроходцам, который оформлен в виде округлого камня, на котором выгравировано письмо основателя Якутска П. Бекетова, с извещением царю о сооружении на реке Лене острога. В 2005 г. был открыт памятник землепроходцу Семену Дежневу, его жене Абакаяде Сючю и их сыну Любиму, стилизованный под якутское жилище – ураса, трехосный каркас с надписью «Россия Якутия» и изображением герба [3], символизирующий дружбу якутского и русского народов (рисунок 1). На протяжении около 400 лет народы, населяющие Якутию, живут в согласии, что также подтверждается этнической толерантностью друг к другу согласно нашему опросу. Рисунок 1. Памятник Семену Дежневу и его жене Абакаяде
Вторая половина ХIХ - начало XX вв. характеризуется взлётом духовных, творческих сил, что нашло выражение в социально-экономическом росте. Данный период представлен рядом памятников, установленных в 2000-х гг. Одним из памятников-посвящений событиям досоветского периода является бюст купцу-меценату Н. О. Кривошапкину, уроженцу Оймяконского улуса, который внес неоценимый вклад в развитие просвещения и духовности. Он жертвовал крупные средства на образование народа, строительство школ, церквей, оказывал бескорыстную помощь бедным и неимущим людям. В 2015 г. на территории СОШ №5 г. Якутска (в 1907 г. основанной на его средства) состоялось открытие памятника-бюста знаменитому меценату [8]. Следующим знаковым эпизодом в истории Якутии и, соответственно, выраженным в символике исторических городов, в том числе, Якутска, является ссылка. С момента присоединения Якутии в состав Российского государства, Якутск и другие северные города становятся Краем страданий для политических ссыльных и преступников по разным статьям. Суровый климат, непроходимый ландшафт обусловили «тюрьму без решеток» для ссыльных. Эту веху в истории города отражают памятники, посвященные ссыльным, оставившим заметный след в развитии социокультурной жизни Якутии [11]. Одним из подобных памятников является мемориал «Памяти поляков» в честь польских политссыльных, внесших весомый вклад в развитие различных направлений в российской науке и открывшим Якутию, как поле для исследований. Памятник представляет собой полукруг из красноватых камней с памятными табличками с именами польских политссыльных. Особым памятником, посвященным дореволюционному периоду в истории Якутии, является историко-архитектурный комплекс «Старый город», который представляет собой квартал восстановленных зданий XIX-XX вв. Реконструированные постройки повторяют архитектуру той эпохи и призваны показать облик города Якутска на рубеже веков. Долгое время здания находились без охраны и оказались сильно разрушены. Большинство зданий комплекса являются новоделами и воссоздают внешний облик старинных зданий, лишь два объекта являются подлинниками: это историческое здание Русско-Азиатского банка, в котором сейчас находится «Алмазэргиэнбанк» и Дом-музей М. К. Аммосова. Тем не менее, «Старый город» привлекателен для туристов и самих горожан. В Якутске советский период в памятниках показан наиболее ярко в мемориалах Воинской Славы. Данные символы мы можем обозначить как Войны в судьбах якутян. Большинство мемориалов Воинской Славы в Якутске относятся к памятникам, посвященным Гражданской войне и ВОВ. Однако, если памятники, посвященные ВОВ и Победе не оказываются в забвении, во многом, благодаря ежегодному празднованию Дня Победы, то памятники, посвященные установлению Советской власти и Гражданской войне оказались, в некоторой степени, забыты населением. Тем не менее, в ответах горожан на вопрос анкетирования о памятниках, которые играют важную роль в значимых событиях в жизни горожан упоминается Вечный огонь на Площади павших борцов, посвященный участникам Гражданской войны в Якутии. По традиции, устоявшейся еще в советском прошлом, Вечный огонь стал местом посещения и фотографирования молодоженов, однако в последние годы становится заметным снижение интереса к этому памятнику у населения. Безусловно самым показательным в данной категории памятников является мемориальный комплекс Площади Победы, состоящий из отдельных памятников, составляющих единый ансамбль: Танк Т-34-85 - памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945);Мемориальный комплекс «Солдат Туймаады», посвященный воинам и труженикам тыла г. Якутска в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.); Мемориальный комплекс «Победа», открытый к 30-летию Победы в 1975 г.: стела с всадником и памятные плиты городам-героям (рисунок 2); Памятник-скульптурная композиция «Проводы на фронт» (2005); Триумфальная арка. Мемориалы, посвященные Великой Отечественной войне, являются ярким примером формирования исторической и коллективной памяти у населения, так как в Великой Отечественной войне Якутия потеряла 10% мужского населения. Мы можем это видеть в ответах респондентов. Рисунок 2. Мемориальный комплекс «Победа»
66% памятников г. Якутск установлены в постсоветский период, начиная с конца 90-XX в. до наших дней. 24 % памятника в г. Якутск были возведены с советское время. Памятники постсоветского периода и современности в г. Якутске можно классифицировать следующим образом: 1) персоналии, выдающиеся личности и граждане, внесшие вклад в развитие региона; 2) памятники-посвящения (различным профессиям, русским землепроходцам, жертвам политических репрессий, значимым событиям города, технике и т.д.); 3) мемориальные памятники, посвящённые героям войн, Победе в Великой отечественной войне; 4) памятники-символы, 5) необычные памятники. Такой расклад возведения памятников, посвященных, преимущественно, персоналиям, связан с тем, что на первый план после распада Советской власти, с исходом идеологии пролетариата и с переходом в новую форму государственного устройства – федеративного государства и возникновению новых экономических условий, выступает людской ресурс или человеческий потенциал, представляющий один из основных и ключевых ролей в трансляции и преемственности исторического и социального опыта города. Здесь можно обозначить два фактора появления памятников-персоналий: во-первых, возведение крупных памятников в Якутии появилось относительно недавно, только в 1967 г. установлен первый памятник Ленину, после 10 лет тщательных изучений многолетнемерзлых грунтов с сооруженным на место памятника гранитного постамента высотой 5 м. Так, расчёты устойчивости и подвижности грунтового слоя в зависимости от сезонных изменений были апробированы на первых памятниках г. Якутска. Памятники в картине мира, прежде всего, оставались как образы великих сыновей, все еще придерживающихся советской академической монументальной пропаганды. Во-вторых, на первый план выступает «молчавшая» региональная идентичность, выраженная в символическом пространстве городов национальных республик 2000-х гг. в целом, в частности, в г. Якутск как столице Республики Саха (Якутия), посвященная выдающимся личностям, внесшим вклад в развитие республики в советский и новый периоды: 1) памятники якутским просветителям (писателям, государственным деятелям) – Кулаковскому А. Е., Ойунскому П. А., Аммосову М. К., Никифорову В. В., Аржакову С. М., Никифорову В. В. – Кюлюмнюр, Гаврилову К. О., Винокурову И. Е., Чиряеву Г. И., Васильеву С. В., Прокопьеву Ю. Н., Сивцеву Д. К.- Суорун Омоллоону и др.; 2) выдающимся якутским ученым – академику РАН Ларионову В. П., Шаферу Ю. Г. – основателю Института космофизических исследований и аэрономии СО РАН, Черскому Н. В. – основателю Института горного дела Севера СО РАН, выдающемуся мыслителю, одному их основателей высшего образования в Якутии, первому ректору ЯГУ, заслуженному деятелю науки РФ, профессору Мординову А. Е., ученому профессору Башарину Г. П. 3) памятники – заслуженным работникам СССР, РФ, ЯАССР: образования – учителю Алексееву М. А., первому врачу из народа саха – Сокольникову П. Н., авиатору, пилоту В. И. Кузьмину, электроэнергетику Чубчикову А. А., общественному деятелю физкультурного движения Тарскому Н. Н., выдающимся спортсменам, олимпийцам Дмитриеву Р. М., памятник «Триумф» олимпийским чемпионам и призеру – Пинигину П. П., Дмитриеву Р. М., Иванову А. Н. и их тренеру Коркину Д. П., подполковнику милиции Рыжикову А. А., Герою посмертно при исполнении служебного долга в Чеченской кампании. Якутск как город тружеников возникает споявлением с 2000-х гг. памятников-посвящений, связанных с историей строительства, расширения и развития города, со значимыми событиями и их героями. Памятники-посвящения разным профессиям: 1) памятник Учителю как дань уважения и благодарности учителю; 2) памятник «Топливо заправщику», посвященный работникам в сфере нефтяной и газовой промышленности; 3) памятник «Слава труду речников» в виде якоря и штурвала рядом со зданием ЛОРПа как дань уважения труду многих поколений речников; 4) памятник слесарю Водоканала «Иван Иванович», как символ большого труда слесарей водоканала во благо развития водоснабжения г. Якутска; 5) памятник водоносу с собакой, как дань уважения работникам водоканала во благо развития водоснабжения г. Якутска; 6) памятник сантехнику «Сан Саныч», фигура сантехника в колодце, как дань уважения сантехникам; 7) памятник, посвященный Ан-745, ЯК-40 СССР-88177 – пассажирскому самолёту для местных авиалиний как дань уважения гражданской авиации и ее работникам. Памятники-символы играют роль в коммеморации явлений, опыта социума, событий, места различных исторических слоев, наполненных смыслами в обобщенном виде. На берегу озера Сайсары в сентябре 2012 г. построен сквер Матери, по центру которого находится памятник Матери (скульптор А. Романов) (рисунок 3), как олицетворение Родины. Рисунок 3. Памятник Матери
Взлетающие три сокола олицетворяют сыновей. Памятник символизирует Победу в Великой отечественной войне, победы добра над злом, воспетой в народном эпосе олонхо. Локация памятника не совсем соответствует историческому прошлому озера. Озеро Сайсары для г. Якутска и народа саха имеет особое историческое значение. Известно, что территория долины Туймаада, на которой находится озеро и расположен Якутск, являлась одной из владений Тыгына Дархана, главы крупнейшего из якутских родов – Хангаласцев. По мнению А. П. Окадникова, Тыгын, благодаря организаторским и военным способностям, объединил вокруг себя большинство якутских родов и племён [14]. Относительно личности Тыгына, который был наделен народной памятью полумифическими чертами, отсутствуют точные данные. Но то, что он является исторической личностью не подвергается сомнению, его имя упоминается в документах казаков [19]. На данный момент существуют различные версии относительно последних лет его жизни. Якоб Линденау указывал, что Тыгын был схвачен первыми русскими казаками и умер в заточении в остроге [9]. Существует, также, мнение о том, что он умер естественной смертью в старческом возрасте [4]. Следует отметить, что история Якутского края до прихода русских казаков не запечатлена в символическом пространстве города, что требует более детального изучения и принятия стратегических решений исполнительными органами региона по сохранению и увековечиванию исторической памяти. Специфическими в символике северных городов являются памятники регионального компонента – Края вечной мерзлоты. Вечная мерзлота, как явление глобального масштаба, является центром притяжения российского и мирового научного интереса еще с конца XVII века. Как отмечает О. И. Алексеева, «история взаимовлияния человека и вечной мерзлоты, в том числе история развития мерзлотоведения являются частью общекультурного наследия» [1, с. 92]. Шахта Шергина, расположенная в Якутске, является известным памятником истории и науки. Здесь впервые в мире была измерена отрицательная температура горных пород на многометровой глубине, тем самым, было доказано существование в Сибири мерзлых толщ значительной мощности [2]. Одним из символов вечной мерзлоты является памятник мамонту (худ. Л. Алдонин), впервые установленный в 1972 г. в г. Якутск в сквере института мерзлотоведения. Именно нахождение сохраненной почти полностью туши мамонта на территории Якутии на берегу р. Колыма в 1900 г. стали толчком к научным исследованиям вечной мерзлоты и палеонтологических изысканий Российской академией наук. По результатам исследований Березовского мамонта были опубликованы научные труды российских ученых. Скульптура мамонта стала визитной карточкой не только академического института, но и столицы Республики Саха (Якутия). Вскоре он превратился в традиционное место посещения новобрачных. Памятник карасю и памятник зайцам, которые появились недавно в городском символическом пространстве непосредственно связаны с историей якутского народа, связанной с тяжелыми годами Великой отечественной войны. Война, охватившая все уголки СССР вплоть до Крайнего Севера, нанесла колоссальный социальный, демографический, экономический урон, не имеющий прецедента в мировой истории. «Карась» и «Зайцы» являются символами спасения населения Якутии от голодной смерти в военные и послевоенные годы. В благодарность якутской природе народ посвятил ей памятники в виде карася и зайцев. «Золотой карась» стал первым подобным памятником в мире. Данный памятник расположен на берегу Талого озера в центре города. Памятник зайцам сделан из лиственницы и установлен во дворе Музея им. Ярославского. Памятником нового времени как символ силы духа и жизнестойкости северных жителей можно назвать скульптуру «Девочка с собакой». Этот памятник об удивительной истории трехлетней Карины Чикитовой и ее четвероногого друга Найды из села Олом Олекминского района, потерявшейся в тайге на 12 суток, оставшейся в живых благодаря силе духа и своей собаке. Памятник установлен на сквере аэропорта Якутск. Необычные памятники в российских городах, в том числе, и на Севере, в г. Якутск появились буквально недавно. С помощью таких «необычных памятников», согласно Стрельниковой А. В., оживляются городские легенды [18]. К ним можно отнести в Якутске памятник Дворнику, который появился в канун юбилея города 2017 г. возле кинотеатра Центральный и привлек горожан своими необычными формами и исполнением. Данный памятник можно объяснить как необычное проявления некоего «перелома» в сознании постсоветского населения, привыкшего к академическому представлению в изобразительном искусстве, своего рода символ духа нового времени. Скульптура корпулентного и безликого дворника вызывает различные диспуты среди общественности и населения города с момента своего появления. Сами авторы отмечают, что идея памятника безликого дворника возникла с призывом к тому, что нельзя быть равнодушным к окружающим и нужно стараться уделять внимание к чужим проблемам и заботам. Результаты опроса Для изучения восприятия горожанами памятников города как элементов символического пространства и особенностей формирования исторической памяти населенияв 2020 году было проведено анкетирование среди жителей города Якутска, в котором приняли участие 140 человек, из них 59 человек старше 50 лет, 82 – от 16 до 46 лет, 88 женского пола, 52 – мужского. Социальный статус участников: студенты, работники бюджетной сферы, пенсионеры. Респондентам было предложено перечислить имеющиеся в г. Якутске памятники, арт-объекты и муралы (стрит-арт, настенные росписи), ответить на вопросы: знают ли они, каким историческим событиям, датам или личностям посвящены данные памятники; что им известно о символике перечисленных памятников, арт-объектов и муралов; сочетаются ли памятники с тем пространством, в котором находятся; какой из памятников, на их взгляд, является символическим центром городского пространства; также было предложено назвать памятники, которые играют важную роль в значимых событиях в жизни горожан (фотографирование жениха и невесты, свидания у памятника и т.д.), было предложено оценить свое отношение по шкале возрастания по поводу отношения к новшествам в городе в виде муралов и арт-объектов, также было предложено ответить на вопросы: соотносятся ли содержания этих памятников, арт-объектов и муралов с основной градостроительной политикой города; обязательно ли наличие этнических элементов в памятниках, арт-объектах и муралах; нужно ли сохранить памятники советского периода; нуждаются ли памятники, арт-объекты и муралы в охране или защите; имеются ли памятники, арт-объекты и муралы, которые не воспринимаются горожанами, по какой причине; были ли в городе акты вандализма по отношению к памятникам, арт-объектам и муралам, по какой причине; какие памятники, арт-объекты и муралы города можно отнести к политическим и идеологическим символам эпохи или определенного периода истории страны. По результатам проведенного анкетирования можно сказать, что респонденты указали практически все имеющиеся памятники в г. Якутске. Чаще всего упоминаются памятники-личности (памятник Ленину, Ойунскому, Кулаковскому, Аммосову, Барахову, Кюлумнюру, ленским первопроходцам, Аржакову, Алексееву, комсомольцам, Ларионову, памятники советских и российский деятелей и др.). Что касается муралов и стрит-арта, многие респонденты указывают названия улиц, где они представлены, например, росписи на стенах по улице Кирова, Лермонтова, Ойунского, у озера Щорса, Тёплого озёра и другие. Также интересным моментом является, что жители больше помнят имя автора мурала, а не название работы. Например, несколько респондентов указали «настенные росписи Кыыдааны», «стрит-арт Кыыдааны», возможно, это можно объяснить частым появлением автора муралов в средствах массовой информации и в социальных сетях. Также можно предположить, что названия муралов и стрит-артов в основном не представлены в самих работах, соответственно население воспринимает изображение по собственному восприятию или ассоциации с чем-либо. В качестве арт-объектов многие упомянули цветную голову панка, камень с сердцем, табун лошадей возле с. Владимировка. В качестве символического центра города чаще всего упомянуты жителями сквер матери и сквер учителя, возможно, это часто посещаемые и любимые места горожан. Нужно также отметить, что скверов в городе Якутске небольшое количество, соответственно респондентами представлены те, что находятся в центре города. Многие опрошенные знают и владеют информацией каким историческим событиям, датам или личностям посвящены те или иные памятники. Половина опрошенных считают, что не все памятники сочетаются с тем пространством, в котором находятся. Символическим центром городского пространства, по мнению большинства опрошенных, является памятник В. И. Ленину, затем памятник П. А. Ойунскому, выдающемуся якутскому писателю, основоположнику якутской советской литературы, крупному общественному и политическому деятелю. В качестве памятников, которые играют важную роль в значимых событиях в жизни горожан (фотографирование жениха и невесты, свидания у памятника и т. д.), упомянуты: стела Дежнева, Вечный огонь, фонтан на площади Орджоникидзе, 350-летие присоединения к Якутии, памятник Дежнёву и Абакаяде, Площадь победы, арт-объект Башня Тыгына у входа в Якутск и другие. Большинство респондентов относятся к новшествам в городе в виде муралов, арт-объектов положительно, они рады видеть их появление. Здесь следует упомянуть тот факт, что люди, живущие на земле, где долгие месяцы зима и холод, привыкли к заснеженному пространству, туманам, темноте и когда появляется яркое пятно в городском пространстве в виде какого-либо арт-объекта, скульптуры, памятника, мурала, то это приносит им радость и яркие впечатления. На вопрос «обязательно ли наличие этнических элементов в памятниках, арт-объектах и муралах» большинство ответили, что «да, обязательно надо, так как у нас город – столица национальной республики», «да, поскольку Якутск - столица национальной республики. Город должен иметь своё лицо, этническое», «Якутия нуждается в выражении национальной идентичности», «обязательно, и не только якутской, но и русской, эвенкийской, эвенской». Тем не менее встречаются ответы, где жители считают, что это необязательно, что «было бы хорошо сочетать с современным». Большинство опрошенных считают, что нужно сохранить памятники советского периода, что «это наша история и историю надо чтить и помнить». Но есть мнения, что некоторые из памятников советского периода можно убрать. Заключение Символическое пространство г. Якутска представлено в основном однотипными памятниками советского и постсоветского периода, новые необычные памятники и арт-объекты в виде муралов или скульптур начали появляться в 2000-х гг. Памятники города Якутска символизируют исторические эпохи начиная с XVII в. с момента вхождения Якутии в состав России (Памятник Петру Бекетову, Семену Дежневу и тд.). Ранний период истории Якутии остался нераскрытым, памятников или арт-объектов, отражающих историю народов, населявших территорию долины Туймаада, на которой расположен город, до присоединения казаками территории Якутии в состав России до настоящего времени нет. Наиболее популярными в ответах горожан являются памятники Великой Отечественной войне. Мероприятия, посвященные празднованию Дню Победы, способствуют осознанию причастности каждого индивида общества к данному историческому событию, что отвечает тенденциям меморизации Победы в Великой Отечественной войне в стране в настоящее время. Одним из новшеств в символическом пространстве города являются муралы, которые вызывают у горожан разные чувства, часть населения настроена против появления современных памятников и арт-объектов, но большинство приветствует и воспринимает их как яркое пятно в суровых условиях Севера. Результаты проведенного опроса показывают, что горожане интересуются историей места, в котором они проживают и деятельность самих горожан способствует усилению коммеморативных функций, отводимых памятникам. Традиционно, как и в других регионах страны, жители Якутска в качестве символического центра и наиболее значимого памятника в городе воспринимают памятники, отражающие советский период в истории России. В опросе довольно часто встречаются ответы, где упоминается памятник Ленину. Любопытно, что памятник Ленину в качестве символического пространства города называется и молодыми респондентами. Вероятно, подобный ответ обусловлен не сколько пониманием значения роли В.И. Ленина в истории страны, а расположением памятника и площади Ленина в центре города.
References
1. Alekseeva O.I. Muzei izucheniya vechnoi merzloty// Nauka i tekhnika v Yakutii.-№ 2 (19). – 2010. – S.92-95.
2. Arkhivy Rossiiskoi akademii nauk [elektronnyi resurs] / Rezhim dostupa: http://arran.ru/?q=ru/node/716 3. Bessonova O.I. Pamyatniki goroda Yakutska /O.I. Bessonova. – Yakutsk: Alaas, 2015. – 76 s. 4. Borisov A.A. Tygyn – chelovek, legenda, simvol // Ilin.-№2-3. – 1998. – S. 40-49. 5. Giaguri D.I. Ideologiya i kul'tura sovetskogo gosudarstva: k pamyati oktyabr'skoi revolyutsii // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya.-№ 39. – 2017. – S.180-187. 6. Gogolev A.I. Goroda Yakutii v XVII – pervoi polovine XX vv. (tipologiya, znachenie i osobennosti byta) // Nauka i tekhnika v Yakutii.-№ 2 (33). – 2017. S. 38-45 7. Gradostroitel'stvo Sibiri / V.T. Gorbachev, N.N. Kradin, N.P. Kradin i dr.-SPb.: Kolo, 2011.-783 s. 8. Ivanov I. Nuzhny li metsenaty sovremennoi Yakutii? // Ilin [elektronnyi resurs].-№1 (13). – 1998. – rezhim dostupa: http://ilin-yakutsk.narod.ru/1998-1/14.htm 9. Lindenau Ya. Opisanie narodov Sibiri (pervaya polovina XVIII veka). Magadan, 1983. S. 21. 10. Lotman Yu.M. Izbrannye stat'i v trekh tomakh. T.1. Stat'i po semiotike i topologii kul'tury. Tallin, «Aleksandra», 1992. – 472 s. 11. Makarov I.G. Ugolovnaya, religioznaya i politicheskaya ssylka v Yakutii: Vtoraya polovina XIX v. / I.G. Makarov. – Novosibirsk: Nauka, 2005. – 259 s. 12. Miller A. Rossiya: vlast' i istoriya // Pro et contra.-№ 3-4. – 2009. – S. 6-23. 13. Mokhov S.V. Gorodskoi pamyatnik, kak instrument nation-building: simvolicheskoe prostranstvo i istoricheskaya pamyat' // Biznes. Obshchestvo. Vlast'.-№ 7. – 2011. – S. 17–29 14. Okladnikov A.P. Iz istorii obshchestvennykh otnoshenii yakutov v VXII v. (legendy o Tygyne i istoricheskaya deistvitel'nost') // Sovetskaya etnografiya, 1949 g. S. 98-118 15. Okunev I.Yu. Territorial'naya i prostranstvennaya identichnost': kontseptualizatsiya bazovykh ponyatii // Sravnitel'naya politika. – 2018. – № 1.– S. 18–25. 16. Safronov F.G. Istoriya Severo-Vostochnoi Azii: XVII – nachalo XX v. / F.G. Safronov. – Novosibirsk: Nauka, 2010. – 637 s. 17. Sovetskoe iskusstvo. Skul'ptura. Vseobshchaya istoriya iskusstv. Tom VI. Kniga II. Iskusstvo 20 veka. Avtor: Abolina R.Ya.; pod obshchei redaktsiei Yu.D. Kolpinskogo i E.I. Rotenberga (Moskva, Gosudarstvennoe izdatel'stvo «Iskusstvo», 1966) 18. Strel'nikova N.V. Neobychnye pamyatniki kak ob''ekt gorodskogo vizual'nogo prostranstva // Sotsiologicheskie issledovaniya, 2013. – 4 (348). – 2013. – S. 95-99. 19. Ushnitskii. Epokha Tygyna: voprosy istoriografii i formirovaniya fol'klornogo obraza // Vestnik NGU. Seriya: Istoriya, filologiya. 2012. Tom 11, vypusk 5, Arkheologiya i etnografiya, S. 37-43 20. Khal'vbaks M. Sotsial'nye ramki pamyati / per. s fr. i vstupit. stat'ya S.N. Zenkina. – Moskva: Novoe izdatel'stvo, 2007. – 348 s. 21. Ledrut R. Les images de la villes. Paris: Editions Anthropos, 1973. |