Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Philology: scientific researches
Reference:

The Language and Style of Gasprinsky's Essays

Shukurdzhieva Zel'fira Shevketovna

Lecturer of the Department of Crimean Tatar Literature and Journalism at Crimean Engineering Pedagogical University

297501, Russia, respublika Krym, pgt. Molodezhnoe, ul. Karasu, 14

ar_sh@rambler.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0749.2019.1.28695

Received:

17-01-2019


Published:

23-03-2019


Abstract: The subject of the research is the journalism of a famous education reformator of the late XIXth - early XXth centuries, teacher, educator, publisher and journalist Ismail Gasprinsky. The newspaper 'Terdjiman' published by Gasprinsky in Crimea can be viewed as an important informative source of that era. For the purposes of this research, Gasprinsky's essays on political, economic and social issues of his era are of particular interest. To write this article, the author has used such methods as comparative historical analysis, historical function, structural-typological and literary-biographical analysis as well as the methods of intertextual and comparative analysis of texts. The novelty of the research is caused by the fact that the researcher has carried out an analysis of journalistic essays of Gasprinsky who used a great variety of linguistic and stylistic, lexical, morphological, syntax and textual language means and played an important role both for his contemporaries and next generations of readers. 


Keywords:

journalism, vocabulary, language, author, lexemes, analysis, Gasprinsky, expressiveness, publicist, poetics


Публицистический стиль как функциональный стиль речи (как в письменной, так и в устной форме) используется в средствах массовой информации с целью воздействия на людей и формирование общественного мнения. Для него характерна эмоциональность, оценочность, наличие общественно-политической лексики с выраженной экспрессивной окраской. В этом социальное назначение публицистики.

Поскольку лексика публицистического стиля имеет выраженный эмоциональный оттенок, некоторую пафосность, наряду с общепринятой литературной лексикой она подразумевает употребление разговорных, просторечных элементов, риторических восклицаний, вопросов, диалогов, коротких предложений, безглагольных форм и т.п. Все это используется автором текста с целью воздействия не только на разум, но и на чувства читателя. Иными словами, создавая картину события, журналист посредством текста передает свои знания и впечатления аудитории.

Газетно-публицистический стиль предполагает использование лексических, морфологических, синтаксических языковых средств. Рассмотрим публицистические произведения Гаспринского в соответствии с данными параметрами.

Говоря о лексических средствах, следует отметить, что Гаспринский в своей публицистике активно использовал общественно-политическую лексику, в том числе философские, культурологические, социологические и иные лексемы, обозначающие реалии и имеющие общественную значимость, а также слова собственно политического дискурса.

Анализ контента газеты «Терджиман», которая издавалась в Крыму в конце XIX – XX начале вв., дает основание утверждать, что Гаспринский, имеющий богатый словарный запас, умел всегда к месту и по назначению использовать многообразие лексических единиц как на русском, так и на крымскотатарском языке. Язык его публицистических произведений отличается доступностью, простотой изложения и одновременно использованием необходимой терминологии, характерной для той или иной отрасли. Так, в статье «О кустарных промыслах» [5], в которой автор размышляет о состоянии ремесленничества в Крыму, им используются следующие термины данной отрасли: алажда (грубая шерстяная мебельная материя), сокма (сукно), анилиновые краски и т. п. В статье «Две кометы» [1] использованы следующие лексемы: сила света, кометный шлейф, дистанция и т. п.

Следует отметить, что с целью достижения наибольшей экспрессии Гаспринский в своих текстах широко применял различные лексические приемы. Один из них – лексические повторы – намеренное повторение в каком-либо участке текста одного и того же слова или речевой конструкции. Данный стилистический прием, усиливающий выразительность речи, мастерски использовал Гаспринский. Так, в статье «Учитель» находим такое подтверждение данного тезиса: «Давно пора, давно следовало понять, что самый большой расход наш должен быть расход на обучение. Пора понять, что самые полезные люди – это учителя, пора понять, что стыдно и грешно давать учителю за неделю 5 копеек и тратить ежедневно 10-20 копеек на лишнюю чашку кофе или чая» [11].

Еще один лексический прием, который довольно часто применял Гаспринский – использование противопоставлений. Это стилистический прием, основанный на противопоставлении понятий, мыслей, образов и направленный на усиление выразительности речи. Так, в статье «Восток и Запад», опубликованной в одном из мартовских номеров «Терджимана» за 1902 год, антонимичные понятия выведены в заголовок, что подразумевает построение всего текста на основе антитезной конструкции, то есть противопоставления в данной статье начинаются с заголовка. Слова с противоположным лексическим значением «Запад» и «Восток» составляют антонимическую пару. При детальном исследовании данного текста можно найти следующие противопоставления: «Восточные народы, положив начало человеческим знаниям и общежитию, значительно развили их и передали западным народам», «Запад поголовно учится, на Востоке грамотеи – редкость», «Запад стремится во всем вперед, Восток постоянно оглядывается назад» (в данном предложении использованы две антонимические пары), «Западный человек не оставляет без внимания даже детский лепет, а мнящий себя ученым восточный человек не хочет видеть или слышать бурные, могучие потоки жизни целых народов» [3].

В публицистике часто используется такой прием, как лексические повторы – намеренное повторение в определенном участке текста одного и того же слова, словосочетания, выражения. Благодаря этому усилению фиксируется внимание читателя на данном контексте, это придает определенную связность и упорядоченность его построения. В публицистических произведениях Гаспринского также имеются примеры использования автором данного приема. Лексические повторы применяются Гаспринским в статье «Служить лишь правде»: «Мы говорим: наш народ болен, это значит, что надо его скорее лечить и помочь ему. Мы говорим: наша страшная болезнь – невежество, это значит, что всем нам надо побольше и получше учиться. Мы говорим: между нами есть ябедники и мошенники, это значит, что надо постараться, чтобы их не было, не надо их терпеть, не надо давать ходу, принимая безучастно в свою среду» [8].

Публицистике Гаспринского также характерно вкрапление разговорной речи. Автор не столь часто использует просторечную лексику, но обращение к ней свидетельствует о том, что Гаспринский владел обиходной речью и все-таки применял ее в своих публицистических произведениях. Так, в статье «Судьбы магометанства» Гаспринский использует следующие лексемы из категории просторечной лексики: «Короче, мы думаем, что человек, каких бы верований он ни был, образовавшись, просветится», «Между нами есть ябедники, мошенники» [9].

К лексическим средствам газетно-публицистического стиля относятся также пословицы, поговорки, фразеологизмы. Публицисты часто прибегают к их использование в своих текстах с целью повышения силы воздействия на читателя при помощи пословично-поговорочных выражений, фразеологизмов. Цитируя их, автор не только привлекает внимание читателя к излагаемому материалу, но и показывает свою эрудицию, кругозор. В публицистических произведениях Гаспринского нередко встречаются пословицы, поговорки, фразеологизмы. Как правило, автор, подводя итог изложенному в той или иной статье, заканчивает ее пословицей. В качестве такого примера можно привести фрагмент статьи Гаспринского «По поводу интеллигентных татар»: «Мусульманская интеллигенция настолько возросла по крайней мере количественно, что колит глаза единоверцев-невежд. Выходит поистине драматическое положение для интеллигентного татарина: «Куда не кинь, все клин» [6].

В контексте языково-стилистических характеристик публицистики Гаспринского необходимо отметить еще одну особенность. В текстах Гаспринского часто встречается использование таких лексем, как «Аллах», «Бог», «Божье», «Господь», лексических выражений типа «как утверждает Пророк», «О, Аллах!», «ради Бога», «Божье наказание», «Бог дал», «предписанное Богом» и т. п. Частое апеллирование Гаспринского к подобной лексике, а также многократные интерпретации изречений из Корана следует рассматривать не как обращения религиозного фанатика, а как человека, выросшего и воспитанного в традиционной крымскотатарской семье, основанной на исламских ценностях. Следует отметить, что лексика, характерная для речи мусульманина, отличается изобилием подобных лексических форм и частым обращением к Пророку. И в данном контексте речь Гаспринского-публициста является ярким подтверждением данного тезиса.

Так, в статье «Труд и прогресс» находим следующие выражения: «Высокий Коран приказывает нам после необходимой молитвы трудиться и искать даров, созданных благодатью Аллаха для наших же потребностей», «Кто не трудится, тот не идет к бедности, нужде, граничащей с преступлением, как указал Пророк наш» [10]. Для придания большей выразительности тексту публицистами широко используются тропы и стилистические фигуры, усиливающие выразительность речи пишущего или говорящего. Одним из наиболее продуктивных методов украшения газетной речи является использование публицистами в текстах метафоры – слов в переносном значении на основе аналогии, сравнения, сходства. Публицистическая метафора основывается на ассоциативности, возникающей в результате субъективного впечатления, эмоционального восприятия, что способствует более яркому представлению описываемой автором реальности.

Приведем примеры использования Гаспринским тропов и стилистических фигур. В передовице «Духовенство», рассуждая о духовном управлении мусульман, задачах муфтията, а также роли прессы в освещении вопросов религиозной жизни, Гаспринский применяет такую метафору: «Духовное правление и муфтии могли бы решительно принять меры к содействию по поступательному движению населения в различных сферах жизни. Мы же из своего скромного уголка своим скромным перышком будем отмечать по возможности все явления, и радоваться всему доброму и хорошему» [2].

Экспрессивность текста достигается различными языковыми средствами, в том числе синтаксическими: непосредственно построением, составлением предложений, использованием вопросительных, восклицательных предложений, применением вводных слов, обращений и т. п. Необходимо отметить, что Гаспринский успешно применял в своих публицистических произведениях синтаксические языковые средства. Особенно часто прибегал к использованию вопросительных предложений.

В статье «Слово к интеллигентным мусульманам» встречаем целый абзац, составленный из вопросительных предложений»: «Кто из нас написал хорошую интересную книжку и народ отказался читать? Кто из нас открыл школу, улучшенное ремесленное или техническое учреждение и народ прошел мимо? Кто из нас дал или показал народу усовершенствованный плуг, станок, веретено и он не обратил внимания? Кто из нас энергично взялся за устройство какого-либо общественного дела и народ не поддержал его?» [7]. В данном случае автор использует этот прием для более сильного воздействия на адресата и привлекает внимание читателя именно вопросительными предложениями.

К изобразительным средствам речи также относятся текстовые, когда публицист прибегает к использованию абзацного членения текста: в отдельный (е) абзац (ы) может быть выделено одно или несколько предложений с целью акцентирования внимания читателя именно на нем (них). Как правило, это небольшие по форме и объему предложения, имеющие законченную мысль. Автор использует данный прием для того, чтобы адресату было быстрее, удобнее найти и прочитать определенный контекст, несущий ключевую нагрузку в конкретном тексте.

Проецируя данный тезис к публицистике Гаспринского, находим такие примеры.

В заметке «Наши пожелания», опубликованной в последнем номере «Терджимана» за 1893 год, Гаспринский, подводя итоги уходящего года, выражает свои пожелания различным категориям граждан современного ему общества и для этого использует принцип абзацного членения текста, выделив в отдельный абзац несколько предложений, отражающих основное его содержание:

«Земледельцам мы желаем приобретения и употребления лучших, новейших орудий, применения лучших способов культуры, ибо земля такая мать, которая дает столько благ, сколько умеешь просить.

Ремесленникам нашим мы также желаем усовершенствования производства, что расширит сбыт, а следовательно, и заработок.

Торгующим желаем больших, но честных, счастливых оборотов и обмена с наибольшими базарами России и других стран.

Интеллигентной нашей молодежи мы желаем того же, чего она сама желает: роста, серьезности и плодотворного труда по пути обновления и прогресса» [4].

Как правило, заголовки статей отражают информацию о содержании текста. Являясь важнейшим элементом материала, заголовок рассчитан на привлечение внимания аудитории к конкретному контенту и именно с него начинается знакомство читателя с текстом. Говоря о заголовках газетных текстов Гаспринского, следует отметить, что автор преимущественно применяет лаконичные формы, состоящие, как правило, из одного, двух или трех слов: «Равнодушие», «Мерзость», «Панисламизм», «Важный вопрос», «Прекрасный факт», «Обучение девочек», «Вечно неизменная истина», «Библиомания древних мусульман», «Мусульманское население России» и т.п. Это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что Гаспринский, умевший несколькими словами сформулировать в заголовке суть того, о чем желал донести до читателя в статье, стремился к кратким, но емким и экспрессивным формулировкам, что красноречиво свидетельствует о мастерстве автора.

Гаспринский нередко использует в заголовках своих текстов знаки препинания, особенно вопросительный знак, что свидетельствует о том, что автор стремится придать контенту еще большей экспрессии. Вот несколько примеров подобных заголовков: «Что нам нужно?», «Что делать?», «Чем объяснить?» и т.п. Выражая вопрос или сомнение, Гаспринский задает тон статьи уже в заголовке, таким образом подготавливая читателя к тому, что в продолжение текста либо в его заключении он сможет найти ответ на вопрос, который вынесен в заголовок. Так, в заметке «Что делать?» автор рассуждает о проблемах устройства быта и способах выживания в быстроменяющемся мире. Постановка вопроса в заголовке служит привлечению внимания читателя, который, дочитав материал до конца, находит на него следующий ответ: «Если вы спросите, что делать, ответ один: учиться, знать, развивать ум. Только тогда руки сделают свое дело как должно. Человек, сойдя с колыбели, должен поступить в школу, в дом учения, знания, опыта и разного труда. Только пройдя эту школу, он может вступить на поле жизни достаточно вооруженный. Что делать? Любя Бога и людей, творить добро (ради будущей жизни) и умело работать для обеспечения настоящей. Другого ответа я не знаю» [12].

Таким образом, язык и стиль публицистических произведений Гаспринского, отличающийся широким использованием языковых и стилистических форм, лексических, морфологических, синтаксических, текстовых языковых средств, отвечает всем требованиям газетно-публицистичекого стиля и характеризует публицистику Гаспринского как актуальную, востребованную не только для его современников, но и для последующих поколений читателей.

References
1. Dve komety. / Terdzhiman. – 1886. – №3, 17 yanvarya
2. Dukhovenstvo. / Terdzhiman. – 1887. – №2, 25 yanvarya.
3. Zapad i Vostok. / Terdzhiman. – 1902 . – №12, 29 marta.
4. Nashi pozhelaniya. / Terdzhiman. – 1893. – №46, 31 dekabrya.
5. O kustarnykh proizvodstvakh. / Terdzhiman. – 1890. – №35, 14 oktyabrya
6. Po povodu intelligentnykh tatar. / Terdzhiman. – 1890. – №41, 20 noyabrya.
7. Slovo k intelligentnym musul'manam. / Terdzhiman. – 1887. – №27, 14 sentyabrya.
8. Sluzhit' lish' pravde. / Terdzhiman. – 1883. – №10, 1 iyulya.
9. Sud'by magometanstva. / Terdzhiman. – 1883. – №10, 1 iyulya.
10. Trud i progress. / Terdzhiman. – 1897. – №15, 28 avgusta.
11. Uchitel'. / Terdzhiman. –1883. – №14, 26 iyulya.
12. Chto delat'? / Terdzhiman. – 1903. – №21, 2 iyunya.