Library
|
Your profile |
Psychologist
Reference:
Mansurov E.I.
The Principle of Synchronicity in Analysis of Coincidences Between Events Described by Science Fiction Novels and Real History of Space Exploration
// Psychologist.
2013. № 3.
P. 306-325.
DOI: 10.7256/2306-0425.2013.3.631 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=631
The Principle of Synchronicity in Analysis of Coincidences Between Events Described by Science Fiction Novels and Real History of Space Exploration
DOI: 10.7256/2306-0425.2013.3.631Received: 15-02-2013Published: 1-03-2013Abstract: The author of the article offers an original approach to implementing the principle of synchronicity introduced by Carl Gustav Jung as well as the concept of mental models of the highest order described by T. Berezina in analyzing science fiction novels. The analysis covers novels written by Arkady and Boris Strugatsky and stories by E. Marinina. The author analyzes coincidences between names of space explorers in science fiction and astronauts who lived in reality. Based on the analysis, the author makes a forecast about possible participants of future cosmic events. The author also analyzes such events as a trip to Mars and a birth of a child in space. The author focuses on the coincidences between imaginary events describing space exploration at the XX - XXI centuries and actual episodes of space exploration programs. These coincidences are explained based on Carl Gustav Jung's idea about the common semantic field. The author also explains this phenomenon from the point of view of quantum physics and the theory of mental images of the highest order. Keywords: aerospace history, unconsciousness, prediction, consciousness, science fiction, mental image, principle of synchronicity, synchronicity, psychology, coincidencesПринцип синхронности. Принцип синхронности как существенная альтернатива линейной причинно-следственной связи был впервые подробно описан К.Г.Юнгом. Согласно Юнгу, синхронность не причинно-следственный связующий принцип, который относится к важным совпадениям событий, разделенных во времени и пространстве. Юнг интересовался теми совпадениями, в которых различные внешние события имели осмысленную связь с внутренними переживаниями, например, с фантазиями. Именно эти совпадения Юнг назвал синхронностью. Принцип синхронистичности также можно рассматривать, как необычную возможность получить информацию. В своих работах по данной теме Юнг приводит примеры, когда синхроничность проявлялась в форме сновидений или физических событий реального мира [15]. Вообще К. Юнг выделял три вида синхроничности. Первый состоит в совпадении внутренних смыслов (мыслей или чувств) с внешними событиями. Юнг приводит в качестве примера этого принципа случай со своей пациенткой. Она рассказывала ему свой сон о золотом скарабее. Она была под впечатлением сна, прошлой ночи, в котором кто-то дал ей золотого скарабея – дорогое украшение. В то время как она рассказывала о своем сне Юнг услышал мягкие удары по стеклу, обернувшись он заметил большого размера насекомое, пытающееся проникнуть в комнату. Он открыл окно, впуская его внутрь. Это был жук, а его желто-зеленый цвет напоминал золотого скарабея. Он протянул его пациентке со словами: «Вот ваш скарабей» [15]. Этот тип синхронистичности безусловно важен, однако к нашему исследованию отношения иметь не будет. Второй тип сихронических событий сложнее – это ситуации когда человек видел сон или видение, и они совпадают с событиями, происходящими где-то далеко, что в последствии находит подтверждение. В таких событиях возникает знание о прошедшем событии без участия органов чувств. Вполне возможно, что человек с творческими способностями полученную информацию воплотит в художественном произведении, и потом исследователи будут многократно говорить о предвидении и удивительных совпадениях. Психолог Карл Густав Юнг выделял третий вид синхроничности, когда переживания, сны и видения показывают то, что должно произойти в будущем и что действительно подтверждается впоследствии. Этот вид синхроничности предполагает, что человек может почувствовать информацию о событиях и людях, которых пока еще нет, и которые в будущем будут играть важную роль. Очень важным является тот факт, что люди с художественными способностями, люди-творцы, а писатели относятся к этой категории, могут обладать синхронистичными способностями в особой степени. Идея о синхронистичности созвучна (а можно сказать синхронична) другой выдающейся концепции – теории ноосферы, разработанной В.И. Вернадским [9]. Понятие «ноосфера» впервые было введено в научный обиход Ле Руа, который вместе с Пьером Тейяром де Шарденом в 1923-1924 годах изучал основы учения о биосфере на лекциях Вернадского в Сорбонне. Тейяр де Шарден заключил, что биосфера в настоящий момент быстро геологически переходит в новое состояние – в ноосферу, то есть такое состояние, в котором человеческий разум и направляемая им работа представляют собой новую мощную геологическую силу. В современном мире понятие «ноосфера» значительно изменилось. С термином «ноосфера» ученые ассоциируют понятие «информационного поля». Во многих работах современных ученых под «информационным полем» понимается ноосфера и наоборот. Итак, понятие принципа синхронности, чем-то похоже на понятие «информационное поле» и обозначает осмысленные совпадения событий разделенных в пространстве или во времени. Нас будут интересовать совпадения событий научно-фантастических, описанных в романах писателей-фантастов и реальных ситуаций, имевших место в истории космонавтики. События, описанные в фантастических романах – это, прежде всего, психические образы, как мы думаем это образы высших порядков, открытее Т.Н.Березиной [7], и подробно ею описанные [6]. Образы высших порядков формируются как обобщения наглядно чувственной информации. Образы каждого последующего порядка возникают благодаря обобщению наглядной информации предшествующего. В качестве возможного механизма предлагается нейрофизиологический аналог компьютерной операции прототипирования, позволяющий на основе нескольких различных фотографий объектов получить усредненный образ. Аналогично формируются психические образы высших порядков. Образы высших порядков – полимодальны, обобщению подвергается не только зрительная информация, но и информация, поступающая от других органов чувств. Каждый фантастический роман можно рассматривать как Образ Мира, имеются в виду Образ фантастического Мира. Термин Образ Мира введен А.Н.Леонтьевым, он считал, что совокупность всех наших образных представлений об окружающей реальности создает в нашей психике особое интегральное образование – Образ Мира . По его мнению Образ Мира не совокупность изображений, он именно интегральное образование, в которое «вписывается» каждый предмет: «вписывание в образ мира выражает также то, что предмет не складывается из "сторон"; он выступает для нас как единое непрерывное». Психические образы, воображение, могут влиять на психологию [3] и физиологию человека [1]. К.Г.Юнг считал, что в бессознательном находятся архетипы, которые являются праобразами всех будущих психических структур, поведенческих потернов, и всех тех образов, которые могут сформироваться у человека. Это значит, что у любого образа высшего порядка тоже есть свой праобраз, который хранится в коллективном бессознательном. Праобразы подобны сухим руслам рек. Когда писатель пишет роман, он наполняется этот праобраз содержанием, получается образ высшего порядка. Однако эти же праобразы формируют психику конкретных людей и определяют их поведение. Поскольку праобразы, лежащие в основе фантастических романов и организации реальной жизни одни и те же, отсюда и возможные синхронизмы. Мы уже писали о возможностях применения принципа синхроничности [10] и хотим применить его еще раз не только для анализа совпадений в прошлом, но и для прогноза на возможное будущее. Мы будем рассматривать синхронизмы в произведениях А. и Б. Стругацких «Возвращение. Полдень. ХХII век», «Жук в муравейнике», рассказе Эрнеста Маринина «Не торопитесь домой» и в событиях реального освоения космоса. Элементы синхроничности в научной фантастике и в истории космонавтики. Элементы синхроничности в романе А. и Б. Стругацких «Возвращение.Полдень. ХХII век». Этот роман задуман был в самом начале 1959 года. Но нас будет интересовать глава из романа «Почти такие же». Первый черновик этой главы был закончен в конце ноября 1959-го. Неоднократно переписывался, как самостоятельный рассказ был опубликован в сборнике «Путь на Амальтею», и уже только в 1967 году вошел в роман. Нас будут интересовать фамилии космонавтов этого произведения. Интересно, что братья Стругацкие дали своим героям фамилии реальных космонавтов, которые в то время не только никуда не летали, но вообще не мечтали о космосе, так как в 1959 году двоим из них было по 18 лет, а третий вообще еще не родился! Первый отряд космонавтов появился в 1960 году и их не было в списках первого отряда из 20 человек. Так что Стругацкие их точно не могли знать. Рассмотрим эти совпадения предсказанных и вымышленных фамилий подробно. Процитируем роман: - «Ребята, Фу Дат говорит, что семнадцатого Ляхов уходит в Первую Межзвездную! Кондратьев сразу поднял голову: - Точно?... - Товарищи межпланетники! – сказал Малышев. – По этому поводу надо выпить. – Он торжественно разлил томатный сок по стаканам. Поднимем, - сказал он. Начнем рассмотрение с космонавта Малышева. Опять процитируем роман: - То есть, - сказал Малышев, - тебе не понятно, зачем Ляхов уходит в Межзвездную?... - Постойте, - сказал Малышев. – Здесь два вопроса. Первый – какая польза от звезд? - Да, какая? – спросил Панин. - Второй вопрос: если польза есть, можно ли принести ее своему поколению? - Отвечаю на первый вопрос, - сказал Малышев. – Ты хочешь знать, что делается в системе UV Кита? - Ну, хочу, - сказал Панин. – Мало ли что я хочу. - А я очень хочу. И если буду хотеть всю жизнь, и если буду стараться узнать, то перед кончиной своей – надеюсь, безвременной, - возблагодарю бога, которого нет, что он создал звезды и тем самым наполнил мою жизнь…» Дело в том, что в этом фрагменте романа братья Стругацкие предсказали безвременную кончину космонавта Малышева 8 ноября 1999 года. Малышев Юрий Васильевич родился 27 августа 1941 года. Свой первый космический полет Малышев совершил в течении 4 суток с 05.06.1980 по 09.06.1980 года. Второй свой полет совершил в течении 8 суток с 03.04.1984 по 11.04.1984 года. Дважды Герой Советского Союза. Теперь рассмотрим космонавта с фамилией Ляхов. Ляхов Владимир Афанасьевич родился 20 июля 1941 года. Свой первый полет Ляхов совершил в течении 175 суток с 25.02.1979 по 19.08.1979 года. Второй полет космонавт Ляхов совершил в течении 149 суток с 27.06.1983 по 23.11.1983 года. Третий полет Ляхов совершил в течении 9 суток с 29.08.1988 по 07.09.1988 года. Дважды Герой Советского Союза. Ну а теперь информация о реальном космонавте с фамилией Кондратьев! Кондратьев Дмитрий Юрьевич родился 25 мая 1969 года. Свой единственный полет он совершил с декабря 2010 по май 2011 года. Герой России. Еще пример частичной синхроничности, имеющие место в повести А. и Б. Стругацких «Жук в муравейнике» [13]. Цитируем фрагмент романа «Жук в муравейнике»: «21 декабря группа следопытов под руководством Бориса…. посетила удивительное место…» В выше указанном фрагменте прогнозируется имя Борис, мы предполагаем, что это имя реального ученого, академика, Бориса Ефимовича Пшеничнена, руководителя научно-образовательной группы «Эксперимент в космосе». Кстати, 21 декабря эта группа реально собиралась в подмосковном Центре управления полетами (ЦУПе), как и предсказано в романе. Элементы синхроничности в рассказе Эрнеста Маринина «Не торопись домой» [12]. Ну а теперь обратимся к рассказу писателя-фантаста Эрнеста Маринина «Не торопитесь домой». Процитируем фрагмент рассказа: «И потом, - Виноградов ухмыльнулся…что касается меня, так мне здесь интересней. На Земле я уже давно пенсионером был бы, а тут еще восемь лет возле дела похожу… Рассмотрим реального космонавта с фамилией Виноградов, прототип которого упоминается в рассказе Эрнеста Маринина, но сначала Космонавт Виноградов Павел Владимирович совершил свой первый полет в 1977 году. Герой России. Значит в настоящее время он уже предпенсионного возраста. Выходит писатель Эрнест Маринин предсказал не только фамилию космонавта Виноградова, но и его возраст! Но самое интересное, что именно сейчас он готовится к новой экспедиции, подробнее об этом в следующей части нашей статьи. Принцип синхроничности и прогноз на будущее. Попробуем на основе принципа синхроничности и уже выделенных закономерностей сделать небольшой прогноз на будущее. Какие люди, с какими фамилиями, могут принимать участие в ожидаемых событиях в космонавтике. Возьмем для анализа два будущих события, которые планируются в космонавтике в ожидаемом будущем. Это, во-первых, экспедиция на Марс и, во-вторых, эксперимент с возможным рождением ребенка в космосе. Экспедиция на Марс. Как нам кажется, космонавт Виноградов, фамилия которого была предсказана Э.Марининым может принять участие в экспедиции на Марс, и тем самым исполнится написанное «На Земле я уже давно пенсионером был бы, а тут еще восемь лет возле дела похожу». Как известно, реальный космонавт по фамилии Виноградов родился он 31 августа 1953 года, и, значит, ему в августе 2013 года исполнится 60 лет. А, как известно, в России с этого возраста мужчины уходят на пенсию. Но наш реальный космонавт 28 марта 2013 года должен улететь в космос на Международную космическую станцию, что предсказано в цитируемом фрагменте рассказа. А теперь вернемся к произведением Стругацких. Процитируем еще раз произведение братьев Стругацких «Возвращение, Полдень, ХХII век». Именно фрагмент из главы второй «Возвращение», раздел «Хроника»: «Академия наук…в 2017 году отправила экспедицию…Экспедиция стартовала 7 ноября 2017 года…В состав экипажа…вошли: капитан и начальник экспедиции А.Э. Жуков…» Прокомментируем этот фрагмент и обратим внимание на героя с фамилией Жуков и дату старта экспедиции. Дело в том, что 31 марта 2009 года в Институте медико-биологических проблем Российской академии наук начался 105-суточный эксперимент в рамках научного проекта «Марс-500»…и надо сказать, что уже со 105-суточного эксперимента «полет» марсианской экспедиции осуществляется по трассе, рассчитанной баллистиками нашего Центра управления полетами как если бы это был реальный перелет по трассе Земля-Марс с конкретной датой старта – 12 октября 2017 года. Дата старта выбрана не случайно. В 2018 году ожидается очередное Великое противостояние наших планет, когда расстояние между ними станет минимальным. И к этому времени корабль должен прибыть в окрестности Марса…Так делаются первые практические шаги в подготовке к полету на Марс и в этой подготовке принимает участие кандидат в космонавты Сергей Александрович Жуков. Во фрагменте романа Жуков капитан экспедиции в 2017 году. В реальной жизни это человек прошедший подготовку к космическому полету и имеющий удостоверение космонавта.4 мая 2010 года С.А.Жуков был назначен на должность космонавта-испытателя отряда ФГБУ НИИ ЦПК. Сергей Александрович приступил к подготовке в составе группы космонавтов, спустя год он принял предложение стать исполнительным директором кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда «Сколково». Он прекрасный начальник, грамотный руководитель и мог бы стать начальником экспедиции к Марсу стартующей 12 октября 2017 года. Он на три года моложе капитана «Союза-ТМА-М8» Павла Виноградова стартующего в космос 28 марта 2013 года и которому в полете исполнится 60 лет. Сергею Жукову 12 октября 2017 года будет почти столько же – 61 год, он родился 8 сентября 1956 года, и он как и Павел Виноградов может стать самым пожилым космонавтом России! Ну а теперь снова обратимся к рассказу писателя-фантаста Эрнеста Маринина «Не торопитесь домой» [12]. Рассказ Эрнеста Маринина «Не торопись домой» был задуман еще аж в 1978 году и дописан до конца в 1997 году. Действие рассказа происходит на борту космического корабля «Кентавр», где изобретен, построен и испытан другой космический корабль, скорость которого в сто раз превышает скорость света. Авторы – космонавты с именами Иван и Александр. Космонавт Иван по приказу капитана корабля совершает испытательный вылет в одиночку на новом сверхсветовом корабле и возвращается назад не один, а со сменным экипажем. Обратим внимание на этот последний эпизод , связанный с космонавтом Иваном, и процитируем его: «Та-ак… Значит, не Ньютон, не Майер..Прощай, наука физика. Пустите-ка Ивана…» В российский отряд космонавтов 8 ноября 2010 года зачислили кандидата в космонавты ИВАНА ВИКТОРОВИЧА ВАГНЕРА, рожденного 10 июля 1985 года. Причем он первый космонавт с таким именем за всю историю существования Центра подготовки космонавтов! Это уже свершившийся факт. А возможное будущее может быть таким. В нашем случае «фантазия» писателя Эрнеста Маринина, выраженная в рассказе «Не торопись домой» станет актуальной физической реальностью в 2013 году, когда осуществится в реальности этот последний фрагмент рассказа: «…дверь открылась – и… появился Иван…весь в широкой улыбке. …Тем временем из шлюзовой камеры один за другим выходили люди – молодые незнакомые парни и девушки. Один из них подошел к капитану и представился: - Трошин Георгий …Командир первого сменного экипажа… Мы предполагаем, что, что Георгий Трошин – это реально существующий человек, в настоящее время студент, в 2012 года ему должно исполнится 20 лет, а в 2013 году он посетит Звездный городок. Вполне возможно, он – один из будущих участников Марсианской экспедиции. А теперь об эксперименте с возможным рождением ребенка в невесомости. О существовании такого проекта неоднократно писала и американская и отечественная пресса, однако, официальных сообщений о таком проекте, в отличие от экспедиции на Марс, нет. Вообще эксперименты с репродукцией в космосе ставят уже несколько десятилетий (подробнее можно посмотреть тут [11].) Еще полвека назад провели эксперименты на растениях. Четыре поколения выращенного на орбите гороха ничем не отличались от земных сортов. Потом — выведение на орбите насекомых, и только в 1979 году перешли к опытам на позвоночных (на птицах). Было доказано, что, с одной стороны, в невесомости рождаются совершенно нормальные птенцы, с другой стороны, для дальнейшего их развития необходима сила тяжести, иначе они могут погибнуть. Процитируем заведующего лабораторией Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН Владимира Сычева [11]. Если же обратиться к принципу синхронизма и проанализировать произведения писателей фантастов, то у них дети в космосе рождались, рождаются и будут рождаться. Значит именно это и ждет наше человечество, а проблема с созданием искусственной гравитации будет решена. Посмотрим, какие люди, с какими именами и фамилиями могут принимать участие в рождении ребенка в космосе на основе принципа синхронизма. Процитируем фрагмент еще одной повести братьев Стругацких «Возвращение. Полдень ХХII век.»: «Меня беспокоит другое: как будет ребенок развиваться в условиях уменьшенной тяжести? - Это меня как раз совсем не беспокоит, - сердито отозвался Новаго. Я уже говорил с ИВАНЕНКО. Можно будет оборудовать центрифугу… А самое главное еще и не начиналось и кончится не раньше чем к пяти утра. Завтра в пять, ну в шесть часов утра парень уже будет вопить на всю планету…Папаша Марк…может быть спокоен. Через несколько месяцев мы будем всей Базой таскать парня на руках, однообразно вопрошая: «А кто это у нас такой маленький? А кто это у нас такой пухленький?» Только надо все очень тщательно продумать с центрифугой. И вообще пора вызывать с Земли хорошего педиатра…Жаль вот, что следующие корабли будут только через год»… В вышеприведенном фрагменте предсказывается имя возможного отца космического ребенка – это «папаша Марк». Что ж, это говорит о том, что космонавт с таким именем может оказаться участников биологического эксперимента с рождением ребенка. У нас нет данных о людях с таким именем в американском корпусе астронавтов. А вот в отечественном отряде космонавтов такой человек есть – это космонавт Марк Серов, жена которого, кстати, тоже в отряде космонавтов - Елена Олеговна Серова! Также в этом фрагменте называется фамилия Иваненко –это может быть слега искаженным предвидением фамилии реального летчика-космонавта Иванченкова Александра Сергеевича, рожденного 28 сентября 1940 года. Дважды Героя Советского Союза, совершившего два полета на КК «Союз-29» (1978) и «Союз-Т-6» (1982). А теперь процитируем фрагмент рассказа Э. Маринина «Не торопись домой» [12]. «Капитан, у нас новость! Только не говорите никому, а то Инна стесняется…У нас ребенок будет, вот… - Поздравляю, Саша. Это большая радость. И как вы решились? - Да оно само как-то… - А не боитесь? Неясно все-таки, как он будет развиваться на корабле… нет магнитного поля. - Ну, мы же без него живем – и здоровы. -Мы-то давно сформировались, - …- Проконсультируйтесь у Вали. - Да вот Инна стесняется. Глупо, да? - Ну, Валентины она стесняться не будет. Ты лучше подумай: можно вокруг корабля сделать поле? Если предполагать наличие синхронизма с рассказом Маринина, то имена семейной пары космонавтов – родителей космического малыша – Александр и Инна. В отечественном отряде космонавтов есть люди с частично совпадающими данными, например, Александр и Анна Кикиных. В реальной жизни отличается только одна буква в имени жены – Анна, а не Инна. Но эта погрешность вполне возможна, поскольку образ Мира фантастического произведения формируется как обобщение многих картин и слов, где могут быть обобщены и Анна и Инна. Кто же станет реальными родителями ребенка в космосе, мы сами узнаем со временем. Заключение Есть несколько объяснений феноменов синхронизма. С точки зрения психологии, этот феномен можно объяснить как следствие существования психических образов высших порядков, которые обобщают наглядную информацию и являются бессознательными [6]. С точки зрения физики, феномен синхронизма можно объяснить через концепцию множественность миров Х. Эверетта [8]. Согласно Эверетту, люди сами создают свою собственную материальную Реальность , которую ощущают, естественно, не как сон, а как реальность. Реальности, созданные людьми, есть акт квантового творения всего сразу, поскольку и время рождается сознанием людей. Раз Реальность (вселенная) появляется вся сразу целиком, то все события в ней квантово скоррелированы. Квантовые корреляции вневременны. Пусть субъект S наделен индивидуальным сознанием, которое обладает «идеей» (= «фантазией») с собственной волновой функцией |φs| в системе S. Осознание субъектом «идеи» А с необходимостью скоррелировано с Природой, и эта корреляция оставляет след. Действия субъектов по реализации своих идей –фантазий, т.е. акты осознания ими своих идей приводят систему «Природа-субъекты» к состоянию эвереттовского ветвления сознания и Природы. Если число субъектов достаточно велико, то реализуемые ими идеи в форме потенциальных реальностей (миров) приведут к рождению актуальной физической реальности (мира). Несогласованные потенциальные реальности (миры) остаются с нами в форме грез субъектов, их породивших. Очевидно, таких физических реальностей (миров) может быть много – это все эвереттовские параллельные миры (вселенные), но одновременно существует множество потенциальных реальностей, так и не ставших актуальной физической реальностью. Это происходит потому, что действия индивидуальных сознаний не оказались согласованными. Иначе говоря, не все идеи-фантазии реализуются; многие из них остаются снами –миражами. Итак, подводя итог, мы можем сказать, что предвидение сразу четырех фамилий будущих космонавтов (Малышев, Ляхов, Кондратьев, Жуков) в романе братьев Стругацких «Возвращение.Полдень, ХХII век” является не случайным явлением с точки зрения теории вероятности и может рассматриваться с точки зрения принципа синхронности, предложенного известным психологом К.Г. Юнгом. В 1960 году был опубликован очерк К.Г. Юнга «Синхронность: некаузальный связующий принцип» [16]. Основной идеей, вытекающей из этой работы, является существование смыслового поля. Смысловое поле существует, т.к. в этом поле существуют идеи, мысли, знание прошлого-настоящего-будущего, другими словами – это поле информационное. Как считает Юнг, это поле связано с физическим полем через принцип синхронистичности и психе. Психе частично существует в физическом теле, частично сливается с этим смысловым полем через бессознательное. Сознание является продуктом бессознательного в причинном мире,поэтому трансцендентная функция – это не только функция,связывающая бессознательное и сознание, но и синхронистичность с причинностью. Важнейшую роль в этом играет Самость – архетип целостности. По мнению Т.Н.Березиной Самость не только интегрирует сознательное с бессознательным, но и играет важную роль в творческой реализации человека [2], и может проявляться через написание художественных произведений. Более глубокое проникновение в смысловое поле приводит к слою, где отсутствует время. Это позволяет предвидеть события – «знать» их, вне причинного объяснения этого знания. Те, кому было дано такое «знание», например писателю Маринину и братьям Стругацким, не могут не только определить его причины, но и объяснить необходимость следования «данным» рекомендациям. Более того, если далее обладая развитой фантазией и проникая в это смысловое поле [16], т.е. в схему проекта развития Вселенной, можно вносить туда исправления, т.е. формировать будущее как попытались сделать мы в этой статье. И может быть космонавт Жуков действительно 12 октября 2017 года стартует к Марсу! А пока давайте не поленимся и перечитаем романы и рассказ упоминаемых авторов. На фоне современной пустой боевой националистической фантастики, эти романы и рассказ описывают насыщенную жизнь покорителей космоса и читая их, думаешь что наша небольшая международная космическая станция является тем островком стабильности, где люди разных национальностей способны найти общий язык по любой проблеме современности, это соответствует основной метазадачи психологии - воспитанию Добра [4]. Приятного вам чтения упомянутых произведений писателей-фантастов. References
1. Berezina T.N. Zapakh i obraz spirtnogo kak faktory, vliyayushchie na funktsional'noe sostoyanie cheloveka // Voprosy psikhologii. 2009. № 4. S. 80-90.
2. Berezina T.N. Tvorcheskaya aktivnost' v strukture samootnosheniya i utverzhdenii samosti kak faktor antistareniya // Mir psikhologii. 2010. № 4. S. 130-141. 3. Berezina T.N. Vzaimosvyaz' bazovykh zapakhov i bazovykh emotsii. // Voprosy psikhologii. 2012, № 4, s.106-116. 4. Berezina T.N. Vospitanie dobra kak psikhologo-pedagogicheskaya problema vysshei shkoly Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). - 2013. - № 2. - S. 62-66. 5. Berezina T.N. Introspektivnyi eksperiment: novye vozmozhnosti starogo metoda // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholokhova. Pedagogika i psikhologiya. 2010. № 4. S. 21-26. 6. Berezina T.N. O psikhicheskikh obrazakh vysshikh poryadkov. // NB: Psikhologiya i psikhotekhnika. 2012. № 2. S. 77-105 7. Berezina T.N. Psikhicheskie obrazy vysshikh poryadkov v strukture obraznoi formy // Psikhologiya i psikhotekhnika. 2012. № 1. S. 13. 8. Bern P. Mnozhestvennost' mirov Kh'yu Everetta. // V mire nauki, 2008,№ 3, 10 s. 9. Vernadskii V. I. Biosfera i noosfera (Biblioteka istorii i kul'tury). M.: Airis-Press, 2012, 576 s. 10. Mansurov E.I. Printsip sinkhronnosti kak sposob predvideniya familii i imen kosmonavtov v romanakh pisatelei-fantastov. // Psikhologiya i psikhotekhnika, №6(9), 2009, s 25-31. 11. Zemlya. Khroniki zhizni. Chtoby sokhranit' chelovechestvo: kak prodolzhat' svoi rod v usloviyakh nevesomosti ili na zapasnoi planete? // Elektronnyi resurs: http://earth-chronicles.ru/news/2012-12-02-35283 (data obrashcheniya 18.02.2013). 12. Marinin E. Uznik. M.: AST, KhRANITEL'', 2006. 13. Strugatskie A. i B. Zhidy goroda Pitera. Sbornik kinostsenariev. M.: AST, 2009. 14. Strugatskie A. i B. Polden', KhKhII vek. M.: AST, 2006. 15. Yung K. G. Sinkhronistichnost'. M.: Refl-BUK Vakler, 1997, s 7-8. 16. Yung K.G. O sinkhronii. M.: Refl-buk, K.: Vakler, 2003. – 320 s |