Library
|
Your profile |
Philosophical Thought
Reference:
Kerimli N.I.
Artistic image of a woman in the culture of Azerbaijan
// Philosophical Thought.
2021. № 7.
P. 59-64.
DOI: 10.25136/2409-8728.2021.7.36084 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=36084
Artistic image of a woman in the culture of Azerbaijan
DOI: 10.25136/2409-8728.2021.7.36084Received: 08-07-2021Published: 20-07-2021Abstract: The subject of this research is the image of the Azerbaijani woman. The centuries-long history has explored the female images in artistic culture, where female characters are in the limelight. Since the ancient times, Azerbaijani women have been actively engaged in social governance, culture, science, and art; felt the beauty of nature raising it to the level of the phenomenon of cultural life. The article also describes the current state, obstacles, problems, and opportunities of Azerbaijani women in folk art. The Turkic women do not blindly follow the principles of the Sharia, but rather guided by the moral principles of Islam, which broadens their cultural mindset. It is concluded that the female image in evolution of the artistic culture of Azerbaijan plays a crucial role in upbringing and spiritual enrichment of the world. The history of the Turkic culture has created the female images that refute the idea that women's creativity is the second grade art. In folklore, which is the product of artistic thinking and mythological consciousness of the Turkic people, women are depicted with the greatest regard. Female image is illustrated in various forms of art. One of the core indicators of the improvement of spirituality and artistic-aesthetic worldview of the Turkic people is the examples of anthropomorphic plastic art depicting female image in the ancient national artistic thought. Keywords: Azerbaijan, women, art, folk craft, image, ethnic culture, Turkic peoples, heritage, artistic culture, genderВведение Культура азербайджанского народа и их образ жизни - одна из концептуальных проблем, лежащих в основе культурологических исследований. В настоящее время изучение художественного наследия и культурного положения азербайджанцев стало традицией. Например, материалы, полученные в последние десятилетия, дают интересный и объективный взгляд на высокий статус азербайджанских женщин в обществе. В результате изучения ряда памятников скифо-сарматского периода в захоронениях были обнаружены могилы выдающихся женщин, занимающих высокое место в обществе. Научный анализ показывает, что эти женщины вообще не занимались домашним хозяйством [1; с.98]. По словам исследователей, раскопки в различных частях Центральной Азии показывают, что женские могилы богаче мужских. Следует отметить, что, несмотря на обилие источников, например, тюркоязычные народы Центральной Азии имеют самую древнюю культурную историю. У каждого народа свой женский стереотип в национальной культуре. Однако практически в каждой культуре роль женщины отождествляется с такими понятиями, как защита очага, мудрый советчик и плодородие. Кочевники всегда относились к женщинам с любовью и уважением с древних времен. Женщины всегда действовали плечом к плечу с мужчинами. Восприятие мира кочевой женщиной определяется не только условиями ее существования, но и ее самосознанием. Стоит отметить, что для получения сравнительного материала по правовому статусу женщин с традиционной культурой тюрков исследователи предпочитают изучать наследие женщин и положение женщин в оседлых и полуоселенных тюркских народов Центральной Азии. Культура этих народов, их образ жизни и культурное мышление в большей степени основаны на нормах шариата и в меньшей степени определяются отдельными положениями обычного права. Однако тюркская женщина не слепо следует принципам шариата, она руководствуется моральными принципами ислама, тем самым еще более очищая ее мораль, которая обогащает ее культурное мышление в целом новыми качествами. Можно сказать, что с древних времен тюркские женщины чувствовали красоту природы, мастера слов уделяли большое внимание описанию художественного образа женщины, поднимая его до уровня феномена культурной жизни. Образ женщины выражается в различных художественных формах. Одним из важнейших показателей совершенствования нравственности и художественно-эстетического мышления тюркского народа являются примеры древней художественной мысли в форме антропоморфного пластика в виде образа женщины. Следует отметить, что антроморфный пластик был очень важным событием в полном изучении духовной культуры народов мира. Изменения образа жизни создали новое отношение к природе древних людей и создали новое отношение к природе. Постепенно древний человек начал верить магическим ритуалам. Начинает формироваться воплощение природы, которая находит свое воплощение в душах различной природы, земли и неба. Однако более загадочным культурным событием эпохи неолита были антропоморфные пластики различной формы. Единой точки зрения о возникновении этого явления в пластической форме нет. Длительные научные дебаты продолжались, чтобы узнать истинные причины появления символов и узоров, крестов, свастиков и т.д. В различных регионах, в том числе в Азербайджане, обнаружены образцы антропоморфных пластик, обнаруженные в ряде регионов мифологические символы, представляющие образ женских каменных пластик. Среди них самые привлекательные, великие родовые каменные скульптуры [6; с.39]. Наряду с изображением матери-женщины на переднем плане также показан образ женщины-воина. В бессмертном труде «Огузнаме» (VIII в.) Имя женщины-воина упоминается высоко. В эпосе «Деде Горгуд» оживает образ древней тюркской женщины, ведущей многогранный образ жизни, стоящей в одном русле с мужчиной. В средневековом тюркском обществе равный статус мужа и жены считался равноправным. Исторические факты дают основание утверждать, что проблема женщины столь же древна, как и наша история. В народном фольклоре, являющемся продуктом художественного мышления и мифологического сознания тюркского народа, женщины описываются с большим уважением. Образ женщины прославляется в различных художественных формах. Одним из важнейших показателей совершенствования духовности и художественно-эстетического мышления тюркского народа являются примеры искусства. Как мы отметили, одной из важнейших частей духовной культуры является художественная культура, которая наряду с когнитивной, религиозной, моральной, экономической и политической культурами служит формированию внутреннего мира человека, способствует развитию личности как создателя культурных ценностей. Художественная культура играет исключительную роль в открытии второй природы человека. Одним из наиболее важных когнитивных механизмов, составляющих ядро содержания художественной литературы, является художественная литература. Мы находим художественное описание образа тюркской женщины, прежде всего, в литературе, которая является неотъемлемой частью художественной культуры. Образ славянской девушки в поэме «Семь красавиц» был создан великим Азербайджанским поэтом Низами Гянджеви Бану Чичеком, как будто это было духовное воплощение. Сила нашей художественной культуры в том, что Низами Гянджеви создал человеческое сходство с нашей литературой между Ширин и «Кыпчак кызы». Гениальный поэт относился к женщинам как к символу достоинства. Созданные им образ женщин - это блестящие личности с равными правами на смелых мужчин. Подобно тому, как художник использовал лучшие краски своей художественной палитры для создания произведения искусства, Низами не пожалел, чтобы придать образам ярких черт его духовности при создании образа женщины. Не будет преувеличением сказать, что ни письменные памятники Востока, ни Запада не имеют такого женского характера, обнаруженного в истории художественной мысли с психологической глубиной. Художественная культура-это система материальных и духовных ценностей, созданных и накопленных историческими субъектами на протяжении многих веков. С этой точки зрения историческая память Азербайджанского народа сыграла важную роль в жизни нашей страны, в укреплении государственности и показала образ многих женщин, которые проявили решимость улучшить культурную жизнь своей страны. Обзор истории кочевого образа жизни азербайджанских тюрок в прошлом показывает, что наши предки жили как земледелием, так и скотоводством, они были и обычными людьми, и смелыми воинами. Но во всех случаях кровь воина течет в жилах тюрка. П.П. Зутов пишет об этом: «Хотя татары (азербайджанские турки - автор) занимаются мирной работой как граждане и фермеры, но они гораздо более способны воевать и пасти. По этой причине большинство из них ведут кочевой образ жизни, следуя примеру своих предков, которые жили в бескрайних степях вдоль рек Волги, Дона и Урала» [5]. Известно, что большинство азербайджанских тюрок являются предшественниками племен огузов и кипчаков. Упомянутые племена, как известно, были кочевниками. В своей работе в которой дано историческое, топографическое, статистическое и военное описание Кавказа, И. Баларамберг дает интересные сведения о причинах кочевой жизни азербайджанских тюрков. Например, это показывает, что кочевники, живущие у подножия двух равнин Кавказа, много столетий вели кочевой образ жизни. Однако, поскольку это очень широкая тема, мы лишь кратко затронем проблему любви и женщин в суфизме. Известно, что с момента установления ислама в религиозном обществе в истории человечества начала формироваться новая цивилизация-исламская культура которые со временем оказало сильное влияние на развитие культурных ценностей в мире. Мудрецы, распространяющие суфизм, прививают последователям ислама такую возвышенную истину: любовь проявляется через красоту. Красота - это один из атрибутов Аллаха. Во всем, что существует в мире, красота всегда напоминает человеку о Всевышнем. Ибн Араби, основатель суфийского пантеизма и один из самых ярких представителей арабской художественной мысли, пишет: «Нет необходимости пытаться видеть Бога в любой материальной форме. Появление Всевышнего в женщине - самый совершенный образ». На Востоке светская любовь почти всегда «по форме» и пантеистическая по содержанию. В суфизме подготовка сердца к любви и достижение любви - это реальность. Идея высшей любви более ярко видна в классической восточной литературе. Это отражено в стихах Низами «Лейли и Меджнун» и Джами «Юсиф и Зулейха» [2; с.9-11]. Многочисленные обзоры этих произведений, являющихся жемчужинами художественной культуры, обусловлены прекрасным художественным решением проблемы любви и женщины. Когда суфийские мастера спросили Баязида Бастамия, кем был его покровитель, он ответил: старуха, которую я встретил в пустыне. Некоторые западные идеологи, намеревающиеся «поработить традиционных исламских женщин», могут извлечь из этого уроки. Великий суфийский мастер Зун задался вопросом. Кто является самым высоким среди суфиев в обществе? Ответ: «В Мекке есть женщина по имени Фатима Нисапари...Она одна из святых Всевышнего, она мой учитель» [4; с.128]. В Авесте, в зороастризме, образ женщины показан как пример чистоты. В зороастризме женщины считаются равными мужчинам. Конец средневековья и начало новой эры-это период возрождения в художественной мысли азербайджанского народа. Именно богатая культура, возникшая в эпоху Возрождения, сформировала фундаментальную культурную систему, и возникло новое отношение к женщинам. Исследование посвящено анализу миниатюрной школы в Тебризе, говорят, что в 1530-1540 годах восточное миниатюрное искусство пережило высшую ступень развития в лице Тебризской школы. Образы женщин играют важную роль в творчестве этой школы. Низами Гянджеви «Образы в Хамсе были важным источником вдохновения как создатели миниатюрного искусства». Рукопись Низами из «Хамса» была украшена миниатюрами нескольких художников. Среди интересных сюжетов интересна сцена встречи Александра Македонского с Нушабой [3;с.113-116]. Вывод. Таким образом, в истории тюркской культуры, созданные женские образы, опровергают идею о том, что женское творчество является вторым видом искусства. Важность и актуальность вклада женщин в мировую культуру и искусство не менее важна, чем вклад мужчин. В исламе женщина изображается священным существом, возглавляющим семью. Мы обожествляем женщину, говоря что рай находиться под ногами матерей. В исламе нет источников о мужестве и отваге женщин. Женщины не представлены как герои, но в древнетюркском эпосе "Деде Горгуд" , женщина представлена в лице храброй и честной Бурлы Хатун, защищающей честь и достоинство своей родословной семьи. Во время Азербайджанской Демократической Республики впервые на Востоке было представлено женщине право голосовать и быть избранной. Основы современной государственной политики в отношении женщин в Азербайджане были заложены общенациональным лидером Гейдаром Алиевым. Сегодня новая политика в отношении семьи и женщин, начатая в 1993 году продолжается успешно. Сегодня достаточно понаблюдать за деятельностью Первым вице президентом Азербайджанской Республики Мехрибан ханум Алиевой, чтоб увидеть роль азербайджанских женщин в представлении Азербайджана миру.
References
1. Alizade A. Zhenskoe mirovospriyatie i ego khudozhestvennaya realizatsii v proze sovremennykh russkikh i angliiskikh pisatel'nits. B.,«Mutardzhim», 2017, 160s. s.98
2. Alieva S. Zhenskii fenomen v azerbaidzhanskoi kul'ture. B.2017,280s. s.9-11 3. Kerimli N.I. Etapy razvitiya khudozhestvennoi kul'tury Azerbaidzhana: evolyutsiya zhenskogo obraza. Khudozhestvennaya kul'tura i literatura tyurkskikh narodov v kontekste Zapad Vostok. Materialy mezhdunarodnoi konferentsii. Kazan' «Otechestvo», 2017 s.113-116 4. Kuli-zade. Z.A. Gender v Azerbaidzhane. B., 2003 s.128 5. Mukanova A.S. Vysokii status zhenshchiny v drevnetyurskom obshchestve i ego sotsial'no-ekonomicheskaya osnova. repository.nuru.kz 6. Movsumova L. Problema zhenshchin v dukhovnoi kul'ture Azerbaidzhana / AN Azerbaidzhana, In-t filosofii i prava. Baku: Elm, 1996. 192s. s.39 |