Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Trends and management
Reference:

Problems and prospect of development of health insurance system in China

Lyu Khentsze

Master's Degree, the faculty of Sociology, M. V. Lomonosov Moscow State University

119 234, Russia, Moskva oblast', g. Moscow, ul. Leninskie Gory, 1, str. 33

lyu_khentsze@mail.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0730.2020.2.33285

Received:

22-06-2020


Published:

04-09-2020


Abstract: This article examines the current health insurance system in China. Emphasis is made on determination of the key features and peculiarities of Chinese health insurance system, as well as its flaws and ways for overcoming them. The author believes that resolution of major issues in Chinese health insurance system requires increased state involvement thereof, since the marked-based approach that has been in effect for the past 30 years lead to inequality and deterioration of the quality of healthcare. The following recommendations are made on the improvement of health insurance system: launch the targeted financing projects that would allow the citizens with especially dangerous diseases, such as cardiovascular, oncological, digestive and nervous system, diabetes, to be paid in full by insurance and state subsidies in receiving medical services and medications; forgo the principle of “annual limit” for medical services and medications under insurance coverage; unify insurance payment systems in different regions in order to improve the quality of rendering healthcare services in poor areas. The author also offers to consider the possibility of implementation of the universal guaranteed service standards that would ensure equal level of the quality of basic services regardless the type of insurance.


Keywords:

health insurance, China, problems, development prospects, medical service, medical services, medical standards, politics, legal regulation, insurance premiums


Система социального медицинского страхования в Китае развивалась в рамках общей конъюнктуры социально-экономической политики. Ее трансформации фактически зеркально отражают изменения во внутриполитическом курсе руководства КНР. В настоящее время развитие институтов социального медицинского страхования в Китае определяет политика «сяокан» - построения «среднезажиточного» общества. В социальной сфере для нее характерно «возвращение» государства в социальную сферу за счет расширения прямого присутствия властей в данной сфере.

С конца 1970-х гг. и до начала 2000-х гг. в Китае наблюдалось существенное сокращение доли граждан, имеющих медицинскую страховку. Масштабы страхования росли лишь в сегменте обеспеченных граждан. Государство регулярно наращивало вложения в систему здравоохранения, однако расходы граждан на покрытие медицинских услуг росли опережающими темпами.

Начиная с 2002 г., власти КНР последовательно устраняли эти негативные эффекты за счет внедрения новых программ социального страхования. На данном направлении были достигнуты более чем ощутимые успехи. Доступность медицинской страховки и объем предоставляемых на ее основании услуг качественно возросли.

Однако обновленная система социального медицинского страхования по-прежнему обладает ощутимыми недостатками. Существует заметная разница в доступности и качестве услуг учреждений здравоохранения в зависимости от конкретной программы социального страхования. Выплаты по социальной страховке по-прежнему покрывают меньшую часть расходов граждан КНР на медицинские услуги. Стоимость многих услуг и лекарств настолько велика, что даже при наличии страховки некоторые жители Китая не могут себе позволить приобрести их – слишком велик размер суммы, которую нужно внести в рамках медицинского страхования.

Рассмотрим подробнее основные отличительные черты китайского медицинского страхования, а также основные перспективы его развития.

Одной из специфических черт системы социального медицинского страхования в современном Китае являются отличия в размере и структуре взносов на уровне провинций и городов, что является основным фактором неравенства в предоставлении медицинских услуг.

В частности, в Шанхае работодатель выплачивает 10% от суммы зарплаты сотрудника, 2% в качестве местного сбора, и еще 2% в социальные фонды перечисляет сам работник. В Пекине организация вносит в счет медицинского страхования 10% от заработка работника, а сам он уплачивает 2%, добавляя к этой сумме еще 3 юаня. В провинции Хэбэй работодатель отчисляет 7,5%, которые дополняются 2 %, вносимыми сотрудником [1, 2].

Второй специфической чертой является наличие на рынке множества компаний–страховщиков, для которых характерно как многообразие коммерческих тарифных планов, так и строгое следование принципу «в период лечения клиент самостоятельно оплачивает счета, компания компенсирует его расходы лишь в будущем». Погашение расходов напрямую в процессе лечения происходит лишь в рамках системы государственного социального страхования [3].

Третьим отличием китайской системы социального медицинского страхования заключается в том, что все виды страховок оплачиваются одновременно, по принципу «пять страховок – один взнос». Таким образом, медицинское страхование оплачивается одновременно с пенсионным страхованием, декретными выплатами, страхованием от несчастных случаев и от потери работы.

Четвертым отличием системы социального медицинского страхования служит дифференциация размера платежей в зависимости от места обслуживания. Как правило, застрахованное лицо получает рекомендации относительно посещения нескольких больниц и аптек, услуги которых в максимальном размере будут покрыты за счет страхования. В целом размер компенсации напрямую зависит от уровня учреждения. Чем выше его официальный класс, тем меньше объем компенсации за счет страховки [4].

Таким образом, система медицинского страхования в Китае сочетает в себе как рыночные, так и государственные элементы регулирования.

Реформирование системы социального медицинского страхования в Китае в 2000-х гг. позволило властям КНР добиться ощутимых успехов в развитии системы здравоохранения. Так, 1982 г. уровень младенческой смертности в Китае достигал 34 на 1 тыс. новорожденных, к 2013 г. этот показатель упал до 11 на 1 тыс. новорожденных [5, 6].

Средняя продолжительность жизни граждан КНР за аналогичный период увеличилась с 68 до 75 лет [7].

Однако в целом в рамках системы социального медицинского страхования продолжают сохраняться весьма ощутимые недостатки.

Во-первых, проблемой остаются масштабы охвата населения данной системой, а также охвата спектра медицинских услуг, оказываемых населению.

По данным на 2016 г., социальное медицинское страхование покрывало лишь 20% расходов граждан КНР на медицинские услуги. Как следствие, уровень затрат домохозяйств Китая на услуги медицинских учреждений остается достаточно высоким. На 2009 г. в среднем размер расходов домохозяйства КНР на медицинские услуги достигал 9% от совокупного бюджета домохозяйства. Как следствие, возникновение у члена семьи серьезного заболевания легко превращается в фактор, ощутимо подрывающий благосостояние домохозяйства [8, 9].

Во-вторых, сохраняется ощутимое неравенство с точки зрения объема и качества услуг, получаемых благодаря наличию государственной медицинской страховки, и участниками прочих программ социального страхования. Как показывает практика, пациенты, на которых распространяется действие государственной программы медицинского страхования, получают в процессе лечения заметно больше медикаментов, нежели обладатели иных форм страховки. Обращает на себя внимание и то, что, продолжительность пребывания в стационаре пациентов, имеющих государственную страховку, в среднем составляла больший период, чем у граждан с иными видами страховки [10].

В-третьих, пациентам, чья страховка предусматривала ограничения на оказание медицинских услуг в течении года («годовой потолок»), назначают значительно больше лекарств во второй половине финансового года, нежели чем в первом полугодии [11, 12].

В-четвертых, проблемой остается и то, что практика сооплаты зачастую вынуждает граждан идти на отказ от покупки лекарств, консультаций врача или амбулаторного лечения. Исследования показывают, что размер ставки сооплаты медицинских услуг страхуемым лицом напрямую влияет на его поведение как пациента. Величина ставки обратно пропорциональна уровню выполнения пациентом предписаний врача. Чем выше ставка, тем реже гражданин соглашается на госпитализацию, покупку лекарств и т.д. [12]

По нашему мнению, минимизировать обозначенные недостатки системы социального медицинского страхования в Китае можно за счет таких мер, как:

- сокращение числа услуг, предполагающих сооплату со стороны пациента, за счет увеличения государственного финансирования. В первую очередь это должно касаться услуг, имеющих отношение к лечению наиболее распространенных и опасных заболеваний – сернечно-сосудистых, онкологических и пр.;

- отказ от принципа «годового потолка» в рамках социальной медицинской страховки;

- переход к унифицированной системе начисления размера страховых платежей, сочетающийся с межбюджетными переводами в целях выравнивания качества медицинского обслуживания в разных городах и провинциях;

- предоставление налоговых и иных льгот коммерческим компаниям-страховщикам, готовым перейти к схеме компенсации расходов клиентов непосредственно в период лечения;

- внедрение единых гарантированных стандартов обслуживания, обеспечивающих равный уровень качества базовых услуг для обладателей всех видов страховок.

Обобщая изложенный материал, мы можем заключить, что устранение обозначенных проблем требует расширения участия государства в функционировании системы медицинского страхования.

Во-первых, властям КНР следует запустить проекты программно-целевого финансирования, позволяющие гражданам без доплаты, полностью за счет страховки и государственных субсидий получать медицинские услуги и лекарства для борьбы с особо опасными заболеваниями, а также болезнями, играющими наибольшую роль в качестве фактора смертности – сердечно-сосудистыми, онкологическими, пищеварительной и нервной системы, сахарным диабетом.

Во-вторых, необходимо отказаться от принципа «годового потолка» (годового лимита) на услуги и медикаменты в рамках страховки. Его применение приводит к тому, что в течение первой половины года пациенты осознанно ограничивают потребление услуг и медикаментов, опасаясь того, что ближе к концу года они лишаться возможности получить помощь по страховке.

В-третьих, государству необходимо унифицировать, сделать единообразными системы начисления страховых платежей в разных городах и провинциях. Эта мера должна сочетаться с адресной помощью государства сравнительно бедным районам по линии бюджета.

Также следует рассмотреть возможность внедрения единых гарантированных стандартов обслуживания, обеспечивающих равный уровень качества базовых услуг для обладателей всех видов страховок. Позитивный эффект, на наш взгляд, может принести предоставление налоговых и иных льгот коммерческим компаниям-страховщикам, готовым перейти к схеме компенсации расходов клиентов непосредственно в период лечения.

Комплексная реализация обозначенных мер позволит купировать основные проблемы системы социального медицинского страхования и открыть новые перспективы для ее развития.

References
1. Blomqvist Ǻ., Qian J. Health system reform in China: An assessment of recent trends // Singapore Econ Rev. 2008. № 53. R. 7;
2. Chen M., Chen W., Zhao Y. New evidence on financing equity in China’s health care reform – A case study on Gansu province, China // BMC Health Serv. 2012. № 12. R.468.
3. Chen M., Zhao Y., Si L. Who pays for health care in China? The case of Heilongjiang province // PLoS One. 2014. № 9. R.109.
4. Husain L. Policy experimentation and innovation as a response to complexity in China's management of health reforms // Global Health. 2017. № 4. R. 27
5. Ramesh M, Wu X, He AJ. Health governance and healthcare reforms in China // Health Policy Plan. 2014. № 29. R. 63;
6. Meng Q. Health provider payment reforms in China: An updated review. Washington, DC: World Bank; 2008. R. 51.
7. Wang L., Wang Z., Ma Q., Fang G., Yang J. The development and reform of public health in China from 1949 to 2019 // Global Health. 2019. № 2. R. 30.
8. World Bank. Health Provider Payment Reforms in China: What International Experience Tells Us. Washington DC: World Bank; 2010. R. 27;
9. Liu Y. Reforming China's urban health insurance system // Health Policy. № 2002. № 6. R. 134.
10. Sun X., Jackson S., Carmichael G., Sleigh A.C. Catastrophic medical payment and financial protection in rural China: Evidence from the New Cooperative Medical Scheme in Shandong province // Health Econ. 2009. № 18. R. 105.
11. Yip W., Hsiao W. The Chinese health system at a crossroads // Health Aff (Millwood). 2008. № 7. R. 47;
12. Hsiao W. Why is a systemic view of health financing necessary? // Health Aff (Millwood). 2007. № 6. R. 55.
13. Zhang CY, Hashimoto H. How do patients and providers react to different incentives in the Chinese multiple health security systems? // Chin Med J. 2015. № 128. R. 65