Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Law and Politics
Reference:

Modern understanding of legal policy

Khasanov Danis Rifkatovich

Adjunkt, the department of Theory and History of State and Law, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia

644092, Russia, Omskaya oblast', g. Omsk, ul. Komarova, 7

DanisKhasanov@yahoo.com
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0706.2020.6.43323

Received:

26-03-2020


Published:

28-05-2020


Abstract: This article is dedicated to the theoretical understanding of the problem of ambiguity of the concept of “legal policy” as a complicated phenomenon that has a substantial number of attributes, which connect it with multiple occurrences within the legal sphere of social life and outside it; as well as overcoming such ambiguity through analyzing the diversity of characteristics of legal policy presented in the definitions of modern authors , and formation of the unified definition on their basis that would serve as methodological framework for the research of legal policy in all branches of juridical science. Research methodology includes the general scientific methods, such as analysis, synthesis, comparison, generalization, classification, and systemic approach. The author analyzes different points of view of the Russian scholars on formation of the concept of legal policy; describes their specific features; makes an attempt of their systematization. The conclusion is made on the presence of two different types of approaches towards determination of the content of legal policy. The author highlights most substantial characteristic suitable for both approaches, and offers an original version of a unified definition of legal policy of the state.


Keywords:

jurisprudence, enforcement of regulations, lawmaking, legal policy of the state, policy, right, society, state, statehood, law


История исследования понятия «правовая политика» весьма богата и содержательна. На протяжении более чем ста лет она представляет интерес для отечественной юридической науки, что нашло отражение во множестве работ, посвящённых ей непосредственно или затрагивающих данную тему. Первые попытки осмысления категории правовой политики в отечественной юридической науке складываются уже в XIX веке, когда в рамках правоведения начинает обособляться отдельное «политическое» направление, видевшее своей целью построение «идеального права» посредством оценки, критики действующего права и предложения возможных путей его совершенствования [1, 2].

В ходе исследования правовой политики в работах дореволюционных юристов сформировалось, две точки зрения на правовую политику. Первая заключалась в рассмотрении правовой политики как совокупности представлений о должном праве, ценностей, идей и устойчивых взглядов на способы их достижения [3, 4], а вторая в исключении из правовой политики любых ценностных установок, представляя её нейтральным инструментом достижения определённых целей правового регулирования [5-8]. На этом этапе становления правовая политика будучи всецело сфокусированной не столько на действующем, сколько на должном праве, остаётся нейтральной по отношению к государству.

К XX веку правовая политика трансформируется в понятие, охватывающее не только теоретический, но и практический срез совершенствования действующего права, такую деятельность государства в юридической сфере, которая ориентирована на повышение эффективности правового регулирования [9, 10]. В работах отечественных юристов советского периода правовая политика находит своё отражение в качестве научно обоснованной стратегической программы внутреннего развития и совершенствования правовой надстройки [11] и идейно–теоретической основы и основного направления деятельности партии и государства в сфере правового строительства [12].

На современном этапе развития отечественной юридической науки «правовая политика» стала предметом значительного количества юридических исследований [13-17]. Правовая политика является общим понятием и имеет значение не только для теории государства и права, но и для других отраслей юриспруденции, правовую политику в разработке своей специальной сферы знаний. В то же время правовая политика является сложным, многогранным понятием, требующим и соответствующих подходов к его исследованию. Что же понимать под правовой политикой? Каковы ее основные признаки? Несмотря на разнообразие выдвигаемых в науке концепций правовой политики, они так или иначе объединены одной общей идеей, а именно стремлением внести элемент «сознательного человеческого творчества в стихийный закономерный процесс развития права» [18, с. 341]. Снять часть проблем, возникающих в связи с многозначностью правовой политики возможно путём проведения анализа основных подходов отечественных юристов в исследовании данного понятия, определения круга предложенных ими основных, существенных признаков правовой политики, и формирования на их основе более полного, универсального понятия.

Причины многозначности понятия правовой политики различны. К примеру, Александра Петровна Коробова в качестве таковых выделяет множественность подходов к пониманию феномена политики и права, неоднозначное расставление акцентов в данной категории, определение правовой политики с точки зрения различных отраслей знаний, использование термина «правовая политика» для обозначения как самой общественной жизни, так и научной дисциплины [17, с. 26–45.]. В этой связи возникает проблема терминологической точности. Определить современное содержание понятия правовой политики – значит не только наполнить его определенной недвусмысленностью, но и решить значимую для любой науки задачу, в нашем случае юридической, обеспечить полноту и системность научного знания о государственно-правовых явлениях. В этой связи возникает потребность в анализе характерных признаков правовой политики.

В политологической литературе политика определяется как: «социальная деятельность в политической сфере общества, направленная главным образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти» [19, с. 168], «деятельность органов власти, объединений граждан и отдельных лиц в сфере отношений между государствами, классами, большими группами людей, направленная на реализацию, отстаивание своих интересов и связанная с устремлением к завоеванию, обладанию и использованию политической власти» [20, с. 156].

В политике, в узком понимании, как практической деятельности государства и других субъектов политической системы в решении социально значимых задач, правовая политика есть одно из ее направлений. Она выражает официальную позицию государства (и стоящих за ним политических сил) по принципиальным вопросам правового регулирования.

Политика в широком смысле связана с властью и процессом её реализации. В этом случае общегосударственная политика определяет содержание правовой политики и как формы установления и реализации власти (реализации субъектами политики своих интересов в результате обретения власти, в среде интересов других субъектов политики), и одновременно средством, определяющим выбор вариантов будущего поведения субъектов власти с учётом целей и интересов общества.

Современное понимание правовой политики характеризуется попыткой синтеза двух концепций правовой политики – дореволюционной – правовой политики как научного направления предметом которого является объективно существующее право и способы его совершенствования, и советской – где правовая политика представляется системной деятельностью государства, основная характеристика которой – эффективность достижения поставленных целей правового регулирования. Так М. Н. Марченко определяет правовую политику как стратегию государства в правовой сфере (своего рода политику в статике), с одной стороны, с другой – как систему мер, методов, установок, с помощью которых реализуются соответствующие идеи, программы, как определённый механизм её осуществления (правовую политику в динамике) [21, с. 72]. В литературе выделяют три стадии перехода правовой политики от статики к динамике, в ходе которых желательная, целесообразная правовая политика (которая исходит от научно–экспертного сообщества в виде различных рекомендаций по совершенствованию правовой жизни общества) переходит в официально декларируемую (выражаемую в форме политических заявлений, деклараций, утверждаемых органами власти концепций и программ) а после воплощается в своём фактическом осуществлении (ее содержание проявляется во всей сумме реальных юридически значимых решений, принимаемых компетентными субъектами) [22].

Несмотря на то, что современная юридическая мысль уже пришла к осознанию того, что по отношению к правовой политике специфическая стратегия организации деятельности субъектов и идеологическая основа преобразования действующего права являются двумя аспектами одного явления, в литературе авторы раскрывая содержание правовой политики придерживаются только одного подхода, рассматривающего правовую политику либо как специфическую деятельность, либо как ценностно-идеологическую систему.

Так, фокусируя внимание на выражении правовой политики как деятельности, даёт определение О. Ю. Рыбаков определяет правовую политику как : «… деятельность государственных, муниципальных органов и общественных объединений, а также самой личности, обеспечивающая создание, поддержание, развитие и реализацию условий для защиты её прав и свобод» [23, с. 287]. Аналогичную точку зрения имеет и А. В. Малько: «Правовая политика - научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных органов и институтов гражданского общества по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и правовой жизни общества и личности» [24, с. 41]. Близкую к ним позицию занимает Н. В. Исаков: «Правовая политика есть особое политико-правовое явление, формирующееся вследствие системной, научно-обоснованной деятельности государства и общественных объединений и направленное на определение стратегии и тактики правового развития общества, совершенствование механизма правового регулирования, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, построение правового государства» [25, с. 238].

В данных определениях авторы исключают ряд значимых признаков и характеристик, которые указывают на содержащийся в правовой политике момент целеполагания, принятия определённых идей и программ в качестве основополагающих, направляющих и консолидирующих правовую политику как систему, то есть как явление, представляющее совокупность элементов, находящихся во взаимодействии, взаимосвязях и представляющих единство, целостность. Правовая политика консолидирует и направляет деятельность её субъектов (государства, общества, личности). К таким признакам в отечественной юридической литературе относят: фундаментальность, научную обоснованность, концептуальность, официальный характер, реалистичность [14, с. 108–114] [14, с. 119], а также включается мировоззренческая, идеологическая составляющая [26, с. 211]. Правовая политика легализует господствующие в данном обществе идеи касающиеся права, включая их в систему действующих нормативных актов и иных источников права, рождая официальную государственную идеологию.

В то же время Н. И. Матузов определяет правовую политику, как комплекс идей, мер, задач, целей, программ, принципов, установок, реализуемых в сфере деятельности права и посредством права [14, с. 34]. По мнению С. И. Орешкина, правовая политика по своему непосредственному содержанию есть идеологическое явление, идейно-организационная основа, определённый замысел, программа, а не просто набор действий [27, с. 15]. Данный подход отражает важность заложенных в ядро правовой политики моральных, нравственных и этических основ и организующего начала, в отсутствии которых правовая политика представляется просто совокупностью разнонаправленных правовых процессов, в то же время упускается из вида форма существования данного явления в правовой действительности в виде деятельности субъектов правовой политики.

На наш взгляд, отдавая предпочтение только идеологической основе правовой политики, авторы обозначенной позиции оставляют без внимания проблемы практической реализации правовой политики и «обратной связи» с обществом, под воздействием которых происходит развитие самой правовой политики и ее отдельных структурных компонентов. В отсутствии данного механизма правовая политика представляется статичной структурой, оторванной от политико-правовой действительности. В действительности же правовая политика, выражаясь в специфически ориентированной деятельности её субъектов, опирается на возможность государственно-властного принуждения, содержит нормативно-организационные начала, осуществляется правовыми методами. Значительная часть отечественных юристов едины во мнении, что общим объектом правовой политики выступает правовая жизнь общества [28, с. 207]. Таким образом выделяется основной признак правовой политики – ее объективированная направленность. Как специфически ориентированная деятельность она связана с формированием механизма правового регулирования и созданием условий для реализации норм права, развития институтов и отраслей права, укрепления режима законности и общественной безопасности, для организации предупреждения и борьбы с правонарушениями, формирования у граждан высокой правовой культуры, способности использовать правовые средства для удовлетворения своих и общественных интересов.

В современной отечественной юридической науке нет чёткого понимания границ содержания правовой политики, удовлетворяющего всему спектру точек зрения, при этом в решении данного вопроса авторы зачастую выделяют лишь один из двух аспектов, указанных ранее. Для исследования же правовой политики, как реальной части правовой действительности, требуется разработка более полного и ёмкого понятия, которое позволит определить границы. Построение такого понятия, на наш взгляд, требует проведение анализа сформированных современной юридической наукой признаков правовой политики, соответствующих двум её, представленным ранее, аспектам.

Таким образом, правовая политика сложное явление, обладающее значительным количеством признаков, связывающих её со множеством явлений как в правовой сфере жизни общества, так и за её пределами, и раскрывающих её и как ценностно-идеологическую систему: 1) выражает отношение субъектов правовой политики к важнейшим проблемам развития правовой жизни общества; 2) в соответствии с потребностями общества принимает, либо самостоятельно формирует основополагающие, направляющие и консолидирующие идеи и программы, меры, задачи, цели, принципы, установки; 3) имеет системный, научно обоснованный характер; и в качестве деятельности: 1) объектом правовой политики выступает правовая жизнь общества; 2) реализуется посредством деятельности субъектов; 3) имеет последовательный характер; 4) направленна на формирование эффективного механизма правового регулирования; 5) осуществляется посредством юридических средств; 6) обеспечивается государственно-властным принуждением. Универсальное понятие, приемлемое для исследований правовой политики, должно, на наш взгляд, включать основные существенные признаки, раскрывающие оба вышеуказанных аспекта правовой политики: «Правовая политика это основанная на правовой идеологии, сформированная с учётом и под влиянием интересов политических сил общества, стратегия деятельности государства в принципиальных вопросах правового регулирования, консолидируемая установлением конкретных целей и средств их достижения, посредством государственных органов, должностных лиц и институтов гражданского общества».

References
1. Landau G.A. O politike prava (K teorii prikladnykh nauk). Glava I – III / Grigorii Landau // Vestnik Prava. SPb., 1906. Kniga 1. S. 1 – 90.
2. Taranovskii, F.V. Entsiklopediya prava: Ucheb. posobie dlya vuzov. 3-e izd.SPb.: Fond "Universitet": Lan' SPb, 2001. 553 s.
3. Kistyakovskii B. A. Filosofiya i sotsiologiya prava / Sost., primech., ukaz. V.V. Sapova. SPb.: RKhGI, 1999. 800 s.
4. Shershenevich G.F. Filosofiya prava. Tom 1: Chast' teoreticheskaya. Vypusk 4: Obshchaya teoriya prava. M.: Izdanie Br. Bashmakovykh, 1912. – VII, 699 – 805 c.
5. Petrazhitskii L.I. Vvedenie v izuchenie prava i nravstvennosti: Osnovy emotsional'noi psikhologii. 3-e izd. S.-Pb.: Tip. Yu.N. Erlikh, 1908. 271 s.
6. Muromtsev, S. A. Opredelenie i osnovnoe razdelenie prava. Moskva: Izdatel'stvo Yurait, 2019. 170 s.
7. Gogel' S.K. Kurs ugolovnoi politiki v svyazi s ugolovnoi sotsiologiei / Gogel' S.K., priv.-dots. Imp. SPb. un-ta, prof. Psikhonevrol. in-ta. – S.-Pb.: Yurid. kn. skl. "Pravo", 1910. 516 s.
8. Chubinskii M.P. Ocherki ugolovnoi politiki: Ponyatie, istoriya i osnovnye problemy ugolovnoi politiki, kak sostavnogo elementa nauki ugolovnogo prava. Ch. 1-3. Khar'kov: Tip. "Pech. delo" kn. K. N. Gagarina, 1905. 539 s.
9. Kumanin E. V. Yuridicheskaya politika i razvitie prava v usloviyakh zrelogo sotsializma // Sov. gos-vo i pravo. 1983. № 3
10. Krylov K. D. Pravovaya politika v usloviyakh razvitogo sotsializma. Sotsial'no-psikhologicheskii aspekt. M., 1977
11. Koldaeva N.P. Sotsial'no–politicheskie faktory pravotvorchestva // Nauchnye osnovy sovetskogo pravotvorchestva: Monografiya. / Otv. red. R.O. Khalfina. M., 1981. 317 s.
12. Fedorov N.V. Pravovaya politika Sovetskogo gosudarstva (voprosy istorii, teorii, praktiki). Dis. kand. yurid. nauk. M., 1985. 196 s.
13. Rybakov O.Yu. Lichnost' i pravovaya politika v Rossiiskom gosudarstve: Monografiya. Saratov, 2003. 192 s.
14. Pravovaya politika Rossii: teoriya i praktika. Monografiya / Pod red.: Mal'ko A.V., Matuzov N.I. M.: TK Velbi, Izd-vo Prospekt, 2006. 752 c.
15. Kodan S.V. Yuridicheskaya politika Rossiiskogo gosudarstva (1800-1850-e gg.). Dis. … dokt. yurid. nauk. Ekaterinburg, 2004.-475 c.
16. Korsakova S.V. Munitsipal'no–pravovaya politika Rossii: teoretiko–metodologicheskie osnovy: Monografiya. Rostov–na–Donu, 2010. 344 s.
17. Korobova A.P. Pravovaya politika: ponyatie, formy realizatsii, prioritety v sovremennoi Rossii. Dis. kand. yurid. nauk. Saratov, 2000. 275 s.
18. Taranovskii F. V. Entsiklopediya prava. Berlin: Knigoizdatel'stvo «Slovo», 1923. 439 s.
19. Politologicheskii slovar'. – M., 1994. T. 1.
20. Semigin G.Yu. Politicheskaya entsiklopediya. T. 2. M., 1999. 701 s.
21. Marchenko M.N. Pravovaya politika sovremennoi Rossii i regional'noe pravotvorchestvo-Obrazovanie i obshchestvo. 2007. №1.
22. Denisov S.A. Protivorechivost' pravovoi politiki gosudarstva // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. 2005. № 2. S. 17–30.
23. Rybakov O.Yu. Rossiiskaya pravovaya politika v sfere zashchity prav i svobod lichnosti: voprosy teorii: dis. ... d-r. yurid. nauk. Saratov, 2005. 186 s.
24. Mal'ko A.V. Teoriya pravovoi politiki: Monografiya. M.: «Yurlitinform», 2012. 328 s.
25. Isakov N.V. Pravovaya politika sovremennoi Rossii: problemy teorii i praktiki: dis. ... d-r. yurid. nauk. Rostov-na-donu, 2004. 459 s.
26. Alekseev S.S. Obshchaya teoriya prava: Kurs v 2kh tomakh. T.1. M., 1981. 360 s.
27. Oreshkin S.I. Vvedenie v sudebnuyu politiku. M. Elista, 2007. 152 s.
28. Rudkovskii V.A. Pravovaya politika i osushchestvlenie prava. VA MVD Rossii, Volgograd, 2009.