Library
|
Your profile |
Philology: scientific researches
Reference:
Semenova V.G., Molokotin A.I.
The origin of satire in Yakut literature
// Philology: scientific researches.
2020. № 12.
P. 146-155.
DOI: 10.7256/2454-0749.2020.12.34418 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=34418
The origin of satire in Yakut literature
DOI: 10.7256/2454-0749.2020.12.34418Received: 24-11-2020Published: 31-12-2020Abstract: This article is dedicated to examination of the process of conception of satire in Yakut literature. The object of this research is the origin and evolution of satire in Yakut poetry. The subject is the satirical compositions of the founders of Yakut literature A. E. Kulakovsky and P. A. Oyunsky. The goal consists in determination of the role of the first writers in conception and development of satire. Yakut literary studies feature research dedicated to particular authors and works, rather than satire as a whole. Therefore, the relevance of this article lies in the holistic review of satire. The theoretical-methodological framework is comprised of the cultural-historical method, within the framework of which the conception of satire is considered a product of social life and cultural-historical conditions of Yakutia of the early XX century. The work also employs the specific-historical and comparative-typological methods of research. The scientific novelty is defined by the fact that the Yakut literary studies currently do not have a comprehensive and systemic research of satirical genre in national poetry. It is established that the pioneer satire in Yakut literature is the founder of Yakut literature A. E. Kulakovsky, who devoted his works to harsh criticism of the conservative traditions of patriarchal-feudal society, rapacity and inhumanity of the new capitalist relations. Kulakovsky was first to create gallery of the satirical portraits of social nature, such as socially classified images of stingy wealthy man, drunken bourgeois, etc. In the 1920s, the pioneer of Yakut Soviet literature P. A. Oyunsky composed works that of socially charged nature. The poet introduced the following new genres into Yakut literature: fable, pamphlet, and parody. Their works surged public thought and marked the birth of satirical genres in Yakut poetry. Keywords: Yakut literature, founder, Kulakovskiy, Oyunskiy, satire, problematics, genre diversit, image, grotesque, sarcasm
Зарождение сатиры в якутской литературе
Введение. Как известно, «сатира, выполняя свои существенные функции, способствует отрицанию в общественном сознании несовершенных социальных укладов и форм, критике окружающей действительности, обличению носителей социального зла и различных пороков» [5, с.7]. Якутский народ издревле любил юмор, который часто граничил с острой социальной сатирой. Истоки национальной традиции сатиры уходят своими корнями в народное словесное искусство. В устном народном творчестве народа сатира представлена жанрами чабыргаха-скороговорки, сатирической сказки и песни. В сатирических песнях социальной направленности, появившихся на стыке ХIХ и ХХ вв., народ выражал свое оценочное отношение к угнетателям, высмеивая их в образах царя, тойонов, баев, непутевой богачки Быттык Марии и др. А характерный герой в сказках – простой человек, ловко оставляющий в дураках власть имущих и разных баев, представлен Чаарчаханом, Чурум-Чурумчуку, Оноҕочоон Чуохааном и др. Скороговорки-чабыргах слагались как отклик на злободневную реальность и обличали отрицательные явления действительности, негативные тенденции в общественной жизни. На страницах первой национальной газеты «Якутский край-Якутская жизнь» (1907-1909) наряду с произведениями основоположников якутской литературы А. Е. Кулаковского, В. В. Никифорова-Кюлюмнюр были напечатаны произведения и представителей изустной поэзии - народных певцов П. Охлопкова-Наара Суох («Да будет настоящий закон», М. Н. Тимофеева-Терешкина («Песня вилюйчан») [10, с.13; с. 72-73]. Эти песни были первыми произведениями, открыто высказавшими идею уничтожения классового и национального угнетения. Как отмечает С. П. Ойунская, велико было их воздействие на сознание угнетенной народной массы, которая впервые собственными ушами слышала эти гневные обличения в авторском исполнении, а потом и увидела эти слова, запечатленными на письме [6, с.7]. В песне «Да будет настоящий закон» П. Охлопкова-Наара Суох, изобличающей существующий общественный строй, открыто высмеивались местные тойоны, «ставшие толстобрюхими, высосав кроваво-черный пот» неимущих бедняков. Автор уверен, что скоро придет конец их вседозволенности: …Очень уж вы обрадовались, Особенная спесь ваша увеличилась, Слишком уж возгордились! Все имеет свое время и час, И гибель, и возрождение имеют свой срок. И вам придет день и час Эполеты свои содрать, Шпаги разломать, У крыльца сгнивать, захиреть и исчезать! [12, с. 383]. Таким образом, нужно отметить, что сатира в якутском фольклоре зародилась как одна из форм протеста против существующего строя и показала рост национального самосознания якутов. Здесь мы полностью согласны с мнением И. Ф. Волкова, утверждавшим, что сатира возникает тогда, когда несостоятельные претензии лиц или целой общественной группы опасны для других людей, враждебны интересам общества, художественно выявляются и беспощадно осмеиваются в их подлинном значении [2, с.124]. В зародившейся в начале 1910-х гг. якутской драматургии сатира занимала определенное место. Так, в 1915 г. была написана первая якутская комедия «Обрусевший», автором которой был основоположник якутской драматургии А. И. Софронов. Его традиции продолжил первый якутский комедиограф Н. Д. Неустроев, автор классических комедий «Поспешивший» (1925), «Голова Кукакы» (1925), «Злой дух» (1925), «Простокваша» (1925). В якутской прозе зачинателем сатирического направления считается А. И. Софронов, написавший рассказы «Меняющий личину» (1926), «Морока из-за пустяка» (1935), где автором были раскрыты и высмеяны такие отрицательные черты характера человека как двуличность, высокомерие, а также осуждены новые отрицательные веяния в жизни якутян как бюрократия, волокита и т.д. Продолжателями традиций Алампы в прозе стали П. А. Ойунский, Д. К. Сивцев-Суорун Омоллоон и др. Но все же мы должны отметить, что зачинателем сатиры в якутской литературе является основоположник якутской литературы поэт А. Е. Кулаковский, посвятивший свои произведения резкой критике негативных явлений дореволюционной действительности. В 1920-е гг. зачинателем якутской советской литературы П. А. Ойунским были написаны произведения острой социально-классовой направленности. В 1930-е гг. С. А. Саввин-Кюн Дьирибинэ написал первые басни на якутском языке. На годы Великой Отечественной войны приходится начало творческой деятельности поэта-фронтовика П. Н. Тобурокова, написавшего образцы политической сатиры. В 1950-е гг. вступил на путь литературы известный сатирик Р. Д. Багатайский, произведения которого содержат в себе значительный идейно-эстетический потенциал. Но нужно констатировать, что национальная сатира, зародившаяся в 1910-20-х гг., и, получившая яркое развитие в 1950-1980-е гг., в данное время не только перестала выполнять свою первоначальную функцию, но ее просто не существует. Современные исследователи определяют непопулярность сатиры в современное время тем, что она утратила разоблачительный характер и изменением духовных ценностей общества: «Сатира междужанровая в наше время утратила свою базовую основу – писатели перестали рассматривать мир с позиций должного. Являясь частью общего литературного процесса, сатира впитала в себя характерное для литературы ХХ в. стремление к синтезу жанров и стилей, повышенную концептуальность в оценке мира и человека. Изменились представления писателей об области идеального в сатире. Сверхличные ценности, ставившие идею и идеал выше человека, стали заменяться межличностными экзистенциальными ценностями – категориями любви, диалога, личной ответственности, что повлияло на взаимоотношения автора и героя. Они стали носить субъект-субъектный характер. Стали вводиться диалогические техники письма, в частности, многосубъектное повествование, при котором авторское начало, столь значимое в сатире, редуцируется. Она утрачивает разоблачительный характер. Возникает эффект неузнаваемости сатиры» [11, с. 222]. Между тем, в современной действительности существуют сложные социальные, экономические и другие проблемы, требующие усилий всего общества для их разрешения. Сатира в современной ситуации могла бы отразить эти противоречия, играть существенную роль в формировании прогрессивного общественного мнения. Наша работа посвящена исследованию зарождению сатирических произведений в якутской поэзии, цель работы состоит в выявлении роли первых писателей в зарождении и развитии сатиры. В якутском литературоведении до сих пор в основном мы имеем лишь отдельные работы о тех или иных авторах и произведениях, а попытки рассмотреть сатиру как нечто целостное еще не предпринималось. Этим определяются актуальность и новизна исследования. Теоретико-методологической основой исследования стал культурно-исторический метод, в рамках которого зарождение сатиры рассматривается как продукт общественной жизни и культурно-исторических условий Якутии начала ХХ в. В работе также были использованы конкретно-исторический и сравнительно-типологический методы исследования. Основная часть. АлексейКулаковский (1877-1926) - основоположник якутской литературы, фольклорист, лингвист, экономист, философ. А. Е. Кулаковский был не только основателем национальной словесности, но также и является зачинателем якутской сатиры. Под влиянием творчества русских писателей в его произведениях впервые прозвучала открытая и смелая критика пороков общества и неудовлетворенность жестокой и отсталой действительностью: «На основе сатирических мотивов фольклора А. Е. Кулаковский создает произведения, открыто критикующие отсталость, темноту и дикость, что без влияния критической силы реализма русской революции не было бы возможно» [9, с. 57]. Тематика сатиры Кулаковского была посвящена изображению нравов общества, представителей различных слоев населения. Автор раскрывал социальные и нравственно-этические проблемы современного ему общества через показ типических образов якутских женщин в произведениях «Портреты якутских женщин» (1904), «Деревенская женщина» (1907-1910), «Песня столетней старухи» (1906), написанных в форме фольклорного сатирического воспевания - туойсуу. В их образах автор выводит на чистую воду всю невежественность патриархально-феодального уклада жизни, колониальной политики царской власти, доведших людей до критического состояния. В произведении «Портреты якутских женщин» Кулаковский создал семь разных типов женщин, где оценочное отношение к изображаемым портретам выразил такими средствами сатирического осмеяния как преувеличение отрицательного, сатирическое заострение, иносказательность и т.д. Каждый портрет-персонаж воплощал собою различные пороки и обличал тем самым отрицательные стороны человеческого характера. Морально-этическая проблематика в произведениях была определена просветительским складом мышления художника, призывающего к культурному возрождению народа и духовному совершенствованию личности. Если в вышеназванных произведениях автора были органично совмещены юмор (ирония, добродушное подтрунивание) и сатирический смех, то в произведениях «Скупой богач» (1907) и «Песня пьяного буржуя» (1915) были жестоко высмеяны типы скупого богача - представителя патриархально-феодального уклада жизни и пьянствующего буржуя - представителя зарождающихся капиталистических отношений. В стихотворении «Скупой богач» Кулаковский с едким сарказмом описывает отвратительный, убогий быт и грубый нрав богатого скупца. Имея огромное богатство и стремление сберечь и приумножить его, богач питается отбросами и падалью, одевается в обноски и рвань. Внешность богача дается в сниженном сатирическом ключе и обрисована с подчеркнутой карикатурностью и гротеском: Суставы костистые, Глаза водянистые, Лицо глуповатое, Речь туповатая [пер. В. Солоухина; 3, с. 73]. Писатель высмеивает его внутреннюю ущербность, резко критикует его в бесчеловечности, отсутствии общественных устремлений, бесполезности. Сарказм поэта достигает своего апогея в стихотворении «Песня пьяного буржуя», где писатель путем саморазоблачения героя высмеивает внутреннюю ущербность, паразитизм представителя класса буржуазии, где «Кулаковский поднимается до сатирических обобщений, гневно живописуя образ грубого, зазнавшегося богача, подчеркивая в его распоясавшейся «натуре» варварскую грубость и хулиганскую жестокость» [8, с. 9]. В произведениях «Городская барышня» и «Городские девушки» писатель описывает мещанско-обывательские интересы молодежи из состоятельных семей, критикует поверхностное усвоение ими культуры русского народа, выражающееся только во внешнем блеске. Но своей критикой «А. Е. Кулаковский призывал якутскую молодежь глубоко и сознательно овладевать основами науки и культуры развитых народов. Поэт верил в огромное влияние литературы на развитие общества, на умы и сердца его молодого поколения» [1, с.26-27]. По жанровому признаку сатирические произведения Кулаковского можно отнести к песням-импровизациям и скороговорке-чабырҕах, перенятые им из жанрового арсенала устного творчества народа. А также в текстах автором привлекаются пословицы, народные изречения, придающие произведениям остроту и ироничность. Например, многие строки произведения «Скупой богач» выстроены на пословицах: Ему скажешь «дай», отвернется, Ему скажешь «на», улыбнется. Ему скажешь «поделись», огрызнется. Ему скажешь «подавись», засмеется. [пер. В. Солоухина; 3, с. 73] Кулаковский с успехом применяет такие литературные приемы как градация, гротеск, ирония и т.д. Можно считать, что произведение «Песня пьяного буржуя» целиком построен на градации – нарастании образа персонажа все новыми и существенными отрицательными чертами. Монолог ролевого героя – чванливого буржуя, возомнившего себя «якутским царем» заканчивается возгласом «өөх-өх”, характерным для выталкивания содержимого желудка. Как видно из примера, поэт не жалеет ярких красок для рельефного изображения и саркастического осмеяния грубого, зазнавшегося и эгоистичного богача. Таким образом, А. Е. Кулаковский, являясь основателем якутской литературы, создал первые в якутской литературе сатирические произведения. Можно отметить, что сатира Кулаковского была направлена на социальную проблему. Традиции Кулаковского в якутской поэтической сатире развил и расширил его преемник Платон Ойунский, считающийся в якутском литературоведении основоположником советской литературы. П. А. Ойунский был известным революционером, одним из первых руководителей Якутской Республики, общественно-политическим лидером родного народа. Сатира Ойунского, как и вся его поэзия, отличается острой социально-классовой направленностью. Разоблачению пережитков старого уклада жизни посвящены стихи «Скороговорка Батюшки» (1925) и «Старик, выживший из ума» (1926). В сатирическом стихотворении «Скороговорка Батюшки» Ойунский через монолог ролевого героя - батюшки передает его плач, недовольство новыми порядками, язвительно смеется над ним. А в произведении «Старик, выживший из ума», перекликающимся со стихотворением А. Е. Кулаковского «Песня столетней старухи”, автор показывает дряхлого старика, который “превратился” в маленького ребенка и с плачем зовет давно усопшую мать. Их обоих никто не признает за человека, они являются для нового времени пережитками прошлого века. Острота видения мира, точность реальных жизненных наблюдений сказались в лучших образцах острой политической сатиры – таких, как «Песня белобандита» (1928), «Солдат капитала» (1937), высмеивающих в резкой, обличительной форме врагов новой власти. Первое произведение по своему яркому пафосу является до сих пор одним из лучших образцов якутской политической сатиры. В памфлете острого политического содержания автор путем саморазоблачения белобандита критикует противников новой власти, раскрывает их звериную сущность: убийства ни в чем не повинных людей, издевательства над мирными жителями. Аллегорическое произведение - басня «Спор» (1925) изображает борьбу за власть и высокую должность. Некоторые произведения Ойунского были написаны на вызовы времени, так сатирическое стихотворение «Тойон-генерал» (1923) было написано по поводу вторжения в Якутию банд колчаковского генерала Пепеляева. Автор смеется над повергнутым генералом: «А кичливый тойон /навсегда посрамлен – ноги бы унести… Нашей славе расти! Опечален тойон: нам готовил полон, а теперь где-нибудь вспять найти б ему путь…» (пер. О. Шестинского) [7, с. 47] Другой темой сатиры Ойунского является отношение к литературному творчеству. Автор на литературном фронте боролся не только с классовыми врагами (белобандит, поп, капиталист) и пережитками прошлого, но и объявил войну «литературным спекулянтам», графоманам. Как известно, начиная с середины 1920-х гг., молодые советские писатели, следовавшие политике РАПП, стали увлекаться критикой произведений классиков якутской литературы. В виртуозных литературных пародиях Ойунского прообразами персонажей стали молодые поэты и критики 1920-х гг. А. А. Иванов-Кюндэ, С. Р. Кулачиков-Элляй, А. Г. Кудрин-Абагинский, упрекавшие классиков в оторванности от современной тематики, мистицизме и символизме. На эту тему поэт посвятил свои лучшие стихотворения «Песня Кюндэ» (1926), «Песня на смерть Ойунского» (1929), «Аай-аайбын» (1927). В первом стихотворении Ойунский яростно критикует творчество А. А. Иванова-Күндэ, вложив в уста ролевого героя диалектные слова, используемые молодым поэтом. В «Подражании» (1926) поэт ироническое подражает манере Архипа Абагинского, артистически «перевоплощаясь» в роль осмеиваемого персонажа, передав в гиперболизированном виде характерные черты его поэтического творчества. В начале творческого пути жанровая система сатирических произведений Ойунского была ориентирована на устно-поэтические традиции. В них можно обнаружить такие фольклорные формы как песня, скороговорка-чабыргах («Песня белобандита», «Скороговорка батюшки»). Нужно отметить, что Ойунский первым ввел и обогатил якутскую поэзию новыми жанрами – пародией, памфлетом и басней. К памфлету мы относим сатирические произведения «Скороговорка батюшки», «Песня на смерть Ойунского», «Аай-аайбын», «Песня белобандита». Как известно, памфлетом считается разновидность художественно-публицистического произведения, вид политической литературы резко обличительного содержания. Сказовый монолог был блестяще использован как прием саморазоблачения в сатирическом стихотворении «Песня белобандита» (1928), где белобандитский головорез бахвалится своими «подвигами» в духе злых чудовищ абаасы, песонажей народных сказаний. На наш взгляд, произведения «Песня на смерть Ойунского» и «Аай-аайбын» также можно отнести к памфлету, так как в них изобличаются конкретные представители национальной литературы, известные своим социально-вульгарным подходом к вопросам наследства. О ярком, искрометном таланте Ойунского-сатирика свидетельствуют его литературные пародии «Песня Кюндэ» и «Подражание». В данных произведениях автор достигает комического эффекта за счет повторения стиля, лексики молодых писателей А. Иванова-Кюндэ и А. Абагинского. Автор талантливо пародирует их манеру письма и характерные признаки их поэзии, талантливо использует арсенал известных сатирических приемов, как сарказм, антитеза, гипербола, ирония, гротеск и др. Таким образом, П. А. Ойунский сделал многое для развития сатиры в якутской литературе: расширил жанровое разнообразие сатиры, создал яркие и неповторимые образы, ввел новые художественно-изобразительные средства. Выводы. На основании вышеизложенного мы приходим к следующему: Во-первых, сатира в якутском фольклоре, представленная жанрами чабыргаха-скороговорки, сатирической сказки и песни, зародилась на стыке ХIХ и ХХ вв., как одна из форм протеста против существующего строя и показала рост национального самосознания якутов. Сатирические песни социальной направленности, созданные представителями изустной поэзии П. Охлопковым-Наара Суох, М. Н. Тимофеевым-Терешкиным, обличали общественные порядки своего времени, открыто высмеивали угнетателей в лице царской администрации и местных тойонов. Во-вторых, зачинателем сатиры в якутской литературе является основоположник национальной литературы Алексей Кулаковский, посвятивший свои произведения актуальным проблемам своего времени и смело подвергший резкой критике консервативные устои патриархально-феодального общества, хищность, бесчеловечность новых капиталистических отношений. В жанровый арсенал сатирического творчества поэта входят такие жанровые формы, как песня и скороговорка, восходящие к жанровой системе устного творчества. Кулаковский первым создал галерею сатирических портретов социального характера, в которую входят социально-типизированные образы Скупого богача, Пьяного буржуя и т.д. В-третьих, Платона Ойунского можно назвать не только продолжателем традиций Кулаковского в якутской сатире, но и ее зачинателем. Сатира достигла расцвета в творчестве Ойунского и приобрело еще большее острое и злободневное звучание. Если в сатирических стихотворениях Алексея Кулаковского преобладала морально-этическая проблематика, то произведения революционера Платона Ойунского были острой социально-классовой направленности. Некоторые произведения писателя высмеивали классовых врагов советской власти (Генерал, Батюшка, Белобандит), иные подвергали критике «литературных спекулянтов». Писателю характерно рельефное изображение сатирических образов. П. А. Ойунский обогатил якутскую литературу новыми жанрами: басней, памфлетом и пародией. В его произведениях, как и у А.Е. Кулаковского, были активно задействованы такие художественные средства и приемы как ирония, сарказм, гротеск, градация и т.д. Творчество первых якутских поэтов Алексея Кулаковского и Платона Ойунского оказало огромное влияние на подъем общественной мысли и ознаменовало собой зарождение сатирических жанров в якутской поэзии.
References
1. Vasil'eva D. E. Natsional'noe i obshchechelovecheskoe v yakutskoi literature. Yakutsk: Poligrafist, 1995. 182 s.
2. Volkov I. F. Teoriya literatury : ucheb. posobie. M.: Prosveshchenie; Vlados, 1995. 256 s. 3. Kulakovskii A. E. Pesnya yakuta. Stikhi i poema. Per. s yakut. V. Soloukhina i S. Podelkova. M.: Sovetskaya Rossiya, 1977. 304 s. 4. Naara Suokh [Okhlopkov P. E.]. Olokhtookh sokuon onoһulluo = Da budet nastoyashchii zakon / Yakutskie narodnye pesni. Chast' II. Nauchnye redaktory Emel'yanov N. V., Efremov P. E. Yakutsk: Kn. izd-vo, 1977. 424 s. 5. Nikulin N. I. Vvedenie / Satira v literaturakh Azii i Afriki. Otvet. redaktor Nikulin N.I. Sbornik statei. M.: IMLI RAN, 2004. S.3-15. 6. Oiunskaya S. P. V pesnyakh – dusha naroda / Yakutskie narodnye pesni. Yakutsk: Yakutskoe knizhnoe izd-vo, 1988. 288 s. 7. Oiunskii P. A. Stikhotvoreniya. Sost. Pukhov I. V. L.: Sovetskii pisatel', 1978. 414 s. 8. Parkhomenko M. N., Syromyatnikov G. S. Aleksei Eliseevich Kulakovskii / Kulakovskii A. Pesnya yakuta. Stikhi i poema. Per. s yakut. V. Soloukhina i S. Podelkova. M.: Sovetskaya Rossiya, 1977. S.5-28. 9. Petrov V. T. Vzaimodeistvie traditsii v mladopis'mennykh literaturakh. Natsional'nyi fol'klor i russkaya klassika. Novosibirsk: Nauka, 1987. 238 s. 10. U istokov yakutskoi pechati. Gazety «Yakutskii krai», «Yakutskaya zhizn'», zhurnal «Golos yakuta». Sostavlenie i primechaniya Burtsevoi N. V., Zhirkova A. N., Semenovoi V. G. Yakutsk: Il Tumen, 2017. 23 p.l. 11. Fedyaeva T. A. Satira / Poetika: slovar' aktual'nykh terminov i ponyatii (gl. nauch. red. N. D. Tamarchenko). M.: Izd-vo Kulaginoi; Intrada, 2008. S.222-223. 12. Yakutskie narodnye pesni. Chast' II. Nauchnye redaktory Emel'yanov N. V., Efremov P. E. Yakutsk: Kn. izd-vo, 1977. 424 s. |