Library
|
Your profile |
Litera
Reference:
Yuan L.
Deliberate distortions of the concepts of “West” and “East” in media discourse
// Litera.
2021. № 11.
P. 219-226.
DOI: 10.25136/2409-8698.2021.11.36691 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=36691
Deliberate distortions of the concepts of “West” and “East” in media discourse
DOI: 10.25136/2409-8698.2021.11.36691Received: 22-10-2021Published: 03-12-2021Abstract: This article dedicated to identification distortions in the traditional interpretations of the concepts of “West” and “East” in modern Russian media discourse. The goal lies in outlining separate aspects of distortion of these concepts and determination of causes for the emergence of such distortions in mass media discourse. The object of this research is the modern Russian media discourse that takes place in the online space. The subject is the distortions of media discourse. The article employs the analysis of scientific literature, linguoculturological text analysis, comparison and systematization of research results, continuous sampling, and keyword search. The scientific novelty consists in the fact that that this article is first to examine distortions of the concepts of “West” and “East”. It is revealed that the content of the concept of “West”, namely such aspects as modernity, progressiveness, development of new technologies, wealth, etc., are exposed to distortions the most; while the concept of “East” and its components, such as tradition, ancient civilization, despotism of state power, vestige of the past, impairment of rights of the women, and specific mode of living remain virtually unchanged. The conclusion is made that distortions of the concept of “West” and consistency of the concept of “East” in media discourse may be associated with the orientation of modern Russia towards Eastern civilization, as well deliberate opposition of Russia and the West presented in media discourse. Keywords: discourse, mass media discourse, mass media, journalism, text, distortions, East, West, concept, concept sphereДискурс масс-медиа — один из важнейших институциональных дискурсов современного русского языка, продвигаемый за счёт «усиления цифрового представления информации в современном мире» [8, с. 41]; он живо реагирует на все изменения как собственно языка, так и его концептосферы, в том числе на содержание и трансформации тех концептов, которые составляют основу мышления носителя языка. Понятие концепта тесно связано с лингвокультурологическими исследованиями, в основе которых — представление об отражении в языке культуры общества, менталитета носителей языка, о взаимосвязи языка и этноса. Под концептом мы, вслед за Ю. С. Степановым, понимаем «некое суммарное явление, по своей структуре состоящее из самого понятия и ценностного (нередко образного) представления о нём человека» [16, с. 40]. Учёные признают за данным образованием антропологическую, лингвокультурологическую, а также лингвокогнитивную природу, то есть связь с мышлением, поэтому он трактуется как «совокупность значений, понятий и ассоциаций, возникающих у современной русской языковой личности в процессе осмысления явлений» [9, с. 215]. Концепты образуют концептосферу, которая, по определению Д. С. Лихачева, представляет собой совокупность концептов нации и образуется через все потенции и комплексы концептов носителей языка [10, с. 5]. Концепты формируются и получают содержательную определённость в процессе функционирования в дискурсе, под которым понимается сложное коммуникативное явление, включающее, помимо текста, еще и экстралингвистические факторы, например, знания о мире, мнения, установки, цели адресата и т. д. [15, с. 20]. Дискурс масс-медиа отражает функционирование и трансформации различных концептов русского языка: «Россия» [1], «медицина» [4], «интеллигентность» [12] и др. Концепты «Запад» и «Восток» в масс-медийном дискурсе нельзя назвать достаточно изученными, что и обусловливает актуальность настоящего исследования. Данные концепты относятся к тем, которые имеют бинарную структуру, то есть часто рассматриваются вместе (выделяется даже единый концепт «восток-запад» [13]) и противопоставляются друг другу. В сознании носителей русского языка они имеют вполне определённое, даже стереотипное содержание, которое и составляет концептуальное значение данных понятий. Е. Ю. Жевна выявляет, что концепт «Запад» в восприятии носителей русского языка традиционно ассоциируется с прогрессом, современностью, новыми технологиями, развитием, цивилизацией, богатством, феминизмом [7, с. 96], а «Восток» вызывает в сознании жителей России такие ассоциации, как традиционность, пережитки, древние цивилизации, деспотичные государства, ущемление прав женщин, воинственный настрой, особый образ жизни [Там же, с. 98]. При этом менталитет россиян имеет бинарную основу, сложившуюся исторически, поскольку «представители западной и восточной культур на протяжении веков развивали различные системы ценностей, отражающие своеобразие их мировосприятия и миропонимания» [13, с. 245]. Вопрос о преломлении концептов «Запад» и «Восток» в масс-медийном дискурсе затрагивает И. В. Ерофеева, по мнению которой в русской культуре «своеобразие жизни осознается через антитезу Западу» [5, с. 117], что составляет основу русской идентичности. Кроме того, автор говорит о «дихотомичности русской культуры, которую склоняет то в одну, то в другую сторону, которая обладает душой Востока и телом Запада» [Там же]. Исследователи признают высокий характер устойчивости концептов «Запад» и «Восток» в ментальном поле россиян и важность обоих для формирования миропонимания носителя русского языка. Нашей задачей стал анализ современных электронных масс-медийных ресурсов с точки зрения наличия преднамеренных искажений данных концептов в данном дискурсивном пространстве. Материалом для исследования стали публикации популярного электронного ресурса «Газета.ru» [3]. В качестве основных лексических единиц, репрезентирующих концепты «Запад» и «Восток» в русском языке, рассматривались имена существительные Запад и Восток с соответствующими значениями: ‘страны западной Европы и США’ и ‘территория или страны, расположенные восточнее государств Европы’ [6]. Проведённый анализ показал, что концепт «Запад» в современном масс-медийном дискурсе обладает следующими смыслами: — влиятельность и стремление быть влиятельным по отношению ко многим странам мира. Например: «…Сильное влияние Запада, и в частности США, на политику и власти Польши» (30.09.2021) [3]; — ослабление технологического потенциала, утрата статуса разработчика новых технологий: «Уже сегодня наша платформа по функционалу существенно опережает многое, что есть на западе» (30.09.2021) [Там же]; — слабость поддержки своих союзников: «…Почему афганское правительство и силовые органы самоликвидировались до ухода американских военных, несмотря на поддержку Запада» (28.09.2021) [Там же]; в более широком смысле — утрата западным миром единства, появление в нём раздробленности, ведущей в потенциале к исчезновению самого понятия «Запад»: «Если уж США, главный оплот и символ западного мира, начинает играть “только за себя”, остальному западному миру еще сложнее обрести единство» (18.02.2019) [Там же]; — дискредитация идеи западного прогресса, поскольку сегодня Запад несёт миру не положительные, а отрицательные идеи и веяния: «Страны Запада под видом прогресса и свободы навязывают детям свое “извращенное мышление”, пропагандируя эксперименты на детях по их выбору гендера» (12.09.2021) [Там же]; — крах идеи феминизма, которая изжила себя, не нашла в России сторонников, а сам феминизм превратился в карикатурное противостояние мужчин и женщин: «Феминизм, как глобальная идеология терпит одно поражение за другим…» (22.11.2018) [Там же]. Несложно заметить, что данные смыслы не являются стандартными для концепта «Запад», то есть концепт явно подвергается в СМИ искажениям. Основной же составляющей данного концепта, транслируемой посредством публикаций рассмотренного издания, стала агрессивность внешней политики Запада по отношению к России. В масс-медийном дискурсе присутствует идея возможного военного нападения стран Запада на Россию и её союзника, Белоруссию: «…Проверка возможностей белорусских и российских военных защитить свои ресурсы в случае наступления Запада» (29.09.2021) [Там же], а также об экономической агрессии, которая направлена на Россию, но не является действенной: «При этом санкции, которыми Запад попытался “задушить экономику России”, только придали дополнительный стимул российским производителям» (27.09.2021) [Там же]. Трансформируется идея западного богатства, которое трактуется как вымышленное, поскольку на самом деле страны Запада, если верить СМИ, не богаты, но стараются завладеть богатствами России: «…“Натовцы пытаются десятилетиями завладеть богатствами России”, но это не получилось» (06.04.2021) [Там же]. Транслируется мысль о противостоянии Запада и России, причём по вине стран Запада, которые выдумали «российскую угрозу»: «Президент страны Владимир Путин назвал “российскую угрозу” выдумкой тех, кто хочет за счет подобных утверждений добиться какого-то авторитета в глазах Запада» (30.09.2021) [Там же]. Подчёркивается, что данная идея имеет большую историю, традиции, заложенные в советское время, для чего используется устойчивое выражение «железный занавес» в значении ‘преграды (обычно — намеренно создаваемые по идеологическим соображениям), препятствующие взаимным контактам различных стран и создающие их политическую изоляцию’ [11, с. 245]: «В отношениях РФ с Западом все отчетливее проявляются признаки “железного занавеса”…» (28.09.2021) [3]. Политика стран Запада характеризуется как «колониальная», то есть нацеленная на установление господства над другими странами: «Посол предложил западу отказаться от колониальной политики и других шагов, которые ведут к конфронтации» (28.09.2021) [Там же]. Хочется отметить, что здесь имеется в виду не реальное противостояние России и Запада, а отражённое в масс-медийном дискурсе. Именно оно подвергается нами анализу. О. В. Большакова очень точно отмечает, что мысль о таком противостоянии присутствует в первую очередь не в сознании россиян, а в «политическом воображении», однако, благодаря реализации в СМИ эта мысль может перейти из сферы воображения в сферу убеждения: «Противопоставление России Западу занимает центральное, даже системообразующее положение в политическом воображении нашего общества, все более склонного видеть мир в категориях “мы” и “они”» [2, с. 353]. Как видим, в функционировании концепта «Запад» в масс-медийном пространстве присутствует множество искажений, в результате чего этот концепт полностью модифицируется, утрачивая свои некогда стереотипные составляющие. Для концепта «Восток» искажения характерны в меньшей степени. В масс-медийном дискурсе поддерживается стереотипная идея традиционности восточной цивилизации, её слабой подверженности влияниям, в том числе и негативным. Например: «Буду вынашивать сама, без помощи суррогатных матерей. У нас на Востоке так принято!» (30.09.2021) [3]. Традиции Востока позиционируются как сильные, учёт которых необходим при контакте с данными странами. К примеру, важно «учитывать местные традиции и племенной этический кодекс пуштунов» (30.08.2021) [Там же]. Значимым компонентом концепта «Восток» в сознании россиян является религиозность, приверженность Исламу, который признаётся традиционной национальной религией восточных стран, характеризуемой ортодоксальностью: «Да, они будут исполнять требования ислама, там будут верующие, живущие в национальных традициях» (12.09.2021) [Там же]. Воинственность как традиционная черта концепта «Восток» упоминается в СМИ применительно лишь к некоторым современным восточным странам: «Китай сейчас идет по пути воинственных заявлений для того, чтобы на Тайване и в США его принимали всерьез» (15.10.2020). Также среди традиционных черт восточной цивилизации в масс-медийном дискурсе выступает умаление общественной роли женщин, отстранение их от активной социальной жизни, ущемление их прав. Например: «Они призывают новую власть вернуть права женщинам и включить их в состав будущего правительства» (03.09.2021) [Там же]. Такая особенность связывается с традиционной патриархальностью восточной цивилизации: «С точки зрения религии и традиций уйгурское общество патриархально» (08.08.2021) [Там же]. Нередко упоминается, что происходящее на Востоке является отражением, следствием распространённых здесь пережитков, однако сами эти пережитки по отношению к современной цивилизации не объявляются открыто устаревшими, неприемлемыми. Например: «Иран демонстративно отказывался и от западных ценностей, и от марксистских идей, выбирая “третий путь” — теократию, которая практически для всей Европы давно являлась пережитком глубокой старины» (01.04. 2019) [Там же]. Помимо теократии, среди пережитков Востока в масс-медийном дискурсе называется деспотия государственной власти: «Республика Бубун по факту радикальная деспотия, где мужчин вешают на площади» (12.05.2015) [Там же]. Как показывает анализ, искажений традиционного содержания концепта «Восток» в масс-медийном дискурсе практически не отмечается. Восточная цивилизация позиционируется как традиционная, неизменная, самобытная и по своей сути противостоящая западной и более предпочтительная для России. В. М. Пивоев отмечает по этому поводу, что в российском менталитете «важнейшие концепты Востока и Запада создают противоречивое единство при доминанте ценностей Востока» [14, с. 212]. Итак, концепты «Запад» и «Восток», отражающие ценностное представление носителя русского языка о Западе и Востоке как геополитических явлениях, не являются константными, как и другие концепты, постоянно находятся в развитии. При этом в современном российском масс-медийном дискурсе трансформации и искажения наблюдаются главным образом в содержании концепта «Запад», в то время как концепт «Восток» фиксируется как слабо воспринимающий инновации. Традиционные, даже стереотипные смыслы, исторически и культурно заложенные в концепт «Запад», подвергаются в настоящий момент искажениям, наблюдаемым в масс-медийном дискурсе. Идеи прогресса, появления новых технологий, динамичного развития в соответствии с современностью, цивилизованности, богатства большинства населения, женского равноправия (феминизма) в современном масс-медийном дискурсе подменяются новыми содержательными компонентами концепта «Запад», в числе которых стремление к мировому влиянию, ослабление технологического потенциала, утрата западным миром единства, дискредитация идеи западного прогресса, крах идеи феминизма. Основной же составляющей концепта «Запад» в российском медиа-дискурсе становится мысль об агрессивности внешней политики западных государств и, как следствие, о противопоставлении Запада и России, как экономического, так и, в возможной перспективе, военного. Содержательные составляющие концепта «Восток», транслируемые посредством масс-медийного дискурса, в отличие от содержания концепта «Запад», в целом стереотипны. Читателю транслируется информация о традиционности древней восточной цивилизации, о сохранении на Востоке деспотичного характера государственной власти, об ущемлении прав женщин как восточной традиции, об особом образе жизни, от которого представители восточной цивилизации не стремятся отказываться под воздействием Запада. У читателя формируется представление о том, что западный путь совершенно не подходит к России, а восточная цивилизация ей гораздо ближе своей традиционностью и осознанным противопоставлением западному влиянию. Вопрос о том, являются ли наблюдаемые искажения преднамеренными, достаточно сложен. С одной стороны, масс-медийный дискурс отражает реальное состояние концептосферы русского языка, с другой — с его помощью политические силы, обладающие возможностью влияния на СМИ, могут внедрять в сознание россиян новые смыслы, трансформирующие традиционное содержание концептов «Запад» и «Восток». References
1. Abramova E. S. Kontsept «Rossiya» v diskurse sovremennykh rossiiskikh mass-media: kognitivnaya struktura, dinamika, osobennosti yazykovoi ob''ektivatsii: avtoref. dis. … kand. filol. nauk: 10.02.01. Belgorod, 2012. 20 s.
2. Bol'shakova O. V. Kontsept «zapad» i istoriograficheskie obrazy Rossii // Trudy po Rossievedeniyu. 2016. № 6. S. 353-388. 3. Gazeta.ru [Elektronnyi resurs]. URL: https://www.gazeta.ru. 4. Golubykh A. A., Khar'kovskaya A. A. Evolyutsiya i transformatsiya kontsepta «medicine» v diskurse mass-media // Yazyk i reprezentatsiya kul'turnykh kodov: Mat. i dokl. Samara: Insoma-press, 2017. S. 34-37. 5. Erofeeva I. V. Narrativ «vostok-zapad» kak kul'turema v bluzhdayushchei syuzhetike rossiiskikh SMI // Vek informatsii. 2017. № 2-2. S. 117-118. 6. Efremova T. F. Novyi tolkovo-slovoobrazovatel'nyi slovar' russkogo yazyka. M.: Drofa, 2000. 1233 s. (onlain-versiya) [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova.htm. 7. Zhevna E. Yu. Soderzhanie kontseptov «zapad» i «vostok» v soznanii nositelei russkogo yazyka (po dannym svobodnogo assotsiativnogo eksperimenta) // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2006. № 4. S. 94-108. 8. Karabulatova I. S., Lagutkina M. D. Obraz Kitaya v lingvoinformatsionnoi modeli sovremennogo mediadiskursa (na materiale russkikh i kitaiskikh SMI) // Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) Federal'nogo Universiteta imeni M. Yu. Lomonosova. Seriya «Gumanitarnye i sotsial'nye nauki». 2021. T. 21. № 4. S. 40-53. 9. Krylova M. N. Kontsept «sever» v obraznoi sisteme sovremennogo russkogo sravneniya // Sibirskii filologicheskii zhurnal. 2013. № 4. S. 215-220. 10. Likhachev D. S. Kontseptosfera russkogo yazyka // Izvestiya RAN. Seriya literatury i yazyka. 1993. № 1. S. 3-9. 11. Mokienko V. M., Nikitina T. G. Bol'shoi slovar' russkikh pogovorok. M.: OLMA Media Grupp, 2007. 784 s. 12. Musikhina N. E. Pod kheshtegom intelligentnost': kontsept intelligentnost' v diskurse mass-media // Ritoricheskie traditsii i kommunikativnye protsessy v epokhu tsifrovizatsii: Mat. XXIII Mezhdunar. nauchn. konf. M.: MGLU, 2020. S. 756-767. 13. Naen L. Filosofsko-antropologicheskie aspekty kontsepta «zapad-vostok»: russko-koreiskii sotsiokul'turnyi dialog // Vestnik Rossiiskoi natsii. 2015. № 6 (44). S. 244-253. 14. Pivoev V. M. Kontseptual'nye osnovy mentaliteta rossiyan // Kul'tura kak vid chelovecheskogo bytiya i poznaniya: Sb. mat. Vseros. nauchn. konf.; otv. red. L.A. Ogorodnikova. Ishim: IPI, 2015. S. 212-221. 15. Prokhorov Yu. E. Deistvitel'nost'. Tekst. Diskurs: uchebnoe posobie. M.: Flinta: Nauka, 2006. 220 s. 16. Stepanov Yu. S. Konstanty. Slovar' russkoi kul'tury. Opyt issledovaniya. M.: Yazyki russkoi kul'tury, 1997. 824 s. |