Library
|
Your profile |
Genesis: Historical research
Reference:
Babich I.L.
Muslim documents from the French archive of Alimardan Topchubashov
// Genesis: Historical research.
2021. № 2.
P. 1-7.
DOI: 10.25136/2409-868X.2021.2.32216 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=32216
Muslim documents from the French archive of Alimardan Topchubashov
DOI: 10.25136/2409-868X.2021.2.32216Received: 18-02-2020Published: 27-02-2021Abstract: This article analyzes the archival materials of France, which belonged to the Caucasian emigrants (after the October Revolution). Having immigrated to Europe, they took with them the archives, which contained the documents that covered various aspects of history of the Russian Empire. This is the first article in Russia that carries out an analysis of all the documents on the topic. The goal consists in examination of the documents from the archive of the prominent Azerbaijani figure Alimardan Topchubashov (Paris, France), which reflect life of the Russian Muslims prior to the 1917 Revolution. Before the Revolution, Topchubashov i (having a degree in Law) was one of the active supporters of modernization of Islamic life in the Caucasus; therefore, his archive contains the materials on this aspect of life of the citizens of the Russian Empire (deputy to the State Duma in 1906, initiator of creation of the Muslim faction in State Duma, initiator of the Muslim congresses in Russia). The aforementioned documents are analyzed in the Islamic context of the Russian history for the first time. The conclusion is made that the Muslim part of the archive of Alimardan Topchubashov is a unique compilation of primary sources, which give an general outlook on life of the Muslims in the Russian Empire, including Caucasus over the period from 1890 to 1917. The author unites these documents into three groups. The developed by Alimardan Topchubashov program of the fundamental changes in life of the Muslims is described in these documents. Keywords: Islam, Caucasus, Topchibashi, archive, Russian Empire, congresses, governorate of the Caucasus, Shamil, modernization, State DumaВведение
Во Франции оказалось достаточно много материалов, которые осели в государственных и частных архивах, освещающих различные стороны жизни кавказских эмигрантов 1920–1930-х годов. Назовем архив азербайджанского деятеля Али Мардана Топчибаши [1], который хранится в библиотеке Центра по изучению современной России, Кавказа и Центральной Европы в Париже (CERCEC, EHESS, Париж, Франция). Это частный архив, который, тем не менее, находится в государственном учреждении. Во Франции есть такая форма хранения архивов. Например, архив русской масонской ложи «Северная звезда» имеет частный статус, но хранится в государственном учреждении – отделе рукописей Национальной библиотеки им. Миттерана. Материалы архива Али Мардана Топчибаши широко освещают общественно–политическую и бытовую жизнь кавказских эмигрантов в Европе вообще, и во Франции, в частности. Между тем, до эмиграции в Европу, Топчибаши (1863–1934 гг. жизни) вел в России серьезную деятельность по модернизации и реформированию мусульманской жизни на Кавказе. За годы работы над исламскими проектами у него еще в России образовался «мусульманский» архив, т.е. документы, связанные в той или иной степени с исламом, которые Али Мардан вывез во Францию. Данные документы стали важной частью его архива. В предлагаемой статье мы рассмотрим особенности, характер и основные направления отложившихся в данном архиве документов, связанных с исламом. В российском исламоведении и изучении истории Российской империи можно выделить три тенденции: с одной стороны, в 2000–2010-е годы началась публикация архивов Али Мардана Топчибаши [2,4], однако в эти книги не включены его мусульманские материалы, с другой, в это же время началась публикация архивных материалов, связанных с мусульманами Российской империи, извлеченных из российских архивов [5,6], однако и в них не оказалось материалов, содержащихся в архиве Али Мардана Топчибаши. И наконец, стали появляться научные исследования, в которых анализируются аспекты жизни мусульман в Российской империи конца ХIХ–начала ХХ вв. Выделим два наиболее крупных исследователя в этом направлении: С.М. Исхакова и Д.М. Усманову [7,8]. Таким образом, мусульманские документы из архива А.М. Топчибаши за небольшим исключением до настоящего времени не введены в научный оборот [9]. Хронологические рамки изучаемых нами архивных документов: 1892–1917 гг. Прежде чем мы перейдем к анализу мусульманской части архива А.М. Топчибаши отметим, что для частных архивов во Франции используется другая система обработки содержащихся документов. Архив А.М. Топчибаши содержится в коробках. В них нет нумерации страниц.
Интерес к идеям исламской модернизации в России прошлых времен
Среди материалов архива прослеживается интерес А.М. Топчибаши к идеям исламской модернизации в России и связанный с ними опыт взаимоотношений российских мусульман и российской власти. В архиве есть интересный рукописный текст – «Низам Шамиля». Шамиль (1797–1871 гг. жизни) – лидер кавказских горцев, имам Нагорного Дагестана и Чечни (1829–1859). Низам (араб. «устав», «уложение») Шамиля – совокупность правил и постановлений по различным правовым вопросам. Низам был переведен чиновниками на русский язык и опубликован в 1870 г. В архиве мы обнаружили этот опубликованный текст с комментариями Топчибаши. Он изучал возможности применения исламских основ формирования исламского государства на Северном Кавказе, выработанные имамом Шамилем. Кроме того, Топчибаши анализировал опыт регулирования исламской жизни, который был применен Российской империей на других национальных окраинах Российской империи, в частности, Оренбургского муфтията. Оренбургский муфтият был создан по указу Екатерины II в 1788 г. для организации жизни мусульман-суннитов Казанской губернии. В архиве Топчибаши находится машинописная рукопись, в которой анализируются исламские законы, принятые Российской властью исключительно для мусульман Оренбургского муфтията за период 1892–1900 гг. Почему именно Оренбургский муфтият интересовал Али Мардана? Дело в том, что в отличие от принципов мусульманской модернизации Шамиля, которые не были приняты российской властью, Россия нашла компромиссную основу для регулирования статуса мусульман Оренбургского муфтията. Для имперских властей характер взаимоотношений с мусульманским руководством Оренбургского муфтията стал своего рода примером плодотворных отношений между российскими мусульманами и властью. 26 февраля 1905 г. было восстановлено Кавказское наместничество. Наместником был назначен граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков [10]. В июне 1905 г. Топчибаши встретился с графом Воронцовым-Дашковым и передал ему подготовленные им предложения по реформированию религиозной и других сфер (судебной, налоговой, земельной) жизни кавказцев. 17 апреля 1905 г. был издан Указ «Об укреплении начал веротерпимости», который в значительной мере облегчил жизнь граждан Российской империи, не принадлежавших к православной вере. Тем не менее, проблемы со статусом мусульман в Российской империи, и особенно на Кавказе, во многом сохранялись и после его введения в жизнь. В связи с этой деятельностью у Топчибаши (юриста по образованию) появилась необходимость изучить основы правового статуса мусульман Российской империи. Результатом этого стал важный документ, подготовленным им и который находится в мусульманской части его архива – Записка «Вероисповедные ограничения прав мусульман в России». В этом документе собраны ключевые статьи Свода Законов Российской Империи, в которых определялся статус мусульман России с комментариями Али Мардана (1905–1913 гг.). В 1943 г. этот документ был дополнен его сыном – Али Акбером и поэтому он хранится в архиве сына [11]. В 1905–1907 гг. А.М. Топчибаши подготовил целый ряд документов, в которых он анализировал статус ислама и взаимоотношения мусульман Кавказа и российских властей. Все они хранятся в его архиве. Перечислим основные. 1905 год Обращение кавказских мусульман к Председателю Особого совещания о веротерпимости Игнатьеву, петиция кавказских мусульман в Комитет министров, прошение мусульман, переданное Кавказскому Наместнику Воронцову-Дашкову о положении мусульман и о его назначении Наместником, рукопись о реорганизации начального мусульманского образования, прошение мусульманского и духовного просветительского общества «Саадет» Кавказскому Наместнику Воронцову-Дашкову, рукопись Топчибаши «К вопросу об отмене ограничения прав мусульман по общинному управлению городов Кавказского края», материалы собрания мусульман. Главным вопросом, который оставался нерешенным после 1905 г., – это отсутствие Духовного управления мусульман Северного Кавказа. Поэтому в архиве Топчибаши есть Записка члена Особого совещания по делам веры В.П. Череванского «По делам веры мусульман-суннитов», в которой рассматривался вопрос об учреждении Духовного управления на Северном Кавказе. 1906 год Материалы о мусульманах-казаках (о возможности отправления мусульманского культа казаками), письмо крымских татар, отправленное Топчибаши, различные письма Топчибаши о мусульманах Закавказья. 1907 год Материалы мусульман Кавказа – Наместнику Кавказа Воронцову–Дашкову, рукопись Топчибаши «Программа защиты мусульман», рукопись Топчибаши «Ко всем членам Центрального Комитета Мусульман, видным мусульманским деятелям», рукопись Топчибаши «К вопросу об открытии мусульманской духовной семинарии». 1913 год В этот год А.М. Топчибаши подготовил важные документы, касающиеся мусульман России вообще, и Кавказа, в частности, – Записку «Отношение на имя Наместника о Духовном управлении», «Обращение к мусульманам России». 1914 – 1917 гг. Но больше всего рукописей Али Мардан подготовил в 1914 - 1917 гг.: Проект реформы учебного дела среди мусульман Кавказского края (1914 г.), «К образованию мусульман Закавказья», «Основные положения реорганизации мусульманских духовных учреждений», «Обращение мусульман Закавказья к Наместнику Кавказскому о положении мусульман в Закавказье». К этому же периоду относится интересный документ: «Слово преосвященного Мефодия, епископа Оренбургского и Уссурийского по обнародовании Высочайшего Манифеста о войне с Турцией» (1914 г.). Топчибаши переписал этот документ от руки, поскольку в нем содержалось много информации об отношении российского православного духовенства к Турции, что свидетельствует о том, что для него была важна позиция православного духовенства. Турция была стратегическим партнером Азербайджана.
Мусульманские съезды
Накануне созыва в 1906 г. Государственной Думы А.М. Топчибаши стал одним из инициаторов проведения в Российской империи мусульманских съездов. Дж. Гасанли указывает, что 8 апреля 1905 г. в Петербурге А.М. Топчибаши, А. Агаев, А. Гусейнзаде, Ф. Везиров, Б. Ахмед, С. Максудов при участии Исмаила Гаспринского договорились о создании Всероссийского мусульманского союза. 15 августа 1905 г. в Нижнем Новгороде, на специально арендованном пароходе «Густав Струве» открылся первый Всероссийский мусульманский съезд. Всего до начала октябрьской революции 1917 г. было проведено пять съездов [9]. Во всех съездах Топчибаши принимал активное участие, поэтому неудивительно, что в его архиве сохранилось много материалов, посвященных деятельности съездов, а также рукопись Али Мардана, в которой он анализирует достижения и неудачи съездов с 1905 по 1917 гг. В архиве есть материалы, касающиеся всех Всероссийских мусульманских съездов. I съезд: документ о поименном составе кавказских мусульманских депутатов на съезде, рукопись доклада Топчибаши на этом съезде. II съезд: рукописи программы и постановления съезда. После проведенного в 1906 г. третьего съезда в Российской империи был длительный перерыв в общественной деятельности мусульман. IV съезд: состав участников съезда, рукопись доклада Топчибаши. V съезд: подготовленная Али Марданом рукопись о деятельности съезда. Одновременно с организацией мусульманских съездов Али Мардан Топчибаши следил за созданием в Российской империи партий, связанных так или иначе с мусульманами страны. Поэтому в его архиве осели следующие материалы по этому вопросу: рукописи – проект Устава, сам Устав и программа Общества «Мусульманской партии», программа Тюркской партии федералистов в России (Гяндж, 1917 г.), которая выступала за создание федерации автономных областей в Российской империи.
Мусульманская фракция Государственной Думы
После Указа Николая II о подготовке создания в России Государственный Думы (1905 г.) Топчибаши понял необходимость активизации общественной деятельности в связи с возможностью участия мусульман в создаваемой Думе. Поэтому он стал инициатором проведения в Баку 15 марта 1905 г. собрания представителей интеллигенции и мусульман Кавказа. К началу собрания им был подготовлен документ «О нуждах мусульман», который сохранился в его архиве. В результате Топчибаши удалось в 1906 г. стать членом Государственной Думы первого созыва от Бакинской области, где он инициировал организацию мусульманской фракции. В архиве есть материалы, касающиеся деятельности этой фракции: проект мусульманской фракции, состав Бюро мусульманской фракции, описание деятельности Топчибаши в мусульманской фракции, воспоминания Топчибаши о I Государственной Думе России, «О союзе автономистов», рукопись Али Мардана «По вопросу о начальном образовании», рукопись Али Мардана «К вопросу о духовном образовании мусульман Кавказа», рукопись «Об отмене Правил 1906 г. о начальных училищах для инородцев», материалы мусульманской фракции Первой Государственной Думы. Хотя в силу государственно-политических обстоятельств Али Мардан не мог стать членом второго и третьего созыва Государственной Думы, в его архиве есть материалы, относящиеся к деятельности мусульманской фракции II и III Государственных Дум (1907–1912 гг.), потому что он готовил для этой фракции различные документы, которые хранятся в его архиве: «О мусульманской фракции второго созыва», речи Топчибаши к избирателям во II-ю Государственную Думу и по поводу сметы министра внутренних дел, «О мусульманах России», «О деятельности Комиссии по вероисповедным вопросам при III Государственной Думе», «О необходимости создания мусульманской фракции», материалы Бюро мусульманской фракции в III Госдуме, материалы мусульманской фракции III Госдумы, переписка Топчибаши с членами мусульманской фракции, «Об обсуждении Законопроекта об изменении законоположений, касающихся перехода от одного исповедания в другое», «Характеристика деятельности мусульманской фракции». В 1915 г. Топчибаши на имя представителя Мусульманской фракции при IV Госдуме (1912–1917 гг.) подготовил рукопись, в 1917 г. – рукопись о деятельности мусульманской фракции всех 4-х созывов Государственной Думы.
Заключение Таким образом, мусульманская часть архива Топчибаши (и частично архива его сына) представляет собой уникальное собрание первоисточников, характеризующих жизнь мусульман Российской империи вообще, и Кавказа, в частности, в конце ХIХ–начале ХХ вв. Ценность и важность данных материалов для историков, исламоведов, кавказоведов не вызывает сомнений. Они освещают различные вопросы, связанные с мусульманскими движениями в Российской империи, деятельностью мусульманской фракции Госдумы и, наконец, идеи модернизации жизни мусульман Кавказа, предлагаемые Топчибаши. Данные материалы позволяют проанализировать и саму деятельность Али Мардана Топчибаши, его взгляды, идеи концепции, что также представляет научный интерес для исламоведов и историков. Им была практически разработана собственная программа ключевых изменений жизни мусульман Кавказа.
References
1. Arkhiv Ali Mardana Topchibashi // Biblioteka Tsentra po izucheniyu sovremennoi Rossii, Kavkaza i Tsentral'noi Evropy (CERCEC, EHESS). Parizh (Frantsiya). Korobki I-KhII.
2. Iskhakov S.M. (sost.). A.M. Topchibashi: dokumenty iz lichnykh arkhivov. 1903-1934 gg.-M.: Sotsial'no-politicheskaya mysl', 2012. – 280 s. 3. Topchibashi A.M. Izbrannoe. Baku, 2014-2015. T. 1-4. 4. Topchibashi A.M. Parizhskii arkhiv. 1919-1940. M., 2016-2018. T. 1-4. 5. Arapov D.Yu. (sost.). Islam v Rossiiskoi imperii. – M.: Akademkniga, 2001. – 366 s. 6. Arapov D.Yu.(sost.). Imperatorskaya Rossiya i musul'manskii mir. – M.: Natalis, 2006. – 479 s. 7. Iskhakov S.M. Rossiiskie musul'mane i revolyutsiya (vesna 1917 g.-leto 1918 g.).-M.: Sotsial'no-politicheskaya mysl', 2004. – 598 s. 8. Usmanova D.M. Musul'manskie predstaviteli v Rossiiskom parlamente. 1906–1916 gg. – Kazan': Akademiya nauk Respubliki Tatarstan, 2005. – 583 s. 9. Gasanli D. Ali Mardan bek Topchibashev – pobornik prav musul'man // Lichnost'. – 2013.-№ 2 (262).-S.48-56. 10. Babich I.L., Bobrovnikov, V.O. Severnyi Kavkaz v sostave Rossiiskoi imperii.-M.: NLO, 2007.-460s. 11. Arkhiv Ali Akbera Beka Topchibashi (Topchibasheva)// Biblioteka Tsentra po izucheniyu sovremennoi Rossii, Kavkaza i Tsentral'noi Evropy (CERCEC, EHESS). Parizh (Frantsiya). Korobki I-Kh. |