Library
|
Your profile |
Politics and Society
Reference:
Soboleva A.N.
Formation of the image of hero and image of enemy among Soviet youth during the period of 1920’s – 1930’s
// Politics and Society.
2017. № 10.
P. 78-87.
DOI: 10.7256/2454-0684.2017.10.22816 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=22816
Formation of the image of hero and image of enemy among Soviet youth during the period of 1920’s – 1930’s
DOI: 10.7256/2454-0684.2017.10.22816Received: 27-04-2017Published: 09-11-2017Abstract: This article examines the process of formation of such phenomena of public consciousness as the “image of hero” and “image of enemy”. Referring to this topic is dictated by the fact that in 1920’s – 1930’s the antithesis of "hero-enemy" was one of the key moments of Soviet reality, since the Bolshevik leadership from the very beginning of coming to power actively sought to strengthen the new socialist state and the need for its protection from the external and internal interventions. The propaganda became the main mechanism in creating the pantheon of heroes and antiheroes. Certainly, the propaganda machine affected the entire population of the country, but the attention was particularly focused on youth due to their emotional susceptibility and activeness. The article analyzes the most significant ideological and practical methods applies in the compiling of the image of hero and image of enemy, as well as emphasizes its role in establishment of the patriotic mentality. The author identifies the varieties of the image of hero alongside the image of internal enemy, noting that the political transformations in the international arena throughout the late 1920’s – 1930's often led to a shifting the accents in depicting the image of external enemy. It is concluded that the official propaganda made fairly successful steps in the area of military-patriotic upbringing of the Soviet youth. Keywords: image of hero, image of enemy, youth, ideology, political propaganda, public consciousness, militarization, patriotism, Komsomol, educationПроблема изучения формирования «образа героя» и «образа врага» в советской действительности 1920-1930-х гг. – одна из интереснейших тем в отечественной исторической науке, поскольку именно этот период является ключевым в разработке методов воздействия на массовое сознание. Отечественная историография в последние годы уделяет ей довольно значительное внимание [3, 8, 9, 12, 13, 15, 24-28, 30]. На сегодняшний день исследователями существенно расширилась источниковая база, активно используются материалы личного происхождения, периодика, дополняющие историографию новым фактическим материалом. «Образ героя» и «образ врага» рассматривается авторами как инструмент воздействия на массовое общественное сознание населения в различных пропагандистских кампаниях, как своего рода элемент общественной психологии. Цель данной статьи – проанализировать механизмы воздействия пропагандисткой машины на население Советского Союза, обращая основное внимание на молодежь, поскольку именно эта социальная группа всегда привлекала, и продолжает привлекать по сей день, пристальное внимание властей. В разное время у людей, проживающих на территории Российского государства, имелись определенные представления о той или иной стране и об ее отношении к нашему Отечеству. Однако никогда в Российской империи пропагандистская деятельность не достигала такого размаха, как в Советском Союзе, а работа с населением не носила столь массового характера. Парадоксом советской идеологии являлось то, что она создавалась с опорой на ценности молодого поколения, но в то же время шла настоящая ломка, переход от индивидуального к общему, коллективному сознанию. Большевистское руководство в 1920-1930-е гг. поставило перед собой задачу воспитать «нового человека», преданного идеям Коммунистической партии, народу и господствующему общественно-политическому строю. В основу гражданского и патриотического воспитания легла антитеза «герой-враг». Процесс формирования образа героя как эталона поведения был начат еще в годы Гражданской войны. Тяжелое военное время рождало потребность в неординарных личностях, чьи имена и подвиги должны были вызывать чувство глубокого уважения и желание быть похожими на этих героев. Поэтому хорошо осознавая значение концепции подвига для патриотического воспитания в послевоенное время, большевики принимают в этом направлении значительные усилия. Так, в 1922 г. на V Всероссийском съезде комсомола отмечалась необходимость использования в работе с молодежью такого «романтически-революционного материала», как подвиги Красной армии в Гражданской войне. В пропаганде образа молодого революционера, отстоявшего в боях новую власть, были задействованы почти все средства массовой агитации: плакаты, карикатуры, художественные произведения, песни, политические беседы и пр. Безусловно, массовая пропаганда приносила свои плоды. Комсомолка тех лет Д. Ш. Цыбикова вспоминала: «Мы, молодежь, которым не было еще двадцати лет, уже задумывались о новой жизни. Все мы были наслышаны о подвигах комсомольцев времен Гражданской войны. Нам очень хотелось быть похожими на них…» [29]. Наряду с героями Гражданской войны происходило формирование корпуса новых героев – советских, где особое место в 1930-е гг. занимали летчики. Ставя мировые рекорды дальности, советские летчики являлись кумирами для молодежи. Юноши и даже девушки хотели стать новыми «сталинскими соколами»: Чкаловыми, Байдуковыми, Беляковыми, Громовыми, Бабушкиными. Неудивительно, что Центральный комитет ВЛКСМ получил огромное количество заявлений от комсомольцев об отправки их в Арктику. Большевики стремились показать, что героем может стать каждый, независимо от своего происхождения и классовой принадлежности. Пропаганда боевых подвигов в годы первых пятилеток сочеталась с популяризацией трудовых свершений. Востребованными становились образы людей, участвующих в возведении новых, так называемых социалистических городов и промышленных гигантов. Формировалась мифологема «герой – строитель нового города». Практически каждый советский гражданин мог своими глазами видеть, как открываются новые заводы и фабрики, прокладываются дороги, строятся новые города. Официальная пропаганда изо дня в день подчеркивала успехи СССР, тем самым заставляя гордиться не только этими достижениями, но и всей страной целом. Газеты 1930-х гг. ежедневно транслировали образы героев, воспитанных в новом советском обществе – стахановцев, бусыгинцев, строителей новых городов. На страницах центральной газеты «Правда» от 25 июля 1936 г. отмечалось: «Советский Союз ежечасно рождает героев. Сила нашей страны в том, что каждый героический поступок немедленно находит своих подражателей. Сама атмосфера в нашей стране насыщена героизмом» [20, с. 5]. В апреле 1934 г. было введено звание Героя Советского Союза. Героизм стал узаконенной формой жизни советских граждан. Помимо газет огромное место в формировании массового сознания молодежи отводилось художественной литературе. В 1931 г. вышло постановление Центрального комитета ВКП(б) об издательстве «Молодая гвардия», где отмечалось о необходимости создания литературы для подрастающего поколения. В практику стали входить литературные вечера, тематические викторины и диспуты по прочитанным книгам. Комсомолец Ф.Т. Ветлужский делился: «Мы очень часто устраивали дискуссии по художественным произведениям. На этих диспутах мы и учились разбираться в жизни» [5, с. 4]. Впоследствии особо сильное влияние на молодежь оказала книга Н. А. Островского «Как закалялась сталь». Девизом молодых людей стали слова из романа: «Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» [14]. С появлением радио в обиход стала входить практика коллективного прослушивания радиопередач, которые транслировали новости об успехах социалистического строительства, выступления передовых рабочих, срочные новости и пр. Эфирный звук заставлял мысленно рисовать в воображении нужные картинки. Радио буквально боготворили, любое слово, если оно было услышано в эфире, было непререкаемым. Поэтому радио также стало активно использоваться официальной пропагандой. Все, что окружало молодого советского человека того времени – художественная литература, фильмы, песни – было пропитано духом героизма. Молодежи постоянно рассказывали о том, как хорошо жить сейчас по сравнению с прошлым, поэтому всеми силами надо оберегать созданное социалистическое государство. Но в тоже время была и другая сторона героизма, здесь самой примечательной является история Павлика Морозова. Хотя сама по себе эта история довольно запутанная и неоднозначная, тем не менее, она сыграла определенную роль в советской пропаганде. Основная суть пропагандистского тиражирования данной истории заключалась в том, что донести можно на кого угодно, даже на близкого родственника, если он не согласен с внутренней и внешней политикой правящей партии. 8 июня 1934 г. в СССР вышел закон, устанавливающий ответственность для членов семьи «изменников Родины», знавших, но не сообщивших о готовящемся преступлении, в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества. Образ внутреннего, «классового врага» активно утверждался советской властью и мог проявляться как в конкретном простом человеке или в политическом деятеле (Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин), так и в статусной группе (бывшие белогвардейцы, военачальники, религиозные деятели, партийные функционеры, кулаки, вредители). Все неудачи, включая падеж скота, затопление шахт, поломку рабочего станка и пр. приписывали проискам внутренних врагов, которые стремились затормозить «успешное социалистическое строительство». Поэтому от всех граждан требовалось проявлять неусыпную бдительность и разоблачать врагов. Честность и бескорыстие сосуществовали в сознании людей наряду с осторожностью и подозрительностью. В активную и жесткую борьбу с врагами, предателями и вредителями втягивались даже дети. Например, в Тамбове учительница дала списать ученику стихотворение из учебника 1926 г., в котором был портрет Л.Д. Троцкого, а «бдительный» и «сознательный» ученик передал его в органы НКВД [1]. И таких примеров достаточно. На протяжении 1930-х гг. в центральных и местных газетах печатались различные материалы о внутренних врагах: доклады партийных лидеров о происках врагов, эмоционально окрашенные письма от имени трудовых коллективов с просьбой проучить врагов и вредителей, заметки об обнаружении очередной вражеской организации, стенограммы заседаний суда над врагами и пр. Со второй половины 1930-х гг. образ внутреннего врага все чаще появляется на страницах литературных произведений (например, в романе Ф. Гладкова «Цемент», в повести А. Макаренко «Флаги на башнях», в стихотворениях В. Маяковского «Лицо классового врага» и «Вредитель» и др.). В деле выявления врагов и вредителей свою лепту внесли и комсомольские организации. Молодежь всеми силами старалась выискивать врагов во всех сферах своей повседневной жизни. Особая борьба велась с вредителями, способствовавшими «бытовому разложению» советской молодежи (как внутри ВЛКСМ, так и вне организации). Например, нередким явлением в это время было исключение из ВЛКСМ за срыв физкультурной работы, что свидетельствует о ее значимости в рассматриваемый период. Справедливости ради стоит отметить, что не все представители молодого поколения верили в то, что многие арестованные партийные и государственные деятели, видные военачальники являются «врагами народа». Одни девушки и юноши предпочитали молчать, другие – выступали открыто, за что могли быть исключены из школы, института, комсомола. Внутреннее единство советского общества и государства рассматривалось как главный залог успеха в борьбе с врагом внешним. Поэтому идея «о враждебном капиталистическом окружении», психология «ожидания войны» так же принадлежали к условиям складывания патриотической идеологии. Видя каждодневные успехи СССР во всех сферах жизни, и зная от старших о прошлой жизни в царской России, большинство молодежи не хотела возвращения обратно, вследствие чего и возникала та ненависть к «проискам врагов», готовых напасть на страну Советов. Образ внешнего врага был представлен странами капитализма и фашизма, среди которых выделялись Япония, Великобритания, Германия. К внешним врагам советская пропаганда также относила страны Прибалтики и Скандинавии, которые могли оказаться под германским влиянием, и страны Среднего Востока, уже находившиеся под влиянием Великобритании. Начиная с 1926 г., дипломатические отношения между СССР и Великобританией серьезно ухудшились. 27 мая 1927 г. министр иностранных дел Великобритании Д. Чемберлен информировал советского представителя в Лондоне о решении Англии разорвать дипломатические отношения с СССР. По всей стране прокатилась волна митингов, собраний, демонстраций, носивших название «Наш ответ Чемберлену». Например, комсомольцами Бурят-Монгольской АССР был устроен костюмированный маскарад, который высмеивал правителей буржуазных государств. Так, министр иностранных дел Чемберлен изображался в длинном черном сюртуке, с моноклем в глазу, а в нос его бил большой кулак рабочего. Подобные выступления, как метод агитационной пропаганды, имели целью сплотить население и подготовить его к отпору врага. Во всех кружках, красных уголках, избах-читальнях велась работа по военизации населения. Корреспондент местной газеты «Бурят-Монгольская правда» О. Луговая писала: «В иные вечера зайдешь в красный уголок и оторопело остановишься. С первого взгляда кажется – не во фронтовой ли обстановке ты очутился? Густая дымовая занавеса окутывает все предметы и людей густой вуалью. Посреди зала на высокой подставке устроена винтовка, на стене – цель. Комсомольцы готовятся дать отпор Чемберлену. Недалеко группа, тесно облепив стол, слушает объяснение. Не то товарищ объясняет чертежи орудия, не то план наступления» [4, с. 3]. Во многих печатных средствах массовой информации страны была открыта специальная рубрика: «Наш ответ Чемберлену», где публиковалась информация о протестах трудящихся. Заметки в газетах имели броские заголовки-призывы: «Мы готовы к защите СССР», «Защитим пролетарскую диктатуру», «Усилим работу по военизации», «Как один встанем на защиту» и др. Власть понимала всю значимость печати как средства пропаганды, которое воздействовало на массы, прежде всего, через чувства. Безусловно, молодежь воспринимала вероятность войны с капиталистическими странами по-разному. Но все же, проводимая разъяснительно-агитационная работа давала определенные результаты и повышала психологическую готовность молодого поколения к участию в военных компаниях. Молодые люди, которые состояли в ячейках комсомола, демонстрировали готовность по первому зову выступить в поддержку Советской власти. А так называемые «комсомольские старики», сформировавшиеся в годы Гражданской войны и хранившие верность духу военного времени, уже давно жаловались на скуку мирного времени и сами просили Центральный комитет ВЛКСМ отправить их на нелегальную работу за границу. Большую тревогу у советских лидеров вызывала Япония. Опасения усилились в 1931 г. с началом военной агрессии Японии в Маньчжурии, а с октября 1933 г. началась открытая антияпонская пропаганда, которая пыталась показать всю коварность японского правительства с целью сплотить людей вокруг советской власти, которая знает, как разбить врага. Для формирования образа врага в лице Японии в прессе активно использовались карикатуры, которые влияли на чувства людей и делали словесную информацию более понятной. Так, например, японцы представлялись маленькими, коварными, хитро улыбающимися. Интересно отметить тот факт, что в русском национальном сознании, начиная еще с былинного времени, враг рисуется жестоким и коварным, но зачастую некрасивым и глупым, поэтому наши победы объясняются превосходством в хорошей смекалке и силе духа. С начала 1930-х гг. одним из главных инструментов пропаганды становится кинематограф. Его преимущество заключалось в том, что для советского народа кино было в новинку, поэтому оно собирало большую аудиторию и производило сильное впечатление на зрителя. Для молодых зрителей грань, отделявшая реальность от вымысла, была почти стерта, что, в свою очередь, упрощало процесс формирования образа врага и героя. С середины 1930-х гг. начинается широкая кампания по пересмотру русской истории, которая славится выдающимися героями. На экраны выходят такие фильмы как «Александр Невский», «Петр Первый», «Суворов», где показана борьба народа за национальную независимость. По мнению идеологов советского руководства, такие яркие примеры любви к родному Отечеству были необходимы в процессе воспитания молодого поколения. Примечательным является и то, что советские кинокартины должны были не только воодушевлять зрителя, но и предостерегать врагов. Так, например, для съемок фильма «Аэроград» в 1935 г. И.В. Сталиным разрешено было показать имевшуюся боевую технику, чтобы японцы знали, что «над нашим, над красным, над Дальним Востоком знаменам чужим не бывать» (слова из основной песни фильма «Вставай партизаны – пропела тайга»). Песня начинает играть огромную роль в агитации и пропаганде, поскольку становясь частью массовой культуры, она воспринимается молодежью в большей степени как народная, то есть исходящая не от официальной власти, а от человека. Например, Япония рисуется в советских песнях как страна самураев и мечей, но в то же время в них поется о том, что с красным войском ей не справится. «Вы не суйтесь, самураи, с красным войском воевать. Никогда в советском крае самураям не бывать! Оборонные песни, объединенные идеей защиты Родины, говорили о готовности советских людей дать отпор любому враждебному посягательству. Всеобщее признание получили такие песни, как «То не тучи, грозовые облака» (стихи А.А. Суркова), «Если завтра война» (стихи В.И. Лебедева-Кумача), «Три танкиста» из кинофильма «Трактористы» (стихи Б. Ласкина). Их распевали, что называется, от мала до велика. Внешнеполитическая обстановка 1930-х гг. требовала от советской власти постоянной смены ориентиров в изображении внешнего врага. Нарастающая военная опасность со стороны Германии ставила перед советской пропагандой сформировать образ героя-антифашиста, поэтому образ врага создавался при помощи мифа о полной непопулярности и непринятии фашистского режима большинством населения Германии, а Красной Армии отводилась роль освободительницы. Успешным залогом обороноспособности государства расценивалось овладение населения военным делом. Массовой военно-спортивной организацией в СССР в 1930-е гг. стало Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ). С первых дней создания единого массового оборонного общества широко развернулась военная и оборонная учеба населения: организовывались военные кружки, устраивались дни, недели, месячники обороны, открывались выставки, посвященные могуществу и успехам Красной Армии, проводились различные соревнования. Лозунгами того времени были: «Ты записался в ОСОАВИАХИМ?», «Крепи авиапромышленность – базу авиации и обороны страны», «Иди в ОСОАВИАХИМ», «Стреляй метко – будь готов к обороне страны», «Дело обороны – дело всех трудящихся». Особое внимание в рамках оборонной доктрины уделялось развитию оборонно-прикладных видов спорта: стрельбе, фехтованию, конному спорту. Вводились различные комплексы сдачи норм по физической культуре: «Ворошиловский стрелок», «Готов к труду и обороне» (ГТО), «Готов к противовоздушной и противохимической обороне» и др., ставшие ориентирами всей физкультурно-массовой работы в стране в последующие десятилетия. Таким образом, советская пропаганда к концу исследуемого периода достигла огромного размаха. Если в 1920-е гг. арсенал методов и средств влияния на сознание молодежи был небольшим и связан, в первую очередь, с такими средствами агитации и пропаганды как, плакаты, карикатуры, политбеседы, то в 1930-е гг. он значительно расширился. С появлением новых технических возможностей – радио и кино – создаваемые образы героев и врагов становились ярче. Благодаря кинофильмам, радиоэфирам, художественной литературе, газетам, песням, развернувшейся военно-спортивной подготовке в мировоззрении советской молодежи формировался сознательный патриотизм, выражавшийся в понимании превосходства социализма над капитализмом. С детства молодое поколение было включено в систему, где за честь было сдавать нормы ГТО, трудиться на заводах и фабриках, ставить рекорды, бороться с врагами. Все это в целом вселяло молодежи уверенность в завтрашнем дне, рождало чувство гордости за свою страну и вызывало стремление защищать ее от любой внутренней и внешней опасности.
References
1. Antimonov M.Yu. Zhiznennyi mir starsheklassnika 1937 – 1941: na materialakh Tambovskoi oblasti: dis. … kand. ist. nauk. Tambov, 2006. 204 c.
2. Babochkin B. Narodnyi geroi // Novyi mir. 1964. № 11. S. 166–167. 3. Bagdasaryan V.E. Obraz vraga v istoricheskikh fil'makh 1930-1940-kh gg. // Otechestvennaya istoriya. №6. 2003. S. 31–46. 4. Buryat-Mongol'skaya pravda. 1932. 18 marta. 5. Buryat-Mongol'skii komsomolets. 1957. 15 sentyabrya. 6. VKP(b) o komsomole i molodezhi. Sb. reshenii i postanovlenii partii o molodezhi (1903-1938). M., 1938. 338 s. 7. Gracheva Yu. Kak vospityvali novogo sovetskogo grazhdanina. Detskie zhurnaly 20-30-kh godov // Togdazine.ru, 2016. [Elektronnyi resurs]. URL: http://togdazine.ru/project/kidsjournal/. (data obrashcheniya: 28.04.2017). 8. Gudkov L. Obraz vraga. Sotsiologiya. M.: OGI, 2005. 334 s. 9. Demidova T.V. Obraz ideal'nogo sovetskogo cheloveka v pechati SSSR 1930-kh gg. // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2012. № 4. S. 50-52. 10. Kara-Murza S. Manipulyatsiya soznaniem. M.: Izd-vo «Eksmo», 2005. 832 s. 11. Krasnaya zvezda. 1937. 24 fevralya. 12. Magomedov R.R., Chogandaryan M.G. Istoriko-psikhologicheskie osnovaniya stanovleniya obraza vneshnego vraga SSSR v pervoi polovine 1930-kh gg. // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 3 (152). S. 121-126. 13. Nevezhin V.A. «Esli zavtra v pokhod...»: podgotovka k voine i ideologicheskaya propaganda v 1930-1940-kh gg. M.: Yauza, Eksmo, 2007. 320 s. 14. Ostrovskii N.A. Kak zakalyalas' stal' // Sochineniya: V 3 t. M., 1969. T. 1. 368 s. 15. Pankov N.P. Vozdeistvie sovetskoi propagandy na molodezhnoe soznanie v usloviyakh «kapitalisticheskogo okruzheniya // Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 6. S. 368-371. 16. Pravda. 1935. 3 fevralya. 17. Pravda. 1935. 13 avgusta. 18. Pravda. 1935. 19 avgusta. 19. Pravda. 1936. 2 aprelya. 20. Pravda. 1936. 25 iyulya. 21. Pravda. 1937. 13 sentyabrya. 22. Pravda. 1937. 9 oktyabrya. 23. Pravda. 1938. 5 marta. 24. Savel'ev A.N. Obraz vraga. Rasologiya i politicheskaya antropologiya. M.: Knizhnyi mir, 2010. 672s. 25. Senyavskaya E.S. Problema «svoi-chuzhoi» v usloviyakh voiny i tipologiya obraza vraga // «Nashi» i «chuzhie» v rossiiskom istoricheskom soznanii. S. 52-54. 26. Senyavskaya E.S. Protivniki Rossii v voinakh KhKh veka: Evolyutsiya «obraza vraga» v soznanii armii i obshchestva. M.: Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya, 2006. 288 s. 27. Senyavskii A.S. Problema «svoi-chuzhoi» v istoricheskom soznanii: teoretiko-metodologicheskii aspekt // «Nashi» i «chuzhie» v rossiiskom istoricheskom soznanii. S. 13-15. 28. Fateev A.V. Obraz vraga v sovetskoi propagande. 1945 – 1954 gg. M.: IRIRAN,1999. 261s. 29. Tsybikova Dari Sharlaevna [Elektronnyi resurs]. URL:http://selorodnoe.ru/vid/show/id3632402/ (data obrashcheniya: 10.10.2016). 30. Cherkunova N.V. Formirovanie obraza geroya v 1930-e gg. v SSSR kak sposob voenizatsii soznaniya molodezhi // Izvestiya PGPU im. V.G. Belinskogo. 2012. № 27. S. 1058-1088. |