Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Litera
Reference:

Axiological Problematics of Yuri Bajgusa's Plays

Belyaeva Tatyana Nikolaevna

PhD in Philology

Associate Professor of the Department of Finno-Ugric and Comparative Philology at Mari State University

424039, Russia, Republic of Mari El, Yoshkar-Ola, Druzhby str., 77, sq. 113

beljaeva1978@rambler.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8698.2018.3.27408

Received:

14-09-2018


Published:

22-09-2018


Abstract: The subject of the research is the value components of the problematics in the dramatic works of the Mari writer Yuri Baiguza. The study allows to see the basic semantic concepts of being and the individual human personality of the “post-perestroika generation”. The analysis of the plays “The Golden Duck” presented in the article was written in collaboration with Vasily Pekteyev), Silk Swings, Dawn over the Abyss, Today is the Birthday, which are mainly philosophically oriented, shows that the most important components of their perspective are value characteristics of society, people and man. The author of the article applies structural-semantic and historical-genetic methods of research which allow to reveal both the value aspects of the problems of the plays and the poetological aspects of the texts that implement them. The article shows for the first time the axiological aspects of the key dramatic works of Yuri Baigusa in their universal, folk-world outlook, religious, and individual-creative expression; revealed the artistic specificity of the author’s value concept in each of the texts; the manifestation of the axiosphere in the ideological world of works and the character system is analyzed.


Keywords:

Mari literature, axiological paradigm of literature, problematics, dramaturgy, Yuri Bajgusa, values, drama, parable, poetics, the philosophical narrative


Введение

В связи с изменениями потребностей и интересов людей, уровня цивилизованности меняются ценностные ориентиры общества, народа, индивида. Однако отдельные универсальные (например, цена человеческой жизни, добро и др.) и этнические ценности устойчиво сохраняют свою актуальность и важность, но меняются их смысл и наполнение. Интерес общества к ним наиболее ярко отражается в художественных произведениях, а именно, в их проблематике, идейном мире и семантике образной системы.

Предметом данного исследования стали ценностные составляющие проблематики в драматургических произведениях марийского писателя Юрия Байгузы. Их изучение позволяет увидеть основные смыслообразующие понятия бытия общества, марийского народа и отдельной человеческой личности «постперестроечного поколения».

Исследованию творчества Юрия Байгузы посвящено достаточно много работ; в них активно обсуждаются вопросы поэтики жанра [5; 7; 8; 11; 15], композиции [3; 6; 13], персонажа [4; 13], затрагивается и вопрос о специфике проблематики его произведений [9; 10; 13]. Аксиологические аспекты проблематики его пьес, впервые изучаемые в данной статье, входят в актуальное поле современного российского литературоведения, в поисках закономерностей развития художественной словесности активно обращающегося к междисциплинарности и полидисциплинарности.

Творчество Юрия Байгузы отличается ярко выраженной философичностью, дидактизмом. Его притчеобразные драмы («Шелковые качели», «Заря над пропастью») поднимают злободневные проблемы современной действительности; в его пьесах («Золотая утка», «Сегодня – день рождения») обнаруживается явный авторский интерес к вопросам духовно-нравственного порядка, к философско-мировоззренческим размышлениям и переживаниям современного человека. Важнейшими составляющими их проблематики являются ценностные характеристики общества, народа и человека рубежа XX–XXI веков.

Ценностная проблематика драмы "Золотая утка" (материальное и духовное)

Любое художественное произведение ориентировано на определенную систему ценностей, в соответствии с которой оно и выстраивается. Авторская аксиология Юрия Байгузы основана как на универсальных ценностях, так и на этнических ценностных принципах, связанных с многовековой духовно-нравственной культурой марийского народа.

В современном мире часто на первый план выходят материальные блага, вытесняя извечные духовные ценности. Марийский драматург в своих пьесах исследует степень их важности в жизни человека. В этом контексте безусловный интерес представляет драма Юрия Байгузы «Золотая утка» («Шöртньö лудо», 2002), написанная в соавторстве с марийским режиссером Василием Пектеевым.

Появление в произведении зооморфного образа утки продиктовано не только сюжетно-композиционными, но и концептуальными задачами автора. У марийцев утку приносили в жертву в священных рощах во время родовых, семейных молений, чтобы задобрить злой нрав Керемета (мифологического существа, воплощающего злой дух) [14, с. 104-107]. В роли жертвенной птицы представлен образ утки и в пьесе Юрия Байгузы, но по мере развертывания сюжета его функциональная нагрузка начинает существенно меняться. Постепенно становится понятно, что пьеса затрагивает извечный философский вопрос жизни «В деньгах ли счастье?».

Главные герои произведения – старик и старуха – обычная семейная пара марийцев, живущих в деревне, ведущих праведный образ жизни; они верят в марийского Белого Бога (то есть приверженцы традиционной марийской религии), стараются жить по его законам. Сохранение в семье языческой веры, последовательным проводником которой является старик, подчеркнуто автором в образе-символе ярко горящего в очаге огня (данный образ заявлен уже в первом ремарочном описании и осмыслен как посредник между человеком и божественным космосом, между живыми и мертвыми).

Народно-религиозная система ценностей всецело определяет жизнь стариков, поэтому их жизнь лишена противоречий, двойственности, между ними царят согласие и полное взаимопонимание. Их веру и связанные с ними ценности (дух, мера, верность, духовная честность и др.) не способна разрушить «золотая лихорадка», поразившая всех их односельчан. В период подготовки к народному празднику Печки (Тÿвыт) старуха, потрошившая утку, которую марийцы традиционно готовили к праздничному столу, находит в ее желудке кусочек золота. Это и стало поводом для «золотой лихорадки». Автор представляет гротесковую картину, доведенную им до абсурда: вся деревня помешалась на золоте, словно это главное богатство жизни, единственный источник свободы и счастья. В поисках золота сельчане поубивали всех домашних птиц (уток, гусей), а «новые русские» мечтали о том, чтобы купить у стариков их земельный участок и наладить там добычу золота. Не интересует золото только главных персонажей. В частности, для старика главное – это вера, а богатство, по его мнению, отнимает покой. Поэтому старик хочет отнести найденный кусочек золота в молебенную рощу, отдать его в жертву Великому Белому Богу и попросить у него для своей семьи счастливую жизнь, здоровье, а для своих односельчан – силу веры.

Нравственная устойчивость и вера в Бога удерживают человека на духовной высоте, спасают его от дурных поступков и пагубного влияния извне. Так и герои пьесы «Золотая утка» устойчивы к соблазнам, они не теряют рассудок при виде сокровища. Им не надо золота, утверждают авторы, ибо золото они сами: у них золотое сердце, чистая и возвышенная душа. Только таких людей оберегает Бог в разных испытаниях – именно к такому выводу приводит финал пьесы: при наводнении только дом стариков остается над водой, в то время как все вокруг оказывается затопленным.

Таким образом, в процессе повествования внимание авторов все больше перемещается от мифологической семантики образа утки (в финно-угорской мифологии утка олицетворяет начальную историю человеческого, земного мира) в сторону эпитета «золотая». Контраст между изначально позитивным (утка как символ рождения мира) и опасным (золото как символ соблазнов и искушения) помогает раскрыть главную авторскую идею произведения, искусно зашифрованную в вопросе старика о том, приносит ли обладание золотом счастье, покой, силу и богатство. Автор доказывает, что в погоне за богатством человек скудеет интеллектуально и нравственно.

"Заря над пропастью" и "Шелковые качели" (жизненные ценности персонажей)

Ценности (универсальные, нравственно-этические, народно-мировоззренческие и религиозные) составляют основу проблематики и драм «Заря над пропастью» («Поргем ÿмбалне ÿжара», 1999) и «Шелковые качели» («Порсын лӱҥгалтыш», 1993), написанных в форме притчи и содержащих философский анализ состояния современного общества. «Конечная цель притч – показать нормы нравственного поведения людей» [2]. В этом смысле основным источником притч Юрия Байгузы являются как общеуниверсальные нормы челочеческого существования, так и марийская народная мудрость.

Главный герой пьесы «Заря над пропастью» Эрай, желая найти лекарство, способное омолодить, излечить телесные недуги матери, попадает в сказочно-иллюзорный мир. Стойкость духа, искренность, добрые намерения помогают ему избежать «падения в пропасть», не сломаться перед коварством Иксана. Поиск лекарства также ассоциируется в произведении с поиском путей духовного возрождения народа, так как многострадальная душа матери глубоко обеспокоена нравственной деградацией народа (причины этой деградации она видит в отторжении современного человека от Бога и народных традиций, сохранение которых всегда одухотворяет и нравственно возвышает человека).

Эрай вступает в противоборство с Иксаном. Жизненные ценности этих героев противоположны: у Эрая – доброта, сострадание, умение любить и прощать, у Иксана – антиценности (коварство, ложь, желание управлять и подчинять себе людей). Иксан считает свой мир идеальным для человеческого существования, потому что он в нем наделен властью, питается (искусно пользуется) человеческими пороками, «сеет туман над пропастью», искушает, заманивает в свои сети. Эрай не поддается его силе, он не согласен поменять свой реальный мир на «сказочный мир» Иксана: «Сказочное государство – ложное государство... хитрое государство. Оно не для меня» [12, с. 142]. Его добрые дела автором отмечены в виде белых меток (по-марийски «тамга»), в то время как Иксан – это человек с черными метками (неслучайно у него за пазухой нож – символ разрушения и смерти). Образ Иксана соотносится с разноликим дьяволом, искушающим смертных различными пороками, – именно поэтому он, а не Эрай, Отцом-творцом будет отправлен в пропасть. А Эрай, наоборот, будет вознагражден им: получит возможность «согреться оживляющей силой его любви», получит «живую воду» (лекарство) для матери и женится на дочери Отца-творца, которая отправляется с ним на землю. Идея произведения, выраженная иносказательно, заключается в следующем: Бог (Отец-творец) не покинул людей, не исчерпан потенциал и самого народа в борьбе со злом и коварством, есть надежда на его духовно-нравственное возрождение.

Пьеса «Шелковые качели» также насыщена условностью, иносказательностью и символикой, необходимой для раскрытия аксиологической проблематики. У персонажей нет традиционных человеческих имен, что позволяет утверждать, что все они являются выразителями не индивидуально-личностного, а общего начала, характерного для той или иной социальной группы. Они не только воплощают определенный тип поведения и мышления, абстрагируют конкретные общественные явления и состояния, но и являются выражением авторского мировоззрения, аккумулируют в себе определенную систему ценностей (духовных, религиозных). Юрий Байгуза в иносказательной форме представляет философское рассуждение о духовно-нравственном состоянии современного общества и человка, о добре и зле, об их непрекращающейся борьбе, об отношении к Богу и природе, о гуманизме.

В мир, в котором царят беспорядок и хаос, господствует зло, приходит Тудо (Он), главный персонаж, чтобы зажечь в сердцах людей веру, надежду, показать им правду, снять с их глаз пелену. Но люди его боятся, сторонятся; они разучились различать добро и зло; они, как «скотина», подчиняются Иру (воплощению зла), обозлены, их «души пахнут падалью». Такое состояние людей автор подчеркивает ремаркой, в центре которой – образ-символ гнили, мусора: «Справа – вышка, на вышке – чан; слева – качели; позади – деревня. Несколько пеньков, гниющая куча, бросается в глаза мусор» [1, c. 93]. Этому образу противостоит фольклорно-мифологический образ шелковых качелей – это путь к Богу и счастью. Автор полагает, что в душе каждого человека должна быть связь с Богом, а Бог готов простить, принять и помочь любому, кто захочет найти с ним контакт.

С приходом Тудо постепенно пробуждается сознание людей, которые начинают искать истину. Тудо и Арвуй начинают наводить порядок: «Арвуй и Тудо ремонтируют топором вышку. Ребенок на качелях. Они приводят в порядок бревна, собирают орудия труда, моют руки» [1, c. 119–120]. Бревна – это сами люди, их мысли, которые необходимо направить на истинный путь. Ремонт вышки означает конец, который приходит произволу зла. Ценностными ориентирами общества и человека, утверждает автор, должны стать вера, любовь и доброта – именно они способны духовно возродить человечество. В этом контексте концептуально значимыми кажутся и слова матери ребенка: «Если хочешь прожить жизнь честно, вначале поверь в бога, потом – в себя, лишь потом – соседу… Не только чужому, но даже врагу не желай плохое, не делай зло, говорят, твое зло все равно вернется к тебе, даже в еще больших масштабах» [1, c. 128]. Ненависть и жестокость истребляют бытие и вечность, и только сострадание и самопожертвование способны укрепить их.

Проблема семейных ценностей в пьесе "Сегодня - день рождения"

Раскрытию извечных семейных ценностей (любовь, семейное счастье, доверие, уважение, понимание, согласие, дети, домашний очаг) посвящена психологическая драма Юрия Байгузы «Сегодня – день рождения», построенная как монолог главной героини – Маи. Это – женщина-вдова, которая долгое время одна воспитывала сына, а сейчас находилась на жизненном «перепутье», ей предстояло сделать выбор: либо оставить все, как есть, либо, предав забвению память о первом муже, выйти замуж за любимого человека, от которого ждала ребенка. Раскрывая душевные переживания героини, писатель рассуждает о незыблемых основах семейной жизни, связанных с женщиной и поддерживающих «огонь домашнего очага»: любовь (граничащая с самопожертвованием), уважение чувств супруга, доверие и согласие. В круге семейных ценностей важное место для героини и автора занимает также материнство, которое передано в пьесе как постоянное беспокойство за сына, забота о его материальном и душевном благополучии (переживает, как сын отреагирует на повторное ее замужество, не травмирует ли его эта новость), переживание за будущего (еще не родившегося) сына (каким человеком он вырастет, как его примет этот мир) и т.д. В день рождения своего покойного мужа Мая отдает ему дань памяти и прощается с грузом прошлого, вступает в новый этап жизни (с новым, любимым, мужчиной и понимающим сыном). Она осознает, что с этого дня она в ответе за ту новую жизнь, которая она выбрала.

Заключение

Итак, важнейшими составляющими проблематики всех рассмотренных нами пьес марийского драматурга Юрия Байгузы являются ценностные характеристики общества, народа и человека, ставшие основой его художественного сознания и определившие поэтику его творчества.

В пьесе «Золотая утка» Юрий Байгуза (в соавторстве с Василием Пектеевым) затрагивает проблему соотношения в человеческой жизни и жизни народа материальных и духовных ценностей, ставит извечный вопрос «В деньгах ли счастье?». Автор, обращаясь к трагикомическим ситуациям, исследуют современную жизнь, народное сознание и поведение, доказывает, что в погоне за богатством человек скудеет интеллектуально и нравственно.

В драмах «Заря над пропастью» и «Шелковые качели» основу проблематики составляют онтологические вопросы и универсальные ценности (цена человеческой жизни, смерть близкого человека, человек в отношении к природе), а также такие нравственно-этические ценности (в первую очередь, добро – в оппозиции с антиценностью «зло»), народно-мировоззренческие и религиозные ценности (вера, грех, милосердие). Само название драмы Ю. Байгузы «Заря над пропастью» – ключевой образ-символ, придающий произведению философскую глубину; он является завязкой к разговору автора с читателем о силе душевной доброты и границах коварства, о сложной диалектике связей между человеком и миром. Драматург представляет в произведении свое понимание ценностной природы исконного (родового) и современного мира.

В философской драме-притче «Шелковые качели», в которой злободневные сцены, раскрывающие проблемы современной действительности, сочетаются с рассуждениями автора и персонажей о непрекращающейся борьбе добра со злом, о незыблемой ценности добра, человечности, личностной свободы и творческого духа. В аксиологической проекции раскрываются и проблемы духовного богатства человека, его отношения к Богу и человеку.

В психологической драме «Сегодня – день рождения» на первый план выходят извечные семейные ценности (любовь, семейное счастье, доверие, уважение, понимание, согласие, дети, домашний очаг). Пьеса построена как монолог главной героини (женщины-вдовы, одиноко воспитывающей сына); основная сюжетная ситуация имеет пограничный характер (между прошлым и будущим, когда нужно сделать выбор в сторону новой любви и полноценного счастья), что не только обостряет психологическую интригу произведения, но и позволяет автору широко развернуть философское повествование, сделать явными ценностные установки драматурга.

References
1. Baiguza Yu. Porsyn lӱҥgaltysh // Onchyko. 1993. № 6. S. 91–129.
2. Bezrukova V. S. Pritcha // Osnovy dukhovnoi kul'tury (entsiklopedicheskii slovar' pedagoga). Ekaterinburg, 2000. 937 s. URL: https://refdb.ru/look/2054801-pall.html (data obrashcheniya: 11.08.2018).
3. Belyaeva T.N. Rol' khudozhestvennykh detalei v p'ese Yu. Baiguzy «Shelkovye kacheli» // M.P. Petrov i literaturnyi protsess XX veka: materialy Mezhd. nauch. konf. / Udm. gos. un-t; otv. red. S.T. Arekeeva, T.I. Zaitseva. Izhevsk, 2006. S. 109–111.
4. Belyaeva T.N. Simvolizirovannye predmety domashnego byta v drame Yu. Baiguzy «Segodnya – den' rozhdeniya» («Tache – shochmo keche») // Aktual'nye problemy sovremennogo literaturovedeniya i literatury, fol'kloristiki i arkheografii: k 85-letiyu akademika AN RB G.B. Khusainova: materialy Mezhd. nauchno-prakticheskoi konferentsii (Ufa, 10 aprelya 2013 g.) / sost. G.Kh. Abdrafikova, otv. red. M.Kh. Nadergulov. Ufa, 2013. S. 123–125.
5. Boyarinova G.N. Vklad Yu. Baiguzy v mariiskuyu dramaturgiyu // Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. № 3 (23). S. 55–59.
6. Boyarinova G.N. Poetika dramy Yu. Baiguzy «Segodnya – den' rozhdeniya» // Yazyki, literatura i kul'tura narodov polietnicheskogo Uralo-Povolzh'ya (sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya): materialy VIII Mezhd. simpoziuma «Yazykovye kontakty Povolzh'ya» (18–20 avgusta 2011 g.) / Mar. gos. un-t. Ioshkar-Ola, 2011. S. 321–324.
7. Boyarinova G.N. Poetika dramy Yu. Baiguzy «Shelkovye kacheli» // Trudy Instituta finno-ugrovedeniya. Vyp. 3. Ioshkar-Ola, 2007. S. 18–24.
8. Boyarinova G.N. Yu. Baiguzan «Tache – shochmo keche» psikhologii dramyzhe // Mariiskaya filologiya. Uchenye zapiski Instituta finno-ugrovedeniya. Vyp. 8 / Mar. gos. un-t. Ioshkar-Ola, 2012. S. 24–30.
9. Boyarinova G.N. Khudozhestvennye osobennosti dramy Yu. Baiguzy «Shelkovye kacheli» // Aktual'nye problemy mezhkul'turnykh i mezh''yazykovykh kontaktov. II Gruzovskie chteniya. Ioshkar-Ola, 2007. S. 77–81.
10. Vasinkin A. Chonzho kalyk verch azaplanen // Onchyko. 2006. № 5. S. 174–181; № 6. S. 90–108.
11. Kul'baeva N.I. Yurii Baiguza: mir skvoz' prizmu pritchi // Khudozhestvennaya slovesnost' finno-ugorskikh narodov: ot istokov do sovremennosti / MarNIIYaLI im. V.M. Vasil'eva. Ioshkar-Ola, 2008. S. 102–109.
12. Mariiskaya dramaturgiya: 1950–2010: khrestomatiya: v 2 ch. / Mar. gos. un-t, sost. T.N. Belyaeva. Ch. 2. Ioshkar-Ola, 2014. 447 s.
13. Mariiskaya dramaturgiya vtoroi poloviny KhKh – nachala KhKhI veka: sb. statei / Mar. gos. un-t; sost. T.N. Belyaeva. Ioshkar-Ola, 2012. 192 s.
14. Toidybekova L.S. Mariiskaya mifologiya: etnograficheskii spravochnik. Ioshkar-Ola, 2007. 312 s.
15. Yakovleva G.A. Zhanr dramy-pritchi v mariiskoi dramaturgii kontsa KhKh veka // Vestnik Chuvashskogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2008. № 3. S. 262–265.