Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

NB: Administrative Law and Administration Practice
Reference:

Peculiarities associated with police inquiry into administrative violations committed on the Internet

Novgorodov Dmitrii

Lecturer at the Department of Administrative Rights and Administrative Activities of the Police, Moscow Regional Branch of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot

143100, Russia, Moskovskaya oblast', pos. Staroteryaevo, MOF MosU MVD Rossii, UK 21, kab. 316

nowdi1@ya.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2306-9945.2020.2.33567

Received:

30-07-2020


Published:

10-08-2020


Abstract: The object of this research consists in public relations that form in the course of initiation of cases on administrative violations committed on the Internet as part of the duties of law enforcement agencies. The subject of this research is the federal legislation and departmental normative legal acts of the Russian Federation regulating the organization of work of different police units, as well as case law materials. Analysis is conducted on the national legislation, statistical data provided by the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, case law on administrative violations that were committed on the Internet. Having analyzed the materials of cases on administrative violations committed on the Internet, the author concludes that the law enforcement agencies sometimes evade their official duties, and exercise functions not typical of their positions. For example, the district police officers monitor the Internet for prevention and identification of administrative offences in the area served by them; if evidence of an offence is detected, administrative proceedings are initiated. The author offers the ways for solving the indicated problem.


Keywords:

police, credentials, grounds, administrative offense, arbitrage practice, the Internet, initiation of a case, wrongful act, administrative law, administrative code


По данным МВД России [7] в результате распространения в нашей стране инфекции COVID-19 в январе-марте 2020 года сократилось число преступлений, совершаемых в общественных местах. Так, в первом квартале было зарегистрировано 153,9 тыс. преступлений, что на 1,4 процента меньше, чем в первом квартале прошлого года. В свою очередь количество преступлений, совершенных в общественных местах сократилось на 3,3 процента.

В то же время по данным МВД России увеличилось количество преступлений, совершенных посредством информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе сети Интернет и средств мобильной связи. Так в январе-марте текущего года выявлено 101,5 тыс. преступлений, рост составил 83,9%, в два раза выше чем в 2019 году. В общей статистке по совершенным преступлениям, количество таких преступлений в годовом исчислении увеличилось с 11,2 до 19,9% [7].

Следует отметить, что статистка административных правонарушений, совершенных посредством сети Интернет не ведется. Но, по нашему мнению, количество таких правонарушений так же увеличивается.

Это обусловлено тем, что, во-первых, административное законодательство постоянно совершенствуется, за прошедшие 8 лет было внесено более 10 [2; 3] изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [1] (далее – КоАП), касающихся правонарушений, совершаемых с использованием сети Интернет, кроме этого в КоАП содержится достаточно большое количество административных правонарушений, которые могут быть совершены в сети Интернет, но об этом прямо в статьях не указано.

Во-вторых, сотрудники правоохранительных органов, в том числи органов внутренних дел, в последние годы стали активно возбуждать производства по делам об административных правонарушениях, совершенных посредством сети Интернет.

В законодательстве и теории права процессуальное основание начала производства по делам об административных правонарушениях принято назвать поводом.

Основанием возбуждения дела об административном правонарушении, совершенном посредством сети Интернет, является совершение лицом противоправного деяния с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Как правило возбуждению административного расследования предшествует получение информации о таком деянии с указанием имеющихся признаков административного правонарушения, то есть наличие повода к возбуждению дела об административном правонарушении.

В законе закреплен исчерпывающий перечень поводов возбуждения дел об административном правонарушении, так в соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ к ним относятся, в том числе непосредственное обнаружение, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, и др.

Следовательно, любое должностное лицо, при наличии одного из указанных поводов, учитывая ст. 23.3 и ст. 28.3 КоАП РФ может возбудить дело об административном правонарушении, совершенном в сети Интернет, путем составления протокола или иного процессуального документа.

Однако в пункте 1 Приказа МВД России от 30 августа 2017 г. № 685 [5] указано, что протоколы об административных правонарушениях, вправе составлять сотрудники с учетом осуществляемых ими полномочий.

Проанализировав судебную практику по делам об административных правонарушениях, совершенных посредством сети Интернет, мы выяснили, что поводом для возбуждения дела может быть любой указанный в законе в зависимости от конкретного правонарушения.

Например, в материалах дела № 5-262/2019 [9] от 13 ноября 2019 г. указано, что в ходе рассмотрения обращения гражданина «ФИО1» установлено, что на странице сайта социальной сети «ВКонтакте» зарегистрированный под именем «ФИО2» разместил к свободному доступу и скачиванию изображение, побуждающее проявление интереса у неопределенного круга лиц к наркотическим средствам, психотропным веществам и их прекурсорам… Таким образом мы видим, что оперуполномоченным по особо важным делам УНК ГУ МВД России возбудил дело об административном правонарушении по заявлению гражданина, в рамках своих полномочий.

В свою очередь, в материалах дела № 5-433/2019 [11] от 10 сентября 2019 г. указано, что в ходе проведения мониторинга социальной сети «ВКонтакте» УНК УМВД РФ по Липецкой области по адресу «vk.com/…», на персональной странице «ФИО», обнаружено размещенное к свободному доступу и скачиванию видеоизображение «Растаманы …», которое согласно заключению эксперта, содержит признаки пропаганды наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров… В указанных материалах, поводом для возбуждения дела послужило непосредственное обнаружение, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения сотрудником УНК. Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 10.18 «Положения о Главном управлении по контролю за оборотом наркотиков МВД России» [4] одной из функций УНК является «участие в мониторинге наркоситуации в Российской Федерации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»». Следовательно, сотрудник УНК выполнил добросовестно свои служебные обязанности в соответствии с установленными требованиями.

В материал дела № 5-347/2019 [10] от 21 ноября 2019 г., указано, что в ходе проведения профилактических мероприятий сотрудниками ЦПЭ УМВД России по Приморскому краю по противодействию экстремистской деятельности в сети «Интернет» выявлен факт публичной демонстрации пользователем меcсенджеровой социальной сети «WhatsApp» ФИО в свободном доступе запрещенной символики запрещенной на основании решения суда экстремистской организации «данные изъяты». Указанная информация была передана участковому уполномоченному полиции (далее – УУП) ОП № 3 УМВД России по г. Владивостоку, который составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ. Таким образом, участковый возбудил дело об административном правонарушении в соответствии с установление требованиями, на основании информации поступившей из правоохранительных органов, а именно ЦПЭ УМВД России.

В свою очередь, материалы дела № 5-49/2019 [8] от 18 ноября 2019 г. содержат информацию о том, что УУП ОП по Ельнинскому району выявлен факт совершения административного правонарушения, а именно в социальной сети интернет «Вконтакте» на персональной странице пользователя «ФИО» размещен аудиофайл «Хорс…», признанный решением Благовещенского городского суда от 14.09.2017 года экстремистским материалом и включенный в «Федеральный список экстремистских материалов» под номером 4322. На основании указанного повода был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 20.29 КоАП РФ.

Однако, приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 [6] «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» не содержит такой формы работы УУП как исследование или мониторинг сети Интернет. Следовательно, выявление правонарушений в сети Интернет не входит в обязанности участкового уполномоченного полиции, он не имеет соответствующих полномочий и просмотр информационных ресурсов, социальных сетей не является его функцией.

Отметим, что просмотр интернет-ресурсов в служебное время, учитывая огромную загруженность УУП, отвлекает его от исполнения своих непосредственных обязанностей, прежде всего от профилактики правонарушений и преступлений на закрепленном административном участке. Представляется, что выявление участковым уполномоченным полиции административного правонарушения, совершенного в сети Интернет, свидетельствует об уклонении от исполнения своих должностных обязанностей на административном участке.

В этой связи, представляется, что было бы правильным предоставить сотрудникам органов внутренних дел, в том числе участковым уполномоченным полиции полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях в сети Интернет только при поступлении к ним соответствующих обращений, заявлений, сообщений, указанных в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.

Следует отметить, что в системе органов внутренних дел с 1999 г. функционируют специальные подразделения, относящиеся к Управлению «К», которые осуществляют выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере высоких технологий, в том числе, совершаемых с использованием сети Интернет. Однако, к ведению подразделений Управления «К» не относится выявление административных правонарушений и осуществление производства по ним.

В этой связи, учитывая вышесказанное, а также развитие научно-технического прогресса, с целью выявления, пресечения и профилактики административных правонарушений в сети Интернет, необходимо в подразделениях органов внутренних дел на региональном или районном уровне в «тестовом режиме» ввести специализированные должности по мониторингу сети Интернет на предмет выявления административных правонарушений и преступлений на обслуживаемой территории.

References
1. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 № 195-FZ // Rossiiskaya gazeta, № 256, 31.12.2001.
2. Federal'nyi zakon ot 12.11.2012 № 192-FZ «O vnesenii izmenenii v Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh» // Rossiiskaya gazeta, № 262, 14.11.2012.
3. Federal'nyi zakon ot 05.05.2014 № 128-FZ «O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii» // Rossiiskaya gazeta, № 101, 07.05.2014.
4. Prikaz MVD Rossii ot 23.04.2016 № 209 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Glavnom upravlenii po kontrolyu za oborotom narkotikov Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii» // SPS Konsul'tantPlyus, 2020.
5. Prikaz MVD Rossii ot 30 avgusta 2017 g. № 685 «O dolzhnostnykh litsakh sistemy Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii, upolnomochennykh sostavlyat' protokoly ob administrativnykh pravonarusheniyakh i osushchestvlyat' administrativnoe zaderzhanie» // SPS Konsul'tantPlyus, 2020.
6. Prikaz MVD Rossii ot 29 marta 2019 g. № 205 «O nesenii sluzhby uchastkovym upolnomochennym politsii na obsluzhivaemom administrativnom uchastke i organizatsii etoi deyatel'nosti» // SPS Konsul'tantPlyus, 2020.
7. Ofitsial'nyi sait Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii // URL: http://mvd.ru (data obrashcheniya: 20.06.2020).
8. Postanovlenie El'ninskogo raionnogo suda Smolenskoi oblasti № 5-49/2019 ot 18 noyabrya 2019 g. po delu № 5-49/2019 // Sudebnye i normativnye akty Rossiiskoi Federatsii. URL: https://sudact.ru (data obrashcheniya: 24.06.2020).
9. Postanovlenie Tsentral'nogo raionnogo suda g. Voronezha № 5-262/2019 ot 13 noyabrya 2019 g. po delu № 5-262/2019 // Sudebnye i normativnye akty Rossiiskoi Federatsii. URL: https://sudact.ru (data obrashcheniya: 24.06.2020).
10. Postanovlenie Pervorechenskogo raionnogo suda g. Vladivostoka № 5-347/2019 ot 21 noyabrya 2019 g. po delu № 5-347/2019 // Sudebnye i normativnye akty Rossiiskoi Federatsii. URL: https://sudact.ru (data obrashcheniya: 24.06.2020).
11. Postanovlenie Sovetskogo raionnogo suda g. Lipetska № 5-433/2019 ot 10 sentyabrya 2019 g. po delu № 5-433/2019 // Sudebnye i normativnye akty Rossiiskoi Federatsii. URL: https://sudact.ru (data obrashcheniya: 24.06.2020).