Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Man and Culture
Reference:

Actualization of cultural heritage by museum means for the visitors with hearing impairment

Rodionova Dar'ya

PhD in Philosophy

Head of the department of Museum Affairs, Docent, Kemerovo State Institute of Culture

650056, Russia, Kemerovskaya oblast', g. Kemerovo, ul. Voroshilova, 17

dasha.d.rodionova@yandex.ru
Other publications by this author
 

 
Gusev Sergei Ivanovich

Doctor of Medicine

Professor, the department of Socio-Cultural Activity, Kemerovo State Institute of Culture

650056, Russia, Kemerovskaya oblast', g. Kemerovo, ul. Voroshilova, 17, of. 424

guss59@mail.ru
Tolkalova Yana Igorevna

Master's Degree, the department of Museology, Kemerovo State Institute of Culture

650056, Russia, Kemerovskaya oblast', g. Kemerovo, ul. Voroshilova, 17, of. 424

tolkalova@inbox.ru

DOI:

10.25136/2409-8744.2021.2.35540

Received:

19-04-2021


Published:

13-05-2021


Abstract: The subject of this research is the actualization of cultural heritage by museum means. The object of this research is the adaptation of persons with hearing impairment, namely the experience of Russian museums. Museum plays a significant role in the processes of sociocultural adaptation, self-identification and social inclusion of the people with disabilities, possessing a unique set of criteria, ability to accumulate and transmit cultural potential. The active participation of museums in solution of sociocultural problems in many ways determines the vector of further development of museology, implementing modern cultural practices. The authors believe that working with the hearing-impaired visitors requires reconsideration of the traditional ways of presenting museum information and development of the new forms of interpretation of exhibition material. The conclusion is made that museum personnel should orient towards the individual peculiarities of each visitor, taking into account their capabilities in selecting the channel of museum communication, forms, methods and approaches. Museum personnel should plan their work jointly with the pedagogues, rehabilitation specialists, social workers, psychologists, and persons with disabilities directly. Each museum should be provided with the necessary conditions for working with children of each disability category. Namely this underlied the development of the concept of museum tour “We Can Hear You Through The Eyes” on the premises of Kuzbass State Museum of Local Lore.


Keywords:

heritage, museum funds, excursion, hearing impairment, disabled, Exhibition, the museum, sign language translation, museum environment, Information Technology


Понятие «инвалид» появилось в России в XVIII в. Первоначально так называли бывших военнослужащих, которые по своему состоянию здоровья не могли себя обслуживать. В XIX веке при описании инвалида акцент делался на профессионально трудовой стороне жизнедеятельности. Позднее внимание стали уделять медицинским аспектам и проблемам материальной помощи таким людям. Сейчас понятием инвалид определяют лиц с нарушениями здоровья, приводящими к ограничению жизнедеятельности и требующими его социальной защиты [1]. В рамках Декларации о правах инвалидов, принятой ассамблеей Организации Объединённых Наций от 9 декабря 1975 года: понятие «инвалид» определяется как любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личностного и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей [2].

Сегодня все больше внимания уделяется работе с инвалидами. Во «Всемирном докладе об инвалидности» предлагаются практические рекомендации по созданию благоприятной окружающей среды, обеспечению соответствующей социальной поддержки, разработке инклюзивных мер политики и программ и обеспечению применения новых и существующих стандартов и законодательных актов в интересах инвалидов и широкой общественности. [3]. Соответственно, государственная политика практически всех стран направлена на формирование многосторонней поддержки инвалидов, включая обеспечение беспрепятственного доступа ко всем учреждениям культуры.В основе данного подхода лежит концепция инклюзивного мира, согласно которой все люди имеют возможность вести здоровую, комфортную и достойную жизнь.

В ряде документов, существующих в законодательной базе Российской Федерации, говорится о том, что любой гражданин может получить доступ к культурному наследию, в том числе мемориальному. На основании Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» министерством культуры Российской Федерации был разработан алгоритм обеспечения доступности для инвалидов объектов культурного наследия и учреждений культуры. Необходимо отметить, что такое законодательство имеет позитивное значение не только для людей с ограниченными возможностями здоровья. Большую роль в грамотной адаптации культурного наследия играют маломобильные группы населения – которые включают в себя пенсионеров, беременных женщин, родителей с колясками, маленьких детей и людей, имеющих разные ограничения здоровья.

Реализация данной задачи музеями и учреждениями музейного типа и решается всеми возможными способами.

Так, исходя из закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", который гласит о правилах и порядках предоставления услуг для инвалидов в музее. Следуя этому закону, музей обязан отвечать доступности к музейным собраниям, возможности ознакомления с основной экспозиции, а также при необходимости оказание помощи, в преодолении барьеров, возникающих в использование музейного помещения [4].

Деятельность по улучшению правовой защищенности людей с ограниченными возможностями по слуху будет наиболее эффективной только при взаимодействии и сотрудничестве органов государственной власти и Всероссийского общества глухих в разработке и экспертизе нормативно-правовых актов, затрагивающих права глухих, в совместном участии в реализации социальных программ, касающихся инвалидов по слуху, с учетом части 3 статьи 33 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Говоря о людях с ограниченными возможностями здоровья по слуху по данным Министерства здравоохранения и социального развития их количество в России растёт и уже составляет более 13 млн. человек. Однако, по заявлениям Всероссийского общества глухих (ВОГ), примерно восемь — девять миллионов человек по всей России имеют различные нарушения слуха. Среди них приблизительно до 1,5 миллиона людей с тяжёлым нарушением слуха и 250–300 тысяч тотально глухих. Согласно выборочной статистике и данным ВОЗ, в России на данный момент насчитывается порядка миллиона детей и подростков с нарушением слуха. Также отмечается в последние годы рост числа детей, страдающих разными формами нарушения слуха. Взаимодействие с окружающим миром как правило осуществляется при помощи сурдоперевода [3].

Помимо законодательных актов, вопросы решения проблем социальной адаптации инвалидов музейными средствами неоднократно поднимались в работах И. Н. Дониной [5], С. В. Ашаевой [6], В. В. Булгаковой [7], С. Н. Ваньшина [8], Д.Д. Родионовой [9], а также в ряде других исследований российских социологов например Холостовой, Л.Л. [10], статьи этих авторов посвящены изучению классификации и систематизации форм и видов адаптации, общих закономерностей данного процесса.

Большое количество исследователей считает, что огромную роль в реабилитационном процессе и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья по слуху: слабослышащих и глухих, как детей, так и взрослого поколения занимает музей.

В настоящее время музеологи продолжают изучать вопрос музейной коммуникации, процессы коммуникационного взаимодействия, способы устранения коммуникационных помех и др. Проведенный анализ научных публикаций указывает, что на сегодняшний день по теме работы с музейными посетителями с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и по слуху, преобладают публикации в научных журналах и к сожалению практически отсутствуют фундаментальные труды, обобщающие опыт работы музеев и учреждений музейного типа с данной категорией людей. Степень изученности форм работы с просителями с ОВЗ в культурно-образовательном и экспозиционно-выставочном пространстве музея неодинакова. В частности, описываются адаптированные развивающие и психокоррекционные программы для детей с отклонениями в развитии. Практически не освещена работа со взрослыми инвалидами, а также с людьми пожилого возраста. На наш взгляд существует недостаток публикаций, содержащих практические рекомендации по созданию экспозиций и выставок, отличающихся доступностью для посетителей с нарушениями зрительного анализатора (незрячие и слабовидящие), глухие, маломобильные. На наш взгляд это свидетельствует о недостаточной разработанности темы исследования в отечественной музеологической литературе. Особо отметим, что подобная работа с такой категорией посетителей музея, как слабослышащие и глухие, не была прежде предметом специального научного анализа, хотя отдельным ее аспектам уделялось внимание в ряде исследований.

Музейная среда играет существенную роль в многогранных процессах социокультурной адаптации, самоидентификации и общественной инклюзии инвалидов, обладая комплексом уникальных критериев, способностью накапливать и транслировать культурный потенциал. Активное участие музеев в решении социокультурных проблем во многом определяет вектор дальнейшего развития музейной деятельности, применяя современные культурные практики.

Безусловно, работа с посетите­лями с ограниченными возможностями с нарушениями слуха требует переосмысления традиционных представлений о способах презентации музейной информации, выработки новых форм интерпретации экспози­ционного материала. В этой связи объектом исследования - адаптация лиц в ограниченными возможностями здоровья по слуху, в частности опыт музеев России, а предметом исследования является актуализация культурного наследия музейными средствами.

Активное развитие информационных технологий и их широкое использование во всех областях человеческой деятельности привело к изменению и модификации привычных реалий при отражении их в виртуальном пространстве. Внедрение интерактивных технологий в музейное пространство позволит, на наш взгляд, преодолеть социокультурную обособленной такой категории музейных посетителей как люди с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Использование нестандартных решений, таких как система «виртуального навигатора», в качестве связующего элемента экспозиции во всех помещениях музея, а также обеспечивающего пространственное позиционирование в помещении, способствует вовлеченности в музейный процесс данной категории посетителей, при этом позволит избежать «потерянности» особого посетителя в пространстве музея. Так, например, сервис Indoor-навигация используется в таких крупных российских музеях как Кунсткамера и Музей Московского Кремля - Оружейная палата. Приложение подключается к общей базе данных музея, в которой хранится информация о экспонатах. Точное местоположение посетителя определяется с помощью сигналов от внутренних датчиков смартфонов, в интерактивном руководстве представляется информация о выставке и экспонатах, основанная на местоположении посетителя. Такое решение позволяет выполнять следующие задачи: организация социального взаимодействия внутри и вне музея; соединение посетителей, которым нужна помощь, с сотрудниками музея; улучшение общения с посетителями; функция интеллектуального гида; удобная навигация и создание кратчайшего пути к необходимому экспонату. Сегодня на базе музее разрабатывается и адаптируется все больше проектов для людей с ограниченными возможностями здоровья [11]. Примером подобной работы может служить Государственный Дарвиновский музей, где проводятся обзорные экскурсии по основной экспозиции для посетителей с нарушением слуха (с сурдопереводом). Людям с ограничениями возможностями с нарушениями слуха показывают специальные фильмы с субтитрами. Еще одним примером такой работы может служить музей−заповедник «Царицыно», где людям с проблемами слуха предлагается, прежде всего, посетить постоянную экспозицию «Быль и новь» и зал «Археология» в Большом дворце. Именно там для них подготовлены фильмы с записанными субтитрами. В целом по России начинают внедряться в музейную практику проекты для людей с ограниченными возможностями здоровья по слуху, разработанные государственными и муниципальными музеями [12].

В рамках сотрудничества между кафедрой музейного дела и Кузбасским краеведческим музеем в ходе подготовке к празднованию трехсотлетия промышленного освоения Кузбасса для отдела природы была разработана концепция экскурсии «Глазами мы вас слышим», адаптированная для людей с ограниченными возможностями с нарушениями по слуху [13] . В отделе природы активно постоянно проводятся тематические мероприятия. В обширной экспозиции представлена значительная часть видового состава животных Кемеровской области. Уделяется особое внимание в экспозиции охране окружающей среды, редким и исчезающим видам растений и животных, занесенных в Красную Книгу Кемеровской области. Помимо этого, разделы экспозиции знакомят с геологией и палеонтологией Кемеровской области. В экспозиции представлены находки экспедиционного отряда музея – отдельные фрагменты скелетов динозавров, монолиты со следами ряби моря мелового периода, скелеты древних крокодилов и др. В экспозиции представлены этапы образования угля на территории Кузнецкого угольного бассейна. Впервые в России в структуру музейной экспозиции вошла научная лаборатория по изучению сибирских динозавров, благодаря чему посетителям предоставляется возможность стать участниками реставрации и реконструкции палеонтологических находок. Кузбасский краеведческий музей – единственный в России занимается раскопками динозавров, согласно полученной в 2013 г. «Лицензии на право пользования недрами с целью сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов». Особое внимание посетителей привлекает экспозиция уникального объекта - «пситтакозавра сибирского», представленная помимо отдельных частей особей, так и полным скелетом. Учитывая уникальность, а также вызванный интерес у посетителей к данному музейному предмету, было принято решение о создании видеогида на русском жестовом языке. Стоит отметить, что данное инновационное решение в работе музеев с посетителями нарушениями слуха применятся не во всех музеях центральной части России, в то время как на территории Кемеровской области вовсе отсутствуют его формы реализации. Основой видеогида представляет собой видеофайл, записанный в формате MPEG-4, который является стандартом Международной организации по стандартам (ISO), описывающим различные аспекты представления мультимедийных данных, включая создание, сжатие и передачу данных. Записанный экскурсионный текст на жестовом языке в мультимедийном формате, представляет собой универсальный информационный продукт. Такое решение обеспечивает использование ресурса посредством носителей разных форм. В нашем случае он представлен на планшете, дополняющем экспонируемый скелет динозавра. Использование нестандартных решений, таких как, систему «виртуального гида», в качестве связующего элемента экспозиции во всех помещениях, способствует вовлеченности в музейный процесс всех категорий граждан. Это также позволит избежать «нагромождённости», вызываемые средствами информации доступной для лиц с ограниченными возможностями. Таким образом, данное решение позволит посетителю с ограниченными возможностями здоровья по слуху оперативно получить видео, аудио, фото, текстовую информацию об экспонате, а также не ограниченное получение информации, отсутствие привязанности к сурдопереводчику. Созданный видеогид в формате флэш будет размещен на официальном сайте музея в удобном разделе, что значительно увеличит заинтересованность людей с ограниченными возможностями.

В настоящие время перед современным обществом стоит непростая задача кардинального изменения отношения к людям с ограниченными возможностями путем создания для них условий для самореализации, равных возможностей; разработки и внедрения различных способов и мер, позволяющих им полноценно осваивать социальный опыт, существующую систему общественных отношений [14,15,16] . Таким образом, одно из основных направлений музейной работы - культурно-образовательная деятельность музея, ориентированная на социокультурную адаптацию инвалидов, должна быть основана на применении принципов универсального дизайна, как совокупности технических приемов и принципов организации музейного пространства. Музейные специалисты должны ориентироваться на индивидуальные особенности каждого посетителя, учитывая его возможности при выборе канала музейной коммуникации, форм, методов и подходов. Необходимо также учесть, что планирование работы специалиста музея должно осуществляться совместно с педагогами, реабилитологами, социальными работниками, психологами и непосредственно с инвалидами. При этом для каждого конкретного музея должны быть предусмотрены условия для работы с детьми каждой категории инвалидности.

Адаптация музейных предметов позволит обеспечить доступность экспозиции для людей с ограниченными возможностями здоровья, создание специальных культурно-образовательных программ и реабилитационных технологий для данной категории посетителей, в том числе передвижных выставок.

References
1. Vsemirnyi doklad ob invalidnosti 2011 g. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/rep ort/ru/ (data obrashcheniya: 10.08.2021).
2. Deklaratsiya o pravakh invalidov: prinyata Rezolyutsiei (XXX) na 2433-em plenarnom zasedanii General'noi Assamblei OON ot 9 dekabrya 1975 g. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.un.org (data obrashcheniya: 19.04.2021)
3. Vsemirnaya organizatsiya zdravookhraneniya [Elektronnyi resurs]. URL: https://www.who.int/disabilities/world_report/2011/ru/ (data obrashcheniya: 19.04.2021).
4. Osnovy zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii o kul'ture: zakon RF ot 9 oktyabrya 1992 g. № 3612-I [Elektronnyi resurs]. URL: https://base.garant.ru/104540/ (data obrashcheniya: 19.04.2021).
5. Donina I. N. Muzei v sotsiokul'turnoi adaptatsii invalidov: dis. … kand. kul'turologii: 24.00.03. SPb., 2014. 223 s.
6. Ashaeva S. V. Formy raboty v muzee s lyud'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami // Omskii nauchnyi vestnik. 2010. № 4. S. 219-222.
7. Bulgakova V. V. Vzaimodeistvie s litsami s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v rossiiskikh i zarubezhnykh muzeyakh v kontse XIX– nachale XX vv. // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury. 2016. № 34. S. 158-169.
8. Van'shin S. N., Van'shina O. P. Sotsiokul'turnaya reabilitatsiya invalidov muzeinymi sredstvami. M.: GDM, 2013. 99 s.
9. Rodionova D. D., Pobozhakova A. A. Opyt raboty muzeev Kuzbassa s lyud'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2019. № 46. S. 165-171.
10. Kholostova E. I. Sotsial'naya rabota s invalidami: uchebnoe posobie. – 2-e izd. M., 2008. 216 s.
11. Volkova I. P. Psikhologiya sotsial'noi adaptatsii i integratsii lyudei s glubokimi narusheniyami zreniya : dis. ... doktora psikhologicheskikh nauk: 19.00.10. SPb., 2010. 471 s.
12. Dement'eva N. F., Yatsemirskaya R. S. Trudovaya terapiya v sisteme reabilitatsii bol'nykh i invalidov. M.: Izd-vo Rossiiskogo gos. sotsial'nogo un-ta, 2008. 165 s.
13. Kemerovskii oblastnoi kraevedcheskii muzei [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.kuzbasskray.ru/ (data obrashcheniya: 19.04.2021).
14. Vericheva O. N. Osobennosti sotsial'noi adaptatsii molodogo invalida // Sistema reabilitatsionnykh uslug dlya lyudei s ogranichennymi vozmozhnostyami v Rossiiskoi Federatsii: ezhekvartal'nyi byulleten'. 2008. № 2.
15. Konventsiya o pravakh rebenka: prinyata rezolyutsiei 44/25 General'noi Assamblei ot 20 noyabrya 1989 goda [Elektronnyi resurs]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (data obrashcheniya: 19.04.2021).
16. Postovalova G. I. O faktorakh, opredelyayushchikh adaptatsionnuyu sposobnost' cheloveka // Psikhologicheskie i sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti adaptatsii studentov. 1973. № 13. S. 18-19.