Library
|
Your profile |
Litera
Reference:
Kolokol'nikova O.D.
The evolution of conceptual sphere of Robert Bridges
// Litera.
2021. № 3.
P. 63-74.
DOI: 10.25136/2409-8698.2021.3.35051 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=35051
The evolution of conceptual sphere of Robert Bridges
DOI: 10.25136/2409-8698.2021.3.35051Received: 16-02-2021Published: 18-03-2021Abstract: The analysis of the individual writing style is a dynamically developing direction of modern linguistics. An integral part of individual style is the metaphorical system of the author. Metaphors are one of the most accurate markers of individual style, since they give a perspective on personality and mental worldview of the writer. The study of metaphor allows describing the nature of the imagery world of the author or his conceptual sphere. The subject of this research the evolution of the conceptual sphere of Robert Bridges, a prominent representative of English poetry of the late XIX – early XX centuries. The goal consists in elucidation of peculiarities of the author's conceptual sphere. The research methodology leans on the method of studying metaphor developed by N. V. Pavlovich. The article explores the questions of individual writing style, placing emphasis on the dynamics of imagery system of R. Bridges. The scientific novelty consists in revealing the mental worldview in each period of the author’s work, outlining the author's conceptual sphere, and describing the nature of transformations in the author's imagery system throughout his literary path. The acquires results demonstrate the characteristics of conceptual sphere of the author's early and mature lyrics, as well as determine stable and dynamic parameters of his mental worldview. It is established that the structure of conceptual sphere seeks to preserve the fundamentals of the author's view of the world, as well embraces the changes taking place in the poet's worldview. Keywords: individual style, concepts sphere, metaphor, concept - target, concept - source, Robert Bridges, frequency core, English poetry, Pavlovich, concept
Одной из наиболее интересных областей современного языкознания является квантитативный анализ индивидуального авторского стиля. Изучение количественных характеристик, отражающих особенности стиля автора, особенно важно при решении таких проблем, как классификация стилей, определение авторства и датировки произведения, описание эволюции идиостиля [1;7;13;15 и др.]. В ряде подобного рода работ стиль понимается как объект, характеризующийся набором константных признаков и их соотношением. Тем не менее, существуют динамические или изменяющиеся с течением времени параметры стиля, что представляет возможным трактовать индивидуальный авторский стиль как неизбежно меняющуюся систему и с помощью динамических характеристик исследовать особенности изменения стиля. На сегодняшний день все большее внимание привлекают исследования эволюции стиля, рассматривающие различия стиля на разных этапах литературного пути авторов [2;3;4;16 и др.] В данных работах получены важные результаты, позволяющие начать разработку и построение динамических моделей эволюции стиля. Одним из самых важных маркеров индивидуального стиля выступает авторская метафора. Являясь объектом пристального изучения, долгое время метафора воспринималась только как средство поэтического воображения, используемое для придания образности текстам. Однако результаты когнитивных исследований позволили взглянуть на феномен метафоры под другим углом: метафора является неотъемлемой частью когниции, так как большая часть концептуальной системы структурируется с помощью метафоры, иными словами, большинство понятий осознаются посредством частей других базовых понятий [6]. При этом, в тех случаях когда в качестве объекта исследования выступают творческие индивидуальные метафоры, находящиеся за пределами конвенциональной понятийной системы, они, представляя собой отражение индивидуального опыта, могут показать особенности концептосферы и, как следствие, дать представление о личности автора. Авторские метафоры позволяют охарактеризовать ментальную картину мира писателя и ее эволюцию, поскольку системность образов обеспечивает осмысление некоего аспекта концепта в терминах другого, акцентируя внимание на одном и затемняя другие стороны концепта [6]. Следовательно, изучение индивидуальной авторской метафоры дает возможность не только эксплицировать варьирующиеся компоненты индивидуального стиля, но и выявить отличительные черты когниции автора, выделить закономерности в построении образного ряда, в котором находит отражение ментальная картина мира писателя. За основу настоящего исследования мы взяли определение картины мира, предложенное З.Д. Поповой и И.А. Стерниным, которые трактуют картину мира как «упорядоченную совокупность знаний о действительности, сформированную в общественном, групповом или индивидуальном сознании [10]. Частью общей картины мира является языковая картина, заключающая в себе как общественные, так и индивидуальные представления о мире, выраженные с помощью языковых средств. В данной статье под языковой картиной мира мы понимаем «часть концептуального мира человека, связанную с языком и преломленную через формы языка» [5]. Творчество Роберта Бриджеса традиционно подразделяется на два периода [14]. Материал исследования составляют лирические произведения Бриджеса, созданные на разных этапах его творческого пути. Для анализа мы использовали все стихотворения сопоставимого объема (от 8 до 80 строк), опубликованные в прижизненных сборниках автора (затем собранные и опубликованные в собрании сочинений “Poetical works of Robert Bridges” [12]. В общей сложности мы проанализировали 129 стихотворений общим объемом более 3500 строк, нашли и рассмотрели почти 1500 случаев реализации метафоры. Актуальность данной работы, с одной стороны, обусловлена тем, что исследованию лирики Бриджеса, на сегодняшний день посвящено сравнительно небольшое количество работ. Едва ли не единственным крупным исследованием является вышедшая в 1982 году диссертация Л.Т. Хэмилтона, по большей части, представляющая собой аннотированную библиографию произведений Бриджеса [14]. С другой стороны, несмотря на широкий ряд работ, направленных на объективное изучение идиостиля авторов, данную проблему все еще нельзя назвать решенной. В большом количестве работ исследование диахронии стиля проводиться посредством анализа формальных признаков, таких как, например, фонетических, синтаксических, ритмо-метрических и морфологических (Г.Я. Мартыненко, S. Argamon, D. Holmes, N. Laan и др.). Исследования в контексте когнитивной лингвистики, напротив, демонстрируют важность содержательных аспектов текста для изучения статики и динамики стиля. Новизна данной работы заключается в проведении количественного анализа метафоры, позволяющего, в свою очередь, дать эксплицитно выраженную оценку характера образной системы на разных этапах творчества Бриджеса, а также построить схему авторской концептосферы в разные периоды его литературной деятельности. В настоящей работе мы опираемся на методику разработанную Н.В. Павлович [9]. Данная методика дает возможность свести большое количество метафор к определенному количеству моделей, состоящих из определенных концептов. Исходя из вышеуказанного подхода, метафора представляет собой двухчленную структуру, реализуемую в небольшом фрагменте текста, где происходит сопоставление двух концептов – концепта-цели (или того, что сравнивается) и концепта-источника (того, с чем происходит сравнение) [10]. Нужно отметить, что в данном исследовании одними из наиболее важных составляющих концептосферы являются концептуальные области Психическая сфера, Орган, Растения и Социальное. Согласно избранному подходу, несмотря на свой обобщенный статус, вышеуказанные концептуальные области представляют такие же единицы концептосферы, как, например, концепты Звук, Огонь, Вода и др. Это объясняется тем, что методика Н.В. Павлович базируется не на научной и энциклопедической, а скорее на «наивной» и обыденной картине мира, так как именно она находит отражение в большей части создаваемых обществом образов. Предложенная в настоящем подходе классификация концептов успешно применяется во многих исследованиях. Предметом данного исследования является эволюция концептосферы, как важнейшего параметра идиостиля. Цель исследования заключается в описании особенностей характера и эволюции ментальной картины мира Роберта Бриджеса, одного из выдающихся английских поэтов XIX – XX века и единственного профессионального врача, получившего звание поэта-лауреата. Для достижения поставленной цели мы провели сопоставительный анализ индивидуально-авторского стиля на всех этапах литературного пути автора. Данные, полученные в результате анализа, позволили построить схемы концептосферы для ранней и поздней лирики автора, сравнить их и описать эволюцию образного мира поэта. Структура индивидуально-авторской концептосферы отражает не только частотность, но и существующую в ментальном мире автора систему взаимосвязей концептов. С этой целью мы отобрали частотные модели, реализуемые в ранней лирике Роберта Бриджеса и представили их графически (Рис. 1) как связи между концептами (на рисунке изображены стрелками). В связи с тем, что нашей задачей является анализ именно системных связей и закономерностей, модели единичных метафор, которые встречаются в текстах ранней лирики автора менее 4 раз, на данном этапе анализа не привлекались. Направление стрелок показывает направление метафорического переноса.
Рис. 1. Схема концептосферы первого периода творчества Бриджеса
Как свидетельствуют данные, концептосфера молодого Бриджеса представляет собой интегрированную биполярной систему, т.е. структуру с двумя основными ядрами. Системообразующую роль играют Существа, которые являются главным донором концептуальных свойств: бóльшая часть единиц концептосферы входит в систему благодаря связи с данным концептом. Целый ряд обладающих низкой активностью концептов, а именно Предмет, Орудие, Транспорт, Экзистенция, Стихия и Природа, связаны только с концептом Существа. Еще одним объединяющим центром является Психическая сфера, являющаяся как источником, так и получателем концептуальных свойств и связанная с большинством элементов концептосферы. Помимо концептов Психическая сфера и Существа, такие единицы концептосферы как Растения, Вода, Орган и Время имеют значительно больше связей с другими концептами, чем остальные элементы системы, поскольку связаны с 4-6 другими концептами. Их статус можно определить как субъядра, или объединяющие центры второго порядка. В концептосфере первого периода творчества Бриджеса можно выделить следующие части, обладающие различной степенью интегрированности и занимающие различное положение относительно центров системы. 1) Существа – Предмет, Орудие, Транспорт, Экзистенция, Стихия, природа. Этот кластер объединен центробежными связями Существа с указанными концептами, которые не связаны с остальной концептосферой напрямую. Здесь можно выделить два субкластера: Существа – Предмет, Орудие, Транспорт, и Существа – Экзистенция, Стихия, Природа. Первый из субкластеров описывает одушевляемый поэтом мир человека, второй – неподвластный человеку мир природы 2) Наиболее интегрированная часть системы охватывает группу Существа – Психическая сфера – Драгоценность – Растения – Вода – Орган – Время – Социальное – Огонь – Звук. Здесь можно выделить субкластер Растения – Орган – Вода, который является наиболее высоко интегрированной частью концептосферы. Кроме того, помимо субкластера выделяется целый ряд структур, которые могут быть обозначены как «цепочки» из моделей, которые дублируют существующие модели с «прямым» соотнесением. Например, Вода – Звук – Существа, существующая параллельно с моделью Вода – Существа, Растения – Вода – Существа и Растения – Существа и т.д. Примеры структурной схемы приведенных полиэлементных цепочек представлены на рисунке 2.
Рис.2. Линейные полиэлементные цепочки в образной системе Бриджеса в первом периоде
Нетрудно заметить, что все цепочки пребывают в орбите притяжения одного из двух ядер системы, как правило, концепта Существа. Интересно, что цепочки существуют не как воссоздаваемый на основании отдельных метафор конструкт, а реализуются в рамках текста как средство создания целостной развернутой метафоры. Одной из наиболее частотных является цепочка Растения – Орган – Существа. Например, в стихотворении «Indolence» концепт Растения сопоставляется с Органом, а Орган, сравнивается с концептом Существа в позиции источника: And weeds spread on its surface and about <…> The stagnant margin reared their stout heads out; But turned its wondering eyes from shore to shore. Другим примером может служить стихотворение «O my vague desires», где реализуется цепочка Орган – Огонь – Существа. Человеческая душа сравнивается с пламенем, а огню приписывается наличие свойств живых существ: These vague desires, these leaping flames of the soul; The fires devour my soul that once was whole; Flower of my fruit, of my heart's blood the fire («Late spring evening»); The fires devour my soul that once was whole («O my vague desires»). Другими наиболее распространенными в первом периоде творчества Бриджеса цепочками, помимо указанных выше, являются Орган – Вода – Существа и Растения – Вода – Существа. Все цепочки являются открытыми структурами, которые можно легко продолжить, присоединив к имеющимся концептам при помощи единичных связей новые. 3) Наконец, можно говорить о третьей небольшой части системы, которая не является отдельным кластером, и включает концепты Информация, Свет и Пространство, связанные с обоими ядрами системы. Пространство, являясь и целью, и источником, могло бы стать субъядром, однако не имеет устойчивых связей с элементами системы помимо Психической сферы и Существ. В этой части концептуальной системы присутствует и еще одна цепочка Психическая сфера – Свет – Существа (параллельно с Психическая сфера – Существа). Структура концептосферы наглядно демонстрирует, что для произведений первого периода Бриджеса характерно сопоставление концептов одновременно с Психической сферой и Существами. Метафорическая система словно растянута между двумя полюсами. Число концептов практически вдвое меньше числа связей между ними (это отношение составляет 20 : 36), т.е. система является достаточно тесно интегрированной. Периферия в строгом смысле – концепты, связанные одиночными связями с нецентральными элементами системы – включает только Ткань, связанную с субъядром Растения. Большинство концептов интегрированы в систему более, чем одной связью. Метафорическая система является, таким образом, замкнутой. Опыт исследований метафорической системы других английских и американских авторов свидетельствует о том, что высокая интеграция метафорической системы достаточно типична для молодых поэтов [2; 8; 11]. Автор начинает с видения мира как континуума, полного взаимосвязей, ищет сходства, а не различий. Отличительной чертой концептосферы Бриджеса в первом периоде его творчества является ее биполярность: концептосфера выстроена вокруг двух равноправных ядер – концептов Психическая сфера и Существа. Здесь проявляется оппозиция «живое существо» – «его чувства» или «физическое» – «духовное». Автор не следует типичной для многих поэтов-романтиков тенденции принимать человека и его внутренний мир за единое целое, напротив, противопоставляя физическое состояние человека его духовному миру. Следующую ступень исследования составил анализ структуры концептосферы второго периода творчества Бриджеса. На рисунке представлена схема, отражающая частотные модели, реализованные в поздней лирике автора (Рис. 3).
Рис. 3. Схема концептосферы второго периода творчества Бриджеса
Согласно схеме, структура концептосферы зрелого периода творчества поэта во многом схожа с системой образного мира молодого Бриджеса, являясь интегрированной и биполярной структурой с двумя ключевыми ядрами. Как и в первом периоде творчества, концепт Существа является основополагающим и представляет собой главного донора концептуальных свойств: большинство элементов концептосферы входят в систему по причине связи с Существом. Кроме того, некоторые концепты (Звук, Транспорт, Орудие, Информация, Экзистенция) соотносятся только с концептом Существа. Вторым системообразующим центром, как и в ранней лирике, выступает Психическая сфера, связанная с большей частью единиц концептосферы и являющаяся как источником концептуальных свойств, так и получателем. Кроме Психической сферы и Существ, концепты Пространство и Социальное имеют больше связей с другими элементами системы, чем остальные концепты, так как связаны с четырьмя другими единицами концептосферы. Таким образом, Пространство и Социальное, не являющиеся системообразующими концептами в ранней лирике, имеют статус связующих центров второго порядка или субъядер во втором периоде творчества Бриджеса. Орган, Воду и Растения можно определить как, своего рода, объединяющие центры третьего порядка, поскольку они связаны с тремя другими элементами концептосферы. В первом периоде творчества Бриджеса данные концепты также являлись субъядрами. В образном мире поздней лирики Бриджеса мы выделили следующие кластеры, занимающие разную позицию по отношению к центрам системы и обладающие разной степенью интегрированности: 1) Существа – Звук, Транспорт, Орудие, Информация, Экзистенция. В этом кластере Существа объединены центробежными связями с указанными концептами, обособленными от остальной части системы. По своей позиции в системе данный кластер схож с практически аналогичным кластером концептосферы первого периода творчества Бриджеса. 2) Самая интегрированная часть образной системы автора включает в себя следующую группу концептов: Существа – Психическая сфера – Вода – Свет – Орган – Пространство – Социальное – Растения. В данном кластере можно выделить два субкластера: Психическая сфера – Вода – Орган – Пространство и Психическая сфера – Социальное – Растения. Они являются наиболее интегрированными частями кластера. По сравнению с концептосферой первого периода творчества Бриджеса, образная система зрелой лирики является менее концентрированной и более простой, не настолько богата разнообразием концептов и характеризуется гораздо меньшим количеством связей. Если концептосфера ранней лирики была насыщена всевозможными «цепочками» из моделей, то в поздней лирике таких структур намного меньше и они более простые. В частности, можно выделить всего две «цепочки» из моделей, дублирующих существующие модели с прямым соотнесением: Психическая сфера – Пространство – Существа и Психическая сфера – Социальное – Существа, существующие параллельно с моделью Психическая сфера – Существа. Очевидно, что данные цепочки находятся в орбите притяжения двух ядер системы. Структурная схема указанных полиэлементных цепочек представлена на рисунке 4. Рис. 4. Линейные полиэлементные цепочки в образной системе Бриджеса во втором периоде
Примечательно, что данные цепочки создаются не на основе отдельных метафор, но материализуются в конкретных текстах в рамках целостной развернутой метафоры. Например, в стихотворении «Fortunatus nimium» цепочка Психическая сфера – Пространство – Существа используется для создания яркого образа. Исступление, тревоги или заботы сравниваются автором с летними облаками, которые уходят и растворяются в воздухе, а облака, в свою очередь, сопоставляются с концептом Существа в роли инструмента метафоризации:
I welcome fatigue While frenzy and care Like thin summer clouds Go melting in air. («Fortunatus nimium»)
Другим примером является стихотворение «Britannia Victrix», в котором реализуется цепочка Психическая сфера – Социальное – Существа. Любовь отождествляется с социальным феноменом, а концепт Социальное сопоставляется с Существом: Hold mankind in love's alliance; Beauteous art thou, but the foes<…> Of thy beauty are not those. Другими наиболее частотными цепочками в поздней лирике Бриджеса являются Свет – Вода – Психическая сфера и Растения – Социальное – Психическая сфера. Все вышеуказанные цепочки представляют собой открытые структуры, их можно легко продолжить путем присоединения новых концептов с помощью единичных связей. Открытым структурам противопоставлена изображенная на рисунке 5 концентрическая полиэлементная цепочка, также являющаяся, как было указано выше, одним из кластеров системы:
Рис. 5. Замкнутая концентрическая полиэлементная цепочка в образной системе Бриджеса на втором этапе
Цепочку Психическая сфера – Пространство – Орган – Вода – Психическая сфера составляют образы Психическая сфера – Пространство, Пространство – Орган, Орган – Вода и Вода – Психическая сфера: Neath the cloud of thy distress(«Britannia victrix»); The stubborn thews and ageless heart of Floyd («To those Floyd»); My heart overflowing («A vignette»); Idly our tears arise («The Chivalry of the sea»). Чтобы потенциально расширить подобного рода закрытую систему и, при этом, сохранить ее структуру, необходимо формирование ряда образов, связующих новый концепт с другими элементами системы. Примечательно, что, в отличии от второго периода, в концептосфере ранней лирики Бриджеса концентрические связи отсутствовали. 3) Оставшаяся часть структуры концептосферы включает в себя концепт Время, связанный с обоими центрами системы. Время является только получателем концептуальных свойств и не имеет стабильных связей с другими единицами системы помимо Психической сферы и Существ. Структура образной системы показывает, что для произведений как ранней, так и поздней лирики Бриджеса характерно отождествление концептов в практически равной степени с Психической сферой и Существом. Метафорическая система автора на всем протяжении его творчества находиться в орбите притяжения двух полюсов. Количество концептов меньше количества связей между ними практически в два раза (14:23), что свидетельствует о достаточно плотной интегрированности системы, большая часть концептов включены в систему посредством более чем одной связи. Таким образом, метафорическая система Бриджеса на всем протяжении его литературного пути закрыта, не претерпевает кардинальных изменений, а значит, является достаточно стабильной. Таким образом, проведенный нами анализ показал, что структура концептосферы сочетает стремление к сохранению основ авторского видения мира и изменения, происходящие в картине мира поэта. С одной стороны, на протяжении всего творчества образная система автора остается биполярной, с Психической сферой и Существом в качестве ядер. Кроме того, сохраняются основные характеристики концептосферы: замкнутость и высокая степень интеграции. Для образной системы Бриджеса на всем протяжении его литературного пути характерна центростремительная тенденция, заключающаяся в том, что большинство элементов системы прибывают в орбите притяжения двух ядер. С другой стороны, наблюдается эволюция системы, проявляющаяся в появляющейся во втором периоде творчества автора тенденции к редукции, выражающейся в сокращении элементов образной системы Бриджеса и количестве связей между ними. Наиболее логичным дальнейшим развитием исследования является по нашему мнению сопоставление структуры концептосферы Бриджеса и других поэтов, в первую очередь, его современников. Кроме того, интересной перспективой представляется сопоставление концептосферы в произведениях не только различных авторов, но и различных жанров.
References
1. Andreev V. S. Modelirovanie individual'nogo stilya amerikanskikh poetov-romantikov / V. S. Andreev // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2012. № 10 (114). S. 47–52.
2. Andreev V. S. Yazykovaya model' razvitiya individual'nogo stilya (na materiale stikhotvornykh tekstov poetov-romantikov): dis. … d-ra filol. nauk. Smolensk, 2012. 3. Andreev V.S. Kvantitativnoe opisanie individual'no-avtorskoi metaforicheskoi sistemy G. Longfello // Izvestiya smolenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 3 (31). S. 201–210. 4. Andreev S. N. Variativnost' stilya M. Yu. Lermontova (stilemetricheskii analiz) / S. N. Andreev // European Social Science Journal (Evropeiskii zhurnal sotsial'nykh nauk). 2014. № 7–1 (46). S. 190–194. 5. Kubryakova E.S. Rol' slovoobrazovaniya v formirovanii yazykovoi kartiny mira [Tekst] / E.S. Kubryakova // Rol' chelovecheskogo faktora v yazyke. Yazyk i kartina mira. – M.: Nauka, 1988. S.141 – 172. 6. Lakoff Dzh. Metafory, kotorymi my zhivem / Dzh. Lakoff, M. Dzhonson. M.: Editorial URSS, 2004. 256 s. 7. Nikolaeva E. A. Strukturnaya organizatsiya stikhotvornykh tekstov Emi Lou-ell / E. A. Nikolaeva // Kvantitativnaya lingvistika. 2016. T. 4. S. 90–97. 8. Nikolaeva T.V. Evolyutsiya individual'nogo stilya R. Brauninga: dis. ... kand. filol. nauk. Smolensk, 2019. 9. Pavlovich N.V. Yazyk obrazov: paradigmy obrazov v russkom poeticheskom yazyke. M.: RAN IRYa, 1995. 491 s. 10. Popova Z.D. Semantiko-kognitivnyi analiz teksta [Tekst]: monografiya / Z.D. Popova, I.A. Sternin. – Izd. 2-e, pererab. i dop. – Voronezh: izd-vo «Istoki», 2007. – 250 s. 11. Tishina A.E. Evolyutsiya metaforicheskoi modeli v obraznoi sisteme A.Ch. Suinberna: dis. ... kand. filol. nauk. Smolensk, 2016. 12. Bridges R. S. Poetical works of Robert Bridges: excluding the eight dramas. London: Oxford University Press, 1913. 486 p. 13. Efron B. Estimating the number of unseen species: how many words did Shakespeare know? / B. Efron, R. Thisted // Biometrika. — 1976. — Vol. 63. — No. 3. — P. 435–447. 14. Hamilton L.T. Robert Bridges: An Annotated Bibliography, 1873-1988. Newark, NJ: University of Delaware Press. 1991. 243pp. 15. Kestemont M. Collaborative authorship in the twelfth century: A stylometric study of Hildegard of Bingen and Guibert of Gembloux / M. Kestemont, S. Moens, J. Deploige // Digital Scholarship in the Humanities. — 2015. — Vol. 30. — No. 2. — P. 199–223. 16. Le X. Longitudinal detection of dementia through lexical and syntactic changes in writing: a case study of three British novelists / X. Le, I. Lancashire, G. Hirst, R. Jokel // Literary and Linguistic Computing. — 2011. — Vol. 26. — No. 4. — P. 435–461. |