Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Sociodynamics
Reference:

Methodology of Applied Ethnological Researches Carried Out in the Nothern Territories of Russia: Advantages of Expert's Interview

Libakova Natalia Mikhailovna

PhD in Philosophy

associate professor of the Department of Cultural Research at Siberian Federal University

660049, Krasnoyarsk, prospect Svovodny 79

boss.koptseva@mail.ru
Other publications by this author
 

 
Sertakova Ekaterina Anatolievna

PhD in Philosophy

senior lecturer of the Department of Cultural Research at Siberian Federal University

660049, Krasnoyarsk, pr. Svobodny 79

kopceva63@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2306-0158.2014.3.11268

Received:

15-02-2014


Published:

1-03-2014


Abstract: Object of the present research article is to study the modern methodology of applied ethnological researches of northern territories of the Russian Federation. In northern and Arctic territories of the Russian Federation live the indigenous small people of the North, Siberia and the Far East. The processes connected about formation of positive Russian identity in modern conditions belong to questions of regional security, including globalization and modernization processes also. Authors of article carried out a number of field researches in the Evenki municipal area, the Taimyr Dolgan-Nenets municipal area. Here live the indigenous small people of Krasnoyarsk Krai - Evenks, Nenets, Evens, Nganasans, Chulyms, Selkups, Kets. Research method is the data processing of the field researches which have been carried out by authors of article in northern territories of Krasnoyarsk Krai. The special attention is paid to a method of expert interview which is the most actual if field researches have rather small terms of carrying out. Scientific novelty of research is connected with approbation of a method of expert interviews in northern and Arctic territories of the Russian Federation where compactly live the indigenous small people of Krasnoyarsk Krai. Authors to become approved a technique of expert interviews for the representatives of indigenous people belonging by the nature of professional activity to managers, teachers, the creative intellectuals, to reindeer breeders, fishers, hunters. Participation of students and graduate students in applied ethnological researches allows to solve a problem of preparation of highly qualified personnel for the Siberian regions.


Keywords:

cultural research, ethnology, Northern Territories, small ethnic communities, applied researches, ethnogenesis, expert's interview, Krasnoyarsk Krai, field surveys, regional safety


В настоящее время изучение индигенных народов Севера является одной из центральных тем в сфере различных социогуманитарных наук. Такой интерес к данной проблематике обусловлен рядом причин. Во-первых, в условиях глобальных трансформаций постоянно усиливается влияние «больших» культур на индигенные народы и возникает необходимость сохранения их «малых» культур [30]. Во-вторых, изучение специфики индигенных народов и поиск путей сохранения их уникальных культур становится особенно актуальным в условиях промышленного освоения Севера.

В данной области ведется активная исследовательская деятельность как отечественными, так и зарубежными учеными. Дж.В. Фенелон, С. Дж. Мургуа, М.Б. Лейн, М. Хиббард, М.Л. Мартелло, С.Е. Миллс, А. Фельдман, Е.А. Корчак, Н.А. Хренов, Ф.Х. Соколова, С.В. Гузенина, Н.П. Копцева, В.И. Кирко, В.П. Кривоногов, Н.И. Новикова и др. внесли значительный вклад в изучение индигенных народов. На сегодняшний день остается актуальным вопрос о том, какую методологию применять к подобного рода исследованиям, поскольку от того какие результаты будут получены и какие выводы сделаны, в определенной степени зависит будущее данных народов: удастся ли им сохранить свою самобытность и уникальность культуры в условиях глобальных трансформаций, либо произойдет ассимиляция.

Для любого эмпирического исследования значима степень валидности результатов [45], то есть, соответствие результатов, полученных в ходе исследования, действительности. Степень валидности изначально обусловлена методом или методикой, посредством которых предполагается проводить исследования, в связи с этим выбор методов, методик, разработка методологической стратегии имеет первостепенное значение. Справедливым будет отметить, что данный выбор обусловлен спецификой самого объекта исследования. Для изучения индигенных народов Севера одним из эффективных методов является экспертное интервью. Особенности этого метода позволяют получить представление о данных народов с точки зрения «изнутри» (эмный подход) [21], такая позиция соотносится с концепцией индигенности.

  1. 1. Концепция индигенности в культурных исследованиях

Понятие «индигенный» происходит от английского «indigenous» – «коренной». Но толкование содержания данного понятия далеко не так однозначно. Проблемой перевода, понимания содержания данного термина занимались западные исследователи В. Даллманн и Х. Голдман [45].

Ученые обращают внимание на то, что только социальный и политический контекст делает принципиальным выбор для употребления слов «местный» (native), «коренной» и «индигенный» (indigenous) или «аборигенный» (aboriginal). В частности такая принципиальность возникает в вопросах, касающихся взаимоотношений между теми, кто изначально населял определенную территорию и теми, кто прибыл на данную территорию в качестве колонистов.

Тем не менее, существует юридический, международный стандарт для использования термина «индигенный» («коренной»), зафиксированный в Конвенции МОТ (Международная Организация Труда), № 169 (1989 г.), также называемой как «Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни». Данный документ ориентирован на то, чтобы предоставить народам возможность сохранять и развивать их уникальные культурные особенности в отличном от них господствующем обществе. Коренные и племенные народы в Конвенции определены следующим образом:

1) народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия которых отличают их от других групп национального сообщества и положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специальным законодательством;

2) народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты [45].

В. Даллманн и Х. Голдман также осуществили анализ понимания термина «индигенный» в России. Исследователи отмечают, что понимание данного термина российской общественностью во многом не совпадает с западным. Это обусловлено спецификой российской истории, изменениями в политике от Российской империи через Советский союз к Постсоветской России. Это в свою очередь вызывает сложности в определении статуса коренных народов, и в отнесении того или иного народа к коренным.

Среди российских исследователей проблемой определения значения понятия «коренной (индигенный) народ» занимается доктор социологических наук, профессор СПбГУ М.С. Куропятник. Исследовательница анализирует значение и место понятия «коренной» в политическом и научном академическом дискурсе, трансформацию данного концепта под воздействием различных социокультурных факторов [84].

В культурных исследованиях формирование концепции индигенности имеет методологическое значение и связано с протестом представителей неевропейских культур против применения стандартизированных исследовательских процедур в деле изучения разных культур. Концепцию индигенности рассматривают как своеобразную реакцию «на недостаточность теорий индивидуализма, типичных для Запада» [12], как несогласие с позитивистским подходом, для которого характерно применение стандартизированной исследовательской методологии, несмотря на то, что это может привести к ошибочной интерпретации полученных эмпирических данных. Концепция индигенности выросла на фундаменте классических работ: философии культуры О. Шпенглера, где утверждается идея существования множества локальных равных культур, на трудах Ф. Боаса, основателя школы культурной антропологии. Исследователи доказывают недопустимость применения общих теорий, стандартизированной методологии в культурных исследованиях, подчеркивают необходимость изучения каждой культуры в ее самодостаточности.

  1. 2. Возможности применения экспертного интервью в культурных исследованиях

Одним из методов, отвечающим требованиям концепции индигенности, является экспертное интервью. В научном знании интервью традиционно относят к социологическим методам [27], однако сфера его применения на сегодняшний день выходит за рамки учения об обществе. Интервью широко используют в гуманитарных и технических исследованиях для изучения широкого спектра вопросов. Поэтому можно говорить, что это скорее междисциплинарный метод, применение которого определяется только исходя из исследовательских задач [17].

Внимание к интервью как качественному методу, применение которого возможно в гуманитарных науках, стали проявлять в последней четверти XX столетия, сегодня же его необходимость воспринимается как устоявшийся факт. Ряд современных ученых, среди которых С.Дж. Томпсон, Д.М. Дэвис, Р. Мертон, М. Фиске, П. Кендалл, В.И. Ильин, В.А. Куренной, М.М. Лукина, М.Ю. Ермошин и многие другие, отмечают массу достоинств метода интервью.

«Интервью» – это целеноправленная беседа, задачи которой связаны с получением информации, релевантной для проводимого исследования. Также интервью (буквально обозначающее «взгляд между») в ходе опроса предполагает обмен взгядами между собеседниками (интервьюиром и респондентом), тем самым порождая еще одно свое значение – конструирование нового знания, формирование нового содержания. Как отмечал ведущий европейский специалист по качественным исследованиям С. Квале: «форма беседы является сегодня условием, необходимым для получения знания о внутреннем мире и социальной жизни человека, включая также и научные знания» [55]. По его мнению, исследовательское интервьюирование – это лучший способ нахождения качественной и содержательной информации, необходимой для решения исследовательских задач гуманитаристики.

Интервью бывают формализованными, неформализованными и полуформализованными.

Формализованное интервью предполагает наличие составленных вопросов закрытого типа, где исследователь заранее подбирает необходимые для работы варианты ответов. Данный тип интервью ориентирован, прежде всего, на получение от респондентов ожидаемой, однородной информации. Поэтому его применение зачастую связано с изучением общественного мнения по достаточно разнообразным вопросам. В исследовании с применением формализованного интервью выборка должна быть достаточно объемной. В зависимости от необходимой конкретизации результатов количество опрошенных респондентов может варьироваться от пары сотен до нескольких тысяч человек.

Принципы разработки и проведения формализованных интервью на сегодняшний день являются хорошо изученными, и представлены в ряде работ отечественных и зарубежных ученых. Что же касается неформализованных методов в интервью, то эта область остается менее осмысленной. Только в последнее время стали появляться работы, авторы которых [144; 120; 101] стремятся восполнить явные лакуны в их понимании.

В исследованиях, в которых применяется метод неформализованного интервью, опрос даже одного респондента может быть весьма репрезентативным, а полученная информация исчерпывающей. Однако исследователь сам принимает решение о том, у какого количества человек ему необходимо взять интервью, и будет ли это достаточным для решения поставленных задач. Продолжительность неформализованных интервью превышает время, затраченное на формализированные вопросы, и может длиться несколько часов.

Неформализованное интервью содержит обширный круг вопросов, которые не требуют сопостовимости вопросов и ответов. Данный тип интервью интересен именно тем, что разные респонденты дают разную информацию или выссказывают личные мнения по теме предложенных вопросов. Отсюда исследователь может выбирать: ипользовать ли ему подготовленный набор вопросов - гайд или подбирать необходимые вопросы в ходе самой беседы.

Область применения неформализованных опросов гораздо шире и глубже четко очерченных сфер обращения к интервью формализованного типа. Их можно применять как самодостаточные методы в исследовании, либо использовать в комплексе с другими методами. Очень хорошо неформализованные интервью подходят для проведения культурных и антропологических исследований и некоторых других, где важен опыт полевой работы [1].

Полуформализованное интервью представляет собой некое среднее качество уже обозначенных типов. В нем есть несколько заранее заготовленных вопросов по теме, но нет четких ожиданий того, как на них ответит респондент.

Особый интерес в неформализованных или полуформализованных опросах вызывают эксперные интервью.

Экспертное интервью представляет собой разновидность индивидуального интервью, осуществляемое между интервьюиром и респондентом - специалистом в исследуемой теме. В отличие от обычного человека данный тип респондента является носителем глубоких знаний об объекте исследования. Если обычное глубинное интервью направлено на изучение личной жизни человека и его обыденного мнения, то цель экспертного интервью заключается в получении неизвестных или дополнительных достоверных сведений, серьезных авторитетных мнений и профессиональных оценок по теме исследования. Поэтому экспертное интервью не может быть формализованным. Данный вид исследования предполагает открытый характер вопросов, что позволяет эксперту рассказать свою точку зрения по изучаемому вопросу, дать оценку или спрогнозировать возможные варианты. Применение вопросов закрытого типа в опросе эксперта также возможно, но при условии полной уверенности исследователя в правильности своих гипотез.

У экспертного интервью есть значительные преимущества перед другими методами сбора данных. Например, благодаря тому, что опрашиваемые лица имеют высокую квалификацию в исследуемом вопросе, исключается потребность в использовании дополнительных проверочных и уточняющих вопросов, ориентированных на выявление истинных, но скрытых от интервьюера взглядов респондента. Данный тип опроса однозначно нацелен на получение надежных данных, так как компетентность респондентов весьма высока [4].

Процедура проведения экспертного интервью сохраняет формат неформализованной или полуформализованной беседы-опроса и состоит из нескольких последовательных этапов. Это: выбор темы исследования, подготовка и планирование, интервьюирование, расшифровка записей, анализ и интерпретация данных, составление отчета.

Проведение экспертного интервью предполагает наличие определенной подготовки исследователя. Для того чтобы работа была продуктивной, исследователь-интервьюер должен быть хорошо осведомлен в теме, он должен понимать что он будет изучать и чем обусловлен выбор интервью как метода в его исследовании. Еще до начала полевой работы у него обязательно должен быть сформулирован ключевой исследовательский вопрос - конкретный и реальный. А также иметься первичная гипотеза, для того, чтобы понять, какой эксперт нужен для ее проверки.

Для того чтобы провести добротное исследовательское интервью, необходимо определить требуемое количество экспертов и осуществить правильный выбор информантов [150]. Особенно это важно, когда этапы исследовательской работы ограничены временем и нужными ресурсами. Еще до начала непосредственных полевых исследований должна быть создана приблизительная модель выборки, соответствующая базовым исследовательским вопросам. Затем на основании имеющейся модели должен быть проведен скрупулезный и обоснованный отбор экспертов для интервью.

Репрезентативная выборка опрашиваемых осуществляется по критериям, которые опираются на оценку компетентности эксперта как специалиста. Ими выступают: образование и квалификация, занимаемая должность, отношение к исследовательской теме, опыт работы в исследуемой теме, степень качества ранее проведенных экспертных суждений, уровень общественного признания, степень объективности выносимых оценок.

Как отмечает исследователь И.Я. Штейнберг, обоснование выборки возможно сделать посредством обращения к методу «восьмиоконной» модели, разработанной автором в процессе проведения многочисленных качественных исследований.

Главный интерес в модели представляют окна экспертов, расположенные по двум осям координат «думает – знает» [148]. Всего выделяется четыре типа информантов: типичный эксперт, ключевой эксперт, теоретический эксперт и ложный эксперт.

а. Типичный эксперт является носителем практики и явным знатоком исследуемой сферы. Он из тех, кто «точно знает» и говорит только на основании своих знаний.

б. В отличие от него, ключевой эксперт обладает развитым аналитическим мышлением, поэтому в процессе интервью он не только говорит, предоставляя фактическую информацию, но и часто размышляет над темой исследования, делая самостоятельные умозаключения.

в. Теоретический эксперт не является прямым носителем изучаемой практики, но его профессиональная деятельность перекликается с ней. Поэтому он может высказать свое интересное мнение по заданной теме или дать сопутствующие комментарии, тем самым расширив представление об изучаемом объекте.

г. Тип ложного эксперта, к сожалению, также может встретиться в процессе исследования. Он не знает практики и не может сказать ничего дельного интервьюеру. Он может быть полезен только тем, что своим незнанием и нежеланием попробовать разобраться в вопросе, он охарактеризует весь институт, где он должен быть экспертом по занимаемой должности.

Для исследования наибольшую ценность представляют три первых типа экспертов. Каждый из них может предоставить важные сведения в изучаемой области.

При непосредственном проведении интервью исследователь задает эксперту ряд вопросов о проблеме исследования по заранее разработанному плану интервью, но в ходе самой беседы уже самостоятельно определяет - нужны ли дополнительные вопросы или будет достаточно даже одного вопроса. Интервьюер должен быть внимателен и сосредоточен в процессе ведения беседы, он должен четко понимать то, о чем говорит эксперт, в каком смысле и почему он это говорит.

Вся беседа должна быть записана на диктофон [17], самую важную информацию исследователь обычно фиксирует в блокнотных записях.

Данные, полученные в результате экспертного интервью, подвергаются обработке и анализу, систематизации и интерпретации.

Можно сделать вывод, что качественное экспертное интервью позволяет получить валидные результаты в культурных исследованиях. Данный метод является эффективным инструментом для достижения исследовательских целей в социально-гуманитарном знании в целом, и в культурных исследованиях в частности. Это метод, результаты использования которого представлены качественными текстами, а не цифрами количественных измерений.

  1. 3. Практика применения экспертного интервью в области изучения индигенных народов Севера

В ноябре 2013 года в рамках проекта «Практические модели экономического и культурного развития северных территорий Красноярского края, связанные с улучшением качества жизни коренных малочисленных народов Севера и Сибири и дифференцированные по отношению к способам хозяйствования (традиционному и современному) в условиях интенсивного индустриального освоения северной и арктической зон Красноярского края», реализованного при финансовой поддержке КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности», а также в рамках государственного заказа «Разработка научно обоснованной концепции создания механизмов взаимодействия органов власти, бизнеса, этнокультурных групп, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока», группой исследователей, в состав которой входили преподаватели кафедры культурологии, а также магистры направления «История искусств» и студенты направления «культурология», было проведено прикладное исследование с применением метода экспертного интервью. В соответствии со спецификой данного вида интервью, в качестве экспертов были выбраны представители органов исполнительной власти и местного самоуправления, деятельность которых напрямую связана с мониторингом качества жизни, уровня сохранности культуры индигенных народов, одновременно выступающие носителями данной культуры.

В качестве респондентов были выбраны: 1) Вэнго В.Х. – советник Главы Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по делам коренных малочисленных народов Севера; 2) Буреломова С.Г. – начальник отдела по организации и обеспечению защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Таймыра; 3) Яптунэ Д.Б. – ведущий специалист Управления по делам коренных и малочисленных народов Таймыра и вопросам сельского и промыслового хозяйства; 4) Ядне А.Х. – директор оленеводческого сельскохозяйственного производственного кооператива «ЯРА-ТАНАМА», г. Дудинка; 5) Степин А.В. – исполнительный директор предприятия «ЯРА-ТАНАМА».

В ходе интервью экспертам был задан ряд вопросов, позволяющих получить сведения по теме: «Соотношение традиции и новации в культуре коренных и малочисленных народов». Вопрос о соотношении традиций и новаций в культуре коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока является жизненно важным. От того, какой ответ дается на этот вопрос, напрямую зависит сохранится ли этнос и его уникальная культура, либо исчезнет. На основе данных, полученных посредством экспертного интервью, возможно сделать следующие выводы.

В целом, по поводу соотношения традиции и новации в культуре коренных и малочисленных народов существует две кардинально противоположные точки зрения. Согласно первой, сохранение культуры коренных малочисленных народов возможно только посредством консервации, посредством исключения взаимодействия с другими культурами, исключения влияния цивилизации, отрицания любых новаций и абсолютного доминирования традиции.

Компромисс невозможен, поскольку сохранение традиционной культуры возможно только при полном сохранении традиционного образа жизни.

Необходимыми условиями сохранения культуры коренных народов Севера является сохранение природной среды в условиях промышленного освоения Севера и решение вопроса о закреплении земельных территорий под пастбища. В качестве доказательства можно рассматривать отдаленные поселки, доступ к которым осложнен отсутствием транспортной инфраструктуры. Так, в Хатанге сохранены язык, традиционные способы хозяйствования.

Согласно второй позиции, сохранение традиционной культуры возможно в современных условиях, но неразрывно связано с сохранением оленеводства, и даже промышленное освоение Севера может не быть препятствием. В настоящее время предпринимаются определенные шаги, проводятся экспертизы земельных территорий, попадающих в зону добычи природных ресурсов. Но следует учитывать не только экологические, экономические аспекты, но и социокультурные. В качестве положительного фактора рассматривается улучшение качества жизни коренных народов посредством внедрения современных технологий. А именно: использование современной техники для передвижения по тундре, современных материалов для создания жилья на факториях.

Если в поисках ответа на вопросе о том, как сохранить жизнь этноса: принимать ли новации, либо сосредоточиться на сохранении традиций, мы наталкиваемся на различные точки зрения, то понимание того, что значит «хорошая жизнь» однозначно.

Основным показателем хорошей жизни для представителей коренных народов Севера является поголовье оленей, которым владеет человек. Чем больше оленей, тем выше уровень жизни, достатка и степень переживание личного счастья выше. Неразрывно связанный с этим показатель – это наличие свободы: свободы перемещения исконно принадлежащим коренным народам землям, использование биологических ресурсов для своих нужд - земель для выпаса оленей, рыбы для пропитания, что в настоящее время затруднено в связи с активным промышленным освоением Севера. Для безоленьих людей огромное значение имеет рыболовство – единственный для них способ обеспечения себя и своей семьи. Здесь возникает вопрос о различных системах ценностей: жителей поселков и кочевников, жителей больших городов и провинции. Это различие проявляется в качестве проблемы при разработке программ, направленных на поддержку коренных малочисленных народов, программ пытающихся реализовать представления о «хорошей жизни».

Соотношение традиций и новаций в культуре коренных и малочисленных народов имеет значение также в сфере образования. Ситуация здесь весьма неоднозначна Невозможно обучать детей кочевников также, как и детей, проживающих в поселках, городах. Максимально комфортной формой обучения коренных народов является кочевая школа. Кочевая школа позволяет учитывать этнокультурные особенности учащихся, не отрывать их в раннем возрасте от родной семьи, что значительно в психологическом плане для ребенка любой этнической принадлежности, а также позволяет сохранять связь с традициями семьи, этноса.

Тем не менее, наибольшее распространение имеет такая форма обучения, как интернат. Но интернаты организованы таким образом, что нивелируют этнокультурные особенности детей, в этом случае не достаточной мерой являются занятия по родной речи. Еще одной негативной чертой интернатного образования является то, что выпускники, пребывающие в течение всего времени обучения в «тепличных» условия, не развивающих в них самостоятельность, выходят из интернатов мало приспособленными к самостоятельной жизни, не способными позаботиться о себе, что вызывает значительные сложности в их социализации. Зачастую молодежь не может найти своего места в жизни: найти достойную работу, завести семью. Это является одним из определяющих факторов распространенности среди коренных народов Севера алкоголизма, а также частых случаев суицидов.

Resume

Область применения метода экспертного интервью гораздо шире и глубже, нежели у многих других исследовательских процедур. Его можно применять как самодостаточный метод в исследовании культурных и антропологических проблем, актуальных для современного гуманитарного знания. Например, для изучения индигенных народов, населяющих территории Севера, Сибири и Дальнего Востока, культура и самобытность которых находится сегодня под угрозой исчезновения. Данный метод хорош тем, что позволяет получить интересующие исследователя неизвестные или дополнительные достоверные сведения, серьезные авторитетные мнения и профессиональные оценки по теме исследования от людей, чья компетенция не подвергается сомнению. Благодаря тому, что респонденты в экспертном интервью имеют высокую квалификацию в исследуемом вопросе, исключается потребность в дополнительных процедурах верификации. Информация, полученная в результате экспертного опроса, валидна и может вызывать сомнения лишь в исключительных случаях.

Применение метода экспертного интервью позволило получить сведения, которые дают возможность сформировать целостное представление о значении традиций и влиянии новаций на процесс сохранения традиционной культуры индигенных народов Севера и улучшения их уровня жизни. В целом, результаты опроса экспертов указывают на необходимость поиска компромисса между традициями и новациями.

В определенной степени требует обеспечения нормативными и правовыми актами свободы пользования природными биологическими ресурсами представителями коренных народов Севера.

  • Необходимо повышение уровня квалификации экспертов в области знаний о культуре и традициях коренных народов, чтобы в дальнейшем учитывать этнокультурную специфику при разработке плана переселения коренных народов с земель, попадающих в программу промышленного освоения.
  • В сфере оленеводства необходима разработка ряда мер по обеспечению реализации оленеводами своей продукции. Создание мобильных станций сбора оленины, рыбы позволит выстроить равновесие между возможностью получать субсидии и возможностью заработать. А также необходима система мер, побуждающих людей в сохранении пастбищ, бережного отношения к земле и биологическим ресурсам.

Уделить внимание обеспечению представителей коренных народов, занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности, стационарным жильем не только в поселках, но и на факториях. Новые технологии в создании мобильного жилья пока проигрывают традиционным формам (чумы, балоки) по обеспечению тепла и безопасности. Так, например, традиционный балок (из дерева, шкур оленя) дает возможность 100% эвакуации в случае возгорания, в отличие от балоков из современных пластиков, железа и т.п.

References
1. Bird, S., Wiles, J.L., Okalik, L., Kilabuk, J., Egeland, G.M. (2009). Methodological consideration of story telling in qualitative research involving Indigenous Peoples. Global Health Promotion, 16(4), 16-26.
2. Byrne, D. (2005). Complexity, Configurations and Cases. Theory, Culture & Society, 22(5), 95-111.
3. Ciapuscio, G.E. (2003). Formulation and Reformulation Procedures in Verbal Interactions between Experts and (Semi-)laypersons. Discourse Studies, 5(2), 207-233.
4. Dorussen, H., Lenz, H., Blavoukos, S. (2005). Assessing the Reliability and Validity of Expert Interviews. European Union Politics, 6(3), 315-337.
5. Feldman, A. (2001). Transforming Peoples and Subverting States: Developing a pedagogical approach to the study of indigenous peoples and ethnocultural movements. Ethnicities, 1(2), 147-178.
6. Fenelon, J.V., Murguia S.J. (2008). Indigenous Peoples: Globalization, Resistance, and Revitalization. American Behavioral Scientist, 51(12), 1656-1671.
7. Ferguson, J., Gupta, A. (1992). Beyond «Culture»: Space, Identity, and the Politics of Difference. Cultural Anthropolog, 1, 6-23.
8. Fischer, M. (1988). Scientific Dialogue and Critical Hermeneutics. Cultural Anthropology, 3(1), 3-15.
9. Hayward, K. (2006). Reiterating National Identities: The European Union Conception of Conflict Resolution in Northern Ireland. Cooperation and Conflict, 41(3), 261-284.
10. Lane, M.B., Hibbard, M. (2005). Doing It for Themselves: Transformative Planning by Indigenous Peoples. Journal of Planning Education and Research, 25(2), 172-184.
11. Mackenzie, A., McNally, R. (2013). Living Multiples: How Large-scale Scientific Data-mining Pursues Identity and Differences. Theory, Culture & Society, 30(4), 72-91.
12. Markus, H.R.; Kitayama, S. (1998). The cultural psychology of personality. Journal of Cross-Cultural Psychology, (29), 63-87.
13. Martello, M.L. (2008). Arctic Indigenous Peoples as Representations and Representatives of Climate Change. Social Studies of Science, 38(3), 351-376.
14. Mills, S.E. (2011). Beyond the Blue and Green: The Need to Consider Aboriginal Peoples’ Relationships to Resource Development in Labor-Environment Campaigns. Labor Studies Journal, 36(1), 104-121.
15. Robbins, J. (2010). A nation within? Indigenous peoples, representation and sovereignty in Australia. Ethnicities, 10(2), 257-274.
16. Roosvall, A., Tegelberg, M. (2013). Framing climate change and indigenous peoples: Intermediaries of urgency, spirituality and de-nationalization. International Communication Gazette, 75(4), 392-409.
17. Ruppert, E., Law, J., Savage, M. (2013). Reassembling Social Science Methods: The Challenge of Digital Devices. Theory, Culture & Society, 30(4), 22-46.
18. Rush, C., Roy, R. (2001). Expert Judgement in Cost Estimating: Modelling the Reasoning Process. Concurrent Engineering, 9(4), 271-284.
19. Savage, M. (2013). The «Social Life of Methods»: A Critical Introduction. Theory, Culture & Society, 30(4), 3-21.
20. Thompson, C.J., Davis, D.M. (2004). Interview with an Expert Witness of Desegregation: Reflections from Eugene E. Eubanks. Urban Education, 39 (4), 458-465.
21. Triandis, H.C., Gerardo M. (1983). Etic Plus Emic Versus Pseudoetic: A Test of a Basic Assumption of Contemporary Cross-Cultural Psychology. Journal of Cross-Cultural Psychology, (14), 489.
22. Whiteman, G. (2009). All My Relations: Understanding Perceptions of Justice and Conflict between Companies and Indigenous Peoples. Organization Studies, 30(1), 101-120.
23. Abaev N.M. Geopoliticheskie i etnokul'turnye aspekty regional'noi bezopasnosti rossiiskogo prigranich'ya v usloviyakh sotsiokul'turnogo tranzita evraziiskoi tsivilizatsii / Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta.-Gumanitarnye nauki. – 2013. – T.6.-№ 5. – S. 724-734.
24. Andreev, E.M. (2012). Sotsial'no-kul'turnaya identifikatsiya: metodologicheskie problemy issledovaniya i realizatsii. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, 2(15), 94-98.
25. Anisimova, A., Echevskaya, O. (2012). «Sibiryak»: obshchnost', natsional'nost' ili «sostoyanie dushi»? Laboratorium. Zhurnal sotsial'nykh issledovanii, (3), 11-41.
26. Batashev M.S. Etnicheskaya istoriya korennykh narodov Eniseiskogo uezda XVII veka i ikh sud'by /Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. – Gumanitarnye nauki. – 2013. – T.6.-№ 6. – S. 842-869.
27. Bell, E, Braimen, A. Metod sotsial'nykh issledovanii. Gruppy, organizatsii i biznes, Khar'kov, 2012, 776 s.
28. Belozerova, M.V. (2013). K probleme ispol'zovaniya rezul'tatov sotsiologicheskikh oprosov pri issledovanii sovremennoi etnicheskoi situatsii. Mir Evrazii, (4/23), 2-5.
29. Belyanskaya, M.Kh. (2013). Olekminskie evenki: statisticheskoe, istoriko-kul'turnoe issledovanie. Vestnik Severo-vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova, 2(10), 165-170.
30. Berri, Dzh. V., Dasen, P.R., Purtinga, A.Kh., Sigal, M.Kh. Kross-kul'turnaya psikhologiya. Issledovaniya i primenenie, Khar'kov, 2007, 560 s.
31. Bibikov, G.N. (2011). Terminologicheskaya bor'ba za kul'turu: sovremennye podkhody k izucheniyu kul'turnykh protsessov. Observatoriya kul'tury, (1), 19-25.
32. Bidnaya, K.V. (2013). Traditsionnaya kul'tura i sovremennaya sotsial'naya organizatsiya evenkov. Arktika i Sever, (12), 70-77.
33. Boronoev, A.O. (2010). Problemy dinamiki Sibirskoi identichnosti. Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana), (3), 81-85.
34. Branchun, T.A. (2010). Chukotskii shamanizm: religioznaya i sotsial'no-kul'turnaya funktsii. Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov, (3), 34-44.
35. Bukharova E.B. Otsenka strategicheskogo vliyaniya asimmetrii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya na predprinimatel'skii klimat v regione / Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. – Gumanitarnye nauki. – 2012. – T.5.-№ 12. – S. 1843-1849.
36. Vasil'eva, R.I., Degtyareva, M.G., Ivanova, N.I., Semenova, L.N. Sovremennaya etnoyazykovaya situatsiya v respublike Sakha (Yakutiya): sotsiopsikholingvisticheskii aspekt, Novosibirsk, 2013, 252 s.
37. Velichko, N.I. (2010). Etnichnost' kul'tury kak predmet etnokul'turologicheskogo issledovaniya. Obshchestvo. Sreda. Razvitie (terra humana), (3), 198-201.
38. Vinogradova, S.N. (2012). Korennye narody Severa v issledovaniyakh MTsNKO i TsGP KNTs RAN. Vestnik Kol'skogo nauchnogo tsentra RAN, (4/11), 3-7.
39. Vinogradova, S.N. (2012). Saamskie issledovaniya v MTsNKO i TsGP KNTs RAN: Istoriya stanovleniya i osnovnye rezul'taty pyatnadtsati let raboty. Trudy Kol'skogo nauchnogo tsentra RAN, (1/12), 87-101.
40. Vinokurova, E.P. (2008). Kul'turnye vozmozhnosti etnosa. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, (70), 122-125.
41. Vladislavleva, T.B. (2011). Kul'turno-istoricheskoe nasledie kak resurs innovatsionnogo razvitiya korennykh malochislennykh narodov Severa. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta, (608), 9-20.
42. Volzhanina, E.A. (2009). Sovremennye etnosotsial'nye protsessy sredi nentsev Yamala v usloviyakh promyshlennogo osvoeniya. Problemy istorii, filologii, kul'tury, (25), 355-358.
43. Goncharov A.E. Transsibirskaya zheleznaya doroga i Severnyi morskoi put' / Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. – seriya «Gumanitarnye nauki». – 2013. – T.6.-№ 1. – S. 31-42.
44. Guzenina, S.V. (2012). Kul'turnaya samobytnost' v fokuse sovremennykh nauchnykh issledovanii. Analitika kul'turologii, (24), 109-112.
45. Dallmann, V., Goldman, Kh. (2003). Korennoi – mestnyi-aborigennyi: putanitsa i problemy perevoda. available at: http://www.npolar.no/ansipra/russian/Items/ConfusionR.html.
46. Danileiko V.A. Gosudarstvennye uchrezhdeniya i nauchnye organizatsii i ikh rol' v etnograficheskom izuchenii severa sibiri (1920–1930-e gg.) /Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. – Gumanitarnye nauki. – 2013. – T.6.-№ 6. – S. 798-815.
47. Ermoshin, M.Yu. (2008). Metod latentnogo interv'yu kak istochnik ekspertnoi informatsii pri issledovanii zakrytykh sotsial'nykh grupp. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, (55), 113-116.
48. Zamaraeva Yu.S. Istoriograficheskii obzor podkhodov i kontseptsii po probleme migratsii v zarubezhnykh i rossiiskikh issledovaniyakh XX veka / Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. – Gumanitarnye nauki. – 2010. – T.3.-№ 3. – S. 437-444.
49. Zamaraeva, Yu.S. (2010). Aktual'nost' issledovaniya otnosheniya migranta i prinimayushchei sredy v sovremennoi filosofii kul'tury. Nauka i sovremennost', (5-3), 96-100.
50. Il'beikina M.I. Tsivilizatsionnaya napravlennost' naseleniya Ob''edinennogo Krasnoyarskogo kraya: zhiteli goroda Krasnoyarska v vozraste ot 15 do 60 let /Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. – Gumanitarnye nauki. – 2011. – T. 4.-№ 6. – S. 846-864.
51. Il'in, V.I. Dramaturgiya kachestvennogo polevogo issledovaniya, SPb, 2006, 256 s.
52. Karlova O.A. S Zapada na Vostok: dve vetvi mirovoi elity / Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. – Gumanitarnye nauki. – 2010. – T. 3.-№ 2. – S. 161-168.
53. Karlova O.A., Koptseva N.P., Kirko V.I., Reznikova K.V., Zamaraeva Yu.S., Sertakova E.A., Kistova A.V., Moskvich Yu.N., Viktoruk E.N., Viktoruk E.A., Tarasova M.V., Komaritsyn S.G., Pavlova I.P., Pavlov P.P. , Shishatskii N.G., Nevzorov V.N. Novoe budushchee Sibiri: ozhidaniya, vyzovy, resheniya: monografiya Krasnoyarsk: Sib. feder. un-t, 2013.
54. Karpova, N.P. (2011). Issledovanie sokhraneniya i razvitiya kul'turnogo naslediya korennykh narodov respubliki Sakha (Yakutiya). Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem, 1(5), 273-275.
55. Kvale, S. Issledovatel'skoe interv'yu. M., 2009, 301 s.
56. Kirko V.I., Beloshapkin V.V., Belova E.N. Innovatsionnoe razvitie territorii Krasnoyarskogo kraya na baze servisnykh tsentrov KGPU im. V.P. Astaf'eva – vozmozhnosti realizatsii biznes-modeli «Troinoi spirali» G. Itskovicha /Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. – Gumanitarnye nauki. – 2013. – T. 6. – № 10. – S. 1507-1513.
57. Kirko, V.I., Verkhovets, S.V., Keush, A.V. (2010). Rol' federal'nykh universitetov v formirovanii innovatsionnoi regional'noi struktury (na primere Sibirskogo federal'nogo universiteta). Innovatsii, (10), 60-64.
58. Kirko, V.I., Zakharova, K.N. (2013). Traditsionnaya khozyaistvennaya deyatel'nost' – etnosokhranyayushchii obraz zhizni. Arktika i Sever,(12), 24-31.
59. Kistova A.V., Kushnareva A. V. Formirovanie obshcherossiiskoi natsional'noi identichnosti v protsesse razvitiya khudozhestvennogo obraza. Analiz zhivopisnogo proizvedeniya Vasiliya Ivanovicha Surikova «Boyarynya Morozova» /Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. – Gumanitarnye nauki. – 2011. – T. 4.-№ 12. – S. 1669-1683.
60. Kistova, A.V. (2013). Metodologicheskoe znachenie «ponimayushchei germenevtiki» Vil'gel'ma Dil'teya dlya sotsial'no-filosofskogo issledovaniya sovremennykh sotsiokul'turnykh fenomenov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, (3), 450.
61. Klachkov P.V. Filosofskaya antropologiya i problema tselostnosti gosudarstva / Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. – Gumanitarnye nauki. – 2013. – T.6.-№ 4. – S. 533-543.
62. Kozhevnikova, E.A. (2013) Etnokul'turnye faktory proektnoi deyatel'nosti v Rossii: problemy i instrumenty (chast' 2). Upravlenie proektami i programmami, (3), 218-226.
63. Kozhevnikova, E.A. (2013). Etnokul'turnye faktory proektnoi deyatel'nosti v Rossii: problemy i instrumenty (chast' 1). Upravlenie proektami i programmami, (2), 114-122.
64. Kokoshin, A.A. Stsenarii razvitiya Vostochnoi Sibiri i Dal'nego Vostoka v kontekste politicheskoi i ekonomicheskoi dinamiki Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona do 2030 goda: analiticheskii doklad, Moskva, Irkutsk, 2011, 120 s.
65. Koptseva N.P., Amosov A.E., Kirko V.I., Libakova N.M., Reznikova K.V., Sertakova K.V., Pimenova N.N., Kistova A.V., Bokova V.I., Semenova A.A. (Otv. red. N.P. Koptseva). Korennye malochislennnye narody Severa i Sibiri v usloviyakh global'nykh transformatsii (na materiale Krasnoyarskogo kraya). Chast' 1. Kontseptual'nye i metodologicheskie osnovy issledovaniya. Etnokul'turnaya dinamika korennykh malochislennykh narodov Krasnoyarskogo kraya. – Krasnoyarsk: izd-vo Sibirskii federal'nyi un-t, 2012. 640 s.
66. Koptseva N.P., Pimenova N.N., Luzan V.S., Semenova A.A., Sertakova E.A. Etnoobrazuyushchie mekhanizmy i formy samosoznaniya korennykh narodov v usloviyakh vneshnego tsivilizatsionnogo davleniya (na primere yakutskogo etnosa) / Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. – Gumanitarnye nauki». – 2012. – T. 5, № 7. – S. 988-1004.
67. Koptseva N.P., Sertakova E.A., Il'beikina M.I., Reznikova K.V., Luzan V.S., Zamaraeva Yu.S., Libakova N.M., Semenova A.A. Kul'tura korennykh i malochislennykh narodov Severa v usloviyakh global'nykh transformatsii: monografiya [otv. Red. N.P. Koptseva.]. – SPb: Eidos, 2011. 174 s.
68. Koptseva, N.P. (2007). Integratsiya gumanitarnogo obrazovaniya v Sibirskom federal'nom universitete. Vysshee obrazovanie segodnya, (4), 6-8.
69. Koptseva, N.P. (2007). Teoriya i praktika innovatsionnoi obrazovatel'noi programmy po esteticheskomu tsiklu distsiplin. Vysshee obrazovanie segodnya, (12), 9-13.
70. Koptseva, N.P. (2012). Kul'turologicheskaya baza formirovaniya obshcherossiiskoi natsional'noi identichnosti v Sibirskikh regionakh Rossiiskoi Federatsii. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7. Filosofiya, sotsiologiya i sotsial'nye tekhnologii, (3), 11-15.
71. Koptseva, N.P. (2012). Metodologicheskie vozmozhnosti sotsial'noi (kul'turnoi) antropologii dlya sovremennykh kul'turnykh issledovanii. Filosofiya i kul'tura, (10), 9-18.
72. Koptseva, N.P. (2012). Problema metodologii sovremennykh kul'turnykh issledovanii: vozmozhnosti klassicheskoi britanskoi sotsial'noi antropologii. Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, (4), 89-104.
73. Koptseva, N.P. (2013). Provedenie eksperimental'nogo prikladnogo kul'turnogo issledovaniya mezhkul'turnoi kommunikatsii: fokus-gruppy, lichnoe interv'yu, anketirovanie, poluchenie ekspertnogo mneniya (na materiale issledovaniya Krasnoyarskogo kraya). Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, (3), 410.
74. Koptseva, N.P. , Luzan, V.S. Gosudarstvennaya kul'turnaya politika v Sibirskom federal'nom okruge: kontseptsii, problemy, issledovaniya: monografiya. Krasnoyarsk, 2012.
75. Koptseva, N.P. i Nevol'ko, N.N. (2012). Vizualizatsiya etnicheskikh traditsii v zhivopisnykh i graficheskikh proizvedeniyakh khakasskikh masterov. Iskusstvo i obrazovanie, (1), 27.
76. Koptseva, N.P., Libakova, N.M. (2013). Produktivnost' gendernogo podkhoda dlya gumanitarnykh issledovani. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, (1).
77. Korchak, E.A. (2013) Korennye narody Severa v gosudarstvennykh arkticheskikh strategiyakh. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, (5), 390.
78. Kremer, Yu.V. (2011). Shamanskoe tselitel'stvo, psikhoterapiya i priznanie tselitel'skikh metodik, rasprostranennykh sredi korennykh narodov. Etnograficheskoe obozrenie, (3), 40-52.
79. Krivonogov V.P. Etnicheskoe soznanie i yazykovye protsessy u dolgan / Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. – Gumanitarnye nauki. – 2013. – T.6.-№ 6. – S. 870-881.
80. Krivonogov, V.P. Narody Taimyra (sovremennye etnicheskie protsessy). Krasnoyarsk: RIO KGPU, 2001.
81. Krivonogov, V.P. Narody Taimyra v nachale XXI veka. Krasnoyarsk: RIO KGPU, 2007.
82. Kuzivanova, O.Yu. (2012). Korennye narody: dva podkhoda, dve kontseptsii. Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta, (4-1), 249-253.
83. Kurennoi, V.A. (2012). Issledovatel'skaya i politicheskaya programma kul'turnykh issledovanii. Filosofsko-literaturnyi zhurnal Logos, (1/85), 14-79.
84. Kuropyatnik, M.S. (2002). Ot stigmy k samoutverzhdeniyu: ponyatie «korennoi narod» v sovremennom diskurse. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii, (5/1), 161-173.
85. Kuropyatnik, M.S. Korennye narody v protsesse sotsial'nykh izmenenii. SPb, 2005, 240 s.
86. Kyrgys Z. K. Kul'tura Tuvy i ee issledovateli (S.I. Vainshtein) / Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. – Gumanitarnye nauki. – 2010. – T.3.-№ 1. – S. 110-115.
87. Larina, T.I. (2013). Opredelenie kachestva sotsiologicheskogo instrumentariya na osnove analiza neverbal'nykh reaktsii respondentov (rezul'taty eksperimenta). Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny, (5/117), 026-031.
88. Latushko, Yu.V. (2010). Natsional'no-kul'turnoe vozrozhdenie v posttraditsionnykh obshchestvakh (problema kachestvennoi i kolichestvennoi otsenki). Rossiya i ATR, (2), 173-180.
89. Ledovskikh, N.P. (2013). Metodologicheskie osnovaniya issledovaniya fenomenov kul'tury. Rossiiskii nauchnyi zhurnal, (1/32), 095-100.
90. Libakova N.M., Koptseva N.P. Otechestvennaya kul'tura rubezha XIX – XX vv. v poiskakh istiny. Istinnost' real'nogo bytiya cheloveka v filosofii vseedinstva Vladimira Solov'eva i tvoreniyakh russkoi zhivopisi / Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. – Gumanitarnye nauki – 2009. – T. 2, № 1. – S. 67-83.
91. Libakova, N.M. Modifikatsii gendernykh obrazov v rossiiskoi kul'ture kontsa XIX-nachala XXI vv.: dissertatsiya ... kandidata filosofskikh nauk : 24.00.01. Krasnoyarsk, 2011. 155 s.
92. Luzan, V.S. (2013). Konteksty ponimaniya intellektual'nogo dosuga v sovremennykh rossiiskikh issledovaniyakh. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva, 4 (26), 175-178.
93. Luzan, V.S. Sotsial'no-filosofskii analiz dinamiki gosudarstvennoi kul'turnoi politiki Rossiiskoi Federatsii: dissertatsiya ... kandidata filosofskikh nauk : 09.00.11. Krasnoyarsk, 2011. 170 s.
94. Lukina, M.M. Tekhnologiya interv'yu. M, 2008, 188 s.
95. Makarov, N.P. Drevnie etapy kul'turogeneza narodov Krasnoyarskogo kraya /Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. – Gumanitarnye nauki. – 2013. – T. 6.– № 6. – S. 816-841.
96. Mal'tsev, O.V. (2013). Prazdnichnaya kul'tura nanaitsev v sovremennykh usloviyakh: sotsiokul'turnyi aspekt. Vestnik tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya, (4/24), 68-71.
97. Malyanov, E.A. (2010). Sotsial'no-kul'turnaya innovatika kak napravlenie nauchnykh issledovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, (2), 96-98.
98. Markhinin, V.V., Udalova, I.V. (2012). Korennye narody Yugry v sisteme mezhetnicheskikh otnoshenii. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya, (1), 56-63.
99. Merton, R., Fiske, M., Kendall, P. Fokusirovannoe interv'yu, M., 1991, 86 s.
100. Murashko, O.A., Dallmann, V.K. (2011). Transformatsii traditsionnogo obraza zhizni i pitaniya korennogo naseleniya nenetskogo avtonomnogo okruga. Vestnik moskovskogo universiteta. Seriya 23: Antropologiya, (4), 4-24.
101. Myagkov, A.I., Zhuravleva, I.V. (2005). O stile interv'yuirovaniya i ego rezul'tatakh. Vestnik tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, (2), 52-61.
102. Nafanailova, M.S. (2008). Osobennosti strategii Ya-kontseptsii predstavitelei etnosa Sakha. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, (61), 436-439.
103. Nakhodkina A.A. Sposoby perevoda yakutskikh imen sobstvennykh na angliiskii yazyk (na materiale eposa P.V. Ogotoeva «Eles Bootur») / Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. – seriya «Gumanitarnye nauki». – 2012. – T.5.-№ 4. – S. 469-478.
104. Nevol'ko N.N. Vizualizatsiya etnicheskoi temy v zhivopisnykh i graficheskikh proizvedeniyakh iskusstva khakasskikh masterov / Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. – Gumanitarnye nauki – 2011. – T. 4, № 8. – S. 1109 – 1126.
105. Nemirovskaya A.V. Osobennosti sotsial'noi struktury Krasnoyarskogo regiona / Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. – Gumanitarnye nauki.-2012. – T.5.-№ 4. – S. 594-604.
106. Nikaeva, T.M. (2013). Etnicheskie stereotipy v obraze mira russkikh, yakutov, evenkov i evenov. Vestnik Severo-vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova, 3(10), 75-81.
107. Nikonova, A.A. (2009). Kul'turnoe nasledie i formirovanie identichnosti. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 6: Filosofiya. Kul'turologiya. Politologiya. Pravo. Mezhdunarodnye otnosheniya, (2), 203-209.
108. Novikova, N.I. (2013). Zashchita kul'turnogo naslediya korennykh malochislennykh narodov severa v kontekste promyshlennogo osvoeniya. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, Filologiya, (3), 93-101.
109. Novikova, N.I., Stepanov V.V. (2010). Indikatory kachestva zhizni korennykh malochislennykh narodov Severa Sakhalinskoi oblasti. Issledovaniya po prikladnoi i neotlozhnoi etnologii, (217), 3 – 41.
110. Oaprina, D.A. (2010). Adaptatsiya eskimosov nunavuta k novym sotsiokul'turnym realiyam. Etnograficheskoe obozrenie, (5), 89-106.
111. Pal'chin S.Ya. Nyneshnie sotsial'nye i ekonomicheskie dannye o korennykh malochislennykh narodakh Severa s 2012 goda / Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. – Gumanitarnye nauki. – 2013. – T. 6. – № 6. – S. 913-924.
112. Permilovskaya, A.B. (2013). Avtorskaya kontseptsiya v issledovanii narodnoi arkhitektury russkogo severa. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik, 2(1), 213-217.
113. Pimenova N.N., Marysheva A.V. Derevyannoe zodchestvo Krasnoyarska kak prostranstvo protsessov territorial'noi i etnokul'turnoi identichnosti / Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. – Gumanitarnye nauki – 2011. – T. 4, № 12. – S. 1784-1793.
114. Poddubikov, V.V. (2012). Korennye narody na puti ustoichivogo razvitiya: traditsionnoe prirodopol'zovanie i problemy sokhraneniya prirodno-kul'turnogo naslediya (opyt Altae-Sayanskogo ekoregiona). Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem, (3), 55.
115. Pozdnyakova, O.A., Reznikova, K.V. (2013). Osobennosti sub''ektov khudozhestvennoi kinokommunikatsii. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, (4), 385.
116. Popova, G.S. (2013). Etnokul'turnaya identifikatsiya v usloviyakh sovremennogo sotsiuma. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem, (2/22), 40.
117. Razumovskaya V.A. Kul'turnaya informatsiya/pamyat' i esteticheskaya informatsiya v khudozhestvennom perevode / Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. – Gumanitarnye nauki. – 2012. – T.5.-№ 6. – S. 839-852.
118. Reznikova K.V. Sokhranenie i transformatsiya nekotorykh aspektov traditsionnogo obraza zhizni korennykh i malochislennykh narodov Severa, prozhivayushchikh v naselennykh punktakh (poselkakh) Farkovoi i Turukhansk / Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. – Gumanitarnye nauki. – 2013. – T.6. – № 6. – S. 925-939.
119. Reznikova, K.V. Sotsial'noe konstruirovanie obshchenatsional'noi identichnosti v Rossiiskoi Federatsii: avtoreferat dis. ... kandidata filosofskikh nauk: 09.00.11. Krasnoyarsk, 2012. 20 s.
120. Rizman, L.M. (2009). K voprosu o kachestvennykh metodakh v istoricheskom issledovanii: glubinnoe interv'yu. Problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri, (1), 259-260.
121. Rodionova, D.D. Poddubikov, V.V. (2012). WEB-entsiklopediya «Vydayushchiesya deyateli nauki i kul'tury-predstaviteli korennykh narodov rossiiskogo Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossii»: prezentatsiya vklada etnosov aziatskoi chasti Rossii v razvitie kul'tury, iskusstv i nauchnogo znaniya. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya.(6/37), 401-403.
122. Samsitova, L.Kh. (2012). Sushchnost' i spetsifika kul'turnykh kontseptov v yazykovoi kartine mira. Vestnik bashkirskogo universiteta, 3(17), 1529-1532.
123. Semenova A.A. Ponyatie «kontsept» kak osnova sovremennoi kul'turologii /Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. – Gumanitarnye nauki. – 2009. – T.2.-№ 2. – S. 234-246.
124. Semenova, A.A. (2012). Vizual'naya kul'tura modernizirovannogo sotsiuma. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7. Filosofiya, sotsiologiya i sotsial'nye tekhnologii, (3), 141-149.
125. Semenova, A.A. Modifikatsii drevnerusskogo kontsepta "gosudarstvo" v rossiiskoi kul'ture XXI veka : metodologicheskii aspekt : dissertatsiya ... kandidata filosofskikh nauk : 24.00.01. Krasnoyarsk, 2009. 198 s.
126. Semenova, A.A., Gerasimova, A.A. (2013). Osobennosti tvorcheskogo metoda Sergeya Anufrieva. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, (2), 542.
127. Sertakova, E.A. (2010). Funktsionirovanie proizvedenii iskusstva v seti Internet. Nauka i sovremennost', (3-1), 64-68.
128. Sertakova, E.A. (2012). Kul'turnaya geografiya A. Lefevra v svete gumanitarnykh issledovanii sotsial'nogo prostranstva goroda. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, (3), 24-26.
129. Sertakova, E.A. (2013). Issledovanie «goroda» v klassicheskikh kontseptsiyakh zarubezhnykh uchenykh. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. (4), 381.
130. Sokolova, F.Kh. (2013). Korennye malochislennye narody Arktiki: kontsept, sovremennoe sostoyanie kul'tury. Arktika i Sever, (12), 51-69.
131. Solov'eva, A.N. (2009). Kul'turnye razlichiya kak osnova etnicheskoi identichnosti v kontekste globalizatsii. Mir psikhologii, (3), 23-34.
132. Solov'eva, A.N. (2011). «Etnicheskaya subkul'tura»: kontseptualizatsiya etnichnosti v kontekste kul'turnykh razlichii. Mezhdunarodnyi zhurnal issledovanii kul'tury, (1), 6-14.
133. Surmanidze, L.D. (2004). Kul'tura: sovremennye empiriko-issledovatel'skie tendentsii. Chelovek: sootnoshenie natsional'nogo i obshchechelovecheskogo. Sb. materialov mezhdunarodnogo simpoziuma (g. Zugdidi, Gruziya, 19–20 maya 2004 g.), (2), 225 – 238.
134. Tatarintsev, V.O. (2010). Religiovedcheskii i kul'turologicheskii podkhody pri izuchenii traditsionnogo ekologicheskogo soznaniya korennykh narodov Severa. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, (137), 78-83.
135. Terebikhin, N.M. (2008). Religiozno-etnicheskoe prostranstvo Severa kak sobor narodov, religii i kul'tur. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, (3), 72-77.
136. Uvarova, T.B. (2011). Etnologicheskaya ekspertiza v issledovaniyakh korennykh malochislennykh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka. Novyi istoricheskii vestnik, (29), 129-134.
137. Ulturgasheva, N.T. (2010). Osobennosti sovremennykh issledovanii traditsionnoi kul'tury narodov Sibiri. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, (13), 39-48.
138. Ulyashev, O.I. (2011). «Den' serediny leta»: traditsiya v zhizni i zhizn' v traditsii severnykh khantov. Etnograficheskoe obozrenie, (4), 7-14.
139. Ushnitskii, V.V. (2012). Formirovanie magistral'noi yakutskoi kul'tury. Etnograficheskoe obozrenie, (5), 158-170.
140. Khabek, O., Vitebski, P., Komaroff, Zh., Kostopulos, A., Navarete, F. (2009). Etnograficheskie issledovaniya na Severe i ikh vklad v global'nuyu antropologiyu: popytka otsenit' sovremennuyu situatsiyu. Problemy istorii, filologii, kul'tury, (25), 371-373.
141. Kharamzin, T.G., Kharamzin V.T. (2011). Sotsiologiya kul'tury korennykh malochislennykh narodov Severa: k teorii voprosa. Vestnik ugrovedeniya, (1), 174-178.
142. Khomushku O.M. Shamanizm kak mirovozzrencheskaya osnova etnokul'turnykh traditsii narodov Sayano-Altaya v sovremennom obshchestve / Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. – Gumanitarnye nauki. – 2010. – T.3.-№ 1. – S. 94-100.
143. Khrenov, N.A. (2005). Traditsionnaya kul'tura v epokhu globalizatsii. Traditsionnaya kul'tura, (2), 52-59.
144. Chekhovskii, I.V. (2009). Interv'yu kak sposob polucheniya informatsii v kachestvennoi strategii issledovatel'skogo poiska. Vestnik rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya, (4), 20-25.
145. Chekhovskii, I.V. (2013). Metod fokus-grupp: etapy realizatsii issledovaniya. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: sotsiologiya, (4), 145-155.
146. Chekhovskii, I.V. Metod fokus-grupp. dissertatsiya kand. sotsiol. n., Moskva, 2011, 155 s.
147. Churakova, O.V. (2010). Simvolicheskie reprezentatsii zhenskogo v traditsionnykh kul'turakh Evropeiskogo Severa. Problema sokhraneniya etnogendernoi identichnosti severyanok. Mezhdunarodnyi zhurnal issledovanii kul'tury, (1), 106-111.
148. Shteinberg, I.E. (2011). Vos'mikonnaya model' vyborki dlya issledovatel'skogo interv'yu. available at: http://fieldsociology.blogspot.ru/2011/12/blog-post.html.
149. Yudin, V.I. (2013). Kul'tura i yazyk naroda saami v sisteme gosudarstvennoi politiki stran Severnoi Evropy. Vestnik moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, (4/54), 50-55.
150. Yausheva, A.A (2007). Formirovanie vyborki: poisk novykh vozmozhnostei. SOTsIS. Sotsiologicheskie issledovaniya, (8), 90-96.
151. N.P. Koptseva Metodologicheskie vozmozhnosti
sotsial'noi (kul'turnoi)
antropologii dlya sovremennykh
kul'turnykh issledovanii // Filosofiya i kul'tura. - 2012. - 10. - C. 9 - 18.

152. Barbashin M.Yu. Issledovaniya etnogeneza v sovremennoi
etnosotsiologii: obshchie voprosy metodologii // Politika i Obshchestvo. - 2013. - 7. - C. 877 - 883. DOI: 10.7256/1812-8696.2013.7.9101.

153. Koptseva N.P. Sovremennye kul'turnye praktiki sokhraneniya etnicheskoi identichnosti korennykh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka v Respublike Buryatiya // NB: Kul'tury i iskusstva. - 2014. - 1. - C. 17 - 30. DOI: 10.7256/2306-1618.2014.1.10989. URL: http://www.e-notabene.ru/ca/article_10989.html
154. Koptseva N.P. K voprosu o kontseptual'nykh osnovaniyakh stroitel'stva obshchenatsional'nogo rossiiskogo gosudarstva // NB: Problemy obshchestva i politiki. - 2014. - 1. - C. 1 - 14. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.1.10928. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_10928.html
155. Koptseva N.P. K voprosu o sokhranenii i vosproizvodstve traditsionnoi kul'tury korennykh malochislennykh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka v Sibirskom federal'nom okruge // NB: Problemy obshchestva i politiki. - 2013. - 12. - C. 1 - 16. DOI: 10.7256/2306-0158.2013.12.10768. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_10768.html
156. Koren' R.V. Tsivilizatsiya v rakurse etnogeneza kak istochnika kul'tury // NB: Problemy obshchestva i politiki. - 2013. - 6. - C. 159 - 192. DOI: 10.7256/2306-0158.2013.6.715. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_715.html
157. N.P. Koptseva, V.P. Lozinskaya, A.A. Makhonina Problema kul'turnykh tsennostei
i ee reshenie v filosofii
Genrikha Rikkerta // Filosofiya i kul'tura. - 2013. - 7. - C. 974 - 984. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.7.6862.

158. M.R. Shagiakhmetov Mirovozzrenie i metodologiya // Filosofiya i kul'tura. - 2013. - 8. - C. 1057 - 1064. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.8.4870.
159. Demetradze M.R. Problemy nesootvetstviya sotsiokul'turnoi politiki Rossii protsessov global'noi modernizatsii // Pravo i politika. - 2014. - 1. - C. 23 - 30. DOI: 10.7256/1811-9018.2014.1.9546.