DOI: 10.7256/2409-7144.2016.4.18296
Received:
11-03-2016
Published:
27-03-2016
Abstract:
The subject of this research is the unique ethnic and cultural group of Yessey Yakuts (Krasnoyarsk Krai), which is isolated from the main Yakut ethnocultural group of the Sakha Republic. Currently the interethnic and intercultural contacts between the disconnected Yakut groups have been reestablished. The authors explore the history and current state of economics, social communications, and culture of the Yessey Yakuts, as well as analyze the prospects of future development of the social communications between the Yakuts of Krasnoyarsk Krai and Yakuts of the Sakha Republic. Certain peculiarities of the modern ethnogenesis of the indigenous people of the North are being determined. The authors conducted a field research in the places of residence of indigenous people; the in-depth interviews and the analysis of the historical and cultural peculiarities of these people were being implemented. The Yessey Yakuts separated from the Sakha Yakuts that resides in Yakutia; due to their remoteness and the established outlook, they preserved the authentic culture of Sakha. Thus in the current situation it is necessary to contribute into the restoration of the cultural and social connection with the Sakha Republic.
Keywords:
communications, ethnos, culture, indigenous peoples, North, Siberia, Krasnoyarsk Krai, Arctic, Yakuts, interview
Исследования коренных народов актуальны в современных социальных исследований по ряду причин. На одном из первых мест находится понимание, что коренные народы – это уникальные этнические и культурные группы, которые обладают экономическими, экологическими и культурными практиками [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7]. Особое место среди коренных народов мира занимают коренные народы Севера, в том числе Сибирской Арктики [8; 9; 10; 11; 12]. В Российской Федерации в 24 субъектах проживают различные этнические и культурные группы коренных народов Севера, в том числе особо уязвимые перед лицом глобализационных трансформаций, – малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока [13; 14; 15]. Сегодня общепризнанно, что эти этнические группы имеют право на особую защиту государства, в том числе проявленную через различные аспекты государственной экономической [16; 17; 18; 19] и культурной [20; 21; 22; 23; 24] политики. Федеральная государственная поддержка коренных народов во многом (хотя далеко и не во всем) предопределяет процессы этнической и культурной идентификации этих народов [25; 26]. Однако глобальные трансформации и постсоветские экономические процессы также по-своему предопределяют выбор конкретной этнической идентичности коренных народов Сибирской Арктики [27; 28; 29; 30].
На протяжении 2010-2016 гг. Сибирский федеральный университет проводит полевые исследования в местах компактного проживания коренных народов Севера и Сибири. Особую этническую и культурную группу составляют ессейские якуты [31; 32; 33; 34]. Далее будут представлены результаты промежуточного исследования 2016 г., связанного с исследованием ессейских якутов Красноярского края в контексте их взаимодействия с якутами, проживающими в Республике Саха.
В число коренных народов России входят якуты, территория расселения этого этноса – Якутия, охватывает одну пятую часть страны. В XVII веке при освоении русскими казаками Дальнего Востока, до их прибытия к границам якутский земли, в 1628 году ими был образован торговый путь. Он был расположен около большого озера, отмеченного на карте 1745 года под именем Езель. Далее название трансформировалось: Jeziejia, Евсеевское, Жессей, Жоссей, и в настоящее время озеро носит имя Ессей. Земля за Полярным кругом была богата природными ресурсами – множеством видов рыб, птиц, животных. В то время ее населяло тунгусское племя «ваняды», на которое был наложен ясак, и которое вело сопротивление. К концу XVII века в результате столкновений и распространения болезней, в частности, оспы, племя «ваняды» становилось все более малочисленным. Выжившие оставили Ессей и направились на другие места. С конца XVII века отмечается миграция якутов на Ессей, названный ими «Дьэhиэй». Причиной миграции стало ясачное обложение. В начале XVIII века, по данным переписи, число якутов увеличилось, и они составляли 80 % населения Ессея. Первые мигранты прибыли туда из центральной Якутии и, освоив новую землю, стали укреплять отношения с соседними территориями и народами: с XIX века северо-западной частью – с Оленьком, а основной торговый путь и плата ясака велась через Вилюй. Как указывает краевед, жительница Ессея П.Х. Чорду: «…заселение северо-запада Якутии, например, района Оленёка и озера Ессей, выходцами из Центральной Якутии проходило в одно и тоже время…» [35]. Население Оленька, как и ессейские якуты ведут кочевой образ жизни, их главным богатством является олень. Связь с населением Оленька не прерывалась до XX века. Переселение якутов в Ессей было намеренным, а некоторые из мигрантов к тому времени уже были крещеными.
То, что ессейские якуты ведут свое происхождение из Якутии, доказывает тот факт, что фамилии населения исходят из якутских наслегов. Например, Эспек – из Усть-Алдана, Чорду и Осогостох – из северных районов, Маймага – из Намского улуса, Ботулу – из Жиганска, Усть-Яны и Верхневилюйского района, Одай – из (Ботутуруского) Амгинского улуса. Названия родов произошли от поклонения птицам, и соответствует западным жителям Якутии. Прасковья Чорду отмечает: «Родоначальником рода Ботулу является орлан – белохвостый (тойн-көтөр), рода Маймага – белый лебедь (куба), Чорду – турпан (анды), Эспек – гагара (куохас), Осогосток – ворон (һор)» [35].
В 1856 году камчатские миссионеры через Вилюй направились в Ессей с целью христианизации жителей. Была построена первая часовня около реки Сордонноох (Щучья) и из-за отдаленности населения в 1873 году направлена в Енисейскую епархию. Ессейцам было привычно и легко вызывать священника из Вилюя. Для постройки новой церкви в 1892 году в поселок был направлен вилюйский мастер. Все посетившие Ессей священники отмечали религиозность местных жителей, их трудолюбие, отзывчивость, общительность и гостеприимство.
Тем не менее, с течением времени культура ессейских якутов, поселившихся на новом месте, приобрела свои особенности и отличия от культуры народа, населяющего Якутию. Основным различием между жителями Якутии и Ессея выступает их образ жизни: у якутян скотоводческий, у ессейцев – кочевой. Этим Ессейские якуты схожи с населением Оленька – кочевым видом деятельности, а также, большая часть населения Ессея являются кровными родственниками с жителями Оленька, поскольку контакты поддерживаются в течение нескольких веков. Олень в этих культурах составляет основу и смысл существования: дает пропитание и одежду, является средством передвижения. По якутской традиции, родовые связи позволяли всем быть в какой-то степени обеспеченными. Среди населения села были люди, зависимые от оленеводов, которым в год наделялось десять оленей на пропитание и жизнь. Их нарекали «абыртыыллар» («спасенные»), детей-сирот, всегда брали на попечение близкие родственники.
С началом XX века спокойная жизнь ессейцев резко переменилась. После революции 1917 года жители пустились в бега, как и ранее, за свободной жизнью. Некоторые, осознав безысходность, возвращались в родные края, но были и избранные, основавшие новое поселение – Хатырык («чешуя»), их фамилии трансформировались (Ботулу – Батулу). В 1926 году стал вопрос о присоединении ессейцев к Красноярскому краю или Якутии. Территория Ессея принадлежала Красноярскому краю и ессейцы не хотели покидать ставший им истинно родным местом свой край, и 10 декабря 1930 года Ессей стал частью Красноярского края, входившего в Эвенкийский округ Ильменского района. В 1931 году официально оформилась граница между Эвенкией и Якутией, и с годами связь прервалась.
Жительница Ессея Прасковья Чорду Христофоровна в 2009 году издала книгу, посвященную истории и обычаям ессейского народа под названием «Эбэ, сохранившая древние тайны» [35]. Познакомившись с книгой, можно сравнить культуры якутов с озера Ессей и жителей Якутии и обнаружить появившиеся различия. Ессейцы мигрировали в начале XVIII века, а якутская письменность начала зарождаться c XVII века, в ходе освоения Якутии учеными путешественниками. Первым в 1851 году составил якутский алфавит Отто Николаевич Бетлинг на основе кириллицы, далее до 1929 года пользовались алфавитом Новгородова на основе латиницы. Окончательно якутская письменность сформировалась в 1939 году на основе кириллицы. У ессейских якутов язык передается в устной форме до сегодняшнего времени. В связи с этим при сравнении языков обнаруживается, что якутяне имеют больше заимствованных слов. У ессейцев отсутствует звук «с» в начале и в середине слова: слово лиса – hаhыл (саhыл) и т.д. Были попытки ессейцев обучения якутскому языку: в 1950-е годы ЯАССР направляла учителей якутского языка, и обучившееся население как-то читало. С 1960-х по 1970-е годы ессейцы подписывались на периодическую печать «Хотугу сулус» («Полярная звезда») и слушали радио на родном языке, но эта практика прекратилась и не возобновлялась вплоть до 2010 года.
Интересно также сравнение традиционной обрядовости якутов и ессейцев. В обряды жизненного цикла входят родильные, свадебные и погребальные. К родильному обряду относятся с высоким почтением и с тщательным старанием соблюдают все ритуалы, так как от него зависит жизнь матери, ребенка и всего потомства. Как и в якутских родильных обрядах, ессейцы считают женщину «не чистой» весь период беременности, и для облегчения рода всяким образом окружают заботой и стараются быть всегда рядом с ней. Но женщина, как и в обычные дни, до последних дней обременена тяжелой трудовой работой. Сразу же женщине находят помощницу – родильницу, в преклонном возрасте, и призывают богиню плодородия «Айыыhыт» как покровительницу детей. У ессейцев она воплощается в образе зайца с бисером на глазах. До рождения ребенка запрещается приготавливать вещи, одежду, колыбель, все их делают спустя 2-3 дня после рождения. После родов важно захоронение всех деталей обряда, сохранение пуповины. У ессейцев обряд очищения продолжается в течение трех дней, в это время женщина восстанавливается, и после ее жизнь возвращается в обычное русло. А у якутян присутствуют ритуалы завершения трех дней и сорока дней. Ребенка со дня рождения особым образом оберегают. Например, кладут под подушку мальчикам нож, девочкам – ножницы. До двух–трех лет детям не дают имена, а зовут «хотуой» и «нохоо». Имена даются по обстоятельствам рождения и как имена-обереги. Кормление детей грудью продолжалось вплоть до достижения ими возраста десяти лет. Если в семье дети погибали, то оставшихся детей передавали другой семье для сохранения их жизни, чтобы запутать злых духов.
Свадебный обряд и ессйцев, и якутян состоял из нескольких этапов: начинается он со сватовства «кэргэн кэпсэтии», при котором семьи договаривались еще в детстве будущих супругов, а после наступления совершеннолетия совершается помолвка «илии охсуhуу». Первая часть торжества происходила у дома невесты, когда жених приезжает с половиной уплаты за невесту. Вторая часть праздновалась у жениха и при переезде невесты в новый дом. Последний обряд – временное возвращение невесты в отчий дом. В нем наблюдается разница традиций этих народов: у якутов это происходит сразу после последнего обряда, а у ессейских якутов невеста не должна видеться с родителями в течение трех лет. У ессейцев свадебный обряд связан с частыми молитвами. Это указывает на влияние православной веры и их религиозность, а также на отсутствие шаманизма и о том, что мигрировали на озеро уже крещеные люди. В отличие от ессейцев у якутов отсутствует практика молитвы.
Погребальный обряд состоит из нескольких этапов: подготовка к погребению, обряд во время самого погребения и поминки. У обоих представителей есть обычай – специальное повреждение одежд и вещей усопшего. Это делалось с целью запутать путь злого духа и в соответствии с представлением о том, что в потустороннем мире все искажено. Поминки сопровождаются принесением в жертву животного, у ессейцев это олень, у якутов – лошадь. Головы животных вешают на востоке, а тело хоронят рядом с умершим. Ессейские якуты после сорокового дня погребения снова жертвуют двух оленей.
Из традиций сохранились у ессейских якутов развивающие игры с палочками – «хабылык», национальные игры – состязания по трем прыжкам «куобах», «буур, «ыстанга», перетягивание веревки, вольная борьба «тустуу». В связи с отсутствием письменности у ессейцев плохо сохранился фольклор – состязание красноречивых сказителей «Олонхо», но оно присутствует в устной форме.
В настоящее время, несмотря на длительную разделенность якутов на озере Ессей и живущих на исконной территории, эти народы поддерживают активные связи. В 2010 году случилось страшное событие для села: сгорели образовательные учреждения – детский сад и школа, и жители обратились за помощью в Якутию, родину некогда единого народа. Трагедия стала ключевым событием для восстановления связи ессейцев с Якутией.
13 ноября 2009 года была создана программа по возобновлению связей, изучению социально-экономического положения, особенностей культуры и языка и по формированию единого информационного пространства с якутами, живущими за пределами Якутии. В результате в 2010 году был сформирован Общественный координационный совет «Тас сахалар» («Якутяне вне Якутии»), были разработаны цель, задачи и направления деятельности. В состав Координационного совета вошли журналисты газет «Кыым», «Саха Сирэ» и журнала «Илин», ученые – этнографы, историки, культурологи, писатели, учителя и инженеры. Председателем совета является Павлов Николай Николаевич – кандидат медицинских наук, генеральный директор ЗАО «Центр иммунопрофилактики». Данный совет работает с Амурской областью, Хабаровским краем, Магаданом, Иркутском и Красноярским краем. По данным переписи 2010 года, по России проживало саха – 478085 человек, вне республики Саха (Якутия) их насчитывалось 11093, в Ессее – 631 человек.
Об опыте пятилетней работы ОКС «Тас сахалар» было взято интервью у председателя - Совета Павлова Н.Н., в нем он представил итоги их деятельности. По его словам, «ОКС считает, что он не подменяет государственной или иной структуры и общественной деятельности. В его функции входит только координирование общественной работы с якутами, живущими вне республики Якутии. ОКС призван информировать сородичей, живущих за пределами республики и интересующихся культурными связями с якутянами, жизнью в Якутии, и общественников республики, интересующихся сородичами, проживающими вне пределов Республики Саха, о жизни и быте, о культурных процессах, протекающих там. Миссия – связывать активных людей в республике с такими же людьми в соседних субъектах федерации, тем самым способствовать сохранению сородичами своей самобытной культуры».
Проблема деятельности Координационного совета состоит в отдаленности и труднодоступности поселений, в финансовом и техническом отношении, и в установлении контакта с молодежью – «слабой мотивированностью людей, обусловленной размыванием этнической идентичности». Успехами работы являются возобновление регулярных контактов и «содействие в организации научных экспедиций в Красноярский и Хабаровский края, в Магаданскую и Амурскую области. Обеспечение печатной, видео-, аудиопродукции республиканских издательств и студий». Большим плюсом стало активное положение общественности республики, влияющей на властные структуры соседних субъектов, заинтересованность в решении проблем и внимание к обращениям жителей соответствующих поселков. Также Ессей является единственным крупным поселком, где сохранилась самобытность культуры саха, как отмечает председатель Совета: «Культурные связи Ессея с Якутией в меру возможностей поддерживаются главой поселка, энтузиастами в Туре и Красноярске, родственными связями и единичными студентами, обучающимися в республике». Координационный совет «Тас сахалар» продолжает свою деятельность в соискании активистов, поддерживает связь с населенными пунктами, оповещает о проделанной работе, сотрудничает с научными экспедициями.
«Сохранение культуры и языка тех или иных сообществ (будь то отдельные народы или сообщества, изолированные от основного ядра народа) важно для всего человечества, для государства и для отдельного человека. Человек, понимающий и помнящий культуру своих предков, ощущающий себя в качестве звена поколений, устойчив к любому негативному влиянию. И в этом смысле такой человек больше отдает обществу, и как гражданин страны более полезен. Поэтому усилия по сохранению культуры должны предприниматься на всех уровнях. Если смотреть на это с государственных позиций, становится очевидно, что властные структуры субъектов, начиная от глав субъектов и заканчивая директорами школ обязаны поддерживать население в стремлении сохранить свою культурную идентичность. И, наоборот, при отсутствии внимания или, наоборот, в условиях ее подавления, люди если и не озлобляются, то перестают быть лояльными гражданами, такие люди более подвержены влиянию деструктивных сил» (Павлов Н.Н.).
На сегодняшний день Координационный совет «Тас сахалар», по словам председателя Павлова Н.Н., предлагает следующую программу развития контактов:
- Введение планомерной, реальной работы в селе Ессей в законодательных и исполнительных органах власти обоих субъектах для сохранения языка саха и якутской культуры.
- Принятие мер органами власти района по сохранению самобытности народов и поддерживанию народных общественных инициатив. Например, приглашение специалистов и обеспечение условиями проживания.
- Внесение поправок в закона, который приравнивает права молодых специалистов, отправляющихся работать за пределы республики, со специалистами, выезжающими в северные улусы.
Сегодня культура ессейских якутов активно восстанавливается. Так, в 2010 году в Ессей по контракту были направлены двое учителей якутского языка. Они проработали в течение года, Нюргуяна Скрябина поехала с дочкой и получила должность завуча, по своей лично разработанной программе, которая была утверждена Красноярским краевым управлением образования, вела обучение. Руководила кружком фольклора и духовной культуры, кружком по игре на варганном инструменте «хомус» и работала над выпуском местной газеты. Вела научно-исследовательскую работу по этнографии и культуре есссейксих якутов, обучаясь параллельно в аспирантуре СВФУ. В 2015 учебном году поехала новая учительница якутского языка с двумя детьми. В итоге работа молодых учителей вызвала интерес у выпускников ВВУЗОВ, в СМИ периодически публикуются статьи про ессейских якутов Красноярского края, благодаря чему якутяне информированы о жизни земляков и заинтересованы в восстановлении контактов. Возобновилась былая связь между сородичами культурном и родственном плане.
В связи трудностью обучения ессейских выпускников в ВУЗах и ССУЗах г. Красноярск из-за языковых, социальных, экономических ряда проблем. Для облегчения и обеспечения продолжения обучения в Якутии удалось установить договор с ВУЗами и ССУЗами республики: СВФУ, ЯГСХА, ЧИФКиС. По данным 2015 года закончили обучение ВУЗов 3 выпускника, один из них работает в Ессее учителем физической культуры, другие остались в Якутии. Продолжают обучение двое студентов в СВФУ, один юноша учится в училище Олимпийского резерва и одна женщина учится на заочном отделении, работает специалистом администрации Ессея.
В селе в 2014 году открылась новый детский сад, а в 2015 году – новая двухэтажная каменная школа, которая приняла 189 учеников и нового учителя якутского языка. Культурный клуб переместился во временное здание школы. В Туре был организован женский фольклорный ансамбль, исполняющий песни на якутском языке, который планирует посетить Ессей.
С 1940-го года в практике ессейских якутов отсутствовал главный якутский праздник встречи солнца – «Ысыах». В 2013 году начали возрождать исконную традицию, а в 2015 году в Туре ессейские якуты организовали праздник, специально сшив народные платья и заказав украшения из Якутии. В итоге была выпущена брошюра, посвященная празднику «Ысыах».
Культура ессейских якутов изучается академическим сообществом: в последнее время проведены три экспедиции из Якутии в Ессее, одна из СФУ. Журналисты якутских газет посетили Туру и Ессей, встретились с губернатором Красноярского края и с руководителями Эвенкийского района.
Анатолий Иванович Саввинов – якутский ученый этнограф, историк, входит в состав ОКС «Тас сахалар». В 1989, 1991 и 2010 годах изучал быт, язык и культуру ессейских якутов. На основе исследований опубликовал статьи в газете «Кыым». Итогом его работ стали выпуск книги 2002 года «Дьэhиэй сахаларын фольклора» (фольклор ессейских якутов) А.И. Саввинова и Н.В. Емельянова на основе исследований экспедиции 1959 года Н.В. Емельянова и М. Воронкина [36]. В 2011 году «Краткий тематический словарь ессейского говора» А.И. Саввинова и П.Х. Чорду, составлено 1300 слов и выражений.
Ессейские якуты обособились от народа саха, проживающего в Якутии, в новой и новейшей истории. В связи с отдаленностью и сформированным мировоззрением они сохраняли исконную культуру саха в устной форме более трехсот лет. В нынешней ситуации, в условиях усугубляющего кризиса выживания человека, необходимо прилагать особые усилия к восстановлению культурной и социальной связи с Якутией. Благодаря совместным усилиям населения, активистов и работе ОКС «Тас сахалар», ессейские якуты получили в 2013 году статус коренных малочисленных народов на уровне Красноярского края. Наряду с этим надо акцентировать вопросы совершенствования и сохранения культуры и жизни народа. В дальнейшем исследовании планируется продолжить целостную системную работу изучения их национальных особенностей – культуры, быта, традиции, обрядов и устного народного творчества.
References
1. Berezhnova M.I., Pimenova N.N. Migratsiya kak sredstvo razvitiya territorii: istoricheskii primer Kolymskogo kraya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2015.-№ 1-1. – S. 1886.
2. Pimenova N.N. Mekhanizmy sotsiokul'turnykh izmenenii korennykh etnosov Severa i Sibiri (sotsial'no-filosofskii analiz). Dissertatsiya kandidata filosofskikh nauk. Krasnoyarsk, 2015.183 s.
3. Pimenova N.N. Problemy obrazovaniya detei korennykh malochislennykh narodov Severa i Sibiri v Krasnoyarskom krae // Innovatsii v nepreryvnom obrazovanii. – 2012.-№ 5 (5) – S. 012-018.
4. Amosov A.E., Bakhova N.A. Bokova V.I. i dr. Korennye malochislennye narody Severa i Sibiri v usloviyakh global'nykh transformatsii. Na materiale Krasnoyarskogo kraya. Chast' 1. Kontseptual'nye i metodologicheskie osnovy issledovaniya. Etnokul'turnaya dinamika korennykh malochislennykh narodov Krasnoyarskogo kraya. – Krasnoyarsk: SFU, 2012. 640 s.
5. Koptseva N.P., Kirko V.I. Etnicheskie kharakteristiki i ikh analitika v sovremennykh kul'turnykh issledovaniyakh // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2014.-№ 3. – S. 792.
6. Novoe budushchee Sibiri: ozhidaniya, vyzovy, resheniya. – Krasnoyarsk: SFU, KGPU im. V.P. Astaf'eva, 2013.490 s.
7. Zamaraeva Yu.S. K voprosu o vozdeistvii global'nykh transformatsii na korennye malochislennye narody Severa i Sibiri, kompaktno prozhivayushchie v regionakh Rossiiskoi Federatsii // Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii. – 2014.-№ 5-1. – S. 113-116.
8. Koptseva N. (2014). Expert analysis of the main trends of Northern Siberia's indigenous small-numbered peoples economic development. Economic Annals-XXI.11-12, pp. 93-96.
9. Libakova N.M., Sertakova E.A. Formation of Ethnic Identiy of the Indigenous Peoples of the North in Arts and Crafts on the Example of Bone Carving // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2015.-4 (8).-pp.750-768.
10. Il'beikina M.I. Osobennosti vizual'no-antropologicheskikh issledovanii indigennykh narodov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2014.-№ 4. – S. 594.
11. Kistova A.V. Vliyanie etnicheskikh migratsionnykh protsessov na samoopredelenie korennykh malochislennykh narodov Sibiri (na primere etnicheskoi gruppy «chulymtsy» Tyukhtetskogo raiona Krasnoyarskogo kraya) // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2015.-№ 1-1. – S. 1885.
12. Kirko V.I., Fatkulina-Yaskova L.M., Zaharuta V.V. The Estimation of the State of Objects in the Settlements of Evenki and Taimyr Autonomous Districts // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2012.-9 (5)-1287-1290.
13. Zamaraeva J.S. What are Global Transformations Experienced by the Indigenous Peoples of the North? // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2014 - 10 (7) - pp. 1705-1718.
14. Koptseva N.P., Pimenova N.N., Seredkina N.N. Izuchenie dekorativno-prikladnogo iskusstva i traditsionnykh religii korennykh malochislennykh narodov Severa kak faktor formirovaniya pozitivnoi obshcherossiiskoi kul'turnoi identichnosti // Pedagogika iskusstva. – 2013.-№ 2. – S. 15-30.
15. Zamarayeva Y.S., Kistova A.V., Pimenova N.N., Seredkina N.N. Taymyr reindeer herding as a branch of the economy and a fundamental social identification practice for indigenous peoples of the Siberian Arctic // Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2015.-6 (3)-pp.225-232. DOI 10.5901/mjss.2015.v6n3s5p225.
16. Libakova N.M., Sitnikova A.A, Sertakova E.A., Kolesnik M.A., Ilbeykina M.I. Interaction of the Yakut ethnicity and biological systems in the territory of the Sakha Republic (Hordogoy settlement, Suntarsky District) and Krasnoyarsk Krai (Essey settlement, Evenks District) // Life Sci J. – 2014.-11(6s) – pp. 585-592.
17. Koptseva, N. P., Kirko, V. I. (2015). The Impact of Global Transformations on the Processes of Regional and Ethnic Identity of Indigenous Peoples Siberian Arctic. // Mediterranean Journal of Social Sciences, 6(3 S5), 217-223.
18. Koptseva N.P., Kirko V.I. (2014). Specificity of ethnogeny indigenous peoples by Central Siberia in the transition from the traditional type of society to modern society // Life Sci J-11(7) – pp. 409–413.
19. Kirko V.I., Kopitsa A.S., Upatov A.V. Otsenka urovnya kachestva i polnoty okazaniya meditsinskoi pomoshchi na territorii Evenkiiskogo i Taimyrskogo Dolgano-nenetskogo munitsipal'nykh raionov Krasnoyarskogo kraya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2013.-№ 2. – S. 57.
20. Luzan V.S. Cultural Policy in Northern Territories: Specifics, Problems and Prospects // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2014-9 (7) – pp. 1494-1509.
21. Luzan V.S. Mekhanizmy vzaimodeistviya gosudarstva, biznesa s korennymi malochislennymi narodami Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka v usloviyakh global'nykh transformatsii // NB: Problemy politiki i obshchestva. — 2014.-№ 3.-S.50-66. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.3.11297. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_11297.html
22. Luzan V.S. Rol' biznes-sub''ektov v sotsial'no-kul'turnom razvitii korennykh malochislennykh narodov Rossiiskoi Federatsii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2014.-№ 4. – S. 592.
23. Luzan V.S. Sotsial'no-filosofskii analiz dinamiki gosudarstvennoi kul'turnoi politiki Rossiiskoi Federatsii. Avtoreferat dissertatsii kandidata filosofskikh nauk. – Krasnoyarsk, 2011. 25 c/
24. Sitnikova A.A. Kontsept «sever» v tvorchestve Rokuella Kenta // NB: Kul'tury i iskusstva. — 2014.-№ 2.-S.1-27. DOI: 10.7256/2306-1618.2014.2.11550. URL: http://e-notabene.ru/ca/article_11550.html
25. Libakova N.M., Sertakova E.A. Formation of Ethnic Identiy of the Indigenous Peoples of the North in Arts and Crafts on the Example of Bone Carving // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences – 2015-4 (8) – pp. 750-768.
26. Koptseva N.P., Libakova N.M. Gigiena kak kul'turno-antropologicheskaya praktika sokhraneniya i translyatsii kul'tury korennykh malochislennykh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2014.-№ 2. – S. 646.
27. Libakova N.M.. Upravlenie zdravookhraneniem dlya korennykh narodov Tsentral'noi Sibiri (na materiale analiza Krasnoyarskogo kraya). // Trendy i upravlenie.-2015.-№ 4.-C. 380-394. DOI: 10.7256/2307-9118.2015.4.16854
28. Ilbeykina, M.I.,Kolesnik, M.A.,Libakova, N.M.,Sertakova, E.A.,Sitnikova, A.A. Global and local trends in development of the Siberian city of Krasnoyarsk // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. 6 (3 S5), 241-248.
29. Kistova A.V., Pimenova N.N., Zamaraeva Ju.S., Reznikova K.V. Research possibilities for studying the indicators of quality of life of indigenous peoples of the North (based on the study of indigenous peoples of the North of Russia) // Life Sci J – 2014-11(6s) – pp.593-600.
30. Teoriya i praktika prikladnykh kul'turnykh issledovanii: regional'nyi proekt. – SPb: Eidos, 2013. 224 s.
31. Kolesnik M.A. Obzor izucheniya fol'klora korennykh narodov Severa // Litera. — 2014.-№ 3.-S.39-59. DOI: 10.7256/2409-8698.2014.3.13998. URL: http://e-notabene.ru/fil/article_13998.html
32. Koptseva N.P., Kistova A.V.. Konstruirovanie etnokul'turnoi i obshchenatsional'noi identichnosti kak filosofskaya problema. // Filosofiya i kul'tura.-2015.-№ 1.-C. 12-19. DOI: 10.7256/1999-2793.2015.1.10695
33. Razumovskaya V.A. “Strong” Texts of Russian Culture and Centers of Translation Attraction // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences-2014-5 (7)-pp.834-846.
34. Razumovskaya V.A. Kul'turnaya informatsiya: adaptatsiya i otstranenie v perevode // Professional'no-orientirovannoe obuchenie inostrannym yazykam. – 2014.-№ 8. – S. 125-129.
35. Chordu P.Kh. Ebe sokhranivshaya drevnie tainy. – Yakutsk, 2009. 145 s.
36. Voronkin M.S. Severo-zapadnaya gruppa govorov yakutskogo yazyka. – Yakutsk: Yakutskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1984. 222 s.
37. Dolgikh B.O. Rodovoi i plemennoi sostav narodov Sibiri v XVII veke. – Moskva: Izdatel'stvo AN SSSR, 1960.622 s.
38. Safronov F.G., Ivanov V.F. Pis'mennost' yakutov. – Yakutsk: Yakutskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1992.79 s.
39. Ksenofontov G.V. Uraangkhai sakhalar: ocherki po drevnei istorii yakutov, tom 1. – Yakutsk: Natsional'noe izdatel'stvo Respubliki Sakha (Yakutiya), 1992.576 s.
40. Koptseva N.P. Sovremennye kul'turnye praktiki sokhraneniya etnicheskoi identichnosti korennykh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka v Respublike Buryatiya // Chelovek i kul'tura. - 2014. - 1. - C. 17 - 30. DOI: 10.7256/2409-8744.2014.1.10989. URL: http://www.e-notabene.ru/ca/article_10989.html
41. Kovalevskii V.A., Kirko V.I., Malakhova E.V., Vasil'ev E.A. Realizatsiya distantsionnogo obrazovatel'nogo protsessa v usloviyakh otdalennogo poselka s ogranichennym dostupom k skorostnoi seti Internet // Sovremennoe obrazovanie. - 2014. - 4. - C. 72 - 85. DOI: 10.7256/2409-8736.2014.4.13421. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_13421.html
42. Seredkina N.N. K voprosu o metodologicheskikh printsipakh kul'turno-semioticheskogo podkhoda v izuchenii iskusstva indigennykh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka // Chelovek i kul'tura. - 2014. - 2. - C. 127 - 146. DOI: 10.7256/2409-8744.2014.2.11320. URL: http://www.e-notabene.ru/ca/article_11320.html
43. Flerov O.V. Eskimosskie yazyki v kontekste sotsial'no-ekonomicheskoi i geopoliticheskoi problematiki // Filologiya: nauchnye issledovaniya. - 2015. - 1. - C. 12 - 18. DOI: 10.7256/2305-6177.2015.1.14801.
44. Gudkova E.E., Sertakova E.A. Znachenie arkhetipa «Angel v smiritel'noi rubashke» dlya ponimaniya spetsifiki sovremennogo russkogo sotsial'no-kul'turnogo prostranstva // Sotsiodinamika. - 2015. - 4. - C. 64 - 74. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.4.15060. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_15060.html
45. Seredkina N.N. K voprosu o metodologicheskikh printsipakh kul'turno-semioticheskogo podkhoda v izuchenii iskusstva indigennykh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka // Chelovek i kul'tura. - 2014. - 2. - C. 127 - 146. DOI: 10.7256/2409-8744.2014.2.11320. URL: http://www.e-notabene.ru/ca/article_11320.html
46. Vladimirova T.V. Uroven' intensivnosti kommunikatsii kak kriterii obespecheniya informatsionnoi bezopasnosti // Politika i Obshchestvo. - 2014. - 4. - C. 461 - 469. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.4.10883.
|