Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Litera
Reference:

Tragic epos of the Great Patriotic War in the story by Mikhail Sholokhov “Fate of a Man"

Grechushkina Nataliya Valer'evna

PhD in Philology

Docent, the department of Philosophy, Sociology and Theology. the department of Russian Language and Literature, Lipetsk State Pedagogical P. P. Semenov-Tyan-Shansky University

398020, Russia, Lipetskaya oblast', g. Lipetsk, ul. Lenina, 42

natgrech@yandex.ru

DOI:

10.25136/2409-8698.2020.4.32379

Received:

11-03-2020


Published:

07-05-2020


Abstract: The subject of this research is analysis of the tragic and epic in in the story written by Mikhail Sholokhov “Fate of a Man". In development of the theme of national tragedy of the Great Patriotic War, the author describes it as a tragic stage of the circuit of history and existence, connects tragic and epic in composition with the national patriotic position of M. A. Sholokhov, confrontation between a person and fate, conflict of good and evil. The object of this research is to determine the unity of tragic and epic in the story “Fate of Man”, leaning on composition and problematic of the work. The author uses the method of philosophical-religious interpretation, systemic-holistic and structural-typological methods, The novelty of this study consists in the new meaning of the image of Andrey Sokolov through the prism of tragic and epic beginnings. The conducted analysis of the story “Fate of Man” underlines a vast range in life of the people during the time of Great Patriotic War, and identify the story by Mikhail Sholokhov with the epos. The tragic is a part of artistic space, and is characterized by continuity of the world literature traditions. Tragic and epic beginnings emphasize the value of human life, the priority of happiness and peace between the nations.


Keywords:

Sholokhov, fate, tragedy of the people, epic, love, humanism, Great Patriotic war, death, Homeland, peaceful life


Тема Великой Отечественной войны является актуальной проблемой как фактор преемственности системы нравственных ценностей народа, которые в настоящее время подвергаются необоснованному искажению. М.А. Шолохов в рассказе «Судьба человека» не только показал объективную историческую правду, но и смог выразить в небольшом рассказе судьбу целой эпохи.

Н. Федь в работе «Мировое значение М.А. Шолохова» рассматривает мнения отечественных и зарубежных литературоведов, которые называют «Судьбу человека» «подлинным эпосом» (Д. Благой), микроэпопеей, считая вместимость жизни народа в трагическую эпоху Великой Отечественной войны при сжатом сюжете новаторским жанровым признаком (В. Заворский), «эпосом о человеке» (К. Каспер), рассказом-эпопеей (Н. Маслин), «эпосом, сжатым до рассказа» (В. Павловский) [11]. Развивая высказывания знаменитых ученых, рассмотрим своеобразие трагического и эпического, опираясь на композицию, тематику и детали текста произведения "Судьба человека".

Рассказ М.А. Шолохова отличается небольшим объемом и масштабностью проблематики. В данном ракурсе М.А. Шолохов наследует традиции А.П. Чехова, для творчества которого характерны лаконизм, сжатость формы, сочетающиеся с глубиной содержания. А.П. Чехов в коротких рассказах утверждает основы жизни, где судьбы людей воспринимаются как части запутанного противоречивого целого. М.А. Шолохов также использует сжатую форму, наполняя ее бытийным содержанием, характеризующимся не только психологической глубиной, но и эпическим изображением действительности.

Единство трагического и эпического определяет уникальность жанра, новаторство М.А. Шолохова как писателя и достигается благодаря обобщению "главных исторических форм проявления человечности», эпичности самого характера конфликта» [1, с. 11] и высокой трагичности, близкой, по мнению М. Новикова, традициям Эсхила и Софокла [11].

Как известно, трагедия изображает глубокие, чаще всего неразрешимые жизненные противоречия, которые впоследствии завершаются гибелью героя. При этом конфликты «реальности неотвратимости судьбы передаются в предельно напряженной форме» [9]. В античной трагедии судьба личности показана во взаимосвязи с обстоятельствами, не зависящими от неё. Главный герой М.А. Шолохова сталкивается с жизненными противоречиями, вступает в напряжённый конфликт с судьбой, испытывает на себе и своей семье последствия не зависящих от Андрея Соколова жизненных обстоятельств, но продолжает сопротивляться, находя смысл жизни в жертвенной любви. Кроме того, проблема судьбы писателем раскрывается в русле преемственности творческих открытий М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.

М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» раскрывает проблему судьбы как фатума – изначальной предопределенности испытаний, не зависящих от нравственного выбора и поступков героев. Андрей Соколов вступает в поединок с судьбой, будучи не в силах понять и предугадать жизненные испытания, спасти жизни близких. Но если Печорин не смог впустить в свой внутренний мир других людей, утратил смысл жизни и умер, то нравственно исстрадавшийся герой М.А. Шолохова оказался сильнее духом, приобрел смысл жизни и выжил, продолжая нести в мир ценность истинной любви.

В то же время испытания Андрея Соколова напоминают трагедию «маленького человека» Н.В. Гоголя, который ощущает свое бессилие в конфликте с обществом и жизнью. Персонаж М.А. Шолохова переживает подобную трагедию в застенках немецких лагерей, будучи исключенным из жизни последователями фашистской идеологии. Однако проблематика образа Андрея Соколова шире трагедии «маленького человека», поскольку включает национальный компонент и широкий диапазон событий.

Как и в «Тихом Доне», где в центре эпического целого изображена трагическая судьба семьи Мелеховых, в центре «Судьбы человека» – жизнь семьи Соколовых, возможность её спасения. Мировосприятие мужа, жены, детей характеризуется целостностью, неразрывным нравственным единством вопреки пространственной удаленности. Жизнь Соколовых осмыслена как счастливая жизнь до войны, ожидание встречи друг с другом является стержнем сюжета и рассматривается как возвращение утраченного счастья. Трагедия войны затрагивает судьбы двадцати миллионов мирных жителей, женщин, детей, ставших в тылу, как жена и дочери Соколова, живой мишенью врага; талантливых молодых командиров, как сын Андрея, погибших, не познав личного счастья; мужественных защитников Родины, как Соколов, случайно попавших в плен, подвергшихся пыткам, но сохранивших верность и любовь к Родине.

Изображая правду жизни, М.А. Шолохов расширяет пространственно-временные рамки действительности и связывает все события с образом главного героя: Гражданская война, голод, счастливая мирная жизнь с семьей, защита Родины на фронте, плен, побег, потеря жены и дочерей, возвращение на фронт, потеря сына, послевоенная жизнь, усыновление Ванюши. Исходя из этого Андрей Соколов является ровесником века, а его судьба – продолжение судьбы Григория Мелехова, Андрея Разметнова, воплощение судеб народа на протяжении многих лет. Поэтому М.А. Шолохов осмысляет человеческую жизнь как явление целой эпохи, раскрывает общечеловеческое содержание и смысл жизни.

Трагическое и эпическое начала находят выражение в конфликте добра и зла, который достигает метафизического звучания. М.А. Шолохов, в отличие от античных драматургов, считает, что люди могут повлиять на свои судьбы, совершая выбор между добром и злом, который осложняется противоречивым взаимодействием человека и истории. Во время революции и Гражданской войны борьба добра и зла решалась М.А. Шолоховым в русле ценности жизни человека, неправедности позиций белых и красных, ведущих к насилию. Эпоха коллективизации осмыслялась писателем как очередная трагедия, выход из которой – в заботе о народе, любви, мирной жизни. События 1941-1945 годов осмыслены М.А Шолоховым в «Судьбе человека" как трагедия народа, защищавшего свое Отечество, где добро - само право жить на Земле.

Онтологическое зло выражается в преступлении фашистов перед мирными жителями, поскольку убийство женщин и детей, которые не могут дать отпор, беззащитны перед бомбежками, оружием, – самое бесчеловечное явление любой войны. Кроме того, М.А. Шолохов говорит об ответственности держав-завоевателей за разрушенные семьи, убийства детей, замученных пленных, голодное детство сирот. Авторская позиция выражена через переживания Андрея Соколова, ощущающего всю несправедливость произошедшего.

Критерием эпичности выступает и открытие Шолохова как художника, исследующего душу народа в переломный момент истории, характер человека, действующего в суровых обстоятельствах трагической эпохи, через переживания и жизненные перипетии которого, как в зеркале, писатель передаёт судьбу каждого человека и судьбу народа.

Сохранение эпической значимости Андрея Соколова и стремление показать все проявления его характера определяют композиционные особенности произведения. В сюжете начало рассказа как бы предваряет трагическую тему войны, и сам факт того, что автор, Соколов и Ванюша живы, уже обладает ценностью. В сопоставлении со смертями и испытаниями войной счастье жизни – в мире без войн, страданий детей и людей от потери близких, порабощения Родины фашистами. В собеседнике Андрей видит собрата, и эти же положительные качества свойственны ребёнку, который, несмотря на годы войны, не утратил нравственную чистоту и детскую доверчивость.

М.А. Шолохов использует прием, позволяющий говорить от лица народа: два рассказчика в одном тексте, сопереживающие друг другу и формирующие в результате взаимодействия полифоническое по содержанию мнение народа. Л.Г. Сатарова связывает «хоровое» начало рассказа «Судьба человека» с эпизацией действительности, которая присуща всем романам писателя: «… важно отметить два плана сплетения «партий» автора, героя и мальчика. Во внешнем бытовом плане – это пространство повествования, в котором автор слушает, а герой рассказывает. Но во внутреннем, бытийном плане эта полифония голосов говорит об иной сфере жизни» [7, c. 212]. В композиции рассказа в рассказе звучат два голоса: «ведущим» голосом является голос Андрея Соколова, а вторым – голос автора. Повествование Соколова все время прерывается рассказчиком – активным слушателем, реципиентом. Для первого голоса характерна душевная откровенность, исповедальность, для второго – интенсивное сострадание, близкое к катарсису. Повествование от первого лица позволяет читателям проникнуться чувствами героя и понять его. Душевно-личностная позиция автора и Андрея Соколова имеет лирическое звучание и взаимодействует с эпическим началом. Диалогизация сознания способствует раскрытию внутреннего мира Андрея и автора, который выступает и от имени читателей, народа, будущих поколений, подчеркивая значимость судьбы Соколова для России. Участникам диалога присущи мужественная сдержанность и желание понять трагический ход жизни: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» [12, с. 257].

У рассказчика по отношению к Андрею Соколову возникает чувство сопереживания – чувство большого и трагического страдания, которое не может оставить кого-то равнодушным. Человек в поединке с судьбой ощущает на себе противоречие жизни: желание простого человеческого счастья и испытание войной, смертью семьи, пленом. В то же время Андрей не хочет, чтобы Ванюша видел его страдания, пытается отгородить его детство от них, осознавая, что ребенку необходимо забыть весь ужас войны и увидеть в этой мирной жизни радостные стороны: две сироты, взрослый и ребёнок, ощущая значимость друг друга, преодолевают трагизм бытия.

Эпическое в композиции реализуется и через голос рассказчика, который является на протяжении всего повествования активно воспринимающим субъектом, всё время присутствует в репликах и внутри текста: «Я превратился в слух» [12, с. 257]. Поток сознания способствует отражению судьбы в сознании рассказчика и сознании Соколова. Прошлое и настоящее в пространственно-временной структуре произведения соответствуют ретроспекции – взаимодействию разных временных пластов. Андрей воспринимает прошлое как настоящее, а настоящее как часть прошлого. Ретроспективное время является частью личного пространства, мировоззрения и философии судьбы главного героя, который считает быстротечность главным принципом жизни: «Прошлое — вот как та дальняя степь в дымке. Утром я шел по ней, все было ясно кругом, а отшагал двадцать километров, и вот уже затянула степь дымка, и отсюда уже не отличишь лес от бурьяна, пашню от травокоса» [12, с. 259].

Трагический ход времени воплощается посредством повторения исторических катаклизмов «по кругу», через закономерности циклов судьбы Андрея Соколова. Прошлое возвращается к настоящему, а настоящее повторяет прошлое, формируя ощущение неизвестности в постижении дальнейшей судьбы, включающей в себя широкий охват событий. Довоенная жизнь была наградой за прошлые страдания, а семья рассматривается М.А. Шолоховым как ценность и предполагает ответственность, жизнь ради других, заботу, сердечность, чувство отцовства. Эти качества были сформированы у Андрея до войны и реализованы на фронте, в плену, а затем и в отношениях с приемным сыном.

Трагическое сопутствует семье Соколовых и является выражением статики образа Ирины в максимальном проявлении страдания как следствия начала Великой Отечественной войны: «Такой она и в памяти мне на всю жизнь осталась: руки, прижатые к груди, белые губы и широко раскрытые глаза, полные слез» [12, с. 261]. Семья, желание встретить жену и детей, увидеть всех, укрепляли Андрея в пограничные минуты со смертью, воскрешали его к жизни. Отсутствие понимания полноты чувств жены делает Андрея ответственным перед самим собой, определяя его муки совести на протяжении всего повествования из-за невозможности встретиться вновь.

Соколов борется до последнего, предприняв нечеловеческие усилия, выходя живым из ада, которым был плен, но не может остановить трагический ход времени и спасти жену и дочерей. В этой схватке с судьбой он проиграл, как и многие люди, потерявшие родных, которые никак не могли защитить себя. Зло использует судьбу как орудие борьбы с человеком и носит беспрецедентный характер. Трагическая предопределенность судьбы реализуется через нахождение дома рядом с авиазаводом и представляет собой внутритекстовую угрозу смерти, сопутствующей герою и его семьи. Во время Великой Отечественной войны для захватчиков стратегическая цель в виде авиазавода оправдывает средства – уничтожение женщин и детей, от которых не осталось даже праха после бесчеловечного удара противника. Стремление помешать вершиться злу носит утопический характер, подчеркивая беззащитность Андрея Соколова, а в его лице и народа, перед лицом жестокой войны.

Загадочная логика судьбы, которую герой не может разгадать и в соответствии с которой началась война, произошло пленение, погибли жена и дочери, диктует свои условия. Новым вызовом становится внезапное убийство сына в День Победы, во время всеобщей, долгожданной радости. Андрей Соколов называет гибель сына «осечкой» в конфликте с судьбой, доказавшей своё превосходство перед многострадальным человеком. Личное горе, которое пытаются с ним разделить сослуживцы, удар батареи, демонстрирующий народное признание сына, не могут заглушить горе отца. Страдания Андрея достигают еще одной наивысшей точки трагического, когда он видит сына в гробу. Образ взрослого мужчины с детской улыбкой связывает прошлое с настоящим.

Пережить очередную боль, потерять абсолютно всё, ради чего жил, было равнозначно смерти души. Трагическое стало неотъемлемой частью образа Андрея Соколова, выражая застывшее на всю жизнь в глазах невыплаканное горе, печать смерти и окаменевшее, изнывающее от боли сердце. Но в соответствии с логикой бытия Великая Отечественная война, сопряженная с утратой всей семьи, повторяет ещё один виток жизни, но открывает перспективу обретения счастья после очередной катастрофы.

Трагическое подвергается диалогизации сознания рассказчика и Андрея, достигает наивысшего сопереживания у автора, глубокого накала эмоций: «В наступившей тишине я услышал, как у него что-то клокочет и булькает в горле. Чужое волнение передалось и мне» [12, с. 261]. Чувства рассказчика-реципиента проецируются и на сознание читателей, которые воспринимают данную сцену не только как трагедию героя, но и как личную трагедию. Осознание горя как общего страдания сплачивает народ и отражает заложенную в русском традиционном сознании и душе соборность.

Трагическое понимание судьбы Андрея Соколова имеет библейский подтекст. Если образ главного героя романа-эпопеи «Тихий Дон» раскрывается через трагедию заблуждения, имеющую в основе библейскую притчу о блудном сыне, то испытания судьбы Андрея Соколова напоминают жизнь многострадального праведного Иова: «Жизнеописание простого русского труженика Андрея Соколова есть в чистом виде религиозная притча про Иова Многострадального, перенесенная в трагическую русскую быль ХХ столетия» [5].

Андрей, как и библейский Иов, потерял свою семью, но нравственно не сломался. Иову помогает выдержать испытания вера в Бога, за стойкость духа он обретает всё, что потерял. Андрею помогает неосознанная вера, выражающаяся в деятельной любви, милосердии к человеку – семье, воинам, пленным, Ванюше и в их лице – народу. В соответствии с евангельской притчей о милосердном самарянине именно деяние добра и любви являются выражением истинной веры. Соколов, оставшись в живых и открыв для себя новый смысл жизни, несет «свой крест – и задача человека – сквозь внешнюю цепь событий увидеть, понять, принять и достойно нести» его [8, с. 225]. Путь же воцерковления, открытый для Иова, но закрытый для Андрея Соколова, становится перспективой духовно-нравственного совершенствования его как личности: «…страдания человека становятся стимулом к критическому осмыслению прошлого и принятию веры» [3, c. 42].

Трагические события Великой Отечественной войны являются пороговыми ситуациями, в которых проявляются истинные качества личности и которые сопряжены с проблемой нравственного выбора. Онтологический конфликт добра и зла М.А. Шолохов раскрывает в том числе через типологию личностей. Противостояние антиномичных сил основано на восприятии добра в качестве героического подвига жертвенной защиты Родины и народа, а зла как индивидуального желания подстроиться под существующие обстоятельства, не бороться с судьбой, а самому вершить зло, предавая соотечественников, совершая доносы и реализуя теорию фашизма в действии.

Для русского солдата в тяжелейших условиях плена вера, проявляющаяся в невозможности осквернить храм человеческими испражнениями, стала важнее жизни. Положителен образ доктора, которому свойственно душевное благородство в выполнении врачебного долга в тяжелых условиях плена, забота о людях как проявление деятельной любви. Выражением зла становится желание предательства и жизнь по принципу «своя рубашка ближе к телу”, выразителем которых стал Крыжнев, и противопоставленное М.А. Шолоховым приобщенность человека к культуре, фронтовому братству и народу.

Добро утверждается М.А. Шолоховым через такие нравственные характеристики, как патриотизм, смелость, стойкость, воля, мужество. Эти черты диссонируют с нравственными качествами захватчиков, воплощающих зло. В связи с этим Э.Ф. Кондюрина отмечает: «Фашизм приобрел человеконенавистнический характер, использовал методы жестокости и насилия, существовавшие… в эпоху рабовладельцев», человек рассматривается в повести как живая собственность» [1, с. 7]. Идеология фашизма затмила человечность противника: несмотря на свою молодость, немец при пленении Андрея жаждет крови беззащитного человека, а старик, в котором в силу возраста должны быть сформированы нравственные ценности, сохраняет жизнь Андрею, исходя из рабовладельческих инстинктов: «Топай, мол, рабочая скотинка, трудиться на наш рейх» [12, с. 264]. Зло фашистов модифицируется в крайний садизм, присущий конвоирам, беспричинно бьющих пленных по голове, чтобы проверить их выносливость, в образе Мюллера, получавшему удовольствие от «кровопускания» беззащитным, массово умирающим узникам лагеря. Злу противостоит взаимная поддержка пленных, чувство единства друг с другом, соборность, которые помогли Соколову спасти свою жизнь ради семьи.

Абсолютное подчинение судьбе было бы полной победой трагического в судьбе Андрея, народа и самой жизни, но Соколов вновь продолжает бороться. Усыновив сироту Ванюшу, Андрей вмещает в свою трагедию страдания ребенка, воплощая не только любовь к нему, но и через образ мальчика - ко всему народу. Отцовская любовь Андрея Соколова по своей внутренней силе подобна совершенной любви Бога к человечеству, а любовь сослуживцев, все время спасающих герою жизнь, выражает соборное начало, единство людей друг с другом. С позиции М.А. Шолохова, только любовь может восстановить нарушенную целостность бытия, но трагическое присутствует в жизни и сохраняет свою угрозу и после Великой Отечественной войны как продолжение конфликта с судьбой.

Эпическое начало усиливается посредством кольцевой композиция рассказа, создающий бытийный ракурс жизни. Пейзаж начала и конца произведения изображает переходный этап в природе. Подобно тому, как освободилась из-под снега земля, от фашизма освобождена Родина, наступала новая послевоенная жизнь. Пробуждение в природе символизирует обновление, надежду на лучшее. При этом мотив блуждающей дороги, неизвестного пути соседствует с характерным для творчества М.А. Шолохова мотивом тишины, умиротворенности, где значимость красоты бытия познается в сравнении с войной: «Хутор раскинулся далеко в стороне, и возле причала стояла такая тишина» [12, с. 254].

Трагическое и эпическое начала сливаются в финале рассказа, открывая перспективу обретения героями счастья. С одной стороны, судьбе Андрея Соколова продолжает сопутствовать тема смерти и звучит как угроза новых страданий мальчика, который может потерять отца. С другой стороны, автор надеется на обретение счастья Соколовым и Ванюшей как награды за проявление деятельной любви к другому человеку. Рассказчик уверен в том, что из Ванюши вырастет человек долга и чести, готовый преодолеть любые испытания судьбы и способный на подвиг во имя защиты Родины. М.А. Шолохов испытывает гордость за русского человека – носителя несгибаемой силы воли, русского духа, желания жить – и верит в большие возможности народа. Преемственность данных ценностей расширяет смысл произведения до бытийного постижения жизни.

Итак, трагическое и эпическое начала подразумевают синтез жанровых, композиционных особенностей и многомерность проблематики рассказа. Кольцевые повторы в композиции произведения несут «скрытый рисунок жизни», где важное место занимает любовь. Посредством подвига любви Андрея Соколова по отношению к детству, путем победы над испытаниями судьбы, над недостатком гуманизма, зла в мире, представляющие собой следствие распространения фашизма, преодолевается трагедия войны. Именно любовь, добро, направленные на созидание мира, по мнению М.А. Шолохова, заключают в себе истинную сущность бытия. Писатель показывает судьбу России в цикле смены исторических эпох, где судьба Андрея Соколова и его семьи – это трагический эпос Великой Отечественной войны, включенный в прошлое и будущее, судьба народа в широком пространстве истории с её повторяющимися катаклизмами. Трагедия жизни народа во время Великой Отечественной войны отражена изнутри, через сознание Андрея Соколова и его семьи. Конфликт главного героя с судьбой определяется преемственностью традиций античной и отечественной литературы и утверждает нравственный выбор добра и стойкости в преодолении испытаний судьбы. М.А. Шолохов передает трагизм и восприятие полноты жизни, где образ Андрея Соколова раскрывает не только последствия войны по отношению к одному человеку, но и показывает трагическое влияние на судьбы человечества. Эпическое и трагическое воспринимаются в единстве: замученные в концлагерях пленные, осиротевшие дети, разрушенные семьи – это не должно повторяться, поэтому и не должно забываться. М.А. Шолохов учит гуманизму как великому нравственному подвигу, имеющему общенациональную значимость для судьбы народа и мира. Бытийная модель мироздания, воссозданная в картинах природы, размышлениях героя и рассказчика, предполагает, что человечество образумится и осознает значимость мирной жизни и жизни каждого человека.

References
1. Kondyurina E.F. «Sud'ba cheloveka Mikhaila Sholokhova (K voprosu o zhanre rasskaza)» // Vestnik Ul'yanovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2007. №2. S. 6-14.
2. Kotovchikhina N.D. Epicheskaya proza M.A. Sholokhova v russkom literaturnom protsesse XX veka. M.: Taganka, 2004. 312 s.
3. Leonov I.S. Pravoslavnaya khudozhestvennaya proza XXI veka: tipologiya i poetika: dis. dok. fil. n. Volgograd, 2019. 388 s
4. Soldatkina Ya.V. Mifopoetika russkoi epicheskoi prozy 1930-1950-kh godov: genezis i osnovnye khudozhestvennye tendentsii: k. dis. d. fil.n. M., 2009. 348 s
5. Semanov S. Pravoslavie i Mikhail Sholokhov. K 105-letiyu so dnya rozhdeniya Mikhaila Aleksandrovicha Sholokhova. - Rezhim dostupa: http://www.voskres.ru /literature/critics/semanov3.htm
6. Senkevich A.V. «Sud'ba cheloveka i ee istoricheskii smysl»: dis. k. fil. n. Voronezh, 2005. 176 s
7. Satarova L.G. Rasskazu M.A. Sholokhova "Sud'ba cheloveka" – 60 let: itogi i perspektivy // Pervye Shcheulinskie chteniya. 2016. S. 211-216.
8. Styuflyaeva N.V. Rasskaz M.A. Sholokhova «Sud'ba cheloveka» v kontekste khristianskoi kul'tury. K postanovke problemy // Pervye Shcheulinskie chteniya. 2016. S. 220-227.
9. Tragediya-zhanr literatury // Literaturnyi glossarii - Rezhim dostupa: https://www.bukinistu.ru/tragediya.html
10. Tragediya vechnogo vybora. K 95-letiyu Mikhaila Sholokhova. - Rezhim dostupa: http://www.ug.ru/old/00.20/t54.htm
11. Fed' M. Mirovoe znachenie M.A. Sholokhova // Moskovskii literator. 2005. №9-13. - Rezhim dostupa: http://moslit.ru.
12. Sholokhov M.A. Sud'ba cheloveka. M.: Golos, 2001. S. 253–287.