Library
|
Your profile |
Pedagogy and education
Reference:
Kameneva O.L., Fedorova E.N.
Virtue training: the introduction of students of Russian universities to the spiritual experience of the great Orthodox saints
// Pedagogy and education.
2019. № 2.
P. 1-10.
DOI: 10.7256/2454-0676.2019.2.29042 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=29042
Virtue training: the introduction of students of Russian universities to the spiritual experience of the great Orthodox saints
DOI: 10.7256/2454-0676.2019.2.29042Received: 17-02-2019Published: 24-02-2019Abstract: The object of study - the pedagogical facilities of the patristic doctrine of virtues (restraint, compassion, chastity, lenity, joy, fortitude, humility and love) as an axiological system of values of spiritual and moral education, rising to the national cultural heritage, especially the Orthodox one. The study is particularly relevant for today as concepts of good and evil are crumbling; human culture is stated to have no reliable methods of distinguishing vice from dignity, veracity from lies, beauty from disgrace. The methodology of the research is based on the generalization of the practical experience of the formation of mentioned virtues by the methods of the modern Saint Paisius. The scientific novelty of the research is due to the analysis of the results of the unique remote training course "Factory of good thoughts", which was attended by 162 students of Russian universities. The course is developed by the group of lecturers, candidates and graduate students of the Center for additional education of the Moscow Theological Academy, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities, Moscow state pedagogical University. The conclusion can be drawn, that reflection, organized as part of the course with the help of Diaries of good thoughts, represents an important tool of self-knowledge, capable of activating the process of spiritual and moral cultivation of participants of the program. Keywords: spiritual and moral education, virtues, passions, traditional values, good thoughts, chastity, joy, the image of God, repentance, perfectionВведение Тема мировоззренческих ценностей, высших смыслов человеческой жизни является первостепенной в любом обществе. «Культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды – это сфера жёсткой конкуренции, порой объект открытого информационного противоборства, – считает Президент России В.В.Путин. – Попытки влиять на мировоззрение целых народов, стремление подчинить их своей воле, навязать свою систему ценностей и понятий – это абсолютная реальность, так же как борьба за минеральные ресурсы, с которой сталкиваются многие страны, в том числе и наша страна. И мы знаем, как искажение национального, исторического, нравственного сознания приводило к катастрофе целых государств, к их ослаблению, распаду в конечном итоге, лишению суверенитета и к братоубийственным войнам» [11]. Сегодня современному обществу навязываются чуждые отечественной традиции секулярные либеральные ценности, подталкивающие человека к индивидуализму, эгоизму, способствующие раскрепощению животных инстинктов, культу потребления и денег. Между тем восходящее к отечественному культурному, прежде всего православному наследию воспитание нацелено на становление человека с чистой совестью, милосердного и кроткого и в то же время волевого и ответственного, способного к жертвенной и деятельной любви к Богу и людям, готового служить земному Отечеству ради Отечества или Царства Небесного. Выдающийся русский философ И.А. Ильин писал о предметности воспитания – осознании человеком своего призвания на земле, с которым он должен связать лучшие движения своего сердца, напряжение ума; дела, ради которого стоит не только жить, но и умереть. «Ибо в действительности мы все служим некоему высшему Делу на земле – Божьему Делу – «прекрасной жизни» по слову Аристотеля, «Царству Божьему» по откровению Евангелия. Это есть единая и великая цель нашей жизни, единый и великий Предмет истории. И вот, в его живую предметную ткань мы и должны включить нашу личную жизнь» [3, с.44]. О том, что нравственному воспитанию «тесно» в земных рамках и понятиях, прекрасно знали русские педагоги. «Дело народного воспитания должно быть освящено церковью, а школа должна быть преддверием церкви» [9, с.288], – пишет учитель русских учителей К.Д.Ушинский. Религия, наука и жизнь, проникая друг в друга, должны, по мнению великого педагога, составлять единое целое. Другой – советский уже педагог В.А. Сухомлинский – отмечает: «Настоящий человек начинается тогда, когда есть святыни души!» На наш взгляд, учение о вечных духовно-нравственных ценностях – христианских добродетелях, генезис которого происходит уже в первые века христианской эры, может рассматриваться как система традиционных базовых ценностей и устоев в современной России. Его использование в образовательных программах особенно актуально сегодня, когда разрушаются сами понятия о добре и зле; утверждается, что человеческая культура не содержит никаких достоверных процедур – как отличить порок от достоинства, истину от лжи, прекрасное от безобразного. Учение о добродетелях развивается на стыке богословия (труды св. Иоанна Златоуста, прп. Ефрема Сирина, Иоанна Кассиана Римлянина, Нила Синайского, Иоанна Лествичника, Паисия Афонского и др.), русской религиозной философии (В.С.Соловьев, С.Л. Франк, Н. О. Лосский, И.A. Ильин, А.Ф.Лосев и др.) и педагогической науки (Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, Д. Локк, П.Ф. Лесгафт, В.В. Зеньковский и др.). «В святоотеческую мысль добродетель вошла как понятие, означающее определенное и устойчивое расположение души в ее стремлении к истинному и вечному благу, как ценность, имеющая свое метафизическое основание в Боге и находящаяся в прямой зависимости от Его благодати и любви» [8, с. 319], – отмечает профессор Московской духовной академии (МДА) архимандрит Платон (Игумнов). Педагог и богослов игумен Киприан (Ященко), развивая тему актуальности учения о христианских добродетелях в современном воспитании, говорит о том, что педагогика, образование, в основе которых лежит становление добродетелей, связаны с главным предназначением человека — восстановлением образа Божия, стремлением его к совершенству, к святости. Такая педагогика базируется на сотериологической основе, идее вечного спасения человеческой души. «Святые отцы говорят: помни о смерти, и во век не согрешишь. Потому что смерть обнажает подлинный смысл человека – кто он такой» [5, с. 351]. Лествица добродетелей О каких же добродетелях или духовно-нравственных ценностях идет речь? Греческий подвижник IV века Евагрий Понтийский, изучив аскетические подвиги христианских отшельников, составил своего рода духовную «таблицу Менделеева» («О восьми злых помыслах»), описав восемь важнейших христианских добродетелей (воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, мужество, радость, смирение и любовь) и восемь главных страстей (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость). Исследования Евагрия Понтийского легли в основу многих святоотеческих трудов на эту тему, актуальных, на наш взгляд, и сегодня. Современная медицина по сути дела бессильна перед высшими формами страсти невоздержания – наркоманией, алкоголизмом. А в богословской литературе уже в первые века христианской эры филигранно расписаны аскетические средства борьбы со страстью чревоугодия и способы воспитания противоположной добродетели воздержания. Успешный опыт современных православных реабилитационных центров наркоманов и алкоголиков свидетельствует: эти средства не утратили своей эффективности по сей день. Весь мир переживает тяжелейшие кризисы семьи, демографии, а в православных воцерковленных семьях, где по-прежнему ценится и воспитывается добродетель целомудрия, чистота тела и души, девственность до брака, рождаемость только растет, и разводы являются редкостью. Число детей в православных воцерковленных семьях, по опросам журнала духовно-нравственной культуры «Покров», составляет 4,3 ребенка на одну женщину (в среднем по России реальный суммарный коэффициент рождаемости приближается к показателю 1,7 ребенка на одну женщину детородного возраста) [4, с. 24-33]. Фабрика добрых помыслов С 21 мая по 2 июня 2018 г. на базе электронной платформы eLearning4G группой православных ученых при духовном попечении директора Центра дополнительного образования МДА игумена Киприана (Ященко) был реализован дистанционный образовательный курс для молодежи «Фабрика добрых помыслов преподобного Паисия Святогорца».В качестве слушателей курса на портале зарегистрировались 162 человека в возрасте от 19 до 34 лет, студенты высших светских учебных заведений. Научно-методическую поддержку курсу оказали преподаватели, аспиранты и магистранты Центра дополнительного образования Московской духовной академии (ЦДО МДА), Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Цель образовательного курса «Фабрика добрых помыслов преподобного Паисия Святогорца» – духовно-нравственное воспитание молодежи, будущих родителей, на базе традиционных (вечных) нравственных ценностей – добродетелей воздержания, милосердия, целомудрия, кротости, радости, мужества, смирения, любви. Задачи программы: 1. Выявление педагогического потенциала святоотеческого учения о добродетелях как аксиологической, ценностной основы духовно-нравственного воспитания. 2. Знакомство студентов светских вузов, многие из которых в ближайшие годы станут родителями, со святоотеческим учением о добродетелях. 3. Изучение жития и наследия современного святого Паисия Святогорца, его практического богословия, основанного на творении добрых помыслов о людях и событиях. 4. Организация рефлексии внутреннего мира студентов через постоянную оценку собственных мыслей, чувств и поступков, ведения дневников добрых помыслов. 5. Практическое упражнение в становлении добродетелей методами святого Паисия; моделирование стандартных искушений и способов их преодоления. 6. Создание «склада продукции» Фабрики добрых помыслов: добрых фильмов, произведений житийной, художественной литературы, посвященных добродетелям и искусству творить добрые помыслы – для последующего использования в открытом доступе в интернете. 7. Разработка и внедрение других форм и методов духовно-нравственного самообразования молодежи.
Практическое богословие святого Паисия
В течение двух недель участники программы изучали христианские добродетели по трудам, житию современного святого Паисия Афонского; заполняли дневники добрых помыслов, а выявленные недобрые помыслы исповедовали духовникам. Почему для изучения системы православных добродетелей был избран опыт греческого святого преподобного Паисия Святогорца? Св. Паисий Афонский (1924–1994) — один из величайших православных подвижников нашего времени, был хорошо знаком с проблемами современного мира — «гражданскими браками», неполными семьями, зависимостями. Святой Паисий подвизался на Афоне, был воспитан русским старцем Тихоном, в своей жизни на практике стяжал христианские добродетели, главная из которых — любовь. Все его богословие построено на простых практических примерах. Еще древнегреческий философ Демокрит писал о том, что воспитание ведет к обладанию тремя дарами: хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо поступать. Преподобный Паисий Святогорец полагал, что человек, желающий духовно-нравственного становления и возрастания, должен в первую очередь превратиться в «фабрику добрых помыслов», так как любая страсть или добродетель начинается с мыслей и желаний. Более того, преподобный считал, что, упражняясь духовно, человек способен получить навык превращения недобрых помыслов в добрые. Добрые помыслы, по его мнению, — сильное педагогическое оружие. Видеть образ Божий, добрые качества и особое призвание в каждом ребенке – важный педагогический дар, основный на любви к детям. Сущность добрых помыслов состоит также и в искусстве сохранять свое сердце в мире, даруя этот мир окружающим. Письма преподобного Паисия, его «Слова» (шесть томов издательского дома «Святая Гора»), «Житие старца Паисия Святогорца» иеромонаха Исаака были рекомендованы участникам курса «Фабрики добрых помыслов» для изучения. Кроме того, ребята смотрели и анализировали семь серий фильма «Паисий Святогорец» режиссера Александра Куприна — они стали вспомогательным материалом в образовательном курсе. Для того чтобы стать участником программы, студентам требовалось благословение духовника. Как уже было сказано, слушатели курса вели дневники добрых помыслов, а выявленные недобрые мысли и желания приносили на исповедь священникам. Структура курса Занятия были разделены на восемь тематических разделов — в соответствии с главными христианскими добродетелями. Каждые два дня были посвящены одной из добродетелей. Начинался курс с изучения интегративной добродетели воздержания, которая распространяется на весь наш облик и касается умеренности в пище, в словах, в трудах, в одежде, в той обстановке, которая нас окружает. Воздержание или умеренность является своеобразным фундаментом духовной жизни. О золотом правиле нравственности — «ничего сверх меры, то есть никогда и ни в чем не доходить до пресыщения и отвращения» [10, с. 71] — писал еще великий педагог Я.А. Коменский. Участники программы изучили опыт и житие преподобного Паисия с точки зрения добродетели целомудрия, целостного воззрения на мир, чистоты тела и души (девство до брака, верность супругу или супруге в браке, рождение всех Богом данных детей), постарались осмыслить то целомудрие, которым обладают. Святитель Игнатий (Брянчанинов) делает важное уточнение: целомудрие связано со скромностью, с хранением зрения, слуха, осязания, предполагает «уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения скверных, сладострастных, двусмысленных слов» [2, с.72]. Добродетель нестяжания или милосердия предполагает довольство необходимым, ненависть к роскоши и неге, мягкость сердца и щедрость души. Добротель кротости является драгоценностью в современном мире, одержимом страстью гнева. Предполагает терпение, незлобие, тишину ума и мир сердца, с которым связаны мир в семье, мир вокруг нас, в конце концов -- во всем мире. Добродетель покаяния, или радостнотворный плач есть осознание собственной нищеты духовной (греховности), сокрушение сердца и проистекающие от них легкость совести, благодатные утешение и радость, основанные на надежде на милосердие Божие через покаяние. Добродетель мужества, или упования на Бога заключается в постоянном памятовании о Боге, предстоянии перед Ним, тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями. Умение побеждать недобрые помыслы и собственные страсти. В рамках курса слушатели рассмотрели также духовные добродетели смирения и любви, высшие духовные качества, которые подаются Богом за подвиг веры и нравственной чистоты. С точки зрения св. Игнатия, смирение предполагает через осознание своих грехов «изменение взора на ближних, причем они без всякого принуждения кажутся так смирившемуся превосходнее его во всех отношениях» [2, с.82]. Любовь, по словам святителя Игнатия, есть «зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающие от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних и благоговейное почитание их о Господе» [2, с.83]. Ежедневно участникам проекта предлагалось тематическое чтение, задания и упражнения по той или иной добродетели. В конце дня студенты обменивались опытом творения добрых помыслов, моделировали часто повторяющиеся ситуации, связанные и с тем или иным искушением, обсуждали трудности и успехи, письменно отвечали на вопросы. Дневники добрых помыслов Рефлексия участников курса была организованна при помощи ежедневного заполнения Дневника добрых помыслов, включавшего в себя три блока вопросов: 1. Диагностический (слушатели давали определение добродетели, описывали ее феноменологию, степени совершенства, перечисляли средства воспитания добродетели, плоды; приводили примеры современников, исторических деятелей, героев художественных произведений, кинофильмов, которые вдохновляют их на добродетельную жизнь; писали о том, к каким святым обращаются для помощи в стяжании той или иной добродетели); 2. Практический (слушатели выясняли, как преподобный Паисий творил добрые помыслы на практике; размышляли -- что из опыта святого Паисия они могут взять на вооружение; описывали свой успешный опыт творения добрых помыслов методами св. Паисия); 3. Моделирующий (слушателям предлагалось смоделировать часто повторяющееся искушения и записать помыслы, которые помогут их преодолеть).
Приведем примеры ответов, посвященных добродетели целомудрия, лежащей в основании прочной семьи и крепкого государства, которая, по мнению многих святых отцов и современных исследователей, является ключевой в духовно-нравственном воспитании. «Главной целью православного воспитания выступает сохранение человеком целомудрия (в широком смысле как целостности внутреннего мира) и формирование адекватного (на основе смирения) взгляда на свою искаженную грехом природу с ориентацией на духовно-нравственное развитие» [1, с. 191], — размышляют современные психологи А.А. Гостев и Н.В. Борисова. Итак, обратимся к вопросам, предложенным слушателям курса «Фабрики добрых помыслов» в рамках изучения добродетели целомудрия. Вопрос: Дайте определение добродетели целомудрия. Опишите основные средства воспитания добродетели. Ответы: «Целомудрие это чистота души и тела; сохранение девство до брака, верности в браке. Отрицание абортов. Воспитывается Церковью, добрыми примерами в семье и в окружении человека, трудами и молитвами». «Добродетель целомудрия есть святость, привычка поступать в соответствии с волей Божией, отрекаясь от воли плоти. Без Его помощи, без покаяния, молитвы, причастия Святых Христовых тайн это сделать невозможно». Вопрос: Приведите примеры целомудренных героев Священного Писания, литературных произведений, которые вдохновляют Вас на добродетельную жизнь? Ответы: Примеры из Священного Писания: Пророк Божий Иоанн Креститель, пострадавший до смерти за обличения царя Ирода в блудном сожительстве с женой брата. Иудифь, которая хранила чистоту своего вдовства и ради спасения своего народа отрубила голову воспылавшему к ней страстью ассирийскому полководцу Олоферну. Примеры из произведений художественной литературы: Татьяна Ларина из «Евгения Онегина», Мария Миронова из «Капитанской дочки», Маша Троекурова из «Дубровского» (А.С.Пушкин); Серафима Родионовна Глебова, старшая дочь купца из повести «Святая плоть» Зинаиды Гиппиус; Эспер Константинович Саксаулов из рассказа «Белая мама» Федора Сологуба; князь Мышкин из романа Ф.М. Достоевского «Идиот»; Алеша Карамазов из романа того же автора «Братья Карамазовы». Вопрос: К каким святым можно обращаться с просьбой о стяжании добродетели целомудрия? Ответы: Пресвятая Богородица, св. Петр и Феврония, святые Царственные Страстотерпцы, блаженная Ксения Петербуржская, святая преподобномученица великая княгиня Елизавета, преподобная Мария Египетская, преподобная Ефросинья Полоцкая, святая мученица Иустина Антиохийская. Вопрос: Сформулируйте и напишите те добрые помыслы, которые помогут Вам преодолевать повторяющиеся искушения (зависимости), делающие Вас нецеломудренными. Ответы:«Своим целомудренным поведением я помогаю детям стать нравственными людьми. Святой Паисий писал: «Дети «снимают копию» со своих родителей уже с колыбели. Они видят, что делают взрослые, «снимают копию» и записывают на свою чистую «кассету» [6, с.111]». «Святой Паисий полагал, что за хранение целомудрия в юности Бог посылает благодать, счастливый брак на всю жизнь». «Девство до брака есть основание для здоровья – духовного и телесного – моих будущих детей». Вопрос: Опишите в дневнике свой положительный опыт творения добрых помыслов и преодоления искушений способами св. Паисия. Ответы: «Старец советовал беречься страстных образов. Вспомнив об этом, я предпочел не разглядывать лица в социальных сетях». «Однажды во время искушения, очень мерзкого и опасного, взгляд наткнулся на портрет св. Паисия. Я воззвал к нему о помощи, которая тут же и последовали. Его книги и занятия очень помогают». Вопрос: Как преподобный творил добрые помыслы? Что из опыта святого Паисия вы могли бы взять на вооружение? Ответы: Святой рекомендовал отбрасывать нечистые помыслы: «Надо иметь духовную отвагу, презирать диавола и все его лукавые помыслы-«телеграммы». … Не веди бесед с искусителем и так порвешь с ним связи и избежишь искушений» [7, с. 55]». «Однажды старца постигло искушение блудной страстью, с которым он никак не мог справиться. Наконец он вспомнил, что осудил женщину, которая вела нецеломудренный образ жизни. Искушение отступило от святого Паисия после искренних слез покаяния, исповедования греха осуждения. Человек, который желает стяжать целомудрие, не должен осуждать ближнего, иногда грех попускается за гордость». Некоторые итоги Две трети участников курса с успехом дошли до конца. 98% их них впервые погрузились в практическую афонскую аскетику и познакомились с преподобным Паисием Афонским, его трудами. Ребята свидетельствовали о том, как меняется не только их собственная жизнь, но и жизнь окружающих их людей вследствие применения духовной практики старца. Многие участники проекта буквально через три–четыре дня после начала курса прислали сообщения: у них изменилось представление о мире. Из тяжкого, унылого, печального мир стал радостным. Те люди, которые доставляли множество огорчений, перестали тревожить, более того, некоторые из них оказались весьма неплохими. 87% прошедших курс участников проекта констатировали, что впервые заглянули внутрь себя, почувствовали, как нелегка настоящая духовная работа над собой. Более половины из них увидели у себя страсти, с которыми начали бороться. Около 10% обнаружили добродетели, которые решили совершенствовать. 12% участников восприняли совет организаторов курса и еженедельно исповедовали недобрые помыслы, страсти духовникам. 75% участников исповедовались хотя бы однажды за время прохождения курса. Самых активных участников «Фабрики добрых помыслов» организаторы курса пригласили на Афон, в Грецию, непосредственно в места, где жил и подвизался преподобный Паисий. Молодежная экспедиция в Грецию, на Афон «Реконструкция жизни преподобного Паисия Святогорца» (с 5 по 26 июля 2018 года) стала логическим продолжением «Фабрики добрых помыслов». Экспедиция проходила в рамках реализации Международной комплексной целевой программы «Преподобный Паисий Святогорец: прославление и просвещение». Маршрут пролегал по греческим городам и поселкам, связанным с жизнью и подвигами преподобного Паисия: Спарта, Корфу, Коница, Салоники, Уранополь и др. В экспедиции приняли участие около 40 человек, которые знали греческий язык, были знакомы с жизнью святого Паисия и его наследием и имели внутреннее стремление к святой жизни. Три дня ребята провели на Корфу, пять дней — на родине преподобного в Конице, где 12 июля, в день памяти святого, состоялся большой греческий праздник с литургиями, концертами, выставками. Затем делегация посетила Салоники, в окрестностях которых, в Иоанно-Богословском монастыре (близ селения Суроти), почил святой Паисий. С 14 по 26 июля маршрут пролегал по монастырям Святой Горы Афон — в местах подвигов преподобного. Кульминацией паломничества стало восхождение группы на вершину Святой Горы Афон. Ежедневно ребята читали житие святого, которое соответствовало тому месту, где они находились. При этом каждый день был посвящен определенной добродетели. Ежедневно участники экспедиции встречались с одним из учеников или учениц святого Паисия, участвовали в беседах по поводу той или иной добродетели. То есть книжное знание было дополнено возможностью пообщаться с духовно опытными людьми. За 20 дней было проведено 20 таких встреч с учениками преподобного Паисия. Новшеством экспедиции стало виртуальное ее сопровождение: все желающие могли принять участие в мероприятии дистанционно. В итоге экспедиция стала новой формой духовно-познавательного делания, которая отличается от обычного паломничества. Заключение В рамках дистанционного курса «Фабрика добрых помыслов» его участники познакомились с вечными духовно-нравственными ценностями – добродетелями, задумались о том, что такое хорошо и что такое плохо в системе вечных координат. При этом студенты смогли оценить собственные нравственные качества, обнаружили скрытые страсти и добродетели, начав свой личный путь к совершенству. Таким образом, участникам проекта удалось отойти от чисто теоретического познания. Ребятам был предоставлен уникальный шанс практически освоить добродетели, которые в свое время стяжал преподобный Паисий, — через исполнение его наставлений. Рефлексия, организованная при помощи Дневника добрых помыслов, представляет собой важнейший инструмент самопознания, которое, в свою очередь, лежит в основе духовного и нравственного самосовершенствования молодых людей. «Нам с вами надо потрудиться над тем, чтобы святость стала привлекательной для молодежи, для современного человека; стала бы тем предназначением, к которому люди искренне стремятся», — говорит игумен Киприан (Ященко), духовный попечитель проекта. В результате работы «Фабрики добрых помыслов» на ее «складе» собран обширный материал по теме добродетелей (жития святых, примеры из художественной литературы и истории, видеоматериал, фильмы, пословицы и поговорки), который впоследствии может быть использован педагогами и родителями, желающими воспитать детей в духе традиционных нравственных ценностей — добродетелей; все те, кто хотел бы приобщиться к духовно-нравственному опыту великих святых. References
1. Gostev, A.A., Borisova, N.V., Psikhologicheskie idei v tvorcheskom nasledii I.A. Il'ina / A.A. Gostev, N.V. Borisova. — M.: Izd-vo «Institut psikhologii RAN». – 2012. – 288 s.
2. Ignatii (Bryanchaninov), svt. Izbrannye tvoreniya / svt. Ignatii (Bryanchaninov). — M. : Dukhovnoe preobrazhenie, 2014. – 816 s. 3. Il'in, I.A. Nashi zadachi. Stat'i 1948-1954: v 2 t. T.2 / I.A. Il'in. — M. : Airis-press, 2008. – 512 s. 4. Kameneva, O.L. Vospitanie dobrodeteli tselomudriya: svyatootecheskaya traditsiya i sovremennost'. // Pedagogika i prosveshchenie. 2017, N4. - S. 24-33 5. Kiprian (Yashchenko), igum. Vospitanie dobrodetelei: lektsii i interv'yu / igum. Kiprian (Yashchenko). — M. : «Pokrov''''», 2013. – 368 s. 6. Paisii Svyatogorets, starets. Slova. Tom I. C bol'yu i lyubov'yu o sovremennom cheloveke / starets Paisii Svyatogorets — M. : Svyataya Gora. 2010. – 430 s. 7. Paisii Svyatogorets, starets. Slova. Tom IV. Cemeinaya zhizn' / starets Paisii Svyatogorets — M. : Svyataya Gora. 2010. – 326 s. 8. Platon (Igumnov), arkh. Nravstvennoe bogoslovie / arkh. Platon (Igumnov) — SPb. : Obshchestvo pamyati igumenii Taisii, 2008. – 524 s. 9. Ushinskii K.D. Moya sistema vospitaniya. O nravstvennosti / sost. V.O. Gusakova. M. : Izdatel'stvo AST, 2018. – 576 s. 10. Khrestomatiya po istorii pedagogiki. T. 2 / sost. L.N. Belenchuk, E.N. Nikulina. — M. : Fond sokhraneniya dukhovno-nravstvennoi kul'tury «Pokrov», 2016. – 720 s. 11. Ofitsial'nyi sait Obshcherossiiskogo obshchestvennogo dvizheniya «V podderzhku politiki Prezidenta Rossii». [Elektronnyi resurs]. – URL: http://politikaprezidenta.rf/o-cennostyah-o-nravstvennyh-osnovah (data obrashcheniya: 27.01.2019). |