Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

World Politics
Reference:

Specific features of national identity in the USA and in Russia.

Rep'eva A M

lecturer, specialist of the Department of Russian Politics of the Moscow State University named after M.V. Lomonosov

000000, Russia, g. Moscow, ul. Prospekt, 27

anastasia_re89@yahoo.com
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2306-4226.2013.1.777

Received:

15-02-2013


Published:

1-03-2013


Abstract: The object of this study includes the problems of national identity formation in the USA and in Russia. The specific object is genesis, fomation and functioning of nation in the USA and in Russia. The goal of the study is to analyze the specific features and patterns of national identity formation. In accordance with this goal one may establish the following aims: (1) to view the formation of nation, as well as causes and factors, which facilitate its formation; (2) to show specific features of formation of nation in Russia and in the USA; (3) to identify the problems of nation-building in Russia and in the USA; (4) to analyze, to establish the common patterns, problems and tendencies in the nation-building in the USA and in Russia. Also in order to guarantee the formation of hte Russian nation, one needs to leave behind the old Soviet definitions of "people", "nation", "nation-state".  As it was mentioned above, for many decades the term "national" was unsterstood solely within the limits of ethnical or ethnic-cultural categories. The article includes analysis of the processes in Russia and in the USA, as well as comparative analysis of problems of identity formation in Russia and in the USA.


Keywords:

identity, ethnic group, nationalism, immigration, state, the Russian Federation, the USA, the problem issues, genesis, nation


Вопрос о формировании национальной идентичности стоит в нашей стране более 20 лет. В преамбуле к Конституции говорится о “многонациональном народе Российской Федерации” [1]. Как было нами отмечено, называть этносы “нациями” не совсем верно, так как под нацией обычно понимается сообщество граждан государства.

По мнению Валерия Тишкова, использование неправильной терминологии, явилось фактором, который привел к тому, что российское государство было подвергнуто испытаниям этнического национализма, в том числе и вооруженному сопротивлении со стороны так называемой самоопределяющейся чеченской нации.[2]

Академик Тишков полагает, что правильнее было бы воспользоваться концепцией Ильина и называть не “многонациональным народом”, а “многонародной”[3] нацией, но поскольку “коней на переправе не меняют”, то он считает необходимым более активнее и последовательней утверждать “нацию” и “национальное” в общегосударственном и гражданском смысле, при этом сохранив практику использования данного понятия в этническом смысле.

Для того чтобы существенно облегчить задачу нациестроительства в РФ необходимы собирательные образы страны и народа. Все страны мира, как правило, имеют некий самообраз, что позволяет им не ставит себя ниже соседей, помогает гражданам страны нормально чувствовать в социально-психологическом смысле, обеспечивает преданность и сплоченность населения. Так, по мнению Тишкова: ”если у большинства населения нет схожего и позитивного представления о стране и о государстве, тогда и нет этого государства”[4].

Также для обеспечения становления российской нации необходимо отходить от старых советских определений на тему, что есть народ, нация, национальное государство. Как было уже нами сказано, многие десятилетия термин “национальное” понимался исключительно в этнических или этнокультурных категориях. Даже советские юристы международно-правовые документы и декларации о самоопределение народов и так далее излагали в этническом смысле, хотя о каком едином этносе может идти речь в Индии, Китае, Испании и так далее, тут необходимо отметить ,что согласно международному праву под термином” народ понимается территориальное сообщество. [5]

Для этнонационалистов Россия не существует как национальное государство, так как они размышляют узкоэтнически, так, Рамазан Абдулатипов считал, что “если у русской нации нет “своей республики”, то нужно её создать”[6]. Рамазан Абдулатипов писал: ”у русских нет, как у других российских наций, своего отдельного, “республиканского” голоса в государственном управлении и в законодательстве”.

Другие же этнонационалисты вроде Сергея Глазьева предлагают иной путь решения проблемы, он предлагает “объявить всех жителей страны русскими”.[7]

Полагаем, что данные идеи имеет потенциальную опасность для страны, так как если предположить создание русской республике, то не совсем понятно на территориях какого субъекта или субъектов будет расположена данная республика, учитывая тот факт, что согласно данным последней переписи русские составляют 80% населения [8], также надо понимать, что такие попытки не только не решат проблему, но и серьёзно её ухудшат, так как в России проживают более 100 различных этносов и есть республики где малочисленные этносы составляют подавляющее большинство, что естественно может привести к новой волне сепаратизма в нашей стране.

Примерно такими же высказываниями пестрят различные печатные издания, которые утверждают: ”Давайте исходить из реальностей. Россия никогда не была национальным государством. И не существует такой – российской нации… Мы говорим о русской нации, о русском (российском) национальном государстве (а некоторые вопреки всем правилам логики и здравому смыслу даже говорят о России как о нации), но поскольку на самом деле ничего этого не было и нет, мы вынуждены делать разного рода оговорки… Россия была и есть то, что можно назвать территориальной империей. Территориальная империя как форма государственного устройства господствовала в мире и в Европе на протяжении столетий, причем Россия – единственная европейская территориальная империя, сохранившаяся до наших дней”. [9]

Также необходимо упомянуть о проблеме мигрантов в России. В 2002 году Россия вышла на второе место по числу иммигрантов, согласно оценке экспертов ООН, их более 13 млн. человек [10], что составляет около 9% от общего числа населения. Так, руководитель ФМС РФ Константин Ромодановский сообщил, что за счет миграции удалось покрыть 71 % естественной убыли населения РФ.

А в “докладе о международной миграции 2012”, составленной экспертами ОЭСР, утверждается, что численность временных трудовых мигрантов в России вдвое больше, чем в США [11], при этом надо учитывать что Америка считается одной из самых неблагополучных стран в этом отношении

Основная проблема иммиграции в России заключается в следующем:

1.Иммигрантам присущ совершенно другой культурный код, который отличается от культурного кода большинства населения России. Нередко, иммигранты выделяются вызывающим поведением, что естественно ведет к отторжению и неприятию их коренным населением.

2.Незнание государственного языка Российской Федерации, которое приводит к возникновению непонимания между коренным населением и мигрантами. Также стоит отметить, что иммигранты предпочитают селиться компактно, в результате чего отсутствует положительная динамика интеграции их в российское общество.

3.Большое количество преступлений совершается мигрантами. Так, согласно данным СК РФ в первом полугодии 2011 года 1/7 убийств в столице и почти половина изнасилований совершается нелегальными мигрантами [12]. Естественно такие факты лишь нагнетают межэтническую напряженность в стране.

В контексте всего сказанного мы считаем, чтобы решить проблему построение российской нации, нужно сделать на наш взгляд следующее:

1. Поддержка русского языка, который имеет статус государственного и одновременно является скрепляющим языком для всех этносов России. В этой связи необходимо отметить, что в различных субъектах Российской Федерации существуют региональные языки, которые имеют статус государственного, как например, в Татарстане [13], в результате получается то, что этносы, для которых данный язык не является родным, вынуждены его учить. На наш взгляд изучение региональных языков нужно сделать добровольным делом, но при этом всячески мотивировать на изучение данного языка и приобщение к данной культуре как к российской культуре.

2. Необходима выработка и поддержка общероссийских духовно-нравственных норм, которые будут поддерживаться путём создания различных художественных и кинематографических образов ориентированных на массовую публику.

3. Сформированная и продуманная поддержка традиционной российской культуры, путём популяризации литературы, фольклоры, живописи, кино и так далее. Тут необходимо отметить и особый статус русского языка и русской культуры, как скрепляющего ядра. Но необходимо понимать, что нельзя допускать перегибы и привилегии по отношению к какому-либо этносу, так как это может привести к негативному восприятию у других этносов, к росту экстремизма, сепаратизма и так далее.

4. Создание и оформление некого пантеона национальных героев с древнейших времен до наших дней, празднование памятных дат на должном уровне.

5. Создание и формирование общей национальной истории, в которой не будет допустимо “обливание грязью” или фальсификации какого-либо периода нашей истории, граждане должны чувствовать связь времен, общество должно быть едино как в прошлом, так и в настоящем и будущем.

6. Необходима популяризация армии и идеи защиты Отечества. Армия должна стать одним из важнейших институтов становление и социализации личности.

7.Борьба с коррупцией. Борьбе с коррупцией должен быть придан особый, важный статус, так как часто национальные конфликты возникают, когда граждане одного этноса коррупционным путём получают привилегии над гражданами другого этноса. В качестве таких примеров, можно привести события на Манежной площади.

8.Необходима введение частичной цензуры как в СМИ, так и в интернете, так как очень часто различные общественные, политические, религиозные, научные деятели позволяют себе высказывать различные резко отрицательные высказывания в сторону различных этнических, социальных, конфессиональных и иных групп, что ведёт к обострение ситуации в стране и “подливает масло в огонь”.

9. Осознание территории России, как единого целостного суверенного и демократического государства, включающие в себя разнообразные регионы.

10. Пропаганда и активное продвижение Конституции РФ и других государственных правовых норм среди различных слоев населения.

11.Придание русскому народу статуса государствообразуюшего. На наш взгляд, необходимо придания статуса государствообращующего народа русскому народу, ведь если мы проанализируем опыт Российской Империи и СССР, то мы можем сделать вывод о том, что русский народ, русская культура и русский язык всегда выступала в качестве ядра вокруг которого сплачивались остальные народы России.

12.Равенство административно-территориальных субъектов РФ. На наш, взгляд необходимо уравнять все территориальные субъекты, так как разный административно-территориальный статус создает неравенство народов России и нагнетает этническую напряженность в стране, вызывая негативную реакцию у доминирующего этноса страны. Так как он не имеет статус государствообрающего народа и у него отсутствует своя административно-территориальной единица в формате республики, это все дает плодотворную почву для различных право-радиальных движений.

13.Ужесточения миграционного законодательства, а также ответственности за нарушение административного и уголовного права для иммигрантов, совершенно недопустимо, когда иммигранты приезжающие в страну, начинают вести себя вызывающе, нарушают административное и уголовное право, провоцируют негативное отношение к себе у коренного населения, в этой связи необходимо ужесточение ответственности за такие деяния, чтобы лица уличенные в нарушении миграционного, административного и уголовного законодательств депортировались из страны и им запрещалось пожизненно въезжать в страну.

14.Необходимо внести изменения в ФЗ “О гражданстве РФ”, так как согласно закону [14], рожденные на территории РФ могут претендовать на гражданство России, что дает возможность детям таких родителей становится гражданами РФ, а их родители становятся гражданами в упрощенном порядке. Граждане, которые имеют диаметрально противоположные социальные, культурные и языковые установки, не интегрируются в российское гражданское общество.

Все эти положения необходимо проводить в жизнь комплексно, продуманно и последовательно и это, без сомнения, окажет положительное влияние на процесс нациестротельства в Российской Федерации и позволит сформировать “нацию наций”.

Проанализировав проблемы и пути их решения, которые стоят перед Россией по формированию российской нации, перейдём к рассмотрению современных проблем, которые встают перед американской нацией.

В последние 20 лет в мире все более и более актуальная встаёт национальный вопрос так В. Иорданский пишет: “В масштабе человечества национальный вопрос встает в противоборстве двух тенденций. Обе они объективны, обе реализуются в воле, поступках миллионов людей. Первая – в движении наций к самоопределению и независимости, вторая, напротив, – в стремлении к образованию крупных полиэтнических общностей, к формированию мощных "супернаций", где органично были бы соединены этносы, различные традиции и культуры” [15]. Эта тенденция затронула и США.

Современная проблема национальной идентичности в США началась после того, как они пересмотрели свою концепцию “плавильного котла”. В 1964 был принят “Акт о гражданских правах”, а в 1965 г. “Иммиграционный акт”, который положил начало массовой иммиграции, а уже в 1968 г. был принят “Акт о двуязычном образовании”. В результате были введены двуязычные образовательные программы, в основном, испаноязычные, что затормаживало, если не препятствовали их ассимиляции и соответственно интеграции в американскую нацию.

Другая проблема состояла в том, что испаноязычных иммигрантов стало довольно много и они преимущественно селились компактно на юге, тем самым образовывая диаспоры, которые, в результате принятия акта 1968 года почти невозможно было ассимилировать.

Мексиканская иммиграция отличается от всех остальных одной важной особенностью, мексиканцы прибывают из страны которая имеет непосредственные территориальные границы с США, они прибывают на территорию, которую вполне могут считать своей, так как почти весь Техас, Нью-Мексико, Аризона, Калифорния, Невада и Юта принадлежали Мексике и были захвачены у неё в ходе Техасской войны за независимость и последующей за ней Мексикано-американской войны. Питер Скерри писал: “В отличие от прочих иммигрантов, мексиканцы прибывают в США из страны, расположенной по соседству, из страны, потерпевшей военное поражение от Соединенных Штатов, и селятся в регионе, на который когда-то распространялась юрисдикция их родины. Поэтому американцам мексиканского происхождения присуще чувство нового освоения родной земли, отсутствующее у прочих иммигрантов” [16].

Чтобы решить проблему угрозу национальной идентичности США, нужно сделать следующее:

1. Необходимо отменить “акт о двуязычном образовании” от 1968 году, ибо он таит в себе одну из главных угроз для американской идентичности, так Хантигон считает, что “ язык…это основа общества” [17].

2. Необходимо принять закон об общем обязательно образовании для иммигрантов и их семей, так всего 24,3 процента [18] мексиканцев имели среднее образование. Образование является мощнейшим институтом для ассимиляции и интеграции различных этнических групп в американскую нацию.

3. Ужесточить миграционное законодательство. В случае правонарушение иммигрантом законодательства страны необходимо депортировать его вместе с членами семьи и запретить пожизненно въезжать на территорию США.

4. Ужесточение законов. Необходимо вводить уголовную ответственность для тех работодателей кто берёт на работу нелегальных иммигрантов.

5. Изменить закон о получение гражданства. Согласно этому закону любой человек родившийся на территории США автоматически становится её гражданином, даже те кто родился в семье нелегальных иммигрантов. Благодарю этому закону гражданами в 2009 году стало 350 тысяч человек [19].

7.Ужесточить процесс натурализации. Для граждан, которые претендует на гражданство США ввести обязательное условие отслужить в армии. Так как армия является важнейшим институтом в процессе интеграции человека в нацию.

Проанализировав процессы протекающие в России и США, проведем сравнительный анализ проблем в формирование идентичности в США и России:

1.Нелегальная иммиграция. Для России и для США весьма актуальны проблемы нелегальной иммиграции, Российская Федерация и Америка занимают лидирующие места по количеству легальных и нелегальных иммигрантах

2. Отсутствие сформированной политики нациестроительства.

В США, как и в России отсутствуют эффективная политика нациестроительства, что обусловлено различными причинами, в США это связано с тем, что они отошли от модели “плавильного котла” и перешли к концепции мультикультурализма, а в России это связано с распадом СССР и с довольно вялыми попытками сформировать эффективную политику нациестроительства в течение довольно продолжительного времени. Стоит отметить, что проблеме нациестроительства в России начали уделять внимание только в последние годы.

3.Сохранение идентичности иммигрантами и противопоставление их гражданам страны. Большинство иммигрантов сохраняют свою идентичность и не хотят принимать идентичность той страны, в которую приезжают, так как большинство из них предпочитают селиться компактно, в результате чего затрудняется их интеграция в общество страны, а из-за наличия иных ценностей, культуры и менталитета они противопоставляют себя гражданам страны, что создают этническую напряженность.

4.Неприятие иммигрантов гражданами страны. Поскольку большинство иммигрантов въезжают либо находятся на территории страны нелегально, то они не имеют возможности обращаться в правоохранительные органы, боясь быть депортированными на Родину, поэтому работодатели часто нарушают их права, платят им гораздо меньше, чем бы платили гражданам страны, соответственно конкуренция на рынке труда повышается и граждане в низкоквалифицированных отраслях деятельности не могут на равных конкурировать с иммигрантами. Что влечёт за собой неприятия мигрантов населением и усложняет социально-экономическое положение граждан страны, это характерно как и для США, так и для РФ.

5. Получение гражданства по рождению. В России, как и в США набирает популярность поездка в страну с целью родить детей, так как это дает возможность получения гражданства, так как нормативно-правовыми актами страны предусматривается получение гражданства, гражданам которые родились на территории государства.

6. Отсутствие эффективной миграционной политики и мер по борьбе с нелегальной миграцией. Для России, как и для США чрезвычайно актуально отсутствие эффективных мер по борьбе с нелегальной миграцией, которые позволяет попадать и задерживаться нелегальным мигрантом на территории страны, в результате отсутствия эффективной миграционной политики и пробелы в законодательстве, позволяют легализоваться некоторой категории мигрантов.

[1] Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ М.: Инфра-М, 2006.

[2]Тишков В.А. “Российская нация и российские национальности”. [Электронный ресурс] //Валерий Тишков [Сайт] URL http://www.valerytishkov.ru/engine/documents/document1257.pdf

[3]Тишков В .А. О российском народе и национальной идентичности в России. [Электронный ресурс] //Валерий Тишков [Сайт] URL http://www.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/publikacii/o_rossisko.html

[4]Тишков. В.А Российская нация как состоявшийся проект [Электронный ресурс] //Валерий Тишков [Сайт] URL http://www.valerytishkov.ru/cntnt/na_sluzhbe/v_obshestv2/rossijskay.html

[5]Там же

[6]Там же

[7]Там же

[8]Итоги всероссийской переписи населения за 2010 год. Т. 4, ч.,1 [Электронный ресурс] //Всероссийская перепись населения 2010 года [Сайт] URL http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-01.pdf

[9]Григорьев О. Россия никогда не была национальным государством. «Главная тема», июль-авг. 2005, с. 54-57.

[10]Доклад о международной миграции за 2002 год [Электронный ресурс] //ООН [Сайт] URL http://www.un.org/esa/population/publications/ittmig2002/ittmigrep2002.htm

[11]Русский обозреватель. В России самое большое количество нелегальных мигрантов. [Электронный ресурс] //Русский обозреватель [Сайт] URL http://www.rus-obr.ru/days/18751

[12]Росбалт. СК: Половина изнасилований в Москве совершены гастарбайтерами [Электронный ресурс] //Росбалт [Сайт] URLhttp://www.rosbalt.ru/moscow/2011/07/20/870977.html

[13]Республика Татарстан. Конституция (1992). Статья 8.Конституция Республики Татарстан: С изм.и доп.на 1 окт.1997г. Казань, 1997

[14]ФЗ от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О гражданстве Российской Федерации" Глава 2.Статья 12.

[15]Иорданский В. Глобальный этнический кризис, или сумерки разобщенности // МЭиМО. 1993. №12. С.84.

[16]Peter Skerry, Mexican Americans: The Ambivalent Minority (Cambridge: Harvard University Press, 1993), p. 289 also p. 21-22.

[17]Хантингтон С. Кто мы?: вызовы амер. нац. идентичности / Самюэль Хантингтон; [пер. с англ. А. Башкирова] М. : АСТ, 2008. С.250.

[18]Там же, с.366.

[19]Российская газета. Нелегала оставят без игрушки. [Электронный ресурс] //Российская газета [Сайт] URL http://www.rg.ru/2011/05/06/igrushki.html

References
1. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii. M., 1993
2. Respublika Tatarstan. Konstitutsiya (1992). Konstitutsiya Respubliki Tatarstan : S izm.i dop.na 1 okt.1997g. Kazan', 1997
3. Konstitutsiya Frantsii 1958 goda s izmeneniyami, vnesennymi 23 iyulya 2008 goda.
4. Ponyatie «natsiya». Rekomendatsiya PASE 1735 ot 26 yanvarya 2006g.
5. Tishkov V.A., Shabaev Yu.P. Etnopolitologiya: politicheskie funktsii etnichnosti. Uchebnik dlya vuzov. M., izd. MGU, 2011.
6. Tishkov V.A “Ocherki teorii i politiki etnichnosti v Rossii”. M.: Russkii mir, 1997.
7. Tishkov V.A . Etnologiya i politika : St.1989-2004 gg. / V A.Tishkov;Ros.akad.nauk.In-t etnologii i antropologii im.N.N.Miklukho-Maklaya M. : Nauka, 2005
8. Khantington S. Kto my? : vyzovy amer. nats. identichnosti / Samyuel' Khantington ; [per. s angl. A. Bashkirova] M. : AST, 2008
9. Stalin I. V., Marksizm i natsional'nyi vopros, Soch., t. 2, M., 1954
10. Berger P., Lukman T. Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti: Trak-tat po sotsiologii znaniya. M., 1995. S.
11. Karamzin M. N. Zapiski o novoei i drevnei Rossii v ee politiche-skom i grazhdanskom sootnosheniyakh.M.,1991
12. List F. Natsional'naya sistema politicheskoi ekonomii.,M. ,2005
13. Gadzhiev K. S. Amerikanskaya natsiya: natsional'noe samosoznanie i kul'tura M.,1990
14. Tishkov V. A. Rossiiskii narod i natsional'naya identichnost'. “Iz-vestiya” ot 19 iyunya 2007 g. [Elektronnyi resurs] ] //Valerii Tish-kov[Sait] URL http://www.valerytishkov.ru/cntnt/novye_publikacii/rossijskij.html
15. Gazeta "Kommersant''", №22 (4807), 08.02.2012. Rossiiskuyu natsiyu sozdadut v grazhdanskoi forme
16. Tishkov V.A. “Rossiiskaya natsiya i rossiiskie natsional'nosti” . [Elektronnyi resurs] ] //Valerii Tishkov [Sait] URL http://www.valerytishkov.ru/engine/documents/document1257.pdf
17. Tishkov V.A [Elektronnyi resurs] ] //Valerii Tishkov [Sait] URL http://www.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/publikacii/o_nacii1.html
18. Tishkov V.A . “Natsiya –eto metafora”[Elektronnyi resurs] ] //Valerii Tishkov [Sait] URL http://www.valerytishkov.ru/cntnt/novye_publikacii/naciya__et1.html
19. Prazauskas A. A. Etnos i politika : Khrestomatiya / Un-t Ros.akad.obrazovaniya;Avt.-sost.A.A.Prazauskas M. : Izd-vo URAO, 2000
20. Natsionalizm:teoriya i praktika : Sb.st. / In-t mirovoi ekonomiki i mezhdunar.otnoshenii Ros.akad.nauk;Pod red.Pozdnyakova E.A. M., 1994
21. Abdulatipov R. G. Rossiiskaya natsiya : Etnonats.i grazhd.identichnost' rossiyan v sovrem.usloviyakh / Ramazan Abdulatipov M. : Nauch.kn., 2005
22. Abdulatipov R. G. Chelovek.Natsiya.Obshchestvo M. : Politizdat, 1991
23. Granin Yu.D. Etnosy, natsional'noe gosudarstvo i formirovanie ros-siiskoi natsii : opyt filos.-metodol. issled. / Yu. D. Granin ; Ros. akad. nauk, In-t filosofii M. : IF RAN, 2007
24. Pain E. A. Mezhdu imperiei i natsiei : modernist.proekt i ego tradi-tsionalist. al'ternativa v nats.politike Rossii / Emil' Pain ; Fond "Liber.missiya" M. : Novoe izd-vo, 2004
25. Abdulatipov R. G. "Etnopolitologiya". [Uchebnoe posobie]. SPb, Pi-ter. 2004. 315 s.
26. Chertina Z. S. Plavil'nyi kotel? : Paradigmy etn.razvitiya SShA / Ros.akad.nauk.In-t vseobshch.istorii M. : IVI RAN, 2000
27. Russkaya natsiya-sistemoobrazuyushchee yadro rossiiskoi gosudarstvnno-sti.sostaviteld' sbornik E. S . Troitskii .M.AKIRN.,2007
28. Tishkov. V .A.Rossiiskaya natsiya: Stanovlenie i etnokul'turnoe mno-goobrazie/ pod red V.A.Tishkova; In-t etnologii i antropologii im. N.N Miklukho-Maklaya RAN.-M.: Nauka,2011.
29. Gosudarstvennaya politika natsiestroitel'stva v sovremennoi Rossii Materialy postoyanno deistvuyushchego nauchnogo seminara.Vypusk No 2 (40).Moskva.2011
30. Z. F. Memetova — Problema politicheskogo uchastiya molodezhi v sovremennoi rossiiskoi politike//Pravo i politika, №3-2011
31. Kokova I.V. Model' grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya podrostkov v stolichnom megapolise//Psikhologiya i Psikhotekhnika, №12-2012 36.Krasavin V.A. — Formirovanie patrioticheskogo soznaniya shkol'nikov na dokumentakh i materialakh Velikoi Otechestvennoi voiny//Pedagogika i prosveshchenie, №3-2013 37.Gulyaikhin V.N. Politika i patriotizm v sovremennoi Rossii // NB: Problemy obshchestva i politiki.-2013.-9.-C. 1-19. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_9121.html 41.Shchuplenkov O.V. Vospitanie patriotizma v novykh istoricheskikh usloviyakh // NB: Pedagogika i prosveshchenie.-2013.-3.-C. 70-112. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_555.html 42.Popov E.A. Ponyatie gosudarstva kak tsennostno-smyslovoi sistemy v filosofii prava i filosofii gosudarstvennosti // NB: Voprosy prava i politiki.-2013.-2.-C. 193-217. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_454.htmlKuyan I.A. «Natsional'nyi suverenitet»: problemy opredeleniya ponyatiya i soderzhaniya//Pravo i politika, №2-2013 43. Suslov M. G. Natsional'nye dvizheniya v istorii i sovremennosti//Politika i Obshchestvo, №12-2010 44. Parkhomenko R.N. N. Berdyaev o kul'turnom i politicheskom svoeobrazii Rossii i Evropy//Politika i Obshchestvo, №10-2012 45. Nazarov M. M. Rossiiskaya identichnost' i konfliktnoe uchastie//Politika i Obshchestvo, №7-2012 46. O. E. Noyanzina, N. P. Goncharova, G. S. Avdeeva — Etnopoliticheskii ekstremizm kak ugroza natsional'noi bezopasnosti Rossii//Natsional'naya bezopasnost' / nota bene, №2-2012 47. Parkhomenko R.N. «Russkaya ideya» v sovremennom mire//Pedagogika i prosveshchenie, №4-2011 48. Gurevich P.S. «Psikhologiya narodov» i natsionalizm//Psikhologiya i Psikhotekhnika, №2-2009 49 Manoilo A.V. — Geopoliticheskaya kartina sovremennogo mira//Natsional'naya bezopasnost' / nota bene,-№5-2013.-str. 149-155,-DOI: 10.7256/2073-8560.2013.5.939 50. Shchuplenkov O.V. Imperativy natsional'noi idei // NB: Filosofskie issledovaniya.-2013.-2.-C. 122-164. URL: http://www.e-notabene.ru/fr/article_329.html 51. Parkhomenko R.N. Natsional'naya ideya i sovremennost' // NB: Pedagogika i prosveshchenie.-2012.-1.-C. 79-105. DOI: 10.7256/2306-4188.2012.1.135. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_135.html 52. Ursul A.D. Natsional'naya ideya i global'nye protsessy: bezopasnost', ustoichivoe razvitie, noosferogenez // NB: Natsional'naya bezopasnost'.-2013.-2.-C. 1-66. URL: http://www.e-notabene.ru/nb/article_541.html