Library
|
Your profile |
Culture and Art
Reference:
Soshnikova I.A.
St. Petersburg’s ballet in fashion photography
// Culture and Art.
2021. № 5.
P. 25-36.
DOI: 10.7256/2454-0625.2021.5.35687 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=35687
St. Petersburg’s ballet in fashion photography
DOI: 10.7256/2454-0625.2021.5.35687Received: 09-05-2021Published: 16-05-2021Abstract: The subject of this research is the St. Petersburg’s ballet in interpretation of the masters of fashion photography. The goal of this article consists in the analysis of specificity of modern fashion photography, and examination of the phenomenon of reference to the theme of ballet on the example of works of the prominent fashion photographers, such as Richard Avedon, Patrick Demarchelier, Deborah Turbeville, as well as certain Russian photographers. Special attention is given to examination of fashion photography not so much as the genre of photographic art, but as an important advertising tool. The relevance of fashion photography is associated with the increasing importance of visualization in life of a modern person; it plays a significant role in the social, cultural, and mythological life of the society. The article outlines the aspects of reference of fashion photographers to the theme of ballet; analyzes the peculiarities of using ballet images in photography; determines their role as a visual component of advertising campaigns in fashion industry; describes the advantages and effectiveness of their use in advertising and presentation of products. The author notes the frequency of referring to the theme of ballet in fashion photography, which leads to the increase of its artistic and cultural significance. Keywords: fashion photography, St. Petersburg ballet, ballet image, fashion industry, visual image, representation, art photography, advertising, myth design, costume designВозникнув как жанр фотоискусства в начале XX в., модная фотография уже в 20-е гг. прошлого столетия начала вытеснять графику в печатных изданиях и журналах. В наши дни она занимает солидную нишу в области профессиональной фотографии, играя важную роль в индустрии моды и создании модного образа. Модная фотография сегодня – это съемки коллекций одежды и аксессуаров, ивент-мероприятий, производственных процессов и многого другого. В эпоху постмодернизма она стала частью социальной, культурной и мифологической жизни общества. Служа для привлечения внимания и рекламы, модная фотография выполняет тем самым свою функциональную задачу - презентацию одежды и модных аксессуаров. Ее используют для повышения лояльности целевой аудитории к бренду, информирования клиентов о новинках и, как следствия, увеличения уровня продаж модных товаров. Постановочные снимки, модные картинки, создавая желанный образ, не только привлекают внимание аудитории к миру моды, но и помогают наладить с ней коммуникацию, формируя ценности и идеологию. Фотографии способствуют распространению моды, ведь проход на модные показы открыт единицам, а фотографии, публикуемые на страницах журналов или сайтах, доступны большинству, и дают представление об актуальных тенденциях и новых коллекциях. Таким образом, роль модной фотографии выходит далеко за пределы практических задач. Согласно теориям Ролана Барта [1] и Жана Бодрийяра [2], ее особенностью является не просто прямая демонстрация товаров, а формирование нарратива, содержащего систему культурных кодов, транслирующих те или иные ценности и идеологию. Формируя знаковую систему, фотография представляет потребителю не реальную вещь, а некий символ. В контексте такого представления зритель погружается в образный мир возможностей и соблазна, благодаря выстроенной фотографом идеологии и мифологичности сюжета. Эта тенденция наблюдается повсеместно. В работе модельеров, создающих не просто вещь, а некий эфемерный образ. На показах, где демонстрируется не столько сама одежда, сколько желанный символ положения и статуса. Да и клиенты по большей части приобретают не товары, а ценности, которые они символизируют: молодость, здоровье, мечты, популярность, достаток и престиж. В современной культуре основной упор делается на визуальную составляющую. Известно, что большую часть информации человек получает посредством зрения. Визуальная информация запоминается и воспроизводится быстрее. Этот феномен называется эффект превосходства образа [3]. Поэтому, важным компонентом рекламной кампании является ее визуальная составляющая, основную часть которой составляет печатная реклама, наружная и журнальная. При этом использование фотографии в рекламе выглядит более привлекательно. Маркетологи отмечают, что фотоизображение вызывает больше доверия у аудитории, чем нарисованная картинка. В свою очередь, подробное описание свойств и преимуществ товара с открытым призывом купить, прием, активно использовавшийся ранее, сегодня теряет свою актуальность. Намеки понимаются и воспринимаются потребителями гораздо лучше прямых однозначных указаний. Также, во многом из-за ускорившегося темпа жизни и переизбытка информационного контента в развитой сети СМИ, многие потребители предпочитают наглядно увидеть в качестве образца проработанный визуальный образ, а не читать длинные рекламные сообщения. Привлекательность модной фотографии, помимо этого, кроется и в отсутствии четких требованиий, обязательных к исполнению. Она является не сводом строгих правил, а образцом: воплощает идеал, к которому стремятся. Важно отметить, что с течением времени акценты смещаются и требования к самим фотографиям также меняются. В современном мире первостепенным становится образ, создаваемый модным фотографом, наличие истории и смысла. Фотография отличается тем, что несет в себе сюжет, историю и имеет эстетическую ценность. Такие фотографии используются не в каталогах, а в наружной и журнальной рекламе. При этом костюм зачастую не является центральным элементом на фото, гораздо большее значение в кадре приобретает атмосфера и эмоции. Так как коммуникация, основанная на эмоциях, сохраняется в памяти на более длительный срок и способна подтолкнуть аудиторию к целевым действиям. Безусловно, реклама всегда нацелена на продажу. Психологи, исследующие влияние массовых коммуникаций и поведение потребителей, например Р. Харрис и К. Л. Бове, называют ее главной целью убеждение. «Реклама всегда не только включает убеждение, то есть формирование некой установки в сознании потребителя, но и рассчитана на изменение поведения под влиянием этих убеждений» [4, c. 22]. Визуальный образ, который привлекает наше внимание, чаще всего воздействует на подсознание человека, прежде всего на эмоциональном уровне, управляя его поведенческими устремлениями. Это обусловлено психологическими аспектами. Непосредственная направленность фотографии на эмоции и стремления людей, делают ее запоминающейся и более эффективной в работе по сравнению с текстом. Видя привлекательный образ, счастливого, подтянутого и красиво одетого человека, потребитель хочет оказаться на его месте. У него возникает ощущение, что, приобретя рекламируемый товар, он приблизиться к транслируемому желанному образу. Так рекламное сообщение сущностно преобразует нацеленность его жизненных мотиваций. «Заимствуя образ и символическую ценность вещи, рекламист создает рекламный образ этой вещи, который чаще всего напрямую связан с ее обладателем. В современной рекламе господствует не образ товара (вещи), а образ потребляющего субъекта, в которого лишенная своей функциональной определенности вещь трансформирует свой собственный смысл (имидж)» [5, с. 26]. Расширяя границы коммерческой ориентированности и преодолевая область рыночных задач, мода, зачастую, выступает в качестве идеологии, а модная фотография – в качестве инструмента, формирующего ее смыслы и системы ценностей. «Только смысл позволяет продавать» [6] – пишет Юлия Кристева, цитируя Маркса. Создавая воображаемую действительность, с одной стороны, коррелированную с реальным миром, а с другой – отдаленную от него, модная фотография изменяет и конструирует социальную сферу, сама оказываясь частью мифологического инструмента. Ее герои фантазийные и фантомные. Здесь находит подтверждение схема Ж. Бодрийяра [7], так как художественные образы посредством медиасреды участвуют в формировании бытовой жизни. Пространство модной фотографии представляет собой некую альтернативную реальность, где происходящее в кадре лишено привязки к конкретному времени, прошлому или будущему. Фотограф создает не реальные, а идеальные образы, по сути, самостоятельно проектируя события и явления. Это действительность нового настоящего, связывающая модную фотографию и мифологию пространства. При формировании актуального модного образа следует учитывать специфику современной культуры постмодернизма, ряд проблем культурной, социальной и профессиональной жизни общества. Образ, который рассчитан на визуальное восприятие, отражает дух эпохи, ее особенности и характер. При этом уровень фотографии напрямую зависит от художественного таланта фотографа и его умения работать с моделью. Качественно выполненная коммерческая фотография обладает высокохудожественными свойствами и сродни произведению искусства, выполненному на заказ. В современном мире наблюдается сближение моды и искусства. Модная индустрия крайне продуктивно использует заимствованные из разных видов творчества образы. Они, с одной стороны, вызывают у аудитории яркий эмоциональный отклик, а с другой увеличивают содержательную часть демонстрируемых модных объектов. Зритель в таком случае наблюдает уже не просто красивую презентацию моделей одежды, появляется контекст и некая история. Выбор искусства, отсылки к мотивам и образам которого используются для коммуникации с аудиторией, также закономерен: массового - для обычных рядовых потребителей, и элитарного, поддерживающего недоступность Высокой моды - для эстетов и ценителей. В условиях эпохи потребления, благодаря разветвленной информационно-коммуникативной системе, модная фотография становится образцом вкуса и стиля. Репрезентуя балетные образы, как части элитарного искусства, она повышает культурный уровень аудитории. За время существования фотоискусства многие мастера обращались к теме балета, в попытках остановить мгновение, при этом сумев отразить движение в статичном кадре: Адольф Де Мейер, Сесил Битон, Норман Паркинсон, Ирвин Пенн, Ричард Аведон, Фаас Хорст, Энни Лейбовиц, советские фотографы Александр Родченко, Георгий Петрусов, Нина Аловерт и многие другие. Ведь не только мимикой, но и с помощью движений можно выразить чувства и эмоции, испытываемые человеком. Ричард Аведон, культовый фотограф и портретист XX в., также снимал танцовщиков. Именно ему мы обязаны великолепными графичными и выразительными черно-белыми снимками советской и российской балерины Майи Плисецкой, а также знаменитых «невозвращенцев», бывших солистов Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, Рудольфа Нуреева и Михаила Барышникова. В современном мире в индустрии моды примеры обращения к балету встречаются все чаще: помимо стилизации дизайнерами в своих коллекциях элементов балетного костюма, необходимо отметить их сотрудничество с театрами, различные совместные коллаборации с деятелями балета, приглашения танцовщиков к участию в фотосъемках и показах, а прим в качестве амбассадоров модных домов. Что касается непосредственно модной фотографии, можно выделить несколько аспектов обращения к искусству балета. Одна из причин - повышение художественной ценности создаваемых рекламных образов. Благодаря богатству невербальных художественных средств выразительности, балет способен произвести на зрителя яркое эстетическое впечатление пластикой тел танцовщиков, выразительностью жестов и уникальными физическими возможностями. Неся в себе скрытый художественный посыл, балетный образ влияет на общественное сознание и существующие устои. Тем самым меняя и характер коммуникаций в культуре, затрагивая и духовные, и материальные стороны. Еще один аспект использования балетного образа связан с мифопроектированием: миф является фундаментальной культурной реалией, выполняя когнитивную, мировоззренческую, аксиологическую и социально-регулятивную функции [8]. Он помогает создать универсальный художественный образ, который становится способом отражения и освоения окружающей действительности. Наравне с созданием мифов в модной индустрии, когда в рекламе используются мифологические или сказочные сюжеты, или сама реклама выполняет функции мифа, используется еще одна из позиций мифопроектирования – трансляция общечеловеческих идей, смыслов, стереотипов [9]. Изображение на модной фотографии олицетворяет собой определенный архетип, некий универсальный образ в восприятии, описанный З. Фрейдом, К. Юнгом, а позднее Ж. Лаканом. Архетип Девы (Коры), созданный Юнгом, охватывает общий жизненный путь женщины, от девичества до старости, и идёт одновременно по двум путям (измерениям): семейному и социальному. При этом у всех народов с самой древности можно проследить три культа, связанные с женщинами: Девы, Матери и Блудницы. Юность, чистота, непорочность или телесность и эротизм – эти категории находят также отражение в искусстве балета: с одной стороны, возвышенные хрупкие героини романтического балета, а с другой, тело как объект художественной эротики и эротизм танцевальных движений. Так как эротика, еще со времен первых плясок и античной эпохи, плотно соотносится с феноменом телесности. Ее, в свою очередь берут в расчет и грамотно используют в своих коммуникационных посланиях современные модные дома, не выходя при этом за рамки художественно дозволенных форм. Исследования по психологии и механизмам воздействия рекламы подтверждают, что ориентация на сексуально-энергетические предпочтения потребителей увеличивает результативность и эффективность влияния на аудиторию. Причем имеется в виду не прямая демонстрация привлекательных форм, а некое особое настроение, неуловимое состояние. Обращение к архетипам затрагивает глубинные уровни психики и косвенно, но очень сильно действует на поведение реципиентов, пробуждая массу эмоций. Помимо эстетики, это связано и с психологией, так как архетип, как часть коллективного бессознательного, воздействует одинаково сильно и на мужчин, и на женщин. Как правило, женский образ, вызывает эмоции более мощные, чем мужской. Именно этим обусловлено, что женская красота и вообще женские образы эксплуатируются гораздо чаще. Тело женщины, ее красота и чувственность, по сути, всегда были двигателем рекламной индустрии. Тем более закономерно, что артистки балета с их сверхвыразительностью, изящностью, грациозностью и мастерским владением языком тела приглашаются в качестве моделей для участия в модных фотосессиях. Безусловно, также причина приглашения модными домами выдающихся артистов балета для сотрудничества - их медийность. Это эффективный способов продвижения: привлечение внимания к бренду, увеличение узнаваемости и лояльности среди аудитории. Приглашенная звезда воплощает образ, который включает целый ряд особенностей, например: стиль общения с потребителем, характерные черты, ценности и идеалы. При этом крайне важно, чтобы имидж известной личности соответствовал позиционированию самого модного дома и типу коммуникации [10]. Исследователи отмечают, что участие в рекламной кампании медийного лица облегчает коммуникацию с целевой аудиторией, быстрее привлекая ее внимание при первом взаимодействии и лучше удерживая его впоследствии. В этом случае рекламная коммуникация, благодаря узнаванию и воплощенному яркому образу, становится более заманчивой и интересной для потребителя. В его восприятии личность знаменитости соотносится с брендом. Она воплощает собой образ для подражания, выступает в качестве эксперта, к мнению которого прислушиваются. Клиент приобретает демонстрируемый товар, доверяя выбору знаменитости или в стремлении стать таким же, увеличить свою привлекательность. Еще один аспект обращения к балетным образам в модной фотографии связан с популяризацией здорового образа жизни в современной культуре и средствах массовой информации. Акцент на спортивные формы проявляется и в модной фотографии. Красивые подтянутые тела, играющее мышцы, балетные атрибуты и инвентарь в кадре пробуждают эстетическую потребность в физическом совершенстве и привлекают внимание современной публики, ориентированной на здоровой образ жизни. Для успешной работы в индустрии моды фотограф должен не просто понимать основы композиции и иметь профессиональные навыки работы с оборудованием, светом и моделями, его основная задача: используя все эти приемы, предложить изобразительное решение, которое наиболее удачно воплотит определенную маркетинговую концепцию. Эта работа подразумевает поиск новых идеи для креативных решений. Так что помимо обязательного творческого и технического мастерства, фотографу требуется особое видение и ход мыслей. Внедрение в фотографию образов, заимствованных из искусства, позволяет взглянуть на модную фотографию по-другому. В таких решениях присутствует и глубина, и художественное своеобразие, облаченное в самые привлекательные формы. Балет за счет эстетики хореографической выразительности увлекает зрителя динамикой тела. У модных изображений увеличивается семантическое содержание и эмоционально-образная наполненность, при этом в фотографии привносится ощущение художественной культуры. И, несмотря на связь с традицией, балетные образы обладают многовариантностью, которая раскрывается посредством художественного замысла фотографа и телесной фактуры танцовщика. Рассмотрим подробнее примеры обращения к петербургскому балету в творчестве выдающихся профессионалов в сфере модной фотографии. Обзор мастеров стоит начать с Деборы Турбевилль, автора с мировым именем. Предшествующий большой опыт работы в сфере медиаиндустрии (моделью, ассистентом у американского дизайнера Клэр МакКарделл, редактором в популярных журналах Mademoiselle и Harper's Bazaar) позволил Деборе найти свой собственный авторский стиль (тёмные и глубокие цвета, расфокусировка кадра) и выделиться на фоне других фотографов Америки 70-х гг., чьи работы с акцентом на моделях и одежде были наполнены яркостью и блеском. Дебора Турбевилль любила Санкт-Петербург, и, начиная со своего первого визита осенью 1994 года, регулярно возвращалась в город на Неве. Здесь она очень много снимала, причем как в художественных, так и профессиональных съемках отдавала предпочтение не моделям, а артистам балета из-за лучшего владения языком тела. Одними из первых подобных работ стали съемки 1996 г. прима-балерины Театра Бориса Эйфмана Веры Арбузовой. Первая съемка - во Дворце Великого князя Владимира в одежде известного петербургского модельера Татьяны Котеговой, с которой началась дружба и сотрудничество фотографа и модельера, также большой поклонницы петербургского балета и ретроспекций. И вторая - для итальянского Vogue уже в Строгановском дворце в одежде от марки Lancetti. Эти черно-белые кадры были опубликованы в альбомах «Studio St.Petersburg» (1997), «Deborah Turbeville: The Fashion Pictures» (2011) и экспонировались в Русском музее в 1997 г. и на выставке «Странный город» в Румянцевском дворце в 2002 г. В объектив фотографа попали и солисты Мариинского театра: Никита Щеглов (1998), Анна Сысоева в съемке коллекции Balanciaga для журнала Nova (1999); Юлия Махалина для Conde’ Nast Traveler (1999); Фарух Рузиматов для L’Uomo Vogue (2004). До 2000 г. большинство снимков монохромные, цвет появляется позднее. Например, в серии для итальянского Vogue (2005), где запечатлены сцены занятий и отдыха балерины (Анна Сысоева в одежде от Модного дома «Таня Котегова») и ее учениц (учащиеся Вагановского училища). Именно цветовое решение в данном случае влияет на восприятие: перед нами уже не Петербург, а Париж, и в юных воспитанницах академии мы видим танцовщиц Эдгара Дега. Помимо Веры Арбузовой и Анны Сысоевой, еще одним частым героем на снимках Деборы Турбевилль становится Никита Щеглов – солист Мариинского театра. В дополнение к портретным художественным снимкам его образы встречаются в сериях «Уходящая натура» (Vogue Russia, 2000) и «Великолепный мираж» (L'Uomo Vogue, 2006). В первой серии Щеглов в потрёпанной шинели предстаёт в образе бывшего танцора, солдата Второй Мировой войны. Локацией для съёмки служат конюшни заброшенного Стрельнинского дворца. Во второй групповой серии позы Щеглова и других участников съёмки зачастую статичны, образы напоминают обездвиженных манекенов. На фоне этих сцен особенно выделяются кадры с бегущими людьми, вызывающими ощущения стремительности и тревожности. Петербургские работы Деборы Турбевилль вошли в альбом и были представлены в рамках проходившей в Государственном центре фотографии в 2007 г. выставки «Русские годы 1995-2005». В основном это черно-белые, реже цветные (блеклые, как-будто выцветшие), постановочные снимки различного формата, авторская интерпретация исторического прошлого («Русские сезоны», II Мировая война) и культурного наследия (отсылки к русской классической литературе или поэзии Серебряного века). На них танцовщики ведущих театров Санкт-Петербурга, воспитанницы Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, благодаря мастерскому владению телом способные отразить все интонационные нюансы, органично предстают в придуманной мастером роли. Атмосфера туманного Санкт-Петербурга с его архитектурой, заброшенными дворцами и предместьями полностью соответствует творческой стилистике фотографа, помогая воскресить декадентскую эстетику начала века. Более того, для большей выразительности многие негативы специально состарены физическим способом (замяты, процарапаны, разорваны). Снимки Деборы проникнуты чувством одиночества, задумчивости и нежной печали, на них загадочные девушки-призраки углублены в себя и в этом бренном мире существуют весьма условно. Стоит отметить, что фотоизображения в индустрии моды часто носят меланхолический или лирический характер. Помимо Деборы Турбевилль, к подобному приему обращались и другие мастера модной фотографии. Среди них Ирвинг Пенн, Хельмут Ньютон, Паоло Роверси. Привлекательность этого приёма можно объяснить рядом причин, например, сумеречным характером фотографии (согласно Барту [11]) и хтонической направленностью ее неопределенности [12]. Загадочный и потусторонний образ рождает отсутствие определённой и установленной формы. Не названное приобретает характер неприкосновенного, священного, сакрального, суть которого скрыта и неразличима. Множественность смыслов модной фотографии, неопределённость её форм, выводят изображение за рамки обыденного, наделяют её символическим смыслом. Секрет обаяния модной фотографии кроется в демонстрации иллюзорного, воспринимаемого как подлинное, что и обеспечивает связь с идеологией потустороннего, недоступного в регламенте повседневности. Еще один легендарный и востребованный по всему миру фотограф моды - Патрик Демаршелье. Он снимает коммерческие фото, при этом высокохудожественные, предпочитая эстетику «случайного кадра», постановочным съемкам. Его снимки регулярно появляются в журналах: «Elle», «Glamour», «Harper's Bazaar», «Mademoiselle», «Marie Claire», «Newsweek», «Rolling Stone», «Vanity Fair» и «Vogue». В работах Демаршелье союз моды и балета ощущается особенно гармонично и тонко. Снимая танцовщиц и танцовщиков, он делает акцент на красоте линий и изгибов тел, подчеркивая грацию, силу духа и чувственную натуру одновременно. Его первой работой о балете была съемка «Богиня охоты» прима-балерины Мариинского театра Дианы Вишневой летом 2011 г. для русского «Vogue» (сентябрь, 2011). На кадрах Вишнева в черно-красных лаконичных платьях снята в скульптурных позах на нейтральном сером фоне. Год спустя Демаршелье снова приглашает балерину в свою студию в Нью-Йорке, уже вместе с ее партнером по Американскому театру балета, бразильцем Марсело Гомесом. Эту серию фотограф снимает экспромтом, не по заказу, а для собственного удовольствия. Фотосессия прошла без смены костюмов, на моделях — минимум одежды (на Диане черный купальник на толстых бретелях с шортиками, на Марсело черные капри), весь акцент на выразительные жесты, идеальную точность движений и акробатическую пластику Вишневой. На получившейся в итоге серии черно-белых снимков фотографу удалось запечатлеть миг, импульс абсолютной концентрации движения. Они были представлены в России на выставке «Диана Вишнёва в объективе Патрика Демаршелье» в Мультимедиа Арт Музее в Москве (2012) и в Музее современного искусства Эрарта в Петербурге (2015). С тех пор Демаршелье периодически возвращается к балетной теме, свою любовь он объясняет так: «Мне нравятся люди, которые свободны в самовыражении. Фотография — это искусство случайности. И балет тоже. Модель может повторить позу, па балерины всегда уникальны. Движение встречается с чувством — как случайное мгновение встречается с эмульсией на фотопленке. Так рождается искусство» [13]. Стоит отметить и другие работы Патрика Демаршелье для русского «Vogue», связанные с петербургским балетом. Например, «Красная дама» (октябрь 2012), где модель Анна Селезнева выступает в роли педагога Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой в окружении юных учениц [14]. Здесь фотограф работает с контрастами: модель, облаченная в одежду разных оттенков красного и на каблуках, сразу привлекает к себе внимание, выделяясь на фоне воспитанниц академии, выполняющих четко выверенные па, в классической балетной униформе (купальники, трико, юбки пачки или хитоны и пуанты) нейтральных пастельных или сдержанных черных и белых цветов. Еще одна серия черно-белых фотографий для «Vogue» (октябрь 2012) - «Любимые па Патрика». Съемки этого материала проходили в репетиционном зале Мариинского театра и на его основной сцене. На снимках Ульяна Лопаткина, Алина Сомова, Екатерина Кондаурова, Виктория Терешкина, весь цвет Мариинского театра. Причем фотохудожнику удалось отразить в кадре характер каждой из них. Обе эти съемки Патрик Демаршелье провел в свой приезд в Санкт-Петербург в 2012 году. Проект «В танце» (декабрь 2014), где на кадрах, помимо других мировых звезд балета, в одежде от известных модных марок (Brioni, Dolce & Gabbana, H&M, J. Mendel, Michael Kors, Organic by John Patrick, Versace, Wolford, Yumiko) запечатлены Иван Васильев (премьер Михайловского театра), Диана Вишнева и Полина Семионова (приглашённая балерина Михайловского театра) [15]. Большая часть снимков черно-белая, за исключением общего снимка танцовщиков вместе с их продюсером Сергеем Даниляном и его женой Гаей. Он в свою очередь решен в характерном цветовом сочетании: серый фон, премьеры в черных легинсах, балерины в красных струящихся платьях из шелка и вискозы, импресарио одет в черной смокинг Brioni, белую рубашку, галстук-бабочку и белый шарф, придающий торжественный вид, символ аристократического стиля и высокого статуса, его супруга в шелковом черном платье с кружевом и жакете, отороченном атласом от Dolce & Gabbana. Часть фотографии из этой серии экспонировались на выставке «Импресарио. Траектория танца» в Шереметевском дворце Петербурга в 2018 г. Такие фотографы, как Ричард Аведон, Дебора Турбевилль и Патрик Демаршелье превратили привычную модную фотографию в настоящее искусство. Их работы не теряют своей актуальности и привлекательности для аудитории, оставаясь востребованными в течение неограниченного периода времени. Это пример того, как модные объекты -высокохудожественные рекламные фотографии экспонируются в музеях и галереях как объекты искусства. Помимо зарубежных, стоит отметить и российских фотографов, снимающих петербургских балерин в качестве моделей: Ирину Бордо, запечатлевшую Диану Вишневу для журнала «Собака.ру»; Евгению Воронову, в съемках которой часто можно увидеть Марию Абашеву (прима-балерина Театра Бориса Эйфмана), например для модного дома Татьяны Парфеновой, петербургского ателье «Бисер» и бутика «Babochka»; Данилу Головкина и его снимок Дианы Вишневой для витрины магазина компании «Grishko»; Олега Зотова и его работы с Марией Хоревой (первая солистка Мариинского театра) для Пассажа в Петербурге; фотографии Валерия Кацубы с Оксаной Скорик (прима-балерина Мариинского театра) на страницах «Harper’s Bazaar UK» и Ксандера Париша (премьер Мариинского театра) для итальянского «L'Uomo Vogue»; Яна Омельницкого, снимавшего также Марию Абашеву для модного дома Ларисы Погорецкой, Викторию Омельницкую (балерина, преподаватель Академии им. А.Я Вагановой) для Татьяны Парфеновой, Кристину Шапран для модного дома Яниса Чамалиди; Ирину Яковлеву, и особенно ее снимки Елены Кондауровы (прима-балерина Мариинского театра) для журнала «La Personne». Обращаясь к петербургскому балету, фотографы используют следующие приемы: уличные съемки в неожиданных местах (крыши Петербурга, железнодорожный вокзал и т. п.); в интерьерах исторических зданий, подчеркивая связь с культурным наследием; в декорациях бесхозных дворцов, где при правильно подобранном образе и выражении лица моделей создают поэтическое настроение безысходности и «писательства»; лаконичные студийные съемки с акцентом на выразительную пластику, грацию и физические возможности танцовщиков. В основном предпочтение отдается черно-белым снимкам, крайне сдержанной или нежной цветовой гамме. В противовес глянцевым гламурным снимкам такая фотография остается в памяти зрителя надолго. Подводя итог, важно отметить, что роль модной фотографии выходит далеко за пределы функциональных и коммерческих задач: помогая брендам наладить коммуникацию с аудиторией, она участвует также в социальной, культурной и мифологической жизни общества, формируя ценности и идеологию потребителей. В современной модной фотографии, благодаря большей запоминаемости и эффективности воздействия на целевую аудиторию, упор делается на визуальную составляющую, грамотно выстроенный яркий привлекательный образ, наличие сюжета, коннотации и смысла. При этом важную роль играет соответствие визуального образа желаниям и потребностям потребителей, их менталитету, ценностным ориентациям и установкам. Индустрия моды крайне продуктивно использует образы, заимствованные из балета, как части элитарного искусства, чтобы вызвать у аудитории яркий эмоциональный отклик и увеличить содержательную часть демонстрируемых модных объектов. В таких решениях присутствует и художественное своеобразие, и глубина: эстетика хореографической выразительности увлекает зрителя динамикой тела, у модных изображений увеличивается семантическое содержание и эмоционально-образная наполненность, при этом в фотографии привносится ощущение художественной культуры. Модные фотографы часто обращаются к теме балета, причин тому несколько. Во-первых, интригует труднодоступность театрального мира, то, что остается за сценой, ведь за кулисы и на репетиции пускают не каждого. Во-вторых, многовариантность: балет - искусство, в котором есть и красота, и легкость, и бесконечный эротизм, и тяжкий ежедневный труд, до сбитых в кровь пальцев. Каждый фотограф находит свое. Можно выделить следующие аспекты обращения к искусству балета в модной фотографии: повышение художественной ценности создаваемых рекламных образов за счет богатства невербальных средств выразительности и скрытый художественный посыл, затрагивающий и духовные, и материальные стороны общественного сознания; мифопроектирование, помогающее создать универсальный образ, который становится способом отражения и освоения окружающей действительности, а также используется для трансляции общечеловеческих идей, смыслов и стереотипов, затрагивая глубинные уровни психики и сильно действуя на поведение реципиентов; медийность выдающихся артистов балета в качестве эффективного способа продвижения бренда, увеличения узнаваемости и лояльности к нему аудитории; популяризация здорового образа жизни в современном обществе, пробуждающая эстетическую потребность в физическом совершенстве. Искусство балета и балетные образы оказывают непосредственное влияние на общество и его сознание, коррелируют устоявшие ценности и транслируют их, выступая в качестве носителя визуальной культуры. Благодаря им меняется последовательность поведенческих стереотипов и нравственные устремления. Обращаясь к теме балета в модной фотографии, фотографы репрезентируют действительность и её культурные составляющие в легко воспринимаемой и считываемой форме, используя семиотику балетных образов, совокупность технических инструментов и выразительных средств. Рекламные технологии и мифопроектирование подспудно влияют на сознание аудитории, фактически ей манипулируя. Манипулятивная коммуникация применяемых в рекламе балетных образов призвана привлекать потребителя, порождая эстетику желаемого (в т. ч. стиля жизни) в виде художественного послания. Воздействуя на подсознание потребителя, послание способно привести к радикальным преобразованиям их жизненных установок и ценностей: приобщению к здоровому образу жизни, выбору или изменению жизненной стратегии, целей и планов. Пластика линий человеческого тела в движении – визуальный и смысловой образ, художественная интерпретация жизненных событий, облекаемая в форму модной фотографии. Красота этой пластики добавляет в рекламное послание эмоциональную составляющую, повышает её художественную и культурную ценность, управляет сознанием целевой аудитории, трансформируя её цели и приоритеты. References
1. Bart, R. Mifologii (1957) / per. s fr. S. N. Zenkina. M.: Izd-vo im. Sabashnikovykh, 1996. 312 s.
2. Bodriiyar, Zh. Soblazn (1979) / per. s fr. A. Garadzha. M.: Izdatel'stvo Ad Marginem, 2000. 319 s. 3. Medina, Dzh. Pravila mozga / per. s angl. K. Ivanova. M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2019. 304 s. 4. Krasnoyarova, D. K. Reklama vs teatr. Teoriya i praktika vzaimodeistviya.-M.: YuNITI-DANA, 2010. – S. 22. 5. Koshetarova, L. N. Reklama kak fenomen esteticheskoi kul'tury / L. N. Koshetarova // Reklama i iskusstvo: sb. nauch. tr. – Voronezh, 2011. – S. 26. 6. Kristeva, Yu. Smysl i moda // Izbrannye trudy. Razrushenie poetiki / per. s fr. G. K. Kosheleva, B. P. Narumova. M.: ROSSPEN, 2004. S. 83. 7. Bodriiyar, Zh. Simvolicheskii obmen i smert' (1976) / per. s fr. S. N. Zenkina. M.: Dobrosvet, 2011. S. 111-166. 8. Galanina, E. V. Mif kak fenomen sovremennoi kul'tury / E. V. Galanina // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2007. — № 305. — S. 50-52. 9. Kalinichenko, S. S. Mifodizain kak sotsiokul'turnyi fenomen / S. S. Kalinichenko, R. B. Kvesko // Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. — 2009. — T. 314. № 6. – S. 85-89. 10. Moiseeva, A. A. Ispol'zovanie znamenitostei v reklamnykh kampaniyakh / A. A. Moiseeva // Molodoi uchenyi. — 2019. — № 48 (286). — S. 426-429. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64486/ (data obrashcheniya: 20.04.2021). 11. Bart, R. Camera Lucida: kommentarii k fotografii (1980) / per., komment. i poslesl. M. Ryklina. M.: Ad Marginem, 1997. C. 27-29. 12. Vasil'eva, E. Fenomen zhenskogo i figura sakral'nogo / Teoriya mody: telo, odezhda, kul'tura. — 2016. — № 42. — S. 160-189. 13. Lyubimye pa Patrika // VOGUE Russia: elektron. zhurn. 2012. 15 okt. URL: https://www.vogue.ru/magazine/articles/494959 (data obrashcheniya: 01.05.2021). 14. Krasnaya dama // VOGUE Russia: elektron. zhurn. 2012. 7 okt. URL: https://www.vogue.ru/magazine/articles/493508 (data obrashcheniya: 01.05.2021). 15. Kuznetsova, T. V tantse // VOGUE Russia: elektron. zhurn. 2014. 26 noyab. URL: https://www.vogue.ru/magazine/articles/v_tantse (data obrashcheniya: 01.05.2021). |