Library
|
Your profile |
Man and Culture
Reference:
Brykina Y.
Marital relationship in merchant family in the early works of A. N. Ostrovsky
// Man and Culture.
2017. № 2.
P. 56-63.
DOI: 10.25136/2409-8744.2017.2.22564 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=22564
Marital relationship in merchant family in the early works of A. N. Ostrovsky
DOI: 10.25136/2409-8744.2017.2.22564Received: 04-04-2017Published: 11-06-2017Abstract: The subject of this article is the marital relations of various generations in a merchant family described in the early compositions of A. N. Ostrovsky. In the literary world, Ostrovsky holds a role of the “daily life writer” of the merchant class. His contemporaries perceived the plays of the dramaturge not just as artistic oeuvres, but also “paintings of life”. Having responded to the emerged in society interest for the life of different social classes, Ostrovsky, being well familiarized with various aspects of merchant life, made it open for the wide audience. Dramaturge’s plays were considered as sketches from the daily life, and established a new stereotype in the perception of merchants. The goal of this work consists in determination of the level of authenticity in depicting one of the personal aspects of a merchant family – the marital relationship. The author examines the descriptions of the relationship between wife and husband in the early compositions of A. N. Ostrovsky (“The Young Man's Morning”, “Celebratory Sleep Is That Before Dinner”, “The Storm”, “Picture of a Family Happiness”, etc.), as well as the reminiscences of representatives of the merchant class of the mid-XIX century). The scientific novelty of this research consists in the use of dramaturgical compositions as a historical source alongside the attempt to reveal the nature of marital relationships of the older and younger generations of the merchants over the period of 1840’s – 1860’s. The work demonstrates that the pattern of family life of the merchants of older generation, described in the early works of Ostrovsky, was based on the traditional principle taking its roots from “Domostroy” – full authority of the head of family and servile obedience of the wife. Marital relations of the younger representatives of the merchants were more diverse. Memoirs of the representative of merchant class of this time are extremely poor in description of the relationship between husband and wife, which can be explained either by the desire to keep their life private, or in lack of vivid memories. Keywords: Dramaturgy, Psychology of merchant class, Memoirs of merchant class representatives, Historiographical character of dramaturgy, Family relations, Morals of merchants, Marital relationships, Merchant family, Merchant class, Alexander Nikolayevich OstrovskyПрактика использование произведений художественной литературы в качестве исторического источника актуальна уже на протяжении нескольких десятилетий [1]. Историография этого вопроса основательно изложена в статье И. А. Манкевича [2]. Источниковедческий подход к художественной литературе вошел в практику исторических исследований, однако, привлечение драматургии как исторического источника пока распространено не столь широко. Основная часть исследований творчества А. Н. Островского носила и продолжает носить биографический или литературоведческий характер [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9]. Источниковедческих исследований творчества А. Н. Островского практически нет, что делает данное исследование актуальным. Появляющиеся последнее время исследования психологии купечества [10, 11] и бытового уклада этого сословия уделяют внимание различным аспектам семейных отношений, но супружеские отношения отражены в них незначительно [12, 13, 14, 15, 16]. Определить достоверность литературных интерпретаций супружеских отношений, характерных для купеческой среды, возможно использовав сравнительный метод. С этой целью были отобраны воспоминания, относящиеся к этому периоду и содержащие упоминание об отношениях между мужьями и женами, написанные Н. П. Вишняковым [17] и А. И. Волковой [18]. В середине XIX в. для широкой общественности пьесы А. Н. Островского стали возможностью проникнуть через высокий забор купеческого дома в скрытый от посторонних глаз домашний мир торгового сословия. Супружеские отношения старшего поколения Отношения в семье напрямую зависят от характера её членов. Так Самсон Силыч Большов («Свои люди – сочтемся!» [19, с.85-152]) простодушен, дик, наивен. Из совокупности этих качеств рождаются и отношения в семье. Большов – типичный самодур. Все в доме – от жены Агрофены Кондратьевны до мальчика Тишки дрожат при его появлении, «под страхом ходят», и ощущение этой власти согревает Самсона Силыча. Патриархальная психология заставляет думать Большова, что весь мир делится на чужих, которых грешно не обманывать, и своих, которым самой природой определено подчиняться его воле и пребывать в домашнем рабстве. Он не может допустить и мысли, чтобы «свои люди» что-либо замышляли против него или оказались непослушны. Большов злопамятен и мстителен. То, что когда-то Самсон Силыч торговал на Балчуге голицами и то, что добрые люди звали его «Самсошкою» и кормили подзатыльниками, он никогда не забывал. Теперь, в счет своих прежних унижений, он измывается над своими домочадцами. Агрофена Кондратьевна полностью подчиняется власти мужа. Даже после банкротства Самсона Силыча, несмотря на все унижения, которые ей пришлось вытерпеть, она искренне жалеет супруга. И в долговой яме Большов для Агрофены Кондратьевны остается главой семейства. Жизнь Степаниды Трофимовны («Семейная картина» [19, с.65-84]) тоже была полностью подчинена воле мужа: «да все-таки он меня в страхе держал… как ни любил, как ни голубил, а в спальне на гвоздике плетка висела про всякий случай». Ее слова косвенно подтверждают склонность супруга к домашнему насилию, несмотря на то, что характер у Пузатовой был не такой безропотный как у Большовой. «Я сама от семи собак отгрызусь» - откровенничала Степанида Трофимовна. Кроме деспотичного характера мужей эти две семьи объединят и раннее вступление в брак. Агрофена Кондратьевна была выдана замуж в 13 лет, а Степанида Трофимовна в 14. Их мужья были всего на 4-5 лет старше. Пелагея Егоровна, жена Торцова («Бедность не порок» [19, с.328-378]) жалуется на свою судьбу: «Кто его знает, что у него на уме. Смотрит зверем, ни словечко не скажет, точно я и не мать… да, право… ничего я ему сказать не смею». О семейных тайнах удается узнать, как правило, из признаний старых купчих. В ранних пьесах А. Н. Островского только однажды слышатся рассуждения главы семейства, и признание это выбивается из общего тона. О своей жизни с женой Русаков вспоминает: «30 лет слова неласкового друг от друга не слыхали» («Не в свои сани не садись» [19, с.280-327]. Идеал семейной жизни Максиму Федотычу представляется таким: «Нет больше счастья на земле, как жить своей семьей в мире да в благочестии – и самому весело, и люди на тебя будут радоваться». Семейные отношения старшего поколения в пьесах «В чужом пиру похмелье» , «Не в свои сани не садись» тоже основаны на страхе. Тит Титыч Брусков рассуждает: «Я сроду ни от кого обиды не видывал… смеет меня кто обидеть». «Вы сами всякого обидите» - отвечает ему жена, Настасья Панкратовна. Карп Карпович («Не сошлись характерами» [20, с.141-168]) тоже абсолютный хозяин в своем доме и господин над своими домочадцами. Своей супруге он выговаривает: «Ума у тебя нет, а разговаривать любишь», «Кабы на баб да не страх, с ними бы и не сообразил». Таким образом, можно сделать вывод, что семейный уклад старшего поколения в купеческой семье был основан на традиционных принципах, ведущих начало от «Домостроя». Примечательно, что указанные пьесы изображают быт московского купечества, быт и нравы которого были прекрасно знакомы А.Н. Островскому не понаслышке. Супружеские отношения младшего поколения Взаимоотношения супругов младшего поколения существенно отличаются от семейного уклада старшего поколения. Отношения в семьях младшего Пузатова, Подхалюзина носят уже иной характер, да и ритм их жизни уже другой. Пузатов и Подхалюзин не пытаются в такой же степени как их отцы подчинить жен своей воле. Да и молодых купчих сложно сравнить с их матерями. Вырвавшись из-под родительской опеки, они хотят жить по-своему: «Мы будем жить сами по себе, а они сами по себе. Мы заведём все по моде, а они как хотят» - мечтает Липочка («Свои люди - сочтемся» [19, с.85-152]). Молодые купчихи живут своим умом, пытаясь во всем найти выгоду. Липочка вышла замуж за Подхалюзина не только потому, что у нее не было другого выхода (воля отца для детей по-прежнему была законом). В замужестве с Лазарем Елизарычем у Липочки был расчет: самостоятельная и обеспеченная жизнь. У Матрены Савишны («Семейная картина» [19, с.65-84]) тоже нет никаких чувств к мужу. Её нежность притворная. Покоряясь ему во всем, она «имеет полное право ничего не делать в доме, рядиться и гулять потихоньку от мужа». Всё благополучие построено в этих семьях на расчете и личной выгоде. Достаточно подробно семейные отношения рассмотрены в очерках «Записки Замоскворецкого жителя» [19, с. 32-64]. Отношения между родителями Кузьмы Самсоныча драматург описывает следующим образом: «Между чаем и ужином папенька и маменька Кузи молча сидели по углам и вздыхали о своих прегрешениях,- другого занятия у них не было». Персонаж еще одного очерка – молодая купчиха Мавра Агуревна. Богатая невеста не знала отбоя от женихов и вышла замуж по любви за мещанина Козырнова. Козырной был «гуляка страшный». «Он несколько раз посягал на приданое Мавры Агуревны, и всегда она ему, как говорится, подавала карету. Мавра Агуревна не только не давала ему своих денег, но отбирала часто и у него.» Сгубило Козырнова пьянство. Но вдовела Мавра Агуревна недолго. Через некоторое время она «прибрала к рукам» мелкого чиновника Ивана Ерофеича, но стиль супружеских отношений Мавра Агуревна перенесла и в новую семью. Изображая жизнь молодых семейных купеческих пар, А. Н. Островский выделил два основных вида семейных отношений. Для первого характерна показные нежность и любовь жены к мужу, хозяину в доме («Семейная картина»). В другом случае власть в доме и семье перешла к жене («Свои люди – сочтемся!», «Записки Замоскворецкого жителя»). В так называемых славянофильских пьесах драматурга нет ни одной молодой семейной пары. Но в том, что отношения Любови Гордеевны и Мити, Бородкина и Авдотьи Максимовны будут сильно отличаться от других, нет никакого сомнения. Во-первых, потому, что их браки будут основаны на искренней взаимной любви, а во-вторых, потому, что их характеры и внутренний мир полностью противоположны образам Липочки, Подхалюзиных и Пузатовых. В пьесах созданных в 1855-1860 гг. А. Н. Островский показал еще одну разновидность семейных отношений. В «Грозе» [20, с. 209-266] отношения между Катериной и Тихоном полностью зависят от свекрови, Кабанихи. Но если Степанида Трофимовна («Семейная картина») не добилась успеха, пытаясь руководить семейной жизнью сына, то Кабановой это удается. Ей не нравится любовь сына к жене. Сам Тихон не стремиться к семейной деспотии: «С меня и того довольно, что она меня любит» - говорит Тихон. Кабанова не признает другой модели семейных отношений, кроме той, что основана на страхе жены перед мужем. Однако пытаясь привить свои порядки в семье Тихона, Кабанова помнит и о своих интересах: «Тебя не станет бояться, меня и подавно». Для Кабанихи власть мужа над женой – закон семейной жизни. По воле матери Тихон унижает жену, хотя сам понимает, что несправедлив к Катерине, но и ослушаться мать не смеет. Деспотизм свекрови отравляет жизнь молодой семьи. Не смотря на то, что Тихон любит жену, семейная жизнь ему в тягость: «… с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь». Катерина, как и Матрена Савишна (жена Пузатова), изменяет мужу. Однако причины, заставившие этих женщин пойти на измену различны. Тихон тоже не хранит супружескую верность, но готов простить измену Катерине. Семейная жизнь Кабановых полна конфликтов и разрешились они самым трагическим образом, смертью Катерины. В основе семейных отношений Серафимы Карповны и Поля Прежнева («Не сошлись характерами» [20, с. 161-178]) – расчет, но не взаимный, как в «Своих людях». Серафима Карповна – воспитанная, образованная женщина, искренне любящая супруга. А Поля интересует только состояние жены. Обман, однако, быстро раскрылся, и брак распался. Таким образом, семейные отношения молодых представителей купечества намного разнообразнее, чем у их родителей. Изображая отношения старшего поколения, А. Н. Островский изображает одну и ту же схему – полная власть главы семьи и рабское подчинение супруги, не имеющей возможности отстаивать свои права. Дух времени проникает за высокие заборы купеческих усадеб и вносит изменения в семейный уклад, господствовавший десятилетиями. В молодых семьях мужья уже не пытаются полностью подчинить себе жен. Жены притворяются и изменяют мужьям. Но в одном случае этот факт скрывается, а в другом приводит к трагическим последствиям. Эмансипация, постепенно развивающаяся в обществе, проникает и в купеческое сословие, но выражается часто порочно. Молодые купчихи понимают одно – они не хотят прожить свою жизнь также безропотно, бесцветно, как их матери. Мемуары представителей купечества этого периода крайне скупы в описании взаимоотношений между супругами. Н. П. Вишняков отмечал, что его отец, П. М. Вишняков был суров, и мать «отца моего журила, если он позволял себе чересчур увлекаться гневом» [17, с. 277]. Родственница Вишняковых А. И. Волкова отмечала, что П. М. Вишняков «держал семью очень строго» [18, с. 4]. Скупость мемуаристов в описании супружеских отношений объясняется, вероятно, либо желанием сохранить тайну частной жизни, либо отсутствием ярких воспоминаний. Если сравнивать супружеские отношения, описанные в ранних пьесах А. Н. Островского с мемуарами, то можно отметить следующее. В семьях старшего поколения авторитет главы семьи был непререкаем. Однако положение супруги зависело не только от воли мужа, но и от ее личных качеств. Молодые семейные пары, испытывая на себе новые веяния общественной жизни, пытаются выстроить собственную модель супружеских отношений. Разрушение сословной замкнутости , влияние различных модных тенденций, стремление им подражать нарушают традиционный ход частной жизни. Сформировать представление о семейном укладе купечества середины XIX в. помогает сочетание мемуаристики и художественных произведений. Современники А. Н. Островского имели возможность увидеть «живые картины» из купеческой жизни благодаря театральным представлениям, постановки которых режиссировал сам драматург. Внешний вид, манеры, мимика актеров – все несло отпечаток авторского замысла А. Н. Островского прекрасно знакомого с повседневным бытом Замоскворечья. Поскольку за А. Н. Островским еще при жизни закрепилась слава бытописателя купечества, и в виду незначительного внимания мемуаристов к супружеским отношениям, произведения драматурга можно использовать в качестве дополнительного источника информации для исследования этой стороны сословного быта.
References
1. Chudakov A. P. Predmetnyi mir literatury. K probleme kategorii istoricheskoi poetiki// Istoricheskaya poetika: itogi i perspektivy izucheniya.-M.: 1986.-S. 251-291
2. Mankevich I. A. Literaturno-khudozhestvennoe nasledie kak istochnik kul'turologicheskoi informatsii — [Elektronnyi resurs]. — Rezhim dostupa:http://www.ifapcom.ru/files/Monitoring/mankevich_lit_hud_nasledie.pdf. 3. Revyakin A. I. Dramaturgiya A. N. Ostrovskogo.-M.: Znanie, 1974.-334 s. 4. Kholodov E. G. Dramaturg na vse vremena.-Moskva.: VTO, 1975.-424 s. 5. Moskvina T. V. V sporakh o Rossii: A. N. Ostrovskii: stat'i, issledovaniya.-SPb.: K.Tublina, Limbus Press, 2010.-328 s. 6. A. N.Ostrovskii. Entsiklopediya / M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federatsii, Shuiskii gos. ped. un-t, Nauch. tsentr izuch. tvorch. naslediya A. N. Ostrovskogo ; gl. red. [i sost.]: I. A. Ovchinina, [redkol.: N. S. Gantsovskaya i dr.].-Kostroma : Kostromaizdat ; Shuya : ShGPU, 2012 7. Lobanov M. P. Aleksandr Ostrovskii.-2-e izd., ispr. i dop.-M.: Molodaya gvardiya, 1989.-402 s. 8. Lakshin V. Ya. Aleksandr Nikolaevich Ostrovskii.-2-e izd., ispr. i dop.-M.: Iskusstvo, 1982.-568 s. 9. Literaturnoe nasledstvo. T.88. A. N. Ostrovskii: Novye materialy i issledovaniya: V 2 kn.-M.: Nauka, 1974 10. Frumkin K. G. kupechestvo i meshchanstvo: sotsial'no-psikhologicheskie razmyshleniya na materiale russkoi klassiki// Istoricheskaya psikhologiya i sotsiologiya istorii.-2009.-№1.-S. 74-91 11. Torgovlya, kupechestvo i tamozhennoe delo v Rossii v XVI–XIX vv. : sb. materialov Vtoroi mezhdunar. nauch. konf. (Kursk, 2009 g.) / sost. A. I. Razdorskii.-Kursk, 2009.-375 s. : il., skhem., kart. 12. Goncharov Yu. M. Kupecheskaya sem'ya vtoroi poloviny XIX-nachala XX v. (po materialam komp'yuternoi bazy dannykh kupecheskikh semei Zapadnoi Sibiri).-Moskva, 1998.-240 s. 13. Pushkareva N. L. Chastnaya zhizn' russkoi zhenshchiny: nevesta, zhena, lyubovnitsa (X-nachalo XIX http://www.booksite.ru/fulltext/life/ofw/oman/index.htm 14. Nilova O. E. Moskovskoe kupechestvo kontsa XVIII-pervoi chetverti XIX v. M., 2002.-252 s. 15. Kunts E. V. Mentalitet i kul'tura soslovii russkogo obshchestva vtoroi poloviny XVIII-XIX veka (stat'ya) http://readli.net/chitat-online/?b=435464&pg=1 16. Maslova I. V. Kul'tura povsednevnosti uezdnogo kupechestva v Rossii v XIX-nachale XX stoletiya: na materialakh Vyatskoi gubernii// Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya.-№3(11).2010.-S.16-25 17. Vishnyakov N. P. Iz kupecheskoi zhizni// Moskovskaya starina.-M.: Pravda, 1989.-S. 274-311 18. Volkova A. I. Vospominaniya, dnevnik i stat'i.-Nizhnii Novgorod, 1913.-300 s. 19. Ostrovskii A. N. Polnoe sobranie sochinenii v 12 tomakh.-T.1.-M.: Iskusstvo, 1973.-576 s. 20. Ostrovskii A. N. Polnoe sobranie sochinenii v 12 tomakh.-T.2.-M.: Iskusstvo, 1974.-808 s. |