Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Man and Culture
Reference:

Monastic and temple sacristies during the prerevolutionary period

Alekseeva Larisa Sergeevna

Senior Educator, the department of Theology and Religious Studies, Kemerovo State Institute of Culture; Head of the History Museum of Orthodoxy on the Earth Kuznetsk, Kemerovo Eparchy of the Russian Orthodox Churhc (Patriarchate of Moscow)

650040, Russia, Kemerovskaya oblast', g. Kemerovo, ul. Druzhby, 19, of. 101

alekslora@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-8744.2021.3.35752

Received:

19-05-2021


Published:

06-07-2021


Abstract: Throughout many centuries, the Russian Orthodox Church has been creating and preserving inestimable historical and cultural heritage, including the works of the ancient Russian art, ceremonial ware, and other artifacts. The second half of the XIX century marks the surge in preservation of monuments, and the Church takes active part in such activity. For the purpose of preservation of ecclesiastical antiquity were established the church museums. In the pre-revolutionary period, the museums functioned on the premises of theological academies and seminaries, dioceses, temples and monasteries, and other structural divisions of the Russian Orthodox Church. The group of church museums of that time is poorly studied. The subject of this research is the sacristy collections of temples and monasteries. On the example of sacristies under the major temples and monasteries of Novgorod, Pskov, Yaroslavl and Rostov, the article provides a retrospective overview of the activity of the large museums of antiquities. Based on the survived description of sacristies, the author analyzes the content of their collections. The content of such compilations was affected by the cultural and commercial ties of the cities. For example, the Novgorod sacristies preserve the items associated to the spread of Orthodoxy in Rus’, while the Yaroslavl museums of antiquities feature the monuments of later period. Based on the activity of the aforementioned collections, the conclusion is made that they carried out the functions of discovery, preservation, study, and translation of cultural heritage. Therefore, the prerevolutionary monastic and temple museums of antiquities performed the role of church museums. Further development of the group of church museums on the premises of temples and monasteries was hindered by the historical transformations of the XX century.


Keywords:

Russian Orthodox Church, heritage, collecting, historical and cultural heritage, monuments of church antiquity, church museum, monastery museum, sacristy, ancient storage, museum collection


Вторая половина XIX в.–1917-1919 гг. характеризуется становлением церковного музея, его оформлением и расширением географии [1]. До второй половины XIX в. РПЦ целенаправленно не занималась сохранением и трансляцией историко-культурного наследия. Со стремительным развитием во второй половине XIX в. культуроохранного движения, Церковь также включается в эту деятельность. Организация церковных музеев виделась, как одна из успешных форм сохранения церковных святынь.

В рассматриваемый период обществу открылись храмовые и монастырские ризничные собрания. Вследствие отсутствия полной и достоверной информации об их количественном составе, данная группа церковных музеев (древлехранилищ) считается изученной менее всего. Около половины из них не имело общественного значения: они образовывались, а затем незаметно исчезали или вливались в другие собрания, в редком случае, оставляя о себе память в виде упоминания или краткого обозрения в средствах массовой печати. Чаще всего, закрытие музеев сопровождалось переводом духовенства – инициаторов создания музея, в другие приходы. Причиной закрытия могло стать отсутствие финансирования или невозможность выделения и обустройства музейного помещения.

Первый музей, образованный в монастыре, стал музей, посвященный памяти патриарха Никона. Он был создан с целью сохранения его вещей. Музей был создан в 1874 г. в Амвросиевских покоях Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря архимандритом Леонидом (Кавелиным). Согласно описи предметов, составленной в 1875 году, в музее числилось 82 предмета, отражающие церковную жизнь и быт Патриарха.

Богатыми по своему наполнению являлись монастырские ризницы Новогородской и Псковской епархий.

Деятельность собора Святой Софии как духовного центра древнего Новгорода способствовала созданию при нем крупнейшей сокровищницы памятников средневекового искусства. Ученые-исследователи отмечали, что собрание Софийской ризницы отражает собой влияние двух эпох: древней Новгородской республики (XI–XV) и московской (XVI–XVII). При этом коллекция древнего периода сохраняет в себе раннюю церковно-историческую эпоху и отражает художественный подъем в Новгороде, связанный с распространением на Руси христианства, а также транслирует взаимоотношения с другими государствами, и, в первую очередь – Византией. Соборная ризница находилась на хорах и имела два отделения: библиотеку и архиерейскую и соборную ризницу. В ризничной библиотеке хранились рукописи Священного Писания, например, Евангелия ХII и XVI в. написанные на пергаменте. Собственно ризница имела собрания богослужебных облачений константинопольского патриарха Филофея и патриарха Никона, новгородских архиереев св. Никиты, Моисея, св. Иоанна, частицы мощей святых и многое другое.

Ризница Собора Рождества Пресвятой Богородицы Антониева монастыря (Великий Новгород) хранила в себе предметы преподобного Антония Великого (ризы, кресты, иконы). Исследователь церковной старины Н. В. Покровский отмечает, что ризы хранятся «в ящике за стеклом», однако, заключает исследователь, «стеклянные ящики» расположены на стене, на высоте, выше человеческого роста. Соответственно, непродуманность размещения витрин мешала более детальному рассмотрению и изучению предметов [2].

В старой ризнице псковского Троицкого собора среди предметов псковской церковной старины бытовали предметы, относящиеся к Новгородской старине. Это является следствием того, что первые три века своей истории Псков входил в Новгородскую митрополию. Псковская церковь была в полной зависимости от Новгородской, а Новгородский князь одновременно был князем Псковским. Примерами новгородских памятников в Псковской соборной ризницы являлись посох Новгородского архиепископа Евфимия (1436) и Евангелие в ажурном серебряном окладе (1532) написанное полууставом.

Ризница Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, обладала наиболее ценным и цельным из всех археологических собраний XVI–XVIII вв. в Псковской епархии. В состав коллекции входили не только предметы церковного происхождения, но и предметы быта. Собрание подразделялось на несколько групп: 1. предметы церковного назначения: кресты напрестольные и наперсные, евхаристические и другие сосуды, церковные одежды, плащаницы; 2. предметы домашнего быта, в число которых входили дорожный стол прибор царя И. Грозного, ковши, кружки, чарки, братины, кошелек И. Грозного, серьги царицы Анастасии Романовны, охотничьи принадлежности (пороховница, нюремберская труба) и прочее. Ризница Успенской Пароменской церкви во Пскове являлась хранительницей «хороших предметов церковной старины, особенно древних панагий и крестов XVII–XIX вв.» [3].

Если памятники новгородских и псковских ризничных собраний раскрывали историю распространения православия на Руси, то ярославские храмы и древлехранилища в основном, стали центрами сохранения памятников XVII и более поздних веков. Основной причиной не сохранившихся более ранних памятников стал пожар, который произошел 11.06.1658 г., когда выгорел почти весь город, в том числе – 29 древних ярославских церквей. В тоже время, церкви и частные коллекции Ярославля хранили памятники древнерусской письменности. Так, например, ярославский Спасопреображенский собор имел коллекции наперсных крестов XVII веков, потиров и других богослужебных сосудов, церковных тканей и облачений, старинных антиминсов. Здесь же хранились произведения строгановской художественной школы и изделия, испытывающие влияние западноевропейского стиля.

В 1883 г. по благословению Высокопреосвященного Ионафана, архиепископа Ярославского и Ростовского в Белой и Отдаточной Палатах Ростовского Кремля был образован Ростовский Музей Церковных Древностей. Задача музея – собирание древнерусских церковных памятников с целью сохранения их от уничтожения. Для «скорейшего обогащения» новооткрытого музея архиепископом Ионафаном было издано распоряжение о доставлении в музей из всех церквей Ярославской епархии «старинных, пришедших в ветхость икон, не находящихся уже в употреблении богослужебных предметов, рукописей, старопечатных книг и прочее» [4]. Среди поступлений были как комплексные коллекции, так и отдельные предметы. В итоге, музейное собрание в дореволюционный период насчитывало около 3000 предметов, церковного, исторического и этнографического характера. В связи с этим, были организованы Музей Церковных древностей, в состав которого входили следующие собрания: а) портреты наиболее замечательных духовных деятелей, б) нумизматики, в) рукописей, г) автографов и древних актов, д) старопечатных книг; и Собрание портретов русских царей и исторических деятелей и предметов, относящихся к местной и русской истории, этнографии и археологии, размещенные в Теремах рядом с Белой Палатой [5]. Как отмечали исследователи церковной старины конца XIX–начала ХХ вв., по обилию памятников, музей мог претендовать на «завидную будущность» [5].

Выявленные и указанные нами выше материалы, которые характеризуют ризницы Новгородских, Псковских, Ярославских и Ростовских, монастырей отмечают качественный и количественный состав памятников. Монастырские ризницы хранили в себе не только богослужебную утварь, но и предметы обихода светских и церковных деятелей Средневековья. Также ризничные собрания отражают культурные и торговые связи с другими государствами, например, Новгородские и Псковские памятники несут на себе следы немецкого влияния, которые оказали торговые отношения в XIII–XV вв. с Ганзейским союзом. Ризничные собрания формировались за счет передачи в них вышедших из употребления богослужебных и церковных предметов, принесенных даров и пожертвований.

Для удобства осмотра, ризничные собрания, могли выноситься из древлехранилища для их размещения в пространстве храма на «особых» столах [6]. Нередко в древлехранилищах устанавливались витрины, которые содействовали сохранности и трансляции предметов. Хранящиеся в древлехранилищах церковная утварь, произведения церковного искусства и другие мемориальные предметы были движимыми, и могли использоваться в богослужениях и выставках, проводившихся в России и за рубежом. Чаще всего, взятые из собрания предметы не возвращались назад: золотые и серебряные предметы, в не зависимости от их историко-художественной ценности, могли отправляться на переплавку новых предметов; церковные ткани и пелены передавались в раку почивших митрополитов или перешивались и т.д. Нередко по распоряжению вышестоящего руководства, ризничные собрания передавались в фонды более развитых церковных музеев, или личные коллекции. Сохранению от полного уничтожения или распыления существующих ризничных собраний и способствовала активная исследовательская деятельность ученых, обследовавших древние храмы и их ризницы, а также составление описей на памятники церковной старины.

Итак, на наш взгляд, крупные монастырские и храмовые собрания выполняли основные музейные функции, которые заключаются в выявлении, сохранении, изучении и трансляции культурного наследия. В виду исторических событий ХХ века и смены идеологии, собрания рассматриваемой нами группы церковных музеев были наполнены антирелигиозной составляющей и влились в фонды государственных музеев или же были утрачены.

References
1. Alekseeva L. S., Gorbatov A. V. Tserkovnyi muzei v dorevolyutsionnyi period: etapy i faktory stanovleniya // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. № 2 (74). S. 5–9.
2. Narbekov V. A. Novgorodsko-pskovskie tserkovnye drevnosti na XV Vserossiiskom arkheologicheskom s''ezde v Novgorode. Kazan'. Tsentral'naya Tipografiya. 1912 g. S. 15.
3. Pokrovskii N. V. Zametki o pamyatnikakh Pskovskoi tserkovnoi stariny. M.: Svetil'nik''. M. 1914 g. 24 s.
4. Bychkov F. A. Putevoditel' po rostovskomu muzeyu tserkovnykh drevnostei. Yaroslavl': Tipografiya gubernskogo pravleniya. 1886 g. 27 s.
5. Pokrovskii N. Tserkovnaya starina na VII yaroslavskom arkheologicheskom s''ezde. 1888 g. 32 s.
6. Izvestiya o zanyatiyakh sed'mogo Arkheologicheskogo s''ezda v Yaroslavle 1887 g. Yaroslavl'. 1887. 160 s. S. 2–4.