Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

PHILHARMONICA. International Music Journal
Reference:

On the issue of professional strategies: a concertmaster of a choral conducting class

Chepelenko Kseniia

Professor at the Department of Commerce and Engineering of Business Processes of Saratov State Technical University

410054, Russia, Saratovskaya oblast', g. Saratov, ul. Politekhnicheskaya, 77

kseniya_ch@list.ru
Other publications by this author
 

 
Chepelenko Nataliia

Concertmaster at Saratov State Conservatoire

410028, Russia, Saratovskaya oblast', g. Saratov, ul. Pr. Kirova, 1

k.chepelenko@yandex.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2453-613X.2019.6.40321

Received:



Published:

30-12-2019


Abstract: The article focuses on the role of a concertmaster - a specialist of a modern music institute, which is studied in the context of communication and activity analysis. To characterise professional activities of an academic concertmaster, the authors use a notion of strategy; they introduce a terminological word combination “a concertmaster’s strategy”, which hasn’t been reflected fully enough in music education science. The article substantiates the thesis holding that a set of professional strategies of a concertmaster of a choral conducting class is determined by communicativeness - a pertinent dominant characteristics of the modern educational practice. The authors use the method of description. The scientific description of the strategic activities of a concertmaster is based on the analysis of the work of a concertmaster of a choral conducting class. The authors establish a connection between the categories “strategy” and “competence” responsible for quality-related side of strategic behaviour, and focus on the procedural character of strategic activities. The article reveals the work of a concertmaster of a choral conducting class in terms of the specificity, content and structure of the key professional strategies determined by it.   


Keywords:

algorithm, structure, key competencies, communication strategies, educational strategies, professional strategies, strategies, conducting thesaurus, teaching strategies, collegial strategies


В отечественной музыкально-педагогической науке интерес к фигуре вузовского концертмейстера и проблемам его профессионального труда приобретает особое значение для осмысления современного состояния российского образования. Обозначенная тематика в рамках искусствоведческой статьи разрабатывается на основе научной категории стратегия. Междисциплинарная методология исследования привлекает для научного обоснования выдвинутой концепции теоретические положения и терминологический аппарат педагогики, социологии и психологии.

Предмет статьи, в самом общем смысле, можно лаконично охарактеризовать так: «стратегия – это цель и средства ее достижения», Формула эта акцентирует двуединство рационального и эмпирического. На когнитивном уровне цель деятельности и пути ее достижения определяются посредством инструментальных средств: методик, техник, технологий, Эмпирический (поведенческий) уровень связан с практической реализацией избранной цели [4, с. 14].

Универсальный, общедисциплинарный, полисемантичный термин стратегия широкораспространен в научной и практической сферах многогранной деятельности человека. Стратегии, определяющие содержание профессиональной деятельности, известны как профессиональные стратегии. Формирование разнообразных подходов соответствует специфике многопрофильных стратегий: научных (математических, экономических, медицинских, социологических, философских и т.д.) культурных (литературных, художественных, живописных, образовательных и т.д.), управленческих, спортивных, военных, технических и пр.

Стратегическому направлению посвящены многочисленные научные изыскания современных ученых во всех областях научного знания. Особую актуальность имеют для нас искусствоведческие труды: «Смысл творчества в интерпретации художника ХХ века», «Поиски смысла творчества и новые стратегии художника в ХХ веке» О.А. Кривцуна [6,7], диссертационные исследования в области филологии А.В. Казачковой [5], С.А. Байковой [3], О.Ю. Ахманова [2], И.Ю. Погореловой [9], И.М. Сугян [12], предметом которых стали писательские стратегии современных авторов. В этом ряду выделяются несколько работ, посвященных творческим стратегиям современных композиторов [15], а также ряд статей автора, развивающих стратегическую проблематику «пространства искусства» [16 – 21].

Главным мотивом рефлексии авторов данной публикации является феномен музыкальных стратегий – стратегий специалиста, владеющего музыкальной специальностью пианист-концертмейстер. Словосочетание стратегии концертмейстера, не успевшее пока еще приобрести терминологический статус в музыкально-педагогической науке, раскрывается в ракурсе спецификации, связанной с работой концертмейстера в классе хорового дирижирования.

Поскольку профессиональная деятельность вузовского концертмейстера развертывается в образовательном пространстве и служит задаче воспроизводства профессиональных кадров, она может интерпретироваться в горизонте понятия музыкально-образовательные стратегии. Таким образом, понятие образовательные стратегии, характеризующее изначально деятельность обучаемого, приобретает здесь более широкое толкование.

Комплексное понятие образовательные стратегии вузовского концертмейстера включает в себя организационные, воспитательные, учебно-развивающие и художественно-исполнительские стратегии. В качестве базового основания выделяется исполнительские стратегии, стратегии ансамблевого музицирования.

Все формы стратегической деятельности характеризуют ее актора – в нашем случае, концертмейстера – с точки зрения развитости личных качеств, таких как эмпатия, эмоциональная чуткость, мобильность когнитивных реакций, толерантность, умение создать психологически комфортную атмосферу общения, выйти на невербальные контакты посредством музыкально-исполнительской деятельности и вербальные посредством корректно и лаконично сформулированных замечаний критического или оценочного характера, рекомендаций. Как очевидно, качественная сторона стратегического поведения концертмейстера по большей части осмысляется в категориях психологии и зависит она от арсенала личностных компетенций концертмейстера.

Стратегически выстроенная деятельность концертмейстера процессуальна, развернута во времени. Один из начальных ее этапов охватывает комплекс учебных стратегий – аудиторных, классных, камерных в своей основе, второй связан с концертными стратегиями публичного характера, предполагающими заранее подготовленное, отрепетированное выступление на сцене. И если учебная стратегия – долгосрочна по определению, то «отчетно-концертная» стратегия ограничена определенными временными рамками, краткосрочна. Первая, – условно говоря, – «будничная», повседневная, вторая – «праздничная» и, как правило, итогово-результирующая.

Взаимосвязанность описанных стратегий проявляется в том, что концертные стратегии, к примеру, невозможно сформировать, выстроить, реализовать, минуя комплекс учебных стратегий. Важно понимать также и то, что учебные стратегии поверяются практикой концертных стратегий, служат маркером освоения студентами программного материала, а, в конечном счете, – служат показателем степени профессиональной подготовленности студента, что может рассматриваться как качественная оценка стратегической деятельности концертмейстера.

Вузовский концертмейстер – специалист-универсал, без которого невозможно представить учебный процесс в хоровом классе, в классах оркестрового дирижирования, вокальной подготовки, инструментального исполнительства. Одно из наиболее сложных направлений музыкально-педагогической деятельности концертмейстера представляет работа с дирижерами-хоровиками. Тему эту развивают авторы методических и научных разработок: О.А. Абрамова [1], А.С. Осипова [8], Т.Д. Стрельцова [11], Г.Г. Тенюкова [13].

Современная система хорового образования обусловливает существующую спецификацию концертмейстерской деятельности, соответствующую двум номинациям: концертмейстер хорового класса и концертмейстер, работающий в классе по специальности дирижер академического хора. К этому следует добавить еще одну градацию внутри второй номинации: концертмейстер-«инструменталист», исполняющий оркеструю партию (или партию фортепиано) в хоровых произведениях с сопровождением и концертмейстер-«хоровик», компенсирующий отсутствие учебного, «тренировочного» хора и исполняющий «партию» хора.

Одной из наиболее трудно решаемых задач, стоящих перед концертмейстером, признается сегодня задача воспроизведения на рояле звучания хора. Звуко-тембровая имитационная стратегия, воспроизведение пианистом хоровых тембров, а также умение «слышать руку» студента-дирижера и «читать» дирижерские жесты – представляет ключевую компетенцию, характеризующая степень его профессионального мастерства.

Стратегии вузовского концертмейстера-хоровика – стратегии диалогического взаимодействия, диалогического сотрудничества партнеров-участников образовательного процесса, основываются на знании тезауруса дирижерских жестов: владении теоретической информацией, касающейся специфики метро-ритмической организации хоровой музыки (музыки, связанной со словом), знании особенностей построения вокального ансамбля, динамически выверенного согласования голосов и др. Эти компетенции актуализируются в пространстве интерпретации хорового произведения.

Некорректно, однако, описывать деятельностные стратегии концертмейстера как направленные исключительно на студента и классифицировать их только как обучающие стратегии. Некорректно умалять роль сотворческих стратегий обучающей стороны, союзнических отношений концертмейстера и педагога. Немаловажное значение для формирование коммуникативных концертмейстерско-педагогических стратегий имеет развитый научный интерес пианиста-концертмейстера к проблемам дирижирования, актуализируемым современными отечественными и зарубежными исследователями [22-24]. Развивая тему концертмейстерских стратегий, отметим роль концертмейстера – связующего звена между студентом и педагогом в трехстороннем контексте коммуникативных учебно-образовательных стратегий.

Алгоритм исполнительской стратегии концертмейстера на индивидуальных занятиях по специальности при этом до схематичности ясен: студент с помощью педагога-дирижера создает виртуальную версию интерпретации разучиваемого произведении, подбирая верную дирижерскую аппликатуру и выстраивая темповую драматургию. Концертмейстер считывает дирижерские жесты студента, на тот момент уже вполне их освоившего, и перекодирует визуальную информацию в аудиальную, озвучивая ее на рояле.

В работе над хоровым произведением с сопровождением необходимо совершенствование двухрояльного ансамбля пианистов. Действия участников данного типа стратегий образуют трехкомпонентную структуру. С одной стороны, – дуэт пианистов, с другой – ансамбль пианистов и студента дирижера, с третьей – согласование описанных стратегий с генеральной стратегической линией педагога, учебно-воспитательной и художественно-интерпретаторской одновременно.

Помимо исполнительских стратегий профессиональную компетенцию концертмейстера в его вузовской работе составляют просветительские стратегии, с которыми связаны такие направления его деятельности как формирование у обучаемых интонационно-стилевого подхода в процессе изучения музыкального произведения, развитие навыков продуктивного творческого общения, ансамблевых, коммуникативных и организаторских качеств, самостоятельности художественного мышления.

Нельзя не упомянуть еще об одной стороне вопроса, содержания которого косвенно мы уже касались. Профессиональные стратегии концертмейстера могут быть рассмотрены в рамках психофизиологии общения – одного из направлений современной психологии. В психологической литературе под стратегией общения принято понимать «общую схему действий участников коммуникативного процесса, общий план достижения цели» [10]. Эта дефиниция акцентирует внимание на тех смысловых координатах, вокруг которых строились наши предшествующие рассуждения.

Обобщая выше представленные рассуждения, можно констатировать – абрис стратегического портрета концертмейстера спецкласса хорового дирижирования складывается из совокупности ряда положений:

1. стратегии концертмейстера корректно классифицировать как профессиональные стратегии;

2. поскольку стратегии формируются в ситуации коммуникации – это стратегии коммуникативные;

3. стратегии носят межличностный характер, трехвекторно ориентированы: концертмейстер – студент, концертмейстер – концертмейстер («двухрояльные» стратегии), концертмейстер – педагог;

4. стратегии носят коллегиальный характер, к тому же это ансамблевые стратегии;

5. стратегии разворачиваются в пространстве профессионального образования и музыкального искусства – соответственно, это образовательные и музыкальные стратегии;

6. музыкальные стратегии опосредованы исполнением музыкальных произведений, а значит это исполнительские и, по большому счету, художественные стратегии;

7. исполнительские стратегии, по определению, – творческие, интерпретативные;

8. поскольку занятия в дирижерском классе носят индивидуальный характер, стратегии концертмейстера – индивидуальные, персональные, с каждым студентом имеющие свой стратегический курс.

В заключении подчеркнем следующее: именно в единстве исполнительской и образовательной стратегий концертмейстера раскрывается механизм решения художественных, образовательных, воспитательных и просветительских задач в целостном учебно-образовательном процессе вуза. При этом на первом плане находятся творческие аспекты, духовно-формирующие интенции, транслируемые посредством грамотно сформированной стратегической деятельности концертмейстера-профессионала.

References
1. Chepelenko K.O. Samoatributivnye strategii avtora muzykal'-nogo // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. – Tambov: Gramota, 2016 № 10 (72). – S. 197–199.
2. Chepelenko K.O. Kommunikativno-tvorcheskie strategii v moduse igry: na primere kompozitsii V. Ekimovskogo «Urok muzyki v vizantiiskoi shkole» // Istoricheskie, filosofskie, politiche-skie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. – Tambov: Gramota. – 2016 № 9 (71). – S. 200–223.
3. Abramova O.A. Nekotorye osobennosti raboty kontsertmeistera v klasse spetsial'nogo dirizhirovaniya na dirizhersko-khorovom otdelenii // Derzhavinskie chteniya. Iskusstvovedenie. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost': Materialy nauchnoi konferentsii prepodavatelei i aspirantov. – Tambov: Izd-vo TGU im. G.R. Derzhavina. 2000. – S. 71-72.
4. Akhmanov O.Yu. Zhanrovaya strategiya detektiva v tvorchestve Pitera Akroida: avtoref. dis. … kand. filol. nauk: 10.01.03. – Kazan', 2011. – 21 s.
5. Baikova S.A. Avtorskaya strategiya prozy Evg. Popova 1970-kh–1990-kh gg.: avtoref. dis. … kand. filol. nauk: 10.01.01. N. Novgorod, 2013. – 20 s.
6. Zaborova E.N., Ozerova M.V. Obrazovatel'nye strategii: podkhody k opredeleniyu ponyatiya i traditsii issledovaniya. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. – 2013 № 3 (116). – S. 105-111.
7. Kazachkova A.V. Zhanrovaya strategiya detektivnykh romanov Borisa Akunina 1990 – nachala 2000-kh gg.: avtoref. dis… kand. filol. nauk: 10.01.01. – N. Novgorod, 2015. – 21 s.
8. Krivtsun O.A. Poiski smysla tvorchestva i novye strategii khudozhnika v KhKh veke. // Chelovek. – 2002 №2, №3. S. 27-49.
9. Krivtsun O.A. Smysl tvorchestva v interpretatsii khudozhnika XX veka. Znaki perekhodnogo soznaniya // Iskusstvoznanie. 2002 № 1. – S. 462-485.
10. Osipova A.S. O spetsifike raboty kontsertmeistera v klasse khorovogo dirizhirovaniya // Derzhavinskie chteniya. Kul'turologiya. Iskusstvovedenie. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost': Materialy nauchnoi konferentsii prepodavatelei i aspirantov (fevr. 1998 g.) Tambovsk. gos. un-t. – Tambov: Izd-vo TGU, 1998. – S. 65-66.
11. Pogorelova I.Yu. Kontseptualistskaya strategiya kak zhanroobrazuyushchaya sistema tvorchestva D.A. Prigova: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk: 10.01.01. – Krasnodar, 2011. – 30 s.
12. Psikhofiziologiya professional'noi deyatel'nosti: uchebnik i praktikum dlya prikladnogo bakalavriata O.O. Zavarzina, R.V. Koz'yakov, N.R. Koro, E.A. Orlova, N.V. Ryshlyakova. – M.– Berlin: Direkt-Media, 2015. – 546 s.
13. Strel'tsova T.D. Zametki o vospitanii kontsertmeisterov klassov khorovogo dirizhirovaniya // Derzhavinskie chteniya. Kul'turologiya. Iskusstvovedenie. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost': Materialy nauchnoi konferentsii prepodavatelei i aspirantov (fevr. 1998 g.) / Tambovsk. gos. un-t. – Tambov: Izd-vo TGU, 1998. – S. 75-77.
14. Sugyan I.M. Reprezentatsiya avtorskoi pozitsii v khudozhestvennykh i publitsisticheskikh proizvedeniyakh F.A. Iskandera: avtoref. dis. ...kand. filol. nauk: 10.01.01. – Tver', 2012. – 19 s.
15. Tenyukova G.G. Soderzhanie i metody podgotovki studentov k kon-tsertmeisterskoi rabote v klasse khorovogo dirizhirovaniya: avtoref dis… kand. pedagogicheskikh nauk. – Moskva. 1993. – 17 s.
16. Fursov K.S. Obrazovatel'nye strategii studentov rossiiskikh vuzov na etape vykhoda na rynok truda: opyt empiricheskogo issledovaniya // Voprosy obrazovaniya. – 2006 № 2. – S. 222-241.
17. Chepelenko K.O. Avtor v kontekste prostranstva iskusstva: na primere tvorcheskikh strategii sovremennykh otechestvennykh kompozitorov: dis. ... dokt. iskusstv.: 17.00.09. – Saratov, 2017. – 379 s.
18. Chepelenko K.O. Avtor muzykal'nyi: strategii avtoprezentatsii // Innovatsionnoe razvitie sovremennoi nauki: problemy, zakonomernosti, perspektivy : sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konferentsii / pod obshch. red. G.Yu. Gulyaeva. – Penza: MTsNS «Nauka i Prosveshchenie», 2017. – S. 118–121.
19. Chepelenko K.O. Avtoportretirovanie kak strategiya samointerpretatsii avtora muzykal'nogo // Innovatsionnye nauchnye issledovaniya: teoriya, metodologiya, praktika: sb. st. VII Mezhdu-nar. nauch.-prakt. konferentsii / pod obshch. red. G.Yu. Gulyaeva. Penza: MTsNS «Nauka i Provseshchenie», 2017. – S. 172–175.
20. Chepelenko K.O. Avtorskaya khudozhestvennaya strategiya samopovtora // World science: problems and innovations: sb. st. VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konferentsii: v 2 ch. – Penza : MTsNS «Nauka i Prosveshchenie», 2017. – Ch. 1. – S. 292–295.
21. Chepelenko K.O. Kompozitor kak avtorologicheskaya figura tvorcheskikh strategii samoprezentatsii: metodologicheskie osnovaniya // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. – 2017 № 4 (78). – S. 216–218.
22. Duane S. Crowther. Key Choral Concepts: Teaching Techniques & Tools to Help Your Choir Sound Great (Techniques For Teaching & Conducting High School & Adult Choirs Book, 2016. – 128 r.
23. Garnett L. Choral Conducting and the Construction of Meaning: Gesture, Voice, Identity 1st Edition, Kindle Edition, 2017. – 242 p.
24. Joseph A. Labuta. Basic Conducting Techniques 7th Edition, Kindle Edition, 2017. – 298 p.