Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

PHILHARMONICA. International Music Journal
Reference:

Асафьев Б.В. О музыке в «Горе уму»

Abstract: Предметом рассмотрения стала статья Б.В. Асафьева по поводу постановки комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», осуществленной В.Э.Мейерхольдом в 1928 г. Асафьев, знаменитый российский и советский историк и теоретик музыки, известный композитор, также принимал участие в создании этого спектакля: он подбирал музыку, рисующую внутренний облик героев. Задачей публикуемой статьи стала его аргументация этого подбора, в наибольшей степени того, как складывался психологический облик главного героя - Чацкого. Особо важным доводом стало утверждение Асафьева о музыкальных характеристиках как наиболее действенных в проявлении характера героя. Методы, которыми пользуется автор статьи, - и исторические, и музыкально-аналитические, и театроведческие. Сопоставляются эпоха Sturm und Drang, времена Моцарта. Бетховена, Шуберта, немецкой Lied. Аналитически углубляясь в музыку Бетховена, автор подчеркивает ее многообразие, а обращаясь к Моцарту, выделяет в ней не солнечность, а, наоборот, черты «мировой скорби». В театроведческом плане Асафьев сопоставляет как непримиримые образы Чацкого и Фамусова, уделяет внимание логике диалогов и ансамблей, темпам развития сценического действия. Свойственным Асафьеву методом выступает и интонационный анализ. Он демонстрирует, например, интонации французских «веселеньких» песенок, отобранных для передачи уличной и салонной пошлости. В итоге, характеризуя знаменитую комедию Грибоедова через звучание музыки, Асафьев развертывает широкую музыкальную панораму, куда входят помимо названных композиторов, также И.С.Бах, Фильд, Вагнер. Публикация этой забытой статьи проливает свет на сотрудничество Асафьева с Мейерхольдом и в театральном плане и как этап в развитии интонационной теории Асафьева.


Keywords:

Griboedov, Betkhoven, muzyka, dramaticheskii teatr, improvizatsiya, russkii chelovek


This article can be downloaded freely in PDF format for reading. Download article


References
1. Orlova E. M. Intonatsionnaya teoriya Asaf'eva kak uchenie o spetsifike muzykal'nogo myshleniya. M., 1984. S. 232–233.
2. Moskovskaya konservatoriya. Ot istokov do nashikh dnei. 1866–2006: Biograficheskii entsiklopedicheskii slovar'. M., 2007. S. 400–401).
3. Gladkov A. K. Meierkhol'd. T. 1. M., 1990. C. 254–255).
4. Vstrechi s Meierkhol'dom. M., 1967. S. 493.
5. Meierkhol'd repetiruet. T. 1. M., 1993. C. 171–174.
6. Pis'mo B. V. Asaf'eva k V. E. Meierkhol'du ot 5 aprelya 1927 g. (Meierkhol'd V. E. Perepiska. M.: Iskusstvo, 1976.).
7. Igor' Glebov. Muzyka v drame (o «Revizore» V. E. Meierkhol'da) // Meierkhol'd v russkoi teatral'noi kritike: 1920–1938. C. 212–214.
8. Osinskii N. [Obolenskii V. V.] «Gore umu», ili Meierkhol'dovy prichudy // Izvestiya. 1928. 15 marta. Tsit. po: «Gore ot uma» na russkoi i sovetskoi stsene. M., 1987. S. 258.
9. Garin E. P. S Meierkhol'dom. M., 1974. S. 96–97.
10. Meierkhol'd V. E. Doklad o «Revizore» (24 yanvarya 1927 goda) // Meierkhol'd V. E. Stat'i, pis'ma, rechi, besedy. Ch. 2. M., 1968. S. 140.
11. Fevral'skii A. V. Zapiski rovesnika veka. M., 1976. C. 254–255