Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Culture and Art
Reference:

New trends in exhibiting ceiling lights such as “chandelier” in the context of holistic exhibition projects

Mitnik Margarita Andreevna

Postgraduate student, the department of Cinematography and Modern Art, Russian State University for the Humanities

125993, Russia, Moskovskaya oblast', g. Moscow, Miusskaya ploshchad', 6

mitrit2299@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2021.6.35875

Received:

04-06-2021


Published:

06-07-2021


Abstract: This article explores and systematizes the exhibition of chandeliers as the unique art objects within the museum space, as well as reveals the peculiarities in comparison with the interior space. The subject of this research is the display of such multi-component item of decorative and applied art as chandelier in the modern exhibition projects. Based on a range of exhibitions held in the XX and XXI centuries dedicated exclusively to chandeliers and ceiling lights, the author conducts their classification, and reveals the peculiarities of displaying chandeliers in such projects. The representative examples of exhibition projects are considered. This article is to analyze and systematize the experience of exhibiting chandeliers, which is especially relevant because the topic of studying chandeliers as part of the interior is of particular interest among not only scientists, but the artists and curators as well. The conclusion is made that in the most successful projects, the chandeliers are displayed at eye level of the visitors, which allows studying more details about the item. Chandeliers are displayed either as the unique objects, or together with other antique and luxury items, harmonizing on the formal stylistic or historical level, and indicating the modes of stylistic perception of the interior as a reflection of culture of a certain era.


Keywords:

chandelier, exposure, exhibitions, decorative and applied art, interior, exhibition program, curatorship, optical solutions, light, collection


История коллекционирования и демонстрации объектов декоративно-прикладного искусства – люстры [2;3], как «предметов быта и роскоши», может быть понята только исходя из специфики конкретного контекста развития практик, связанных с повседневным бытом и употреблением роскоши начиная с эпохи древних цивилизаций, когда собирались предметы, составляющие культурно-эстетическую, религиозную и материальную ценность [4]. В начале XX века в разных концах мира открывается множество временных художественных выставок, отличающихся по концепции и способу функционирования от постоянных музейных экспозиций и от предыдущего выставочного опыта в целом [6]. Новые выставочные практики требовали заинтересованности не в эстетике вещей как таковой, а в конкретном развитии технологий. Благодаря такой ориентации на социальные контексты технологического развития, с этого периода появляется большое количество разнообразных выставочных проектов, сфокусированных исключительно на «люстре», как на уникальном предмете, в котором нашли отражение все художественные стили и вкусы владельцев.

В данной статье систематизируются выставки и выделяются их особенности в зависимости от их концепции, профессионального профиля, социальных требований и реальной роли в осмыслении истории. Материалом исследования послужили проекты, использующие в своей основе либо исторические образцы люстр или современные образцы созданные на основе исторических. В XXI веке, кроме выставок, сконцентрированных на самих исторических образцах или их современных интерпретаций проявляется интерес реаппроприации люстры в качестве эстетического объекта со стороны современных художников – но такие выставки требуют специальных методов исследования и находятся за пределами интересов настоящей статьи.

Самая первая музейная выставка, сконцентрированная исключительно на осветительных приборах, была проведена в 1928 году в России [1]. Данная выставка еще не была сконцентрирована исключительно на люстрах. Местом проведения стал Останкинский дворец, который в 1918 году становится дворцом-музеем. Первым его директором был Виноградов, выдающийся ученый, внесший огромный вклад в изучение осветительных приборов. В тематическом выставочном проекте «Осветительные приборы конца XVIII и начала XIX века» основным предметом изучения не случайно были выбраны светильники, так как коллекция Останкинского дворца насчитывает более пятисот единиц хранения. Для выставки фонды музея пополнились экспонатами, переданными из ГИМа, ГЭ, Кусково. Из многочисленных образцов русской люстры для экспонирования были отобраны по формально–стилистическим признакам лишь двести светильников. Кроме осветительных приборов экспозиция состояла из чертежей, фотографий и архивных документов. Все представленные светильники должны были продемонстрировать своё художественное и практическое, отчасти и научно-просветительное значение.

Выставка занимала большую часть дворца-музея и экспозиционно делилась на три секции: середина XVIII века, конец XVII века и начало XIX века. На выставке был представлен весь спектр потолочно-осветительных приборов. Предметы классифицировались по назначению и развешивались в хронологическом порядке, что позволяло выстроить историческую линию развития.

Значительную часть выставки составляли потолочно-осветительные приборы – люстры. Для их показа была выбрана развеска, когда предметы развешиваются плотно к друг другу. Это форма развески известная ещё со времён первых Всемирных выставок. Важно отметить, что светильники на этой выставке находились на традиционной для дворцового пространства высоте, что было не очень удобно для осмотра. Некоторые потолочные светильники располагались на собственных исторических местах в интерьере, и в дальнейшем, как мы видим из комментариев в каталоге, были оставлены на постоянное экспонирование. По периметру стен экспонировались чертежи люстр и вспомогательные таблицы, представлявшие типологии хрустальных плакеток, являвшихся особой ценностью коллекции. У выставки был высокий коэффициент посещаемости, что демонстрирует интерес публики к предмету искусства и освещения в целом.

Следующая значительная выставка осветительных приборов была проведена в Эрмитаже в 1975 году, на которой демонстрировались работы исключительно русских мастеров [5]. На этой выставке было представлено редкое собрание осветительных приборов, которое состояло из коллекций Зимнего дворца, а также светильников, переданных в 1941 году Эрмитажу из государственного музея этнографии народов СССР. Оно было собрано из имущества и личных коллекций Бобринских, Юсуповых, Строгановых, Шереметьевых и Плюшкина, который являлся известным любителем предметов старины.

В отличие от выставки, проходившей в Останкино, Эрмитажная выставка демонстрировала эволюцию осветительных приборов и методов освещения, начиная от простейших приспособлений для света в крестьянской избе, до крупных и конструктивно сложных осветительных приборов – церковных (кадил, паникадил и хоросов) и дворцовых люстр. В процессе обозрения экспозиции демонстрировалось изменение конструкция светильника в контексте применения новых материалов и источников света (свечи, керосин, газ, электричество). Экспозиция была организована в самом большом из залов Зимнего дворца, площадь которого превышает 1000 квадратных метров. Потолочно – осветительные приборы располагались таким же способом, как и на предыдущей выставки и занимали воздушную часть экспозиции, в нижнем ярусе располагались геридоны и торшеры, а также канделябры, подсвечники и небольшие осветительные приборы, которые находились в витринах.

Музейные выставочные практики тематических выставок, посвящённых осветительным приборам, появляются в Европе с начала 2000 годов. В значительной степени они связаны с личностью уникального коллекционера, потомственного ювелира и реставратора Режиса Матье, который знакомит публику со своей коллекцией, а также способствует созданию выставок, посвященным осветительным приборам в мире.

Все проекты Режис Матье можно разделить на несколько условных групп. К первой группе можно отнести ежегодные выставочные проекты, совмещающие демонстрация предметов класса люкс: ретро автомобилями, автомобилями премиум класса, часами, редкой антикварной мебелью с осветительными приборами. На выставках: «Антикварные болиды и старинные люстры» [9], «Век французских автомобилей» [8], «Бугати в свете Матье» [7] и др.. предметы подбираются исключительно по формально-стилистическим признакам – цвету, форме, размеру. Выбираются крупные и яркие экспонаты такие как антикварные автомобили, двигатели, часы и редкие часовые механизмы. Сопоставляя в выставочном пространстве парижской галереи крупные люксовые экспонаты и световые скульптуры вместе с классическими люстрами, дизайнер создаёт неповторимую атмосферу в выставочном пространстве галереи.

Предметы в этой группе выставок должны сочетаться между собой и подчеркивать индивидуальные черты каждого объекта. Важным становится подбор предметов и соразмерность их форм. Куратор выставки умело играет с цветами и материалами, сочетая несочетаемое и создавая новые контексты между осветительными приборами и предметов класса люкс. «Белое» пространство галереи дает возможность сконцентрироваться на объектах, находящихся внутри, этот прием использован абсолютно во всех выставочных проектах фирмы Матье.

В двух выставочных проектах «Свет и тени. Своды и скульптура», и «Прогулка по замку Горд» были совмещены фотографии и люстры. Впечатление строилось на контрасте объектов, их изначальной непохожести, тем не менее их сочетание рождало точки соприкосновения, которые обнаруживались в графике силуэтов светильников и чёрно-белой гамме фотографий подчеркивая и дополняя друг друга. Важную роль для создания атмосферы играло и выставочное пространство.

В проекте «Свет и тени. Своды и скульптура» 2016 года, реализованном в галерее «Mathieu Lumières», вместе с осветительными приборами использовались фотографии Анны Виванте, на которых были зафиксированы снимки древних руин. Новейшие дизайнерские люстры, созданные фирмой Mathieu, соседствовали с репликами исторических люстр. Осветительные приборы вторили архитектурным деталям на фотографиях, что создавало эффект проникновения светильника в пространство фотографии. Например, новейшая люстра «Сатурн», разработанная мастерами фирмы Матье, получившая свое название из-за схожести с формой планеты, располагалась в пространстве галереи напротив фотографии, запечатлевшей внутренне купольное пространство. Продольные членения внутренней поверхности купола на фотографии как будто перекликались с членениями по диаметру светильника, а кессоны купала вторили декору осветительного прибора.

Выставочный проект 2015 года «Свет и скульптура. Ваша прогулка по замку Город» прошедший в городе Город во Франции, имеет значительные отличия от предыдущей выставки. Для куратора при составлении маршрута становится важным игра с пространством замка, эффект разницы фактур. На выставке представлены 12 люстр из коллекции музея, люстры Матье и 40 фотографий Жана-Кристофа Балло, который специализируется на съемке скульптуры. Для экспозиции были созданы железные конструкции, образующие п-образную форму, на которые с помощью специальных креплений подвешивались «люстры». Экспонаты выставки – фотографии и сияющие люстры, перекликаются и дополняют друг друга. Таким образом, в фотографиях на первый план выступает игра света, а в люстрах – скульптурная составляющая.

Можно также выделить выставки, представляющие один из аспектов коллекции: материал, эпоху, страну изготовления. Примером может служить выставка «Хрустальная выставка», 2015 года проходившая в галереи «Mathieu Lumières», в которой куратора интересовал исключительно материал – хрусталь – и его основное качество – блеск и прозрачность. Были представлены разные стекольные техники, нашедшие применение в осветительных приборах и инсталляциях разных стран – Франции, Великобритании, Испании, Португалии, Индии и США. На выставке можно представить, как с развитием технологии развивалось искусство стекла и способы его применении. В центре выставочной экспозиции была расположена люстра фирмы «Баккара» (осн. в 1764 г.). Люстры подвешивались к потолку и их крепления были максимально прозрачными, что выявляло и подчеркивало, как и белый цвет окружающих стен, прозрачность материала.

Еще одна выставка в Париже, демонстрирующая материал светильников, состоялась на биеннале антикваров в 2016 году. В парижском выставочном зале Гран Пале были представлены предметы освещения XIX-XX веков. Пространство экспозиции решено было сделать тёмным, что позволяло с помощью яркого света, направленного на экспонаты, также выявить и подчеркнуть прозрачность материала.

Истории светильников и материалу была посвящена выставка «Свет для Эмилии-Романьи» 2017 года, организованная при поддержке фирмы Матье в Венеции, в «Музее стекла Мурано» Выставочный проект был сфокусирован на истории трех венецианских люстр, созданных в 20-х годах XX века, восстановленных люстр, пострадавших от землетрясения в 2012 года. Люстры располагались посередине белоснежного зала, вокруг центральной люстры была выстроена декорации в виде разрушенный стены, вызывающей у зрителя ассоциации с землетрясением.

«Исторические» выставки, рассматривающие осветительные приборы сквозь призму декоративно прикладного искусства, выделяют и интерпретируют определенные исторические периоды. Например, выставка «Русские люстры эпохи Екатерины» 2013 года в галереи «Mathieu Lumières», пытается воссоздавать интерьер полностью, но из-за включения обстановочных предметов в пространство «белого куба», предметы наделяется смыслами и связями, таким образом создается общий исторический контекст, который обогащает экспозиционное пространство и усиливает художественное впечатление, подчёркивая роль такого репрезентативного светильника как люстра. Стилистически потолочный светильник всегда являлся отражением эпохи, и данная выставка демонстрирует разнообразие форм русской люстры и вкусы Екатериниского времени, в которой были распространены Елизаветинский люстры, а также разнообразие русских потолочных светильников, отличительной особенностью которых в этот период являлось цветное стекло.

Следующая небольшая выставка, прошедшая в галереи «Mathieu Lumières» 2014 года «неоклассические светильники» была создана из ансамбля осветительных приборов из неаполитанского дворца, а также обогащённая экспонатами из Франции, Испании и Австрии. Неоклассические бронзовые люстры занимающие верхнюю часть выставочного пространства и предметы декоративно прикладного искусства подобранные в одной стилистике выделяются на фоне белоснежного пространства.

Второй фирмой, занимающейся выставочными практиками в сфере осветительных приборов, является фирма «Baccarat» (Баккара), но в отличие от фирмы «Mathieu lustrerie» она репрезентирует свои собственные изделия.

Фирма организовала свой собственный музей в Париже, в котором все внимание уделено исключительно хрустальным предметами. В залах располагаются обеденные столы, убранные в единой цветовой гамме, а над столом низко подвешены люстры, создавая целостный ансамбль. Известная фирма представляет свою продукцию на различных международных выставках.

Фирма делает акцент на собственной истории, выпускает ретроспективные изделия и организует экспозиции к собственным юбилеям, затем демонстрирует продукцию по всему миру. На выставке 2014 года «250 лет Баккарат», прошедшей в Париже, были представлены знаковые работы фирмы, отражающие ее стилевые предпочтения и новаторские приемы. К таковым двумя относятся две люстры «пламенно – красного» хрусталя, а также другие формы светильников.

На выставке «Свет из коробки», прошедшей в 2017 году в Италии, в Академии Брера, достаточно своеобразно было организовано экспозиционное пространство. Для демонстрации произведений установили 5 ящиков, предназначенных для транспортировки крупногабаритных осветительных приборов, приблизительные размеры которых составляли 10*5 метров. Одна стенка ящиков была стеклянной, что создавало впечатление таинственности. В замкнутых пространствах коробок новинки осветительных приборов фирмы Баккара были скомпонованы различными способами, но потолочная хрустальная арматура подвешивалась на незаметные крепления. Такой приём вызывал ассоциации парящего в пространстве и светящегося «хрусталя». Главной целью выставочных проектов «Баккара» является поддержание мирового статуса фирмы и презентация свои новых коллекции.

Можно выделить выставки с активным использованием визуально-медийных средств в совокупности с историческими осветительными приборами. На выставке «Основное искусство фирмы «Баккара»», осветительные приборы демонстрируются на фоне городских видов и жилых помещений, созданных при помощи видеоинсталляций, что приводило к визуальному эффекту нахождения зрителя в реальном пространстве.

Продолжает тему соединения исторического и современного в одном выставочном пространстве выставка «Люстра – драгоценность освещения» организованная в 2010 году Цюрихским музеем при поддержке фирмы Матье. Это первая масштабная выставка, прослеживающая историю потолочных светильников от классической люстры к современным световым инсталляциям. Экспозиционное пространство было разделено на два зала, соединенных между собой коридором, разделяющим время создания объектов – "до 1800 года» и "после 1800 года". В этом коридоре были представлены световые инсталляции фирм Баккара, Урсулы Паллы, неоновая инсталляция Джейсона Роудса и т.д.

Продолжает тему соединения исторического и современного в одном выставочном пространстве выставка «Люстра – драгоценность освещения» организованная в 2010 году Цюрихским музеем при поддержке фирмы Матье. Это первая масштабная выставка, прослеживающая историю потолочных светильников от классической люстры к современным световым инсталляциям. Экспозиционное пространство было разделено на два зала, соединенных между собой коридором, разделяющим время создания объектов – "до 1800 года» и "после 1800 года". В этом коридоре были представлены световые инсталляции фирм Баккара, Урсулы Паллы, неоновая инсталляция Джейсона Роудса и т.д.

Исследованные выставочные проекты, выстроенные вокруг потолочно-осветительных приборах, позволили выявить определенные закономерности. Для лучшей демонстрации люстры располагали на уровне глаз зрителя, что позволяет получить наиболее емкие впечатления от произведения, а также подробно ознакомится с его конструкцией и художественными особенностями в том числе для профессиональных целей. Люстры выставляется либо как уникальные объекты, либо совместно с другими антикварными и предметами класса люкс, сочетаясь на формально-стилевом или на историческом уровне. Тем самым концепция оказывалась зависима от прежних устойчивых практик экспонирования предметов как стилистически однородных или перекликающихся. Среди выставочных проектов можно выделить выставки, представляющие один из аспектов коллекции музея или фирмы (материал, эпоху, страну изготовления, фирму, историю люстр). Чаще всего для выставок выбирается выставочное пространство, образованное «белыми» стенами (белый куб) или панелями, которое позволяет нивелировать другие смыслы и подчеркивать контекстные связи между предметами. Белое пространство галереи дает возможность сконцентрироваться на объектах, находящихся внутри, как на специфической ценности, связанной с общим прогрессом искусства.

Таким образом, в статье доказано, что специфика экспонирования определяется не только спецификой объекта, но и спецификой его функционирования. В отличие от большинства объектов декоративно-прикладного искусства, у потолочных осветительных приборов наряду с эстетической составляющей не менее важным является функциональное предназначение – освещать помещение. В современных выставочных проектах люстра становится лишь объектом, отразившим эпоху или вкусы владельца, что поневоле сужает задачи выставки до историко-культурных, возлагая ответственность за эстетическое отношение исключительно на образованных зрителей.

References
1. Vinogradov, K. Vystavka osvetitel'nykh priborov kontsa XVIII – nachala KhKh v. Ostankino / K. Vinogradov. – Moskva: Istgraf, 1928. – 10 s.
2. Mitnik M.A. Lyustra kak vid potolochnogo svetil'nika i ee tipologicheskie osobennosti (vtoraya polovina XVII veka-pervaya polovina XIX veka). Chast' 1. Frantsiya, Angliya, Venetsiya / M.A. Mitnik // Artikul't. 2018. 32(4). S. 100-110.
3. Mitnik M.A. Lyustra kak vid potolochnogo svetil'nika i ee tipologicheskie osobennosti (vtoraya polovina XVII veka-pervaya polovina XIX veka). Chast' 2. Rossiya / M.A. Mitnik // Artikul't. 2019. 33(1). S. 50-59.
4. Mitnik M.A. Eksponirovanie osvetitel'nykh priborov: iskusstvovedcheskie printsipy muzeinykh reshenii.  Vestnik RGGU Seriya «Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie». 2019;(1):76-86.
5. Nikiforova, L.R. Osvetitel'nye pribory kontsa XVII – nachala KhKh v / L.R. Nikiforova. – Leningrad: Avrora, 1975. – 52 s.
6. Mitnik M. On the specifics of the chandelier exhibiting regarding the historical palace interior, and period room, also / Mitnik M. // 7th SWS International Scientific Conference on Arts And Humanities-ISCAH 2020 p.73-78
7. Mathieu, R. Lumieres sur Bugatti / R. Mathieu –Paris.: louvre.2013.-300p.
8. Mathieu, R. Lumieres sur un siècle de gente automobile francais / R. Mathieu –Paris.: louvre.2011.-280p.
9. Mathieu, R. Lumieres sur ces passionnes createurus de bolides / R. Mathieu –Paris.: louvre.2011.-280p. References (transliterated):