Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Litera
Reference:

Artistic peculiarities of the philosophical works of S. S. Vasilyev-Borogonsky

Stepanova Varvara Egorovna

Scientific Associate, Ammosov North-Еastern Federal University

677000, Russia, respublika Sakha (yakutiya), g. Yakutsk, ul. Kulakovskogo, 42

varvarast77@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-8698.2021.12.37099

Received:

08-12-2021


Published:

15-12-2021


Abstract: The goal of this research lies in the description of artistic uniqueness of the philosophical lyrics of S. S. Vasilyev. The author reviews the problem of the poetic language of Vasilyev’s philosophical poems from the perspective of determination of the role and function of poetic images, as well as the techniques of rhetorical patterns, stylistics and syntax as method of expressing the original philosophical views. Examination of the philosophical lyrics of S. S. Vasilyev required an overview of the context of philosophical poetry of the Yakut classics – A. E. Kulakovsky, A. I. Sofronov – the forerunners of S. S. Vasilyev.  It is worth noting that the poet scrupulously adhered to the experience and traditions of his forerunners. The lyrical works of S. S. Vasilyev were oriented towards the poetics of philosophical works of the first poets. The scientific novelty lies in the fact that the poetics of the philosophical lyrics of S. S. Vasilyev is examined on the basis of literary studies for the first time. The author determines the main ideological content of the poet's philosophical lyrics: he enhanced the semantic meaning of poetic images borrowed from the folk lyrics. The designated by the poet symbolic images are comprehensible and effective means of artistic reproduction of the philosophical concepts. The rhetorical references, questions that are specific to the philosophical lyrics overall, served as the main techniques of developing the theme of the philosophical works of S. S. Vasilyev, described his personal reflections, as well as the author’s idea of the lyrical works.


Keywords:

philosophical lyrics, artistic philosophy, philosophical views of the writer, problems of universal values, eternal questions, author's idea, stylistic techniques, rhetorical figures, traditional poetic images, images-symbols


Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, что в современном литературоведении возрос интерес исследования по выявлению мировосприятия, мировидения писателя; рассматриваются философские аспекты произведений на примере творческого наследия отдельных писателей и поэтов, в которых затрагиваются проблемы специфики философской лирики, своеобразия жанровых поисков автора в освещении моральных, духовно-нравственных идей, а также авторские замыслы, закодированные в произведениях. В этом плане особый интерес вызывает поэзия С.С. Васильева-Борогонского (1907-1975), который внес большой вклад в развитие жанровой системы якутской поэзии. В истории якутской литературы его имя связано с первым романом в стихах «Младший сын» (1961), перу поэта принадлежат поэма-баллада «Священный Ильмень» (1967), литературные олонхо для детского чтения, более 200 стихотворных произведений, входящих в пейзажную, любовную, философскую лирики. В настоящее время специальных работ, посвященных теме раскрытия лирических произведений С.С. Васильева, отражающих его философские взгляды, не имеется и этим обосновывается актуальность изучения данного вопроса.

Для достижения указанной цели исследования нами поставлены следущие задачи: во-первых, представить краткий обзор философских воззрений в произведениях классиков якутской литературы, как основу философской лирики С.С. Васильева. Поэт последователь идей и взглядов, творческого мастерства первых якутских поэтов, перенял их опыт в создании лирических произведений. во-вторых, на основе анализа поэтических образов, стилистических приемов, использованных поэтом, выявить художественное своеобразие его произведений философской тематики.

Для изучения особенностей философских стихотворений С.С. Васильева, написанных им в наиболее позднем периоде творчества (1955-1970 гг.), в статье применяются следующие методы исследования: герменевтический, сравнительно-исторический, биографический.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных литературоведов и исследователей проблем якутского литературоведения, в которых рассматриваются вопросы поэтических и эстетических принципов художественного текста, в частности, в философской лирике.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы статьи могут быть использованы в последующем изучении творчества С.С. Васильева. Анализ изобразительных средств, использованных в лирических произведениях с философским содержанием могут представлены как практические материалы в образовательном процессе.

Философская лирика классиков якутской литературы.

Зачинатели художественной литературы народа саха поэты А.Е. Кулаковский и А.И. Софронов оставили богатое творческое наследие, в которых выражается глубинная философская мысль об особенностях этических проблем нации и исторической судьбы народа.

Обращаясь к историко-философскому наследию А.Е. Кулаковского можно найти прямые исчерпывающие ответы на важные проблемы жизни. Концептуальная философская поэзия А.Е. Кулаковского охватывает идеи и проблемы своего времени. Литературовед П.В. Сивцева-Максимова утверждает, что в поэмах А.Е. Кулаковского представлены воззрения поэта о проблемах жизни как системы значительных исторических явлений и общечеловеческих идей [1, c. 182]. Философские осмысления поэта касались таких вопросов непреходящего значения, как природа – человек; цивилизация – культура и др. [2]. Его рассуждения о вечном опираются на эстетические идеалы народа саха. В них он находит универсальное емкое решение проблемы в ракурсе национальных духовных ценностей [3, с. 19; 4, с. 65].

В произведениях А.Е. Кулаковского временные и пространственные представления составляют художественное единство. Авторское начало им придает конкретные эмоционально-ценностные ориентиры, ибо его произведения крупной стихотворной формы хронотипичны [3, с.20]. По М.М. Бахтину, «всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопа» [5, c. 82], и как утверждает В.Е. Хализев, «наличие эстетического единства в художественных произведениях способно придавать им философский характер» [6, с. 36]. Литературовед Л.Н. Романова отмечает, что философские воззрения А.Е. Кулаковского передаются через символические образы и метафорическое описание реального явления в его стихотворениях, представляющие собой рассуждения поэта о нравственных ценностях человечества [7].

Основоположником социально-философской лирики в якутской литературе является А.И. Софронов. Исследователь В.Г. Семенова пишет, что в его лирике отражаются «размышления поэта об основном объекте его художественного мира – человеке, о его предназначении в этом мире, проблеме личности, его роли в обществе, смысле жизни» [8, с. 41]. Одним из главных философских проблем, поставленных в его лирических произведениях, является раскрытие внутреннего состояния человека [9, с. 25]. Кроме того, в его лирике поднимаются проблемы народной философии, такие как: жизнь и смерть, бессмертие человека, добро и зло и т.д., которые представлены в его лирике как неразрывные части единого целого.

Философские произведения А.И. Софронова, в которых раскрывается тема творческой деятельности, предназначения поэта, его особые взгляды на жизнь, были созданы в начале его творческого пути и в последние годы его деятельности. В стихотворениях охватываются такие проблемы, как искусство и поэзия, место и роль поэта в жизни народа, смысл поэзии и ее значение в жизни писателя, его внутренние противоречия, переживания и др. [8].

Основная тематика якутской художественной философии 1950-70 гг.

В якутской литературе второй половины двадцатого столетия возникают предпосылки стремительного развития философской поэзии. Интенсивность нравственно-философских исканий характерна для поэзии в переломные моменты общественного развития, смена общественных идеалов находит выражение и в эволюции мировоззренческих позиций [10, с. 192]. В 1955-1970-е гг. соотносятся с процессом построения новой мирной жизни, связываются с периодом становления промышленности, технического роста. В параллели с этим расширялись и духовно-нравственные, эстетические взгляды, моральные устои общества. Это касалось, прежде всего, творческого сообщества писателей и поэтов.

В эти годы поэт С.С. Васильев написал ряд лирических стихотворений, входящих в его философскую, гражданскую, пейзажную лирику.

Художественная философия того времени влияет на своеобразие жанрово-стилевых исканий поэта, отражаясь в нравственно-эстетической концепции его произведений. Философское начало в литературном произведении проявляется не только в проблематике, в концепции героя, но и в специфике художественной формы: в особенностях сюжетно-композиционной организации, в своеобразии поэтического языка лирических произведений.

С.С. Васильев относится ко второму поколению якутских писателей, продолжателем традиции национального стиля классиков. Вопросы поэтического творчества С.С. Васильева были рассмотрены в трудах литературоведов Н.З. Копырина, А.А. Бурцева, П.В. Максимовой, З.К. Башариной, Л.Н. Романовой и др., в которых затрагиваются проблемы поэтики крупных лиро-эпических произведений С.С. Васильева, относящихся к его публицистической поэзии. Исследователи указывают, что в современном якутском литературоведении стоит вопрос более углубленного изучения лирических произведений поэта, в которых отражаются его философские раздумия [4, 11, 12, 13, 14].

Роль и функции образов, особенности синтаксиса и стилистики философских произведений С.С. Васильева.

В поэзии С.С. Васильева глубоко освещаются вопросы общечеловеческих ценностей, изменяемость окружающего мира, внутренний мир человека, мотив единства с природой и т.д. Многие стихотворения поэта тождественны мудрым советам старца, в которых поднимается проблема нравственности в современное автору время, о жизни человека на земле, о его предназначении.

Из мноогобразия вопросов бытия в лирике С.С. Васильева нами выделяются нравственно-философское осмысление темы жизни и смерти, неумолимой текучести времени, быстротечности человеческого бытия, рассуждения о значимости человеческой жизни, а также размышления поэта о поэзии, творчестве.

Мотив быстротечности жизни передается в стихотворении «Ньургуһун» («Подснежник»): Күүстээххин даҕаны, / Күндээр сааһым тылдьыта, / Күөх сибэкким бэриэтчитэ! / Эдэр күнүм ойуута, / Эймэһийэр сүрэҕим уйгуура! [15, c. 21] (Как же ты силен, / Вестник моей яркой весны / Цветок-предвестник! / Словно узор моего молодого солнца, / От того сердце мое бьется шаловливо! (здесь и далее перевод наш – В.С.).В стихотворении наблюдается, что поэтические образы саас (весна) и эдэр күн (молодое солнце) использованы поэтом в иносказательной форме, передавая в метафорической форме былую молодость и юность лирического героя. Поэт своеобразно показывает жизнь человека на земле. Молодость проходит быстро и незаметно, словно светлый день, будто птичка пролетела. Старость естественна и непреложна в бытии, и потому красивая, достойная старость является счастьем. Лирический герой восхищается вновь расцветшим цветком, который, в то же время, побуждает в нем задуматься о его будущем – неизбежном старении. Но он, видя как красивый нежный цветок тянется к солнцу, одухотворяется, наполняется новыми силами и стремлением к счастливому продолжению своей жизни.

В стихотворении первый весенний цветок символизирует продолжение жизни человека в его детях, ассоциируется с связью поколений, с возобновлением жизни. В этом отношении в произведении улавливается мотив бессмертия человека. Традиционный поэтический образ – подснежник, который в народных песнях, преимущественно, отождествляется с красотой девушки, наступлением долгожданной весны, соотносится в произведении С.С. Васильева с философскими понятиями как: движение времени, вечность, продолжение жизни и т.п.

Философская лирика С.С. Васильева отличается обилием использования риторических вопросов и обращений, адресованных объектам природы и явлениям, таким как: солнце, облака, деревья, цветы, ветер, река, волны, в результате чего объекты окружающей среды и природные явления становятся невольными собеседниками погруженного в различные мысли лирического героя.

Стихотворение «Аар байах тиитим» («Величавая лиственница») [15] написано в форме диалога лирического героя, просящего совета у «познавшей» все о жизни лиственницы по поводу его волнующего вопроса. Лирический герой озадачен вопросами смысла жизни человека, о его предназначении. Произведение состоит из ряда риторических вопросов и обращений, адресованных могучему дереву, символизируемому автором благомыслящего человека, который прожил долгую жизнь. Поэт раскрывает образ лиственницы как свидетеля прошлого, настоящего и будущего времен жизни молодого человека. Так, лирический герой вспоминает как играл и бегал вокруг этого дерева, а в юности в его тени отдыхал, встречался с возлюбленной. При этом лирический герой оповещает, что в течение своей жизни всегда с ним беседовал, делился радостями и горем. В этой связи, можно предположить, что в подтексте произведения прослеживается мотив связи человека с природой, пронизанного любовью к родному краю.

В философской лирике наиболее специфичной формой раскрытия идеи является монолог лирического героя. Извечные вопросы общечеловеческого характера переосмысливаются поэтом через отображение озадаченного, растревоженного героя, который обращается своему внутреннему «я». В философских стихотворениях С.С. Васильева наблюдается частое использование риторических вопросов, как приема раскрытия содержания, способствующего передаче внутренних переживаний лирического героя, а также привлечению внимания читателя, призывая его на размышления.

В стихотворении «Харах да уута буолан» («Cлезы») [15] автор посредством вопросов, адресованных себе, отражает грустные раздумья о близости старения и смерти, о неумолимом течении времени. Лирический герой, погруженный в свои мысли ищет ответ на вопрос о смысле жизни, о продолжении настоящего в будущем. Анафорические повторы «Тоҕо?» (Почему? Зачем?) играют роль при построении композиции стихотворения. Более того, повторящиеся единоначатия служат стихообразующим элементом, придающим в текст произведения форму аллитерационного стиха. Данное стихотворение имеет явные сходства с произведением автора «Подснежник», что проявляется в использовании одного и того же поэтического образа цветка, которым обозначается понятие продолжения жизни человека в его детях, в будущем поколении.

В тексте произведения «Мунньахха олорон» («Во время заседания») [16] С.С. Васильева находится лирическое отступление, которым выражается авторский замысел: Санаам тиийэр: үрдүк дабааннарга, Сандаарар-күндээрэр сырдык дыбарыастарга, Сибэккилээх үгүс кэрэ сайылыктарга, Сиппит-тоҕуоруйбут оонньуулаах ыһыахтарга [16, с. 135](Мои мысли не знают границ, добираются: до высоких гор, / в сверкающие светлые дворцы, / В летники с красивыми цветками, / На широкие и радостные праздники-ысыах). Описание воодушевленного состояния героя, присутствующего в зале заседаний, переданный как внесюжетный элемент, имеет значение для передачи умозаключений поэта по проблемам нравственных ценностей, как: дружба, сотрудничество, стремление к взаимопониманию, взаимоотношение людей в обществе. Так, по мнению автора, наиболее важные вопросы общечеловеческого характера в современное ему время пренебрегаются обществом.

Поэт приемом параллельных конструкций, выстроенных благодаря группировке слов и сочетаний с одинаковым грамматическим оформлением, создает лирическое отступление автора, в котором отражает силу духа поэта в переломные моменты его жизни.

Осмысление нравственных вопросов продолжаются в произведении «Корея дойдутугар» («В Корее»). Образом пуночки передается множество мыслей лирического героя: «Санаам халлаана сырдаан, / Сандааран чаҕылыйан кэлэр / Үтүөҕэ, эйэҕэ дьулуйар / Үгүс толкуйдар киирэллэр, / Үрүҥ туллук курдук / Үөрдээн өрө көтөллөр» [15, с. 41-42] («Небо моей души, сияя сверкая светает. К доброте, миру стремится мои многочисленные мысли и думы, словно прилетели стаями белые пуночки»), Нужно отметить, что исконные поэтические образы якутской поэзии удачно использованы поэтом в раскрытии философской идеи произведения. Автор умело передает обширность раздумий человека уподобляя небу, а безграничность его мыслей и идей оповещаются через образ стаи пуночек.

Духовные принципы поэта отражаются в его публицистических произведениях, например, в стихотворении «Киһи» («Человек»), в котором он с высоким пафосом восклицает: «Киһи – аҕыс кырыылаах буолуохтаах, /Кылыстыы кылбаҥныы оонньуохтаах! / Арылыйар кустук дьэрэкээнин / ылыахтаах, / Киһи / Өҥнөөх / Буолуохтаах» «Человек! Отражение мира, Порождение света сего, должен быть – как клинок восьмигранный, и как радуги торжество: нашим солнцем великим храним, о, да светится светом своим!» [15, c. 45]. По мнению автора, человек не должен довольствоваться достигнутым, он должен постоянно идти вперед, совершенствоваться. В авторских суждениях о предназначении человека представляется как сближение человека с другим человеком, он рожден для любви, счастья, добра, стремления к высотам, достижения целей. В этом отношении основная идея произведения перекликается с поэмой «Оттоку олук алгыһа» («Благословение среднего поколения») А.Е. Кулаковского. Поэт С.С. Васильев, применяя восклицательные предложения, актуализирует идею произведения, а также призывает читателя к раздумьям и осознанному отношению к своей жизни. В этом призыве автора улавливаются мотивы благословения подрастающему поколению, что тождественно содержанию произведения А.Е. Кулаковского.

В стихотворении С.С. Васильева «Дьол уонна сор» («Счастье и горе») [16], представленное антонимическим заглавием названия, через прием антитезы раскрываются размышления лирического героя о том, что счастье и горе сопровождают в течение жизни каждого человека: «Дьол икки / Сор икки / Тоҕо куруутун аргыстаһаҕыт?»счастье / И горе, / Почему вы ходите друг за другом?) [16, с. 239]. Автор при помощи антитез-прилагательных удачно раскрывает внезапно возникшую неприятность: «Сырдык санаам хара күлүктэннэ» (Мои светлые мысли заслонила темная тень) [16, с. 239], «Уһун санаам кылгаан, саппаҕыран» (мои долгие размышления сократились, мысли поблекли) [16, с. 240]. В этом случае прием антитезы способствует выражению внутреннего состояния лирического героя.

Гуманизм поэта раскрывает основное содержание произведения, в чем объясняется понятие счастья, смысл жизни – быть живым, здоровым. Следует отметить, что принцип понимания основных постулатов жизни у С.С. Васильева идет из глубины фольклорно-поэтического осмысления эстетических и нравственных ценностей национального сознания народа.

Поэт осмысливает одну из значимых для национальной лирики проблему природы поэтического творчества и вдохновения. В качестве отдельного цикла представляются стихотворения о поэте и поэзии, такие как «Поэзия аар харыйата» («Древо поэзии»), «Хоһооннорум» («Мои стихоторения»), «Поэт тыла» («Слово поэта»), «Мин сааhыппын» («Я охотник») и другие, в которых раскрываются внутренние переживания, а также поднимаются вопросы взаимоотношения людей в творческой среде. А.А. Бурцев пишет: «Произведения отличаются взволнованностью, страстностью чувств и повышенной яркостью образов» [12, с. 8]. Следует отметить, что в создании стихотворений данного цикла С.С. Васильев обращается к творчеству А.И. Софронова. В его стихотворениях проблемы конфликтов современности, обострение социально-нравственных взаимоотношений творческого человека с окружающим миром и обществом передается посредством аллегории и образов-символов. Данные приемы и способы переняты С.С. Васильевым у своего предшественника А.И. Софронова, что особо ярко наблюдается в стихотворении «Поэзия аар харыйата» («Древо поэзии»). Философский подтекст произведения тождественен определениям: «поэт не волен в своем творчестве», «нет свободы творчества», которые отмечаются в работе В.С. Соловьев [17, c. 328].

А в произведении «Поэт эн доҕоруҥ!» («Твой друг – поэт!») [15] автор c воодушевлением описывает творческого человека, его представления о самых высоких понятиях красоты, идеала, отношения к окружающему миру. Поэт в художественной форме отображает свои эстетические взгляды и принципы, а также личные суждения о проблемах развития якутской художественной литературы, ее влияние на жизнь общества. Своеобразие поэтического языка стихотворения проявляется в использовании повторов, синтаксических и строфических параллелизмов, которые имеют большое значение для построения композиции, а также для звуковой организации стиха произведения.

Заключение

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. В произведениях основоположников якутской литературы А.Е. Кулаковского и А.И. Софронова, являющихся самобытными поэтами-философами, были интерпретированы различные философские категории. В лирических произведениях С.С. Васильева, преемника традиций классиков, трактуются основные понятия, направленные на осмысление жизни человека на земле, проблемы общечеловеческого характера и т.д. Поэта беспокоят вопросы нравственности современного общества, воспитания молодого поколения.

Специфика философских произведений С.С. Васильева заключается в оригинальном раскрытии идеи, философских понятий. Поэт, применяя традиционные поэтические образы народной поэзии углубляет их значения, которые наиболее четко раскрывают смысловое содержание философских произведений. В его стихотворениях усиливаются функции устойчивых поэтических образов: обозначенные поэтом образы-символы, являющиеся понятным и действенным средством художественного воспроизведения раздумий поэта.

При актуализации идеи, а также личных рассуждений, С.С. Васильев обращается к приемам риторических фигур; лирические обращения поэта к образам природы не только усиливают философское звучание его стихотворений, более того, отображают проблему связи человека с природой, их единства. Прием антитезы действует подходящим способом передачи контрастных понятий: жизнь и смерть, рождение и смерть, добро и зло и др.

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в комплексном изучении поэтического творчества С.С. Васильева.

References
1. Sivtseva-Maksimova, P.V. Poemy A.E. Kulakovskogo v svete problem istoricheskoi poetiki / P.V. Sivtseva-Maksimova // Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova. – 2015. – № 3(47). – S. 180-190.
2. Afanas'ev-Teris, L.A. Filosofiya Kulakovskogo / L.A. Afanas'ev-Teris. – Yakutsk: Bichik, 2018. – 224 s.
3. Maksimova, P.V. Zhanrovaya tipologiya yakutskoi poezii: Voprosy evolyutsii i klassifikatsii form. / P.V. Maksimova – Novosibirsk: Nauka, 2002. – 255 s.
4. Burtsev, A.A. Poema A.Kulakovskogo "Son shamana" v kontekste mirovoi literatury / A.A. Burtsev // Nauka i obrazovanie. – 2010. – № 3. – S. 63-66.
5. Bakhtin, M.M. Voprosy literatury i estetiki. Issledovaniya raznykh let. / M.M. Bakhtin – M.: Izdatel'stvo «Khudozhestvennaya literatura», 1975. – 506 s.
6. Khalizev, V.E. Teoriya literatury: Uchebnik / V.E. Khalizev. – 4-e izd., ispr. i dop. – M.: Vyssh. shk., 2005 – 406 s.
7. Romanova, L.N. Aksiologiya tvorchestva A.E. Kulakovskogo / L.N. Romanova // Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova. – 2012. – T. 9. – № 1. – S. 10-15.
8. Semenova, V.G. Lichnost' i tvorchestvo Anempodista Sofronova-Alampy v kontekste zarozhdeniya stanovleniya yakutskoi literatury. spetsial'nost' 10.01.02 "Literatura narodov Rossiiskoi Federatsii (yakutskaya literatura)": avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni doktora filologicheskikh nauk / Semenova Valentina Grigor'evna. – Yakutsk, 2018. – 566 s.
9. Sivtseva-Maksimova, P. V. Poemy A. I. Sofronova-Alampa 1920-kh gg.: liro-epicheskaya traditsiya v voploshchenii istoricheskoi real'nosti / P.V. Sivtseva-Maksimova // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. – 2020. – № 3. – S. 20-26.
10. Literatura Yakutii KhKh veka (Istoriko-literaturnye ocherki). – Yakutsk, 2008. – 728 s.
11. Basharina, Z.K. S.S. Vasil'ev i sovremennost' / Z.K. Basharina // S.S. Vasil'ev-Borogonskii: poet, gosudarstvennyi i obshchestvennyi deyatel' Yakutii (1907-1975) biobibliograficheskii ukazatel'. / MU «Ust'-Aldan. Tsentr. bibl. sistema», Tsentr. ulusnaya b-ka im. S.S. Vasil'eva-Borogonskogo; [sost.: V.N.Pavlova (ruk), Z.I. Danilova, M.V. Danilova; redkol.: A.N. Zhirkov (otv. red), S.V. Maksimova, V.N. Pavlova.] – Yakutsk: Bichik, 2007. – S. 8-13.
12. Burtsev, A.A. S. Vasil'ev kak poet-grazhdanin // Sergei Vasil'ev-Borogonskai: poet uonna grazhdanin / Khomuian oҥordo S.E.Noeva; epp.redaktor L.N.Romanova. – Yakutsk: IGI AN RS(Ya), 2007. – S. 3-9.
13. Kopyrin, N.Z. Өlbөt өrөgөi (Poet Sergei Vasil'ev oloҕo, үlete, aiymn'yta)=Bessmertie (O zhizni i tvorchestve Sergeya Vasil'eva) / N.Z. Kopyrin – Yakutsk, 2007. – 103 s.
14. Romanova, L.N. S.S. Vasil'ev-Borogonskai oloҕun uonna aiar үletin chinchiiii metodologicheskai oluktara=Metodologichesskie aspekty izucheniya tvorchestva i zhizni S.S. Vasil'eva / L.N. Romanova // Sergei Vasil'ev-Borogonskai: poet uonna grazhdanin / Khomuian oҥordo S.E. Noeva; epp.redaktor L.N. Romanova. – Yakutsk: IGI AN RS(Ya), 2007. – S. 38-45.
15. Vasil'ev-Borogonskii, S.S. Oloҕum uһun n'uurugar: khoһoonnor=Za dni zhizni moei: stikhotvoreniya / S. Vasil'ev; [sost. A. I. Vasil'eva].-Yakutsk [Kn. izd-vo], 1979. – 176 c.
16. Vasil'ev-Borogonskii, S.S. Talyllybyt aiymn'ylar: ikki tomnaakh=Izbrannye sochineniya v dvukh tomakh / Sergei Vasil'ev; [red. C. P. Danilov].-Yakutsk: Yakutskoe kn. izd-vo, 1966-1967 T.2: Khoһoonnor, poemalar=Stikhotvoreniya, poemy.-1967.-256 s.
17. Solov'ev V.S. Filosofiya iskusstva i literaturnaya kritika. / V.S. Solov'ev – M.: Iskusstvo, 1991. – 702 s.