Library
|
Your profile |
International Law
Reference:
Sazonova K.L.
Responsibility of the states for the colonial era as the core trend of the modern international law discourse
// International Law.
2020. № 4.
P. 25-41.
DOI: 10.25136/2644-5514.2020.4.33309 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=33309
Responsibility of the states for the colonial era as the core trend of the modern international law discourse
DOI: 10.25136/2644-5514.2020.4.33309Received: 25-06-2020Published: 31-12-2020Abstract: This article examines the international legal responsibility of modern states, which at some point used to be metropoles (mother country) before their former colonies, as well as analyzes the question of whether the centuries-old events can serve as the foundation for implementation of modern forms of international liability of the states. The subject of this research is the historical responsibility of ex-metropoles before their former colonies. The object of this research is the modern forms of international law, within the framework of which this responsibility can be exercised. The author comprehensively reviews the content of current claims of the former colonies, namely on the payment of reparations, admission of guilt, and issuance of formal apology by ex-metropoles. The conclusion is made that current claims of the former colonies emerged within the framework of global trend of recent time, associated with the attempt to view the international relations of past eras through the prism of modern legal and political paradigm, which differs significantly. For example, the modern political-legal paradigm relies on giving absolute priority to human rights and human life, which was uncharacteristic to the previous historical periods. Therefore, the attempts of current reconsideration of historical events, laying down the reparation demands, can lead to significant deterioration of modern intergovernmental relations, rather than improvement thereof. Keywords: colonialism, states, metropolies, colonies, international responsibility, compensation, satisfaction, restitution, international law, apologies
Начало лета 2020 года ознаменовалось небывалым всплеском антирасистского движения во всем мире. После убийства чернокожего Джорджа Флойда белым полицейским 25 мая в Миннеаполисе, города и страны стало стремительно захватывать движение BlackLivesMatter, ратующее за права темнокожего населения. Белые европейцы и американцы встают на колени перед потомками жителей африканского континента, которых два столетия назад насильно перевезли с исторической родины. Крупнейшие коммерческие компании и банковские структуры заявляют о необходимости пересмотра собственной кадровой политики в пользу представителей негроидной расы. В США протестующие громят памятники конфедератам-рабовладельцам, а также «отцам» американской демократии Томасу Джефферсону и Аврааму Линкольну. В Великобритании также уже покусились на «святая святых», а именно на памятники выдающемуся британскому политическому деятелю Уинстону Черчиллю, который, помимо блестящих достижений во внутренней и внешней политике, известен своими весьма провокационными, по современным меркам, заявлениями о расовом неравенстве. Возникает резонный вопрос о том, почему же события двухвековой давности столь внезапно овладели умами миллионов человек по всему миру.
1. Антиколониальное движение в новейшее время: причины и предпосылки Важно отметить, что внезапность происходящего является лишь кажущейся, поскольку почва для современных антирасистских протестов готовилась достаточно давно. Протестам и митингам за права чернокожего населения, которые широко освещаются сегодня в СМИ, предшествовало почти десятилетие существенного изменения политической и юридической парадигмы, связанной с отношением к колониальному периоду на глобальном уровне. В целом, то, что сейчас происходит на уровне гражданского общества США, Великобритании, Франции, Португалии, Германии, является результатом глобального изменения международных трендов в межгосударственных отношениях в последние годы. Очевидно, что стереотипное представление о колониальной эпохе как о «делах давно минувших дней», интересных лишь узкому кругу специалистов, давно не соответствует действительности. В 1960 году, в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН 1514 о предоставлении независимости колониальным странам и народам, было официально признано, что колониальное господство является отрицанием основных прав человека и противоречит Уставу ООН. Экс-колонии активно начали строить свою государственность, а затем дружно вошли в число стран-членов Организации Объединенных Наций. В результате, во второй половине XX века, колониальная эпоха стала постепенно уходить из актуальной международной повестки, и лишь в начале XXI века колониализм и его последствия снова вернулись в фокус международного внимания. Необходимо обозначить основные причины, которые привели к возникновению данной тенденции. Во-первых, бурное развитие правозащитной тематики привело к тому, что парадигма отношения к колониальному прошлому претерпела существенные изменения. То, что ранее подавалось как повод для гордости и даже элемент национальной идентичности для граждан великих колониальных держав, сегодня преподносится как позорная страница в истории отдельных государств, о которой дискуссии ведутся преимущественно в негативном ключе. Десятилетия прогрессивного развития международного права привели к тому, что вопросы, весьма далекие от настоящего исторического момента, становятся инструментом современной политической конъюнктуры. Во-вторых, за последние десятилетия, тематика международной ответственности государств за международно-противоправные деяния существенно продвинулась вперед, как на международно-правовом, так и на доктринальном уровнях. Послевоенные трибуналы в Нюрнберге и Токио, трибуналы по бывшей Югославии и Руанде, многолетняя работа Международного суда ООН, а также появление в 2001 году Проекта статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния существенно обогатили прецедентную практику, связанную с тематикой международной ответственности. В-третьих, привлечение широкого внимания к тематике ответственности Германии за Холокост в послевоенные годы, когда, по инициативе немецкой стороны, создавались различные фонды для осуществления выплат, привело к обоснованию необходимости так называемой «моральной реституции» государств. Например, именно на Холокост ссылался Фидель Кастро, когда почти двадцать лет назад заявлял о необходимости осуществления американской стороной компенсационных выплат народу Кубы. На конференции ООН по борьбе против расизма, дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости в Дурбане в 2001 году, Кастро заявил, что «Куба говорит о репарациях и поддерживает эту идею как неизбежный моральный долг перед жертвами расизма, основанный на главном прецеденте, то есть выплате компенсации потомкам еврейского народа, который в самом сердце Европы пострадал от жестокого и отвратительного расистского Холокоста»[24]. Поскольку категория «моральной реституции» основана на соображениях нравственности и морали, выплаты со стороны государств должны осуществляться на основании добровольного волеизъявления [6]. Данная категория, в свою очередь, противопоставляется выплатам, устанавливаемым в результате долгих судебных разбирательств в международных и национальных судах. Сторонники добровольной международной ответственности также оперируют схожим по смыслу термином «моральная справедливость/moral justice»[29]. Поскольку, в современной ситуации, речь пока не идет о создании международного трибунала по колониальному периоду, предполагается, что моральный груз, который лежит на экс-метрополиях, должен привести к тому, что в один прекрасный день они добровольно признают собственную ответственность за века беспощадной эксплуатации колоний, а затем добровольно начнут реализовывать ее в различных формах, прежде всего, в виде денежных компенсаций. В-четвертых, в последние годы необходимость имплементации международной ответственности экс-метрополий за колониальный период дискутируется не только среди экспертов, представляющих бывшие колонии, но и со стороны представителей экс-метрополий, что является сравнительно новой тенденцией. Например, Нидерланды и Германия добровольно начали проводить реституцию культурных ценностей бывшим колониям. В значительной степени, именно добровольные инициативы представителей некогда привилегированных категорий привели к тому, что пересмотр контекста колониальной эпохи стал в принципе возможен. В данном отношении, общественные инициативы также весьма показательны. Так, Эндрю Хокинс, потомок пионера работорговли Джона Хокинса, который одним из первых купил рабов в Западной Африке и продал их испанским землевладельцам на Карибах, в 2006 году решил принести личные извинения потомкам этих рабов. Во время визита в Гамбию, Эндрю Хокинс, закованный в цепи, встал на колени перед двадцатью пятью тысячами африканцев на стадионе в городе Банжул, в знак раскаяния за действия своего далекого предка [32]. В-пятых, антиколониальная повестка в СМИ весьма переменчива, интерес к ней то появляется, то исчезает. Широкий общественный резонанс в отношении ответственности государств за колониальное прошлое возникает, как правило, спонтанно, причем происходит это либо после очередных публично озвученных требований от бывших колоний, либо на волне громких публикаций, вызывающих широкий резонанс, либо же после обнародования очередного примера дискриминации в отношении представителей бывших колоний. В любом случае, можно констатировать, что критика колониального прошлого постепенно превращается в важный интеллектуальный, правовой и политический тренд современного западного мира.
2. Международная ответственность за наследие колониальной эпохи для англосаксонского мира
2.1. Перспективы реализации международной ответственности Великобритании за колониальную эпоху
Британский колониализм занимает особое место среди прочих исторических событий, связанных с освоением земного шара европейцами. Именно массированная колониальная политика сделала возможным феномен PaxBritannica как «империи, над которой никогда не заходит солнце». К началу 1920-х годов, на пике своего могущества, Великобритания управляла пятой частью населения мира и четвертью общей площади земной поверхности. Более того, именно британцы активно пропагандировали «бремя белого человека», как особую цивилизаторскую миссию, которая превращала банальное выкачивание ресурсов из колоний в настоящее просветительское служение. Буквально несколько десятилетий назад было сложно представить, что перед Великобританией всерьез встанет вопрос о хотя бы гипотетической возможности изменения отношения к колониальной эпохе. Тем не менее, в последние годы парадигма отношения к колониальному периоду стала медленно, но неуклонно меняться. В 1997 г. лейборист Берни Грант, один из первых чернокожих членов британского парламента, заявил о том, что Великобритания должна принести извинения за колониальный период. В 2018 году Эмили Торнбери, депутат от лейбористской партии, призвала Терезу Мэй, которая в то время занимала должность премьер-министра, принести официальные извинения бывшим колониям Великобритании. Предложение вызвало ожесточенные споры в британском обществе, которое и до 2018 года было расколото на два противоборствующих лагеря в отношении данного вопроса. С одной стороны, именно колониальное прошлое считается весомым поводом для гордости для многих британцев. Так, корреспондент газеты «Таймс» Белла Д’Абрера разразилась гневной статьей, в которой назвала предложение Торнбери «безумием», поскольку Великобритании совершенно не за что извиняться перед бывшими колониями, и даже наоборот: «Британская империя дала гражданам стран Содружества закон и порядок, демократию, честное правительство и свободную торговлю [12]. Также она привела в пример длинный перечень благ, которые дала колонизация, начиная от языка, образования, искоренения варварских обычаев, и заканчивая освобождением от фашизма. Британский историк Н. Фергюсон среди явлений, которые Британская империя смогла привить колониям, также отмечает прецедентное право, банковское дело, командные виды спорта и многое другое [3]. В британском обществе популярно и прямо противоположное мнение, согласно которому колонизаторы жестко подавляли любые проявления свободы, выкачивали из колоний ресурсы и вели себя как самые настоящие захватчики. Рабовладельческие режимы в колониях позволили получать максимальную прибыль. Например, на Барбадосе британцы создали экономику, полностью основанную на рабском труде. Начиная с 1627 года, порабощенные круглосуточно были заняты выращиванием сахарного тростника в крайне жестких трудовых условиях. Помимо работорговли и связанных с ней преступлений, к действиям, которые подпадают под современные международно-правовые трактовки понятий «преступления против человечности», «геноцид» и «военные преступления», также относятся многие эпизоды британской колониальной экспансии. Например, во время Второй англо-бурской войны (1899-1902 гг.) британцы организовывали концентрационные лагеря для женщин и детей, в которых погибло около 27 тысяч человек. В 1943 году около четырех миллионов индийцев Бенгалии погибли от голода, поскольку тонны пшеницы были экспортированы в Великобританию для нужд британской армии. В 2012 году вышла резонансная книга «Черный долг Британии: возмещение за рабство и геноцид в Карибском бассейне», где подробно обосновывалась необходимость выплаты компенсаций [7]. Важно отметить, что тематика денежных компенсаций возникла в британском правительстве сразу после отмены рабства в 1833 году. Однако, по горькой исторической иронии, деньги выплачивались вовсе не освобожденным рабам, а рабовладельцам, для того, чтобы компенсировать утраченную ими собственность. Более того, британское правительство взяло на эти цели огромный займ у банковского клана Ротшильдов. В 2018 году широкий общественный резонанс вызвало сообщение Министерства финансов Великобритании в сети Twitter, согласно которому, данный займ выплачивался вплоть до 2015 года, причем из денег британских налогоплательщиков, благодаря чему каждый из них может почувствовать себя причастным к отмене рабства. «Твит» вскоре был удален, однако данное событие в очередной раз всколыхнуло британское общество [27]. Постепенное изменение общественного отношения к колониальной эпохе напрямую влияет на мировосприятие современных граждан Великобритании. Причем весьма показательно, что колониальный период, как часть истории, навеки останется неизменным, а вот отношение к нему много десятилетий спустя динамично меняется, причем весьма ощутимо. Так, британская компания YouGov регулярно проводит опросы в бывших метрополиях, в которых, в частности, задается вопрос о том, считают ли респонденты колониальное прошлое поводом для гордости. Результаты опросов фиксируют неуклонное снижение количества людей в Великобритании, гордящихся колониальным наследием. Так, в 2014 году их количество составляло 59 процентов [38], в 2016 году – 44 процента [39], а в 2019 году их количество сократилось до 32 процентов [40]. В 2015 году желание получить компенсации за колониальные злоупотребления было озвучено со стороны Индии, которая когда-то считалась «жемчужиной британской короны». Индийский парламентарий Шаши Тхарур заявил, что Великобритания обязана понести ответственность в формате сатисфакции и компенсации за двухсотлетний колониальный период эксплуатации его страны за [36]. Премьер-министр Индии Нарендра Моди также заявил, что необходимо серьезно рассмотреть требование о компенсации за страдания, причиненные народу Индии в течение британского колониального правления [22]. В рамках тематики международной ответственности государств и в двусторонних отношениях Индии и Великобритании, большой резонанс до сих пор вызывают события апреля 1919 года, вошедшие в историю как «резня в Амритсаре», когда британскими войсками был осуществлен расстрел мирных людей, в том числе, женщин и детей, вышедших на митинг против колониального правления в Индии. Солдаты стреляли в демонстрантов до тех пор, пока у них не закончились боеприпасы, убив около четырехсот протестующих и ранив еще более тысячи в течение десяти минут. «Резня в Амритсаре» долгое время провоцирует негативные моменты в британско-индийских отношениях, поскольку индийская сторона требует, как минимум, официальных извинений, в то время как британские чиновники в разные годы выражали лишь «сожаление» относительно событий вековой давности. В 2013 году премьер-министр Дэвид Кэмерон во время визита в Индию, хоть и признал события в Амритсаре ужасным деянием, тем не менее, отказался принести официальные извинения, мотивируя это тем, что «мы имеем дело с чем-то, что произошло за сорок лет до моего рождения […]Поэтому я не думаю, что правильно возвращаться в историю и искать то, за что вы можете извиниться»[13]. В 2019 году, когда отмечалось столетие «резни в Амритсаре», премьер-министр Тереза Мэй во время выступления в Палате общин признала, что резня была «позорным шрамом в истории Британской Индии» [34], о чем она «глубоко сожалеет», однако официальных извинений снова не прозвучало, к большому разочарованию индийской стороны. Некоторые эксперты полагают, что требования компенсации за колониализм некорректны в принципе, поскольку такие современные государства, как Индия, Пакистан и Бангладеш, сформировались именно в процессе британской колонизации. Как отмечает историк К. Кобрин, «невозможно, будучи результатом колониального владычества, требовать компенсации за это колониальное владычество»[4]. Некоторые эксперты полагают, что действующее Британское Содружество является своего рода «Империей 2.0» [21], призванной эксплуатировать бывшие колонии и замедлять их развитие на современном этапе, что можно охарактеризовать как «новый колониализм»: «Британские компании в настоящее время контролируют основные минеральные ресурсы Африки, в частности, золото, платину, алмазы, медь, нефть, газ и уголь» [11], при этом совокупно «контролируют более триллиона долларов наиболее ценных ресурсов» [11]. Кроме того, в свете выхода Великобритании из Европейского Союза, постепенно возвращается идея Британии как лидера отдельного геополитического проекта. В феврале 2019 года, вышел доклад британского общественного объединения при Кембриджском университете «Общество Генри Джексона», озаглавленный «Глобальная Британия: видение XXI века», где обосновывается уникальность связей, установленных в рамках Британского Содружества [31]. Оcобое внимание в докладе уделяется необходимости укрепления отношений с Австралией, Канадой и Новой Зеландией – так называемой «англосферой», которая раньше называлась «белыми владениями». Что касается других стран Содружества, в них также происходят процессы, связанные с изменением оценки последствий колониальной эпохи. В 2020 году Австралия отмечает 250-летие первого рейса капитана Джеймса Кука на австралийское восточное побережье. Эта годовщина также знаменует собой начало процесса массового вывоза за границу культурного наследия австралийских аборигенов. В 1989 году, в Австралии был принят закон о создании Института аборигенов и жителей островов Торресова пролива [5], который сегодня имеет статус органа правительства Австралии и возглавляется Министром по делам коренных народов. Помимо всего прочего, Институт занимается возвращением и восстановлением культурного наследия австралийских аборигенов.
2.2. Перспективы реализации ответственности США за колониальную эпоху В США тематика ответственности за колониальное прошлое, главным образом, возникает в контексте работорговли, осуществлявшейся в период XVII-XIX веков. Данный вопрос является весьма болезненным для современного американского общества, поскольку, несмотря на формальную отмену рабства в 1865 г., расовая сегрегация, сначала dejure, до 1960-х годов, а затем de facto, оказывала серьезное влияние на Америку весь XX век, и продолжает оказывать в XXI веке, о чем недвусмысленно свидетельствуют массовые погромы и протесты, которые, в среднем, происходят каждые три-четыре года. Национальная консультативная комиссия по гражданским нарушениям, известная как Комиссия Кернера, созданная в 1967 году по инициативе Президента Линдона Джонсона на фоне очередных расовых волнений, пришла к выводу о том, что Америка «движется к двум обществам, одно черное, одно белое – разделенные и неравные» [23]. Как уже было отмечено в начале данной статьи, события лета 2020 года в США вовсе не являются уникальным беспрецедентным явлением, а представляют собой, скорее, очередной виток долгоиграющей общественно-политической дискуссии. Интеграция афроамериканцев в американское общество всегда была важнейшим аспектом общественно-политического дискурса в США. Отдельным направлением является дискуссия о необходимости выплаты денежной компенсации потомкам бывших рабов за те унижения и лишения, которые претерпели их предки. В целом, на уровне гражданского общества, в США уже долгое время наблюдается устойчивый интерес к тематике выплат афроамериканцам. В сентябре 1987 года в США была создана Национальная коалиция афроамериканцев за репарации в Америке (N'COBRA). В 2001 году вышла книга Рэндалла Робинсона «Долг: что Америка должна чернокожим», где подробно обосновывалась необходимость осуществления выплат потомкам рабов [29]. В 2005 г. банк JP Morgan Сhase принес официальные извинения за то, что в далёком прошлом принимали рабов в качестве залога по кредитам [33]. Помимо принесения извинений, банк также основал специальный фонд для афроамериканских детей. В апреле 2019 года, студенты Джорджтаунского университета, штат Вашингтон, проголосовали за выплату компенсаций потомкам 272 рабов, которых в 1838 году продали для погашения долгов учебного заведения. Помимо этого, в университете был создан специальный мемориал, посвященный событиям 1838 года, на сайте которого заявлено, что потомки жертв этих событий живы, и «их история является частью нашей истории» [35]. В рамках данной инициативы, предполагается введение сбора в размере двадцати семи долларов, которые будут вноситься студентами добровольно в каждом семестре. В итоге, предполагается создать фонд с бюджетом более 400 000 долларов в год, чьи ресурсы будут тратиться на благотворительные цели, непосредственно приносящие пользу потомкам лиц, ставших жертвами событий 1838 года, а также иным жертвам рабовладельческого произвола. В резонансной статье Та-Неизи Коутса под названием «Дело о репарациях» приводятся следующие аргументы, наиболее типичные для сторонников компенсационных выплат: «Двести пятьдесят лет рабства. Девяносто лет «законов Джима Кроу». Шестьдесят лет фактического разделения, но формального равенства. Тридцать пять лет расистской жилищной политики. До тех пор, пока мы не начнем считать свои моральные долги, Америка никогда не будет цельной» [9]. Помимо широкой общественной дискуссии, происходит активная борьба внутри политического истэблишмента США, связанная с темой компенсаций. В конце 1982 года, Африканская народная социалистическая партия (APSP) организовала в Нью-Йорке заседание Международного трибунала по репарациям для чернокожих в США, который признал, что правительство виновно в преступлениях против африканцев в Соединенных Штатах, и оценил общую сумму ущерба в 4,1 миллиарда долларов. Очевидно, что за почти четыре десятилетия, а также с учетом значительных успехов антирасистского движения, расценки могли существенно измениться. Джон Коньерс, чернокожий конгрессмен от штата Мичиган, начиная с января 1989 года, и вплоть до своего ухода из политики в 2017 году, продвигал законопроект, в котором содержался призыв к созданию комиссии по изучению необходимости возмещения ущерба для потомков рабов в США. Законопроект, широко известный как H.R.40, так не был принят, однако до сих пор активно обсуждается в американском обществе. В 2019 году социологический опрос компании Gallup показал, что большинство американцев (67%) выступает за то, что правительство не должно делать такие платежи. 29 процентов считают, что все-таки должно, включая большую часть чернокожих американцев (73%) [16]. Показательно, что в 2002 году, идею подобных выплат поддерживали лишь 14 процентов опрошенных, при этом, особенно значителен рост поддержки данной идеи среди белого населения – с 6 до 16 процентов [41]. В июне 2019 года, подкомитет Палаты представителей США по конституции, гражданским правам и гражданским свободам, впервые за более чем десятилетие, провел слушания о перспективах выплаты компенсаций афроамериканцам. Было особо отмечено, что не совсем правильно сводить претензии именно к компенсации за работорговлю, поскольку, наряду с ней, также применялся целый спектр дискриминационных мер, которые действовали в отношении чернокожего населения в течение столетий [37]. В 2019 году, дискуссия по вопросу о необходимости выплат за колониальное прошлое потомкам рабов стала одной из ключевых среди кандидатов в президенты США от демократической партии [28]. Среди представителей республиканской партии подобные «широкие жесты» обсуждаются гораздо меньше, однако актуализация антирасистской тематики летом 2020 года неизбежно вынуждает республиканцев, в частности, действующего Президента США Дональда Трампа, всерьез задумываться над данным вопросом. В любом случае, пока официальная программа выплат потомкам чернокожих рабов так и не была принята.
3. Юридическая специфика требований о выплате компенсаций за колониальный период Поскольку действующие международные суды и трибуналы никогда не занимались непосредственно колониальной тематикой, желающим призвать к ответственности бывшие метрополии приходится проявлять изрядную изобретательность при выборе места подачи исковых заявлений. Чаще всего, заявители, через специально созданные комиссии, обращаются непосредственно к правительству экс-метрополий, либо же в национальные суды тех же государств. В 1999 году, Африканская комиссия по возмещению ущерба и репатриации потребовала от западных государств денежную компенсацию в размере 777 триллионов долларов за ограбление и порабощение миллионов африканцев, однако требование так и не было удовлетворено. В 2001 году, вопрос о компенсациях колониям, поднимался также на Всемирной конференции ООН по борьбе против расизма в Дурбане, однако также безуспешно. Правительства Гайаны, Ямайки, Сент-Винсента и Гренадин, Барбадоса, Антигуа и Барбуды уже более десяти лет пытаются добиться выплат посредством создания национальных комиссий, которые уже официально обращались к британскому правительству с требованиями выплаты компенсаций. В целом, очевидно, что подобные действия на местном уровне сами по себе ни к чему не приведут, и единственным способом изменить ситуацию является либо коллективные претензии, либо глобальный перелом в общественно-политическом отношении к колониальному прошлому со стороны экс-метрополий. Специфика ситуации по возмещению за историческое наследие заключается в том, что порой национальные адвокатские бюро вынуждены вступать в юридическую схватку с собственным государством. Так, в 2013 году британское адвокатское бюро Leigh Day добилось не только официальных извинений от британского правительства, но и выплаты 19,9 миллионов фунтов стерлингов более пяти тысячам кенийцев, пострадавшим при подавлении Британской империей так называемого восстания мау-мау в 1952−1960 годах. В июле 2013 года, четырнадцать стран-членов Карибского сообщества (CARICOM) объявили о начале процесса взыскания компенсаций от бывших метрополий посредством принятия специальной программы, а также создания Комиссии по репарациям. Большинство государств сообщества предъявляют претензии к Великобритании и Испании, Гаити предъявляет компенсационные претензии к Франции, а Суринам – к Голландии. Также в числе потенциальных ответчиков значатся Португалия, Норвегия, Швеция и Дания. Бывшие колонии требуют осуществить целый комплекс мер по имплементации ответственности экс-метрополий, которые несколько веков эксплуатировали невольников из стран Карибского бассейна: принесение официальных извинений без «расплывчатых формулировок»; программу помощи коренным народам; образовательные программы; передачу высоких технологий; инвестиции в систему здравоохранения; списание внешних долгов [8]. Один из лидеров данного движения, Ральф Гонсалвеш, видный политик из Сент-Винсента и Гренадин, заявляет, что борьба за репарации необходима, в первую очередь, для компенсирования недостаточного экономического развития стран Карибского бассейна, вызванного геноцидом и рабством [18]. Начиная с 2017 года, правительство Танзании (в колониальный период – Танганьика) также решило добиваться компенсации от Германии за десятки тысяч людей, которые подверглись пыткам и убийствам со стороны немецких солдат в период подавления мятежа африканских племен, известного как «Маджи Маджи», в период с 1905 по 1907 годы. Помимо тематики репараций, важную политическую и юридическую роль в обсуждении последствий колониального прошлого, играет вопрос о современной суверенной принадлежности отдельных территорий. Одним из самых известных споров подобного плана, является спор между Великобританией и Маврикием по поводу архипелага Чагос. По мнению Великобритании, архипелаг является частью британских владений в Индийском океане. По версии Маврикия, Чагос относится к его Внешним островам. В 1960-х годах, население архипелага было принудительно депортировано британской администрацией, а крупнейший остров Сан-Гарсия стал военной базой НАТО. В 2017 году, правительство Маврикия обратилось в Международный Суд ООН по вопросу о территориальной принадлежности архипелага. 25 февраля 2019 года, было опубликовано Консультативное заключение Суда, в котором оккупация архипелага британцами, а также депортация местного населения, были признаны незаконными [25]. В мае 2019 года, Генеральная Ассамблея ООН призвала Соединенное Королевство безоговорочно отозвать свою администрацию с архипелага Чагос в течение не более чем шести месяцев с момента принятия резолюции, что позволит Маврикию быстрее завершить процесс деколонизации своей территории [1].Тем не менее, британская сторона пока игнорирует решение Суда.
4. Сатисфакция как важнейшая форма ответственности государств за колониальный период Вопросы денежных выплат, как материальной формы ответственности, следует отделять от тематики сатисфакции, связанной, прежде всего, с признанием государством собственной вины. Важно отметить, что, в большинстве случаев, государству приходится нести ответственность не за действия нынешней власти, а за действия предшествующей, что символизирует непрерывность государственности и ответственность как перед будущими, так и перед прошлыми поколениями. Например, в 2006 году Тони Блэр извинился за роль Британской империи в работорговле, назвав эту практику «преступлением против человечества»[2]. В 2008 году, Палата представителей Конгресса США одобрила резолюцию 194/2008, в которой она «приносит извинения афроамериканцам от имени народа Соединенных Штатов за совершенные в отношении них и их предков преступления» [20]. Год спустя, Сенат единогласно одобрил резолюцию 26/2009, в которой также «признается фундаментальная несправедливость, жестокость и бесчеловечность рабства и законов Джима Кроу» [30]. Резолюция содержит официальные извинения афроамериканцам от имени народа Соединенных Штатов за последующую расовую сегрегацию. Поскольку было совершенно очевидно, что формальные извинения, с высокой долей вероятности, повлекут за собой финансовые требования, в документе Конгресса было особо подчеркнуто, что «ничто в этой резолюции не разрешает и не поддерживает какие-либо претензии против Соединенных Штатов или служит урегулированием любых претензий против Соединенных Штатов» [30]. В марте 2019 года, Мексика потребовала от Испании извинений за насилие над коренными народами в колониальный период. Президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор лично обратился к испанскому королю Фелипе VI и Папе Франциску с призывом принести извинения за злоупотребления, совершенные в колониальный период. По заявлению президента, в период испанской колониальной экспансии «были массовые убийства и притеснения. Так называемое завоевание велось мечом и крестом» [26]. Испанское правительство решительно отвергло притязания Мексики, при этом, основной аргумент сводится к тому, что события пятисотлетней давности нельзя судить с позиции современных соображений [14]. Отдельным политическим трендом последней четверти века также стало принесение официальных извинений представителям «коренных народов», чья культура понесла значительные потери от колониальной экспансии. В 1993 году, в США был принят закон 103-150, неофициально известный как «Резолюция об извинениях», в котором приносятся официальные извинения коренным жителям Гавайев. В 1995 году, королева Елизавета II, а в 1998 году и премьер-министр Новой Зеландии, принесли извинения новозеландскому народу маори. В 2008 году, правительство Канады принесло официальные извинения канадским индейцам, а правительство Австралии – бушменам. В 2009 году Конгресс США извинился перед индейцами США. Кроме того, последние годы в речевой оборот американского английского языка активно вводится термин NativeAmericans вместо Indians. 5. Правовые и политические последствия современных требований бывших колоний После окончания колониального периода, метрополии испытали весьма значительный приток мигрантов из своих бывших колоний. В XXI веке тенденция сохраняется, более того, были созданы правовые возможности, упростившие въезд: с бывшими колониями чаще заключались соглашения о двойном гражданстве; количество фильтров, необходимых для получения гражданства, для жителей бывших колоний, в целом, существенно меньше. Все эти факторы увеличивают и без того значительный приток мигрантов в экс-метрополии из стран Африки и Латинской Америки: в Великобританию из Индии, Пакистана и Ямайки, во Францию – из Алжира, Туниса, Руанды и Марокко, в Испанию – из Филиппин и Экваториальной Гвинеи, в Италию – из Эфиопии, Эритреи и Сомали, в Нидерланды – из Суринама. Важнейшим преимуществом выходцев из данных стран является фактор языка, который, теоретически, позволяет сохранять языковую идентичность и лучше адаптировать мигрантов к новой среде. Десятилетия весьма толерантной миграционной политики в отношении бывших колоний дали неоднозначные результаты. С одной стороны, приток сравнительно дешевой рабочей силы привел росту экономического благосостояния. С другой стороны, надежды на плавную ассимиляцию мигрантов в европейское сообщество не оправдались, более того, привели к серьезным деструктивным тенденциям в экс-метрополиях.Например, значительное количество людей, приехавших в Соединенное Королевство из бывших колоний, так и не смогли найти своего места в жизни, пополнив ряды заключенных, безработных и криминальных структур, что позволяет экспертам делать вывод о том, что лондонские банды являются «трагическим наследием британского колониализма»[10]. Необходимо отметить ряд важных моментов в отношении требований со стороны бывших колоний, связанных с выплатой компенсаций. Во-первых, фактически, речь идет о выплатах, которые от имени тех, кто никогда не был рабовладельцами, будут выплачены тем, кто никогда не был рабами, то есть данная форма является скорее символической. Во-вторых, компенсация обычно является результатом противоправного действия, в то время как работорговля, в то время, когда ее практиковали метрополии, не являлась незаконной деятельностью и была отражением правовой и политической парадигмы того времени. Более того, современные требования компенсаций, в значительной степени, являются отражением изменений этой самой парадигмы, поскольку десятилетия развития правозащитной тематики, официальное международно-правовое закрепление противоправности таких явлений, как «геноцид», «пытки» и «апартеид», а также общая гуманизация международного права, привели к тому, что исторические события, анализируемые с современных позиций, неизбежно воспринимаются сквозь призму сравнительно новых тенденций. В-третьих, совершенно очевидна невозможность установки объективных сумм, когда речь заходит о выплатах компенсаций, причем дело не только в том, в какую сумму оценить миллионы загубленных жизней, но и в иных факторах, которые крайне сложно выразить в современном денежном эквиваленте, например, моральные страдания рабов и их потомков, упущенная выгода в экономическом развитии государств, и так далее. Кроме того, в расчет все-таки необходимо принимать и дополнительные факторы, связанные с современной финансовой и политической поддержкой экс-колоний со стороны экс-метрополий, например, списание долгов или же инвестиции. Так, когда правительство Гаити в 2010 году потребовало компенсацию у правительства Франции за рабовладельческий период, президент Франции указал на то, что острову была оказана финансовая поддержка в размере 40 миллионов евро, а также был списан долг в размере 56 миллионов евро [15]. Кроме того, глобальное движение за гуманизацию общественной и политической жизни началось именно в западном обществе. Более того, многие активные сторонники расового равноправия были гражданами экс-метрополий. Одной из первых организаций по защите прав человека было Общество против рабства, созданное в Великобритании в 1822 г. Ряд активистов BlackLivesMatter сегодня – это белые американцы. Важно понимать, что, начав сегодня пересмотр истории человечества с современных, якобы «гуманистических», позиций, остановиться в дальнейшем будет невозможно, поскольку практически весь накопленный исторический опыт человеческой цивилизации представляет собой войны, конфликты, грубые нарушения прав человека и преступления против человечности. Более того, данный пересмотр, с высокой долей вероятности, приведет вовсе не к тому, что человечеству удастся избежать повторения подобных действий в будущем, а, напротив, станет основанием для нового витка напряженности и конфронтации в международных отношениях.
References
1. Rezolyutsiya General'noi Assamblei OON «Konsul'tativnoe zaklyuchenie Mezhdunarodnogo Suda o pravovykh posledstviyakh otdeleniya arkhipelaga Chagos ot Mavrikiya v 1965 godu». 22.05.2020. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/73/295 (Data obrashcheniya 30.06.2020)
2. Toni Bler «gluboko sozhaleet» o prichastnosti ego strany k rabotorgovle// RIA «Novosti». 27.11.2006. URL: https://ria.ru/20061127/56022559.html (Data obrashcheniya 30.06.2020) 3. Fergyuson N. Imperiya: chem sovremennyi mir obyazan Britanii. Moskva, AST: CORPUS, 2013. 560s . 4. Shimov Ya. Rasplata za imperiyu//Radio «Svoboda». 02. 08. 2015. https://www.svoboda.org/a/27164828.html (Data obrashcheniya 30.06.2020) 5. Australian Institute of Aboriginal and Torres Strait Islander Studies Act. No.149. 1989. URL: https://www.legislation.gov.au/Details/C2016C00164 (Data obrashcheniya 30.06.2020) 6. Bazyler M.J., Alford R.P. Holocaust Restitution: Perspectives on the Litigation and Its Legacy. NYU Press. 2006. 374 p. 7. Beckles H. McD. Britain's Black Debt: Reparations for Caribbean Slavery and Native Genocide Paperback. University of West Indies Press. 2012. 248 p. 8. CARICOM Ten Point Plan for Reparatory Justice. URL: https://www.caricom.org/caricom-ten-point-plan-for-reparatory-justice/ (Data obrashcheniya 30.06.2020) 9. Coates T. The Case for Reparations// The Atlantic. June 2014. URL: https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2014/06/the-case-for-reparations/361631/ (Data obrashcheniya 30.06.2020) 10. Coles T.J. London Gangs: a Tragic Remnant of British Colonialism//Counterpunch. 12.02.2019. URL: https://www.counterpunch.org/2019/02/12/london-gangs-a-tragic-remnant-of-british-colonialism/ (Data obrashcheniya 30.06.2020) 11. Curtis N. The New Colonialism. Britain’s scramble for Africa’s energy and mineral resources. London, 2016. URL: https://waronwant.org/sites/default/files/TheNewColonialism.pdf?_ga=2.68510801.1102251206.1565777789-693504006.1565777789 (Data obrashcheniya 30.06.2020) 12. D’abrera B. Asking Britain to apologise for its Empire is lunacy //The Times. 17 April 2018. URL: https://www.thetimes.co.uk/edition/comment/asking-britain-to-apologise-for-its-empire-is-lunacy-2dg5hkj8p (Data obrashcheniya 30.06.2020) 13. David Cameron defends lack of apology for British massacre at Amritsar// The Guardian. 20 February 2013. URL: https://www.theguardian.com/politics/2013/feb/20/david-cameron-amritsar-massacre-india (Data obrashcheniya 30.06.2020) 14. España rechaza "con toda firmeza" la carta de AMLO solicitando al rey que pida disculpas por los crímenes de la Conquista//BBC News Mundo. 26.03.2020. URL: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-47701392(Data obrashcheniya 30.06.2020) 15. Forsdick Ch. Sarkozy in Port-au-Prince//French Studies Bulletin. No.32. 2011. P.4–8. 16. Gallup Poll Social Survey. 2019. URL: file:///C:/Users/1/Desktop/190729Reparations.pdf (Data obrashcheniya 30.06.2020) 17. Georgetown students vote to pay reparations for slaves sold by university. 12.04. 2019. URL: https://edition.cnn.com/2019/04/11/us/georgetown-students-slavery-reparations-trnd/index.html (Data obrashcheniya 30.06.2020) 18. Gonsalves R. Reparations for slavery and the genocide of native peoples. Speech at Organisation of American States Meeting. Washington, 4.11.2015. URL: https://www.oas.org/en/media_center/speech.asp?sCodigo=15-0088 (Data obrashcheniya 30.06.2020) 19. H.R.3745. Commission to Study Reparation Proposals for African Americans Act. URL: https://www.congress.gov/bill/101st-congress/house-bill/3745/text (Data obrashcheniya 30.06.2020) 20. H.Res.194. Apologizing for the enslavement and racial segregation of African-Americans. 2008. URL: https://www.congress.gov/bill/110th-congress/house-resolution/194/text (Data obrashcheniya 30.06.2020) 21. Hirsch A. What is the Commonwealth if not the British Empire 2.0?//The Guardian. 17.04.2018.URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/apr/17/commonwealth-british-empire-britain-black-brown-people (Data obrashcheniya 30.06.2020) 22. India's Prime Minister Supports a Call for India to Be Compensated for British Colonial Rule//Time. 24 July 2015. https://time.com/3970708/narendra-modi-shashi-tharoor-reparations-compensation-colonial-rule-speech/ 23. Kerner Commission, Report of the National Advisory Commission on Civil Disorders. 1967.URL: http://www.eisenhowerfoundation.org/docs/kerner.pdf (Data obrashcheniya 30.06.2020) 24. Key address by Dr. Fidel Castro Ruz, President of the Republic of Cuba at the World Conference against racism, racial discrimination, xenophobia and related intolerance. Durban, South Africa. September 1, 2001. URL: https://www.un.org/WCAR/statements/0109cubaE.htm (data obrashcheniya 30.06.2020) 25. Legal Consequences of the Separation of the Chagos Archipelago from Mauritius in 1965. International Court of Justice. 29 February 2019. URL: https://www.icj-cij.org/files/case-related/169/169-20190225-01-00-EN.pdf (Data obrashcheniya 30.06.2020) 26. Mexico demands Spain apologize for colonial abuse of indigenous people//The Guardian.25 March 2019. URL: https://www.theguardian.com/world/2019/mar/25/mexico-demands-spain-apology-colonialism-obrador (Data obrashcheniya 30.06.2020) 27. Olusoga D. The Treasury’s tweet shows slavery is still misunderstood // The Guardian. 12.02.2018. URL:https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/feb/12/treasury-tweet-slavery-compensate-slave-owners (Data obrashcheniya 30.06.2020) 28. Reparations: Democrats renew debate over how to heal the legacy of slavery//The Guardian. 21 March 2019. URL: https://www.theguardian.com/us-news/2019/mar/21/reparations-democrats-2020-slavery(Data obrashcheniya 30.06.2020) 29. Robinson R. The Debt: What America Owes to Blacks. Plume, 2001. 270 p. 30. S.Con.Res.26-A concurrent resolution apologizing for the enslavement and racial segregation of African Americans. URL: https://www.congress.gov/bill/111th-congress/senate-concurrent-resolution/26 (Data obrashcheniya 30.06.2020) 31. Seely B., Rogers J. Global Britain: a Twenty-first Century Vision. The Henry Jackson Society. 2019. URL: https://henryjacksonsociety.org/wp-content/uploads/2019/02/HJS-Global-Britain-%C2%AD-A-Twenty-first-Century-Vision-Report-A4-web.pdf (Data obrashcheniya 30.06.2020) 32. Slave trader's descendant begs forgiveness in Africa//Independent. 22 June 2006. URL: https://www.independent.co.uk/news/world/africa/slave-traders-descendant-begs-forgiveness-in-africa-6097489.html (Data obrashcheniya 30.06.2020) 33. Teather D. Bank admits it owned slaves//The Guardian. 22.01.2005. URL: https://www.theguardian.com/world/2005/jan/22/usa.davidteather (Data obrashcheniya 30.06.2020) 34. Theresa May expresses 'regret' for 1919 Amritsar massacre//The Guardian. 10 April 2019. URL:https://www.theguardian.com/politics/2019/apr/10/theresa-may-expresses-regret-for-1919-amritsar-massacre (Data obrashcheniya 30.06.2020) 35. The Georgetown Memory Project. URL: https://www.georgetownmemoryproject.org/(Data obrashcheniya 30.06.2020) 36. Viewpoint: Britain must pay reparations to India//BBC.22 July 2015. https://www.bbc.com/news/world-asia-india-33618621 (Data obrashcheniya 30.06.2020) 37. 'Why not now?' for slavery reparations, House panel is told// NBC. 20 June 2019. https://www.nbcnews.com/politics/congress/why-not-now-slavery-reparations-house-panel-told-n1019451(Data obrashcheniya 30.06.2020) 38. YouGov Survey Results. 2014. URL: http://cdn.yougov.com/cumulus_uploads/document/6quatmbimd/Internal_Results_140725_Commonwealth_Empire-W.pdf (Data obrashcheniya 30.06.2020) 39. YouGov Survey Results. 2016. URL:https://d25d2506sfb94s.cloudfront.net/cumulus_uploads/document/95euxfgway/InternalResults_160118_BritishEmpire_Website.pdf (Data obrashcheniya 30.06.2020) 40. YouGov Survey Results. 2019. URL: https://docs.cdn.yougov.com/g9th5mtevv/YouGov%20-%20Empires%20attitudes.pdf (Data obrashcheniya 30.06.2020) 41. Younis M. As Redress for Slavery, Americans Oppose Cash Reparations//Gallup. 29.07.2020. URL:https://news.gallup.com/poll/261722/redress-slavery-americans-oppose-cash-reparations.aspx (Data obrashcheniya 30.06.2020) |