Персональная история, персональная история каждого человека и «историческое бессмертие»
Персональная история — новое направление исторической науки. Предметом исследования персональной истории является «“история одной жизни” во всей уникальности и полноте» [1, с. 8]. Примерами произведений персональной истории являются истории, включенные в книгу «История через личность: Историческая биография сегодня», о которых Л. П. Репина пишет: «В нашей “портретной галерее” нашлось место и для крупных исторических деятелей, и для лихих авантюристов, и для знаменитых писателей, и для образов святых» [1, с. 16].
В последнее время обозначилась проблема выбора героя персональной истории. Л. П. Репина пишет о закономерном повороте интереса историков от «человека типичного» к конкретному индивиду [1, с. 7]. Д. М. Володихин отмечает: «… годится биография индивидуума любого калибра … лишь бы источники давали возможность по-настоящему глубоко заглянуть в его внутренний мир...» [7, с. 259]. Ю. Л. Бессмертный писал: «... на первом плане нашего поиска конкретный человек, его индивидуальное поведение, его собственный выбор… он интересует нас сам по себе…» [8, с. 23].
Проблема выбора героя персональной истории порождает ряд вопросов. Необходимо и возможно ли такое расширение круга героев персональной истории, при котором героем персональной истории может быть каждый (любой, конкретный) человек? Необходимо и возможно ли создание массовой культуры, основанной на ценности персональной истории каждого человека? Необходимо и возможно ли создание персональной истории каждого человека, живущего на Земле или покинувшего мир, как сверхзадачи персональной истории? Совокупность этих взаимосвязанных вопросов, требующих решения, представляет собой проблему персональной истории каждого человека.
В отличие от персональной истории избранных исторических личностей персональная история каждого (любого, конкретного) человека предназначена в первую очередь и в основном людям близким к герою персональной истории (сыну, дочери, внукам, другим родственникам, друзьям, знакомым) и его потомкам.
История жизни человека может стать полноценным и надежным свидетельством его пребывания на Земле. Исследуя кладбищенское дело, можно сделать вывод о том, что количество могил, являющихся подчас единственным неутраченным свидетельством пребывания человека на Земле, значительно меньше, чем количество людей, живших на Земле. Часто не остаётся фотографий человека или остаётся одна, две фотографии, на которых человека не могут опознать родственники. Уровень современной культуры таков, что одни люди, жившие на Земле, не нужны другим людям, живущим на Земле. Огромное количество людей обречено на «историческую смерть», не нашли и не найдут «исторического бессмертия», «канут в лету». Одновременно с пассивным отношением к истории прошедшей жизни существует осознанное или неосознанное желание создать и сохранить эту историю для себя, близких людей и потомков ради познания прошедшей жизни и «исторического бессмертия» близкого человека. Бессмертие – многозначное понятие [9, 10]. В рамках персональной истории каждого человека под «историческим бессмертием» человека будем понимать одно из значений этого понятия, данное в «Философском энциклопедическом словаре»: «Бессмертие — … существование личности в сознании потомков» [9, с. 42]. Близкое по смыслу значение бессмертия дает и толковый словарь русского языка Владимира Даля. Согласно В. И. Далю бессмертие есть «…всегдашняя или продолжительная память о человеке на земле по заслугам или делам его…», а «…делать бессмертным…» кого-то означает «…сохранять навсегда в памяти потомства» [10, с. 76]. С целью создания возможностей для достижения «исторического бессмертия» человека вводится понятие «персональная история каждого (любого, конкретного) человека».
Персональная история каждого (любого, конкретного) человека — это такое направление исторической науки, которое имеет своей целью достижение «исторического бессмертия» человека путём создания и сохранения истории его жизни. Понятия «персональная история каждого человека» и «историческое бессмертие» каждого человека возникли и рассмотрены в работах [3],[4],[5], принадлежащих автору настоящей статьи и опубликованных в малоизвестных и нерецензируемых изданиях. Одна из целей настоящей статьи состоит в том, чтобы донести эти понятия до научного сообщества в максимально обоснованном виде, а также развить эти понятия и наполнить их содержанием.
Персональная история каждого человека как развивающееся направление персональной истории должна расширить «горизонты» исторического исследования, вовлекая в свои исследования цифровую историю, историческую информатику, философию, психологию, педагогику, культурологию, цифровую культуру, виды культурного творчества, методы и технику создания, хранения истории человека и даже теорию вероятности и математический анализ. В результате должен быть совершён переход от персональной истории избранных к истории каждого.
Е. Б. Рашковский в своей статье «Историческая мысль между жизнью и смертью» делает важное для понимания необходимости персональной истории каждого человека философское утверждение: «Так что вдумчивое историческое знание, вольно или невольно ставящее вопрос о единстве человеческого времени (в предках, современниках и потомках) есть знание не просто о тех, кто ушёл или неизбежно уйдёт, но и ради тех, о тех и для тех, кто продолжал и продолжает эстафеты жизни. В этом утверждении примата жизни — жизни не просто “витальной”, но жизни осмысленной, — собственно, и заключается суть исторического подхода, исторического метода и самого исторического знания, т.е. обоснованного на доступных нам источниках знания о наших предпосылках в прошлом, о наших судьбах в настоящем, о нашей тáинственной, недосказанной свободе в определении будущего. Следовательно, одна из объективных задач и одно из объективных служений истории и исторической науки — противление смерти и (говорю это снова!) утверждение примата жизни в сменах поколений и в меняющемся опыте людей» [27, с. 70].
Рассматривая сверхзадачу персональной истории, состоящую в стремлении создать историю жизни каждого человека, нужно посмотреть, как решались схожие задачи в других направлениях исторической науки. Как верно отмечено: «Грандиозность задач и заведомая невозможность выполнения такого проекта не может служить препятствием для тех, кто решился писать всеобщую (мировую историю)» [2, с. 43]. Эту мобилизующую к научному поиску мысль, но применительно к персональной истории каждого человека, можно и нужно использовать для выявления реальных возможностей создания и сохранения истории жизни человека.
Время существования человечества естественным образом ограничивает время сохранения истории жизни человека и предельное время «исторического бессмертия» человека. Проблемы и перспективы бессмертия человечества, цивилизации, человека подробно, широко и объёмно рассмотрены В. Ф. Пряхиным в его книге «Бессмертие — мировоззрение ХХI века» [15] с девизом «Permemoriam ad immortalitatem» — «Через память к бессмертию». По аналогии с этим девизом, девизом настоящей статьи может стать девиз «Через историческую память к "историческому бессмертию"».
Первая специфическая задача персональной истории каждого человека состоит в том, чтобы найти потенциального историка для создания истории жизни конкретного человека. Актуальность поиска потенциального историка подтверждают М. Бойцов и И. Данилевский: «… мы возвращаемся... к судьбам отдельных людей, каждая из которых по определению “индивидуальна” и “уникальна” — лишь бы нашелся историк, желающий эти индивидуальность и уникальность выявить» [19, с. 11]. Направление поиска потенциального историка указал оригинальный мыслитель-энциклопедист и утопист, основатель «космического» направления в русской научно-философской мысли Н. Ф. Федоров: «Всякий приход, или община, в коем каждый член — историк и летописец, а вместе и длинная летопись своих предков, есть историческое общество, т. е. общество истории и древностей, а также и новостей, если можно так выразиться, так как общество это, изучая древности, должно следить и за текущими явлениями, ибо и то и другое равно необходимы, да в новом-то и живет старина» [16, с. 386-387].
Путь решения первой задачи состоит в стремлении к тому, чтобы каждый человек превратился в историка, создающего персональную историю близкого ему человека, обеспечивая ему «историческое бессмертие». Человек, создающий историю близкого ему человека, обладает наиболее сильными мотивами к ее созданию в силу эмоциональной и духовной близости, имеет доступ к архивным документам героя истории. Процесс возникновения мотива к созданию истории жизни описал П. Ю. Уваров: «Естественная череда смертей нормальна, пока не пробудилось сознание. Но человеческое сознание начинает свое пробуждение с острого чувства своей индивидуальности и с глубокого страдания от утраты другого. Уничтожение человеческого “я”, личности … ощущается человеком как трагическая катастрофа…» [13, с. 26-27]. Возникает непреодолимое желание сохранить память о близком человеке.
Но, тем не менее, со временем эмоции могут покинуть человека. Возникает вопрос: есть ли более устойчивые основания для возникновения у человека побудительного мотива к созданию истории жизни близкого ему человека? Ответ на этот вопрос дал Э. Фромм. Он выделил пять основных специфических человеческих потребностей. Т. В. Слотина в своей книге «Психология личности» пишет: «Третьей в перечислении Фромма является потребность в ощущении глубоких корней, гарантирующих прочность и безопасность бытия. Она обеспечивается не только и не столько материнской и отцовской любовью, это ощущение собственных родовых корней. Нужно знать всех своих предков, каждый должен стремиться осознать звеном в определенной стабильной цепи рода человеческого» [17, с. 168-169].
Возвращаясь к пяти основным специфическим человеческим потребностям по Э. Фромму, можно отметить, что реализация потребности в ощущении человеком глубоких корней сопровождается реализацией четырёх других потребностей: потребности в общении, в творчестве, в поиске объекта поклонения, в стремлении к познанию. Из теории Э. Фромма следует, что рассматриваемые специфические человеческие потребности присутствуют у каждого человека. В нашем случае это означает, что создателем истории жизни человека может быть каждый человек.
Персональная история каждого человека и массовая культура
Пробудить в людях потребность в создании истории жизни человека можно путем создания новой культурной формы, основанной на ценности истории жизни человека, которая должна приобрести массовый характер. Массовая культура являлась ранее предметом многих научных исследований. Так, А. В. Костина в своей работе «Массовая культура как феномен постиндустриального общества» пишет: «Масса сегодня — это совокупность деперсонализированных индивидов, объединенная не участием в той или иной деятельности, а общностью потребляемой продукции…, а также единством картины мира и системы ценностей. Субъектом массовой культуры выступает особая профессиональная группа, создающая её артефакты..., носителем же её ценностей является человек массы — недифференцируемый субъект с невыраженным личностным началом, особенностями которого являются некритичность восприятия и оценок, управляемость, духовная инфантильность» [14, с. 19]. Из этого следует, что сегодня масса — это масса потребителей, а система ценностей навязана создателями потребляемой продукции, исходя из собственных интересов.
Чтобы перейти от культурной ограниченности и культурного застоя к культурной революции в области массовой культуры, предлагается вложить новый, противоположный смысл в определение массы: масса — это совокупность личностей, объединённая участием в той или иной творческой деятельности на основе общечеловеческих ценностей. Из этого определения массы следует необходимость введения в культурную жизнь понятия новой, альтернативной массовой культуры, культуры не потребителей, а созидателей, субъектом которой выступает рядовая личность с выраженным личностным началом, особенностями которого являются критичность восприятия и оценок, самостоятельность, стремление к духовному совершенству. В новой массовой культуре должен быть совершен переход от человека массы инфантильного к человеку массы созидательному (творцу).
Масса созидателей может включать каждого (любого, отдельного) человека, живущего на Земле. Каждый человека представляет собой личность, которая каждодневно созидает культуру своей деятельности и влияет на культуру окружающих людей. Объединяет людей в массу их культурная совместная деятельность. Общечеловеческие ценности созданы предыдущими поколениями людей. Перечислим только некоторые общечеловеческие ценности: почитание родителей, сохранение памяти о предках, безусловная ценность человеческой жизни, честь, правдивость, бескорыстность, помощь ближнему, здоровый образ жизни, стремление к совершенству. Общечеловеческие ценности формируют культуру каждого человека; каждый человек созидает свою жизнь, исходя из этих ценностей, становится личностью. Личность каждого человека становится ценностью культуры. С этими рассуждениями вполне соотносится взгляд на личность, изложенный в работе А. Т. Кудишиной «Гуманизм – феномен современной культуры»: «…личность — это произведение искусства, автором которого является сам человек» [20, с. 153]. Можно говорить о массовой культуре созидателей, основанной на ценности личности каждого человека.
Примером зарождения массовой культуры, основанной на ценности личности каждого человека, является подъем интереса людей к собиранию сведений о своих предках. При этом они могут использовать генеалогические сайты, генеалогические услуги, работу в архивах, компьютерные программы по составлению родословных «деревьев». Тем не менее, нельзя сказать, что сформирована массовая генеалогическая культура. В связи с этим необходимо особо выделить и обозначить особую ценность работы И. Н. Извекова по внедрению генеалогии в учебный процесс школьного и высшего образования [21],[38]. И. Н. Извеков сформулировал содержание понятия «генеалогическая культура»: «Генеалогическая культура как аспект общей культуры человека имеет ценностно-смысловое начало и моральное начало, характеризует субъективный мир человека, содержит генеалогические знания о существенных функциях и закономерностях генеалогии при исследовании истории семьи, имеет эмоциональную, ценностно-ориентировочную, регулятивную составляющие» [21, с. 3-4]. В рамках настоящей статьи генеалогия рассматривается как одна из основ при создании истории жизни человека.
Вторая специфическая задача персональной истории каждого человека: определить содержание, формы истории жизни человека и первоисточники для её создания. История жизни человека должна отражать историю взаимоотношений человека с его внешним миром и историю формирования и развития его внутреннего мира. Персональная история представляет собой множество историй, отражающих разные стороны такого сложного многопланового явления как человеческая жизнь. К этому множеству можно отнести историю взаимоотношений с родителями, братьями, сёстрами, детьми, внуками и другими близкими людьми, историю предков героя истории, историю взаимоотношений с государственными, общественными и политическими структурами, историю формирования и изменения нравственных принципов, поведения, мировоззрения человека. Биологическая история человека может включать в себя такие сведения как дата рождения, вес, рост младенца, сведения о том, когда ребенок заговорил, когда сделал первые шаги, какими болезнями болел, как, став взрослым, относился к своему здоровью, занимался ли спортом, физкультурой, курил ли, употреблял ли алкогольные напитки, какова была медицинская история его жизни, был ли он психически здоров. Важной составляющей персональной истории каждого человека является интеллектуальная история человека, в которой может рассказываться о том, когда человек, будучи ребёнком, нарисовал первый рисунок, научился читать, писать, работать на компьютере, какие способности проявил в школе, какие отметки получал, когда вбил первый гвоздь, когда пришил первую пуговицу. Может рассказываться о взрослых годах его жизни, о том, какое учебное заведение он окончил, где, когда и кем работал, насколько умелым он был в быту, построил ли дом, посадил ли яблоню, какие у него были увлечения. Составляющей частью интеллектуальной истории человека могут являться его размышления о смысле жизни и об отношении к ней, о смысле своего существования. История взаимоотношений человека с окружающей его природой может рассказать о месте рождения человека, о местах, в которых он проживал в течение жизни, об окружавшей его природе и о его отношении к ней, о том, любил ли он животных, любил ли выращивать овощи и фрукты, любил ли путешествовать и какие города и страны посетил, посещал ли он родину предков, какие необычные явления природы наблюдал.
Первоисточниками исторических знаний при создании персональной истории являются устные истории, тексты, видеофотоаудиодокументы, относящиеся к жизни героя истории. Однако, для создания персональной истории недостаточно только личных архивов. Необходимо показать историю событий внешнего мира, связанных с жизнью героя истории и близких ему людей. Одним из направлений в обеспечении создателя видеоистории необходимыми для него историческими документами событий внешнего мира может стать «инициативное кинофотофонодокументирование» [11, с. 16]. Совокупность архивных документов, необходимых для создания истории, должна включать в себя документы персонального назначения (связанные с героем истории, его близкими людьми и предками) и документы общего назначения. Совокупность архивных документов персонального назначения состоит из личных, государственных, ведомственных архивов, архивов местных органов власти, органов записи актов гражданского состояния и других учреждений. Из этих архивов можно получить необходимые сведения об актах гражданского состояния и сведения генеалогического и биографического характера. Совокупность архивных документов общего назначения должна включать в себя документы о событиях мирового значения, о событиях, происходивших в стране, областях, городах, районах, сёлах, деревнях. Примером документов общего назначения являются видеодокументы, созданные в результате видеосъёмок различных участков местности страны, в городах, селах, деревнях. По этим видеодокументам можно проследить изменение условий жизни людей с течением времени в данной местности, в данном населённом пункте. Раздел исторической науки, направленный на создание и исследование видеодокументов, рассказывающих о конкретной местности и о её изменениях во времени, можно назвать визуальным историческим ландшафтоведением. Возможно, что эти видеодокументы в будущем будут приравнены к историческим памятникам и будут охраняться государством.
История жизни человека должна обладать следующим основными свойствами:
— героем истории может быть любой, конкретный человек,
— цель создания истории состоит в том, чтобы обеспечить «историческое бессмертие» герою истории,
— история предназначена в первую очередь и в основном людям близким к герою истории и потомкам,
— историю создаёт рядовой человек, близкий к герою истории, который и является историком его жизни,
— технология создания истории должна быть приспособлена для массового использования людьми.
Задача состоит в том, чтобы создать систему взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок для побуждения к созданию истории жизни близкого человека, указать непрофессиональному историку пути и способы создания истории. Разработать методологию и методики создания истории жизни, рассчитанные на максимально возможное количество потенциальных историков-любителей. Историку-любителю должны быть предложены пути создания и формы произведений истории жизни человека. В настоящее время можно рассмотреть следующие формы произведений: устные рассказы, передаваемые из поколения в поколение; литературные произведения, фотоальбомы и настенные фотогалереи, сопровождающиеся устными рассказами, видеоистории.
Значение устной истории отмечено в работе [2, c. 275]: «Для новейших историков большое значение имеет так называемая устная история. Это свидетельские показания рядовых участников исторического процесса, на памяти которых происходили события не только их личной жизни, но и большой истории. Как человек воспринимает события, современником или участником которых он был, как он их оценивает, каким образом хранит информацию — все это представляет огромный интерес. Устная история имеет большой потенциал и привлекает внимание исследователей современности…». Недостатком устной истории является возможное искажение и потеря её содержания при передаче от поколения к поколению.
Достаточно полноценную историю можно создать в виде литературного произведения. Создание литературного произведения в письменной форме не является проблемой для большинства людей, поскольку дисциплина «Литература» изучается в школе. Л. П. Репина констатирует: «Основным исследовательским объектом персональной истории являются персональные тексты…» [1, с. 8]. Не является секретом, что современный человек всё более и более утрачивает желание излагать и передавать свои мысли в письменной форме. Но и ранее такие исследовательские объекты персональной истории как персональные тексты были не слишком распространены. «И все же в своих попытках восстановить внутренний мир индивида этого времени учёные вынуждены главным образом обращаться к немногочисленным представителям культурной элиты» [6, с. 61].
Одновременно, как точно замечено Л. П. Репиной, «Часто … исторический персонаж, лишённый своего голоса (и визуального образа), выступает как силуэт на фоне эпохи, больше проявляя её характер, чем свой собственный» [1, с. 10]. Наделение героя персональной истории визуальным образом и голосом позволяет создать историю его жизни «…во всей уникальности и полноте» [1, с. 8]. Что может быть ценнее для потомков и близких людей, чем видеть и слышать живого предка или близкого человека, окружающих его людей, видеть условия его жизни, слышать рассказ о его жизни? Мы приходим к выводу, что полноценная персональная история может представлять собою не только литературное произведение, но и видеоисторию жизни человека. Как произведение искусства видеоистория жизни человека является документальным видеофильмом и должна подчиняться законам киноискусства. «Алан Розенталь — общепризнанный авторитет в области документального кино…» [12, с. 4] настаивает «… на том, что драматический сюжет является основной составляющей документального фильма… . Захватывающий сюжет сразу переводит ваш фильм из категории "интересных" в категорию "незабываемых"» [12, с. 17].
Технология создания видеоистории есть технология создания документального видеофильма, которая должна быть приспособлена для массового использования людьми. Для создания видеоистории необходимо расширить основные исследовательские объекты персональной истории. В. М. Магидов в своем труде «Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания» утверждает: «Стало давно аксиомой, что никакая человеческая фантазия, даже самая яркая и изобретательная, не в силах соперничать с подлинными КФД (кинофотодокументами)» [11, с. 242]. Рассуждения В. М. Магидова приобретают все возрастающую актуальность в современном обществе, что связано с революционными техническими достижениями, приведшими к массовому распространению видеотехники, фототехники, аудиотехники, техники преобразования видео и аудио записей, фотоизображений в цифровую форму с возможностью компьютерной обработки цифровой информации с помощью специальных программ. В результате личные архивы граждан России, содержащие видеофотоаудиодокументы, растут с большой скоростью и вполне могут быть положены в основу персональной истории.
Пример создания сыном видеоистории своей матери описан в работах [3],[4]. Видеофильм состоит из двух серий общей продолжительностью около 2 часов и обладает всеми атрибутами документального видеофильма: динамичными заставками в начале и в конце фильма, видео и фотоизображениями событий, текстовым, дикторским и музыкальным сопровождением, видео и звуковыми эффектами. Видеофильм содержит воспоминания, написанные героиней фильма, видеозаписи, фотографии героини и окружавших ее близких людей, видео интервью ее близких людей, рассказ о предках матери, видеозаписи и фотографии мест, где героиня фильма родилась, жила, училась, работала, видеозаписи и фотографии мест, где родились, жили, учились, работали предки материи, ее близкие люди, видеосъемки и фотографии общественно значимых событий прошлого, повлиявшие на жизнь героини фильма, рассказ об отношении героини фильма к различным людям и событиям, о ее поведении в различных ситуациях. Видеофильм «История жизни моей матери» вызвал глубокие переживания у близких людей и явную эстетическую реакцию у посторонних зрителей. DVD-диск с видеофильмом оформлен на современном уровне (рисунок 1) с помощью цветного бытового принтера. Создано 20 экземпляров видеофильма (в виде DVD-дисков), которые розданы ближайшим родственникам и друзьям героини фильма для просмотра, хранения и передачи своим потомкам.
Рисунок 1. Внешний вид DVD-диска
|
Устные, письменные воспоминания, фотоальбомы, настенные фотогалереи, аналоговые видеозаписи представляют собой огромную семейную ценность, являются семейными реликвиями. Недостатком этих форм истории жизни является потеря реликвий в силу естественных причин. Этот недостаток может быть устранен переходом к цифровым технологиям.
«Историческое бессмертие» человека и информационные технологии
Современные информационные технологии бурно развиваются, массово осваиваются людьми, что позволяет перейти к решению задач персональной истории каждого человека. Без использования и совершенствования информационных технологий достижение «исторического бессмертия» человека невозможно. Эти утверждения вполне соответствует современной философской мысли. В работе «Электронная культура: опыт философского анализа» Л. В. Баева констатирует: «... главным трансформирующим фактором современной культуры становятся новые технологические достижения» [23, с. 77], «Электронная культура… становится качественно новым феноменом — своего рода “третьей природой”, следующей за естественной средой обитания и “миром вещей”» [23, с. 79], «Информационная эпоха... особый тип культуры, коммуникации, экономики, предельной интеграции человечества в единое информационное пространство, связывающее новыми связями природный мир, общество и человека в целостную систему» [23, с. 77]. «Историческое бессмертие» человека призвано стать частью этой целостной системы.
Электронная культура – это новая сфера деятельности человека, которая привела к таким новым понятиям в культурологии как Digital Humanities (Цифровые Гуманитарные Науки) [28], Digital Culture (цифровая культура) [26], «цифровая массовая культура» [25, с. 58]. Понятие «цифровая культура» вошло в практическую жизнь также через федеральный проект «Цифровая культура», рассчитанный на 2019-2024 годы [29]. В исторической науке возникли новые междисциплинарные направления – историческая информатика (в начале 1990-х гг.) и цифровая история / Digital history (в начале XXI в.). И. М. Гарскова в своей монографии «Историческая информатика. Эволюция междисциплинарного направления» [22] описала процесс формирования и развития этих направлений. Рассматривая соотношение между Digital History и исторической информатикой, Л. И. Бородкин и И. М. Гарскова сделали вывод о том, что историческая информатика имеет «… более широкое содержание, чем термин Digital History. Историческая информатика является частью современной исторической науки, она включает в себя теоретическую компоненту, связанную с источниковедческой оценкой электронных ресурсов, располагает аналитическими компьютеризованными средствами и при этом проводит апробацию компьютерных технологий в исторических исследованиях и образовании. Digital History – это скорее прикладная область, тесно связанная с приложениями современных цифровых технологий при решении задач создания исторических ресурсов, оцифровки материалов в фондах музеев, архивов, учреждений сохранения историко-культурного наследия. Как нам представляется, это часть (прикладная) исторической информатики» [24, с. 10].
Персональная история каждого человека должна использовать методы и результаты цифровой истории, рассматриваемой как прикладная часть исторической информатики, но требует использования специализированных компьютерных программ, которые могут быть использованы для создания истории жизни человека. К таким компьютерным программам можно отнести программный комплекс для организации архивов личного происхождения «Семейный архив: ключ к истории» [18], генеалогические, текстовые процессоры (Microsoft Word), программы издательские [44], записи речи, монтажа фотоальбомов, видеомонтажа.
Программы генеалогические [33] можно разделить на два вида: первого вида, которые позволяют создавать генеалогические деревья с возможностью каждому размещать сведения о себе, семье и родственниках в сети интернет и находить родственников в сети по совпадению фамилий, имен, отчеств, мест рождения и т.п.; второго вида, которые позволяют создавать генеалогические деревья без размещения в сети интернет сведений о себе, семье и о родственниках.
К генеалогическим программам первого вида относится сетевая программа Family Tree Builder («Строитель семейного дерева») [30], разработанная израильской компанией My Heritage («Моё наследие»), простая и удобная программа, обладающая русским интерфейсом и позволяющая выстроить личное генеалогическое древо с возможностью сохранить его в удобных графиках или отчётах. Имеется бесплатная версия с ограниченными возможностями. Платная версия программы Family Tree Builder позволяет исследовать свою семейную историю, построить генеалогическое древо, добавить в него фотографии, исторические документы и многое другое. Можно создать генеалогического дерева неограниченного размера и поместить неограниченное количество фотографий. Программа Family Tree Builder обеспечивает доступ ко всем 9,6 миллиардам исторических записей на сайте My Heritage, находит совпадения между людьми в личном дереве и в деревьях других пользователей, и позволяет находить новые данные и новых родственников. Недостатком сетевой программы Family Tree Builder является то, что цена использования достаточно велика для массового использования (107 US $ в год), тем более, что миллиардный массив исторических записей (генеалогических деревьев, переписей) содержит информацию в основном о жителях США, Европы, Канады и др. Кроме того, компания My Heritage предлагает «Набор для теста ДНК от My Heritage» для того, чтобы узнать своё этническое происхождение и найти новых родственников. В связи с этим следует отметить появление таких понятий, как «генетическая генеалогия» [31], «молекулярная генеалогия» [32].
Генеалогические программы отечественных разработчиков (программа «Семейная Летопись», «Древо жизни») относятся к программам второго типа и существенно дешевле (от 700 до 2000 рублей без ограничения времени использования) и, главное, рассчитаны на отечественную аудиторию. Интересны и другие генеалогические программы [33].
Компьютерные программы для устных историй. Современные компьютеры с микрофоном и программой аудиозаписи или смартфоны, которые имеют приложение «Диктофон», позволяют записывать устные истории и размещать в память этих устройств в виде звукового файла, получаемого путем преобразования аналогового сигнала речи человека цифровой сигнал. Устную историю в виде звукового файла можно записать в память смартфона во время телефонного разговора. Звуковой файл устной истории может передаваться с одного устройства на другое непосредственно по проводам, их соединяющим, или дистанционно по сетям интернета. Звуковой файл может являться как конечным результатом – историей жизни человека, так и составной частью этой истории. Ряд звуковых файлов может образовывать устную историю жизни человека. Звуковые файлы могут использоваться в видеоистории в качестве закадровой речи.
Компьютерные программы видеомонтажа для создания видеоисторий. Имеется большое разнообразие программ видеомонтажа [34]. Их можно разделить на бесплатные (например, программа Free Video Editor), малобюджетные (например, программа «ВИДЕОМОНТАЖ», стоимость 1…2 тыс. руб.), и профессиональные (например, Adobe Premiere Pro, Sony Vegas Pro, Edius), стоимость которых соизмерима со стоимостью компьютера.
Компьютерные программы для создания фотоальбомов и видеоальбомов. Можно использовать малобюджетные программы, например, «ФОТОШОУ PRO» [48], «ВИДЕОШОУ» [49] или хранить файлы фотографий и видеофайлы в систематизированном виде с комментариями на CD или DVD дисках.
Таким образом, можно утверждать, что история человека есть цифровая история, если только мы хотим обеспечить человеку «историческое бессмертие».
Техническая задача сохранения истории жизни человека
Сохранение артефактов для будущих поколений непростая задача. Сохранение историй жизни человека в бумажном и электроном виде для будущих поколений может стать большой проблемой. Сохранение бумажных документов в государственных учреждениях обеспечивается выполнением требований стандарта ГОСТ P ИСО 9706-2000 [46] к показателям качества бумаги, которая классифицируется как долговечная бумага, а также к методам их проверки (испытаниям). Этим стандартом установлено, что качество документов, изготовленных на бумаге, с течением времени (50 лет с момента изготовления) значительно ухудшается в обычных условиях хранения в помещениях библиотек и архивов. Из этого следует, что для долговременного хранения литературного произведения, созданного в бумажном виде, необходим его перевод из бумажной формы в электронную форму, с возможностью обратного перевода в бумажную форму. Хранение артефактов в электронной форме связано с большим количеством проблем: с долговечностью носителей, форматов и программ воспроизведения этих артефактов. В настоящее время в качестве руководящего документа рекомендуется использовать стандарт ГОСТ Р 54989-2012 [47] «Обеспечение долговременной сохранности электронных документов», который содержит методические указания и рекомендации по обеспечению долговременной сохранности аутентичных электронных документов и доступа к ним в тех случаях, когда срок их хранения превышает расчетный срок использования технологий (оборудования и программного обеспечения), применяемых для создания и поддержания этих документов. Стандарт определил шесть ключевых факторов, которые хранители информации должны принять во внимание при разработке стратегии долговременной сохранности: читаемость, интерпретируемость, идентифицируемость, доступность, понятность, аутентичность электронных документов. Отмечается также проблема устаревания носителей информации. Актуальные вопросы сохранения электронных документов рассмотрены в работе Н. Храмцовской «Архивные форматы электронных документов» [35], в которой рассматриваются специальные архивные форматы как полезный инструмент для обеспечения долговременной сохранности и пригодности к использованию электронных документов, а также для снижения расходов на содержание электронных архивов в государственных и муниципальных учреждениях. «Со временем форматы устаревают, что, прежде всего, означает необходимость проведения регулярной конверсии документов в новые форматы. Если исходные форматы чересчур разнообразны и/или изменяются слишком быстро, то конверсия превращается в очень сложный, трудоемкий и дорогостоящий процесс, требующий привлечения высококвалифицированных специалистов. Именно поэтому такое внимание уделяется использованию при архивном хранении стабильных стандартных форматов, это позволяет существенно удлинить время между последовательными конверсиями электронных документов и сделать данный процесс более предсказуемым» [35, с. 86].
Те же проблемы, существуют и в деле сохранения историй жизни человека, но только более обостренно, поскольку создание историй нацелено на бесконечный срок хранения. Причем, хранить артефакты будут потомки. Проблема стандартизации и сохранения форматов электронных документов является ключевой в деле сохранения историй, которую предстоит решить теоретикам и практикам персональной истории каждого человека.
Философский фундамент персональной истории каждого человека
Философским фундаментом персональной истории каждого человека являются понятия «горизонта», «жизненного мира», «культурно-исторического горизонта». Согласно Гадамеру Х.-Г.: «Горизонт — поле зрения, охватывающее и обнимающее все то, что может быть увидено из какого-либо пункта» [37, с. 358], «Достоинство и истинная ценность исторического мышления заключаются в признании того, что совсем нет никакой “современности”, а есть только постоянно сменяющийся горизонт будущего и прошедшего. Это никак не означает (и никогда не означало), что какая-то отдельная перспектива, в которой показаны традиционные мысли, является правильной. “Историческое” мышление не имеет никакой привилегии, ни сегодняшней, ни завтрашней. Оно само охвачено изменяющимся горизонтом и двигается вместе с ним» [37, с. 607].
При решении проблемы «исторического бессмертия» человека важны понятия «горизонт будущего», «горизонт прошедшего», «пункт наблюдения» и содержание этих понятий по Гадамеру. Взаимоотношения, взаимосвязь горизонта прошедшего, горизонта будущего и пункта наблюдения, являют важнейшими и будут проявляться при решении задач персональной истории каждого человека.
Важным является также понятие жизненного мира Э. Гуссерля [39, с. 28-29], который «…нечто … целое, в которое мы вживаемся как исторически живущие существа» [37, с. 153]. «Ясно, что жизненный мир всегда есть одновременно общий мир и включает в себя сосуществование других миров. Он является персональным миром, и такой персональный мир всегда предполагается в естественной установке как значимый» [37, с. 153]. Возникает вопрос о ценности жизненного мира. В персональной истории каждого человека ценность жизненного мира является наиважнейшей и основополагающей, требует сохранения в той мере, в которой позволяет жизненный мир, а конкретнее его культура.
Историю жизненного мира одного человека создает Другой человек со своим жизненным миром, со своим пунктом наблюдения, со своими культурно-историческими возможностями. Согласно Н. В. Розенберг: «По отношению к активности субъекта жизненный мир представляет собой «горизонт» всех его целей, проектов, интересов независимо от их временных, пространственных, ценностных и прочих масштабов» [40, с. 253]. Этим активным субъектом является Другой человек. Пересечение горизонтов (жизненных миров) позволяет Другому человеку сохранить жизненный мир предка в виде культурных и исторических ценностей. Передача (наследование) ценностей связана с состоянием культуры в прошедшем, настоящем и в предполагаемом будущем, что приводит к понятию культурно-исторического горизонта.
Проблема культурно-исторического горизонта изучена Т. В. Куликовой [36]. Согласно Т. В. Куликовой: «… культурно-исторический горизонт очерчивает границы возможного и невозможного на определённый момент времени» [36, с. 408], «Культурно-исторический горизонт эпохи многое объясняет: стиль жизни, стиль мышления, доминирующие установки, специфику вопросов, характер противоречий и многое другое» [36, с. 409], «Новый культурно-исторический горизонт вносит свои “поправки” в систему ценностей, нормативные установки, меняет характер познавательной, коммуникативной и практической деятельности, объясняет некоторую предопределѐнность мысли и пределы возможного» [36, с. 409], «Важно отметить, что новые смыслы способен увидеть не каждый, а тот, кто, находясь в границах своего времени, мыслит как бы на пределе его возможностей, предпринимает шаги за горизонт. Как сказал К. Ясперс, “все великие философы находятся во времени и вместе с тем над ним”» [36, с. 410].
Задача персональной истории каждого человека состоит в том, чтобы новые смыслы был способен увидеть каждый, понимая, что за горизонтом каждого ждут потомки.
«Историческое бессмертие» как вероятностный процесс
Передача истории жизни человека от поколения к поколению будет проходить условиях риска потери истории по следующим причинам: утрата артефакта в виде истории жизни человека в процессе хранения, нежелание преемника сохранять или передавать артефакт, утрата преемника. Таким образом, процесс сохранения и передачи артефакта от поколения к поколению носит случайный, вероятностный характер.
Чтобы описать этот процесс, будем считать, что вероятность передачи артефакта от одного представителя одного поколения к другому представителю следующего поколения равна Рп.
Будем считать, что вероятность «исторического бессмертия» человека равная Риб есть вероятность события, состоящего в том, что артефакт от его создателя будет передан через все поколения представителю поколения с номером К.
Последовательность передачи артефакта от одного представителя одного поколения к другому представителю следующего поколения можно рассматривать, как одну из ветвей генеалогического дерева, но обращённого, не в прошлое, а в будущее, по ветвям которого передаются копии артефакта. Чем больше ветвей будущего дерева (потомков) М, по которым передается история жизни, тем больше вероятность «исторического бессмертия» человека Риб к моменту появления К-го поколения, и тем меньше вероятность «исторической смерти» Рис.
Введённое понятие «историческая смерть» тесно связано с понятием «забвение», развитым П. Рикёром, в соответствии с которым: «Забвение есть символ уязвимости всего исторического состояния в целом» [42, с. 402], «Слово “горизонт” наводит на мысль не только о слиянии горизонтов в гадамеровском смысле, который я принимаю, но также и об убегании горизонта, о незавершенности» [42, с. 574], «Действительно, забвение остается внушающей опасения угрозой, которая вырисовывается на заднем плане феноменологии памяти и эпистемологии истории» [42, с. 573]. П. Рекёр рассматривает забвение как процесс стирания следов [42, с. 580]. В понятиях персональной истории каждого человека «историческая смерть» человека — это такое забвение, при котором безвозвратно теряется такой след как история жизни человека.
Количество ветвей (потомков в поколении с номером К) М будущего дерева зависит от количества детей в семье. Если у всех потомков один ребёнок семье (L = 1) в каждом поколении, то М = 1 (у дерева только ствол), то вероятность Риб (К) можно получить, используя теорему умножения вероятностей [41, с. 48],
Риб (К) = Рп К (1).
Поскольку из-за возможности потери артефакта (копии артефакта) вероятность передачи артефакта вероятность Рп < 1, то из формулы (1) следует, что вероятность «исторического бессмертия»
Риб (К) → 0 при К → ∞ (2).
То есть, в случае, когда у всех потомков один ребёнок семье в каждом поколении (L = 1), вероятность «исторического бессмертия» человека Риб стремиться к нулю при увеличении номера поколения К.
Вероятность «исторической смерти» Рис, то есть, вероятность того, что к К-му поколению не останется ни одного артефакта в виде истории жизни человека, равна
Рис = 1 – Риб (К) = 1 – Рп К (3).
Из формулы (3) следует, что вероятность «исторической смерти» (при L = 1) стремиться к 1 при стремлении номера поколения К к бесконечности (Рис → 1 при К → ∞).
На рисунке 2 и рисунке 3 изображены графики, полученные путем расчета по формулам (1) и (3).
Рисунок 2. Зависимость вероятности «исторического бессмертия» Риб от номера поколения К при значениях вероятности передачи артефакта от одного представителя одного поколения к другому Рп = 0,5; 0,8; 0,9. Один ребенок в каждой семье в каждом поколении (L = 1).
Рисунок 3. Зависимость вероятности «исторической смерти» Рис от номера поколения К при значениях вероятности передачи артефакта Рп = 0,5; 0,8; 0,9. Один ребенок в семье в каждой семье в каждом поколении (L = 1).
Из графиков, изображенных на рисунке 2, следует, что вероятность «исторического бессмертия» Риб уменьшается с увеличением номера поколения К, причем, скорость уменьшения тем меньше, чем больше значения вероятности передачи артефакта Рп. И наоборот (рисунок 3), вероятность «исторического смерти» Рис возрастает с увеличением номера поколения К, причем, скорость возрастания тем меньше, чем больше значения вероятности передачи артефакта Рп.
Если у всех потомков в среднем по два ребенка в семье (L= 2) в каждом поколении, то количество потомков (ветвей) М к моменту наступления поколения К равно в первом поколении М=2, во втором — 4, в четвертом — 16 и далее до
М (К) = 2 К (4).
График зависимости М (К), рассчитанный по формуле (4) представлен на рисунке 4.
Рисунок 4. Зависимость количества потомков М от номера поколения К. Два ребенка в каждой семье в каждом поколении (L=2).
Из графика, изображенного на рисунке 4, следует, что количество потомков в каждом поколении М быстро растет с увеличением номера поколения К.
Используя теорему умножения вероятностей [41, с. 48], можно показать, считая события передачи артефактов независимыми и имеющие одинаковые значения вероятностей Рп для каждой ветви, что вероятность «исторической смерти», то есть, вероятность того, что артефакта не будет ни у одного представителя К-го поколения, равна
Рис (К) = (1 – Рп К) М (К) (5),
где М (К) определяется формулой (4).
Вероятность «исторического бессмертия» Риб есть вероятность того, что, хотя бы один представитель К-го поколения будет обладать артефактом, равна:
Риб = 1 – Рис = 1 – (1 – РпК) М (К) (6).
На рисунке 5 и рисунке 6 изображены графики, полученные путем расчета по формулам (4), (5) и (6).
Рисунок 5. Зависимость вероятности «исторической смерти» Рис от номера поколения К при значениях вероятности передачи артефакта 0,25; 0,4; 0,5; 0,6. Два ребенка в каждой семье в каждом поколении (L = 2).
Рисунок 6. Зависимость вероятности «исторического бессмертия» Риб от номера поколения К при значениях вероятности передачи артефакта 0,25; 0,4; 0,5; 0,6. Два ребенка в каждой семье в каждом поколении (L = 2).
Из рассмотрения зависимостей, изображенных на рисунке 5 видно, что при L = 2 вероятность «исторической смерти» Рис → 1 при вероятности передачи артефакта Рп < 0,5 и Рис → 0 при Рп > 0,5. При вероятности Рп= 0,5 вероятность Рис → 0,37.
Из рассмотрения зависимостей, изображенных на рисунке 6 видно, что при L = 2 вероятность «исторического бессмертия» Риб → 1 при вероятности передачи артефакта Рп > 0,5, Риб → 0 при Рп < 0,5, Риб → 0,63 при Рп= 0,5.
Таким образом, при достаточно высокой вероятности передачи артефакта от представителя одного поколения к представителю другого поколения может достигаться «историческое бессмертие» человека.
Оценка вероятности передачи артефакта Рп является важной характеристикой, которая может быть получена путём статистического анализа при массовом создании артефактов. Однако, определенная оценка Рп может быть дана и сейчас косвенно на основе анализа современного состояния семейной исторической памяти. Человек помнит значительное количество сведений о жизни родителей (К = 1), меньше о дедах и бабушках (К = 2), ещё меньше о прадедах и прабабушках (К = 3). Можно считать, что значительные сведения в 4-м родовом колене малы для описания жизни предка (К = 4), то есть наступила «историческая смерть» человека, жившего четыре поколения назад. Если воспользоваться графиками, изображёнными на рисунке 5, и условиями, при которых они были построены, то получим, что при достаточно высокой (близкой к 1) вероятности «исторической смерти» Рис = 0,94 и при номере поколения К = 4 вероятность передачи артефакта Рп = 0,25, что меньше вероятности Рп > 0,5, которая необходима для сохранения артефакта и обеспечения «исторического бессмертия» человека.
Важно отметить, что к моменту возникновения К-го поколения с высокой вероятностью «исторического бессмертия» Риб может существовать только один артефакт, только у одного представителя К-го поколения при общем количестве потомков М (К). Этот артефакт может быть недоступен другим потомкам К-го поколения. В этом случае можно говорить об «историческом бессмертии» человека в узком смысле этого слова. Для того чтобы артефакт был бы доступен для других потомков К-го поколения, для достижения «исторического бессмертия» человека в широком смысле этого слова необходима информационная сеть, связывающая потомков К-го поколения, используя которую, можно узнать о том, у кого находится копия артефакта, каким образом её можно получить. Наиболее близки к требуемой информационной сети социальные сети. В 2019 году насчитывалось 250 самых популярных социальных сетей [43]. Можно отметить социальную семейную сеть «FamilySpace» [45], совмещенную с генеалогическими исследованиями, сети с большѝм охватом пользователей «Facebook», «Мой мир» и другие. В социальных сетях можно формировать семейные группы или семейные сообщества, в которых помещать информацию о семейных реликвиях, способах их хранения, обмена и наследования. Можно надеяться, что по мере развития социальных семейных сетей эта информация будет сохраняться следующими поколениями со всё возрастающей вероятностью «исторического бессмертия» человека.
Однако, основная проблема в настоящее время состоит в том, чтобы запустить процесс массового создания истории жизни близкого человека.
Перспективы развития персональной истории каждого человека
Для массового создания историй жизни необходимо создание системы возможностей («инфраструктуры»), к которой могут относиться, например, массовая агитация и создание побудительных мотивов, типовые проекты истории, компьютерные программы для создания истории, необходимы документы государственных архивов в цифровой форме, Интернет-доступ к архивам, система сохранения истории для потомков, формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы [38], учебная литература по созданию истории, курс школьной программы «Создание истории жизни близкого человека», интернет-сайты для помощи в создании истории и обмена опытом между создателями, фестивали созданных историй жизни и другие возможности.
Ближайшая перспектива развития персональной истории каждого человека состоит в расширении круга героев и круга создателей историй, в увеличении количества артефактов в виде созданных историй жизни человека. Для реализации этой перспективы имеются все возможности.
Среднесрочная перспектива развития персональной истории каждого человека состоит в возникновении новой культурной формы, основанной на ценности человеческой личности и персональной истории каждого человека. Если эта новая культурная (культурно-историческая) форма в процессе своего существования и развития породит новые и сохранит старые артефакты, то она может стать исторической традицией общества, традицией создавать и сохранять произведения персональной истории. Культурная форма, основанная на ценности персональной истории каждого человека, приобретёт массовый характер.
Отдаленная перспектива развития персональной истории каждого человека состоит в полном охвате общества культурной формой, основанной на ценности человеческой личности и истории жизни человека. Должен быть совершен переход от персональной истории каждого человека, принадлежащего к определенному, ограниченному кругу людей, к персональной истории каждого человека, живущего на Земле или покинувшего мир. Этот переход можно рассматривать как сверхзадачу персональной истории. Нетрудно предсказать, что возможности и экономическая доступность техники для создания и хранения истории жизни каждого человека Земли в перспективе не будут иметь ограничений. Но для того, чтобы новая культурная форма доминировала в культурном пространстве будущего, необходимы существенные культурные преобразования в обществе. Важную роль в этих преобразованиях должна сыграть историческая наука.
Заключение.
Персональная история каждого (любого, конкретного) человека является системой знаний, методов и цифровых технологий, основанной на признании ценности личности человека и направленной на достижение «исторического бессмертия» человека.
Персональная история каждого человека должна развиваться в междисциплинарном взаимодействии с цифровой историей, исторической информатикой, философией, психологией, педагогикой, культурологией, массовой культурой, цифровой культурой, техникой создания и хранения истории человека, технологией интернета, социальных сетей, с математикой.
Практический успех персональной истории каждого человека как научно-прикладного направления будет состоять в появлении массовой культуры создания и сохранения истории жизни человека.
|