Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Litera
Reference:

Analysis of personality of the hero on the example of hagiography of Grand Prince Alexander Nevsky

Shagbanova Khabiba Sadyrovna

Doctor of Philology

Professor, Department of Philosophy, Foreign Languages and Humanities, Tyumen Institute for Advanced Studies of the Ministry of Internal Affairs of Russia

625049, Russia, Tyumen region, Tyumen, Amurskaya str., 75

khabiba_shagbanova@list.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8698.2021.9.36398

Received:

04-09-2021


Published:

15-09-2021


Abstract: The article discusses the problem of depicting personality of the hero based on the hagiographic material of Grand Prince Alexander Nevsky. The author outlines the genre peculiarities of “The Tale of the Life of Alexander Nevsky”. The author actualizes the role of personality of Grand Prince Alexander Nevsky in formation of the value attitudes of our contemporaries. Depiction of the real historical figure is the foundation for the development of image of the hero as a spiritually whole person in literature. Multifacetedness and complexity of the phenomenon of heroism are revealed through the behavioral model of Grand Prince Alexander Nevsky, through people’s perception of the results of his rule, through the characteristic of the unchangeable constants of heroic traits demonstrated by him. In the context of patriotic education, special place belongs to the broad term “heroism”, which since olden days expresses high morale, loyalty to duty, unconquerable will, national and personal dignity, willingness to self-sacrifice in the name of the Homeland. The article offers possible ways to improve the educational work among younger generation based on the literary heritage dedicated to the image of our outstanding compatriot. The importance of the impact of Russian literary works upon the formation of patriotic qualities of the Russians is underlined.


Keywords:

heroic character, Alexander Nevsky, loyalty to the Motherland, defense of the Fatherland, feat, courage, artistic image, Old Russian literature, Old Russian princely lives, artistic heritage of Russia


Проблема и цель. В современном научном сообществе сформировалось определенное представление о персонаже героического типа, чему посвящено множество исследований. Тем не менее, при современном состоянии социума, при стремительных социальных и духовных трансформациях тема героизма актуальна как никогда. Успехи современной науки, интенсивная цифровизация, появление новых способов обработки информации зачастую способствуют появлению множества псевдогероических мифов, оказывающих значимое влияние на уклад жизни в масштабах как региона, так и государства. Утверждение принципов жизни общества потребления генерирует мифы и типы героев (киноиндустрия, PR-технологии политики и рекламы), ориентированные на манипуляцию общественным сознанием.

Тиражирование современной интернет-индустрией и массовой культурой гедонистических типов поведения искажает нравственные и ценностные идеалы, девальвирует сам смысл героизма, обесценивает роль подвига в общественном сознании, искусственно героизирует насилие и потребление, в итоге создавая благоприятную почву для терроризма и социальной аномии.

Целью работы является анализ сферы личности героя на примере жития великого князя Александра Невского.

Методология. Исследование было проведено на основе комплексного подхода, с задействованием, в частности, культурно-исторического, описательного, сравнительного, типологического методов, контент-анализа историографического источника, композиционного анализа.

Результаты. Героизм рассматривается в социальных и гуманитарных исследованиях, главным образом, в качестве идеального образца поведения, конструкта верной оценочности и здравого отношения к действительности, но не включает в поле анализа аспект человечности, реализации на уровне личности важных и социально значимых решений. В последнее время увеличилось количество исследований героизма: научный подход в рамках частных наук способствует созданию моделей героизма, однако, обращая внимание лишь на некоторые грани (а данное понятие относится к числу высокоемких в семантическом плане), не формирует единой картины в силу решения каждым исследователем индивидуальных задач. Поэтому в условиях социального кризиса, дегероизации социума обращение к историческим вехам, к личности великого князя Александра Невского является шагом на пути к укреплению социальной целостности, помогает понять глубинный смысл таких ключевых качеств, как служение, миссия, долг. Как справедливо отмечает Ф.Н. Веселов, для исторической памяти всякого народа важны героические образы мудрых правителей, храбрых воинов и защитников Родины [2, c. 68].

В русской картине мира анализ личности героя необходим и по той причине, что герой воплощает в своем лице идеалы, систему ценностей, предпочтения, ожидания, своим поведением, готовностью пожертвовать собой ради общего блага даже жизнью [13, с. 340]. В свою очередь, для неприятеля героизм демонстрирует отвагу и способность народа, проявление этнической и духовной уникальности. Героизм как лингвокультурный концепт и полисемантическое ментальное образование фиксируется в письменных памятниках, в устном предании и в культурном наследии (изобразительное искусство, кинематограф, песенный фонд, скульптурные и архитектурные памятники) народа. Экспликация героических представлений в наивном сознании характеризует героизм прежде всего как социальное явление.

За многовековую историю нашей Родины имя великого князя Александра Невского, чей вклад в укрепление и становление Отечества сложно переоценить, приобрело особый статус в памяти народа. В 2008 году в проекте «Имя России» по результатам всероссийского голосования Александр Невский набрал самое большое количество голосов, что свидетельствует о признании его заслуг как старшим, так и молодым поколением. Первую редакцию жития святого князя Александра Невского связывают с именами его сына, Дмитрия Александровича, и митрополита Кирилла, и, собственно, с XIII в. и начинается его почитание как покровителя Русской земли и русского воинства.

Благоверный князь Александр Невский происходит родом из города Переславля-Залесского. Житие свидетельствует о том, что уже ребенком князь достиг больших успехов в письме и чтении. Он обладал приятным голосом, красотой, мужеством, отвагой, рассудительностью и уже в девять лет был поставлен княжить в Новгороде, жители которого полюбили и с уважением относились к своему юному правителю. Новгород был одним из самых экономически развитых городов Руси и поэтому его богатствами стремились завладеть и татары, и шведы и, крестоносцы. Летом 1240 года на берегу реки Невы князь Александр Ярославович застал врасплох шведских захватчиков и нанес им сокрушительное поражение, за что и получил прозвище Невский. Для врага это было настолько неожиданно, что что многие побросали свои доспехи оружие и обратились в бегство.

В повести о житии составитель упоминает помимо Ледового побоища возмездие литовским разбойникам, совершавшим набеги на псковские земли, и вот как он об этом повествует: «В то же время набрал силу народ литовский и начал грабить владения Александровы. Он же выезжал и избивал их. Однажды случилось ему выехать на врагов, и победил он семь полков за один выезд и многих князей их перебил, а иных взял в плен, слуги же его, насмехаясь, привязывали их к хвостам коней своих. И начали с того времени бояться имени его» [8].

Благоверный князь Александр Невский – в русской истории фигура яркая, монументальная и героическая, потому что всю свою жизнь посвятил служению Родине в один из самых тяжелых и трагичных ее периодов – в 30-60-е годы XIII в. [3; 15] .В то время русские земли в медленной междоусобной борьбе за первенство шли к общей централизации, но даже этот процесс был срезан татаро-монгольским нашествием. Сопровождая отца во всех походах и поездках, великий князь получил серьёзную школу воспитания, богатый опыт военной, политической и дипломатической наук.

Образ героя важен как пример для молодого поколения, в чьем сознание формируется и проходят становление идеалы и представление, актуальные для общества и государства в перспективном развитии. Важно отметить, что, находясь у власти, князь Александр Ярославович смог отразить агрессию с северо-запада, и на выгодных условиях вести дипломатический диалог с Золотой Ордой. В течение своей жизни князь Александр Невский ездил в Орду пять раз, чтобы спасти русский народ от смерти. Он привозил дань и благодаря прекрасному аналитическому уму, великолепным дипломатическим способностям, выдержке прекрасно понимал, как строить отношения с правящей верхушкой монголов. В Орде не было права на ошибку, потому что за ошибки расплачивались головой. Приходилось терпеть унижение, лишения, трудности, что было очень тяжело. Но ценой своего смирения, рассудительности и мудрого отношения к ситуации ему удалось спасти Русь от полного истребления.

В XIII веке поездка в монгольские степи занимала от четырех до пяти месяцев. Да Каракорума путь от Владимира составлял более 5000 км, а до Сарая 1200 км. Каждому, приходившему к великому хану, было необходимо привезти с собой множество подарков для хана и его окружения. Все вопросы в Орде решались только при наличии драгоценностей, денег, мехов. Также требовалось брать с собой значительный запас провианта, зимнюю и летнюю одежда поскольку путь лежал через безлюдные равнины.

Поездка в Орду братьев Александра и Андрея Ярославичей состоялась 1249-1250 году. Великий хан дал ярлык Александру на княжение в Киеве, Новгороде, и всей русской земле, а Андрею – во Владимиро-Суздальском княжестве. Однако совсем скоро Андрей вызвал у монголов недовольство, и карательные отряды разорили Владимирскую землю, а самому ему пришлось бежать в Новгород. Уже в 1252 году Александр Невский вновь спешно уезжает в Золотую Орду, чтобы бы погасить гнев хана и предотвратить ещё большее разорение русских земель. Сын Батыя выдаёт Александру золотой ярлык на великое княжение во Владимире.

В августе 1252 года да князь вернулся домой и во Владимир и был очень торжественно встречен дружиной, священством и людьми. Повседневная служба требовала недюжинного здоровья, поскольку приходилось восстанавливать опустошенные и разоренные земли, а после возвращения людей к повседневной жизни князь стал собирать земли под одним началом. В 1253 году шведы, соединившись с финским ополчением, вновь выдвинулись на завоевание новгородских земель. Князь Александр Ярославович выступает навстречу захватчикам, и когда шведы об этом узнали, немедленно повернули обратно. Но, чтобы отбить у неприятеля желание нападать, продолжил преследовать их соединения, и в тяжелом зимнем походе догнал и разбил наголову. В 1257 и 1258 годах великий князь в третий и четвертый раз ездил в Орду. Великий хан решил провести перепись населения для учёта сбора дани, и Александру от этого указа не удалось его отговорить. Тогда на были отправлены переписчики на Русь, пришлось успокаивать волнующийся народ и помогать проводить перепись.

В 1262-1263 годах князь Александр уезжает в Орду, и эта поездка становится для него последней. Хан Берке решает пополнить свою армию русскими людьми для подготовки и участия в междоусобице, что означало бы для Руси демографическую катастрофу. Такая практика для азиатских правителей была вполне регулярной. После общения с князем Александром. Хан Берке отменяет решение мобилизовать русских, однако монголы отравляют великого князя, Александр Ярославович умирает по пути домой 14 ноября 1263 года в Фёдоровском монастыре города Городца.

Великий князь Александр Невский наиболее полно воплотил в жизнь героический идеал. Его мудрая дальновидная политика стала настоящим спасением для русского государства. После нашествия и разорения русских земель татаро-монголами было необходимо время для восстановления. Все свои силы великий князь использовал на благо родной земли и своего народа.

Героизм как социально-нравственная ценность отражает осознание себя и народа как единого целого, а любовь к Родине служит главным источником моральных сил [6, с. 76]. Бесстрашие, доблесть, самопожертвование – все это утверждает благородство и духовную силу человека. У каждой эпохи свои герои. Как известно, воин – это призвание на всю жизнь, и каждый, самоотверженно выполняющий свой долг, реабилитирует нравственные идеалы, без которых у человечества нет будущего. В житии великого князя Александра Невского природа героизма реализуется в умении направить свои силы и способности, доблесть и отвагу на укрепление и сохранение жизнеспособности государства и общества. А за этим стоит способность взять на себя ответственность за жизнь и судьбу других людей.

Личность героя прежде всего ассоциируется с победой: с античных времен одним из главных качеств такого человека являлось бесстрашие. Колоритность личности и неординарность характеризуют великого князя Александра Невского как легендарного лидера, вошедшего навсегда в память народа. Героизм формируется в человеке на основе знания истории своей страны и лучших людей, которые подвигом постояли за правое дело. Героическая личность великого князя Александра Невского иллюстрирует высочайшее нравственное развитие личности как человека, так и правителя, обостренное чувство справедливости, готовность дать отпор захватчикам, высокое чувство ответственности. Самопожертвование является стратегическим фактором, одним из краеугольных камней в духовном наследие народа. Лишь тогда человек может быть надежным стражем и защитником Отечества, когда он утвержден в духовной правоте своего государства, правильности исторического выбора жизненного пути своих предков [12, с. 95]. Как свидетельствует история, чем благороднее цель и мотивы, тем ярче подвиг.

Жертвенное служение с древних времён основывалось на познании высшей, абсолютной истины, в первую очередь сопряжено с активной деятельностью, готовностью мужественно переносить трудности. В лице великого князя Александра Невского наша история и наше отечество получили исключительную личность. Его жизненный пример стал источником доблести для других. Глубокое осознание свей миссии, смелость и проницательность свидетельствуют об уникальной и самобытной героической личности великого князя. К вневременным особенностям героизма относится добровольность совершения героического поступка, риск для жизни и возможные жертвы для героя, совершения поступков ради блага Родины и общества, отказ от личных выгод и бескорыстность [5, с. 117].

Истинный героизм важен для общества, поскольку благодаря яркому примеру воспитываются целые поколения людей, готовых сложить головы за родную землю. Целеполаганием становится нравственное поведение, верность долгу и честь, преданность духовным идеалам, способность к жертвенности ради достижения цели, важной в масштабе государства и общества [4, с. 194].

Незаурядные качества личности, особая организация души, способность воодушевить других и повести в бой – всё это в совокупности составляет героический архетип поведения. Природа личности великого князя иллюстрирует не только сознательный выбор, но самопожертвование, превосходящее силы рядового человека. Чем больше трудностей преодолевает человек, тем выше ценность подвига.

Роль личного подвига важна и многообразна в современном обществе. Напряжение всех моральных и физических сил в борьбе за жизнь сограждан является проявлением человеколюбия, максимализма в хорошем смысле. Медийное пространство на сегодняшний день перенасыщено антипримерами, антипропагандой, антигероями и антипросвещением. И героизм в умах подрастающего поколения начинает ассоциироваться с достижением успеха на индивидуальном уровне (карьерный рост, крупное состояние, высокий статус в обществе), нормой вещей становится погоня за славой и отношение к окружающим с позиции личных выгод, что обедняет и разрушает личность человека [1, с. 52].

Россия – богатая в духовном отношении страна, и ее главное богатство составляют добродетели мужества и доблести. Жизнеутверждающий пример великого князя Александра Невского, его искусство руководить государством и сводить к минимуму возможные потери, сохраняя жизнь вверенных людей, служит нравственным маяком для молодых людей, помогая найти свое призвание в жизни, самоопределиться и выработать систему ценностей, основанную на лучших своих качествах.

Культура представляет собой совокупность систем ценностей, стереотипов поведения и мышления, свойственных данному обществу, является одним из основополагающих элементов для стабильности государства. Идея патриотизма и героизма является важнейший составляющей культуры общества. Каждое поколение нуждается в примерах героизма, культурных и моральных авторитетах. Современный человек в своем восприятии половина и осмыслении героической личности, качеств характера, которые формируют личность, зачастую сталкивается с некоторыми барьерами - ироничным и циничным отношением, неверием в благородство со стороны современников [10, с. 252].

Содержательность национального менталитета во многом формируется сочетанием личного и коллективного подвига, опирается на мифологическую модель вождя и община, объединенных идеей соборности [7, с. 348]. Антропологическая суть человеческой личности выражается в том, что человек стремится к самоидентификации своей этнической принадлежности и профессиональной реализации, стремится к семье и совершенствованию себя как личности. Однако метаморфоза социальной действительности дисгармонизирует эту целостность и навязчиво предлагает множество типов ролей и стереотипов поведения. Последнее десятилетие в мировом масштабе отметилось появлением тенденции, связанных с интересом каждого народа к культуре и национальным традициям, стремлению сохранить самобытность, осознать этническую идентичность и расширить представление о исторической уникальности. Всё это существенным образом сказывается на подъёме героико-патриотического настроения как в крупных, так и в малых регионах. Не в последнюю очередь это связано с тем, что общество предусмотрительно относится к сохранению своего культурного пространства и исторического места в глобализирующемся мире.

Человек устроен таким образом, что, будучи существом социальным, испытывает потребность ощущать себя частью социума. В этом он находит опору в жизни и мотивацию для деятельности. Культура, самосознание, язык, которая формируется на определённых территориях в природных, государственно-правовых, социально-экономических условиях – все эти факторы конфигурируют этнос, а этнос выполняет ценностно-ориентационную и нравственно-созидательную функции.

Культура постмодернизма исповедует однородную, упорядоченную информацию, в которой отсутствует необходимость самоопределения индивидуума. В таком контексте рождается стереотипизация, предлагающая предрешенность большинства способов поведения, навязывается шаблонный и непроницательный подход при решении задач [9, с. 139].

Достойным ответом этому и другим вызовам современности является «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», предлагающая следующий девиз: "поведение героев предков – пример для подражания" [8].Повествование о самоотверженной защите рубежей родной земли и своего народа представляет непреходящую ценность для молодого человека, окруженного со всех сторон интенсивными миграционными процессами, обильным контентом из средств массовой информации, размытой интерпретацией основополагающих для цельного развития человеческой личности качеств и латентной пропагандой постмодернизма и инфантильности.

Выводы. Героико-патриотическое мировоззрение способствует поиску и обретению стабильности и ориентиров в насыщенном информационном поле, в мире, где все нестабильно и вызывает чувство тревоги и беспокойства. Образ героя, каким является великий князь Александр Невский, способствует в значительной степени тому, чтобы современный человек направил свои способности и интеллектуальные возможности на преображение своей личности и государства через осознание базовых закономерностей и посильное подражание славным героям прошлого. Духовный стержень каждого народа составляют и вечные ценности, которые позволяют отличить правду от лжи, честность подлости, любовь от предательства, и именно эти ориентиры в критические периоды истории народа и государства помогают сохранить себя и свое лицо. Одной из таких ценностей является самоотверженное, доблестное, мужественное поведение. «Повесть о житии Александра Невского» иллюстрирует подвиг как социально значимое явление, определяющее ход истории. Подвиг сочетает в себе такие доминанты, как жертвенность и подвижничество, и остается в памяти не только современников, но и будущих поколений [14].

Таким фундаментальным качествам сквозь века учит нас великий князь Александр Невский. Его жизнь свидетельствует о том, что высшим уровнем развития человека является активная, деятельная самореализация на благо Отечества. Героико-патриотическое поведение является фундаментом государственно-общественного стабильности, опорой жизнеспособности и одним из основных условий эффективности системы государственных и социальных институтов, источником здоровья общества, нравственных и духовных сил, жизнестойкости, тех лучших качеств, которые неудержимо ярко проявляются в периоды исторических событий, переломных эпох, и особенно в годы тяжких испытаний [11, с. 163].

References
1. Vvedenie v politologiyu. Slovar'-spravochnik [sost. G.L. Kupryashin i dr.] / Pod red. V.P. Pugacheva. – M.: Aspekt-press,1996. – 262 s.
2. Veselov F.N. Batal'nye tsikly zhitiya Aleksandra Nevskogo i skazaniya o Mamaevom poboishche v sostave Litsevogo letopisnogo svoda. Sravnenie miniatyur // Vestnik SPbGU. Seriya 2: Istoriya. 2015. № 1. – C. 68–78.
3. Vinogradov V.V. O stile «Zhitiya velikogo knyazya Aleksandra Yaroslavicha Nevskogo» // Voprosy russkogo yazykoznaniya. Vyp. 1. – M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1976. – S. 21–36.
4. Gumilev L.N. Ot Rusi k Rossii. – M.: AST, 2006. – 396 s.
5. Krizhanich Yu. Politika. – M.: Novyi svet, 1997. – 527 s.
6. Kulinchenko V.A., Kulinchenko A.B. O dukhovno-kul'turnykh faktorakh modernizatsii // Polis. Politicheskie issledovaniya. 2003. № 2. – S. 150–156.
7. Lenin V.I. Pis'mo I.F. Armand. Polnoe sobr. soch. – M.: Izd-vo Politicheskoi literatury, 1985. T. 49. – 465 s.
8. Povest' o zhitii i o khrabrosti blagovernogo i velikogo knyazya Aleksandra [Elektronnyi resurs]. – URL: https://pravoslavie.ru/39091.html (data obrashcheniya: 12.02.2021).
9. Sorokin P.A. Sistema sotsiologii. T. 1: Sotsial'naya analitika: uchenie o stroenii prosteishego (rodovogo) sotsial'nogo yavleniya. – M.: Nauka, 1993. – 447 s.
10. Sotsiologiya molodezhi: Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov / Yu.G. Volkov, V.I. Dobren'kov, F.D. Kadariya [i dr.]. – Rostov n/D: Feniks, 2001. – 575 s.
11. Torosyan D.R. Geroizm i patriotizm kak sotsial'nye faktory stabilizatsii zhizni obshchestva // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18: Sotsiologiya i politologiya. – S. 157–163.
12. Troitskii E.S. Lyubov' k otechestvu dvizhushchaya sila ego vozrozhdeniya. – M.: B. i.,1996. – 32 s.
13. Filosofskii slovar' / Pod red. I.T. Frolova. – M.: Respublika, 2001. – 719 s.
14. Shagbanova Kh.S. Rol' khudozhestvennoi literatury v formirovanii lichnosti sotrudnika Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs] // NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. 2020. № 1. – C. 31–41. – URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33405 (data obrashcheniya: 12.02.2021).
15. Sokolov R.A. Science and pseudo-science in modern studies of Aleksandr Nevskii // Vestnik of Saint Petersburg University. History. 2017. Vol. 62. Issue 1. – P. 215–223.