Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Conflict Studies / nota bene
Reference:

Information space of military-political conflicts in Donetsk and Luhansk through the prism of modern Ukrainian cinematography

Gorbachev Mikhail Valerevich

ORCID: 0000-0002-0006-3875

Doctor of Politics

The department of Russian Politics, M. V. Lomonosov Moscow State University

119192u, Russia, g. Moscow, ul. Lomonosovskii Prospekt, 27

ussr-86@mail.ru
Other publications by this author
 

 
Dibrov Egor Aleksandrovich

Postgraduate student, the department of Russian Politics, M. V. Lomonosov Moscow State University

119991, Russia, g. Moscow, ul. Lomonosovskii Prospekt, 24, of. 4

dibrov1994@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0617.2020.3.32805

Received:

04-05-2020


Published:

10-09-2020


Abstract: This article is dedicated to the analysis of information space of the zone of military-political conflicts in Donetsk and Luhansk. The authors shift away from the traditional models and patterns of its explanation, which relate to examination of databases, their maintenance technologies and application mechanism, information systems, and information needs of the information environment. Structural and content analysis of modern Ukrainian cinematography, which reflects the key components of information space of the zone of military-political conflicts in Donetsk and Luhansk is proposed as an alternative explanatory model. In accordance with the substantiated criteria, the author selected the film footages for further examination. Research methodology is based on the content analysis and intent analysis for interpretation of the content and focus of dialogues of the core storylines. Additional methods include the models of comparative analysis of film plots, narrative analysis of film micro-plots, and ideological assessment of films. As a result of the conducted research, the author determined the mechanisms of binary structuring of information space of the zone of military-political conflicts, as well as techniques and methods used for implementation of these mechanisms. The peculiarities of “distortion” of information space of the zone of military-political conflicts are described. Techniques of the film director that comprise the backbone of strategies for positioning information space of the zone of military-political conflicts in modern Ukrainian cinematography are explored. The author is first to analyze the films of modern Ukrainian cinematography regarding the positioning of information space of the zones of military-political conflict in Donetsk and Luhansk.


Keywords:

information field, distortion of information field, information policy, information wars, binary promotion, political communication, plots of movies, scripts of movies, director's receptions, military and political conflicts


Военно-политические конфликты в XXI веке отличаются высокой скоростью протекания основных стадий и фаз, быстрым «включением» новых и «выходом» ранее задействованных в них субъектов, применением сверхдорогого, высокоточного вооружения, стремительно растущим профессионализмом силовых структур, одновременно военным и информационным противостояниями между основными участниками, а также целым рядом других, не менее важных особенностей [1]. Специфика современных военно-политических конфликтов формирует уникальную структуру и содержание информационного пространства в зоне, где они происходят, а также в других регионах мира, которые имеют точки соприкосновения с этой территорией.

Социально-гуманитарные науки, характеризуя основные структурные составляющие информационного пространства зоны военно-политических конфликтов: базы данных, технологии их сопровождения, механизмы их применения, информационные системы, информационные потребности и др., оперируют такими категориями как: информационно-психологическое воздействие, информационная экспансия, информационное лоббирование, информационный вброс и многими другими [2]. Применяя данные концепты для анализа содержания информационного пространства зоны военно-политических конфликтов в Донецке и Луганске, специалисты изучают отчеты международных организаций, выступления политических лидеров, новостные ленты крупнейших информационных агентств, доклады военных и гражданских аналитиков по информационной безопасности и технологиям и т.п.

По оценкам отечественных [3] и зарубежных [4] исследователей, особой составляющей информационного пространства зоны военно-политических конфликтов является фильмы, посвященные данной тематике. При этом специалисты отмечают, что чем более «насыщено» информационное пространство зоны военно-политического конфликта, тем большим разнообразием и направленностью отличаются киноматериалы на эту тему [5]. Так, за период с 2015 по 2020 год, режиссерами из разных стран было снято более 4000 профессиональных и любительских фильмов, посвященных военно-политическим конфликтам в Донецке и Луганске.

В настоящей статье мы предлагаем посмотреть на информационное пространство зон военно-политических конфликтов в Донецке и Луганске сквозь «призму» современного украинского кинематографа. Для выполнения поставленной цели, за период с 2015 по 2020 гг. нами были отобраны следующие фильмы украинского производства: «Добровольцы Божьей четы» (2015 г.), «Киборги» (2017 г.), «Иней» (2017 г.); «Миф» (2018 г.). Отбор киноматериалов осуществлялся по следующим критериям: во-первых, фильмы должны были содержать контент, связанный с оценкой специфики формирования информационного пространства в зоне военно-политических конфликтов на Юго-Востоке Украины. Во-вторых, фильмы должны были отличаться жанровым разнообразием: документальные, художественные, полнометражные, короткометражные. В-третьих, киноматериалы отбирались исходя из их рейтинга (не ниже «4» на популярных порталах по онлайн-просмотру фильмов [6]). В-четвертых, фильмы должны были выдвигаться в качестве участников кинофестивалей, как следствие, получать многочисленные отзывы и рецензии профессионального сообщества из разных стран.

Для изучения содержания отобранных фильмов, в соответствии с обозначенной целью статьи, нами применялись методы контент-анализа и интент-анализа. Контент-анализ задействовался для интерпретации содержания диалогов и монологов главных героев в основных сюжетных линиях. Интент-анализ использовался для глубокого проникновения в содержание речей главных персонажей, для интерпретации их ключевого смысла и направленности [7]. В качестве дополнительных, мы задействовали междисциплинарные методы изучения сюжетов кинопроизведений. В частности, сравнительные модели анализа сюжетов фильмов, нарративный анализ микросюжетов фильмов, методы идеологического измерения фильмов [8].

Анализ структурной и содержательной частей выбранных нами украинских фильмов, в которых формируются ракурсы видения информационного пространства зон военно-политических конфликтов в Донецке и Луганске, позволяет сформулировать следующие предварительные выводы. Они могут быть объединены в четыре логических блока. А именно, информационное пространство зон военно-политических конфликтов представляется в изучаемых фильмах следующим образом: во-первых, посредством формирования системы ценностных координат «свои-чужие» как основы для позиционирования участников военно-политических конфликтов; во-вторых, с помощью создания мировоззренческой конструкции – «цивилизационные-варвары», позволяющей идентифицировать участников военно-политических конфликтов; в-третьих, путем конструирования «оптики», основанной на калейдоскопе измененных и деформированных ценностей, отражающих позиции участников конфликта; в-четвертых, задействуя метод конструирования односторонних моделей восприятия информационно-коммуникационных угроз; в-пятых, применяя режиссерские стратегии идеологизации информационного пространства зоны военно-политических конфликтов.

Обращаясь к описанию содержания первого логического блока необходимо отметить, что во всех четырех фильмах прослеживается позиционирование информационного пространства в зонах Донецкого и Луганского военно-политических конфликтов в двухполюсной системе координат – «свои-чужие». Главные герои фильмов четко разделяют страны, правительства, вооруженные силы по бинарному принципу [9]. По мере развития сюжетных линий происходит активное оправдание «своих» и критика «чужих» в рамках следующих схем: «мы» не виноваты – виноваты «они», «мы» не должны нести ответственность за последствия конфликта – «они» должны взять на себя всю тяжесть этой ответственности, «наше» оружие предназначено для сдерживания и обороны – «их» оружие необходимо для нападения и т.п. Особенно четко обозначенные схемы бинарного позиционирования информационного пространства проявляются в диалогах героев фильмов «Добровольцы божьей четы» и «Киборги». Окружающий героев мир, события и люди, наполняющие его – идентифицируется как враждебные и максимально агрессивные. Это подтверждается результатами текстуального анализа [10] (наиболее часто повторяемые слова, их комбинации, эмоциональная окраска ключевых фраз главных героев) диалогов и монологов участников «Добровольческого Украинского Корпуса», который согласно сюжету фильма «Добровольцы божьей четы», был расположен в селе Пески Донецкого региона (20-45 минуты киноматериалов), а также данными интент-анализа диалогов главных персонажей фильма «Киборги» («Мажор», «Серпень», «Суббота», «Гид» и др. – 50-112 минуты киноматериалов).

Содержание второго логического блока формируется в рамках системы двойных стандартов оценивания информационного пространства зоны военно-политических конфликтов. Такая система характерна для фильмов «Иней» и «Миф». В диалогах и монологах ключевых персонажей данных кинематографических лент прослеживаются интенции, согласно которым участники конфликта делятся на «цивилизованных» и «варваров». Например, в фильме «Иней» — это диалоги главного героя Рокаса с украинскими военными (111- 120 минуты киноматериалов). Все действия «чужих» в этих диалогах оцениваются как неоправданно жесткие и чрезмерно агрессивные даже в условиях военного противостояния. Любая активность «своих» непременно оправдывается, даже если сюжетные линии фильмов демонстрируют ее в ключе аналогичном с активностью «чужих». Тем самым, применяется механизм, согласно которому «образ врага» понуждает к заведомо неразумным и неоправданным действиям своих, которые, в свою очередь, оправдываются тем, что «врагу» приписываются ещё более «злостные намерения» [11, c. 194]. В короткометражном фильме «Миф» эта особенность прослеживается не так сильно, однако она также имеет место быть. Особенно во второй части кинопроизведения, где описывается заключительная часть жизненного пути главного героя: события на Майдане 2014 года, приостановка карьеры оперного певца, разрыв отношений с девушкой-россиянкой, принятие решения об участии добровольцем в АТО (с 6 по 11 минуты киноматериалов).

Третий логический блок основан на видении информационного пространства зоны военно-политических конфликтов через калейдоскоп измененных и деформированных ценностей. Его присутствие характерно для всех четырех кинопроизведений. Контент- и интент-анализы диалогов их главных героев показали, что в них содержатся многочисленные попытки подмены ценностей населения Украины – прозападными. Это проявляется в стремлении главных героев кинематографических произведений прямо или косвенно указать на цивилизационную принадлежность Украины к Европе, и как следствие необходимости максимально дистанцироваться от российской культуры. Философские диалоги экзистенционального уровня о социокультурной судьбе Украины, о стремлении обрести новые идентификационные основы страны – встречаются в сценариях всех четырех фильмов. Однако необходимо отметить, что в наиболее концентрированном виде такие сюжетные ходы сценаристов были реализованы в фильме «Киборги». Часть из диалогов этого фильма, имеют характер открытого «пропагандистского флера» [12] – повторяют тезисы украинских и западных СМИ. Другая часть диалогов – носит более серьезный, осмысленный, философский характер (эта специфика «перехода» диалогов на другой уровень видения общественно-политической реальности информационного пространства зоны военно-политических конфликтов, особенно заметна с 111 минуты киноматериала).

Четвертый логический блок состоит из односторонних моделей [13] восприятия информационно-коммуникационных угроз [14]. Эти угрозы позиционируются главными героями всех четырёх кинокартин преимущественно в однонаправленном режиме. По их мнению, они исходят от ополченцев ДНР и ЛНР, и включают в себя хакерство и шпионаж, механизмы прямого и опосредованного противоборства в информационной сфере. Контент-анализ диалогов героев фильмов «Иней» (с 62 минуты киноматериалов) и «Киборги» (с 82 минуты киноматериалов) показал, что информационное пространство зоны военно-политических конфликтов в Донецке и Луганске, позиционируется ими как чрезмерно перенасыщенное технологиями информационно-психологического воздействия на внутреннюю и внешнюю политику Украину. Главная цель данных технологий, по мнению ключевых персонажей основных сюжетных линий («Мажор», «Суббота», «Гид», «Старый», «Марс», «Псих», «Ретуд» и др.) – это подчинение политико-экономической жизни Украины для дальнейшего воздействия на нее в интересах стороны, осуществляющей попытки такого подчинения.

Пятый блок, политико-идеологические компоненты [15] информационного пространства зон военно-политических конфликтов, позиционируется посредством четырех режиссерских стратегий. Первая, связана с конструированием атмосферы постоянного психологического напряжения. Она реализуется путем визуальных кинематографических приемов. Например, изображениями разрушенных населенных пунктов и объектов инфраструктуры в фильмах «Иней», «Киборги», «Добровольцы Божьей четы», обращениями к воспоминаниям очевидцев в фильме «Миф». Вторая стратегия связана с трансформацией отдельных человеческих и общесоциальных трагедий в предметы национальной гордости. В полной мере она была задействована в рамках приемов «героизации» в фильме «Киборги» (жизненный путь персонажа «Мажор»), а также в фильме «Иней» (диалоги украинских военнослужащих с главным героем Рокасом). Другой прием ее реализации используется в фильме «Миф», который пронизан романтизацией эпизодов жизни главного героя (позывной «Миф»), которые связаны с его нахождением в зонах военно-политических конфликтов. И наконец еще один прием – «апофеоз» – масштабно реализуется в фильме «Киборги», где на протяжении всей киноленты постоянно проводится идея о том, что страна, несмотря на имеющиеся в ней сложно решаемые проблемы, будет двигаться в соответствии с выбранным курсом. Третья стратегия была полноценно применена только в рамках двух фильмов – «Миф» и «Иней» посредством приема «ссылки». Он подразумевает автобиографические рассказы о конкретных «вопросах жизни», ответы на которые позволяют оценить содержание информационного пространства зон военно-политических конфликтов. Четвертая стратегия – «рецепт спасения» – задействуется в фильмах «Добровольцы Божьей Четы» и «Киборги». Она основана на применении приема религиозности (диалоги главных героев кинопроизведений в переломных моментах сюжетных линий).

Изучение информационного пространства зон военно-политических конфликтов в Донецке и Луганске сквозь «призму» современного украинского кинематографа позволило сделать следующие выводы. Во-первых, информационное пространство позиционируется в бинарной системе ценностных координат. Режиссеры фильмов в монологах и диалогах актеров представляют информационную среду военно-политических конфликтов «полярно»: «свои-чужие», «цивилизационные-варвары», «лица совершающие правильные действия – те, кто делают непростительные ошибки» и т.п. Такое бинарное структурирование информационного пространства зон военно-политических конфликтов, в проанализированных нами фильмах, на протяжении большой части киноматериалов, носит формально-упрощенный характер, и только в отдельных микросюжетах обращает внимание кинозрителя на сложные экзистенциальные проблемы социально-политической действительности, наделяя их кроме бинарных – многомерными измерениями. Во-вторых, информационное пространство зоны военно-политических конфликтов, представляемое в киноматериалах, выстраивается на основе принципа «диффузии» традиционных ценностей, ориентиров и установок украинского общества и ценностей, свойственных западному образу жизни, позиционируемых в зарубежных фильмах аналогичного жанра и сюжета. Тем самым, конструируются возможности для взаимопроникновения информационных пространств военно-политических конфликтов, происходящих в разных регионах мира. В-третьих, для информационного пространства военно-политических конфликтов, формируемого в кинематографических материалах, характерно применение комплексных режиссерских стратегий идеологизации, которые реализуется посредством задействования точечных приемов и технологий, соответствующих сюжетным линиям конкретных фильмов.

References
1. Ivanov O.B. Voennyi konflikt kak forma politicheskogo protsessa // Diskurs-Pi. 2016. № 1(22). S. 81-87.
2. Borkhsenius A.V. Informatsionnaya voina: problemy teoreticheskoi interpretatsii // Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie. 2016. № 1. S. 79-89.
3. Terpugov A.A., Zhukova T.A. Kinematograf v aspekte sotsiologii: Pro et Contra // POISK: Politika. Obshchestvovedenie. Iskusstvo. Sotsiologiya. Kul'tura. 2018. № 3 (68). S. 100-109.
4. Kirillova N.B. Evolution of media culture in the context of mcluhan’s typology: history, reality, prospects // Global Media Journal. 2016. T. 14. № 26.
5. Breitman A.S. «Ekran» kak dominanta sovremennoi kul'tury: kino, televidenie, video, komp'yuternaya animatsiya // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2019. № 3. S. 97-102.
6. Britsov R.A. Ranzhirovanie informatsii na osnove otsenok i povedeniya pol'zovatelei // T-Comm: Telekommunikatsii i transport. 2016. Tom 10. №1. S. 62-66.
7. Mangeim Dzh.B., Rich R.K. Politologiya: Metody issledovaniya. M.: Izdatel'stvo «Ves' Mir», 1997 – 544 c.
8. Toporov V.L, Dobrotvorskii S.N. Kino na oshchup'. SPb.: Seans, 2005. – 544 s.
9. Berezhnaya S.V. Kul'turno-antropologicheskie aspekty «svoego» i «chuzhogo» v voennykh konfliktakh // Pskovskii voenno-istoricheskii vestnik. 2015. № 1. S. 179-182.
10. Puzyrev A.V. Ob ekspertnoi otsenke khudozhestvennogo teksta v aspekte piramidy ustanovok // Aktual'nye problemy filologii i pedagogicheskii lingvistiki. 2011. № 13. S. 195-200.
11. Gasanov I. B. Natsional'nye stereotipy i «obraz vraga» // Psikhologiya natsional'noi neterpimosti. Minsk, 1998. – 226 s.
12. Pominov A.V., Stratu Yu.A. Issledovanie tekhnologii sotsial'no-psikhologicheskogo vozdeistviya na lichnost' v sovremennom informatsionnom obshchestve // Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya. 2016. № 3. S. 81-88.
13. Borovaya E.O. Informatsionnaya voina kak ugroza natsional'noi bezopasnosti // Politika, ekonomika i innovatsii. 2017. № 2(12). S. 1-9.
14. Belova N.E. Osobennosti diskursa informatsionnoi voiny // Privolzhskii nauchnyi vestnik. 2015. № 6-3(46). S. 75-78.
15. Kikhtan V.V., Kachmazova Z.N. Informatsionnaya voina: ponyatie, soderzhanie i osnovnye formy proyavleniya // Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva. 2018. № 2. Tom. 2. S. 228-235.