Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Genesis: Historical research
Reference:

Garun Valeevich Yusupov: archeologist, epigraphist and ethnographer (to the 105th anniversary of his birth)

Akhatov Al'bert Tagirovich

PhD in History

Scientific Associate, R. G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences

450077, Russia, respublika Bashkortostan, g. Ufa, ul. K. Marksa, 6

bertik@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-868X.2019.12.31532

Received:

29-11-2019


Published:

06-01-2020


Abstract: The object of this article is the life path of the prominent national archeologist, epigraphist and ethnographer Garun Valeevich Yusupov (1914-1968) viewed through the prism of his scientific research activity. Special attention is given to the period of his life in Ufa, where he worked in the Institute of History, Language and Literature of Bashkir Branch of the USSR Academy of Sciences (1962-1958). The key goal of this study consists in structuring full biography of G. V. Yusupov and explore his contribution to the development of humanities via systematization of the existing sources and literature. The article uses the methods of biographical description and analysis of archival documents, which allow demonstrating the milestones of the scholar’s life and his scientific achievements. The publication leans on the documents from the Scientific Archive of Ufa Federal Center of the Russian Academy of Sciences/ The conclusion is made that Garun Valeevich Yusupov made a significant contribution to studying the problems of cultural genesis in Southern Ural during the early Iron Age, as well as into examination of ethnogenetic and ethnocultural processes unfolded in the Medieval and Modern Time in the Volga-Ural region.


Keywords:

Garun Valeevich Yusupov, biography, archaeology, epigraphy, ethnography, expedition, cultural genesis, ethnogenesis, Tatars, Bashkirs


В настоящее время наблюдается рост интереса к биографическим изысканиям, результаты которых оформляются в виде книг, статей, телевизионных передач, интернет сайтов и т.д. Особое место среди этих исследований занимают работы, посвященные ученым. Они не только позволяют проследить их жизненный путь, но и дают возможность более углубленно изучить развитие науки сквозь призму биографических данных отдельных исследователей, а так же оказать дань уважения этим людям, внесшим свой вклад в становление и эволюцию тех или иных отраслей научных знаний.

22 июня 2019 г. исполнилось 105 лет со дня рождения Гаруна Валеевича Юсупова, известного советского археолога, эпиграфиста и этнографа, чья жизнь и научная деятельность до сих пор не стали объектом специального изучения (рис. 1).

Рис. 1. Г.В. Юсупов, 1957 г.

Некоторые сведения об Г.В. Юсупове содержатся в энциклопедических изданиях [1, 23], в публикациях А.Х. Халикова [25], В.П. Чемериса [27], отдельные аспекты его научно-исследовательской работы анализируются в статьях Д.Г. Мухаметшина [8], В.А. Иванова [6] и др.

Особо необходимо отметить заметки дочери Гаруна Валеевича – Софьи Гаруновны Хамидуллиной посвященные памяти отца, которые содержат богатый фотографический материал [26]. Хотелось бы выразить ей искреннюю благодарность за предоставленные сведения об Г.В. Юсупове и фотографии ученого, сделанные в разные годы.

Данная статья, написанная с привлечением архивных материалов из фондов Научного архива Уфимского федерального исследовательского центра РАН, дает возможность несколько расширить знания о жизненном пути и научно-исследовательской работе Г.В. Юсупова, особенно в тот период, когда он жил и работал в Уфе.

Гарун Валеевич Юсупов родился 22 июня 1914 г. в городе Казани в большой татарской семье Маугузи и Валимухаммада Юсуповых. Отец до революции 1917 г. работал приказчиком, после – кустарем-одиночкой, затем складским работником. Именно благодаря ему Г.В. Юсупов с детства овладел арабским языком, который в дальнейшем пригодился в его профессиональной деятельности исследователя. Мать вела домашнее хозяйство, воспитывала пятерых детей [26, с. 241, 244]; [18, л. 5].

После завершения в 1929 г. казанской школы № 19, Гарун Валеевич поступил в 1930 г. на счетные курсы, по окончании которых с мая 1931 г. началась его трудовая детальность. Проработав до осени 1935 г. счетоводом и электромонтером в нескольких организациях, в октябре того же года Г.В. Юсупов поступил на обучение в дневную группу (с отрывом от производства) на рабфак Казанского государственного университета.

В сентябре 1936 г. его зачислили на Географический факультет этого же ВУЗа, по окончании которого в июне 1941 г. ему был выдан диплом о присвоение квалификации географ-геоморфолог [18, л. 3 об., 5, 13].

Дочь Гаруна Валеевича – Софья Гаруновна задаваясь вопросом почему ее отец выбрал местом обучения именно «географак», предположила что его привлекала «этнография, которую изучали на этом факультете» [26, с. 244], что, скорее всего, соответствует действительности. Не случайно Г.В. Юсупов, будучи студентом 5 курса, начал работать хранителем в этнографическом музее университета, где и должен был остаться после окончания учебы [18, л. 5, 40].

Однако этим планам не суждено было сбыться. Сначала из-за сокращения штатов в музее, а затем начавшейся Великой Отечественной войны. В августе 1941 г. Г.В. Юсупов устроился на работу прорабом в Татарский геологоразведочный трест, где проработал до весны 1942 г. В апреле 1942 г. он был мобилизован в ряды Советской армии и ушел на фронт, где служил на Западном, Сталинградском и Воронежском фронтах. В 1942 г. сержант Г.В. Юсупов будучи связистом батареи в составе 62-й армии защищал Сталинград. В августе 1943 г. в качестве разведчика участвовал в кровопролитных боях на Курской дуге, где получил ранение в голову и был контужен. За участие в войне был награжден медалями «За оборону Сталинграда» и «За Победу над Германией». Несмотря на окончание войны в мае 1945 г., он продолжал служить в армии до октября того же года [18, л. 3 об., 4–4 об., 5 об]; [26, с. 244].

После демобилизации Гарун Валеевич вернулся в Казань, где с марта 1946 г. по январь 1949 г. работал старшим лаборантом на географическом факультете Казанского госуниверситета и одновременно исполнял обязанности заведующего этнографическим музеем этого же ВУЗа. С января по август 1949 г. он работал на этой должности по совместительству [18, л. 3 об., 5 об., 55]. Тогда он начинает проводить полевые выезды с целью сбора этнографических материалов по итогам которых им были подготовлены две рукописи – «Материалы по древним верованиям и поверьям казанских татар (отчет о поездке в юго-восточные районы Татарской АССР) (1946) и «Материалы по пережиткам тотемизма в идеологии предков казанских татар» (1949) [18, л. 12].

В это же время выходят в печать его первые статьи (совместно с Н.И. Воробьевым и Е.П. Бусыгиным) посвященные Этнографическому музею Казанского университета [3] и научно-полевым исследованиям И.М. Симонова, проводившимися в 1820 г. на островах южной части Тихого океана [2].

В октябре 1948 г. Гарун Валеевич поступает в аспирантуру Института языка, литературы и истории Казанского филиала Академии наук СССР (далее ИЯЛИ КФ АН СССР) по специальности археология, которую заканчивает 1 августа 1952 г. с предоставлением диссертационной работы на тему «Булгаро-татарские эпиграфические памятники XIII–XVII вв. (к вопросу о происхождении казанских татар) [18, л. 3 об., 5 об., 7, 22].

Во время учебы он принимает участие в археологических раскопках на территории Казанского кремля, проходившие под руководством его учителя Н.Ф. Калинина, одновременно начинает осуществлять первые экспедиции по поиску и фиксации эпиграфических памятников [26, с. 244]. Результаты экспедиционных выездов этих лет были опубликованы на страницах журнала «Эпиграфика Востока» [41–43].

После окончания аспирантуры, поработав непродолжительное время в ИЯЛИ КФАН СССР, Г.В. Юсупов переезжает в Уфу, где он был принят с 1 октября 1952 г. на работу в Институт истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР (далее ИИЯЛ БФ АН СССР) на должность младшего научного сотрудника сектора истории [18, л. 3 об., 25, 27].

В Уфу Гарун Валеевич переехал с женой Любовью и дочерью Софьей. Позднее в 1954 г. здесь родился сын Василий (рис. 2).

Рис. 2. Г.В. Юсупов с семьей, г. Уфа, 1956 г.

На момент трудоустройства Г.В. Юсупова в ИИЯЛ, в институте шла активная работа по подготовке к изданию первого тома «Очерков по истории БАССР (период феодализма)», которая проводилась в рамках выполнения продолжающейся темы научно-исследовательской работы сектора истории на 1951–1955 гг. [9, л. 28].

По воспоминаниям историка В.П. Чемериса, который утроился на работу в ИИЯЛ в тот же год что и Г.В. Юсупов, работа шла очень тяжело, «многие разделы "Очерков" создавались в муках» [27, с. 28]. Принял в ней участие и Гарун Валеевич, который написал параграф «Об этногенезе башкир» к первой главе первого тома указанной работы [18, л. 44].

Подготовленный им раздел не вошел в опубликованную в 1956 г. коллективную монографию [21] и был направлен в виде рукописи статьи в редакцию журнала «Советская Этнография» (1954) [18, л. 47]. И хотя она не вышла в печать на страницах указанного издания, основные ее положения были изданы позднее в виде тезисов доклада на конференции по археологии, древней и средневековой истории народов Поволжья в Казани проходившей в 1956 г. [40]. Здесь же тезисно была опубликована уже упомянутая рукопись Г.В. Юсупова, посвященная пережиткам тотемизма среди казанских татар [37].

В 1953 г. в ИИЯЛ был образован сектор истории, археологии и этнографии, на базе которого начала работать вновь созданная археологическая группа. Ее куратором и научным руководителем назначили старшего научного сотрудника Института археологии АН СССР, доктора исторических наук А.В. Збруеву. Она же одновременно возглавила и Башкирскую археологическую экспедицию Института археологии АН СССР (далее АЭ ИА АН СССР). Г.В. Юсупов и входившие в состав этой группы другие сотрудники ИИЯЛ – Т.Н. Троицкая и П.Ф. Ищериков, включились в работу экспедиции в качестве руководителей отдельных отрядов Башкирской АЭ ИА АН СССР [6, с. 59].

Очевидно, тогда же в ходе работ Г.В. Юсупова и Т.Н. Троицкой в Гафурийском районе БАССР возникла идея о выделении этих исследований в особую научно-исследовательскую тему «Древнейшие поселения Гафурийского района» [6, 59].

На последнем заседании ученого совета ИИЯЛ состоявшемся 20 декабря 1954 г. были рассмотрены и утверждены программы сотрудников по новым темам на 1955 г. Среди них фигурируют две, по которым докладывался Г.В. Юсупов – «Древнейшие поселения Гафурийского района» и «Эпиграфические памятники западных районов Башкирии (XIV–XVIII вв.) [10, л. 247, 255]. Обе они вошли в тематический план научно-исследовательских работ ИИЯЛ и должны были закончиться в первой половине 1957 г. [9, л. 47, 61].

В ходе археологических экспедиций 1953–1956 гг. Г.В. Юсуповым были исследованы Касьяновское, Воскресенское, Курмантауское, Табынское, Михайловское городища и Курмантауское селище. Все эти памятники, за исключением последнего, ранее не изучались. По итогам полевых работ им были подготовлены археологические отчеты, [11–15, 17], публикация [28] и сделаны научные доклады на сессиях археологов в Москве, Ленинграде и Казани [18, л. 61]. Общие итоги раскопок проведенных в 1953–56 гг. были подведены Г.В. Юсуповым в обобщающей статье «Древнейшие поселения Гафурийского района БАССР», опубликованной в 1959 г., в которой он объединил исследованные поселения, датируемые им IV–III вв. до н.э. в одну «уфимскую культуру» [33, с. 84, 87].

В.А. Иванов, анализируя опубликованные и неопубликованные материалы Г.В. Юсупова отметил, что в них «впервые в истории археологии Южного Урала и Приуралья был вполне определенно поставлен вопрос о присутствии в I тыс. до н.э. в этнической карте региона угорского компонента и обозначены пути и механизм его проникновения в регион» [6, с. 61].

В 1956 г. Г.В. Юсупов совместно с Н.А. Мажитовым проводили археологические разведочные работы в Бураевском, Мишкинском, Балтачевском и Аскинском районах Башкирии [7, с. 143].

В 1957 г. Президиум БФ АН СССР утвердил тематический план научно-исследовательских работ ИИЯЛ по сектору истории, археологии и этнографии на 1958 г. в которой отмечена тема «Древняя история Башкирии» сроком выполнения 1957–1960 гг., научным руководителем которой был назначен Г.В. Юсупов. В рамках данной темы были выделены две подтемы: «Сарматские памятники Башкирии IV в. до н.э. – IV в. н.э.» – исполнитель М.Х. Садыкова и «Городища по среднему течению р. Белой», исполнителями которой были Г.В. Юсупов и Н.А. Мажитов [6, с. 61].

Занимаясь археологическими изысканиями Г.В. Юсупов не забывал про тему своего диссертационного исследования связанного с изучением эпиграфических памятников. Защитив диссертацию 16 июня 1953 г. на историческом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова [18, л. 14–15], Г.В. Юсупов продолжил свои исследования, выезжая в 1953–1956 гг. в экспедиции, проходившие в рамках указанной второй индивидуальной темы НИР Гарун Валеевича «Эпиграфические памятники Западной Башкирии» [9, л. 47, 61]. В эти годы им были опубликовано и подготовлено несколько статей посвященных эпиграфическим памятникам [39, 36, 32].

В ходе исследований в 12 районах республики им было изучено до 30 надгробий разных времен с XIV до начала XIX в. [16, л. 2]. Как вспоминал позднее В.П. Чемерис участвовавший в экспедиционном выезде 1953 г.: «Гарун Валеевич Юсупов встречался со стариками и искал, искал что-нибудь утраченное. То в одном, то в другом месте он находил остатки бывших надгробий с кладбищ, но они служили теперь фундаментами построек, а сами тексты были недоступны. В те годы Г. В. Юсупов был, насколько я знаю, единственным исследователем древних эпитафий в Башкирии, причем он явно опоздал во времени. Но все же успел научно зафиксировать и расшифровать то, что к 1953 г. еще сохранилось» [27, с. 31].

Параллельно с археологическими исследованиями и сбором эпиграфических материалов проводившимися Г.В. Юсуповым в Башкортостане, продолжал он и свои этнографические изыскания. В 1952 г. Гарун Валеевич сопровождал С.И. Руденко по юго-восточным и южным районам Башкортостана в его экспедиции, которая была организованна БФ АН СССР. Собранный полевой материал Г.В. Юсупов использовал при написании статьи «Материалы по некоторым вопросам духовной культуры башкир» рукопись которой он направил в редакцию журнала «Советская этнография» (1953) [18, л. 46]. Так же Г.В. Юсупов был рецензентом монографии С.И. Руденко «Башкиры» [10, л. 117–118, 121–124], опубликованной в 1955 г. и ее техническим редактором [22].

Проработав несколько лет в ИИЯЛ Гарун Валеевич в июне 1958 г. Г.В. Юсупов пишет заявление с просьбой освободить его с 1 августа 1958 г. от работы в связи с переходом на работу в ИЯЛИ КФ АН СССР [18, л. 60], где он где продолжал работать до самой своей смерти в 1968 г.

Вернувшись на родину в Казань Гарун Валеевич продолжает активно заниматься научно-исследовательской работой. Здесь он принимал участие в составлении шеститомной «Археологической карты Татарстана». В 1994 г. группа ученых, занимавшихся составлением этого труда, была удостоена Государственной премии Республики Татарстана в области науки и техники. И хотя Гарун Валеевич ушел из жизни в 1968 г., коллеги включили его в список награждаемых посмертно, не забыв его вклада [26, с. 247].

Не смотря на переезд, Гарун Валеевич не терял связи с Башкортостаном, где в 1965 г. им были проведены археологические раскопки в Чишминском районе, в ходе которых он исследовал мавзолей и могильник Тура-Хана, Малый мавзолей [20, с. 162–163].

Продолжал заниматься Гарун Валеевич и сбором эпиграфических материалов, проводя в 1959–1967 гг. сплошное обследование во многих районах современных Республик Татарстан и Чувашия [34]; [19, с. 79–80] [20, с. 78]; [8, с. 156], результаты которых публикуются на страницах различных изданий [34, 35, 38].

Здесь, в Казани он заканчивает работу над своей монографией – «Введение в булгаро-татарскую эпиграфику», представляющей собой первый свод эпиграфических памятников Урало-Поволжья. Это монография, стала итогом его полевых исследований 1946–1957 гг., в ходе которых он посетил всего 41 район (150 населенных пунктов) трех республик – Татарстан, Чувашия и Башкортостан, изучив до 200 надгробий [30, с. 4].

В его работе исследование эпиграфических памятников тесно связано с проблемой происхождения татарского народа. Завершая обзор собранного материала, Г.В. Юсупов делает вывод о преемственности между древнебулгарским языком и современным казанско-татарским языком [30, с. 164–165]. Не смотря на то, что некоторые положения этой монографии вызывали несогласие и даже острую критику со стороны отдельных исследователей [24, 5], тем не менее, она до сих пор является по словам Д.Г. Мухаметшина «настольной книгой историков-эпиграфистов» [8, с. 154].

Как и в прежние годы не оставлял Гарун Валеевич и этнографические исследования. Так, в 1959 г. группа этнографов Казанского филиала Академии наук СССР выезжала в северо-западные районы Башкортостана, по итогам работы которой в 1962 г. Г.В. Юсуповым была опубликована статья (совместно с Н.И. Воробьевым и Г.М. Хисамутдиновым) посвященная историко-этнографическому изучению указанной территории [4]. Так же им была подготовлена глава «Верования и их пережитки» для коллективной монографии «Татары Среднего Поволжья и Приуралья» которая вышла в печать в 1967 г. [31].

Представленные здесь материалы по домусульманским верованиям татар по оценке А.Х. Халикова «имеют определенное значение не только для выяснения особенностей духовной культуры поволжских татар, но и дает новые материалы для суждения их этногенеза» [25, с. 315]. В данном контексте была написана статья Г.В. Юсупова «Булгаро-татарская эпиграфика и топонимика как источник исследования этногенеза казанских татар», опубликованная в 1971 г. [29].

Нужно отметить, что помимо научной, на протяжении всей своей жизни Гарун Валеевич активно занимался и общественной деятельностью. В студенческие годы Г.В. Юсупов был профоргом, членом профкома Университета, членом избирательной комиссии и др. В армии был редактором Боевого листка. Являлся членом ВКП (б) с 1948 г. В 1948 г. окончил Университет Марксизма-Ленинизма [18, л. 4, 6].

По словам известного историка и археолога А.Х. Халикова «Г.В. Юсупов, был не только крупным ученым, но и неутомимым тружеником, хорошим товарищем, требовательным к себе и окружающим» [25, с. 315]. Для родных и близких Гарун Валеевич был и остается добрым и отзывчивым человеком, принимавшим активное участие в их жизни [26, с. 248].

Таким образом, говоря о Гаруне Валеевиче Юсупове, нужно отметить что он прожил короткую, но яркую, насыщенную событиями и научными открытиями жизнь, особое место в которой занимает период, когда он жил и работал в Уфе. Здесь шло его становление как ученого-археолога, проведено большое количество археологических и эпиграфических экспедиционных выездов. Во время работы в ИИЯЛ он защитил свою кандидатскую диссертацию.

Г.В. Юсупов внес большой вклад в развитие археологии, эпиграфики и этнографии. Его научное наследие представлено большим количеством разноплановых публикаций, а также обширным корпусом археологических, эпиграфических и этнографических источников, которые позволяют изучать процессы культурогенеза и этнических процессов происходящих на Южном Урале и в Поволжье в широком хронологическом диапазоне от эпохи раннего железного века и до Нового времени.

References
1. Bashkirskaya entsiklopediya / Gl. red. M.A. Il'gamov. Ufa: GAUN «Bashkirskaya entsiklopediya». T. 7. F–Ya. 2011. 624 s.
2. Vorob'ev N.I, Busygin E.P, Yusupov G.V. Etnograficheskie nablyudeniya I.M. Simonova na ostrovakh Tikhogo okeana // Izvestiya Vsesoyuznogo Geograficheskogo obshchestva. 1949. T. 81. Vyp. 5. S. 497–504.
3. Vorob'ev N.I., Busygin E.P., Yusupov G.V. Etnograficheskii muzei Kazanskogo universiteta // Sovetskaya etnografiya. 1948. № 1. S. 222–225.
4. Vorob'ev N.I., Khisamutdinov G.M., Yusupov G.V. Istoriko-etnograficheskie issledovaniya naseleniya severo-zapadnykh raionov Bashkirii // Sovetskaya etnografiya. 1962. № 6. S. 124–130.
5. Dimitriev V.D. O knige G.V. Yusupova «Vvedenie v bulgaro-tatarskuyu epigrafiku» // Uchenye zapiski Nauchno-issledovatel'skogo instituta yazyka, literatury, istorii i ekonomiki pri Sovete ministrov Chuvashskoi ASSR (ChNII) / Red. V. A. Andreev, V. D. Dmitriev. Cheboksary: Chuvashskoe gosudarstvennoe izdatel'stvo, 1963. Vyp. KhKhIII. S. 255–263.
6. Ivanov V.A. Finno-ugorskaya tematika v sovremennoi arkheologii Bashkortostana // Povolzhskaya arkheologiya. 2014. № 4 (10). S. 58–81.
7. Mazhitov N.A. Poseleniya Bakhmutinskoi kul'tury // Bashkirskii arkheologicheskii sbornik / Pod red. A.P. Smirnova i R.G. Kuzeeva. Ufa: IIYaL BF AN SSSR, 1959. S. 143–151.
8. Mukhametshin D.G. G.V. Yusupov i problemy tatarskoi epigrafiki // Povolzhskaya arkheologiya. 2014. № 4 (10). S. 154–177.
9. Nauchnyi arkhiv Ufimskogo federal'nogo issledovatel'skogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk (dalee NA UFITs RAN). F. 3. Op. 1. D. 73.
10. NA UFITs RAN F. 3. Op. 1. D. 91.
11. NA UFITs RAN F. 3. Op. 2. D. 272.
12. NA UFITs RAN F. 3. Op. 2. D. 273.
13. NA UFITs RAN F. 3. Op. 2. D. 297.
14. NA UFITs RAN F. 3. Op. 2. D. 318.
15. NA UFITs RAN F. 3. Op. 2. D. 320.
16. NA UFITs RAN F. 3. Op. 2. D. 321.
17. NA UFITs RAN F. 3. Op. 2. D. 355.
18. NA UFITs RAN F. 4. Op. 5. D. 432.
19. Nauchno-otraslevoi arkhiv Instituta arkheologii RAN. Otchety o polevykh issledovaniyakh. Katalog. 1960–1964 gg. / Otv. red. N.A. Makarov, P.G. Gaidukov. M.: IA RAN, 2011. 448 s.
20. Nauchno-otraslevoi arkhiv Instituta arkheologii RAN. Otchety o polevykh issledovaniyakh. Katalog. 1965–1968 gg. / Otv. red. N.A. Makarov, P.G. Gaidukov. M.: IA RAN, 2013. 352 s.
21. Ocherki po istorii Bashkirskoi ASSR / Pod red. A. P. Smirnova i dr. Ufa: Bashkirskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1956. T. 1. Ch. 1. 304 s.
22. Rudenko S.I. Bashkiry: Istoriko-etnograficheskie ocherki. M.; L.: Izd-vo AN SSSR, 1955. 392 s.
23. Tatarskii entsiklopedicheskii slovar' / Gl. red. M. Kh. Khasanov. Kazan': Institut Tatarskoi entsiklopedii AN RT, 1999. 703 s.
24. Fedotov M.R. G.V. Yusupov. Vvedenie v bulgaro-tatarskuyu epigrafiku. M.; L., 1960. 322 s. // Uchenye zapiski Nauchno-issledovatel'skogo instituta yazyka, literatury, istorii i ekonomiki pri Sovete ministrov Chuvashskoi ASSR (ChNII) / Red. V. A. Andreev, V. D. Dmitriev. Cheboksary, 1963. Vyp. KhKhIII. S. 248–255.
25. Khalikov A.Kh. G.V. Yusupov // Sovetskaya etnografiya. 1969. №. S. 314–315.
26. Khamidullina S.G. Vspominaya ottsa... (k 100-letiyu so dnya rozhdeniya G.V. Yusupova) // Povolzhskaya arkheologiya. 2014. № 4 (10). S. 241–248.
27. Chemeris V.P. Institut istorii, yazyka i literatury Ufimskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk: proidennyi put' (1952–1967 gg.). Ufa: IIYaL UNTs RAN, 2012. 152 s.
28. Yusupov G.V. Arkheologicheskie razvedki v Bashkirii // Kratkie soobshcheniya instituta istorii i material'noi kul'tury RAN / Otv. red. A.D. Udal'tsov. Vyp. 64. 1956. S. 85–92.
29. Yusupov G.V. Bulgaro-tatarskaya epigrafika i toponimika kak istochnik issledovaniya etnogeneza kazanskikh tatar // Voprosy etnogeneza tyurkoyazychnykh narodov Srednego Povolzh'ya / Otv. red. A.Kh. Khalikov. Kazan': [b. i.], 1971. S. 217–232.
30. Yusupov G.V. Vvedenie v bulgaro-tatarskuyu epigrafiku. M., L.: Izd-vo AN SSSR, 1960. 322 s.
31. Yusupov G.V. Verovaniya i ikh perezhitki // Tatary Srednego Povolzh'ya i Priural'ya / Otv. red. N. I. Vorob'ev i G. M. Khisamutdinov. M.: Nauka, 1967. S. 342–372.
32. Yusupov G.V. Dve nadgrobnye nadpisi s drevnego bashkirskogo kladbishcha // Voprosy bashkirskoi filologii (Posvyashchen pamyati N. K. Dmitrieva) / Otv. red. A.I. Kharisov. M.: Izd-vo Akad. nauk SSSR, 1959. S. 120–122.
33. Yusupov G.V. Drevneishie poseleniya Gafuriiskogo raiona BASSR // Bashkirskii arkheologicheskii sbornik / Pod red. A.P. Smirnova, R.G. Kuzeeva. Ufa: IIYaL BF AN SSSR, 1959. S. 58–96.
34. Yusupov G.V. Itogi polevykh epigraficheskikh issledovanii (1961–1963 gg.) // Tezisy dokladov itogovoi nauchnoi sessii IYaLI KFAN SSSR za 1963 god / Red. kol. M.Kh. Gainullin, L.T. Makhmutova, M.K. Mukharyamov. Kazan': [b. i.], 1964. S. 69–71.
35. Yusupov G.V. Itogi polevykh epigraficheskikh issledovanii 1961–1963 gg. v Tatarskoi ASSR // Epigrafika Vostoka. Vyp. XXI. M.: Izdatel'stvo AN SSSR, 1972. S. 48–55.
36. Yusupov G.V. K voprosu ob istorii i klassifikatsii bulgaro-tatarskoi epigrafiki // Epigrafika Vostoka. Vyp. XI. M.: Izdatel'stvo AN SSSR, 1956. S. 44–54.
37. Yusupov G.V. Materialy po perezhitkam totemizma v ideologii predkov kazanskikh tatar // Tezisy dokladov na konferentsii po arkheologii, drevnei i srednevekovoi istorii narodov Povolzh'ya v Kazani v 1956 g. / Red. A. P. Smirnov, N. Ya. Merpert. M.: IIMK, 1956. S. 66–67.
38. Yusupov G.V. Novye nakhodki epitafii perioda Kazanskogo khanstva // Epigrafika Vostoka. Vypusk XVI. M.-L.: Izdatel'stvo AN SSSR,1963. S. 72–78.
39. Yusupov G.V. O nekotorykh bulgarskikh epigraficheskikh pamyatnikov // Epigrafika Vostoka. Vyp. VII. M.: Izdatel'stvo AN SSSR, 1953. S. 26–30.
40. Yusupov G.V. Ob etnogeneze bashkir // Tezisy dokladov na konferentsii po arkheologii, drevnei i srednevekovoi istorii narodov Povolzh'ya v Kazani v 1956 g. / Red. A. P. Smirnov, N. Ya. Merpert. M.: IIMK, 1956. S. 60–61
41. Yusupov G.V. Prostoi sposob fiksatsii nadpisei // Epigrafika Vostoka. Vypusk V. M.-L.: Izdatel'stvo AN SSSR, 1951. S. 134
42. Yusupov G.V. Tatarskie epigraficheskie pamyatniki XV v. (K voprosu o proiskhozhdenii kazanskikh tatar) // Epigrafika Vostoka. Vypusk V. M.-L.: Izdatel'stvo AN SSSR, 1951. S.78–94.
43. Yusupov G.V., Khisamutdinov G.M. Bulgarskie epigraficheskie pamyatniki, naidennye letom 1947 g. // Epigrafika Vostoka. Vypusk IV. M., L.: Izdatel'stvo AN SSSR, 1951. S. 68–75.