Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Philosophical Thought
Reference:

Religious value foundations in religious culture of Chuvashia

Efremov Oleg Yurevich

PhD in Philosophy

Docent, the department of Philosophy, Sociology and Pedagogy, I. N. Ulianov Chuvash State University

428010, Russia, the Chuvash Republic, Cheboksary, Prospekt Moskovskiy 15

hulgu@bk.ru
Other publications by this author
 

 
Mukin Vladimir Antonovich

PhD in Physics and Mathematics

Docent, the department of Philosophy, Sociology and Pedagogy, I. N. Ulianov Chuvash State University

428010, Russia, the Chuvash Republic, Cheboksary, Prospekt Moskovsky 15

mukin-va@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8728.2017.12.25000

Received:

12-12-2017


Published:

19-12-2017


Abstract: This article provides the search results of the value foundations of religions in their cultural manifestation within the social space of Chuvash Republic, as well as describes their qualitative characteristics. The authors present the results of philosophical analysis of the content, structure, and functional potential of the impact of invariant (or attributive) characteristics of value foundations of the religious outlook upon human consciousness. The article substantiates the principle of interaction between the scientific and religious outlook within the university social space, as well as provides the proof of possibility of their mutual influence without losing the value orientations aimed at construction of human and society. The author show the possibility of regulating relations of the two sociocultural institutions of the regions – religion and education through the social space of the flagship university. The article suggests a mechanism of conjunction and potential integration according to the purpose of building the scientific and religious outlook preserving the identity of each. Socio-philosophical analysis of characteristics of the religious values from the perspective of their compatibility and non-confrontational interaction allowed determining the attributive positions and value foundations for every religious culture. The authors established the hierarchical importance of he identified value foundations:   Private for separate religious organization; For regional religious community; For all regional religions communities as a whole.   The interrelation of various religious communities take place on the basis of the principle of systematicity, manifesting as the subsystems with own differences and functions cooperating within the framework of the more general subsystem of university culture.  


Keywords:

value foundations of religion, University social space, regional culture, factors of development of society, social institutions, mechanisms of social control, University culture, Orthodox religion, Islam religion, Paganism


Феномен религии со времён своего появления обладает качеством таинственности и непознаваемости рациональным методом. Диалектический подход к методу как к форме осознания внутреннего механизма саморазвития содержания наталкивает на мысль необходимости выявления в содержании религии движущих сил и механизмов их развития. Они должны несколько рассеять таинственность тенденций развития мировых религий. По всей видимости, позволят ответить на вопросы, почему некоторые религии исчезают, а иные, наоборот, захватывают сознание большинства и продолжают развиваться. Кроме того, очень интересен вопрос, связанный с появлением «лжерелигий» с сомнительными ценностными основаниями. Иной раз, они с прямо угрожающими целями бытию и развитию общества.

Научный интерес представляет выявление ценностных оснований, позволяющих межкультурное взаимодействие в условиях мирного сосуществования различных религиозных концессий. Кроме того, хотя достаточно много исследований в этом направлении, не совсем ясен вопрос роли различных социальных институтов, в частности, образовательных в формировании религиозного мировоззрения. Словом, проблема огромная и требует обширных и глубоких исследований. Поскольку мы занимаемся системным исследованием университетского пространства на региональном уровне, то нас интересует роль опорного университета в формировании мировоззрения как конкретного человека так и общественного сознания Чувашской Республики в целом. Каков механизм взаимодействия университетской образовательной технологии, ориентированной на формирование научного мировоззрения, с реалиями религиозного мировосприятия, миропонимания и мироотношения становится предметом нашего научного интереса и данного исследования. Следовательно, предметом исследования являются ценностные основания религий, имеющих место быть в Чувашской Республике.

Таким образом, поскольку религиозное мировоззрение рассматриваем в структуре региональной культуры, то объектом исследования является региональная культура Чувашии, понимание которой несколько отличается от понимания культуры региона, культуры этноса и т.д.

Какова же цель данного исследования? В качестве цели исследования рассматриваем выявление механизмов взаимодействия различных религий в социальном пространстве региона на основе единого инварианта их ценностных оснований. Ключевым моментом является поиск инструмента воздействия на социальное пространство региона через его подпространство в виде университетского социального пространства. Речь идёт о поиске возможного механизма или принципов взаимодействия для бесконфликтного и толерантного совместного проживания людей, приверженных к ценностным основаниям различных религий, религиозных концессий, но представляющих одну региональную культуру, в данном случае региональную культуру Чувашской Республики.

Задачи исследования

1. Выявить качественные характеристики религий, представленных в социальном пространстве Чувашской республики, и выделить их инвариантную (или атрибутивную, не меняющуюся в ходе развития) часть, отражающую ценностные основания каждой религии.

2. Системный анализ (по содержанию, структуре и функциональному потенциалу воздействия на сознание) выявленных ценностных оснований с философской точки зрения по схеме: единичный – общий – особенный.

3. Разработать принцип взаимодействия научного и религиозного мировоззрения в университетском социальном пространстве и доказать возможность их взаимовлияния без утраты ценностных ориентаций, нацеленных на созидание человека и общества.

Любое философское исследование предполагает предварительное согласование категориального аппарата, используемого в суждениях, умозаключениях и необходимого для констатации однозначности толкования полученного результата.

Региональная культура Чувашии – это универсум искусственных объектов, формирующих собственный тип социокультурных и хозяйственно-экономических связей и отношений в рамках её социально-экономического развития; целостная совокупность ценностей и традиций, поддерживаемых и культивируемых региональными сообществами, в том числе этническими и религиозными.

Ценностные основания религии – установления, являющиеся существенными для религиозных сообществ. Библия для христиан. Коран для мусульман. Священные тексты - неизменяемые положения религий.

Социальное пространство региона - это логически мыслимый, производимый сознанием идеальный объект, включающий события и действия, процессы и отношения, связанные с социальной практикой и позиционированием реальных субъектов региона в полях их функционального взаимодействия.

Университетское социальное пространство – это подпространство социального, связанное с университетской деятельностью, представляет собой целостность её проявления в социальных процессах, отношениях и практиках, функционально связанных между собой.

Факторы развития общества - изменения внешней среды для общества, оказывающие воздействие на его состояние, а также внутренние элементы и свойства общества, определяющие его изменчивость.

Социальные институты – устоявшиеся способы взаимодействия между людьми в обществе, воспроизводящие и культивирующие те или иные социальные нормы и ценности.

Механизмы социального управления – методы и способы изменения социальных ценностей и социальных институтов.

1.Выявить качественные характеристики религий, представленных в социальном пространстве Чувашской республики, и выделить их инвариантную (или атрибутивную, не меняющуюся в ходе развития) часть, отражающую ценностные основания каждой религии.

Основные религии, доминирующие в Чувашской Республике, основаны на священных текстах (Библия и Коран), в которых изложены постулаты и системы ценностей. Данные священные тексты являются неизменными.

Основную роль в республике играет православие. Так с 1990 года количество православных религиозных объединений выросло с 73 до 237 в 2016 году. В связи с тем, что для многих религиозных сообществ в 1990-е годы формируется острая нехватка кадров, многие религиозные сообщества рассматривают возможности обучения молодежи как основу возрождения и омоложения духовных деятелей. Важную роль здесь играет православная семинария чебоксарского прихода. К 2014 году подавляющее количество духовных деятелей приходов республики имели соответствующее образование.

В мусульманских религиозных организациях сталкиваются с подобной же проблемой. С 1996 года мусульманские общины отправляют юношей в Уфу для получения богословского образования. Постепенно формируются школы при мечетях (мектебы). В данный процесс в 2000-х годах активно входят все религиозные сообщества республики. С 2005 года в Чувашии действует медресе «Гулистан». Для ислама в Чувашской Республике преодоление концептуальных проблем, противостояние экстремистским течениям связано с созданием учебных заведений религиозного характера, постоянным увеличение уровня образованности духовенства (пока еще недостаточном). [11, с 27]

Совместная деятельность религиозных сообществ в совместной борьбе за возрождения культурно-религиозных традиций народов, с проявлениями социальных проблем как преступность, наркомания, алкоголизм, ксенофобия. В целом, например, взаимодействие православных и мусульманских сообществ основаны на политическом, экономическом развитии общества региона. [7]

Некоторые авторы отмечают дестабилизирующую роль межконфессионального взаимодействия в связи с утратой основных привычных способов и навыков коммуникации и опыта надэтнической самоидентификации «советских людей» в 1990-е годы. (сальникова) Отсюда проявляются идентификация «своих» и «чужих». Соответственно, возвращение «советского» способа коммуникации и формирование надэтнического понимания успешно преодолевают потенциальные конфликты. [11, с. 194]

Неоязычество. В Чувашской Республике языческие верования были особенно популярны с конца 1980-х годов, которые тогда воспринимались как альтернатива православной религии. Особенность языческих верований в конце XX - начале XXI веков заключается в том, что не существовало единых обобщенных представлений, общих постулатов, содержания культов [12, c. 139] Это были либо реставрируемые старочувашские обычаи (некрещенных чувашей), либо европеизированное неоязычество с элементами New Age (парапсихология, экстрасенсорика, шаманство) . В качестве ценностей можно выделить обряды, некоторые мифологические верования в Бога-Тура. Общей объединительной чертой можно считать лишь оппозиционность православию в стремлении сохранить культурную идентичность чувашского этноса, [12, c. 140] а также поиски культурных оснований чувашского народа (формирование новой культуры на основе языческих верований).

С точки зрения основных предписаний и мировоззренческих оснований ситуация следующая.

Основные догматы православия, установленные Священным Писанием и Вселенскими соборами:

1. «Спасение через исповедание веры «во единаго Бога».

2. Hавенство Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Духа Святого и одинаковое поклонение Им и прославление Их, единосущие Бога-Отца и Бога-Сына.

3. Исповедание Иисуса — Христом, Господом и Сыном Божиим, рожденного от Бога Отца прежде начала времени.

4. Боговоплощение.

5. Вера в распятие за людей, телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и «жизнь будущего века».

6. Исповедание Святого Духа Господом, дающим жизнь и исходящим от Бога Отца.

7. Вера в единство, святость и кафоличность Церкви».

Основные догматы (столпы) ислама изложены в Коране:

1. «Единобожия и признание пророческой миссии Мухаммада (шахада).

2. Пять ежедневных молитв (намаз).

3. Пост во время месяца Рамадан (ураза).

4. Религиозный налог в пользу нуждающихся (закят).

5. Паломничество в Мекку (хадж)».

С точки зрения основных этических ценностей ситуация следующая.

Основной этический кодекс (заповеди) у православия и ислама общий (ислам заимствовал многие положения христианства), изложен в Священном Писании (Коран признает Писание):

1. «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

В исламе этический кодекс выражен не в виде правил, а в виде принципов и предписаний (в сурах Корана), которые предполагают их последующее толкование (существует специальное искусство толкования).

Чувашское язычество и неоязычество во многом заимствуют основные положения у православия. Особенностями же являются, прежде всего, обрядовая часть, именование Бога - Тура, собственная мифология. Этический же кодекс сохраняется общий с православием и исламом.

2. Системный анализ (по содержанию, структуре и функциональному потенциалу воздействия на сознание) выявленных ценностных оснований с философской точки зрения по схеме: единичный - общий – особенный.

Таблица 1. Сопоставление ценностных оснований

Христианство

Ислам

1. Единобожие

Вера во Единого Бога

Нет Бога кроме Аллаха

2. Отрицание язычества

Отрицание

Отрицание

3. Священный текст

Библия

Коран

4. Метод познания

Откровение

Откровение

5. Что есть грех?

Болезнь человеческой души вследствие ее расторжения связи с Богом чрез нарушение заповедей

Проступок, выражающийся в неисполнении предписаний Бога

6. Этические нормы

Десять заповедей (Ветхий завет)

Шариат (указания в сурах Корана)

7. Обязанности человека

Исполнения евангельских заповедей, любви, раскрытых в словах Спасителя: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя»

Исполнение предписаний шариата – закона Аллаха, доводимого до людей через Коран, хадисы и сочинения религиозных авторитетов. К обязательной части шариата относятся – шахада, закят, саум, хадж, салят, часто добавляется джихад

8. Как религия оценивает другую?

Признает всецело ложным учением

Называет христиан «людьми Писания», частично исказившими истину Аллаха

Таким образом, можно сказать, что для основных религиозных течений Чувашской Республики базовая система ценностей связана с общим этическим кодексом, общими историческими проблемами, а также способами их преодоления (роль образования).

То есть, православные / христианские заповеди являются общими для всех религиозных течений и организаций в Чувашской Республике.

3. Образование выступает тем механизмом, который в современных реалиях позволяет как православию, так и исламу решать проблемы, встающие перед ними, отвечать на вызовы времени. Прежде всего, это образование собственных кадров служителей культа, позволяющее сохранять систему ценностей, догматы и обрядовую составляющую религии. Так же это система образования, в которой существуют элементы знакомства с основными религиями (религиоведение в школьном курсе) и выступает в роли общего института, объединяющего православие и силам, создающего их взаимодействие. Для язычества и неоязычества так же важно образование, которое связано с исследованиями язычества (обрядов, мифологии, представлений), наряду с религиоведением в школьном курсе есть дисциплина «Культура родного края», во многом знакомящая именно с языческой обрядовой и мифологической частями культуры чувашского народа.

Этический кодекс общий. Ислам основан на общих с христианством этических нормах, заповедях, изложенных в Ветхом Завете и данных человеку через Откровение. Неоязычество во многом заимствует этические нормы христианства (выше по тексту).

Взаимоотношения региональных религий и университетского пространства удобнее всего описать, используя принцип системности. В таком случае региональные религии, точнее религиозные сообщества будут выступать в роли подсистем регионального общества в целом. Данные подсистемы будут задавать и поддерживать в существование их базовых принципов. Их поддержка данных принципов создает систему принципов или базовых оснований региональной культуры.

Взаимоотношения региональных религий, сообществ, не может сроиться на различий, так как в этом случае нет ни целей, ни способов взаимодействий. На основе общих положений, принципов взаимодействия возможны. Однако такие общие принципы могут способствовать общим целям, идеалам, оставляя без внимание способы и механизмы взаимодействий. Таким образом, для взаимодействия региональных религий, сообществ необходимы не просто общие принципы, но возможности и способы обсуждения, обмена мнениями, поиска компромиссов и решений общих проблем. То есть полноценный диалог. Проблема здесь заключается в том, что диалог в данной ситуации невозможен без знакомых всем сторонам и участниками моделей выстраивания дискуссии, обсуждения. Социальных институтов, вырабатывающих, культивирующих и развивающих подобные способы взаимодействия в региональном обществе крайне мало. И практически универсальным здесь становится университетское пространство.

Университетское пространство здесь выступает так же как подсистема регионального общества, но в то же время как надсистема для региональных религий, сообществ. Академическая культура общения, научный (нейтральный) подход к исследованию явлений окружающего мира создает те самые модели взаимоотношений, которые нас интересуют. Наиболее простым примером здесь является академическая форма дискуссии, дебатов, которые позволяют разным позициям высказываться, рассматривать и исследовать какие-то явления окружающего мира, выстраивая к ним отношения, а также позволяют разрабатывать способы решения проблем.

Выше мы рассматривали один такой пример, когда процесс получения служителями религиозных сообществ образования, в рассматриваемом случае религиозного, у каждой религии своего, позволил выработать общие подходы к решению проблемы терроризма и распространению радикальных религиозных идей. Здесь речь идет о роли моделей понимания и основанных на них взаимоотношениях между религиозными сообществами.

Другим примером является связь региональных религий с университетом, участие в общих мероприятиях, где возможны диалог и общение именно на основе моделей университетской культуры: круглые столы, конференции, другие общие мероприятия.

То есть здесь речь идет не о влиянии религии на высшее образование, а наоборот, о влиянии университетской культуры и ее моделей взаимоотношений на взаимодействия различных региональных религиозных сообществ.

Обсуждение результатов

Проблема статьи затрагивает концептуальное устройство регионального общества и его связь с университетской культурой. Исследование затрагивает характер этой связи. Данная взаимосвязь показывает модернизационный потенциал регионального общества, так как создает основу для эффективного взаимодействия, диалога. Также показывает его способность преодолевать сложные проблемы и вызовы современности вроде терроризма, культурной разобщенности и конфликтов. В статье исследуется не только механизм влияния университетской культуры на региональное общество, но тем самым рассматривается возможность формирования неких универсальных структур (на основе университетской культуры), которые бы выступали моделью взаимодействия различных религиозных, культурных сообществ региона. Именно культура взаимоотношения, диалога, дискуссии, существующие и культивируемые в процессе обучения в рамках университета создают нечто общее, универсальную надсистемную для региональных сообществ модель взаимодействий друг с другом.

Полученные результаты о возможности общих концептуальных оснований различных религиозных сообществ региона не менее важны для стабильного его существования и развития как культурного, так и политического. Таким образом, создается основа для эффективного взаимодействия, которая и рождает культурный, социальный и политический процессы в регионе. Культурный фактор в связи с тем, что религиозные ценности во многом представляют собой культурные основания для сообществ. Социальный фактор потому, что он связан с объединением людей и их активной деятельностью в обществе. Политический фактор безусловно связан с тем, что сами сообщества представляют собой местные политические силы и интересы.

В рамках рассматриваемой модели взаимоотношения региональных сообществ можно объяснить конфликты на религиозной почве и выявить эффективные пути преодоления данных конфликтов. Вследствие существования общих надсистемных ценностей, основа конфликта возможно состоит в ситуации отрицания данных религиозных ценностей. Любое такое отрицание может рассматриваться в качестве маркера будущей конфликтной ситуации, будущей проблемы. Любая попытка рассматривать их ситуативно есть признак конфликтности. Способы же рассматривать ситуацию во всей сложности, с учетом общих религиозных ценностей и различий каждого сообщества позволяет открыть возможность дискуссии, поиска компромиссных или кооперативных стратегий решения проблем. В этом случае различие нельзя абсолютизировать, присвоить, какие-то общие ценности, объявить что-то неправильным, так как это приводит к отрицанию ценностей самого сообщества, которое за собственное отличие (идентичность) борется.

В практическом плане для университетской культуры здесь важным является развитие навыков дискуссии, дебатов на различные темы. Именно подобные обсуждения и создают культуру взаимодействия на общих ценностных основаниях. То есть для университетской культуры регионального опорного университета крайне важно создавать общие площадки для отработки, тиражирования и обучения взаимодействию людей различных идей и взглядов. В данном случае университетская культура будет выступать системной основой для межрелигиозного и межкультурного взаимодействия в целях развития региона.

Выводы и заключение

Таким образом, получены результаты, свидетельствующие о наличии различных религий со своими ценностными основаниями у региональных сообществ, представленных в социальном пространстве Чувашской республики. Социально-философский анализ характеристик религиозных ценностей с точки зрения их сопоставимости и бесконфликтного взаимодействия позволил выявить атрибутивные положения и ценностные основания для каждой религиозной культуры.

В результате системного анализа выявленных ценностных оснований установлена их иерархическая значимость в виде нескольких порядков:

- частные для отдельной религиозной организации;

- для регионального религиозного сообщества;

- для всех региональных религиозных сообществ в целом;

Взаимодействия различных религиозных сообществ происходят на основе принципа системности, в которой они выступают как подсистемы со своими различиями и функциями, взаимодействующими в рамках более общей подсистемы университетской культуры.

Обоснован принцип взаимодействия научного и религиозного мировоззрения в университетском социальном пространстве и приведено доказательство возможности их взаимовлияния без утраты ценностных ориентаций, нацеленных на созидание человека и общества. Показана возможность регулирования взаимоотношений двух социокультурных институтов региона – религии и образования через социальное пространство опорного университета. Предложен механизм сочетания и возможной интеграции по цели созидания научного и религиозного мировоззрения без потери идентичности каждого.

References
1. Mukin V.A. Zhiznennye tsennosti, formiruemye v universitetskom prostranstve// ALMA MATER (VESTNIK VYSShEI ShKOLY) obsuzhdena na redkollegii zhurnala i prinyata k publikatsii v fevral'skom vypuske v 2017 g. (№ 2, 2017).
2. Mukin V.A. Sotsiokul'turnye faktory razvitiya obshchestva // V sbornike: Fundamental and Applied Studies in the Modern World Papers and Commentaries. Editor-in-Chief: Prof. Richard Dixon, D. Litt. et Phil. (UK), Publication Director: Prof. Kevin Barrington, D. S. Sc. (UK), Technical Editors: Molly Carpenter, Jeff Goodwin (UK) . 2016. S. 517-525.
3. Mukin V.A. Universitety v sotsiokul'turnom prostranstve // Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. No3, 2014. S. 128-129.
4. Mukin V.A., Efremov O.Yu. Korrelyatsii i vzaimodeistviya elementov v sotsial'nom prostranstve // V sbornike: Mekhanizmy resheniya problem sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya sbornik statei II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 2016. S. 102-106.
5. Stepanov A.G., Mukin V.A. Etnokul'turnoe vzaimodeistvie v sotsial'nom prostranstve regiona // Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke. 2016. T. 5. № 6A. S. 259-268.
6. Sal'nikova A.A. Mul'tikul'turnost' rossiiskogo regiona kak (de)stabiliziruyushchii faktor sotsial'nogo razvitiya (Srednee Povolzh'e XIX – nachala XXI vv.) (analiticheskii obzor) // Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii. 2013. № 4. S. 192-195.
7. Martynenko A.V., Nad'kin T.D. Trudnyi put' vozrozhdeniya: musul'manskie ummy Mordovii, Chuvashii, Marii El (1990-e-seredina 2010-kh gg.) // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2015. № 7-1 (57). S. 106-109.
8. Taimasov L.A. Nekotorye osobennosti vozrozhdeniya pravoslaviya v Chuvashii na rubezhe XX-XXI vv // V sbornike: Fenomen globalizatsii i problemy sotsiokul'turnogo mnogoobraziya v sovremennom mire Cbornik materialov Mezhdunarodnoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Redaktsionnaya kollegiya: L.A. Taimasov; E.M. Mikhailova; N.A. Podkina. Otvetstvennyi za vypusk E.M. Mikhailova. 2017. S. 82-89.
9. Kol'dina A.S. Pravoslavnoe dukhovenstvo chuvashskoi mitropolii v postsovetskii period // Vestnik Chuvashskogo universiteta. 2016. № 2. S. 82-86.
10. Boiko I.I. Shkol'niki i studenty Chuvashii o problemakh etnokul'turnogo obrazovaniya (po materialam sotsiologicheskogo oprosa) // Vestnik Chuvashskogo universiteta. 2016. № 4. S. 23-30.
11. Syzranov A.V. Deyatel'nost' musul'manskikh organizatsii Povolzh'ya v sfere konfessional'nogo obrazovaniya v 1990-2000-e gg // Kaspiiskii region: politika, ekonomika, kul'tura.-2014, № 1 (35), S. 23-29.
12. Khokhlov A.A. Mesto chuvashskogo neoyazychestva v sovremennom chuvashskom natsionalizme. // Problemy natsional'noi strategii, № 1, (34), 20016, S. 132-148.