DOI: 10.25136/2409-7144.2020.3.31390
Received:
17-11-2019
Published:
01-04-2020
Abstract:
The analysis of processes that significantly affect the formation of future families, namely in the border region, as well as crisis phenomena in marital and family relations, demonstrates that religion is one of the important factors influencing these processes. Religious differences is one of the paramount and most complicated aspects that impacts mutual understanding and communication. Within the framework of family relationships, religious differences along with the cultural play a crucial role. The authors set a goal to determine the influence of religion upon the formation of marital and family relations within the environment of modern student youth. The conducted sociological survey involved the representatives of different nationalities and religious confessions (V=400 of the respondents – residents of Astrakhan and Astrakhan Region), which also allowed analyzing the impact of various factors, including religious, upon the formation of values of a modern young family. It is also worth noting that the acquired results testify to the fact that the majority of respondents hold an opinion on the insignificance of religious affiliation of a person in consummation of their own marriage. Since in most instances an interfaith marriage suggests conversion of one partner into religion of the other, the obtained data confirms that more it is a man who initiates such transition.
Keywords:
family, marriage, religion, religious transgression, youth, transformation, border region, mixed marriage, unrelated peoples, ethno-religious factor
ВВЕДЕНИЕ
Семья является особой моделью любого общества, отражает его характерные черты, различные проблемы и тенденции развития. В научном сообществе это обсуждается уже давно. Известно, что прогресс любой культуры тесно связан с развитием самого института семьи. Практически все достижения человечества в процессе исторического развития находят свои отражения именно в семье, которая, в свою очередь, является своеобразным хранителем традиций, моральных норм, устоев, нравственных принципов, передающихся из поколения в поколение. Семья всегда являлась одним из главных участников процесса формирования нравственного и морального облика личности.
В российской культуре семья представляется как центр сосредоточения практически всех жизненных ценностей, счастья, достатка, а такие понятия как «дом» и производное от него «домашний очаг» всегда ассоциируется с чем-то теплым, хорошим и добрым. Сама концепция «семьи» в российском обыденном понимании довольно масштабна, и ее основные характеристики можно применить к широкому кругу людей: близким и дальним родственникам, кровным и некровным, а в некоторых случаях даже к друзьям.
Россия, являясь одной из самых многонациональных стран мира, объединяет на своей территории представителей множества этносов (по некоторым оценкам около 200), между которыми постоянно происходит активное взаимодействие, имеющее давние корни и определяющееся множеством связей и отношений, которые существовали на территории бывшего СССР. «Пёстрый» национальный состав повлиял на появление и распространение такого феномена как «смешанный брак».
Согласно вестминстерскому словарю теологических терминов под смешанным браком понимается брак между христианами разных религиозных организаций. В частности, термин использовался в отношении брака, в котором один из партнеров – католик, а другой – протестант или православный[2]; В. Н. Галяпина считает смешанный брак «особым типом семьи, поскольку супруги в ней являются представителями разных этносов»[3]; Г. С. Махарова подразумевает под данным понятием «супружеский союз представителей двух национальностей»[4]. В отечественной и зарубежной научной литературе существуют различные типологии смешанного брака. Так, например, Л. А. Делова приводит следующую типологию смешанных браков:
- брак, состоящий из представителей «родственных» народов, имеющих близкие культуры, традиции, языки (например, чеченцы и адыгейцы, ногайцы и татары, русские и белорусы и др.);
- брак, состоящий из представителей «неродственных» народов (русские и казахи, татары и чеченцы, калмыки и украинцы и др.);
- брак между «неродственными» народами, которые исповедуют общую религию (татары и чеченцы, русские и грузины, казахи и адыгейцы и др.);
- брак между «родственными» народами, которые исповедуют разные религии (татары-мусульмане и казахи-христиане, русские-мусульмане и украинцы-христиане и др.);
- брак между представителями одного народа, исповедующих разные религии (калмыки-мусульмане и калмыки-буддисты, русские-христиане и русские-мусульмане и др.)[5].
Из-за таких двусмысленностей эксперты в этой области предпочли использовать конкретные терминологии, которые могут, возможно, описать точный статус мужа и жены, такие как межкультурный брак, межнациональный брак, межрасовый брак, межрелигиозный брак, однополый брак и гомогамия. Межкультурный брак - это очень широкое понятие, охватывающее межэтнические или межрелигиозные браки. Религиозные и этнические смешанные браки являются отдельными аспектами межкультурного брака. Межкультурный брак означает брак между людьми двух разных культур. Рассматривая проблему смешанных браков, нужно не забывать об учете взаимодействия партнеров как представителей разных культурных сред, оказавшихся за счет своих отношений в новое для себя культурное пространство и старающихся освоиться в нем всеми доступными им способами. У каждого из партнеров идет неизбежное столкновение с новыми моделями поведения, подчас не привычными для их среды. В результате возникает противоречие между привычными старыми моделями поведения и новыми. Партнерам в смешанном браке для того, чтобы создать заново свою зону комфортности, приходится путем механизма трансформации изменять привычные для них модели поведения.
Это может быть связано как с различиями в стране, языке, религии, расе, этнической принадлежности, так и в политической идеологии, алиментарной и вестиментарной культурах, стилях жизни и т. д. Супруги, представляющие разные культуры, имеют кардинальные различия, и проблемы, связанные с этим, значительно сложнее и взаимосвязаны по сравнению с межнациональными и межрелигиозными браками[6]. В данном исследовании будет подробно проанализирована одна из форм смешанного брака, а именно – межрелигиозный брак, который также называют смешанным религиозным браком, религиозной экзогамией и межконфессиональным браком, и под которым подразумевается «брак между людьми разных религий». Это форма смешанного брака и «тип взаимодействия между религиозными группами, суб-обществами или обществами»[7]. Поскольку практика создания таких браков так же стара, как происхождение разных религий, то можно предположить, что он показывает степень интеграции и социальной дистанции между людьми из разных религиозных групп[8]. Термин «социальная дистанция» относится к разрыву, существующему между различными религиозными группами, и имеет обратную связь с межрелигиозным браком. Другими словами, чем выше количество межрелигиозных браков, тем короче социальная дистанция между религиозными группами и наоборот[9]. Поскольку многие основные религии в мире не одобряют межрелигиозные браки для чистоты и сохранения обычаев и традиций своих групп, многие люди, вступая в подобный тип брачных отношений, нарушают догмы своих систем вероисповедания[10].
Следовательно, супруги в подобных браках могут принадлежать к родственным или неродственным народам и исповедовать общую религию, или принадлежать к одному народу и исповедовать разные религии. Религиозный фактор в подавляющем большинстве случаев является главным показателем. Различия в религиозных представлениях и установках закладываются в супружеских отношениях и проявляются в зависимости от степени религиозности партнёров. Религиозные различия – один из наиболее важных и сложных аспектов, который влияет на взаимопонимание и общение. Но в рамках семейных взаимоотношений, религиозные различия занимают чуть ли не главную роль наравне с культурными. Несмотря на отличия в восприятии подобных браков в различных обществах, социологи сообщают, что в настоящее время межрелигиозный брак становится все более распространенным и обыденным аспектом жизни[11]. На фоне усложнения процесса глобализации и всеобщего снижения уровня религиозности, утрата религиозных ценностей способствует, с одной стороны, формированию толерантного отношения к соседним конфессиям, с другой – к созданию межконфессиональных браков. Партнеры, заключающие межнациональный брак, создают основу для взаимодействия между двумя культурами и конфессиями. Нередко для подобных браков характерны трансгрессивные процессы, заключающиеся, например, в переходе в религию супруга/супруги. В современном российской социуме акты религиозной трансгрессии также имеют место быть, причём чаще всего такие переходы происходят между представителями двух систем вероисповедания: из христианства (в подавляющем большинстве случаев – православия) в ислам и наоборот.
Проблема формирования межконфессиональных браков особенно характерна для стран с ярко выраженным поликонфессиональным составом населения. Россия, и особенно ее приграничные регионы, которые зачастую являются «перекрестком» различных национальностей и религий, в данном случае, является весьма показательным примером. По данным Росстата, на конец 2017 года в России было зарегистрировано 30193 религиозных организации более 50 конфессий[12]. Полем данного исследования выступала Астраханская область, являющаяся одним из самых многоконфессиональных регионов страны, и на территории которой, по состоянию на 2019 г., зарегистрированы 194 религиозные организации[13], относящиеся к различным конфессиям. Поэтому можно предположить, что межконфессиональные браки для Астраханской области – не редкость и не обращают на себя пристального общественного внимания в сравнении с относительно моноконфессиональными регионами нашей страны.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Целью данной статьи является изучение степени влияния религии на формирование брачно-семейных отношений в среде современной студенческой молодёжи. Для этого в работе будет решён целый ряд задач: выявлены основные религиозные установки современной студенческой молодёжи, изучено отношение к межконфессиональным бракам, определена степень влияния религиозных установок на формирование брачно-семейных отношений. Исследование состоит из практической и теоретической части. Основная гипотеза данного исследования: на современном этапе религия не играет заметной роли при формировании брачно-семейных отношений в среде современной студенческой молодёжи.
МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ
В рамках подтверждения предложенной авторами статьи гипотезы было проведено социологическое исследование, основной задачей которого стало выявление региональной специфики формирования брачно-семейных отношений под влиянием религиозного фактора в среде студенческой молодежи. Используемым социологическим методом стал опрос в форме раздаточного анкетирования (количественный метод). Опрос проводился на базе двух учебных заведениях Астраханской области: Астраханском государственном университете и Каспийском институте морского и речного транспорта. Объем выборочной совокупности составил 400 респондентов — жителей города Астрахани и Астраханской области, из них: 49,3% — юноши, 50,7% — девушки; распределение по учебному заведению: КИМРТ – 39,1%, АГУ – 60,9%. Выборка: целенаправленная, квотированная по полу, курсу и факультету обучения. Метод получения первичной социологической информации: раздаточное анкетирование. Погрешность выборки — 3%. Инструментарий и матрица исследования разработаны авторами исследования. Обработка и анализ полученных данных проведены с использованием статистического пакета IBM SPSS Statistics 21. Распределение респондентов по различным параметрам выглядит следующим образом: по национальной принадлежности: русские — 53,3 %, казахи - 15,3%, туркмены- 5,1%, татары –4,7%, дагестанцы – 2,2%, другие национальности – 19,4%; по религиозной принадлежности: христианство-40,5%, ислам–27,4%, буддизм –1,1%, атеизм – 13,5%; по возрасту: 16-18 лет 31 %, 19-21 год — 55%, 22-24года— 11,3 %, старше 25 лет — 2,2%; по семейному положению: 1,1% - состоят в браке, 0,7 –состоят в гражданском браке, 27% -состоят в отношениях, 0,7 –в разводе, 0,4% - вдова/вдовец, 44,2%- не состоят не браке не в отношениях.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Прежде чем перейти к анализу полученных в результате социологического исследования данных, следует отметить, что под термином «межконфессиональная семья» авторы статьи подразумевают нуклеарную семью (отец и мать, состоящие в браке, и их дети), в которой брачные партнеры исповедуют разные религии (либо один из партнеров верующий, а другой нет). Параметры, выбранные для анализа, позволяют выявить основные религиозные установки современной студенческой молодежи, отношение к межконфессиональным бракам, возможность современных молодых мужчин (впрочем, как и незамужних женщин) к вступлению в брак с представителем другой конфессиональной принадлежности, а также определить степень влияния религиозных установок на формирование брачно-семейных отношений.
В данном исследовании авторы исходят из предположения, что в семейно-брачной сфере религиозный фактор хоть и играет важную роль, но его влияние, особенно в поликультурных регионах, со временем снижает свою актуальность, за счет тесного проживания и взаимодействия нескольких конфессий на одной территории, что влияет на увеличение количества межконфессиональных браков, а также рост нейтрального и позитивного отношения к подобному феномену. В частности, исследователь Л. В. Карцева предположила, что на современном этапе развития российского общества и его семейно-брачной сферы отсутствует зависимость брачно-семейного состояния от национальной и религиозной принадлежности, что подтверждает, с ее точки зрения, предположение о снижении роли этнорелигиозного фактора в функционировании семьи в стране[14].
Как показывают результаты нашего исследования, непосредственное влияние на воспитание респондентов в наибольшей степени оказали родная мать (95,8%), родной отец (71,7%), а также бабушка по женской линии (49,1%). Соответственно, на вопрос «Чьи религиозные воззрения Вам ближе?», ответы респондентов, по степени важности, распределились практически идентично предыдущим: 84,3% - родная мать, 75,7% - родной отец, 47,9% - бабушка по женской линии. Можно предположить, что религиозные установки по материнской линии в дальнейшем окажут доминирующее влияние при выборе брачного партнера, но степень их влияния, возможно, окажется довольно низкой. Это подтверждается определением респондентами тех ценностей, которые они считают наиболее важными в жизни человека: семья (6,7 из 7), здоровье (6,5 из 7) и свобода (6,4 из 7). Такие ценности как «Бог» и «религия» являются, по их мнению, наименее важными в жизни человека (5,0 и 4,7 соответственно)[15]. Возможно, это связано с тем, что лишь в половине семей респондентов соблюдаются религиозные обряды и ритуалы (таблица 1.)
вопрос
|
ответ
|
% (общий)
|
% (М)
|
% (Ж)
|
Соблюдаются ли в Вашей семье основные религиозные обряды, ритуалы? (только один ответ)
|
Да
|
26,3
|
26,7
|
25,9
|
Скорее да, чем нет
|
29,6
|
24,4
|
34,5
|
Скорее нет, чем да
|
18,6
|
17,0
|
20,1
|
нет
|
20,8
|
25,2
|
16,5
|
Затрудняюсь ответить
|
4,8
|
6,7
|
2,9
|
Таблица 1. Религиозные обряды в семье
Распределение ответов на вопрос об отношении к межконфессиональным бракам показывает, что большинство респондентов выразили своё нейтральное (65,3%) и положительное (28,1) отношение к подобной форме брачного союза, причем исходя из распределения ответов по конфессиональной принадлежности респондентов, наиболее высокий процент положительного отношения к таким бракам у атеистов (45,9%), а также отсутствие у них отрицательного отношения к наличию межнациональных браков. Это может говорить о том, что в данном регионе опроса атеисты не просто одобряют подобные браки, но и наиболее толерантно относятся к любым формам религиозности в целом (таблица 2.).
вопрос
|
ответ
|
христианство
|
ислам
|
буддизм
|
атеизм
|
другое
|
Каково ваше отношение к межконфессиональным семьям
|
положительное
|
15,3
|
22,7
|
-
|
43,2
|
11,1
|
Скорее положительное
|
4,5
|
18,7
|
-
|
2,7
|
-
|
нейтральное
|
73,0
|
50,7
|
100
|
54,1
|
88,9
|
Скорее отрицательное
|
0,9
|
2,7
|
-
|
-
|
-
|
отрицательное
|
6,3
|
5,3
|
-
|
-
|
-
|
Таблица 2. Отношение к межконфессиональным семьям
Следующим аспектом исследования стало выявление возможности респондентов вступить в брак с представителем другой конфессиональной принадлежности. Религиозные убеждения потенциального супруга(и) являются одним из важных факторов для 25% опрошенных, а для 50% респондентов данный аспект не играет никакой роли, то есть, теоретическиполовина из опрошенных допускает возможность вступления в брак с представителями другой религии или мировоззрения. Если взглянуть на распределение ответов по гендерному признаку (таблица 3.), то абсолютное большинство опрошенных мужчин подчеркивают необходимость учета религиозной принадлежности будущей супруги при решении вступить в брак.
вопрос
|
ответ
|
М (%)
|
Ж (%)
|
При выборе партнера для создания будущей семьи, насколько важны будут для Вас Религиозные убеждения будущего (ей) супруга (и)
|
Да, определенно
|
50
|
-
|
Скорее да, чем нет
|
50
|
16,7
|
Скорее нет, чем да
|
-
|
16,7
|
Определенно, нет
|
-
|
33,3
|
Затрудняюсь ответить
|
-
|
33,3
|
Таблица 3. Религиозные убеждения
Также обращает на себя внимание позиция женщин, больше половина которых придерживается мнения о незначимости религиозной принадлежности человека при заключении как собственного брачного союза. По мнению Э. М. Загировой непременным условием в случаях заключения межконфессионального брака является переход мужчины или женщины в «лоно религии, к которой принадлежит будущий брачный партнер»[16]. Исходя из полученных данных, именно мужчина зачастую является инициатором перехода брачного партнера в свою религию. Здесь необходимо уточнить, что в данном контексте рассматривается возможность вступления в брак не только с представителем своей национальности, но и с представителями других национальностей и исповедующими другие религии. Это подтверждает и ответы респондентов на вопрос «По Вашему мнению, под влиянием каких факторов случаются религиозные переходы?». Ответы также были распределены по гендерному признаку (таблица 4).
вопрос
|
Ответ
|
М(%)
|
Ж(%)
|
По Вашему мнению, под влиянием каких факторов случаются религиозные переходы? (возможно несколько вариантов ответа)
|
Под влиянием супруга (супруги)
|
18,8
|
34,5
|
Под влиянием родителей
|
9,9
|
11,5
|
Под влиянием родственников
|
5,6
|
3,8
|
Под влиянием друзей/знакомых
|
8,9
|
10,3
|
Под влиянием священнослужителей/проповедников
|
6,1
|
5,0
|
Под влиянием моды
|
6,6
|
5,7
|
Под влиянием обстоятельств
|
20,7
|
19,2
|
Затрудняюсь ответить
|
20,7
|
9,2
|
Ваш вариант:
|
2,8
|
0,8
|
Таблица 4. Причины религиозных переходов
Под данным вопросом учитывался весь опыт респондентов, касающийся религиозных переходов. Наибольшее количество религиозных переходов респонденты наблюдали среди знакомых их друзей (44,2%) и среди друзей (23,8%). Внутри семьи с религиозными переходами столкнулось лишь 5,4 % опрошенных.
В заключении респондентам предлагалось выразить свое отношение к утверждению о том, что «Согласны ли вы с утверждением о том, что на сегодняшний день религия не играет заметной роли при формировании брачно-семейных отношений?». Больше половины респондентов (53,3%) выразили свое согласие с данным утверждением, 25,9% – не согласны. Интересен тот факт, что 20,8% опрошенных затруднились ответить на данный вопрос. Возможно, сама формулировка вопроса могла быть понята респондентами двояко: либо формальная идентификация с определенной системой вероисповедания, либо глубокая вовлеченность в ту или иную религию. Также, необходимо учитывать возраст респондентов (средний возраст – 20 лет), а также семейное положение опрошенных. На наш взгляд, эти факторы не позволяют респондентам до конца определится как с выбором партнера для создания семьи, так и самой необходимости вступления в брак. Распределение ответов по полу выглядит следующим образом (таблица 5.):
вопрос
|
Ответ
|
М (%)
|
Ж (%)
|
Согласны ли вы с утверждением о том, что на сегодняшний день религия не играет заметной роли при формировании брачно-семейных отношений?
|
Совершенно согласен
|
20,0
|
17,3
|
Скорее согласен
|
27,4
|
41,7
|
Скорее не согласен
|
14,1
|
18,7
|
Совершенно не согласен
|
14,1
|
5,0
|
Затрудняюсь ответить
|
24,4
|
17,3
|
Таблица 5. Влияние религии на формирование брачно-семейных отношений
Можно отметить, что для большинства женщин религия не играет заметной роли при формировании брачного союза, что подтверждается вышеуказанными данными и согласуется с гипотезой авторов статьи о том, что на сегодняшний день, на территории приграничных регионов, религия не играет заметной роли при формировании брачно-семейных отношений в среде современной студенческой молодёжи.
При анализе влияния религиозного фактора на формирование брачно-семейных отношений следует учитывать, что в инструментарии мы использовали обтекаемые формулировки, которые могли быть по-разному интерпретированы респондентами. Также стоит обратить внимание на то, что исследование является поисковым и данная выборка не может репрезентировать генеральную совокупность, т.е. полученные распределения отражают характер, суть исследуемого явления, но не процентное соотношение в обществе в целом. В виду того, что группы респондентов, исповедующие иудаизм и буддизм и представители других систем вероисповедания, указанных респондентами, крайне малочисленны в анализе данных таблиц сопряженности ответы от данных респондентов не учитывались. Основное внимание было уделено представителям христианства, ислама и атеизма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, основываясь на результатах проведённого исследования, можно сделать следующие выводы: в настоящее время, на территории Астраханской области межрелигиозный брак стал относительно распространенным и обыденным аспектом жизни. На фоне всеобщего снижения уровня религиозности, утрата религиозных ценностей способствует, с одной стороны, увеличению количества межрелигиозных браков, а с другой – формированию толерантного отношения к подобной форме брачно-семейных отношений. Проведенное поисковое социологическое исследование показало, что большинство респондентов выразили своё нейтральное и положительное отношение к подобной форме брачного союза, причем, исходя из распределения ответов по конфессиональной принадлежности респондентов, наиболее высокий процент положительного отношения к таким бракам у атеистов. Также, интересным для нас стала позиция женщин, больше половины которых придерживается мнения о незначимости религиозной принадлежности человека при заключении собственного брачного союза. По причине того, что в большинстве случаев заключение межрелигиозного брака предполагает переход мужчины или женщины в религию супруга, полученные данные позволяют нам утверждать, что в большинстве случаев именно мужчина является инициатором подобных переходов. Совокупность теоретических и практических данных подтверждают поставленную нами гипотезу о том, что на территории приграничных регионов в среде студенческой молодёжи, религия не играет заметной роли при формировании брачно-семейных отношений.
References
1. Blau, M., Beeker, C., Fitzpatrick, K. Intersecting Social Affiliations and Intermarriasge [Tekst] / M. Blau , C. Beeker, K. Fitzpatrick // Social Forces. — 1984. — №62. — Rp.585-606.
2. Cavan, S. R. Concepts and Terminology in Interreligious Marriage [Tekst] / S. R. Cavan // Journal for the Scientific Study of Religion. — 1970. — №9. — Rp. 311-320.
3. Gray, A. Intermarriage: Opportunity and Preference [Tekst] / A. Gray // Population Studies. — № 41. — 1987. — pp. 365-379;
4. Lamb, C. (Ed.). Marriages between Christians and Muslims Pastoral Guidelines for Christians and Churches in Europe [Tekst] : Conference of European Churches (CEC), Council of European Episcopal Conferences (CCEE) / C. Lamb. — 1997;
5. Onedera, J. D. The Role of Religion in Marriage and Family Counseling [Tekst] / J. D. Onedera. — New York; Taylor and Francis Group, LLC, 2008
6. Romano, D. Intercultural Marriage: Promises and Pitfalls [Tekst] / D. Romano. — Boston: Intercultural Press, 2008.
7. Schoen, R., Thomas, B. Religious Intermarriage in Switzerland, 1969-72 and 1979-82 [Tekst] / R. Schoen, B. Thomas // European Journal of Population. — № 6. — 1990. — pp. 359-376.
8. Schoen, R. A Methodological Analysis of Intergroup Marriage [Tekst] / R. Schoen // Sociological Methodology. — №16. — 1986. — pp. 49-78.
9. Vestminsterskii slovar' teologicheskikh terminov —M.: Respublika. Mak-Kim Donal'd K. — 2004.
10. Galyapina, V. N. Vliyanie prinadlezhnosti suprugov k raznym etnosam na neudovletvorennost' supruzheskimi vzaimootnosheniyami [Tekst]: dis....kand. psikhol. nauk: 19.00.05. / V. N. Galyapina. — M., 2002.
11. Delova L. A. Sotsiokul'turnye faktory mezhetnicheskoi brachnosti [Tekst]: avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk / L.A. Delova. — Maikop, 2001.
12. Zagirova, E. M. Vliyanie tipa religioznosti na otnoshenie k traditsionnoi sem'e [Tekst] / E.M. Zagirova // Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii. — M., 2017. — T.20. — №2(90). — S. 82-103.
13. Kartseva, L.V. Model' sem'i v usloviyakh transformatsii rossiiskogo obshchestva [Tekst] / L. V. Kartseva // Sotsiologicheskie issledovaniya. — M., 2003. — №7. — S. 92-100.
14. Makharova, G. S. Natsional'no-smeshannye braki v Respublike Buryatiya na sovremennom etape [Tekst]: dis.… kand. ist. Nauk / G. S. Makharova. — Ulan-Ude, 2003.
15. O deyatel'nosti nekommercheskikh organizatsii. Ministerstvo yustitsii Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx, svobodnyi. Zaglavie s ekrana. Yaz.rus.
16. Chislo religioznykh organizatsii v Rossii. 18.04.2018. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: www.gks.ru/free_doc/new_site /gosudar/02-11.docx, svobodnyi. Zaglavie s ekrana. Yaz.rus
|