DOI: 10.25136/2409-868X.2018.3.24612
Received:
03-11-2017
Published:
12-03-2018
Abstract:
During the years of the World War II, British government paid particular attention to formation of public opinion inside and outside the country, organizing the research institutes and statutory authorities on creation of the black and white propaganda, as well as attracting prominent historian scholars to cooperation. One of the remarkable representatives of the experts-intellectuals was Alan John Percivale Taylor, the author of several works written on request of the Directorate on the military policy affairs. The subject of this research is the activity of the famous British scholar and popularized of history A. J. P. Taylor, whose participation in the sequence of radio lectures of 1940’s laid the foundation for the development of popular science television. Methodological basis contains the principles of microhistorical approach that allows determining a number of trends characteristic to the entire British intellectual continuum of the late XX century. The scientific novelty consists in the fact that the indicated problem was not fully covered in the national historical science, thus this article will attempt to fill the gaps regarding the engagement of the British intellectuals into media space during the war and post-war years. A conclusion is made that participation of the representatives of academic environment in propagandistic activities through using such high-tech for the 1940’s mass media as radio and television, contributed to origination of the popular science and educational programs.
Keywords:
intellectual history, World War II, British propaganda, Alan Taylor, British intellectuals, popular science programs, enlightenment, microhistory, formation of public opinion, British history
Алан Джон Персиваль Тейлор (1906–1990) – крупный английский историк, выпускник Оксфордского университета, специалист по истории Германии и международных отношений середины и второй половины XIX в., автор одной из наиболее дискуссионных книг в британской историографии «Происхождение Второй мировой войны», с 1930–1938 гг. лектор по истории нового времени в Манчестерском университете, 1938–1963 гг. лектор Магдален-колледжа Оксфордского университета, профессор Лондонского университета. На протяжении всей жизни наука оставалась главным, но не единственным делом, которому ученый посвящал большую часть своего, свободного от преподавания, времени. Живой и острый ум «нарушителя спокойствия» – так многие коллеги полушутя называли английского ученого – искал возможности публично заявить о своих взглядах и вовлечь максимальное число людей в научные и политические дискуссии. Будучи чрезвычайно популярным и влиятельным лицом в медиа пространстве, Тейлор стал первым историком-шоуменом, создателем курса научно-просветительских телевизионных лекций, которым прежде не было аналогов.
Особой актуальностью в современном российском обществе пользуется тема сохранения исторической памяти, которая имеет непосредственное отношение к изучению зарубежного как позитивного, так и негативного опыта массовой популяризации научных знаний, в том числе и исторических, среди разнообразных слоев населения. В этом ракурсе участие британского интеллектуала в работе над формированием общественного мнения посредством радио и телевидения представляет особый интерес как для профессиональных историков, так и для широкого круга читателей. Исходя из этого, статья нацелена на изучение опыта привлечения представителей академической среды к пропагандистской деятельности, результатом которого стал значительный скачок в развитии научно-популярных передач.
Проблема пропагандистской деятельности и популяризации науки в медиа пространстве времен Второй мировой войны и Холодной войны нашла широкое отражение в современной британской исторической науке. Особого упоминания достойны исследования Сиан Николас, профессора университета Аберистуита (Уэльс, Великобритания), посвященные влиянию теле- и радиопередач первой половины 1940-х гг. на жизнь Британского общества в послевоенные годы [29; 30; 31; 32; 33]. Значителен вклад Джейми Медхерста, специалиста по истории английского и валлийского телевещания 1930–1950-х гг. [27; 28]. В отечественной науке история британского телевидения вкратце представлена на страницах общих исследований по телевизионной журналистике [1; 2; 3], что свидетельствует о слабой изученности проблемы приобщения английских интеллектуалов к работе в медиа пространстве.
События Второй мировой войны оставили глубокий след на размеренной оксфордской жизни, частью которой был Тейлор; поток эмигрантов из континентальной Европы, ищущих приюта в Британии, и лондонцев, спасавшихся от бомбежек, не обошел стороной университетский город. Жители Оксфорда, в том числе, преподаватели принимали тысячи нуждающихся, размещали их в своих домах, открывали временные госпитали и по возможности участвовали в пропагандистской деятельности. В годы Второй мировой войны Тейлор, наравне с другими оксфордскими профессорами читал военным просветительские лекции о международном положении, работал экспертом в Королевском институте международных отношений Четем-Хауз и сотрудничал с Министерством информации. В этот период Тейлор познакомился с множеством крупных политических деятелей из Восточной Европы, которые искали убежища в Англии. К их числу относились Михай Каройи, венгерский аристократ и политик, Ференц Хатвани, венгерский магнат и меценат, будущий президент Чехословакии Эдвард Бенеш и его близкий соратник Хуберт Рипка.
В разгар войны, в 1941 г. Тейлор опубликовал книгу «Габсбургская монархия в 1815–1918 гг.», которая обеспечила ученому репутацию специалиста по истории Центральной Европы; в свете активных военных действий на Восточном фронте это качество приобретало особый вес в глазах британских государственных пропагандистских организаций. В августе 1941 г. Британское правительство инициировало создание Дирекции по делам военной политики (PWE – Political Warfare Executive), главная задача которой заключалась в создании «белой» и «черной» пропаганды в странах, оккупированных нацистами. В 1943 г. британских аналитиков обеспокоила возможность усиления позиций СССР на Восточном фронте, что впоследствии могло вызвать необходимость ввода английских войск на территорию Венгрии; это требовало предварительной подготовки офицерского состава, не знакомого с реалиями восточно-европейских стран. Дирекции по делам военной политики поручает Тейлору написать книгу по истории Венгрии с подробным описанием географического расположения страны, ее ландшафта, национальных особенностей и традиций. Работа, написанная английским историком в кратчайшие сроки, не была принята дирекцией, так как в ней ученый довольно открыто заявлял о своих социалистических взглядах, а также в связи с отсутствием необходимости данного исследования. Вскоре Тейлор получил еще одно предложение на предмет участия в написании объемного труда по истории Германии, однако и эта работа не была принята в печать.
Вовлеченность в пропагандистскую деятельность военных лет, принимавшую форму то открытой лекции, то радиопередачи, то журналистской статьи сделали публичную деятельность неотъемлемой частью профессиональной жизни Тейлора, которая тесно сплелась с его научной и академической работой. С 1945 г. английский ученый активно наращивал свою популярность, не только увеличивая число эфиров на Би-Би-Си и публикаций в разнообразных газетах и журналах, но и оттачивая авторский стиль, делая свои научные исследования интересными и доступными для широкой аудитории. С каждым годом степень эпатажности идей, высказываемых Тейлором, росла, принося английскому историку славу среди британского общества, зависть и раздражение со стороны коллег и огромные доходы от продаж книг. Исследования, издаваемые Тейлором с середины 1940-х гг., «Курс истории Германии» (1945), «Габсбургская монархия в 1809–1918 гг.» (1948), «Происхождение Второй мировой войны» (1961), «Первая мировая война: история в фотографиях» (1963) и «Вторая мировая война: история в фотографиях» (1975) были в равной степени адресованы профессиональному историческому сообществу и широкой аудитории, отвечали академическим требованиям и не уступали легкостью изложения материала публицистике.
Статус профессора Оксфордского университета и богатый опыт участия в пропагандистской деятельности повышали степень востребованности Тейлора в медиа пространстве. В 1950 г. Би-Би-Си инициировала создание дискуссионной телевизионной программы «В новостях», идея которой заключалась в обсуждении актуальных проблем четырьмя представителями различных политических течений в прямом эфире. В качестве ведущих были выбраны член парламента от Лейбористской партии Майкл Фут, консерватор и заднескамеечник Роберт Бутби, независимый член парламента У. Дж. Броун и член Лейбористской партии историк А. Дж. П. Тейлор, который в отличие от своих коллег не входил в Палату общин. Передача «В новостях» пользовалась успехом среди британцев, однако вскоре начала вызывать неприязнь со стороны многих политиков и руководства Би-Би-Си из-за колких высказываний «нарушителя спокойствия». С 1956 г. по 1959 г. эта передача выходила в эфире независимого канала под названием «Свободная речь».
На протяжении 1940–1950-х гг. телевизионные выступления Тейлора в значительной степени носили общественно-политический характер, имея опосредованное отношение к истории и науке. В 1957 г. продюсер Джон Ирвин обратил внимание, что знаменитый историк с легкостью читает лекции без помощи записей и предложил ему заснять несколько передач по истории Российской революции. Телевизионные лекции принесли Тейлору славу историка-шоумена, и на протяжении десяти лет он ежегодно выступал с серией воскресных передач, посвященных какой-либо исторической проблеме на канале ATV [6; 7; 8; 9]. К числу наиболее популярных тем относились Первая мировая война, Вторая мировая война, история XIX в. и британские премьер-министры [10]. В 1974 г. Би-Би-Си заключила с Тейлором контракт на создание передачи «Боги войны» [19], посвященной политическим лидерам стран-участниц Второй мировой войны, а в 1976 г. ученый опубликовал одноименную книгу, в которой изложил содержание шести телевизионных выпусков. В 1977 г. британские зрители увидели серию лекций под общим названием «Как начинаются войны» [18], повествующих о ключевых военных действиях в Европе от походов Наполеона до Холодной войны. Помимо этого, Тейлор был гостем знаменитой программы Майкла Паркинсона «Беседа на Би-Би-Си» [5] и других передачах.
Главной особенностью телевизионных лекций Тейлора была простота и доступность излагаемого материала. Например, в передаче, посвященной причинам начала Первой мировой войны, ученый говорил: «В то время все мобилизационные планы зависели от железных дорог. Машины и автомобили были слабо распространены и, тем более, не использовались для массовых коммуникаций. Как вы наверняка знаете, работа железных дорог зависит от расписания. Вы не можете просто пойти на вокзал и потребовать остановки состава поездов, как это можно сделать с машинами и автобусами. Каждая минута мобилизации войск была запланирована заблаговременно, месяцы и годы назад. Более того, эти планы не могут быть изменены. Если вы попытаетесь модифицировать движение составов в одном направлении, то это в любом случае повредит движению в другом направлении. Например, мобилизация Австрии против Сербии означала бы, что они не смогут провести мобилизацию против России, потому что огромное число поездов просто непросто врезались бы друг в друга» [4]. Многие современные британские ученые в последствии вспоминали, что их интерес к гуманитарным дисциплинам был заложен в детские годы благодаря телевизионным лекциям Тейлора. Рассказывая об исторических событиях, английский ученый-телеведущий не только доносил до широкой аудитории в интересной форме хронологию событий, но и давал наглядный пример каким образом мыслит историк и на что опирается, приходя к тем или иным выводам.
В сущности, телевизионная деятельность Тейлора была частью британского культурного феномена 1940–1970-х гг., когда знаменитые ученые и специалисты, привлекаемые Би-Би-Си, первоначально в целях создания военной пропаганды, а затем и для участия в познавательных, просветительских передачах. Выступив с первыми историческими телевизионными лекциями в 1957 г., Тейлор стал основоположником нового способа популяризации науки, проводниками которого в 1970-1980-е гг. были такие знаменитые британские ученые, выступавшие в качестве теле- и радиоведущих, как историки архитектуры Николас Певзнер [34], Алек Клифтон-Тейлор [11; 12; 13], поэт и писатель Джон Бетчеман [22; 23; 24], антиквар Артур Негус [20; 21], искусствовед Кеннет Кларк [25; 26], археолог Мортимер Уилер [14; 15] и математик Джейкоб Броновски [16; 17]. Выводя науку за пределы узкого академического сообщества, ученые шли на определенный риск; ориентир на широкую аудиторию требовал упрощенного и дискуссионного материала, который бы побуждал интерес и создавал иллюзию вовлеченности общества в научные дебаты, которые разворачивались в медиа пространстве. Привлечение представителей академической среды к военной и политической пропаганде на радио и телевидении в годы Второй мировой войны имело далеко идущие последствия. Тесное взаимодействие между интеллектуалами и средствами массовой информации, выстроенное в первой половине 1940-х гг., оставалось актуальным и в послевоенные годы, хотя и приобретало новые формы. По мере удаления от трагических событий на первый план начали выходить политические дебаты, а начиная с конца 1950-х гг. продюсеры телеканалов обнаружили новую сферу применения знаний ученых. Пионером в этой области стал А. Дж. П. Тейлор, создавший первый в истории курс телевизионных лекций, посвященный наиболее дискуссионным событиям прошлого, тем самым заложив основу для развития научно-популярных передач.
References
1. Anikhovskaya T.V. Istoriya Bi-Bi-Si v rakurse ritoriki intellektivnogo obshcheniya // Yazyk, soznanie, kommunikatsiya. Moskva, 2004. S. 40-55.
2. Stepuna I.V. Televidenie i radio v Velikobritanii v 1950–2000 gg.: istoriya, politika, upravlenie // Ekonomika i sotsium. Saratov, 2014. S. 1041-1057.
3. Televizionnaya zhurnalistika // red. G. V. Kuznetsov, V. L. Tsvik, A.Ya. Yurovskii. M., 2002. 304 s.
4. AJP Taylor explains the causes of World War 1. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=ITt4G74a5kI (data obrashcheniya: 9.11.2017).
5. A.J.P. Taylor on French Politics. 1972. – URL: http://www.youtube.com/watch?v=lLFFc2HtF6A (data obrashcheniya: 25.07.2015).
6. A.J.P. Taylor. An Unusual Kind of Star. Part 1. – URL: http://www.youtube.com/watch?v=vnkZ4o7C-DE (data obrashcheniya: 11.04.2014)
7. A.J.P. Taylor. An Unusual Kind of Star. Part 2. – URL: http://www.youtube.com/watch?v=rnxI8YMD9BY (data obrashcheniya: 11.04.2014)
8. A.J.P. Taylor. An Unusual Kind of Star. Part 3. – URL: http://www.youtube.com/watch?v=HuJxxPB6tVw (data obrashcheniya: 11.04.2014)
9. A.J.P. Taylor. An Unusual Kind of Star. Part 4. – URL: http://www.youtube.com/watch?v=Ttz9JUhzRSo (data obrashcheniya: 11.04.2014).
10. A.J.P. Taylor’s Lecture Style. – URL: http://www.youtube.com/watch?v=CqT2kmKPqeM (data obrashcheniya: 24.05.2015).
11. Alec Clifton-Taylor. Six English Towns. Chichester. – URL: http://www.youtube.com/watch?v=cDEd_10_3yI (data obrashcheniya: 02.04.2015)
12. Alec Clifton-Taylor. Six English Towns. Ludlow. – URL: http://www.youtube.com/watch?v=aQdg7XGJp-o (data obrashcheniya: 02.04.2015).
13. Alec Clifton-Taylor. Six English Towns. Stamford. URL – http://www.youtube.com/watch?v=uB9Rrpklvtc (data obrashcheniya: 02.04.2015)
14. Animal, Vegetable, Mineral. 1956. – URL: http://www.youtube.com/watch?v=RdI6T-74E_o (data obrashcheniya: 05.04.2015)
15. Animal, Vegetable, Mineral. 1958. – URL: http://www.youtube.com/watch?v=ndp3J8Ff-P0 (data obrashcheniya: 05.04.2015).
16. Ascent of Man. Lower Than The Angels. – URL: http://www.youtube.com/watch?v=CH7SJf8BnBI (data obrashcheniya: 04.04.2015)
17. Ascent of Man. Music of the Spheres. – URL: http://www.dailymotion.com/video/x1zw67e_bbc-ascent-of-man-04-music-of-the-spheres_tv (data obrashcheniya: 05.05.2015)
18. BBC one. How Wars Begin. Episodes. URL: http://www.bbc.co.uk/programmes/p008jwx8/episodes/guide (data obrashcheniya: 09.10.2015).
19. BBC One. The War Lords. Episodes. URL: http://www.bbc.co.uk/programmes/p009bf3z/episodes/guide (data obrashcheniya: 24.05.2015).
20. Going For A Song. October 1971. Part 1. – URL: http://www.youtube.com/watch?v=yblWjTU7Vek (data obrashcheniya: 04.04.2015)
21. Going For A Song. October 1971. Part 2. – URL: http://www.youtube.com/watch?v=xn5GAmLoWdo (data obrashcheniya: 04.04.2015).
22. John Betjeman. A Passion for Churches. Part 1. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=TVHCXre7tls (data obrashcheniya: 03.04.2015)
23. John Betjeman. A Passion for Churches. Part 2. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=yu1W0mGVYNE (data obrashcheniya: 03.04.2015)
24. John Betjeman. A Passion for Churches. Part 3. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=2Hv6tMXobiM (data obrashcheniya: 03.04.2015).
25. Kenneth Clark. Civilisation. Protest and Communication. – URL: http://www.youtube.com/watch?v=IG3KGiBnftw (data obrashcheniya: 05.04.2015).
26. Kenneth Clark. Civilisation. Romance and Reality. – URL: http://www.youtube.com/watch?v=R8cm8wBKxXs (data obrashcheniya: 05.04.2015)
27. Medhurst J. Beveridge and Broadcasting in the 1950s // Broadcasting in the 1950s in the UK and US: Historical Perspectives. Newcastle upon Tyne, 2016. P. 29-47.
28. Medhurst J. History of Public Service Broadcasting // The International Encyclopedia of Communication. Vol. 9. Wiley, 2008. P. 3947-3951.
29. Nicholas S. Fifth columnists, collaborators and black marketeers: Fearing the “enemy within” in the wartime British media // Moral Panics, Social Fears and the Media: Historical Perspectives. London, 2013. P. 162-176.
30. Nicholas S. Now the war is over: Negotiating the BBC's wartime legacy in post-war Britain // Broadcasting in the UK and US in the 1950s: Historical perspectives. Newcastle, 2016. P. 9-28.
31. Nicholas S. Policing tonal boundaries: constructing the Nazi/German enemy on the wartime BBC // Political Languages in the Age of Extremes. Oxford, 2010. P. 169-194.
32. Nicholas S. The Reithian legacy and contemporary public service ethos // The Routledge Companion to British Media History. London, 2014. P. 323-333.
33. Nicholas S., O'Malley T. Moral Panics, Social Fears and the Media: Historical Perspectives. London, 2013. 246 p.
34. Nikolaus Pevsner. The Englishness of English Art. URL: http://www.bbc.co.uk/programmes/p00h9llv (data obrashcheniya: 03.04.2015)
|