DOI: 10.7256/2454-0714.2021.1.33378
Received:
06-07-2020
Published:
10-05-2021
Abstract:
The scientific research related to the use of eye tracking technologies are currently of particular relevance. A substantial area of scientific knowledge, in which it is feasible to use eye tracking technologies, is associated with the study of perception of visual information. One of the trends of such research is the examination of the impact of compositional construction of visual image upon its perception by the viewer. The object of this research is elements of graphic composition (stylistic and color solutions). The subject is the methods and algorithms for digital processing of graphic material. The article employs the computational methods of color correction, eye tracking technology, expert assessment, statistical processing of the obtained experimental data. The scientific novelty of this work consists in the development of methodology of preparing and conducting computational experiments for the impact of the stylistic solution of graphic composition upon its perception by the viewer. The technique developed by the authors has proven itself in carrying out the experiments for studying the effect of color solution of the frame upon its perception by the viewer. The study revealed the statistical significance of the impact of stylistic solution of graphic composition upon viewer’s perception. The hypothesis that abstract graphic compositions are difficult for viewer’s perception was statistically proven. The acquired results can be used in constructing complex graphic images, which require the speed of information perception to view them.
Keywords:
Abstract Composition, Human Visual Perception, Stimulus, Eye Tracker, Statistical treatment, Experiment, Style decision, Visual appeal, Digital post processing, Statistical significance
Введение
В настоящее время получают развитие научные исследования с использованием ай-трекинговых технологий. Это связано с тем, что системы ай-трекинга, появившиеся в 50-х гг. ХХ века [1], прошли большой путь технического развития и на сегодняшний момент представляют высокотехнологичные программно-аппаратные комплексы, которые используются в широком спектре исследований. Технологии ай-трекинга существенно упростили работу ученых и повысили ее эффективность.
Окулография — это технология, которая позволяет фиксировать и передавать информацию о движении взгляда человека в реальном времени. Движение взгляда происходит скачками и состоит из фиксаций (коротких остановок глаза на объекте) и саккад (быстрых перемещений глаза). Это основные типы движения глаз. Результаты исследований можно разделить на две группы: визуальные и статистические данные. Визуальные данные преимущественно используются для наглядной демонстрации найденных проблем и особенностей поведения человека. Статистические методы позволяют анализировать множество метрик: количество фиксаций, длительность каждой фиксации, время первой фиксации, общее число фиксаций, сколько было фиксаций до посещения зоны интереса, средняя длительность саккад и т.д.[2].
Следует отметить, что ай-трекинговые исследования не распространены в мировом масштабе, в связи с отсутствием разработанных методик проведения экспериментов. Россия не является исключением[3].
Ай-трегинговые исследования подразумевают разработку методик проведения экспериментов с применением методов математической статистики.
Системы ай-трекинга позволяют проводить новые виды экспериментальных исследований[2]:
- когнитивные исследования [4];
- исследования графических пользовательских интерфейсов;
- исследования в области человеко-компьютерного взаимодействия;
- психология программирования.
Большая область научных знаний, в которой целесообразно использовать ай-трекинговые технологии, связана с исследованием восприятия зрительной информации. Одним из направлений таких исследований является изучение влияния композиционного построения визуального образа на восприятие его зрителем [5].
Теоретическое обоснование
Визуальная привлекательность кинокадра – это свойство кинокадра, направленное на привлечение и удержание внимания зрителя, в результате совокупного воздействия элементов кадра (Рис. 1).
Рис. 1. Схема элементов, определяющих визуальную привлекательность кинокадра
Кинокадр, являясь структурной единицей фильма, кроме смысловой нагрузки несет в себе и визуальную составляющую кинопроизведения. Поэтому можно определить понятие визуальной привлекательности кинокадра, которое характеризует степень заинтересованности зрителя увиденным на экране и определенным эстетическим воздействием на зрителя. Разработанная схема определяет набор параметров, которые в комплексе влияют на степень интереса зрителя к кадру.
Была проведена серия экспериментов по изучению влияния цветового решения кинокадра на восприятие его зрителем [6]. Для проведения экспериментов была разработана схема визуальной привлекательности кинокадра.
Исследования влияния композиционного построения кинокадра на его визуальную привлекательность подразумевает разработку определенной методики проведения эксперимента [5,6].
Исследование предпочтения или игнорирования геометрических фигур (форм) в процессе их зрительного восприятия, можно учитывать в области рекламы и маркетинга для поиска эффективных форм представления рекламной продукции с целью привлечения внимания [3]. Данный эксперимент можно рассматривать как определенный этаписследований влияния композиционного решения на восприятие графической композиции.
С другой стороны, стилевое решение созданной графической композиции можно рассматривать как элемент композиционного построения [7,8].
В настоящей работе авторами проведено экспериментальное исследование влияния стилистики графической композиции на восприятие ее зрителем. При разработке методики проведения экспериментального исследования в качестве стилевого решенияграфической композиции выбраны фотореализм, кубизм и абстракционизм.
Постановка эксперимента
В качестве инструмента экспериментального исследования используется стационарное ай-трекинговое оборудование SMIRED-250. Для проведения эксперимента был подготовлен стимульный материал и разработана методика проведения эксперимента, включающую в себя разработку соответствующего стимульного материала, постановку задачи для испытуемых в ходе эксперимента и алгоритм статистической обработки полученных в ходе эксперимента данных [5].
Подготовка стимульного материала
Для стимульных изображений были взяты художественные произведения с геометрической композицией. Желательно было исключить фактор прямой ассоциации с конкретным предметом. При разработке стимульного материалабыли использованы изображения в стиле кубизма и абстракционизма. Композиции в основном состоят из абстрактных пятен и простейших геометрических форм: точка, линия, плоскость.
При разработке контрольной группыстимулов был выбран графический материал в жанре реалистической фотографии с композицией геометрических форм.
Подготовка стимульного материала играет важную роль в методике проведения эксперимента, поскольку именно стимульный материал задает основные условия планируемого исследования. Все композиции, кроме фотографий, являются беспредметными, однако, они имеют смысловую нагрузку. В качестве исходных объектов были выбраны 6 графических композиций и 2 контрольных изображения в чёрно-белой гамме. Для преобразования в чёрно-белую гамму были взяты оригинальные изображения в стилистике кубизм и абстракционизм. Дополнительно было взято ещё 20 работ — дистракторов.
Все изображения были вписаны в квадрат, размером 1080*1080 пикселей, а фон свободного пространства перекрашен в нейтрально-серый (рис.2).
Рис.2. Подготовленный стимульный материал
Методика проведения эксперимента
Перед началом эксперимента с испытуемым проводилась беседа, в ходе которой ему подробно объяснялись его действия в ходе эксперимента. Задачей для испытуемого стояло запоминание и распознавание изображений. Также создавалась обстановка спокойная и комфортная для испытуемого. Компьютерное кресло регулировалось индивидуально для каждого испытуемого. В помещении, в котором проводился эксперимент, было минимизировано количество отвлекающих факторов: никаких посторонних звуков, нейтральное световое оформление лаборатории.
Эксперимент состоял из двух этапов. На первом этапе эксперимента респонденту на мониторе демонстрировались 8 изображений: по 2 в стилистике кубизма, абстракционизма, реализма и чёрно-белое контрольное изображение. Испытуемому поставлена задача: запомнить увиденные изображения. Время для запоминания не было ограничено.Респондент рассматривал изображения, выводимые программой в случайном порядке, самостоятельно переходя на следующий стимул по мере выполнения задания.
По окончанию первого этапа эксперимента для каждого респондента устанавливался временной интервал в 30 минут перед тем, как преступить ко второй части.
На втором этапе в стимульный материал было добавлено еще 16 стимулов, по четыре стимула в каждой стилистике, соответственно кубизма, абстракционизма, реализма и чёрно-белое контрольное изображение.. Стимульный материал воспроизводился на экран в случайном порядке. Респондент должен был ответить «да» или «нет», т.е. решить задачу: видел или не видел он этот стимул на первом этапе эксперимента. Продолжительность рассматривания стимула испытуемым на этапе распознавания также не ограничивалась, т.е. испытуемый сам определял необходимое ему для решения задачи время, после чего самостоятельно переходил к следующему стимулу.
Полученные результаты
Результаты эксперимента
В эксперименте участвовало 25 человек: студенты бакалавры и магистры очной формы обучения, возрастом от 19 до 27 лет. Было собрано 4326 фиксаций.
На первом этапе была выполнена проверка корректности выполнения задания испытуемыми и, соответственно, проверка корректности полученных в ходе эксперимента параметрических данных [9].
Для статистической обработки данных использовался язык программирования «R» — специализированный программный комплекс для статистического анализа и визуализации результатов [10].
Все выборки были проверены на нормальность распределения данных. Операция выполнялась с помощью теста Шапиро-Уилка, встроенной в «R» стандартной процедурой. В результате выполнения этой операции было установлено, что все выборки имеют нормальное распределение параметрических данных.
Статистическая обработка экспериментальных данных выполнялась при помощи дисперсионного анализа ANOVA.
Анализировались следующие параметры шаблона рассматривания:
- средняя длительность фиксации (FixAver);
- среднее время рассматривания стимула (EndTime);
- среднее количество фиксаций при рассматривании одного стимула (KolFix);
-среднее время фиксаций при рассматривании одного стимула (SumFix).
Средние значения параметров шаблона рассматривания представлены в таблице 1. А – абстракционизм, С – кубизм, P – фотореализм.
Таблица 1. Средние значения параметров шаблона рассматривания
Тип стимула
|
KolFix
|
EndTime,мс
|
FixAver, мс
|
SumFix, мс
|
A - абстракционизм
|
9,40
|
2460
|
190
|
1790
|
C - кубизм
|
7,47
|
2030
|
195
|
1500
|
P- фотореализм
|
6,51
|
1740
|
189
|
1260
|
В процессе обработки данных исследовалось влияние двух факторов на параметры шаблона рассматривания стимульного материала:
- type – фактор стилевого решения графического изображения: фотореализм, кубизм, абстракционизм;
- demo – фактор демонстрации: видел или не видел испытуемый стимул на первом этапе эксперимента.
Результат статистической обработки экспериментальных параметрических данных посредством дисперсионного анализа представлен в таблице 2.
Таблица 2. Результат выполнения статистического теста ANOVA
Effect
|
Функция Фишера
|
p-value
|
demo
|
2,224
|
0,136472
|
type
|
12,876
|
0,000003
|
Для принятие или отклонения гипотезы о статистической значимости влияния стилевого решения на восприятия графической композиции анализируются два параметра: фукнция Фишера и критерий p-value (таб.2). Значение критерия p=0,000003 указывает на наличие статистической значимости среднего времени рассматривания стимула от его стилевого решения.
График плотности распределения среднего времени рассматривания стимула испытуемыми в зависимости от стилевого решения представлен на рисунке 3.
Рис.3. График плотности распределения среднего времени рассматривания стимула испытуемыми в зависимости от стилевого решения
Анализ экспериментальных данных
Предварительный анализ данных в таблице 1 указывает на то, что среднее время фиксации не имеет статистической зависимости от фактора стилевого решения. В отношении остальных приведенных в таблице 1параметров, на основании предварительного анализа, можно вынести предположение о наличии статистической зависимости от фактора стилевого решения.
В результате статистической обработки параметров шаблона рассматривания посредством дисперсионного анализа ANOVA было установлено наличие их зависимости от фактора стилевого решения. Ни один из параметров не имеет статистической зависимости от фактора демонстрации (табл.2). Следует отметить, что параметры шаблона рассматривания: среднее время рассматривания стимула (EndTime), среднее время фиксаций при рассматривании одного стимула (SumFix) и среднее количество фиксаций при рассматривании одного стимула (KolFix) имеют корреляцию [6]. В этой связи, для статистического анализа можно использовать один из этих параметров.
Статистический анализ указывает на то, что для распознавания графической композиции в стиле абстракционизма испытуемому требуется больше времени, чем на распознавание стимула в стиле кубизма и в стиле реализма.
Выводы
Проведенное в рамках настоящей работы экспериментальное исследование выявило статистическую значимость влияния стилевого решения графической композиции на восприятие ее зрителем. Если предложение упростить, то абстрактная графическая композиция сложна для распознавания зрителю.
Методика проведения ай-трекингового исследования, зарекомендовавшая себя в экспериментах по изучению влияния цветового решения кинокадра на восприятие его зрителем, показала свою состоятельность и при изучении восприятия графических изображений.
Полученные результаты могут быть использованы при проектировании сложных графических изображений, при рассматривании которых пользователем основной задачей является скорость восприятия информации. Для анализа художественной составляющей графических изображений, очевидно, следует доработать представленную методику в двух направлениях
- создание соответствующего стимульного материала;
- постановка задачи испытуемым, которую они решают в ходе эксперимента.
References
1. Yarbus L. Rol' dvizhenii glaz v protsesse zreniya. M.: Nauka, 1965. 166 s.
2. Orlov P.A., Laptev V.V., Ivanov V.M. K voprosu o primenenii sistem ai trekinga // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Informatika. Telekommunikatsii. Upravlenie. SPb.: Izd-vo SPbGPU, 2014, № 5 (205). S. 82 92
3. Elshanskii S.P. Predpochtenie i ignorirovanie prostykh geometricheskikh figur v protsesse ikh zritel'nogo vospriyatiya(ai-trekingovoeissledovanie).[Elektronnyi resurs]: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/32283(data obrashcheniya: 05.03.2019).
4. Solso R. Kognitivnaya psikhologiya. 6-e izd. SPb.: Piter, 2006. 589 s.
5. Mescheryakov S.V., Yanchus V.E., Borevich E.V. Experimental Research of Digital Color Correction Models and Their Impact on Visual Fixation of Video Frames. Humanities and Science University Journal, 2017, Vol. 27, pp. 15-24.
6. Borevich E.V., Meshcheryakov S. V., Yanchus V. E./ Effektivnye metody i modeli tsifrovoi obrabotki kinomateriala // Grafikon-2017: tr. 27-i mezhdunar. konf. po komp'yuternoi grafike i mashinnomu zreniyu. – Perm': Permskii gosudarstvennyi nauchno-issledovatel'skii universitet, 2017. – S. 51-54.Cubism and abstract art. – The Museum of Modern Art, New York, 2017. 259 s.
7. Kudin P.A., Lomov B.F., Mit'kin A.A. Psikhologiya vospriyatiya i iskusstvo plakata. M.: «Plakat», 1987. 208 s.
8. Borevich E.V., Meshcheryakov S.V., Shchemelinin D.A., Yanchus V.E. Metody i algoritmy eksperimental'nogo issledovaniya graficheskikh modelei tsvetovykh reshenii // Programmnye sistemy i vychislitel'nye metody. 2018. № 4.S. 144-153.
9. Kabakov, Robert I. R v deistvii. Analiz i vizualizatsiya dannykh v programme R / Robert I. Kabakov // per. s angl. Poliny A. Volkovoi. – M.: DMK Press, 2014. 588 s.
|