Library
|
Your profile |
Cybernetics and programming
Reference:
Rozhentsov V.V., Afon'shin V.E.
Technology of the technical and tactical training in team sports
// Cybernetics and programming.
2014. № 3.
P. 103-109.
DOI: 10.7256/2306-4196.2014.3.12048 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=12048
Technology of the technical and tactical training in team sports
DOI: 10.7256/2306-4196.2014.3.12048Received: 30-05-2014Published: 13-06-2014Abstract: The article studies features of technical and tactical training in team sports using information technology. The main arguments in favor of such learning technologies are demonstrativeness, interactivity, use of combined forms of presenting the information and implementation of self-directed learning that affects the quality of learning process. These features make it possible to create such conditions of the training process by which athletes can much quicker learn the patterns of movements with complex coordination structure unavailable in conventional organization of technical and tactical training. Technology of the technical and tactical training is implemented on the playing field with controlled light light-backlit defining the light zones. Some zones, highlighted, are forbidden for the athlete; they can be static or move around simulating opponents. Such zones prevent the movement of the athlete, simulating game situations. The athlete assess the simulated situation, predicts its development, chooses a rational path and moves along it with the ball to the free zone or passes the ball through the free zone to the opponent’s area or to another member of the team. Depending on the athlete's personal level the coach chooses a program that specifies the training mode and level of complexity. The technical and tactical training level of the athlete can be judged by the number of hits into the forbidden highlighted zone, by the ability to evaluate simulated game situation and predict its development, by the ability to use own technical and tactical skills. The technology can be used in technical and tactical training of teams in varying sports, specializing in football, hockey, handball, rugby, basketball and other team sports. Keywords: sport, sport games, training, technical competence, tactical competence, training, education technology, computer technology, information technology, game thinkingВведение Под спортивной техникой понимается совокупность приемов и действий, обеспечивающих наиболее эффективное решение двигательных задач, обусловленных спецификой конкретного вида спорта. В настоящее время для создания представления о технике спортивных упражнений в основном используются такие традиционные методы, как рассказ, объяснение, показ упражнения [1]. Наиболее распространена технология обучения, когда в процессе тренировок спортсмен овладевает техническими приемами как средством ведения игры, после чего в процессе тактической подготовки приобретает умение владеть техническими приемами в постоянно меняющихся игровых ситуациях [2]. Альтернативная технология обучения отдает предпочтение интеграции всех элементов игровой деятельности, когда игровые действия не распадаются на отдельные технические и тактические приемы, а представляют собой единые тактико-технические действия. Обучение тактическим действиям осуществляется с использованием игровых упражнений, моделирующих игровые ситуации, возникающие в ходе соревновательной деятельности [3, 4]. Современные компьютерные технологии являются одним из средств повышения эффективности управления обучения спортивным движениям. Они имеют ряд преимуществ перед традиционными подходами формирования техники двигательных действий. Основными аргументами в пользу компьютерных технологий обучения являются наглядность, интерактивность, возможность использования комбинированных форм представления информации и реализация самостоятельного обучения, что в конечном итоге сказывается на скорости и качестве усвоения материала. Компьютерные технологии позволяют создать для спортсменов такие условия чувственного отражения действительности, благодаря которым они могут более объективно и за более короткое время с достаточной полнотой познать внутренние закономерности движений со сложнокоординационной структурой, недоступные при обычных способах организации познавательной деятельности обучаемых [5, 6], дают возможность тренеру стать непосредственным участником тренировочного процесса, внося различные коррективы и анализируя их последствия [7]. Повышение эффективности процесса совершенствования двигательных действий спортсмена в искусственной управляемой информационной среде апробировано в работах И. П. Ратова и соавт. [8]. Авторами определены пути и методические приемы повышения эффективности процесса формирования движений с заданными свойствами при использовании аудиовизуальных средств и ситуационных тренажеров. Общий класс ситуационных тренажеров основан на проецировании изменяющихся запрограммированных в форме видеофильмов ситуаций различных видов движений, оценке двигательных реакций обучаемых. Элементы технологии обучения при использовании ситуационных тренажеров реализуются через [5]: - многократное воспроизведение стандартных ситуаций до тех пор, пока обучаемый не начнет укладываться в заданный норматив; - различную скорость предъявления ситуаций; - организацию информационной обратной связи. Вопросы использования компьютерных информационных технологий в технико-тактической подготовке в игровых видах спорта рассмотрены авторами ранее, предложена методика обучения техническим [9, 10] и тактическим действиям путем моделирования игровых ситуаций в виртуальной реальности [11]. Цель работы – разработка методики технико-тактической подготовки в игровых видах спорта с использованием информационных технологий. Технология технико-тактической подготовки Предлагаемая технология технико-тактической подготовки в игровых видах спорта реализуется на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой, при помощи которой задают световые зоны. Изменение положения, формы и площади световых зон задают аппаратно-программным комплексом. Световые зоны или их часть, выделенные заданным цветом, являются запрещенными для нахождения спортсмена, неподвижны или перемещаются. Сочетания заданного количества неподвижных и перемещающихся с одинаковой или различной скоростью световых зон по игровому полю моделируют игровые ситуации. Перемещающиеся световые зоны целенаправленно препятствуют передвижению спортсмена, имитируют противодействующих игроков-соперников. В зависимости от подготовленности спортсмена тренер выбирает программу, задающую режим тренировки и уровень ее сложности. Для начинающих спортсменов количество запрещенных зон минимально, одна или несколько световых зон неподвижны, другие перемещают с заданной скоростью без изменения формы и площади. Для более подготовленных спортсменов положение, форму и площадь запрещенных зон меняют непредсказуемо. Скорости перемещения световых зон задают равными скоростям передвижения реальных игроков-соперников. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения и трансформацией запрещенных световых зон, прогнозирует развитие смоделированной игровой ситуации, находит рациональный маршрут и передвигается по нему со спортивным снарядом в свободную зону или посылает спортивный снаряд через свободную зону в условную зону поражения соперника или своему партнеру. Попадание спортсмена или спортивного снаряда в запрещенную световую зону при тренировке фиксируют и, если предусмотрено выбранной программой, подают световой и/или звуковой сигнал. По количеству попаданий спортсмена или спортивного снаряда в запрещенную световую зону, по способности оценивать смоделированную игровую ситуацию и прогнозировать ее развитие, по умению использовать свои технические и тактические навыки судят о технико-тактической подготовленности спортсмена [12]. В процессе разработки технологии технико-тактической подготовки учтены общедидактические принципы создания интерактивных обучающих программ [6]: - принцип мультимедиа – спортсмен обучается быстрее посредством слов и изображений, чем только слов; - принцип пространственной близости – спортсмен воспринимает информацию лучше, когда слова и относящиеся к ним изображения находятся в пространственной близости; - принцип временной близости – спортсмен лучше воспринимает слова и относящиеся к ним изображения, когда между ними нет большого промежутка во времени. Учтены частные принципы, связанные с внедрением информационных технологий в учебно-тренировочный процесс [6]: - принцип приоритета целей обучения, предполагающий соответствие содержания обучения предмету, адекватность используемых методов, форм и средств достижения поставленных целей и решения задач; - принцип преемственности современных информационных технологий традиционным методам и формам обучения. Согласно данному принципу внедрение современных информационных технологий рассматривается с позиций усиления и расширения возможностей общеизвестных дидактических принципов; - принцип визуализации - обеспечивают видеоролики, которые позволяют спортсменам анализировать выполнение технических действий спортсменами высокой квалификации, акцентировать внимание на ошибках и способах их устранения; - принцип интерактивности и адаптивности – позволяет тренеру и спортсменам осуществлять произвольный переход от одного блока программы к другому, многократный просмотр видеосюжетов в различных режимах и т.п. Это позволяет адаптировать созданную информационную систему к возможностям конкретного спортсмена [6, 13]. Заключение Предложена технология технико-тактической подготовки в игровых видах спорта позволяет индивидуализировать тренировочные задания, приобретать игровые навыки, моделируя различные по сложности игровые ситуации, повышать эффективность тренировки, приближая ее условиям, близким к игровым с реальным соперником, развивать игровое мышление. Технология может использоваться при технико-тактической подготовке команд разной подготовленности, специализирующихся в футболе, хоккее, ручном мяче, регби, баскетболе и в других командных видах спорта. References
1. Krivoshchekov K.G. Tekhnologiya obraznogo obucheniya tekhnicheskim priemam v podgotovke yunykh bortsov-dzyudoistov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2007. №5(68). S. 16-21.
2. Kovalev V.D., Golomazov V.A., Keraminas S.A. Sportivnye igry: Uchebnik dlya studentov pedagogicheskikh institutov. M.: Prosveshchenie, 1988. 304 s. 3. Portnykh Yu.I., Fetisova S.L. Ispol'zovanie metoda igrovogo proektirovaniya v protsesse obucheniya igrovoi sorevnovatel'noi deyatel'nosti // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2010. № 1. S. 85-88. 4. Drandrov G.L., Krasnov Yu.I., Fattakhov R.V. Takticheskaya podgotovka yunykh futbolistov na osnove realizatsii printsipa obobshcheniya v obuchenii // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva. 2011. № 2-2. S. 86-91. 5. Danil'chenko V.A., Khabinets T.A., Khlevna Yu.L. Ispol'zovanie informatsionnykh tekhnologii v protsesse obucheniya tekhnike dvigatel'nykh deistvii // Fizicheskoe vospitanie studentov. 2012. № 3. S. 29-32. 6. Tupeev Yu.V., Boiko V.F. Povyshenie effektivnosti protsessa obucheniya bazovoi tekhnike dvigatel'nykh deistvii bortsov vol'nogo stilya na etape nachal'noi podgotovki s ispol'zovaniem komp'yuternykh tekhnologii // Pedagogika, psikhologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta. 2010.№ 8. S. 96-100. 7. Zhukov R.S. Novye informatsionnye tekhnologii v nauchno-metodicheskoi deyatel'nosti spetsialistov fizicheskoi kul'tury i sporta: sostoyanie i perspektivy // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. № 4. S. 76-80. 8. Ratov I.P., Popov G.I., Loginov A.A., Shmonin B.V. Biomekhanicheskie tekhnologii podgotovki sportsmenov. M.: Fizkul'tura i Sport, 2007. 120 s. 9. Afon'shin V.E., Polevshchikov M.M., Rozhentsov V.V. Tekhnologiya trenirovki peredach v sportivnykh igrakh // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. – 2014.-№ 1(107). – S. 10-13. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.01.107.p10-13. 10. Polevshchikov M.M., Afonshin V.E., Rozhentsov V.V. A Technology for Technical Preparation of Young Athletes in Team Sports // European Journal of Physical Education and Sport. 2014. V. 3, № 1. R. 54-58. 11. Rozhentsov V.V., Afon'shin V.E. Takticheskaya podgotovka v igrovykh vidakh sporta s ispol'zovaniem virtual'noi real'nosti // Programmnye sistemy i vychislitel'nye metody. 2013. № 3(4). S.272-276. DOI: 10.7256/2305-6061.2013.3.8904. 12. Patent 2492894 RF, MPK A63V 69/00. Sposob tekhniko-takticheskoi podgotovki v igrovykh vidakh sporta / Afon'shin V.E., Rozhentsov V.V. № 2012111366/12; zayavl. 23.03.2012; opubl. 20.09.2013, Byul. № 26. 5 s. 13. Petrov P.K. Informatsionnye tekhnologii v fizicheskoi kul'ture i sporte. M.: Academia, 2008. 288 s. |