Library
|
Your profile |
NB: Administrative Law and Administration Practice
Reference:
Moreeva S., Manin I.
Spiritual-ethical upbringing of Russian citizens in the federal documents of strategic planning as the focus of national security
// NB: Administrative Law and Administration Practice.
2021. № 1.
P. 9-24.
DOI: 10.7256/2306-9945.2021.1.34934 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=34934
Spiritual-ethical upbringing of Russian citizens in the federal documents of strategic planning as the focus of national security
DOI: 10.7256/2306-9945.2021.1.34934Received: 26-01-2021Published: 02-02-2021Abstract: The subject of this research primarily consists of documents of strategic planning of the Russian Federation. The object is the public relations in the area of ensuring national security, as well as reconstruction of cultural identity of the members of the Russian society within the framework of the legal field. The author raise the issue of legislative regulation of the government administration in spiritual-ethical area, pointing out the uncertainty of goal-setting and conceptual apparatus of the corresponding directives. The article elucidated relevant issues of national security and offers solutions in the information, education, and cultural spheres. The scientific novelty consists in the proposals on development and clarification of the conceptual apparatus of the normative legal framework of ensuring national security. This research is relevant due to articulation of the problem of foreign and criminal ideological influence upon the minds of current and future generations, as well as proposal on compensation of antisocial propaganda. The authors’ positions are aimed at protection of the foundations of Russian constitutional structure, ideological countermeasures to terrorism and extremism, preservation of unity of the multinational composition of the Russian Federation through formation of the cultural identity of the citizens, favorable spiritual-ethical environment, and preservation of Russian statehood. Indicating the positions of the President of the Russian Federation on the subject matter, the authors point to his political will to maintain a traditional society, which is based on historically formed morality. Keywords: Strategic Planning, National Security, Information Law, Information Security, Cultural Security, Ideology Legal Regime, Morality and Law, Сultural Identity of Citizens, Religion and Law, Russian Presidental Messages
Стратегическое планирование является основой реализации государственной политики в области безопасности, элементом которой выступает духовно-нравственное [1] воспитание [2]. Результаты осуществления деятельности в этой области сложно измерить, оценить её количественные и качественные показатели, равно как сформулировать их. [3] Идеологическое воздействие на население осуществляется в рамках правового поля, границы которого очерчиваются нормативными актами. [4] Целью воспитания в юридическом смысле можно назвать духовную, культурную идентичность индивидуума со своим народом – населением страны либо его частью. [5] Население входит в число признаков государства [6], отсутствие прививания идеологической тождественности человека социальной группе или социальным группам, составляющим российский народ, может привести к потере связи с личностью, готовой для восприятия чужой либо универсальной культуры. Вследствие этого народ деморализуется, часть людей теряет внутренние мотивы к защите Отечества, отстаиванию духовно-нравственных ценностей, уже неидентичных у отдельных членов общества, готовых перейти на сторону потенциального противника, как в военном отношении, так и в социально-экономическом, политическом. Умаление моральных ценностей, культивируемых государством, означает фактическую потерю части населения [7], то есть потерю государственности, а также рычагов мягкого управления внутренней политикой суверенного актора международных отношений, что чревато дестабилизацией ситуации в стране и даже «цветной революцией». Кроме того, отсутствие самоидентификации человека со своим народом приводит к эмиграции, появлению «людей мира», космополитов [8] и т.д. Обеспечение государственной безопасности в этой области общественных отношений является одной из приоритетных задач Российской Федерации, как великой державы, моральные устои в которой постоянно размываются внешними силами. Иностранные информационные потоки подобны морским волнам, которые точат береговую линию российской государственности, внушая населению чуждые идеи, а нам известно, что и капля камень точит. Незащищенная береговая линия отступает, следовательно, её нужно укреплять, компенсируя волны иностранного влияния на сознание граждан России. Разрушению духовно-нравственных начал взрослого населения можно противодействовать, но как уберечь тех, кто не созрел? Духовно-нравственные ценности молодежи – это самое уязвимое место для «иностранного идеологического десанта». Предполагаем, что именно с детей начинается идеологическая экспансия, угрожающая национальной безопасности. Предмет нашего исследования, однако, ограничивается документами стратегического планирования федерального уровня и прямо не затрагивает проблемы философии, экономики, политологии и культурологии, которые вскользь возникают в работе, поскольку в ней речь идёт о правовом регулировании идеологии в части духовно-нравственного воспитания российских граждан на уровне целеполагания, для этого используется достаточная методологическая база, необходимая для достижения цели исследования - обоснования необходимости корректировки документов стратегического планирования. Задачи исследования заключаются в анализе документов стратегического планирования федерального уровня и доктрины по предмету научной работы, а также в формулировании определений понятий "духовное воспитание", "нравственное воспитание", "духовно-нравственная безопасность" и т. д. Статья подготовлена экспертами в области государственной безопасности как отправная точка начала процесса доктринального обоснования необходимости перестройки внутриполитического курса Российской Федерации в области идеологии, связанного с духовно-нравственным воспитанием и введением дополнительных ограничений оборота информации. В частности, в будущем эксперты предполагают обосновать законодательное закрепление жестких ограничений и контроля контента интернет трафика, особенно, адресованного молодежной среде. Реализация подобных ограничений программно-аппаратными комплексами позволит сэкономить бюджетные средства на профилактику и борьбу с целым спектром преступных деяний, предотвратить негативные социальные последствия. Но в рамках данной статьи рассматриваются стратегические вопросы, конкретизациях которых предполагается авторами в будущем. Актуальность темы нравственного воспитания несовершеннолетних не вызывает сомнения, она имеет существенное значение для сохранения отечественного государства и обеспечения незыблемости власти, то есть существующего конституционного строя Российской Федерации. Идеология и ранее рассматривалась как элемент государственной безопасности, и, пожалуй, нет на планете суверенного публично-правового образования, не осуществляющего информационную политику, особенно среди молодежи. Чем сильнее иностранная держава, тем лучше её голос слышен в других странах, унося на волнах интернета, радио и телевидения подрастающее поколение других государств, в том числе и из российского информационного пространства, оказывая на молодежь тлетворное влияние. Россия противодействует иностранному влиянию принятием нормативных правовых актов различного уровня, и их реализацией. Прежде всего, это стратегические документы, о которых пойдет речь далее. Контур соответствующей деятельности обозначен в Федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [9]. При изучении названного закона очевидно, что акты, связанные с обеспечением национальной безопасности, выбиваются из общей терминологии. Законодатель вместо того, чтоб четко закрепить их в структуре документов стратегического планирования, включил в закон указания на возможность принятия открытого перечня. Понятийный аппарат закона не разработан в достаточной степени. Он не позволяет ограничить исполнительную власть рамками подзаконного нормотворчества. [10] Возможно, это сделанного для широты маневра по защите государства от внешних и внутренних угроз. Ключевым законом, определяющим порядок разработки документов в сфере обеспечения национальной безопасности, является Федеральный закон «О безопасности», предмет регулирования которого включает определение «основных принципов и содержания деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации» [11]. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [12] была концептуально связана с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г. [13] Эти руководящие и направляющие документы не предполагали выделения воспитания, как элемента противодействия внутренним и внешним угрозам. Воспитание как элемент национальной безопасности выделяется в статье А.М. Нелидкина и К.А. Моховикова, [14] что требует дальнейшего доктринального обоснования для последующего нормативного правового закрепления. Понятия «духовно-нравственная безопасность» не упоминается в законодательстве и подзаконных нормативных правовых актах. Следовательно, законодательно необходимо закрепить такое понятие, а также развить его в Стратегии национальной безопасности и иных документах. Между тем, член-корреспондент РАН Яновский Р.Г. еще в 1995 предлагал свое понимание термина «духовная безопасность». Под духовной безопасностью он понимал то, что связано с функционированием образования, науки, литературы, культуры, досуга, уровня их развития, состояния и содержания [15]. Ученый предлагал включить также в эту категорию "все системы духовного жизнеобеспечения человека, семьи, социальных групп, популяций, удовлетворение разносторонних духовных потребностей при максимально возможной гармонизации взаимоотношений общества и природы". Можно привести и иные доктринальные определения, общей чертой которых будут размытые границы рассматриваемого понятия и его концептуальная связь с такими сферами, как семья, наука, культура, образование и т.п. Сложность формулирования понятия духовно-нравственной безопасности усугубляется тем, что круг духовно-нравственных ценностей личности и общества также четко не определен, в разных документах стратегического планирования (а иногда – и внутри одного документа) приводятся различные перечни. Одним из первых перечислений духовно-нравственных ценностей российского общества можно считать список, предложенный в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [16]. Эта стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. Разработчики стратегии в качестве сфер, участвующих в формировании у детей соответствующих ценностей, рассматривают семью, систему воспитания и образования, учреждения культуры и др. Обратим внимание на то, что в указанном документе «гражданское воспитание», которое, словами Стратегии, направлено на «создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества», отделено от «патриотического воспитания и формирования российской идентичности». Соответствующее разграничение, как нам кажется, противоречит постулируемым в начале Стратегии (и указанным выше) традиционным ценностям, включающим «стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством», и искусственно разделяет смежные сферы воспитания и формирования духовно-нравственных ценностей. Важность патриотического воспитания для формирования духовно-нравственных ценностей граждан России, в первую очередь, детей и молодежи, подчеркивается в источниках. К примеру, Т.А. Нигматуллина отмечает особую роль патриотического воспитания «в контексте эволюции поликультурного общества, в рамках которого перед личностью неизбежно встает проблема самоопределения по отношению к себе, этносу, обществу, государству, миру» [17], предлагая рассматривать патриотизм «как одно из наиболее значимых социальных качеств, без которого молодой человек теряет важные для его духовного становления социальные ориентиры». Рассматриваемая стратегия касается вопросов духовно-нравственного аспекта воспитания, но носит светский характер и достаточно мало и осторожно упоминает религиозное воспитание. В то же время в научной литературе высказывается мнение о важности религиозной составляющей духовно-нравственного воспитания [18] (что, по нашему мнению, опять же порождает споры в условиях многоконфессионального государства, а также атеистических начал, заложенных в Союзе Советских Социалистических Республик). Приведенный выше перечень духовно-нравственных ценностей явно не является исчерпывающим: так, в действующей Стратегии национальной безопасности, можно обнаружить список «традиционных российских духовно-нравственных ценностей», однако в данном случае акцент сделан на «общих ценностях, формирующих фундамент государственности», к которым Стратегия относит такие категории, как «свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм». А в пункте 78 того же документа мы можем наблюдать еще один перечень традиционных российских духовно-нравственных ценностей: «приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины». Приведенные цитаты позволяют точно понимать то, о каких фрагментах документов стратегического планирования идет речь, и, то, что подлежит коррекции с точки зрения юридической техники. Разумеется, невозможно раз и навсегда сформулировать перечень духовно-нравственных ценностей и ориентиров (так же как затруднительно измерить прогресс в соответствующей сфере), однако наличие различных списков внутри одного и того же стратегического документа представляется заметным недостатком юридической техники. Предлагаем в будущем сформулировать единый список духовно-нравственных ценностей, дополнить его, снабдить понятийным аппаратом. Между тем, внимание к духовно-нравственным ценностям в документах стратегического планирования, принимаемым в последние годы, растет. В.М. Солдатов и В.И. Юдин, рассматривающие освещаемую нами проблему с позиции характеристики человеческого капитала, указывали, что еще в Союзе Советских Социалистических Республик критиковали западный подход к характеристике человеческого капитала, не учитывающий «духовно-культурные измерения всестороннего развития личности». По мнению названных авторов, аналогичный недостаток можно отметить и у «новоиспеченной либерально-демократической элиты России в начале 90-х годов ХХ века», и, как следствие, малое внимание к рассматриваемой проблематике в нормативных актах [19]. Но теперь оно возрастает! В действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [20] «сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей» включено в перечень национальных интересов на долгосрочную перспективу, то есть статус духовно-нравственной проблематики существенно повышен по сравнению с предшествующими одноименными документами. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области культуры, согласно рассматриваемой стратегии, являются: во-первых, сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности; во-вторых, сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны; в-третьих, повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве. Основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемая часть российской культуры. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины. Угрозами национальной безопасности в области культуры являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры. Укреплению национальной безопасности в области культуры способствуют: во-первых, признание первостепенной роли культуры в сохранении и приумножении традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; во-вторых, обеспечение культурного суверенитета Российской Федерации посредством принятия мер по защите российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия, осуществление контроля в информационной сфере и недопущение распространения продукции экстремистского содержания, пропаганды насилия, расовой, религиозной и межнациональной нетерпимости; в-третьих, создание системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, внедрение принципов духовно-нравственного развития в систему образования, молодежную и национальную политику, расширение культурно-просветительской деятельности; в-четвертых, улучшение материально-технической базы организаций культуры, создание условий для организации досуга, стимулирования творческого развития и художественного образования граждан; в-пятых, развитие внутреннего культурно-познавательного туризма; в-шестых, формирование государственного заказа на создание кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов; в-седьмых, усиление государственного контроля за состоянием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), повышение ответственности за нарушение требований их сохранения, использования и государственной охраны; в-восьмых, совершенствование системы подготовки специалистов в области истории и культуры, а также их социального обеспечения; в-девятых, развитие общей гуманитарной и информационно-телекоммуникационной среды на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств и в сопредельных регионах; в-десятых, использование культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества. Предшественники Владимира Владимировича Путина на посту главы государства неоднократно обращались к духовно-нравственным ценностям, как и он сам в течение первых двух президентских сроков, но современный этап государственного строительства начался с 7 мая 2012 года, то есть с вступления в должность действующего Президента Российской Федерации в третий раз, ознаменовавшего начало реализации следующего этапа внешней и внутренней политики, направления которой определяются на основании конституционных норм руководителем нашей страны. Внимание духовно-нравственным ценностям первым лицом страны уделяется прежде всего в таких документах стратегического планирования федерального уровня, как президентские послания. К примеру, Ежегодное послание Президента России от 12 декабря 2012 г. содержит слова главы государства: «российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились» [21]. Верховный главнокомандующий подчеркнул необходимость поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, настаивал на необходимости «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества» и выделял сферы образования, культуры, молодежной политики в качестве «пространства для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России». Среди важных программных тезисов, озвученных Владимиром Путиным, стоит отметить необходимость «вернуть школе безусловную ценность», «опереться на богатство российской культуры», «связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию <…> что у нас единая, неразрывная, тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития». К аналогичной проблематике гарант Конституции России вернулся год спустя, анонсируя 2014 год как Год культуры, который «призван стать годом истинного просветительства, обращения к нашим культурным корням, к вопросам патриотизма, нравственности и морали» [22]. Российскую позицию в сфере духовных ценностей Президент обозначил как консервативную, упомянув такие аспекты как, «ценности традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира». К религиозной основе духовной проблематики В.В. Путин вернулся и в Послании, озвученном в 2014 г., определив Крым, как «духовный исток формирования многоликой, но монолитной <…> нации и централизованного Российского государства» [23]. В следующем послании Владимир Владимирович отметил неразрывность и цельность тысячелетнего пути нашего Отечества, цитируя Ивана Ильина указывал на необходимость формирования единства национальной культуры России, на базовые ценности: патриотизм, уважение к истории, традициям, культуре своей страны. [24] Это духовная и нравственная опора личности подрастающего поколения нации, консолидированной общими целями и ценностями. [25] Лидер страны в послании 2016 года подчеркивал, что для школьников важнее всего знания и нравственная основа в понимании академика РАН Дмитрия Сергеевича Лихачева. [26] Признавая культуру, в 2018 году, общенациональным цивилизационным кодом, осознавая необходимость её развития для раскрытия человеческого потенциала. [27] Развитие российской культуры, внимание к ней, развитие отечественного искусства, переключит интерес россиян, заменит тягу к иностранным аналогам. Президент России в 2019 году также называет семейные ценности нравственным каркасом государства и призывает к его укреплению светскими и религиозными институтами. [28] В текущем году руководитель государства неизменно упомянул о развитии Российской Федерации на базе значительного потенциала её культурно-исторических традиций в рамках традиционного общества. [29] Таким образом, высшая политическая воля на развитие правового регулирования как нравственного, так и духовного воспитания имеется, и отчетливо прослеживается тенденция к реализации этой воли. Изучение проблемы духовно-нравственного воспитания как элемента национальной безопасности в документах стратегического планирования позволяет сделать следующие выводы: во-первых, существует угроза национальной безопасности России посредством воспитания российской молодежи в иностранной информационной среде, а также в антигосударственной и антиобщественной идеологической атмосфере, культивирующей аморальные ценности, включая преступные, в том числе террористической направленности; во-вторых, прослеживается тенденция возрастания роли идеологической работы с несовершеннолетними российскими гражданами; в-третьих, намечается нормативное правовое закрепление круга моральных ценностей, необходимых для определения понятий "духовное воспитание" и "нравственное воспитание" в документах стратегического планирования; в-четвертых, система документов стратегического планирования содержит размытые дефиниции, не позволяющие четко определить цели и параметры реализации духовно-нравственных путей обеспечения национальной безопасности, их сущностное содержание; предлагаем чётко определить соответствующие параметры и дефиниции и суть процесса обеспечения безопасности в рассматриваемой области, конкретизировать задачи для достижения ясных целей; в-пятых, несмотря на возрождение духовно-нравственных ценностей в Российской Федерации определения понятий «духовное воспитание», «нравственное воспитание», "духовно-нравственная безопасность" отсутствуют; в-шестых, доктринальное понимание рассматриваемой терминологии предполагает определение «духовного воспитания» как восприятия формирующейся личностью объективных научных, в том числе философских, начал бытия в полипарадигмальной среде; в-седьмых, законодательно требуется закрепить понятие «нравственное воспитание»; в-восьмых, под нравственным воспитанием следует понимать всестороннее и гармоничное развитие личности несовершеннолетних российских граждан в устойчивой духовной и правовой связи с Российской Федерацией, в целях достойного процветания её суверенного народа как источника государственной власти; в-девятых, под духовно-нравственной безопасностью следует понимать состояние защищенности российских граждан от внутренних и внешних угроз в духовной и нравственной сфере их жизни, заключающихся в антисоциальном и антигосударственном воздействии на них, включая негативное идеалогическое, духовное, нравственное, культурное, образовательное, медицинское, технологическое и иное влияние, разрушающее российские исторически сложившиеся традиционные духовно-нравственные ценности.
References
1. Luk'yanova N.G. Nravstvennost' i pravo kak normativno-tsennostnye regulyatory povedeniya cheloveka: sotsial'no-filosofskii analiz. Dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata filosofskikh nauk. Pyatigorskii gosudarstvennyi tekhnologicheskii universitet. 2004. S. 1-197.
2. Botyashina O.V. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie mladshikh shkol'nikov v russkoi klassicheskoi gimnazii. Dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk. Moskovskii pedagogicheskii gosudarstvennyi universitet. 2020. S. 1-172. 3. Rubik V.I. Osobennosti i razvitie nravstvennykh predstavlenii u uchashchikhsya svetskoi i pravoslavnoi obshcheobrazovatel'nykh shkol. Dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata psikhologicheskikh nauk. Irkutskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet. 2008. S. 1-196. 4. Lityagin E.V. Ideologiya kak neobkhodimyi faktor zhizni sovremennogo obshchestva. Dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata filosofskikh nauk. Altaiskii gosudarstvennyi universitet. 2004. S. 1-197. 5. Ravochkin N.N. Ideologiya kak faktor transformatsii sovremennoi obshchestvennoi zhizni. Dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata filosofskikh nauk. Sibirskii federal'nyi universitet. 2016. S. 1-125. 6. Pavlov S.Yu. Razvitie ucheniya o priznakakh gosudarstva: istoriko-pravovoe issledovanie. Dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata yuridicheskikh nauk. Rossiiskii universitet kooperatsii. 2011. S. 1-172. 7. Buturlina E.S. Naselenie kak priznak gosudarstva. Dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata yuridicheskikh nauk. Krasnodarskii yuridicheskii institut MVD Rossii. 2002. S. 1-204. 8. Genina E.S. Kampaniya po bor'be s kosmopolitizmom v Sibiri (1949 – 1943 gg.). Dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni doktora istoricheskikh nauk. Kemerovskii gosudarstvennyi universitet. 2009. S. 1-420. 9. Federal'nyi zakon "O strategicheskom planirovanii v Rossiiskoi Federatsii" ot 28.06.2014 № 172-FZ // Rossiiskaya gazeta. № 146. 03.07.2014. St. 11. 10. Moreeva S.N. Piramida dokumentov strategicheskogo planirovaniya v RF: tekushchee sostoyanie i napravleniya «dostroiki» / S.N. Moreeva // Nauchnyi zhurnal «Diskurs». № 3 (17), 2018. S. 283-294. 11. Federal'nyi zakon "O bezopasnosti" ot 28.12.2010 № 390-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 03.01.2011. №1. St. 2. 12. Ukaz Prezidenta Rossii ot 31.12.2015 № 683 "O Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii" // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 18.05.2009. № 20. St. 2444. 13. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossii ot 17.11.2008 № 1662-r "O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda" (vmeste s "Kontseptsiei dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda") // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 21.11.2008. № 47. St. 5489. 14. Nelidkin A.M., Mokhovikova K.A. Dukhovno-nravstvennoe sostoyanie obshchestva kak faktor natsional'noi bezopasnosti: analiticheskii obzor / A.M. Nelidkin, K.A. Mokhovikova // Napravleniya i formy gumanizatsii vysshego obrazovaniya: Mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov. pod redaktsiei S.V. Demidova. Ryazan', 2016. S. 118. 15. Yanovskii R.G. Dukhovno-nravstvennaya bezopasnost' Rossii / R.G. Yanovskii // Sotsiologicheskie issledovaniya. 1995. № 12. S. 40. 16. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 29 maya 2015 g. N 996-r "Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda" // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 08.06.2015. № 23. St. 3357. 17. Nigmatullina T.A. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sisteme gosudarstvennoi politiki: ideologicheskoe mnogoobrazie / T.A. Nigmatullina // Voprosy natsional'nykh i federativnykh otnoshenii. M., 2013. – Vypusk 3 (22). – S. 94. 18. Ershov B.A. Znachenie kul'turno-nravstvennykh tsennostei v vospitanii molodezhi / B.A. Ershov // Vestnik VGTU. – 2009. – №3. S. 34-37. 19. Soldatov V.M., Yudin V.I. Dukhovno-kul'turnye osnovaniya i orientiry dolgosrochnogo razvitiya chelovecheskogo kapitala Rossii v XXI veke / V.M. Soldatov, V.I. Yudin // Chelovecheskii kapital. № 03 (63). 2014. S. 55. 20. Ukaz Prezidenta Rossii ot 31.12.2015 № 683 "O Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii" // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 04.01.2016. № 1 (chast' II). St. 212. 21. Poslanie Prezidenta Vladimira Putina Federal'nomu Sobraniyu Rossii ot 12 dekabrya 2012 goda // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/17118. Data obrashcheniya: 20.06.2020. 22. Poslanie Prezidenta Vladimira Putina Federal'nomu Sobraniyu Rossii ot 12 dekabrya 2013 goda // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19825 . Data obrashcheniya: 20.06.2020. 23. Poslanie Prezidenta Vladimira Putina Federal'nomu Sobraniyu Rossii ot 4 dekabrya 2014 goda // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47173 . Data obrashcheniya: 20.06.2020. 24. Poslanie Prezidenta Rossii Federal'nomu Sobraniyu ot 4 dekabrya 2014 goda // Rossiiskaya gazeta. № 278. 5 dekabrya 2014 g. 25. Poslanie Prezidenta Rossii Federal'nomu Sobraniyu ot 3 dekabrya 2015 goda // Rossiiskaya gazeta. № 275. 4 dekabrya 2015 g. 26. Poslanie Prezidenta Rossii Federal'nomu Sobraniyu ot 1 dekabrya 2016 g. // Parlamentskaya gazeta. № 45. 2-8 dekabrya 2016 g. 27. Poslanie Prezidenta Rossii Federal'nomu Sobraniyu ot 1 marta 2018 g. // Rossiiskaya gazeta. № 46. 2 marta 2018 g. 28. Poslanie Prezidenta Rossii Federal'nomu Sobraniyu ot 20 fevralya 2019 g. // Rossiiskaya gazeta. № 38. 21 fevralya 2019 g. 29. Poslanie Prezidenta Rossii Federal'nomu Sobraniyu ot 15 yanvarya 2020 g. // Rossiiskaya gazeta. № 7. 16 yanvarya 2020 g. |