Library
|
Your profile |
Sociodynamics
Reference:
Saryglar S.A.
Specificity of interethnic integration in Russia’s border region in the period of intense migration processes
// Sociodynamics.
2020. № 7.
P. 15-24.
DOI: 10.25136/2409-7144.2020.7.33557 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=33557
Specificity of interethnic integration in Russia’s border region in the period of intense migration processes
DOI: 10.25136/2409-7144.2020.7.33557Received: 22-07-2020Published: 29-07-2020Abstract: The questions of interethnic integration hold the key role in modern research. It particularly pertains to border regions, which are the center of continuous migration flow. Constant change of ethnic and cultural structure of the society requires taking measures on for minimization of negative manifestation of interethnic relations, as well as measures on the development of integration processes in the society. The subject of this research is the specificities of interethnic integration in Russia’s border region in the period of intense migration processes. The goal consists in determination of peculiarities of interethnic relations in Altai Krai, specifics of interethnic integration in border region from the perspective of exclusion/acceptance of foreign migrants by the locals. The results of surveys conducted in 2015 and 2019 by Altai State University in the Altai Krai (n=1753) are presented. Application of frequency and factor analysis allowed identifying positive and negative practices of interethnic integration, factors of exclusion and inclusion of foreign migrants, as well as comparing interethnic relations in the region. The scientific novelty of this work lies in description of the specifics of interethnic integration in border region through the prism of exclusion/acceptance of foreign migrants by the local community. Keywords: integration, inter-ethnic integration, border regions, Altai territory, Russia, interethnic relations, factors of integration, social integration, integration process, Russian Borderlands
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ №19-311-90039 «Аспиранты. Адаптивные стратегии мигрантов стран СНГ с позиции социальной эксклюзии/принятия местного сообщества приграничного региона России» (2019-2021).
Введение Исследование проблем межнациональных отношений можно отнести к одному из полинаучных направлений, которые не теряют своей актуальности. С развитием миграционных процессов вопросы межнациональных отношений, межэтнической интеграции становятся объектами не только научных дискуссий, но и активно освещаются и обсуждаются в СМИ, кино и телевидении. На сегодняшний день существует несколько научных подходов, объясняющих сущность интеграции. В общем смысле интеграция представляет собой объединение различных элементов или частей в единое целое, в котором все элементы не только находятся вместе, но и взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют друг с другом. Процесс интеграции может быть реализован с целью создать новую систему, так и для улучшения уже существующей [1]. Понятие «межэтническая интеграция» неразрывно связано с понятием «социальная интеграция». Социальная интеграция занимает ключевую позицию в социологических теориях и исследованиях и считается наиболее оптимальным способом аккультурации в новом обществе. Вопросы интеграции подробно рассматривается в системном подходе Т. Парсонса. В основу подхода легла идея том, что интеграция есть главный компонент функционирования социальной системы. Стабильность и устойчивость существования системы зависит от формирования механизмов социальной интеграции. Т. Парсонс подчеркивает культурную обусловленность, ценностную составляющую интеграционного процесса. При социальной интегрированности вырабатываются общие для всех субъектов социума нормы поведения и культурные стандарты. Такие стандарты «являются формами стандартной ценностной ориентации и как таковые составляют особенно важную часть культурной традиции социальной системы» [2]. Поэтому социальная интеграция – это, прежде всего, процесс гармонизации отношений между индивидами, группами, этносами и государствами [1]. Изучение вопросов существования этносов, их интеграции и развития занимает центральные позиции в трудах отечественного этнолога, историка В.А. Тишкова. Так, согласно его взглядам, межэтническая интеграция представляет собой форму взаимодействий этнических групп, основанной на совместном или раздельном использовании ресурсов, форму взаимодействий внутри государства или региона этносов, отличающихся своим языком и культурой и не приводящих к появлению новых этносов [3]. Основываясь на вышеперечисленных определениях, межэтническую интеграцию можно определить как процесс интегрирования и объединения этнических в групп в единую систему, в которой поддерживается гармонизация взаимоотношений между ее субъектами. Межэтническая интеграция достигается через целенаправленные действия, не противоречащие социально-политическим, культурным составляющими общества[4]. Межэтническая интеграция является важнейшим фактором социально-культурной, социально-политической динамики развития как всего общества, так и отдельных этносоциумов. Состояние интегрированности этносоциумов определяется намерениями самих участников, уровнем сполоченности и конгруэнтности, также социальной дистанцией между всеми этнокультурами. Также межэтническая интеграция неразрывно связана и определяется титульным или нативным языком в обществе, так как язык является первичным инструментом интеграции в любом обществе и исключает многие социальные, экономические, межнациональные конфликты. Интеграция, как позитивная форма межэтнических взаимоотношений, позволяет различным этносам объединяться в более крупные сообщества, при этом сохраняя собственную этническую культуру. Помимо интеграции также выделяют несколько форм межэтнических взаимодействий. В классификации С. Бочнера выделяют такие типы межэтнических взаимоотношений, как: - геноцид – с греческого genos – род, племя, латинского caedo – убить. Слово «геноцид» впервые был введен польским юристом Р. Лемкиным. Геноцид представляется как «одно из тягчайших преступлений против мира и преступлений человечества, действия, совершенные с намерением уничтожить полностью или частично какую – либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу» [5]. Геноцид этносов или этноцид выражается в подавлении интересов, прав и свобод отдельных этносов и национальностей с дальнейшим уничтожением их культуры и нации. Намерение уничтожить ту или иную группу может быть осуществлено прямо или косвенно. Прямой геноцид всегда осуждается мировым сообщества и наказуем, поэтому принимает латентные косвенные формы. Геноцид этнической группы может также проявляться трансформации исторически сложившейся культурной, природной среды этноса, экономическом, биологическом вмешательстве [6]. Вмешательство экономического характера приводит к росту социального неравенства между этносами, что непосредственно служит одним из превалирующих факторов межнациональной напряженности. Процессы направленной трансформации культурно-исторической среды этнического сообщества с целью дальнейшего уничтожения самой группы можно описать термином «этноцид». Исчезновение культуры народа, этнического языка, традиций и индивидуальности группы, особенно в современную эпоху мультикультурализма, происходит постепенно и незаметно и активизирует необратимые процессы «вымирания» этносоциумов. Вопросы о преднамеренных биологических вмешательствах только становятся объектом научных и социально-политических дискуссий. Изменение биологической природы человека становится возможным благодаря развитию таких научных направлений, как генная, клеточная инженерия, биотехнология и другие. Злоупотребление научных методов, приводящих к генетическому видоизменению человечества, также может быть одним из видов косвенного геноцида популяции человечества, так и различных этнических групп. Проблематику экологических войн или экоцида подробно рассматривают в естественных науках. Экоцид, как отмечают некоторые исследователи, в том числе Ю.В. Черновицкая, также может быть косвенной формой геноцида, и это есть «война против будущих поколений» [5]. За всю историю человечества не раз наблюдались практики геноцида отдельных народов и наций. Но, несмотря на это и существование латентных форм его проявления, расширяются возможности раннего диагностирования и профилактики негативных проявлений межэтнического взаимодействия. - ассимиляция - лат. assimilatio – уподоблять. Ассимиляция представляет собой один из видов инкорпорации этнического меньшинства в новое общество, в процессе которого происходит постоянное добровольное или принудительное принятие меньшинством культурных установок, норм, ценностей, поведенческих моделей доминантного этноса. При вхождении в новую этнокультурную среду человек испытывает внутренние и внешние изменения, начиная от перестройки порядка быта и заканчивая трансформацией этноконфессиональной идентичности [6]. Процессы ассимиляции, несмотря на усилия по интеграции общества, незаметно развиваются. Увеличение количества смешанных браков, языковых ассимиляций, практик использования традиций и обычаев являются тому доказательством. Ассимиляция как целенаправленное социально-политическое и социально-психологическое вмешательство противоречит международным правам человека и может явиться предпосылкой межнациональных конфликтов и геноцида. Межэтнические контакты на основе ассимиляции – это «поглощение одного этноса другим с полным забвением происхождения и былых традиций» [7]. - сегрегация, от позднелатинского «segregatio» - отделение. Она выражается в раздельном развитии этносов, предпочтении той или иной нации. В научной литературе чаще всего можно встретить понятие «сепарация», также описывающее процессы разделения, или отделения групп и индивидов. Вопросы сепарации личности являются предметом анализа и исследований психологии. В ней сепарация представляется как изоляция взаимосвязанных групп и личностей друг от друга с последующим изменением их взаимоотношений, нарушением когнитивной, функциональной и эмоциональной независимости субъектов [8]. При сепарации или сегрегации, с одной стороны, этнос приобретает «чувство собственного достоинства», становится самостоятельным и независимым, приобретает социально-психологическую, политическую свободу. С другой стороны, этническая сегрегация населения служит фактором конфликтогенности в обществе, этнической изоляции и разобщенности государства. Особенно в многонациональных государствах или приграничных регионах попытки сегрегации общества более опасны и могут спровоцировать риски национальной безопасности [9; 10]. Таким образом, этническая сегрегация есть процесс отделения этнических групп друг от друга, политика, направленная на независимое и самостоятельное существование этносоциумов, что является невозможным и разрушительным для современного полиэтничного мира. В современной науке можно встретить ряд других теоретических моделей, описывающие межэтнические взаимоотношения. К их числу можно отнести модель «плавильный котел», которая предусматривает формирование новой идентичности по формуле «сплавления», смешивания всех этносов, характерная для американского культурного развития [11]. Также к их числу стоит отнести модель «культурного плюрализма», или «мультикультурализма», которая находит свое практическое применение в европейских странах. Мультикультурализм предполагает толерантное сосуществование людей с различными идентичностями, но реализуется по принципу главенства меньшинства. В таком обществе исключаются вопросы о преимуществах большинства (доминирующего или коренного этноса), а политика направлена на защиту различных уникальных идентичностей (меньшинства) [11]. Мультикультурализм – достаточно новая, но также сложная научная категория. Мультикультурализм означает существование различных добровольных культурных контактов, на основе которых формируется новая культура [12]. В стремлении сохранить собственную культурно-этническую идентичность и включиться в другую культуру человек пытается аккультурироваться, выбрав для себя наиболее подходящий тип межэтнических взаимодействий. Канадский психолог, автор концепции двух измерений идентичности Дж. Берри выделяет четыре стратегии аккультурации: ассимиляция, интеграция, сепарация, которые были рассмотрены выше, а также маргинализация (когда индивид опровергает свою культуру, но и не принимает новую). Дж. Берри наглядно дает характеристики данных стратегий с точки зрения их положительных/отрицательных сторон и по отношению к доминирующей/недоминирующей группе [13]. Методика и методы исследования Изучение вопросов межэтнической интеграции занимает ключевую позицию в современных исследованиях. Характер межэтнической интеграции – ключевой показатель социальной безопасности, в частности, в приграничных регионах, в которых сосредоточен основной миграционный поток. Российская Федерация имеет самую протяженную государственную границу в мире – более 60 тыс. км. и занимает первое место по количеству стран–соседей. Данные Федеральной службы государственной статистики России показывают, что в 2019 г. в Россию прибыло 701 234 человек, а миграционный прирост составил 285103 человек [14]. Поэтому предметом нашего исследования мы определили особенности межэтнической интеграции в приграничном регионе России в период интенсивных миграционных процессов. Для выявления особенностей межэтнических отношений, специфики межэтнической интеграции в приграничном регионе были использованы результаты социологических исследований, проведенных в 2015 и 2019 годах в Алтайском крае коллективом кафедры психологии коммуникаций и психотехнологий Алтайского государственного университета под руководством доктора социологических наук, профессора Максимовой Светланы Геннадьевны. Всего было опрошено 1763 человек. В исследованиях 2015 и 2019 года были использованы анкетные методы опроса. Обработка данных осуществлялась в программе SPSS Statistics 23.0. Для достижения поставленных целей были проведены частотный и факторный анализ данных. Результаты и обсуждение Сравнительный анализ состояния межнациональных отношений в Алтайском крае Согласно результатам последней переписи населения, 92,0% населения Алтайского края являются русскими. Но, несмотря на это, Алтайский край относится к числу многонациональных регионов, и в нем проживают свыше 200 различных национальностей [4]. Результаты исследований, прежде всего, свидетельствуют о высоком уровне гражданской идентичности населения Алтайского края. Подавляющее большинство региона ассоциируют себя с гражданами России (80,0% в 2015 г., 92,0% в 2019 г.). Данные подтверждаются результатами исследвоаний ИС РАН и RLMS-HSE, проведенных в 2014-2016 годах, в которых большинство респондентов отметили свою гражданскую принадлежность (75,0 – 80,0%) [15]. В 2019 году также наблюдается повышение уровня этнической идентификации населения. Если в 2015 году 66,0% населения ощущаю близость с представителями своей национальности, то в 2019 – этот показатель достиг 89,6%. Согласным данным 2015 года, межнациональные отношения в крае развивались без изменений. Но каждый третий считал, что межэтнические отношения приобретают напряженный характер. И практически четверть респондентов отмечали конфликтогенный потенциал межнациональных отношений в крае. Эти данные подтверждались данными всероссийского исследования ВЦИОМ, в котором так же отмечалось ухудшение межнациональных отношений, обострение межнациональной напряженности в стране [16]. Спустя 4 года, результаты проведенных исследований, показали, что межнациональные отношения в крае изменились в положительную сторону. Согласно результатам исследования 2019 года, половина населения края отмечают улучшения в отношениях между людьми разных национальностей (49,4%). Но треть респондентов затруднились ответить на данный вопрос (26,4%). Специфика межэтнической интеграции в приграничном регионе с позиции эксклюзии/принятия местным сообществом иностранных мигрантов Для выявления специфики межэтнической интеграции в Алтайском крае был проведен анализ отношения местного населения к иностранным мигрантам. В результате факторного анализа мы получили 3-х-факторную модель (61,0% общей дисперсии), объясняющую отношение населения Алтайского края к иностранным мигрантам. В первый фактор «Социальная инклюзия и интеграция» (27,0% общей дисперсии, λ=1,9) вошли утверждения, подтверждающие принятие местными жителями иностранных мигрантов. Так, мигранты, в первую очередь: способствуют этническому и культурному развитию страны (0,80), повышают демографические показатели (0,76), и являются равнозначными гражданами и заслуживают гуманного отношения (0,56). Данные утверждения отражают, на наш взгляд, инклюзивную направленность местного населения по отношению к мигрантам. А это, в свою очередь, является одним из ключевых факторов успешной и благополучной интеграции мигрантов в новом обществе. Во второй фактор "Социальная эксклюзия мигрантов" (19,3% общей дисперсии, λ=1,4) включены утверждения, которые описывают негативные установки населения по отношению к мигрантам: во-первых, об экономически невыгодном положении местного населения вследствие увеличения сила мигрантов и, соответственно, рабочих сил в стране. По-мнению населения, мигранты «отнимают» у них рабочие места и создают более сложную конкурентную среду (0,75), несмотря на это мигранты готовы к низкоквалифицированной и малооплачиваемой работе (0,67). Население также считает, что мигранты являются переносчиками и источниками новых заболеваний и способствуют повышению заболеваемости (0,58). Как показывает анализ, среди местных жителей сохраняются негативные стереотипные представления о приезжих, которые в дальнейшем становятся причиной к непринятию и отталкиванию мигрантов. Это, в свою очередь, приводит к эксклюзии и сепарации мигрантов. В третий фактор (14,7%, λ=1,0) вошло утверждение о маргинальном положении мигрантов, об ограниченности их прав и свобод и их дискриминации. Такая социально-направленная позиция и понимание трудностей и проблем, с которыми приходится сталкиваться мигрантам, является отправной точкой дальнейшей интеграции местного населения с приезжими и создает благоприятные условия для межэтнического взаимодействия. Основные выводы исследования Межэтническая интеграция играет ключевую роль в современном обществе. С каждым годом растет число как международных, так и внутренних мигрантов. Основная миграционная нагрузка приходится помимо мегаполисов и центров на приграничные регионы. Поэтому вопрос о межэтнической интеграции в этих регионах занимает отдельное место среди исследований. Проведенный нами анализ специфики межэтнической интеграции в Алтайском крае показал, что 1. у местных жителей высокий уровень гражданской, также этнической идентичности. Наблюдается повышение уровня гражданской и этнической идентификации населения края, за последние четыре года эти показатели увеличились на 12,0% и 23,6%; 2. Отмечается конструктивная направленность и улучшение межнациональных отношений в крае. В 2019 году подавляющее большинство населения края отмечали улучшения этнокультурного положения региона. 4. Наблюдается инклюзивное и интеграционное отношение к мигрантам. Население края, прежде всего, относятся к мигрантам положительно и отмечают позитивные изменения в социальной жизни страны с приездом иностранных мигрантов. Несмотря на это, сохраняются негативные и стереотипные представления о мигрантах, что требует дальнейшей работы и развития интеграционной политики в приграничных регионах. References
1. Lukin Yu.A. O smyslakh ponyatiya «integratsiya» // Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. – 2015.-№ 4 (269). – S. 12 – 13.
2. Khot Z.Z. Aktualizatsiya ustanovok mezhetnicheskoi integratsii // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul'turologiya. – 2010.-№ 2. – S. 123 – 128. 3. Tishkov V.A. Ot etnosa k etnichnosti i posle // Etnograficheskoe obozrenie.-2016.-№ 5.-S. 5 – 22. 4. Saryglar S.A., Spirina A.S. Osobennosti mezhetnicheskoi integratsii v Altaiskom krae (po rezul'tatam sotsiologicheskogo issledovaniya) // Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii: Novye kontury sotsial'noi bezopasnosti. Otv. red. D.A. Lushnikov. – 2018. – S. 99 – 101. 5. Chernovitskaya Yu.V. Genotsid istoricheskii i genotsid. Problema otvetstvennosti // Materialy ezhegodnykh Moiseevskikh chtenii. – 2015. – № 4. – S. 62-69. 6. Kirillova A.I. Vzaimodeistvie kul'tur: integratsiya, assimilyatsiya i vospitatel'naya rol' obshchestva // NB: Problemy politiki i obshchestva. — 2013.-№ 1.-S.53-152. DOI: 10.7256/2306-0158.2013.1.319. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_319.html. 7. Afasizhev T.I., Il'inova N.A. Vzaimodeistvie etnosov v teoreticheskikh konstruktakh N.Ya. Danilevskogo i L.N. Gumileva // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, sotsiologiya, kul'turologiya. – 2015.-№ 3 (163). – S. 89 – 95. 8. Dityuk A.A. Psikhologicheskaya separatsiya kak fenomen mezhlichnostnykh otnoshenii: k probleme opredeleniya ponyatiya // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya. – 2015. – Tom 8.-№ 3. – S. 98 – 102. 9. Rekshch M. Etnicheskaya segregatsiya v politike trudoustroistva // ARS ADMINISTRANDI. – 2009. – S. 145 – 148. 10. Lubskii A.V., Bedrik A.V. Kavkazskie men'shinstva Krasnodarskogo kraya: klassifikatsiya i osobennosti sotsial'nogo vosproizvodstva // Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'. – 2016. – Tom 8.-№ 5 – 2. – S. 123 – 129. 11. Krest'yanova L.S. Vozmozhnosti i perspektivy konstruirovaniya garmonichnykh mezhetnicheskikh otnoshenii na regional'nom urovne // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: sotsial'no-gumanitarnye nauki. – 2016. – T.16.-№ 2. – S. 74 – 79. 12. Shchliz A., Shchepan'ski, M.S. Sotsiologicheskii smysl mul'tikul'turalizma: yavlyaetsya li Pol'sha mul'tkul'turnoi // Sotsiologicheskie issledovaniya.-2014.-№ 2.-S. 58-67. 13. Markova S.D. Akkul'turatsiya: k teorii voprosa // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii.-2015.-№ 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60006. 14. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Elektronnyi resurs]. URL: https://www.gks.ru/ (Data obrashcheniya: 20.04.2020). 15. Drobizheva L.M. Grazhdanskaya identichnost' i osnovaniya konsolidirovannosti rossiiskogo obshchestva v usloviyakh etnosotsial'nogo neravenstva // Materialy V Vserossiiskogo sotsiologicheskogo kongressa: Sotsiologiya i obshchestvo: sotsial'noe neravenstvo i sotsial'naya spravedlivost'. Otv. red. V.A. Mansurov.-2016.-S. 4273-4281. 16. Vserossiiskii tsentr issledovaniya obshchestvennogo mneniya : [Elektronnyi resurs]. M., 2000 – 2016. Rezhim dostupa: www.wciom.ru (Data obrashcheniya: 26.04.2016). |