Library
|
Your profile |
Philosophical Thought
Reference:
Gorelik K.V., Grechanyi S.V.
To the memory of philosopher V. V. Grechany (1940-2019)
// Philosophical Thought.
2020. № 2.
P. 73-78.
DOI: 10.25136/2409-8728.2020.2.32233 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=32233
To the memory of philosopher V. V. Grechany (1940-2019)
DOI: 10.25136/2409-8728.2020.2.32233Received: 20-02-2020Published: 26-03-2020Abstract: Obituary for the rubric “In memoriam”: to the 80th anniversary of the Doctor of Philosophy, Professor V. V. Grechany. February 11, 2020 would have mark the 80th birthday of the prominent Russian philosopher, leading scholar in the area of axiology, Doctor of Philosophy, Professor Vyacheslav Vasilievich Grechany. He died just a few month before his jubilee, on May 20, 2019. The article provides an overview of scientific and pedagogical activity and fundamental scientific works of V. V. Grechany. The author examines the fields of his scientific writings, first and foremost, axiological problematic: values, system of values, value attitude of human towards the world; as well as other paramount areas of study, such as philosophical anthropology, linguistic pragmatics, ethics, political ethics, and concept of practical humanism. Keywords: necrologue, philosophy, axiology, anthropology, pragmatics of language, humanism, Karl Marx, Jürgen Habermas, ethics, political ethics
11 февраля 2020 года известному отечественному философу, ведущему ученому в области философии ценностей в нашей стране, одному из основателей аксиологического направления, доктору философских наук, профессору Гречаному Вячеславу Васильевичу должно было исполниться 80 лет. Он не дожил до своего юбилея несколько месяцев. 20 мая 2019 года его не стало. Гречаный Вячеслав Васильевич начинал свой путь на историческом факультете Дальневосточного государственного университета. После его окончания он в течение нескольких лет преподавал в Ленинградском педиатрическом медицинском институте (1965-1970), одновременно закончив аспирантуру на философском факультете Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова (1965). В этот период им был опубликован его первый фундаментальный философский труд – «К вопросу о значении ценностного подхода в философии и психологии» [1]. Начиная с 1971 года Вячеслав Васильевич работал на философском факультете ЛГУ, с которым связана большая часть его жизни. В 1974 году он защитил кандидатскую диссертацию «Философское и методологическое значение понятия ценности» [2] под научным руководством своего наставника и старшего друга профессора Сержантова В. Ф., в соавторстве с которым в дальнейшем была опубликована известная монография «Человек как предмет философского и естественнонаучного познания» [3]. В 1990 году В. В. Гречаный защитил докторскую диссертацию «Аксиологический аспект философии» [4]. В последние десятилетия жизни, начиная с «постперестроечного» периода, он работал в БГТУ им. Устинова, а затем в Смольном институте. ` ` Гречаный В. В. – автор более ста научных и методических работ. Он известен, прежде всего, как ученый, занимающийся проблемами аксиологии, которой посвящена большая часть его работ. Структуру предмета философии он видел в трех взаимополагающих аспектах философского видения мира – онтологии, гносеологии и аксиологии. Им была обоснована идея аксиологически ориентированной философии. Такая философия, по его мнению, предоставляет, сравнительно с иными философскими направлениями, наиболее адекватную возможность выразить общефилософское отношение к историческим потрясениям, вызванным кризисом человека и человечности. Целостность и системность воззрений В. В. Гречаного по этому вопросу полно отразились в следующей цитате: «В наш “век конфликта ценностей” аксиологическая проблематика настолько существенна, что даже один лишь анализ ее теоретической и практической актуальности вполне может быть теоретизирован в качество достаточно обширной и самостоятельной исследовательской задачи. Ценности, их системы, ценностное отношение человека к миру – это первооснова, конститутивное ядро в складе человека и как индивида, и как рода. Историко-философская и логическая реконструкция философских учений, направлений, школ и пр. показывает, что не было, нет и не может быть «неценностной» или свободной от ценностей, аксиологически нейтральной философии. Философия, теоретически отстраненная от проблем гуманизации человека и мира, индифферентная к принципу человеческого бытия как высшей ценности, не отвечает понятию философии» [4]. Аксиологическая тематика работ Гречаного В. В. была тесно связана исследованиями в таком направлении, как философия и прагматика языка. Соотношение онтологии, гносеологии и аксиологии им понималось по аналогии с методологической взаимосвязью синтактики, семантики и прагматики. В качестве значимых работ этого направления исследований следует упомянуть монографию «Категория ценности (философский и лингво-семантический анализ)» [5]; статью «Понятие «значение» и «значимость» в языковой коммуникации» [6]. Научные интересы Гречаного В. В. широко охватывали такой важный раздел философии, как философская антропология, чрезвычайно актуальный в наше время. В тесной взаимосвязи с философской антропологией и философией гуманизма он видел практическую роль созданного им учения о ценностях. Экзистенциальные дихотомии человека рассматриваются как раскрывающиеся в переоценке, девальвации, конфликте, кризисе ценностей. Интерес к философской антропологии Гречаного В. В. в значительной степени мотивировался социальными потрясениями современной России последних десятилетий. Его работы, посвященные отражению антропологических и гуманистических философских категорий и принципов в современных социально-политических процессах, носят фундаментальный и целостный характер: «”Воля к жизни’’» как философско-педагогический принцип» [7]; «Демократия и диктатура: диалектика понятий» [8]; «Философия глобализма и современная Россия» [9]; «Нравственные основания политики» [10]; «Актуальность концепции практического гуманизма» [11]; «Конфликт человеческих ценностей» [12]; «Мораль политики и политика морали: введение в политическую этику» [13]. Под руководством Гречаного В. В. было защищено более двух десятков кандидатских и докторских диссертаций. Как преподаватель Вячеслав Васильевич пользовался особым уважением у студентов и аспирантов, чьи лекции по стилю изложения вызывали у учеников интерес и живое обсуждение. Еще на заре карьеры, будучи молодым преподавателем в медицинском институте, он организовал СНО (студенческий научный кружок) по не очень популярному среди студентов-медиков направлению – философии. Однако этот проект по числу участников в короткие сроки опередил научные кружки, возглавляемые известными корифеями медицины. Имя Гречаного В. В. было внесено в издание «Философы России XIX-XX столетий» [14]. В 1991-1993 гг. проект Гречаного В. В. «Аксиологическая переориентация философских исследований и ее значение в реформировании преподавания философии в университетах» один из первых в стране получил поддержку Центрального европейского университета (CEU). Предметом изучения последних лет жизни были работы немецкого философа Юргена Хабермаса, ведущего представителя второго поколения Франкфуртской школы. Хабермас как «либеральный гуманист» интересовал В. В. Гречаного, в частности, своим неоднозначным социально-философским подходом, согласно которому источником философского мировоззрения может быть только политическое мировоззрение с его доминирующими ценностями политической воли и политической этики. Последняя конференция, в которой принимал участие Гречаный В. В., была посвящена 200-летию со дня рождения Карла Маркса (май 2018). Он полагал, что сейчас как раз возникает потребность в более адекватном и полном гуманистическом освоении философского наследия марксизма. До конца своих дней он считал, что концепция марксистского гуманизма — более конкретное и богатое теоретическое построение, нежели марксистская аксиология. В условиях, когда с 1990-х гг. философия марксизма стала «немодной», а многие философы «родом из СССР» подвергались обвинениям в политическом конформизме, такая позиция однозначно свидетельствует о духовной смелости. «Концепция практического гуманизма — это центральный пункт идейного противоборства в истолковании философии марксизма в наши дни. Философское учение марксизма в целом представляет собой гуманистически ориентированную философию и, больше того, является по своей мировоззренческой сути философской концепцией человека и гуманизма». О принципиальности позиций и убеждений Гречаного В. В. на протяжении всей своей карьеры и жизни свидетельствует предпринятая им на страницах «Вестника ЛГУ» в 1986-88 гг. дискуссия с классиком отечественной философской мысли, пожалуй, самым известным на тот момент ученым философского факультета Ленинградского университета М. С. Каганом. Ее содержанием стал вопрос о месте и роли эстетических ценностей в общей системе ценностей. Следует сказать о высоком культурно-этическом уровне этой дискуссии и о том, что Вячеслав Васильевич заявил о своей позиции в преддверии представления научному сообществу своей докторской диссертации, не допуская возможности умолчать о принципиальных расхождениях во взглядах с М. С. Каганом, и заявить о них до, а не после утверждения результатов голосования. В общении с коллегами Гречаный В. В. всегда представал настоящим гуманистом и патриотом своей страны. Он считал, что идея гуманизации человека и его мира – это и ключ к решению глобальной проблемы современности – сохранению и развитию человечества. Именно об утверждении гуманистических ценностей идет речь, когда в наши дни обсуждаются понятия нового политического мышления, нового экономического порядка, глобальной экологии, выживания человечества, когда пересматриваются понятия войны и мира. С родными и близкими Вячеслав Васильевич всегда был честен, открыт, отзывчив. Ему была чужда позиция философа-затворника. По бытовым вопросам он воздерживался от оригинальности суждений и тонкого мудрствования, хотя на все случаи жизни у него всегда было то или иное остроумное философское высказывание. Расхожее представление о том, что философ должен быть несчастен в браке, опровергалось его личным примером. Долгие годы рядом с ним была его большая семья и верная спутница жизни, замечательный детский врач-психотерапевт Шаповал Елена Алексеевна, с которой они прожили вместе пятьдесят лет и рядом с которой остановилось его сердце. В канун 80-летнего юбилея безвременно ушедшего от нас философа Гречаного Вячеслава Васильевича мы, его дети и родные, хотели бы почтить память этого выдающегося ученого, а также сильного, смелого и теплого человека.
References
1. Grechanyi V. V. K voprosu o znachenii tsennostnogo podkhoda v filosofii i psikhologii // Problemy metodologii i teorii meditsiny. Trudy LMPI. T. 52. Vyp. 1. L.: 1969. - 359 s.
2. Grechanyi V. V. Avtoref. kand. dis. Filosofskoe i metodologicheskoe znachenie ponyatiya tsennosti. L.: LGU, 1974. - 20 s. 3. Serzhantov V. F. Grechanyi V. V. Chelovek kak predmet filosofskogo i estestvennonauchnogo poznaniya. L.: LGU, 1980. - 216 s. 4. Grechanyi V. V. Avtoref. dokt. dis. Aksiologicheskii aspekt filosofii. L.: LGU, 1989. - 32 s. 5. Grechanyi V. V. Kategoriya tsennosti (filosofskii i lingvo-semanticheskii analiz). SPb.: SPbGU, 1993. - 98 s. 6. Grechanyi V. V. Ponyatie «znachenie» i «znachimost'» v yazykovoi kommunikatsii // Sovremennye problemy mezhkul'turnykh kommunikatsii. SPb.: 2005. s.228-234 7. Grechanyi V. V. Vorontsov A. V. «Volya k zhizni» kak filosofsko-pedagogicheskii printsip. Obrazovanie i nauka. Tret'e tysyacheletie. Mezhdunarodnaya konferentsiya, posvyashchennaya 275-letiyu SPbGU. SPb.: 1999. - 24 s. 8. Grechanyi V. V. Demokratiya i diktatura: dialektika ponyatii // Dialektik. № 1. 2001 9. Grechanyi V. V. Filosofiya globalizma i sovremennaya Rossiya. Global'noe obshchestvo i Rossiya: tendentsii evolyutsii i posledstviya. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. SPb.: 2001. - 139 s. 10. Grechanyi V. V. Nravstvennye osnovaniya politiki. Gumanizm, globalizm i budushchee Rossii. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. SPb.: 2002. -294 s. 11. Grechanyi V. V. Aktual'nost' kontseptsii prakticheskogo gumanizma. Gumanizm, globalizm i budushchee Rossii. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. SPb.: 2002. - 294 s. 12. Grechanyi V. V. Konflikt chelovecheskikh tsennostei. Global'noe obshchestvo i Rossiya: tendentsii evolyutsii i posledstviya. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. SPb.: 2001. - 139 s. 13. Grechanyi V. V. Moral' politiki i politika morali: vvedenie v politicheskuyu etiku. Gumanizm, globalizm i budushchee Rossii. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. SPb.: 2002. - 294 s. 14. Alekseev P. V. Filosofy Rossii XIX-XX stoletii. M.: Akademicheskii proekt, 2002. - 1152 s. |