Library
|
Your profile |
Sociodynamics
Reference:
Akhmedova A.R., Bazhenova N.A., Gorshunova E.E., Kalinina Y.A., Kuzhim N.V., Chudova S.G.
The factors of interethnic tension in higher education environment (based on the materials of a sociological study in Altai State University, Barnaul)
// Sociodynamics.
2021. № 5.
P. 49-61.
DOI: 10.25136/2409-7144.2021.5.35769 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=35769
The factors of interethnic tension in higher education environment (based on the materials of a sociological study in Altai State University, Barnaul)
DOI: 10.25136/2409-7144.2021.5.35769Received: 21-05-2021Published: 06-06-2021Abstract: The subject of this research is the factors of interethnic tension in higher education environment. The object of this research is interethnic tension in the educational environment. Detailed attention is given to socio-psychological, conflictological, and sociological approaches towards studying the interethnic tension. The author examines the manifestation of interethnic tension, namely the factors that may aggravate it in the higher education institutions. The following factors are explored: social adaptation of students in polyethnic educational environment; ethnic stereotypes; cultural differences between students belonging to various ethnic groups; biased attitude of the participants of educational process on ethnic grounds. The conclusion is made that such factors as ethnic stereotypes and cultural differences of students are present in Altai State University; the need for social adaptation of students in polyethnic educational environment and biased attitude of the participants of educational process on ethnic ground manifest rather insignificantly, although pose a potential threat to interethnic relations in the university. The author’s special contribution consists in formulation of practical recommendations for the administrative departments of Altai State University aimed at reducing the likelihood of the emergence of interethnic tensions in the educational environment; as well as in proposal of measures to prevent the occurrence of inexplicit factors. Keywords: ETHNIC CONFLICT, INTERETHNIC TENSION, HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS, STUDENTS, SOCIOLOGICAL RESEARCH, ETHNIC STEREOTYPES, SOCIAL ADAPTATION, PREJUDICED ATTITUDE, CULTURAL DIFFERENCES, EDUCATIONВведение. В настоящее время, в условиях нарастающего процесса глобализации и социокультурной интеграции, неизбежно повышается уровень конфликтности как внутри государства, так и в международных отношениях. При этом, возрастает необходимость сохранения мультикультурности как ориентации на самобытность и этнокультурную уникальность, что без прочных толерантных установок среди населения осуществить не представляется возможным. Исследование проблематики межэтнических конфликтов и связанной с ними напряженности в обществе становится одним из приоритетных направлений в современном социальном познании. Таким образом, возникает необходимость выявить влияющие на межэтническую напряженность факторы и разработать рекомендации по их устранению. Теоретический аспект. Объектом данной статьи выступаетмежэтническая напряженность в образовательной среде. Теоретико-методологическая основа исследования берет свое начало в работах как классической конфликтологии (А.Г. Здравомыслов, В.А. Тишков, З.В. Сикевич и др), так и специализированной, обращенной к межэтнической напряженности как к одному из элементов социальной напряженности (Э. юркгейм, Т. Парсонс, А.А. Давыдов, П.И. Куконков, В.О. Рукавишников, З.А. Жаде, Г. Лебон, Г.М. Андреева и др.) Изучение этнического конфликта, как крайней степени межэтнической напряженности, позволяет находить механизмы и методы воздействия, направленные на ее снижение. Межэтническая напряженность – «особое состояние взаимодействия этнических общностей, которое формируется комплексом неблагоприятных внешних условий, сталкивающих интересы этносов, дестабилизирующих их взаимодействие и затрудняющих его развитие» [1]. В классической и современной социологии проблема межэтнической напряженности рассматривается как один из вариантов социальной напряженности, социального конфликта, обусловленного причинами структурного и культурного характера. В ходе изучения межэтнической напряженности выделяют ряд подходов: социально-психологический, конфликтологический, социологический [2; 3; 5]. По мнению Г. Солдатовой, социально- психологический аспект межэтнической напряженности характеризуется появлением в ее процессе любых межгрупповых и межэтнических отношений, охватывая и те, которые представляются довольно благополучными. С точки зрения данного подхода, межэтническая напряженность – это форма социальной напряженности, изменение которой в межэтническую является закономерным процессом в условиях глубоких перемен полиэтничного общества [12]. По мнению З.А. Жаде, межэтническую напряженность следует рассматривать как конкретную степень проявления не только социальной, но и психологической напряженности, свойственный разному обществу, независимо от его поли- или моноэтничности. Как известно, она присутствует как в межличностных, так и в любых межгрупповых и межэтнических отношениях. Межэтническая напряженность считается атрибутом полиэтнического общества. Это позволяет рассматривать ее как характеристику межэтнических отношений, при которых этнические группы или их отдельные представители находятся в отношениях некоторой оппозиции, соперничества или конкуренции [8]. В конфликтологическом подходе значимым проявлением межэтнической напряженности является возникновение и развитие межнациональных конфликтов как проекций напряженности в отношениях этносов в социуме. Так, по мнению А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, межэтнический конфликт способен проникать во все другие виды конфликтов, захватывая конфликтные ситуации, сформировавшиеся по другим линиям социального взаимодействия. Таким образом, именно сращивание межэтнических конфликтов с политическими, культурными, экономическими увеличивает их остроту и потенциальную деструктивность по отношению к социальному порядку в обществе [3]. В исследовании межэтнической напряженности плодотворным является подход, разработанный Г.М. Андреевой, согласно которому процессы социального восприятия и познания анализируются в контексте реальных социальных групп. По ее мнению, социальные представления помогают выработать у индивидов собственное групповое сознание, мировоззрение, восприятие себя как элемента системы и общий взгляд на мир [2]. Межэтническую напряженность можно определить, как конфликтные установки и стереотипы в групповом этническом сознании, в отношении иных этнических групп. Каждая социальная система состоит из представлений этнических образов, установочных образований, ценностных ориентаций, в совокупности отражающих психологические состояния этнических групп. Межэтническая напряженность нарушает систему путем порождения процесса дезинтеграции в полиэтническом социуме. Это приводит к трансформации этнических образов, определяющих поведение одного этноса по отношению к другим. Большинство исследователей (Дж. Грэм, А. Фернэм и др.) отмечают, что к межэтнической напряженности приводит нарушение этноконтактной ситуации и этнических границ [4; 7; 15]. Изучение межэтнической напряженности в этноконтактной ситуации открывает возможность исследования механизмов воплощения массовых психических состояний в групповые действия [15]. Межэтническая напряженность представляет собой острую социальную проблему для полиэтничных социумов. Она проявляется и в образовательной среде, где происходит активное взаимодействие представителей разных этнических групп. Наиболее ярко межэтническая напряженность проявляется именно в ВУЗах, т.к. университет является полиэтничной образовательной средой. Студенты, представители разных этнических групп, сталкиваются с внутриличностными конфликтами и совместной дезадаптацией в новой поликультурной образовательной среде. В ходе изучения теоретико-методологической базы исследований межэтнической напряженности были выделены ряд факторов, создающие или усиливающие ее в образовательной среде: необходимость социальной адаптации в полиэтничной среде ВУЗа; наличие этнических стереотипов; культурные различия студентов разных этнических групп; предвзятое отношение участников образовательного процесса по этническому признаку. Одной из характерных черт образовательной среды является ее полиэтничность. В процессе культурной адаптации под влиянием полиэтничной социальной среды существует следующие типы этнической идентичности: · Моноэтническая идентичность, которая совпадает с официальной этнической идентичностью; · Моноэтническая идентичность с посторонними этническими группами, когда в полиэтничной среде «чужая» этническая группа воспринимается ими как имеющая более высокий социальный статус; · Биэтническая идентичность, подразумевает в себе разные уровни идентификации с двумя группами; · Маргинальная этническая идентичность, в которой два индивида в балансе между двумя культурами [16]. Так, Т.Г. Стефаненко отмечала, что для человека больше благоприятна биэтническая идентичность, в связи с тем, что при ней органично сочетаются различные ракурсы восприятия культуры, она разрешает овладевать элементами культуры без вреда для личных ценностей [13]. Социальная адаптация считается процессом интенсивного приспособления к условиям социальной среды, она функционирует непрерывно. Положено выделять следующие типы социальной адаптации: 1) активный тип, который характеризуется доминированием интенсивного влияния на социальную среду; 2) пассивный тип, который определяется пассивным, конформным принятием ценностных ориентаций и целей социальных групп, в которых коммуницируют учащиеся – представители различных этнических групп [11]. Приспособление разных этнических групп является важной составляющей образовательной среды. Процесс адаптации самый оживленный, а его успех находится в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов, определяющихся по причине резкого изменения находящихся вокруг их социальной и психологической среды. В начале процесса адаптации к образовательной среде ВУЗа студенты находятся в состоянии стресса, который обусловлен следующими трудностями: адаптационные трудности на разных уровнях: языковом, понятийном, нравственно-информационным, климатическом, бытовом, коммуникативном и т.д.; психофизиологические проблемы; учебно-познавательные трудности; коммуникативные трудности; бытовые трудности [9]. Этнические стереотипы считаются одной из составляющей межэтнических отношений в полиэтничной среде ВУЗов, во многом определяющей восприятие иных национальностей [7; 14]. В частности, согласно концепции Л.Н. Гумилева, образ взаимодействия между этносами находится в зависимости от уровня этнической истории, содержания культуры, этнических стереотипов [6]. Под этническими стереотипами понимают устойчивые понятия обобщенного характера о той или иной этнической группе. Это разновидность социальной установки, имеющая не только образы, но и оценочные суждения, которые имеют все шансы быть как позитивными, так и негативными. Таким образом, сущность многих межэтнических конфликтов скрывается в опытном манипулировании поверхностными представлениями людей. В данной связи следует обозначить, что зачастую этнические стереотипы формируются осознанно и становятся психологическим фактором формирования этнических предрассудков и предубеждений, межэтнической розни и вражды. Однако, стереотипное мышление может сформироваться не только у студентов, но и у преподавателей. Так, Ю.М. Лотман, характеризуя специфику университетского образования относительно взаимодействия преподавателей и студентов, подчеркивал: «Здесь нет верха и низа – учителей и учеников – здесь все коллеги, то есть люди, которые работают вместе. Ведь работа высшего учебного заведения состоит в сотрудничестве, т.е. когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом…» [10]. В образовательном процессе возникают ситуации, когда преподаватель относится к студенту предвзято исходя из его этнической принадлежности. Например, руководствуясь стереотипами, преподаватель может занижать умственные способности студента, приехавшего с Чукотки, завышать агрессивность студента родом из Чечни и т.д. Практический аспект. Исходя из проведенного теоретико-методологического анализа, предметом исследования являетсяфакторы межэтнической напряженности в образовательной среде. Изучение выше выделенных факторов позволит выявить межэтническую напряженность в образовательном учреждении и исследовать ее влияние на учебный процесс. Методика исследования предполагает выделение следующих аспектов: наличие межэтнической напряженности в ВУЗе, стереотипов по отношению к иностранным студентам, характеристика отношения преподавателей к иностранным студентам и культурные различия. Сбор данных производился с использованием количественного (анкетирование) и качественного (экспертный опрос) методов. Экспертный опрос в представленном исследовании осуществлялся в очном формате методом полуструктурированного интервью. Экспертами выступили представители студенческих администраций институтов; представители Лиги студентов АлтГУ и заместитель директора по внеучебной и воспитательной работе Института социальных наук АлтГУ. Бланк экспертного опроса включал в себя 5 смысловых блоков: общие вопросы, наличие межэтнической напряженности в АлтГУ, особенности социальной адаптации студентов в полиэтнической среде ВУЗа, наличие этнических стереотипов, наличие культурных различий среди студентов и предвзятого отношения участников образовательного процесса по этническому признаку. Анкетирование в представленном исследовании осуществлялось в заочном формате (онлайн-опрос с использованием Google Формы). Респондентами выступили студенты институтов Алтайского государственного университета. Бланк анкеты состоял из приветственного слова, 5 смысловых блоков (наличие межэтнической напряженности в АлтГУ; фактор социальной адаптации студентов в полиэтничной среде ВУЗа; фактор этнических стереотипов; фактор предвзятого отношения участников образовательного процесса по этническому признаку; фактор культурных различия студентов в полиэтничной образовательной среде) и паспортички, содержащей вопросы социально-демографического характера. В анкетном опросе приняло участие 151 студентов АлтГУ, отбор респондентов проводился на основе квотной выборки (генеральная совокупность 10678 человек). В экспертном опросе приняло участие 40 экспертов, из них: 13 представителей студенческих администраций институтов; 26 экспертов из Лиги студентов АГУ и заместитель директора по внеучебной и воспитательной работе Института социальных наук АГУ. Таким образом, выборочная совокупность исследования составила 191 человек. Результаты исследования. Для выявления межэтнической напряженности в Алтайском государственном университет был разработан ряд вопросов, ответы на которые позволили сделать следующие выводы. Оценка респондентами характера межэтнических отношений между студентами в университете являются теплыми, дружескими (30 %) и стабильными, профессиональными (28 %). Эксперты также отметили, что характер межэтнических отношений между студентами не является напряженным, наоборот, атмосфера дружеская, профессиональная. Однако, небольшой частью респондентов (4%) отмечается, что напряженность в отношениях все же присутствует. По вопросу о возникновении в стенах университета конфликтов на межэтнической почве ответы студентов распределились следующим образом: 57 % респондентов считает, что подобных конфликтов нет; 30 % отметили наличие межэтнических конфликтов в университете. По мнению экспертов, межэтнические конфликты в стенах университета случаются. Они происходят из-за ряда причин: «разный уровень и характер культуры», «разный менталитет и этнические стереотипы», «языковой барьер, нежелание понимать собеседника», «трудности и разногласия случаются по поводу различия в культурных традициях и привычках». Все эти причины, по мнению экспертов, способны вызвать «недовольство среди других студентов» и «…усугубить межэтническую ситуацию в нашем университете». По мнению студентов, основными причинами межэтнических конфликтов являются «стереотипное мышление по отношению к этносам» (26 %) и «отсутствие должного поведения представителей разных народов» (23 %). Также немаловажными причинами конфликтов отмечаются непонимание других культур (16 %), языковой барьер между этносами (14 %) и нежелание искать межэтнические компромиссы (10 %). При ответе на вопрос о напряженном характере этнических отношений между студентами ВУЗа 85 % респондентов отметили, что напряженных отношений между студентами не наблюдается. Всего 5 % опрошенных считает, что этнические отношения усугубились. По полученным данным можно сделать вывод, что несмотря на наличие этнических конфликтов и противоречий, студенты отмечают неконфликтный характер в университете (76 %). Исходя из ответов на вопрос о том, причисляют ли себя студенты к какой-либо этнической группе, 58 % ни к какой себя не относят. Можно предположить, что студенты не задумывались над своей этнической принадлежностью, т.к. состоят в полиэтничном социуме и не выделяют свой этнос как доминирующий. Отношение студентов к другим этническим группам отмечают преимущественно «положительное» (81 %), подкрепив свой выбор такими словами: «мое отношение к человеку будет зависеть от его поведения, а никак не от этнической принадлежности», «нейтрально, они такие же люди, как и я», «не имеет значения к какой этнической группе относится человек, если он классный». Ответы студентов и экспертов по вопросу о возникновении сложностей в ходе взаимодействия с другими этносами в группе распределились следующим образом: у 81 % студентов не было никаких сложностей, но в то же время у 17 % были трудности в ходе взаимодействия. Мнение экспертов разделилось практически поровну: 52 % согласились с тем, что сложности существуют 48 % считают, что их нет совсем. Наличие небольшого процента о существовании разногласий и сложностей во взаимодействии с представителями различных этнических групп среди студентов говорит о том, что есть вероятность усугубления межэтнических отношений и усиления межэтнической напряженности в ВУЗе. Основными сложностями, которые возникают в ходе взаимодействия с разными этническими группами, по мнению опрошенных студентов, выступают: «непонимание/незнание языка» - 29 %, «нарушение личных границ» - 15 % и «изначально сложившееся мнение о студенте» - 10 %. По мнению экспертов, основные сложности возникают на «…начальном этапе взаимодействия». В первую очередь, это проявляется в «языковом барьере». Эксперты отмечают, что нередко «…представители одного этноса ведут громкий диалог при виде другого, при этом, как бы показывая свое неуважение в адрес этнической группы». Подобная ситуация может спровоцировать этнические конфликты и привести к межэтнической напряженности. Также эксперты выделяют «недопонимание культур» и «ментальность разных народов» как основные сложности, с которыми сталкиваются студенты разных этнических групп в образовательной среде. АлтГУ является полиэтничной образовательной средой, социальная адаптация студентов в которой может проходить с рядом трудностей на этнической основе. Респондентам были заданы вопросы, которые затрагивали их адаптацию в учебном заведении и коллективе, в котором они находятся (о тренингах и мероприятиях, о сложностях адаптации). Результаты показали, что администрация университета уделяет внимание на то, чтобы студенты чувствовали себя комфортно в образовательной среде ВУЗа (57 % опрошенных). Однако, немалая часть респондентов все же отметила, что никаких тренингов и занятий не проводилось (39 %), отсюда можно предположить, что те студенты, которым не уделили должного внимания, могут чувствовать себя дискомфортно и отстраненно, что будет сказываться на учебной работе и взаимоотношениях в коллективе. Большинство экспертов (71 %) проводили лично тренинги и занятия для сплочения коллектива в группе. В ходе проведения данных программ, эксперты отмечают, что «по началу студенты очень зажаты и чувствуют себя дискомфортно. Все это улетучивается после первой же игры и студенты становятся ближе друг к другу – стеснение проходит». В процессе различных игр «не наблюдается тревога и разделение студентов по этническому признаку». Эксперты уверены, что тренинги и занятия для сплочения коллектива необходимы и могут «…помочь в ускорении процесса их адаптации, в том числе, среди представителей разных этносов. Подобные мероприятия формируют направленность не обосабливаться, а наоборот, взаимодействовать со всеми представителями этносов и более чутко прочувствовать культуру». Оценка респондентами тренингов и занятий по сплочению коллектива в группе показала, что в 40% случаев занятия помогли полностью адаптироваться к коллективу; в 36 % «помогли, но не в полной мере» и в 9 % такие мероприятия не помогли вообще. Это значит, что подобная система помощи студентам тренингов и занятий хоть и помогают студентам в социальной адаптации в коллективе, но остается некий дискомфорт, с которым необходимо работать комплексно. Ответы студентов и экспертов по вопросу «Трудно ли Вам было адаптироваться в полиэтничной среде нашего ВУЗа?» распределились следующим образом: большая часть как студентов (91 % отметивших вариант «нет»), так и экспертов (64 % отметивших вариант «нет») считает, что полиэтничная образовательная среда не создает проблем в ходе адаптации студентов. Однако 32 % экспертов и 5 % студентов считают, что трудности все же возникали, что следует учитывать при профилактике возникновения межэтнической напряженности и конфликтов. Таким образом, у участников образовательного процесса, по большей части, поликультурная образовательная среда не вызывает никаких сложностей в ходе адаптации. Наоборот, студенты в полиэтническом пространстве ВУЗа адаптируются быстрее. В ходе исследования необходимо было выявить влияние этнических стереотипов на межэтническую напряженность в университете. Большая часть студентов (72 %) не согласна с тем, что стереотипы появились в процессе обучения. Однако, 23 % опрошенных отметили, что в процессе обучения с другими этносами стереотипы формируются. Результаты по вопросу «Были ли у Вас этнические стереотипы ДО начала обучения» говорят о том, что этнические стереотипы присутствовали еще до начала обучения (больше половины респондентов ответили положительный вариант – 66 %). Исходя из ответов студентов, этнические стереотипы в большинстве своем были в адрес таджиков, узбеков, армян, киргизов и чеченцев. Напомним, что под этническими стереотипами понимают устойчивые мнения обобщенного характера о той или иной этнической группе. Стереотипы носят изменчивый характер, и полиэтничная образовательная среда может влиять на разного рода мнения. Так, был задан соответствующий вопрос, результаты которого свидетельствуют, что, с одной стороны, у большей части респондентов (42 %) мнение по отношению к этническим группам не изменилось. С другой стороны, имеется динамика в формировании «положительных» суждений об этносах (33 %), т.е. ранее сформированные негативные стереотипы сменялись положительными. В ходе исследования, мы выдвинули гипотезу о том, что этнические стереотипы оказывают влияние на отношения студентов к разным этническим группам, и, как следствие, ведет к появлению или усугублению межэтнической напряженности в университете. Однако, данные по вопросу о влиянии этнических стереотипов на отношения в группе с иностранными студентами говорят об обратном. Многие студенты ответили отрицательно (80 % - сумма ответов «нет» и «скорее нет, чем да»). Большая часть экспертов считает, что этнические стереотипы напрямую влияют на взаимоотношения студентов разных этнических групп – «…многие из них препятствуют началу взаимодействия, либо вызывают некоторую напряженность уже в ходе взаимодействия. Часто именно из-за них возникают острые недопонимания». Этнические стереотипы могут появится не только у студентов, но и преподавателей. Чуть больше половины опрошенных (56 %) согласны с тем, что преподавательский состав так же склонен к стереотипному мышлению в адрес этнических групп, как и сами студенты. Результаты по этническим стереотипам довольно противоречивые. Экспертное мнение значительно отличается от мнения студентов. Однако, этнические стереотипы и предрассудки все же существуют у молодого поколения, оказывающие влияние на коммуникацию между разными этносами. Чтобы выяснить, является ли предвзятое отношение преподавателей фактором межэтнической напряженности в ВУЗе, были разработаны соответствующие вопросы. Так, на вопрос: «По-Вашему мнению, преподаватели в университете разделяют студентов по этническому признаку?» ответы респондентов разделились. Одни считают (56 %), что преподаватели не разделяют студентов по этническому признаку, другие утверждают (36 %) о том, что студенты ощущают некое неравенство по этническому признаку. О наличии снисходительного отношения преподавателей к студентам разных этнических групп отмечают 36 % опрошенных, но большая часть студентов (56 %) склоняется к тому, что снисходительное отношение со стороны преподавателей в университете отсутствует. Экспертное мнение идет в разрез с мнением студентов. Практически все эксперты считают, что преподаватели в АлтГУ не идентифицируют студентов по этническому признаку и не проявляют «особого» отношения в адрес какого-либо этноса – «я не уверена, что оно есть, поскольку студенты разных этнических групп учатся на общих основаниях в академических группах». Заключение. Таким образом, по результатам нашего исследования были выявлены факторы межэтнической напряженности, которые могут оказывать негативное влияние на образовательную среду ВУЗа. Отдельные факторы присутствуют в Алтайском государственном университете: наличие этнических стереотипов и культурные различия студентов. Такие факторы как необходимость социальной адаптации студентов в полиэтничной образовательной среде и предвзятое отношение участников образовательного процесса по этническому признаку проявляются незначительно, но представляют собой потенциальную угрозу межэтническим отношениям в ВУЗе. В связи с этим были разработаны практические рекомендации административным подразделениям АлтГУ по снижению вероятности появления межэтнической напряженности в образовательной среде. Также по тем факторам, которые в настоящее время в явной форме не проявляются, предложены меры по профилактике их возникновения. 1. Разработка и проведение внутриуниверситетских и межвузовских тренингов, направленных на формирование и развитие межкультурного взаимодействия; 2. Проведение выездных (внеучебного учреждения) учебных занятий по развитию навыков межкультурного взаимодействия; 3. Формирование команды тьюторов для иностранных и российских студентов и контроль качества выполняемой ими работы; 4. Разработка методических программ по работе с иностранными и российскими студентами для успешной адаптации в ВУЗе; 5. Организация работы с преподавательским составом ВУЗа по совершенствованию навыков межэтнического взаимодействия и пониманию специфики учебного процесса в полиэтничной образовательной среде; 6. Разработка и размещение на сайте АлтГУ бесплатных образовательных материалов/занятий для студентов и преподавателей по устранению языкового барьера; 7. Проведение внеучебных мероприятий с целью знакомства с разными культурными особенностями студентов и преподавателей; 8. Создание научных проектов с иностранными и российскими студентами для обмена знаниями и выстраивание межкультурного взаимодействия; 9. Проведение научных видеоконференций с представителями студенчества из-за рубежа, направленных на получение новых знаний и знакомство со спецификой образовательного процесса; 10. Проведение внутриуниверситетских и межвузовских этнокультурных флешмобов для преодоления социокультурной дистанции между этносами; 11. Организация и проведение квестов для первокурсников в начале учебного года, целью которых стало бы устранение мифов, связанных с этническими стереотипами, а также создание условий для социальной адаптации; 12. Создание на базе университета центра конфликтологического консультирования для разрешения этнических конфликтных ситуаций; 13. Создание на базе университета центра психологической поддержки для всех участников образовательного процесса. References
1. Avksent'ev, V.A. Etnopoliticheskie protsessy na Yuge Rossii: ot lokal'nykh k blokovym konfliktam / V.A. Avksent'ev, S.N. Zinev, D.A. Lavrinenko [i dr.]. – Rostov n/D.: Izd-vo YuNTs RAN, 2011. – 202 s.
2. Andreeva, G.M. Sotsial'naya psikhologiya: novyi zhurnal i novye perspektivy / G.M. Andreeva // Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo. – 2010. – № 1. – S. 4–12. 3. Antsupov, A.Ya. Konfliktologiya: uchebnik dlya vuzov / A.Ya. Antsupov, A.I. Shipilov. – M.: YuNITI, 2000. – 551 s. 4. Arslanov, A.M. K voprosu o sushchnosti, prichinakh i tipologii mezhetnicheskikh konfliktov / A.M. Arslanov // Studencheskii vestnik. – 2020. – № 6. – S. 57–65. 5. Borisov, R.V. Yazykovaya kompetentnost' kak sredstvo vyrazheniya etnicheskoi identichnosti i formirovaniya mezhetnicheskoi tolerantnosti uchashcheisya molodezhi : avtoref. dis. … kand. psikh. nauk : 19.00.07 / R.V. Borisov ; Moskovskii. gor. ped. un-t. – Moskva, 2007. – 28 s. 6. Gumilev, L.N. Konets i vnov' nachalo / L.N. Gumilev. – M.: Airis-press, 2012. – 560 s. 7. Drobizheva, L.M. Etnichnost' i mezhetnicheskie otnosheniya v strategii gosudarstvennoi natsional'noi politiki, etnopoliticheskom diskurse i massovom soznanii / L.M. Drobizheva // Pozitivnyi opyt regulirovaniya etnosotsial'nykh i etnokul'turnykh protsessov v regionakh RF. – 2018. – S. 17–22. 8. Zhade, Z.A. Politicheskaya identichnost' kak resurs integratsii polietnichnogo prostranstva yuga Rossii / Z.A. Zhade, Z.Kh. Guchetl' // VIII Stolypinskie chteniya. – 2019. – № 3. – S. 67–75. 9. Ivanova, M.A. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya inostrannykh studentov k vysshei shkole Rossii : avtoref. dis. … kand. psikh. nauk : 19.00.05 / M.A. Ivanova ; Rostovskii gos. ped. un-t im. A.I. Gertsena. – Sankt-Peterburg, 2001. – 40 s. 10. Lotman, Yu.M. Vnutri myslyashchikh mirov / Yu.M. Lotman // Razvitie lichnosti. – 2017. – № 1. – S. 13–59. 11. Reznikov, E.N. Psikhologicheskie osobennosti adaptatsii inostrannykh studentov v rossiiskikh vuzakh / E.N. Reznikov // Vestnik RUDN. Psikhologiya i pedagogika. – 2010. – №1. – S.6–13. 12. Stepanov, E.I. Mezhdunarodnaya assotsiatsiya konfliktologov: etapy stanovleniya i rol' v razvitii sotsial'no-gumanitarnogo obrazovaniya / E.I. Stepanov // Pedagogicheskii zhurnal Podmoskov'ya. – 2016. – № 4. – S. 35–46. 13. Stolyarova, T.F. Osobennosti razresheniya mezhetnicheskikh konfliktov v epokhu global'noi kapitalizatsii / T.F. Stolyarova // Istoriya i sovremennost'. – 2015. – № 2. – S. 132–139. 14. Tishkov, V.A. Mezhetnicheskie otnosheniya i etnokul'turnoe obrazovanie v Rossii / V.A. Tishkov, V.V. Stepanov // Vestnik rossiiskoi akademii nauk. – 2017. – № 10. – S. 879–890. 15. Berry, J.W. Immigration, acculturation and adaptation / J.W. Berry // Applied Psychology: An International Review. – 1997. – № 1. – P. 5–34. 16. Lukes, S. A historical and critical stady / S. Lukes. – Stanford: Stanford University Press, 1973. – 263 p |