Library
|
Your profile |
History magazine - researches
Reference:
Hu W.
Certain aspects of functionality of Baskachestvo in Rus’: a historiographical overview
// History magazine - researches.
2020. № 5.
P. 123-135.
DOI: 10.7256/2454-0609.2020.5.34196 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=34196
Certain aspects of functionality of Baskachestvo in Rus’: a historiographical overview
DOI: 10.7256/2454-0609.2020.5.34196Received: 28-10-2020Published: 04-12-2020Abstract: From the perspective of historiography, the question of functionality of the institution of Baskachestvo in Rus’ is an integral part of the major problem of relations between Rus’ and the Golden Horde. This article is dedicated to determination and interpretation of the views of Russian scholars upon the following aspects of functionality of the Organization of Baskaks in Rus’: functions and duties; life span; factors of establishment and abolishment; its location. The object of this research is the scientific works of prerevolutionary, Soviet and contemporary Russian scholars. The writings are presented in chronological order of their creation, and grouped by the topic. As a result of this research, the author invented the fullest list of scientific works dedicated to peculiarities of functionality of the Institution of Baskachestvo in Rus’. The snalysis of scientific literature on Mongolian problematic revealed various opinions of the scholars on the key aspects of functionality of the Organization of Baskaks in Rus’. Various duties are assigned to Baskaks, the main of which is the collection of tribute. The scholars are unanimous with regards to the leading role of the Institution of Baskachestvo. Majority of researchers nominate Baskaks as the viceroys of the Mongolian khans. The emergence of the Organization of Baskaks in Rus’ is usually associated with the conduct of census in Rus’. The reason for the liquidation of the Institution of Baskaks is considered the transition in of the function of collecting the Horde tribute from Mongolian officials to the Rus’ princes in the XIV century. In the Soviet historical science, wide recognition gained the idea of A. N. Nasonov on the Baskaks as the leaders of the Mongolian military units. The contemporary researchers express different points of view. Keywords: Golden Horde, Basque organization, Obligations of the Baskakov, Tatar yoke, Liquidation of the Basque organization, Location of the Baskaks, Horde Khan, Russian princes, Urban uprising, Historiographic research
В процессе изучения взаимоотношений Руси и Золотой Орды, периода т.н. «монголо-татарского ига», историки уделяют значительное внимание вопросам действия монгольских правовых институтов. Важным элементом монгольской политики на Руси является организация управления. Одно из направлений деятельности монгольской администрации – назначение специальных уполномоченных представителей, направленных непосредственно из ордынского центра – баскаков. Русь признала зависимость от монгольских ханов и была вынуждена принимать баскаков и других монгольских чиновников. Проблема функционирования института баскачества является важным элементом изучения монгольского административной системы на Руси. Она получила широкое внимание со стороны исследователей. В российской историографии представлены различные точки зрения на те или иные аспекты деятельности баскаков в русских землях. Многие специалисты по русско-ордынским отношениям высказывались по проблеме баскачества в дореволюционный период (Н.М. Карамзин, И.Н. Березин, С.М. Соловьев, Г.С. Саблуков, М.Д. Приселков и др.), советское время (Б.Д. Греков и А.Ю. Якубовский, Г.А. Федоров-Давыдов, В.А. Кучкин и др.) и наши дни (Ю.В. Кривошеев, А.А. Горский, Ю.В. Селезнев и др.). Существуют специальные исследования, посвященные различным вопросам функционирования баскаческой организации на Руси. В российской историографии исследование проблемы института баскаков в основном сосредоточено на следующих направлениях: функции и обязанности баскаков; время существования баскаческой организации; причины возникновения и исчезновения института баскачества; местопребывание баскаков на территории Руси. Цель настоящего исследования – изложить суждения российских ученых по актуальным аспектам функционирования баскаческой организации на Руси. Объектом исследования являются научные работы дореволюционных, советских и современных российских ученых. Предмет исследования – взгляды исследователей на различные аспекты функционирования института баскачества. Новизна исследования состоит в создании максимально полного перечня научных работ, повествующих об особенностях деятельности баскаков на Руси. Методологической основой исследования является принцип историзма. Основные методы исследования – историко-повествовательный и историко-сравнительный. Функции и обязанности баскаков Одним из первых исследователей институт баскачества оценил Н.М. Карамзин. Ученый назвал баскаков «тиранами, а после мздоимными друзьями наших владетелей»; они «представляя в России лицо хана, делали, что хотели» [1, с. 207]. С.М. Соловьев придерживался более сдержанной позиции: «Через удаление баскаков, численников и сборщиков дани князья освободились совершенно от татарского влияния на свои внутренние распоряжения; но и во время присутствия баскаков мы не имеем основания предполагать большого влияния их на внутреннее управление, ибо не видим ни малейших следов такого влияния» [2, с. 477]. И.Н. Березин определил обязанности баскаков: «Баскаки были посылаемы из Орды в покоренные земли для перечисления народа и сбора податей» [3, с. 452]. В 1879 г. была издана работа И.Д. Беляева «Лекции по истории Русского законодательства». В исследовании отдельный раздел посвящен анализу ордынской власти на Руси. По мнению И.Д. Беляева, содержание баскаков и войск, посылаемых на Русь, является одним из проявлений подчинения русских земель татарам. Баскаки и татарские войска присылались на Русь для наблюдения за сбором податей и за поведением русских князей. Власть баскаков была настолько велика, что князья должны были беспрекословно выполнять все их приказы. Баскаки, по мнению И.Д. Беляева, обладали широкими правами. Баскак один заведовал всем княжеством, по своей воле объявлял войну или заключил мир [4, с. 346]. Достижением И.Д. Беляева является классификация монгольских чиновников. Он разделил всех представителей монгольской власти на Руси на три категории: постоянно находившиеся в Орде; периодически приезжавшие на Русь; постоянно жившие на Руси. Те, кто постоянно находились при ханском дворе и управляли Россией из Орды, считались высокопоставленными чиновниками. К этой категории принадлежали дороги, ордынские князья или рядцы, судьи. Вторую категорию должностных лиц, время от времени приезжавших на Русь для выполнения ханских поручений, составляли послы, даньщики, ловцы соколов, лебедей и другие охотники. Третью категорию чиновников составляли баскаки, постоянно прибывавшие на территории Руси [4, с. 350-351]. Баскаки, как считает И.Д. Беляев, «были ближайшими надсмотрщиками за князьями и проводниками ханского влияния на Руси» [4, с. 352-353]. Баскаки являлись прямыми представителями власти татар и в значительной степени участвовали в делах управления русскими княжествами. При баскаках находились военные отряды, действующие полностью по их воле. Отношения между баскаками и князьями были чрезвычайно важны. Взаимоотношения с баскаками значительно влияли на положение русских князей при ханском дворе, поскольку баскак мог оклеветать князя, а хан наказать ослушника. Князья имели право жаловаться на несправедливость баскаков, но подобные жалобы редко имели благотворные последствия. Баскак, имея в орде сильные связи, легко мог оправдаться. Кроме того, в некоторых случаях хан отправлял войска для подавления мнимо возмутившегося князя без суда, только на основании жалобы баскака [4, с. 353]. Советский историк А.Н. Насонов предложил свой взгляд на проблему функционирования института баскачества. Его выводы получили поддержку и дальнейшее развитие в работах многих историков. Точка зрения А.Н. Насонова изложена в монографии «Монголы и Русь (история татарской политики на Руси)», опубликованной в 1940 г. Рассуждая о функциях института баскачества, исследователь сформулировал тезис о наличии в Северо-Восточной Руси постоянной военно-политической организации. А.Н. Насонов отождествлял институт баскачества с военно-политической организацией, уделяя особое внимание военным отрядам, сформированным в 1257 г. Эти формирования поступали в распоряжение баскаков. Командиры отрядов – десятники, сотники, тысячники, темники – имели монгольское происхождение, а рядовой состав формировался из местного населения. Баскаки, по определению исследователя, – «монгольские военачальники, командовавшие отрядами, набранными из населения завоеванной страны» [5, с. 227]. По мнению А.Н. Насонова, институт баскачества выполнял военные функции. Баскаческие отряды фактически заменили монгольскую армию на Руси. Можно предположить, что основная обязанность баскачества заключается в обеспечении внутренней охраны. Баскаки держали в повиновении покоренное население [5, с. 230]. А.Н. Насонов отмечает некоторое отношение баскаков к финансовой сфере: «баскаки имели ближайшее отношение к сбору налогов. Нет указаний, однако, чтобы в их постоянную обязанность входил сбор налогов» [5, с. 229-230]. С точки зрения ученого, вернее предположить, что обязанность баскаков заключалась не в том, чтобы собирать дань, а в том, чтобы оказывать поддержку сборщикам, особенно когда требовалось военное вмешательство [5, с. 230]. В 1947 г. вышло специальное исследование А.А. Семенова «К вопросу о золотоордынском термине “баскак”», посвященное проблеме баскачества. По мнению ученого, на Русь, также как и в другие завоеванные регионы, был назначен монгольский чиновник-наместник, называвшийся баскаком (по-тюркски) или даругой (по-монгольски). Баскак выступал представителем главы империи. В его обязанности входило: проведение переписей, набор войска, устройство почтовых сообщений, организация сбора податей [6, с. 138-140]. Назначение баскаческой организации – обеспечение мирной жизни местного населения. Баскаки защищали местное население не только от злоупотребления монголов, но даже от своих собственных владетелей. В качестве примера А.А. Семенов приводит деятельность баскака Амрагана. Амраган являлся полномочным представителем монгольского хана на Руси. Он следил за действиями великого князя, чтобы его поступки не только не шли во вред монгольской власти, но и во вред его собственным подданным. Если хан предоставлял какие-либо льготы тому или иному русскому сословию, то баскак должен был следить не только за тем, чтобы их не нарушали татары, но и его вассалы, русские князья. Баскаки принимали участие во внешнеполитических действиях русских князей и поддерживали их разумные действия, которые часто способствовали продвижению мира и обретению новых земель [6, с. 143]. По мнению А.А. Семенова русское значение слова «баскак» целесообразно передать термином «наместник хана» в том или ином княжестве с функциями генерального прокурора. Для осуществления своих полномочий баскаки располагали военными отрядами. Сбор дани в прямую обязанность баскаков не входил. Они являлись начальниками чиновников, осуществлявших сбор дани в пользу хана, «данщиков» и «пошлинников» [6, с. 142]. Выдающимся трудом по истории Золотой Орды является монография Б.Д. Грекова и А.Ю. Якубовского «Золотая Орда и ее падение», опубликованная в 1950 году. Проблемы монгольской власти на Руси в этой работе освящает Б.Д. Греков. В своих выводах касательно института баскачества ученый в основном повторяет тезисы А.Н. Насонова. По утверждению Б.Д. Грекова, русские земли не вошли непосредственно в состав Золотой Орды и рассматривались ханами как политически автономные, но находившиеся в зависимости от ханов и вынужденные платить им дань [7, с. 166]. В отличие от А.Н. Насонова Б.Д. Греков считал, что баскаки появились на Руси до переписи 1257 г. Они были призваны провести перепись и организовать сбор дани. Затем эту функцию начали выполнять численники. Основной обязанностью баскаков Б.Д. Греков назвал контроль над русскими князьями: «Посаженные на стол от имени хана князья становились в то же время под контроль ханской власти. Это относилось уже не только к великим князьям, а и к другим княжениям. Контроль этот осуществляли баскаки» [7, с. 166]. По мнению А.Ю. Якубовского баскак, наряду с даругой, являлся высшим чином в Золотой Орде. Термин «баскак» в Золотой Орде не употреблялся, чиновников с его функциями называли монгольским словом «даруга». На Руси применяли оба термина. Даругой называли высшего начальника над всеми поступлениями в казну. Правители отдельных областей подчинялись даругам. А.Ю. Якубовский поддержал точку зрения А.Н. Насонова о баскаках на Руси в качестве военачальников, державших в повиновении покоренное население: «По-видимому, баскаки только на Руси были лишь военачальниками и в их обязанности не входила функция сбора дани» [7, с. 101]. Взгляды А.Н. Насонова на функции баскаческой организации поддержали А.А. Зимин [8, с. 61], М.Г. Сафаргалиев [9, с. 51], Г.А. Федоров-Давыдов [10, с. 30]. По мнению Г.А. Федорова-Давыдова баскаки также могли выступать в качестве наместников и сборщиков дани [10, с. 30]. С критикой представлений А.Н. Насонова о сущности баскаческой организации выступил В.В. Каргалов. По мнению исследователя нет оснований считать десятников, сотников, тысячников и темников командным составом каких-либо военных подразделений [11, с. 155]. В.В. Каргалов отрицал существование баскаческих военных отрядов, основываясь на том факте, что баскаческие отряды не упомянуты в летописных известиях о городских восстаниях 1262, 1289, 1320 и 1327 гг. По мнению Каргалова, баскаки выступают не в качестве наместников, обеспечивающих подчинение местного населения ордынским властям при помощи собственных вооруженных отрядов, а «как представители хана, которые только контролировали деятельность русских князей и доносили хану о случаях неповиновения» [11, с. 159]. Ордынская система управления была основана не на существовании военно-политической организации, а на угрозе карательных экспедиций. Русские князья обладали определенной степенью автономии по отношению к ханам, что исключает существование татарской администрации на Руси [11, с. 158-159]. По мнению В.В. Каргалова «баскаки «держали в повиновении» не «Русь» (для этого в их руках не было вооруженной силы), а князей, принуждая их к покорности угрозой потери княжения и неминуемой расправы в Орде» [11, с. 160]. Говоря о сборе дани, историк отметил, что сами баскаки дань не собирали, они лишь следили за своевременной ее выплатой [12, с. 213]. На северо-востоке Руси военно-политическая баскаческая организация монгольских феодалов с развитой сетью вооруженных отрядов не была сформирована. Подчнение ордынскому хану и сбор дани обеспечивали местные князья, а представители хана – баскаки – выполнили контрольно-надзорные функции. Свой взгляд на обязанности баскаков предложил К.А. Аверьянов. По мнению ученого, баскаки – руководители «полутора десятков мелких образований, носивших название “тьмы”» [13, с. 46]. «Тьмы» были образованы в пограничных областях Руси. Преобладающее население этих образований составляли выходцы из Золотой Орды [13, с. 41-46]. Существование монгольской военно-политической организации на Руси отрицал Ю.В. Кривошеев. По мнению ученого, сотенная организация существовала на Руси до монгольского нашествия. Монголы приспособили ее к сбору дани, а к ней в качестве контролирующего органа был добавлен институт баскачества. Непосредственно сбором дани стали заниматься откупщики-«бесермены» [14, с. 224]. Баскаки «представляли собой постоянный институт ханской – по сути верховной – власти на Руси. Их присутствие – ханских наместников – означало прямую власть монголов над Русью» [14, с. 226-227]. Деятельность ордынской администрации, а следовательно, и баскаков была направлена на сбор дани. Функции баскаков вполне согласуются с трактовкой термина «баскак» не как «давитель», а «охранитель», «опекун», «ханский наместник». Ордынские баскаки и русские князья являлись высшими административными должностными лицами, представлявшими внешнюю и внутреннюю власть соответственно. Им подчинялись чиновники более низкого уровня, непосредственно участвующих в сборе дани [14, с. 228-229]. Перепись и сбор дани осуществлялись «сборщиками» и «писцами» под руководством баскаков. С.А. Маслова поддержала выводы В.В. Каргалова. Согласно ее утверждению, деятельность баскаков на Руси не была связана с монгольскими вооруженными отрядами. Их основная обязанность – обеспечение эффективной системы сбора налогов. В поддержку этого вывода приведены сведения о деятельности баскака Аргуна в Иране и Закавказье [15, с. 37]. Сбор дани на территории Руси под контролем баскаков предстает организованной системой, которую установила монгольская перепись. При этом сами баскаки непосредственно дань не собирали. Должность баскака была слишком высокой для этого [15, с. 40]. Баскаки имели дело напрямую с князьями, и по сути, являлись надзорной организацией. На основе сведений Плано Карпини А.А. Горский обосновал возникновение института баскачества в результате монгольских переписей. В 1245-1246 гг. она была проведена в Киевской земле. По мнению ученого взимание дани было возложено на десятников, сотников, тысячников и темников, пребывавших в ближайшем к Киеву степном улусе; в обязанности баскаков входил контроль за сбором дани и лояльностью местных правителей [16, с. 65-68]. В статье «И вновь к вопросу о действующих золотоордынских правовых институтах на Руси» вопроса баскаческой организации коснулся Р.Ю. Почекаев. Он согласился с мнением С.А. Масловой о том, что статус представителей ордынской администрации на Руси не был постоянным в течение всего времени зависимости русских земель от Золотой Орды [17, с. 419]. По его мнению, обязанности баскаков на Руси менялись с течением времени. Вскоре после монгольского завоевания, ордынские правители вероятно намеревались ввести прямое ордынское правление в русских княжествах. Действия монгольских чиновников были направлены на присвоение всей полноты административной власти. Баскаки или даруги в этот период собирали дань и осуществляли контроль над правителями. Восстание 1262 г. Р.Ю. Почекаев расценил как направленное против баскаков, т.к. откупщики выполняли функции баскаков. Откупничество, по мнению исследователя, представляло собой не род занятий или административную функцию, а всего лишь способ ее реализации [17, с. 419-420]. После выхода Золотой Орды из состава Монгольской империи политика ордынских властей на Руси стала носить более покровительственный характер. Пример – действия баскака Амрагана, принимавшего участие в переговорах великого князя Ярослава III и новгородцев с «немцами». В период двоевластия в Золотой Орде Ногай и волжский хан противоположно относились к курскому баскаку Ахмату. Ситуация отразила неопределенность ситуации со статусом русских княжеств в отношении Улуса Джучи в рассматриваемый период. В результате баскаки в рассматриваемый период были, скорее, «резидентами» золотоордынских ханов на Руси: они не имели права управлять, но следили за конъюнктурой в русских княжествах и сообщили о случаях нарушения вассальной обязанности князя или народа в Сарай [17, с. 420-421]. С конца XIII – начала XIV вв. упоминания о баскаках относятся только к территориям, находящимся под непосредственным ордынским управлением. В это время начинается складываться практика действий баскаков не в качестве представителей хана на Руси, а в качестве «экспертов» по русским вопросам при дворе ордынского правителя. Подобная практика существовала в XV в. [17, с. 421] А.А. Майоров сосредоточил внимание на проблеме института «Тульского баскачества» на северо-востоке Чернигова в XIII-XIV вв. Исследователь подтвердил взаимосвязь деятельности баскаков с «наведением порядка в сфере уплаты обязательных платежей» [18, с. 71]. Особое внимание А.А. Майоров уделил роли баскаков в управлении некоторыми территориями. В частности, он обосновал существование на востоке бассейна Верхней Оки особой зоны баскаческого управления. Это образование, «Тульское баскачество», функционировало вне юрисдикции русских князей. Административное управление «Тульским баскачеством» осуществляла Золотая Орда. Оно существовало в качество особой экономической зоны с конца XIII в. до 60-х гг. XIV в. Время существования баскаческой организации на Руси, причины ее образования и ликвидации В исследованиях, освещающих период существования баскаческой организации на Руси, можно выделить два подхода. Первый сократил существование института баскачества до очень короткого периода, доводя его до конца ХIII или по крайней мере рубежа ХIII–ХIV вв. Второй подход продлевает время функционирования баскаков на Руси вплоть до Куликовской битвы. Причины введения и дальнейшей ликвидации баскаческой организации непосредственно связаны с обязанностями баскаков. Они появились тогда, когда возникла необходимость в их действиях и исчезли, когда надобность пропала. А.Н. Насонов связывает появление монгольской военно-политической организации во главе с баскаками с проведением переписи 1257 г. в городах Северо-Восточной Руси. В результате были образованы специальные военные отряды во главе с баскаками для поддержки чиновников, осуществлявших сбор дани. О дальнейшем распространении баскаческих отрядов сведений нет. По мнению ученого можно предположить только, что в последней четверти XIII в. баскаки появились в Смоленской земле [5, с. 227]. Ликвидация баскаческой организации началась со времени смуты в Орде в конце XIII в., когда «произошли, по-видимому, некоторые изменения в организации эксплуатации русского Северо-Востока» [5, с. 276]. С этого времени дань стали собирать русские князья, а не монгольские чиновники. После смерти хана Менгу-Тимура в 1280–1282 гг. в источниках нет информации о существовании баскаков в Тверском, Московском и Переяславском княжествах. В Ростовском княжестве баскаки действовали в XIV в. [5, с. 276]. По мнению Б.Д. Грекова баскаки на Руси появились до 1257 г. Они прибыли для проведения первой переписи, о которой «мы имеем глухие сведения», и сбора дани [7, с. 221]. Исчезновение баскаков ученый относит к первой половине XIV в., когда сбор ордынской дани был возложен на русских князей под ответственность великого князя [7, с. 221]. Причинам исчезновения института баскаков на Руси посвящена специальная работа А.А. Зимина «Народные движения 20-х гг. XIV в. и ликвидация системы баскачества в Северо-Восточной Руси». По мнению ученого, упразднение баскаческой организации на Руси произошло в следствие городских восстаний 1320-х гг. Попытка насадить свою систему сбора дани монголам не удалась. В результате «ханы вынуждены были пойти на то, чтобы отныне дань собирали и отправляли в Орду сами русские князья» [8, с. 64]. По мнению В.В. Каргалова, баскаки появились на Руси во время переписи 1257 г., но не в качестве командиров вооруженных отрядов. В первой половине XIII в. дань на Руси собирали откупщики-«бесермены» при поддержке русских князей. В 60-е гг. XIII в. после городских восстаний и кончины великого князя Александра Ярославича регулярные поступления дани оказались под угрозой. В это время на Руси появились баскаки, призванные наладить сбор дани. Исчезновение баскачества В.В. Каргалов связывает с антиордынскими выступлениями 20-х гг. XIV в. и усилением великокняжеской власти, способной заменить деятельность баскаков. На территории Северо-Восточной Руси баскаки существовали до первой половины XIV в. Несколько дольше они продержались в Рязанской земле [12, с. 212-215]. «Можно с уверенностью сказать, что в великое княжение Дмитрия Ивановича Донского (1359-1389) баскачество исчезло повсеместно» [212, с. 215]. Согласно Федорову-Давыдову, до конца XIII в. на Руси основное управление осуществляла местная княжеская власть. Монголов интересовал сбор дани, надзор за ним осуществляли баскаки. По сути, ханы до конца XIII в. делили с ними власть над Русью. С этого времени деятельность баскаков на Руси прекращается, и надзор за сбором дани переходит к ханам. На Руси баскаки исчезли к началу XIV в., хотя на окраинах Рязанского княжества и в Туле баскаки имели власть до середины XIV в. [19, с. 30-31] По мнению Ю.В. Кривошеева «институт баскачества существовал в Северо-Восточной Руси лишь несколько столетий – до начала XIV в.» [14, с. 233]. На южных окраинах Руси баскаки действовали и в середине XIV в. Ликвидация баскаческой организации связана с системой ордынской зависимости, которая сложилась на Руси. В итоге она свелась к выплате дани. Дань собиралась представителями монгольской власти. С конца XIII в. сбор дани стали обеспечивать сами русские князья [14, с. 233-236]. С.А. Маслова выявила даты первого и последнего упоминания деятельности баскаков на Руси. Первое упоминание о них относится к 1255 г., последнее – к событию не позднее 1360 г. По наблюдению С.А. Масловой, как первые, так и последние известия говорят о южных окраинах русских земель. В северо-восточных землях Руси баскаки фиксируются источниками в 1269 и 1305 гг. [15, с. 36] Появление баскаков на северо-востоке Руси связано с ослаблением княжеской власти в 60-е гг. XIII в. Русские правители оказались не способны обеспечить регулярные выплаты дани. Тогда здесь и появились баскаки. Они действовали на территории Северо-Восточной Руси до начала XIV в. [15, с. 38] «В первой половине XIV в. великокняжеская власть на Руси усилилась. Необходимость в баскаческом надзоре исчезла. Территория северо-востока Руси освобождается от их опеки. Иная ситуация была на окраинах русских земель. Там баскаки появились раньше, а исчезли позже, чем на северо-востоке Руси. Нестабильность ситуации в этих регионах требовала более пристального внимания монгольской администрации» [15, с. 39]. Р.Ю. Почекаев полагает, что ордынские административно-правовые институты на Руси действовали недолго, в период, когда статус русских земель по отношению к Золотой Орде не был окончательно определен. Исследователь уточнил, что баскаки в конце XIII - начале XIV вв. упоминаются только на территориях, находящихся под прямым контролем ханства: Киев, Тула, Червленый Яр и т.д. В XV в. баскаки исчезли с территории Руси. Однако в это время они находились при ханском дворе (и назывались даругами) [17, с. 421-424]. Территориальный аспект функционирования баскаческой организации Вопрос местопребывания баскаков на Руси в силу крайней скудости источников в историографии освещен недостаточно. Исследователи не уделяли вопросу должного внимания.В целом историки говорят о крупных регионах, прежде всего Северо-Восточной Руси. Отмечалось существование «великого владимирского» баскака Амрагана и ростовского баскака Кутлубуга [15, с. 33-34; 16, с. 71]. Согласно А.Н. Насонову, баскаки держали баскачества разных княжений, однако сведения о том, сколько их было и указания на конкретные города и княжества, где они сидели, не сохранились [5, с. 229]. По мнению ученого, следы пребывания баскаческих отрядов сохранились в названиях русских селений, производных от слова «баскак». Значительное число таких названий встречается в Центральной России [5, с. 227-228]. Как считал А.Н. Насонов, «баскаческие отряды были поставлены в Муромской, Рязанской и Суздальской земле» [5, с. 226-228]. Полемизируя с А.Н. Насоновым, Ю.В. Кривошеев отметил, что «баскаки являлись обладателями слишком больших должностей, слишком значимых в монгольской иерархии, чтобы находиться на периферии городов» [14, с. 227]. По его мнению, баскаки сидели по городам, возможно самым крупным в Северо-Восточной Руси [14, с. 227]. По мнению С.А. Масловой, компетенция баскаков распространялась на целые области, такие как Курское княжество и Червленый Яр. Резиденцией баскаков могли являться крупные города, имеющие немалое политическое и экономическое значение, как Владимир и Ростов [15, с. 39]. А.А. Горский определил регионы, в которых была введена баскаческая организация. Баскаки действовали на территории Северо-Восточной Руси, Киевской и Черниговской земель. В Новгороде и Галицко-Волынской Руси их присутствие не обнаружено [16, с. 77-78]. А.А. Майоров обосновал существование Тульского баскачества на востоке бассейна Верхней Оки с центром в Туле [18]. По мнению М.С. Черкасовой баскачество существовало на севере Руси с центром в Устюге [20]. Заключение В научной литературе высказывались разнообразные точки зрения о сущности баскаческой организации, времени ее функционирования на территории Руси, причинах введения и ликвидации. Анализ научных трудов российских ученых показал отсутствие единого представления об институте баскачества на Руси. Баскакам приписывают разнообразные обязанности, чаще всего – руководящие. Среди многообразия мнений о сущности баскаческой организации на Руси доминирует представление о баскаках как наместниках монгольского хана. Отмечают связь баскаков со сбором дани. Появление баскаческой организации на Руси как правило связывают с проведением переписи – 1257 г. или более ранней. По мнению большинства исследователей ликвидация баскаческой организации связана с изменением порядка сбора дани на Руси – переходом функции сбора ордынской дани от монгольских чиновников к русским князьям. Произошло это к концу XIII – началу XIV в. В обобщающих трудах советского времени закрепился тезис А.Н. Насонова о существовании на Руси монгольских военных отрядов, во главе которых стояли баскаки [21, с. 4; 22, с. 872; 23, с. 143; 24, с. 599]. Современные исследователи высказывают иные точки зрения.
References
1. Karamzin N. M. Istoriya Gosudarstva Rossiiskogo v 12 t. M.: Nauka, 1993. T. 5. 560 s.
2. Solov'ev S. M. Sochineniya v 18 kn. M.: Mysl', 1988. Kn. 2. T. 3-4. 765 s. 3. Berezin I. N. Ocherk vnutrennego ustroistva ulusa Dzhuchieva // Trudy Vostochnogo otdeleniya Imperatorskogo Rossiiskogo Arkheologicheskogo obshchestva. SPb., 1864. Ch. 8. S. 387-494. 4. Belyaev I. [D.] Lektsii po istorii russkogo zakonodatel'stva. M.: Institut russkoi tsivilizatsii, 2011. 896 s. 5. Nasonov A. N. «Russkaya zemlya» i obrazovanie territorii drevnerusskogo gosudarstva (istoriko-geograficheskoe issledovanie); Mongoly i Rus' (istoriya tatarskoi politiki na Rusi). SPb.: Nauka, 2006. 412 s. 6. Semenov A. A. K voprosu o zolotoordynskom termine «baskak» // Izvestiya Akademii nauk SSSR. 1947. № 1. S. 137-147. 7. Grekov B. D., Yakubovskii A. Yu. Zolotaya Orda i ee padenie. M.: Bogorodskii pechatnik, 1998. 364 s. 8. Zimin A.A. Narodnye dvizheniya 20-kh gg. XIVv. i likvidatsiya sistemy baskachestva v Severo-Vostochnoi Rusi // Izvestiya Akademii nauk SSSR. Seriya istorii i filosofii. 1952. T. IX. № 1. S. 61-65. 9. Safargaliev M.G. Raspad Zolotoi Ordy. Saransk: Mordovskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1960. 278 s. 10. Fedorov-Davydov G.A. Obshchestvennyi stroi Zolotoi Ordy. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1973. 180 s. 11. Kargalov V. V. Vneshnepoliticheskie faktory razvitiya feodal'noi Rusi. M.: Izdatel'stvo «Vysshaya shkola», 1967. 263 s. 12. Kargalov V. V. Baskaki // Voprosy istorii. 1972. № 5. S. 212-216. 13. Aver'yanov K.A. Kupli Ivana Kality. M.: Entsiklopediya rossiiskikh dereven', 2001. 240 s. 14. Krivosheev Yu.V. Rus' i mongoly: issledovanie po istorii Severo-Vostochnoi Rusi XII-XIII vv. SPb.: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2003. 468 s. 15. Maslova S.A. Baskacheskaya organizatsiya na Rusi: vremya sushchestvovaniya i funktsii // Drevnyaya Rus'. Voprosy medievistiki. 2013. № 1(51). S. 27-40. 16. Gorskii A.A. Utverzhdenie vlasti Mongol'skoi imperii nad Rus'yu: regional'nye osobennosti // Istoricheskii vestnik. 2014. T. 10 [157]. S. 58-79. 17. Pochekaev R.Yu. I vnov' k voprosu o deistvii zolotoordynskikh pravovykh institutov na Rusi // Drevnyaya Rus' vo vremeni, v lichnostyakh, v ideyakh. SPb.; Kazan', 2016. Vypusk 6. S. 415-427. 18. Maiorov A.A. K voprosu o tul'skom baskachestve na zemlyakh severo-vostochnoi chasti Chernigovskogo knyazhestva XIII–XIV vv. // Zolotoordynskoe obozrenie. 2020. № 8 (1). S. 67-86. 19. Fedorov-Davydov G.A. Zolotoordynskie goroda Povolzh'ya. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1994. 252 s. 20. Cherkasova M.S. Ustyuzhskaya zemlya i problema severnorusskogo baskachestva v XIII – XIV vv. // Istoriya i kul'tura Rostovskoi zemli. 2014. Rostov, 2015. S. 5-20. 21. Istoriya SSSR. M.: Gosudarstvennoe sotsial'no-ekonomicheskoe izdatel'stvo, 1939. T. 1. 792 s. 22. Ocherki istorii SSSR. Period feodalizma IX—XV vv. Chast' I. IX-XIII vv. M.: Akademiya nauk SSSR, 1953. 984 s. 23. Istoriya SSSR. M.: Gospolitizdat, 1956. T. 1. 896 s. 24. Vsemirnaya istoriya. M.: Gospolitizdat, 1957. T. 3. 896 s. |