DOI: 10.7256/2454-0757.2020.9.33938
Received:
20-09-2020
Published:
04-10-2020
Abstract:
The subject of this research is the problems of professional piano education outlined by the Chinese and Russian authors. The article features a level model for description and summarization of the following relevant problems of Chinese piano education:1) locally observed (isolated) problems; 2) problems of insufficient professional qualification of pedagogical personnel; 3) absence of universal theoretical-methodological framework for preparation of the highly qualified personnel; 4) theoretical-methodological problems of fusion of the European fundamentals of pianism with the peculiarities of Chinese traditional culture. The levels are discerned by gradation of the problems from evident and local, i.e. in the experience of students and educators, to more general (abstract) problems, which being theoretical and methodological, manifest as the sources of problems of the previous level. The author reveals the sublevels of the highlighted problematic areas and makes emphasis on interconnectedness of the indicated problems. This leads to the conclusion that the source of difficulties in Chinese piano education lies in the unresolved problem of integration of the international experience of piano education into the educational realities of China. The author believes that the conflict between the national and the European in Chinese pianism could have been overcome by getting rid of the idea of incompatibility of these piano cultures and creating an integrative model of theoretical-methodological fundamentals of professional musical education, which would combine the positions of Chinese and Russian scholars and pedagogues dealing with the theoretical-methodological problematic.
Keywords:
professional education, musical education, Chinese pianism, piano pedagogy, vocational training problems, piano culture, Dialogue cultures, highly skilled personnel, level model, China
Довольно часто в средствах массовой информации можно слышать о значительных достижениях профессионального фортепианного образования Китая [см. 2, 9]. Описывается и развитая инфраструктура, и прекрасные учебные здания, оборудованные на высокопрофессиональном уровне, и значительное государственное финансирование проектов, связанных с музыкальным образованием, являющимся приоритетным направлением для правительства страны [9].
Кроме того, расцвет фортепианного образования в Китае, именуемый «фортепианным бумом»[1] привел к тому, что назвали «китайским бумом», т.е. широкую представленность китайских музыкантов, в том числе и пианистов, на международной сцене и на международных конкурсах. Иллюстрируя это явление можно упомянуть то, что третей в десятке лучших пианистов мира является китайская пианистка Юйцзя Ван (Yuja Wang), а в рамках первой тридцатки пианистов мирового уровня представлены еще два китайских пианиста: Ли Юнди (Li Yundi) – 19-ый и Ланг Ланг (Lang Lang) – 26-ой [8].
На первый взгляд кажется удивительным, что на фоне такого позитивного дискурса речь может идти о проблемах. Однако при более тщательном рассмотрении становится ясно, что те проблемы, о которых речь пойдет ниже, чаще всего, имеют качественные основания и потому могут быть скрыты за позитивными количественными показателями, которые в Китае, как в стране высоких достижения, являются основными. Примером тому может служить производящее впечатление безусловного достижения количество обучающихся игре на фортепиано в Китае - 25 миллионов человек [9], или то, что на XI Международном конкурсе юных пианистов имени Шопена, который проходил в 2018 году в Фошане в финал конкурса среди любителей вышло полторы тысячи участников (дети от 4-х лет и старше) [2]. Однако, как известно, количественные показатели никак не могут заменить качественные и потому тысяча слабо играющих китайских пианистов-любителей не смогут конкурировать с один выдающимся пианистом-профессионалом.
Действительно имеющие место завоевания фортепианного образования как в своем материальном (инфраструктура, дотации и т.д.), так и на педагогическом уровне (приглашение иностранных специалистов, стажировки преподавателей за рубежом и т.д.) относятся, чаще всего, только к учебным заведениям больших городов – Пекина, Шанхая, Тянцзинья, Сямынья и др. [1, с. 240]. По причинам отсутствия в Китае общей системы фортепианного образования, в городах периферии система подготовки будущих пианистов значительно отличается (в худшую сторону) от того, что демонстрируют ведущие консерватории страны. В связи с этим описание и обобщение проблем профессионального фортепианного образования считаем актуальными.
О педагогических проблемах китайской фортепианной школы писали многие исследователи: Айзенштадт С.А., Исаева Н.Г., [1], И Дин [3], Лян Сяомэй [7], Ли Чжэн, Е.П. Красовская [4], Лю Минхуэй [5], Лю Цин [6], Ню Яцянь [10], Савенко С.В. [12], Се Хен [13], Сюй Бо [14], Хо Да [15, 16], Чжоу Чжэнмао [17], и др. Эти исследователи выделяют большое разнообразие проблем, которые в той или иной степени перекликаются между собой. Однако представляется, что для более глубокого анализа и поиска теоретико-методологических оснований решения имеющихся сложностей необходимо системное обобщение и осмысление всего комплекса проблем фортепианного образования Китая. Поэтому, в данной статье мы попытаемся привести широкий спектр констатируемых в профессиональном фортепианном образовании проблем к упорядоченной системе и тем самым, проследить их возможные причины.
В работах русских и китайских исследователей различные проблемы китайской фортепианной школы, чаще всего, представлены в виде однопорядковых явлений. Однако в рамках работы обобщения и осмысления имеющийся комплекс актуальных проблем китайского фортепианного образования можно систематизировать, выделив их уровневую иерархию. В качестве основания выделения ступеней предлагаемой уровневой системы, берется градация проблем от явно наблюдаемых, т.е. данных в опыте самих студентов и их преподавателей до проблем более общих (абстрактных), которые, будучи теоретико-методологическими, выступают, в свою очередь, причинами проблем предыдущего уровня. Таким образом, получаемая ступенчатая система, в которой предлагается движение от частных проблем к проблемам более общим, может выглядеть следующим образом:
1. Локально наблюдаемые (точечные) проблемы в обучении китайских студентов, с которыми сталкиваются сами учащиеся и которые констатируют их преподаватели (пытающиеся эти проблемы преодолеть);
2. Проблемы недостаточной квалификации самих педагогических кадров, которые, чаще всего, и порождают проблемы первого уровня (с которыми, как уже было сказано выше, потом пытаются справиться преподаватели более высокой квалификации);
3. Отсутствие общей для всех высших учебных заведений теоретико-методической базы подготовки высококвалифицированных кадров в области фортепианного образования, влечет, как следствие, нехватку хорошо подготовленных педагогов-пианистов;
4. Проблемы в рамках методического сопровождения имеют место вследствие нерешенных теоретико-методологических трудностей, главное из которых является отсутствие общепринятого решения задачи сочетания европейских основ пианизма, с национально-культурной спецификой Китая.
Представляется, что без решения этой сложной теоретико-методологической проблемы, трудности создания методической базы для подготовки высококвалифицированных кадров, которые смогут качественно обучать китайских студентов, решены не будут. При этом необходимо отметить, что выделенные выше проблемы являются только узловыми точками более сложного конгломерата трудностей, которые имеются у профессионального фортепианного образования Китая. Для более глубокого осмысления далее развернем каждую из проблем по отдельности, проводя, при этом, связующие их параллели.
1. Локально наблюдаемые (точечные) проблемы
Описание проблемы этого уровня встречаются в работах, как русских, так и китайских исследователей. Так, С.А. Айзенштадт и Н.Г. Исаева, обобщая свой педагогический опыт и проведенное исследование среди своих китайских студентов в рамках Дальневосточного государственного института искусств, приходят к выводу, что главной проблемой, с которой сталкиваются русские преподаватели и их китайские студенты – это пробелы в предшествующей подготовке студентов и языковой барьер [1, с. 240]. Авторы констатируют, что студенты чаще всего прибывают из городов расположенных в Маньчжурии и уровень подготовки таких студентов соответствуют 3-4 классу русской музыкальной школы. Такие студенты едут учиться в Россию не только потому, что хотят приобщиться к русской традиции, но еще и потому, что точно знают, что пройти конкурсный отбор в лучшие консерватории Китая им не удастся [1, с. 240-242].
Кроме слабой базовой подготовки у китайских студентов, исследователями констатируется почти полное отсутствие теоретической подготовки, причем как у тех, кто посещал музыкальные школы, так и тех, кто обучался индивидуально у частных преподавателей [1, с. 240]. Наблюдается и ограниченность круга исполняемых произведений, так как базовое обучение в Китае, как правило, строилось на упражнениях и этюдах. Эту же последнюю проблему в своих работах отмечает и такой китайский ученый, как Се Хен [13, с. 110].
Серьезной, но преодолеваемой сложностью, которую далее будут констатировать и китайские исследователи, является сложности, в попытке ощутить «эмоционально-смысловое наполнение многих ключевых интонаций европейской музыкальной речи» [1, с. 242]. Как уже много раз повторялось, данный тип проблем связан с интонационным строем европейских языков и различием в системах ударений. При этом, как замечают С.А. Айзенштадт и Н.Г. Исаева, высокоодаренные студенты очень быстро схватывают эти закономерности, в то время как остальным студентом требуется чуть больше времени [1, с. 242].
Особый вид проявления языкового барьера отмечается в работе М.С. Осенневой, Кэ Мейли, описавших проблему китайских студентов-пианистов в освоении текстов первоисточников – методических пособий по вопросам фортепианной педагогики видных музыкантов России» [11, с. 158-159]. Большое разнообразие методической литературы имеющейся на русском языке продолжает быть скрытой от будущих педагогов-пианистов в силу невысокого уровня владения русским языком.
Ли Чжэн и Е.П. Красовская в своей работе, как и С.А. Айзенштадт, Н.Г. Исаева, отмечают проблемы с закрытостью эмоционального и образного содержания музыкальных произведений европейских авторов [4, с. 116]. Констатация этой же проблемы встречается в работе Хо Да, где он пишет об отсутствии у китайских студентов четкого образного представления содержания исполняемого произведения [16, с. 333]. То есть, можно говорить о том, что у китайских учащихся нет никакой естественной ассоциации на музыку, которая возникает у русских студентов.
Данная проблема напрямую вытекает из плохого знакомства с европейской культурой, которая, по сути, должна раскрываться через теоретические дисциплины или прямое знакомство с художественной литературой европейских авторов и другими разнообразными областями европейского искусства.
Важной проблемой китайского фортепианного образования, которая отмечается почти всеми исследователями и русскими и китайскими – это культ исполнителей-виртуозов. Основной акцент при обучении пианистов в Китае сделан на тренировку силы и беглости пальцев. Такой крен в сторону техничности играет негативную роль не сам по себе, а вследствие упущения другого важного компонента – художественного содержания произведения. В этой связи Сюй Бо констатирует вытекающую из предыдущей, проблему с самостоятельной интерпретацией произведений европейских композиторов, так как глубокому знакомству с содержанием исполняемого произведения студенты не обучены [14, с. 66]. Се Хен констатирует другую сторону той же проблемы, а именно зависимость от подражательности европейским эталонным образцам исполнения, которыми пытаются компенсировать содержательную недоработанность [13, с. 111].
Данная проблема перевеса количества (скорости, техничности, виртуозности игры на фортепиано) над качеством (содержательностью, осмысленностью) становится одним из ярких примеров недальновидности педагогической политики подобного рода, так как она не ведет к долгосрочным результатам. При этом подобная политика выбирается скорее из слабости подготовки педагогических кадров, нежели осознанно и потому можно говорить об отсутствии высококвалифицированных кадров, как о причине вышеизложенных составляющих данного уровня проблем фортепианного образования. К слову, это предположение подтверждается тем, что приехавшие в Россию со слабой подготовкой китайские студенты в скором времени, за счет усилия русских преподавателей, избавляются от наблюдаемых сложностей [1, с. 240].
Итак, обобщая вышесказанное, к проблемам локального, наблюдаемого уровня относятся:
1) слабая базовая подготовка китайских студентов;
2) языковой барьер, мешающий овладению методической литературой на русском языке;
3) отсутствие теоретической подготовки;
4) сложность в овладении интонационным строем европейской музыки;
5) сложность в понимании эмоционального и образного содержания европейской музыки;
6) перевес в сторону техничности, за счет упущения содержательной проработки произведения;
7) подражательность исполнения и связанная с этим слабое развитие способности к творческой интерпретации музыкального произведения.
2. Недостаточная профессиональная квалификация педагогических кадров
Все вышеперечисленные проблемы, как уже было сказано, преодолеваются силами высококвалифицированных педагогов. Соответственно, можно говорить о том, что допущение таких проблем имеет место из-за нехватки должной квалификации у преподавателей.
Возникновение этой проблемы в Китае связано с ранее упоминаемым «фортепианным бумом», когда сразу большое количество детей устремилось учиться играть на фортепиано. На всех желающих не было достаточного количества профессиональных педагогов и потому на образовательной сцене появились «псевдо - учителя» [12, с. 57], т.е. те, кто стремился заработать на имеющихся потребностях, не имея при этом не только надлежащей квалификации, но, чаще всего, и элементарных навыков игры на пианино. К сожалению, наличие такой, по сути, положительной черты китайской ментальности, как уважение и полное послушание учителю до сих пор не дает возможность выявить всех злоумышленников [1, с. 243]. Однако высокой квалификацией не могут похвастаться не только псевдо - учителя, но и выпускники многих провинциальных учебных заведений.
И Дин констатирует, что большинство выпущенных профессиональных пианистов имеют слабый уровень подготовки [3, с. 110] и при этом, как замечает Чжоу Чжэнмао, эти же вчерашние выпускники остаются преподавать в своих вузах и дальше продолжают обучать слабо квалифицированных специалистов [17, с. 122-123]. Кроме этого, бичом фортепианного образования является нежелание работающих педагогов самостоятельно повышать свой профессиональный уровень за счет знакомства с мировыми стандартами и достижениями старших коллег, работающих в более престижных вузах. Такие преподаватели осознанно выбирают преподавать так, как обучали их и более того, могут пробовать придумывать собственные методики обучения, или, основываясь на ограниченном знании европейских методов подготовки пианистов, выбирать не оправдавшие себя технологии (типа ранее упоминаемой пальцевой техники) [17, с. 123].
Кроме того, нехватка преподавателей привела к изменению формы обучения с индивидуального, т.е. «педагог – ученик», на коллективное, когда с одним учителем сразу могут заниматься два, три, а то и четыре студента. Естественно, что такие занятия не дают желаемого результата, так как требуемого на каждого ученика внимания и времени у преподавателя, попросту нет.
Другой стороной недостаточной квалификации педагогов является неспособность вести научно-методическую деятельность [7, с. 208]. Вследствие этого педагоги не могут не соответствовать предъявляемым им методическим требованиям, ни решать повсеместно возникающие педагогические сложности, ни совершенствовать процесс обучения. Кроме того, такие специалисты не ведут научно-исследовательской работы, а требуемые для продолжения работы научные публикации покупают у сторонних организаций.
У этой проблемы есть еще более глубокий уровень, который в своей работе вскрывает И Дин, когда пишет не просто о недостаточной научной квалификации преподавателей, а о порочном замкнутом круге, в который попадает молодой студент, а потом и педагог, вынужденный зарабатывать деньги, набирая большое количество учеников и лишая себя, таким образом собственного качественного образования, чтобы опубликовать свои кое как написанные статьи. Ограниченное количество китайских научных изданий посвященных теме музыки и в частности фортепианной культуре приводит к ситуации, когда за публикацию своей статьи приходится платить большие суммы денег. При этом не публиковаться нельзя в силу общего требования соответствовать количественным показателям публикационной активности [3, с. 113]. Естественно, что ни о качестве обучения таких преподавателей, ни о качестве их научной работы говорить нельзя.
Таким образом, проблема недостатка квалификации педагогов-пианистов, являясь причиной появления конкретно наблюдаемых проблем их учеников, может быть разложена на следующие составляющие:
1) замкнутость проблемы плохой подготовки кадров на недостаточное количество преподавателей с высокой квалификацией;
2) наличие псевдо – учителей;
3) нежелание недостаточно квалифицированных педагогов самостоятельно повышать свой профессиональный уровень;
4) смена формы обучения с индивидуального – «ученик-учитель», на коллективное – «несколько учеников – учитель»;
5) неспособность вести научно-методическую деятельность;
6) ограниченность научных изданий в сфере фортепианной музыки и образования и высокая стоимость публикаций в них;
7) недостаток у студентов и молодых преподавателей времени для самостоятельного обучения и качественной научной деятельности из-за необходимости зарабатывать на публикационную активность.
3. Отсутствие общей теоретико-методической базы подготовки высококвалифицированных кадров
Об этой проблеме, лежащей в области построения системы профессионального фортепианного образования, пишут уже только китайские ученые, знающие теоретико-методические проблемы «из нутрии». Кроме этого, в силу масштабности и общности проблемы, малочисленны и составляющие описываемых сложностей. Так, три китайских исследователя, обратившиеся к этой проблематики, описывают ее в сходных выражениях, как нехватку единых методических принципов обучения, учебных программ и учебных планов, отсутствие учебных пособий и методичек, которые бы строились на общей методологической базе [10, с. 110; 13, с. 110; 17, с. 123].
При этом причинами этой проблемы, в первую очередь являются замкнутый на себе недостаток в специалистах, способных решать проблемы такого уровня сложности, а также затруднения в коммуникации между вузами и специалистами. Если о первой стороне проблемы мы говорили ранее, то вторая заключается в том, что на данный момент не соединены в единую мобильную, просматриваемую сеть учебные организации и специалисты этой области знания, а потому они все еще существуют и работают в неведении о достижениях и проблемах друг друга.
Обе эти причины, составляющие обсуждаемую проблему, можно также свести к уже ранее упоминаемой проблеме нехватки периодических изданий, в которых можно было бы не только публиковать свои работы в сфере фортепианного образования, но и черпать из них новые знания, преодолевая разрыв коммуникации между центром и периферией. Кроме того, той же цели может служить система постоянного научного обмена наработками и учебными пособиями (например, на уровне библиотек или научных сообществ), которые сейчас затруднены отсутствием прямых или межвузовских контактов.
Проблема отсутствия теоретико-методической базы приводит и к невозможности контроля деятельности высших музыкальных учебных заведений, так как нет стандартов, которым надлежало бы следовать. Поэтому контролирующие мероприятия могут носить исключительно рекомендательный характер, а значит, по сути, не решают проблемы отсева неквалифицированных кадров. К слову, затруднением на пути искоренение массы плохо подготовленных преподавателей является также все еще не решенная проблема недостатка в преподавателях, которые все еще требуются в больших количествах на продолжающую расти армию все новых и новых студентов.
Таким образом, причинами и составляющими данного уровня проблемы являются:
1) недостаток в общей методике, учебных программах и планах, а также учебных пособиях, построенных по единому методологическому основанию;
2) недостаток качественных научных работ, написанных по теме теоретико-методологических проблем;
3) проблема коммуникации между вузами и специалистами в области профессионального фортепианного образования;
4) недостаток качественных научных изданий, в которых можно было бы публиковать научные работы, и по которым можно было бы повышать свой профессиональный уровень;
5) невозможность проведения контрольно-мониторинговых мероприятий вследствие отсутствия единого стандарта качества преподавания.
4. Теоретико-методологические проблемы сочетания европейских основ пианизма и национально-культурной специфики Китая
Корневой проблемой, являющейся причиной вышеописанных трудностей профессионального фортепианного образования, можно назвать все еще не решенную задачу освоения достижений зарубежных фортепианных традиций китайской пианистической школой [7, с. 209; 10, с. 110; 13, с. 111; 15, с. 223;].
Как мы описали в параграфе 1.1., зарубежных фортепианных школ, повлиявших на становление китайской фортепианной культуры достаточно много, и можно смело говорить об укорененности фортепианной традиции в Китае. Однако до сих пор не преодолен мнимый конфликт между идеей европейского и китайского пианизма. Некоторые исследователи формулируют эту точку зрения как непреодолимое «наличие существенных различий между музыкальными традициями Китая и Европы (России), что обуславливает наличие труднопреодолимых различий в музыкальном мышлении представителей двух разных культур» [15, с. 223]. Представляется, что боязнь потерять свою китайскую уникальность в европейской традиции иллюзорна и не имеет под собой исторического и теоретического основания, но при этом все еще стоит в качестве препятствия к выработке общей теоретико-методологической базы профессионального фортепианного образования.
Необходимо говорить о том, что недостает методологической работы интеграции того, что можно назвать международным уровнем фортепианного образования (к которому и стремится Китай) и теми образовательными реалиями, с которыми встречается специалист в системе китайского фортепианного образования. Постепенное доведение китайской образовательной реальности до мирового уровня преподавания игры на фортепиано и есть та задача, которая должна решаться на этом общем уровне проблем. Еще раз подчеркнем, что при этом не идет речи о подчинении национального европейскому или наоборот – интеграция проходит на более высоком уровне – приобщение к международной фортепианной культуре.
Таким образом, составляющими этой общей, корневой проблемы являются:
1) преодоление идеи конфликта между европейским и китайским пианизмом;
2) необходимость непосредственной методологической работы по интеграции международного опыта фортепианного образования в образовательные реалии Китая.
Ляо Сяомэй, вслед за Ню Яцянь ставит вопрос: «Можно ли считать залогом успеха обучение за пределами Китая, в авторитетных центрах Европы, США, России или это результат образования на родине?» [7, с. 206]. К сожалению, проблемы, рассмотренные выше, приводят к неудовлетворительному ответу на поставленный вопрос, так как ясно, что с той методической и теоретико-методологической базой, которая есть сейчас, самостоятельно подготовить пианистов международного уровня Китай пока не может и залогом успеха китайских звезд пианизма является как раз зарубежное образование. Однако это скорее задача, которую и пытаются решить китайские ученые и исследователи, а не причина унывать.
[1] «Фортепианный бум», начиная с 1980-х годов, поражается лавинообразным ростом китайцев, желающих освоить фортепиано. Сегодня обучение музыке и игре на инструменте является частью обязательной школьной программы и на 2012 год насчитывалось порядка 300 миллионов детей, осваивающих игру на фортепиано [6].
References
1. Aizenshtadt S. A., Isaeva N. G. Obuchenie kitaiskikh studentov v klasse spetsial'nogo fortepiano. Iz opyta Dal'nevostochnogo gosudarstvennogo instituta iskusstv // Manuskript. 2019. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-kitayskih-studentov-v-klasse-spetsialnogo-fortepiano-iz-opyta-dalnevostochnogo-gosudarstvennogo-instituta-iskusstv (data obrashcheniya: 20.01.2020).
2. Elina S. V Kitae zavershilsya XI Mezhdunarodnyi konkurs yunykh pianistov im. Shopena // Rossiiskaya gazeta ot 01 sentyabrya 2018 goda. URL: https://rg.ru/2018/09/01/v-kitae-zavershilsia-xi-mezhdunarodnyj-konkurs-iunyh-pianistov-imeni-shopena.html.
3. I Din Aktual'nye problemy sovremennogo fortepiannogo obrazovaniya v Kitae / Din I // Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena. – 2017. – №185. – S. 109-114.
4. Li Chzhen, Krasovskaya E. P. K probleme ispolnitel'skogo osvoeniya evropeiskoi programmnoi muzyki studentami kitaiskoi Narodnoi Respubliki na fortepiannykh zanyatiyakh / Chzhen Li, E. P. Krasovskaya // Vestnik kafedry YuNESKO «Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie». – 2017. – №1 (17). – S. 115-125.
5. Lyu Minkhuei K probleme osvoeniya istorii russkoi muzyki studentami KNR / Minkhuei Lyu // Prepodavatel' KhKhI vek. – 2014. – №2. – S. 163-172.
6. Lyu Tsin Vysshee muzykal'no-pedagogicheskoe obrazovanie v Kitae na rubezhe XX-XXI vv. // Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena. 2008. №74-2. S. 183-187.
7. Lyan Syaomei O reformirovanii i razvitii fortepiannoi pedagogiki v sovremennoi Kitae / Lyan Syaomei // Kul'tura i suchasnist'. – 2015. – №1. – S. 205-210.
8. Mirovoi reiting pianistov obnovlen v 2019 godu [Elektronnyi resurs] // Kul'tura VRN. – 2019. – 1 aprelya. – Rezhim dostupa: https://culturavrn.ru/music/26917 (data obrashcheniya: 18.11.19).
9. Murav'eva I. Rakhmaninov s aktsentom. 25 millionov kitaiskikh pianistov udivyat mir [Elektronnyi resurs] / I. Murav'eva // Rossiiskaya gazeta-Federal'nyi vypusk № 151(5824). – 2012. – 5 iyulya. – Rezhim dostupa: https://rg.ru/2012/07/05/piano-kitay.html (data obrashcheniya 23.10.2019).
10. Nyu Yatsyan' O fortepiannoi pedagogike v sovremennom Kitae / Yatsyan' Nyu // Prepodavatel' KhKhI vek. – 2009. – №2-1. – S. 108-112.
11. Osenneva M. S., Ke Meili Pedagogicheskie usloviya izucheniya fortepiannykh shkol Rossii na rubezhe XIX-XX stoletii studentami kitaiskoi Narodnoi Respubliki // Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie. 2018. №2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-izucheniya-fortepiannyh-shkol-rossii-na-rubezhe-xix-xx-stoletiy-studentami-kitayskoy-narodnoy-respubliki (data obrashcheniya: 20.01.2020).
12. Savenko S. V. Dostizheniya sovremennoi kitaiskoi sistemy muzykal'nogo obrazovaniya [Tekst] // Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy X Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chita, aprel' 2018 g.). — Chita: Izdatel'stvo Molodoi uchenyi, 2018. — S. 57-60. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14053/ (data obrashcheniya: 20.01.2020).
13. Se Khen Problemy fortepiannoi pedagogiki v Kitae / Khen Se // Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena. – 2016. – №179. – S. 109-113.
14. Syui Bo Kitaiskie pianisty na rubezhe KhKh-KhKhI vekov: ispolnitel'skie dostizheniya i sistema obucheniya / Bo Syui // Yuzhno-Rossiiskii muzykal'nyi al'manakh. – 2011. – №1. – S. 59-68.
15. Kho Da Osobennosti metodiki raboty s kitaiskimi studentami nad polifonicheskim sochineniem evropeiskikh kompozitorov v klasse fortepiano v vuze: raskrytie ideino-obraznogo soderzhaniya, osvoenie intonatsionno-opornykh vekh, sovershenstvovanie ispolnitel'skoi tekhniki / Da Kho // Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya. – 2018. – T.7. №1(22). – S. 223-226.
16. Kho Da Spetsifika raboty kitaiskikh studentov nad zvukom v fortepiannom klasse muzykal'nogo vuza // MNKO. 2018. №2 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-raboty-kitayskih-studentov-nad-zvukom-v-fortepiannom-klasse-muzykalnogo-vuza (data obrashcheniya: 20.01.2020).
17. Chzhou Chzhenmao Dostizheniya i problemy v obuchenii igre na fortepiano v vuzov Kitaya // Aktual'nye problemy sovremennoi nauki. – 2008. № 2(40). S. 122-123.
|