Library
|
Your profile |
History magazine - researches
Reference:
Denislyamova E.M.
Crimean Tatar women in Crimean Education during the 1920-1941 based on the materials of the State Archive of the Republic of Crimea
// History magazine - researches.
2021. № 3.
P. 165-171.
DOI: 10.7256/2454-0609.2021.3.35205 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=35205
Crimean Tatar women in Crimean Education during the 1920-1941 based on the materials of the State Archive of the Republic of Crimea
DOI: 10.7256/2454-0609.2021.3.35205Received: 09-03-2021Published: 24-07-2021Abstract: The object of this research is the Crimean Tatar female residents of the Crimean Autonomous Soviet Socialist Republic during the 1920-1941. The subject of this research is their engagement in the education system of the Crimean Autonomous Soviet Socialist Republic. The goal is to introduce new facts about the Crimean Tatar women involved in this sphere of social activity of the period under review, broaden the knowledge on the role they played therein, discuss the positions they held, and how their role changed over time. The author publishes and analyzes the previously unpublished materials discovered in the State Archive of the Republic of Crimea. The author reveals the new biographical records of the number of Crimean Tatar women engaged in the education system of the Crimean ASSR during the indicated historical period. If the records of 1920s depict a Crimean Tatar female pedagogue as an illiterate teacher of traditional crafts, then in the 1930s it is a women with professional education in geography, philology, natural sciences, or elementary school teachers. Some cases indicate that such woman could be the head of an orphanage or school; the author picks Zuledzha Adzheredinova is a bright example. Female pedagogues worked in the publishing industry. It is worth noting the high labor mobility of these women: frequent relocation from villages to cities or the other way around. Keywords: crimean tatar women, Crimean ASSR, education, State archive of the RC, SARC, archive, women, enlightenment, Narkompros of Crimea, Regional Tatar art and industrial technical schoolПреобразования 1920–30-х годов в СССР затронули все сферы жизни общества, в том числе и сферу образования. Серьёзные перемены коснулись и роли женщины в советском обществе. Установление равноправия полов, в частности в праве на получение образования и возможности занять преподавательские должности, было одним из важных элементов программы большевиков. Невозможно понять сущность этих изменений в масштабах всего СССР без детального изучения их протекания в отдельных регионах. Если взять Крымскую АССР, которая находится в центре внимания этой статьи, специфику её составляет в частности то, что значительную часть её населения в данный период составляли крымские татары, автохтонный народ данного региона со своей культурной и исторической спецификой. Поэтому если мы хотим понять роль женщины в советской системе образования в первые два десятилетия её существования, участие крымских татарок в ней не может не интересовать исследователей. Впрочем, тема крымских татарок в системе образования КрАССР в 1920–1941 гг. лишь косвенно затрагивается в историографии. В работах Змерзлого Б. [7], Урсу Д. П. [6, 8] только кратко упоминаются отдельные крымские татарки, занятые в данной сфере в указанный период. Так что тема остаётся практически неизученной. В нашей работе «Вклад крымскотатарских женщин в образование и просвещение Крыма в 20-40 е годы 20 века» от 2016 года [5] мы уже публиковали данные о ряде женщин-крымских татарок, вовлечённых в систему образования Крымской АССР указанного периода. С тех пор нами были обнаружены новые сведения по этой теме. Данная статья ставит своей целью ввести их в научный оборот и проанализировать, дабы показать, как они были вовлечены в систему образования полуострова, какие позиции занимали в ней и как их роль менялась со временем. Объектом данного исследования являются крымскотатарские женщины-жительницы Крымской АССР 1920–1941 гг. Предметом — их участие в системе просвещения Крымской АССР. Ключевые источники, содержащие сведения о деятельности женщин-крымских татарок в сфере крымского образования в указанный период, хранятся в фондах Государственного архива Республики Крым. Они представляют собой документацию учреждений народного просвещения Крымской АССР и включают в себя сведения о педагогическом составе учебных заведений Крымской АССР, личные дела учителей, работавших в них. Также в данном архиве нами найдена переписка Наркомпроса Крыма с ГПУ при КрымЦИКе. Именно эти материалы легли в основу данной работы. Они дают возможность получить объективные сведения о том, привлекались ли крымские татарки к педагогической работе в Крыму указанного периода, и если да, то к какой именно, получить биографические сведения о них, проследить пути их карьеры. Данные этих источников публикуются впервые. Рассматриваемый в данной статье период можно разделить на два этапа: 1920–1930 гг. и 1930–1941 гг. Касательно 1920-х годов нами были обнаружены сведения о педагогическом составе Областного татарского художественно-промышленного техникума (ОТХПТ) в г. Бахчисарае за 1926 г., включающие данные из личных листков преподавателей. Также нами обнаружены отдельные данные о переписке Наркомпроса Крыма с ГПУ по кадровым вопросам. Для периода 1930–1941 гг. нами были обнаружены сведения по биографии пяти крымскотатарских учительниц. Эти данные мы приводим и анализируем в данной статье. Начнём со сведений по 1920-м годам. Согласно сведениям о педагогическом составе Областного татарского художественно-промышленного техникума (ОТХПТ) в г. Бахчисарае от 4 [1, л. 27] и 8 [1, л. 20] июня 1926 года, общее количество педагогов, работавших там на тот момент времени, составляло семнадцать человек. Женщин же в преподавательском составе было всего три, все они крымские татарки: 1) Гафарова Уркуш (инструктор ткацко-ковровой мастерской); 2) Гафарова Хатидже; 3) Байрашевская София Ибраимовна (математика, 14 часов); На каждую из них в «Сведениях о личном составе» сохранился личный листок, из которого мы можем узнать некоторые подробности. Так, Гафарова Укруш, инструктор ткацкой мастерской, «Прекрасно знает свой предмет, умеет знакомить учащихся с ним. Но к её личным недостаткам отнести её малограмотность». Гафарова Хатидже «Инструктор ковровой мастерской. Прекрасно знает свой предмет, умеет знакомить учащихся с ним. Училась в художественно-промышленной школе, более грамотна, чем предыдущая». Байрашевская София Ибраимовна «Была секретарём педсовета (без оплаты). Занятия в старших группах ведёт слабовато. Занятия может вести на татарском языке. Оставить при техникуме в качестве платного секретаря и загрузить также математикой в младших группах». Можно заметить, что Гафарова Укруш и Гафарова Хатидже преподают ремёсла, которые традиционно считаются женскими. Первая из них описывается, как малограмотная. Байрашевская же преподавала математику в старших группах, но, очевидно, не преуспевала в этом деле. Это, а также малое количество женщин-преподавательниц в техникуме, может быть свидетельством того, что к 1926 году крымское общество делало только первые шаги к эмансипации, и среди квалифицированных преподавателей было ещё довольно мало женщин. Крымскотатарские женщины также упоминаются в переписке Наркомпроса Крыма с ГПУ при КрымЦИКе. Наркомпрос справлялся у ГПУ о наличии препятствий для приёма на работу в качестве учителя того или иного лица. Так, 2 октября 1928 года был направлен подобный запрос по поводу Фагидовой Нурие, работавшей раньше в Ялтинском районе, и желавшей устроиться учителем в Керченском районе [2, л. 24]. Теперь обратим внимание на крымских татарок-учителей следующего поколения, которые работали в 1930-х и в начале 1940-х гг. В ГАРК хранится личный листок по учёту кадров, посвящённый Аджерединовой Зуледже Ваповне, приказ по Наркомпросу КрАССР о назначении её учителем татарской школы №38 г. Симферополя, её заявление, направленное заведующему ГорОНО Симферополя, а также автобиография. Эти документы содержат ценные биографические данные о ней. Аджерединова З. В. родилась в 1912, или 1913 г. (данные из личного листка и автобиографии разнятся) в селе Коль-Алчин Керченского района Крымской АССР в семье батраков. Отец умер от тифа в 1919 г., мать скончалась в следующем году. После смерти матери, в 1920–25 гг., работала нянькой у помещика (так указано в автобиографии) Джан Арслан Аджи в деревне Сараймин Керченского района. В 1925 г. поступила в Татарскую школу в Керчи. В 1926 году она вступила в ВЛКСМ, в следующем году — окончила шестой класс и поступила на школьный факультет Педагогического техникума г. Симферополя, который окончила в 1931 году и получила педагогическую специальность. В этом же году она стала педагогом начальной школы города Керчь. А уже в следующем, 1932 году, стала заведующей керченским детским домом. Тогда же она становится инструктором керченского ОНО, и занимает эту должность до 1933 года. В 1933–34 гг. Зуледжа Ваповна заведует начальной школой в Керчи. В 1934–35 гг. — устраивается преподавателем крымскотатарского языка и литературы в 5-6 классах начальной-средней школы в деревне Отузы Судакского района. С 1935 года временно оставила работу, так как имела грудного ребёнка. Десятого сентября 1937 г. назначена учителем татарской школы №38 г. Симферополя. [3, л. 4, 6-7] В ГАРК также имеются достаточно подробные сведения о биографии Арслановой Эдие Мустафаевны. Из её автобиографии от 20.06.1941 г. известно, что родилась она в 1917 году в деревне Кучук-Ламбате Алуштинского района в семье крестьянина. До и после революции родители занимались сельским хозяйством. С 1929 г. работала в колхозе. В 1931 г., окончив третий класс, поступила в подготовительную группу Симферопольской татарской школы №13, которую окончила в 1938 г. и поступила на географический факультет Крымского педагогического института. Вступила в ВЛКСМ в 1937 г., взысканий никогда не имела. 10 июня 1941 г. была отчислена по собственному желанию приказом №93 по Крымскому государственному педагогическому институту им. Фрунзе и учительскому институту. Имеется заявление в отдел кадров Наркомпроса КрАССР от студентки третьего курса географического факультета Крымского педагогического института Арслановой Э. М. от 20 июня 1941 года с просьбой предоставить место работы в Корбеклинской школе Алуштинского района по специальности «география» в 5-7 классах. Это заявление было удовлетворено приказом №590 по Наркомпросу КрАССР от 15.08.1941 г. [4, л. 2, 4-6, 8] Согласно личному листку по учёту кадров Азизовой Айше Батыровны от 7.07.1941 г., родилась она в 1911 г. Родители — крестьяне, до Октябрьской революции занимались хлебопашеством. Образование среднее, училась в Ялтинском педагогическом училище в 1929–33 гг. Затем, в 1933–36 г., работала учительницей в начально-средней татарской школе г. Керчи. В 1936–39 г. — работала учительницей в Бахчисарайском районе. Проживала в д. Емельяновке. Приказом №677 по Наркомпросу КрАССР от 7 июля 1941 г. назначена учительницей начальных классов начальной школы в Агач-Элине Симферопольского района с 15 августа 1941 г. [4, л. 10, 12] Личный листок по учёту кадров Алимовой Эмине от 22.10.1940 г. рассказывает, что она родилась в 1914 г. в деревне Шумы Алуштинской волости. Родители — бедняки. Работали по найму, после революции — в колхозе. В ВЛКСМ Алимова состояла с 1931 по 1940 г. Образование среднее педагогическое. Окончила школьное отделение Татарского педучилища, где училась в 1932–35 гг. По специальности — учитель начальной школы. В 1935–37 гг. работала учительницей в начально-средней школе в деревне Фрайдорфского района. В 1937–38 гг. преподавала в начальной школе деревни Кызыл-Коба Симферопольского района. В 1938–39 гг. — корректор и технический секретарь редколлегии газеты «Комсомолец» в г. Симферополь. А в 1939–40 гг. — снова работает в Ак-Мечетском районе. Согласно приказу по Наркомпросу КрАССР № 1088 от 20.10.1940 г. с 22.10.1940 г. назначена учительницей начальной школы деревни Карач Симферопольского района. [4, л. 54, 56] Личный листок по учёту кадров Асановой Саджиде Бекировны от 12.08.1941 г. рассказывает, что родилась она в 1916 г. в деревне Агач-Эли Симферопольского района. Была крестьянкой. В 1934 г. награждена в рабфаке за хорошую учёбу и общественную работу. Отучилась три курса на факультете естественных наук в Пединституте. Получила специальность учителя 5-7 классов. С 1 сентября 1936 г. преподавала математику в 5-6 классах и химию с биологией — в 5-8-х в Бахчисарайской средней школе №3. С 16.01.40 г. по 20.02.41 г. — редактор отделения учебников редакционно-издательского управления Крымгосиздата в г. Симферополе. 5.11.40 г. награждена в Крымгосиздате за хорошие показатели в работе. Проживала в г. Симферополе, ул. Субхи дом 21. 13.08.41 года вышел приказ о назначении её преподавателем химии и биологии в агач-элинской начально-средней школе Симферопольского района с 15.08.41 года. [4, л. 82, 87] Аджерединова Зуледжа, Арсланова Эдие, Алимова Эмине, Азизова Айше, Асанова Саджиде — это женщины нового поколения, которые выросли и получили образование уже при советской власти. Все они, согласно документам, крестьянского или бедняцкого происхождения. Две из них в юном возрасте начали трудовую жизнь в колхозе или в качестве прислуги. Но дальше в их биографиях уже не видно отпечатка традиционного общества. Эти женщины уже принадлежат к эпохе модерна. Они получают образование, становятся профессиональными педагогами, специализирующимися по разным предметам, работают в органах печати. Аджерединова Зуледжа и вовсе занимала на определённых этапах своей карьеры руководящие должности. Причём, что примечательно, впервые заняла таковую уже через год после начала своей карьеры. В то же время, из этих пяти крымских татарок только две учились в ВУЗе, и, окончив три курса, пошли работать по специальности. В целом бросается в глаза высокая трудовая мобильность этих женщин. На одном месте работы в изучаемый нами период они задерживаются не более чем на несколько лет, после чего меняют его, часто переезжая из района в район в пределах Крымской АССР. Не прослеживается также какой-либо тенденции к урбанизации в их карьерах. Нередко они покидают работу в городе, чтобы стать учителями в деревенских школах. Таким образом, данные архивные материалы позволяют нам сказать, что крымскотатарские женщины принимали участие в деятельности системы образования Крымской АССР. Если приведённые сведения о 1920-х годах порой показывают нам крымскотатарскую учительницу малограмотной преподавательницей традиционных ремёсел, то в обнаруженных нами данных по 1930-м годам мы видим современных женщин со специальным образованием, которые могут быть специалистами в географии, филологии, естественных науках, или профессиональными учительницами младших классов. Иногда такая женщина вполне может возглавить детский дом или школу, примером чему служит Аджерединова Зуледжа. Также женщины-педагоги работали в издательской сфере. Стоит отметить высокую трудовую мобильность этих женщин: частую смену места жительства и труда, переезды не только из деревень в города, но и наоборот, из городов в деревни.
References
1. GARK, f. R-20, op. 3, d. 50 (Svedeniya o pedagogicheskom sostave shkol i tekhnikumov Krymskoi ASSR 4 iyunya 1926, 10 avgusta 1926), 30 l.
2. GARK, f. R-20, op. 3, d. 74 (Perepiska s GPU pri KrymTsIKe o proverke lichnogo sostava. Spisok sotrudnikov Narkomprosa KrymASSR. 1928 g.), 24 l. 3. GARK, f. R-20, op. 9, d. 23 (Adzheredinova Zuledzha, uchitel'nitsa nachal'noi tatarskoi shkoly №38 g. Simferopolya 28 iyunya 1937 po 22 sentyabrya 1937 g.), 7 l. 4. GARK, f. R-20, op. 9, d. 33 (Lichnoe delo Arslanovoi, Azizovoi, Osmanova. 1939-1941 gg.), 151 l. 5. Denislyamova E.M. Vklad krymskotatarskikh zhenshchin v obrazovanie i prosveshchenie Kryma v 20-40 e gody 20 veka / E.M. Denislyamova // Nauchnyi vestnik Kryma. – 2016. – №1(1). – S. 2 6. Deyateli krymskotatarskoi kul'tury (1921-1944 gg.): Bibliograficheskii slovar' (Gl. red. i sost. D.P. Ursu). – Simferopol': Dolya, 1999. – 240 s. 7. Zmerzlyi B. Politicheskie repressii sredi krymskotatarskikh prepodavatelei Krymskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta im. M.V. Frunze / B.V. Zmerzlyi // Kul'tura narodov Prichernomor'ya. – 2004. – № 49. – t. 2. – S. 20-23. 8. Ursu D.P. Bekir Choban-zade. Zhizn'. Sud'ba. Epokha: nauchnoe izdanie. Simferopol': Krymuchpedgiz, 2004. – S.172-173 |