DOI: 10.7256/2585-7797.2019.4.31588
Received:
04-12-2019
Published:
20-12-2019
Abstract:
The article studies the script as a material object that is the system of traces left by a writing medium on a writing material (paper or vellum). Traces of the writing medium are a combination of a relief and a dye (for instance, ink). The text understood as a combination of such traces is characterized by different dye thickness and its chemical composition on different text structure levels. Such differences are determined by varying aspects of the writing ability and can be used to characterize it. The article aims at presenting the advantages of a new electro-optical spectrozonal examination of historical inks to study handwritten scripts. It discusses the technology of digital visualization of documents in the near-infra-red region followed by computer processing of the image. The result of the work is the main research paths to study information potential of the text as a physical object (system of traces) by means of spectrozonal visualization. These paths are the study of writing medium traces to reconstruct the system of movements and the writing technique, the finding of zones written in different time and the search for corrections.
Keywords:
spectrozonal vizualization, multispectral analyzis, kodikology, textology, Old Russian Цкшештп, inks, historical technology, historical grafology, paleography, history of skills
*Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований: грант РФФИ 17-29-04476 (офи_м).
Изучение текста рукописно-книжного памятника в следоведении (историческом следоведении) имеет свою специфику [9, c.151–180]. Самым общим образом можно сказать, что в рамках этого направления текст рукописи рассматривается как материальный объект, образуемый следами пишущего инструмента на бумаге, пергамене и т.п. В свою очередь такие следы — трассы орудия письма, — представляют собой сочетание рельефа и красителя (например, чернил). Предметом нашего обсуждения является краситель, а конкретно растительные и железо-галловые чернила документов (прежде всего древнерусских), анализируемые в пределах того или иного конкретного рукописного памятника. Задача настоящей публикации — представить возможности современного оптико-электронного спектрозонального исследования исторических чернил в изучении текста рукописно-книжных памятников. Речь пойдет о технологии цифровой визуализации документов в ближней инфракрасной области спектра с последующей программной обработкой изображений (включая специализированные программные разработки авторов статьи — программа Matiss Density IR).
* * *
В отдельно взятой рукописи чернила могут различаться как по своему химическому составу, так и по концентрации; при неравномерности распределения красителя приделах текста в целом, конкретных письменных знаках и даже внутри отдельных штрихов (окрашенных трасс пишущего прибора), образующих эти знаки. Все эти отличия выражаются в специфике оптических свойств разных участков текста и отдельных письменных знаков. Различия такого рода можно определить как различия в цвете чернил и в оптической плотности штрихов (в проницаемости красителя текста) при наблюдении в разных спектральных диапазонах.
Специфика спектрального поведения растительных и железо-галловых чернил давно используется в работе с древнерусскими рукописями. Особую роль здесь играет визуализация изучаемых объектов в ближней инфракрасной (ИК) области спектра. С начала 1990-х гг. ИК-визуализация (с помощью спектрозональных телевизионных систем, а позже и цифровых камер) является основным методом воспроизведения филиграней древнерусских документов. Прежде всего, речь идет о Российской национальной библиотеке (РНБ), как о хранилище, обладающем одними из богатейших мировых рукописно-книжных собраний и одновременно являющейся ведущим национальным центром в области изучения исторической бумаги (см. [1, 3, 4, 10, 11]). Активно используются цифровые методы ИК-визуализации и в «восстановлении» частично удаленных записей и текстов. Достаточно привести только один, но яркий пример: так факт литературного творчества древнерусских юродивых был установлен именно благодаря прочтению в ближней ИК области спектра текста, покрытого чернильными пятнами [7, c. 222–223]. Однако, эти, давно ставшие рутинными, формы обращение к ИК области спектра далеко не исчерпывают всего её потенциала в изучении рукописей. В настоящей заметке мы хотим кратко обозначить те перспективы, которые открывает ИК-визуализация в следоведческом изучении текстов исторических документов. Соответствующие методические разработки осуществляются на базе Лаборатории кодикологических исследований и научно-технической экспертизы документа (ЛКИиНТЭД) Отдела рукописей (ОР) РНБ с использованием имеющейся в распоряжении ЛКИиНТЭД мультиспектральной системы цифрового анализа рукописных памятников (сформированной в рамках реализации гранта РФФИ 18-00-00311 (КОМФИ) (рис. 1).
Рис.1. Мультиспектральная система цифрового анализа рукописных памятников ЛКИиНТЭД РНБ (проект РФФИ 18-00-00311 (КОМФИ)).
В основе системы лежит монохромная высокочувствительная камера QHY 163m, снабженная комплектом узкополосных и широкополосных светофильтров. В исследовании чернил рукописей используются светофильтры, обеспечивающие работу в диапазоне от 705 нм до 1100 нм. Для анализа цифровых изображений, полученных в ближней ИК области спектра, применяется специальная программа Matiss Density IR (входит в семейство программ «Matiss», разрабатываемого авторами настоящей публикации совместно с программистом ЛКИиНТЭД Б.Л. Исаевым).
Следует особо отметить, что поведение в ИК области чернил, использовавшихся создателями русских рукописных документов, невозможно предсказать по тому, как они выглядят при наблюдении в видимой области спектра. Так, например, чернила светло-коричневого оттенка (с внешне одинаковой плотностью красителя в штрихах), могут оказаться как почти полностью прозрачными, так и полностью непрозрачными в ближнем ИК диапазоне. Это обстоятельство показывает безусловное самостоятельное значение исследований памятников письменности в ИК области спектра по отношению к контролю цветовых и плотностных характеристик чернил в видимой области.
Можно говорить о нескольких основных направлениях использования ИК-визуализации в качестве инструмента изучения текста той или иной отдельно взятой рукописи. Первое состоит в изучении следов пишущего инструмента с целью реконструкции системы движений и техники письма (письменно-двигательных навыков). Контроль в ближнем ИК диапазоне, в сочетании с наблюдением в видимой области, позволяет обнаруживать даже такие тонкие нюансы исполнения письменного текста, как колебание в давлении пера на письменный материал даже в условиях древнерусского книжного письма, которое не подразумевало использования нажима как средства формообразования. Приведем лишь один «типовой» пример, относящейся к работе с древнерусскими рукописными кодексами, выполненными железо-галловыми чернилами. Так, при наблюдении письма Закхея, выдающегося книгописца последней четв. XV–1-й четв. XVI вв. [5, c. c. 444–468; 6, c. С. 120–146; 8] в рукописи Евангелия 1523 г. (РНБ ОСРК F.299), в верхних концах вертикальных элементов букв зачастую можно видеть светлые участки, возникновение которых, по-видимому, связано с неплотным контактом пера с бумажным листом в начале выполнения штриха. Одновременно, в ближнем ИК границы штрихов, образующих буквы, в местах их пересечения, становятся существенно более читаемыми, а неравномерность «заполнения» различных штрихов красителем ярко выраженной, что в целом позволяет доказательно реконструировать последовательность движений при исполнении письменного знака. (Рис.2; Рис. 3).
Рис.2. Пример наблюдения текста (РНБ НСРК F.299, л. 4) в видимой области спектра (цветное изображение) и в ближней инфракрасной области (λ 1000–1100 нм).
Рис.3. Пример анализ характера и последовательности исполнения штрихов (для двух букв «ω» дополнительно обозначено начало и окончание движений пера при исполнении штрихов) на материале письма писца Закхея (РНБ НСРК F.299, л. 4).
В рамках этого же направления в качестве отдельного исследовательского «инструмента» следует отметить возможность выделения интервалов текста между заправками пера (рис.4).
Рис.4. Образец выделения периодов между зарядками пера на материале письма писца Закхея (РНБ НСРК F.299, л. 4): примерное определение областей текста между заправками пера на ИК-воспроизведении фрагмента рукописи после его цифровой обработки
Экспериментальные исследования техники исторических форм русского письма (книжного письма, скорописи, курсива), проводимые при участии специалистов–физиологов и каллиграфов-профессионалов, показывают, что в книжном письме только в момент заправки пера происходит перерыв в визуальном контроле процесса письма пишущим, позволяющий ему обратиться к антиграфу (первые результаты этих экспериментов были представлены в докладе Е.Г. Якимовой, Д.О. Цыпкина, П.П. Васильева, Ю.Е. Шелепина «К вопросу о физиологическом исследовании исторических навыков (на материале исторических типов русского письма)», прочитанном на микросимпозиуме «Естественно-научные методы в изучении культурного наследия» (01–02.07.2019 г.), проходившем в рамках VII Европейской конференции по рассеянию нейтронов ECNS 2019 (Санкт-Петербург 02.07.2019 г.)). Очевидно, навыки переписки, вырабатывавшиеся у древнерусских писцов, должен были включать синхронизацию заправки пера с обращением к списываемому тексту (для избегания дополнительных перерывов в процессе письма). Притом, что сам размер интервалов между заправками пишущего прибора (частота заправок), судя по всему, мог зависеть от целой суммы различных факторов: от исполняемой графики, от характера заточки письменного прибора, от свойств используемых чернил и т.д.
Сказанное, представляет особый интерес для понимания деталей процесса воспроизведения текста в древнерусской письменной культуре, включая механизмы возникновения некоторых типичных писцовых ошибок (об ошибках переписки и их роли в изучении памятников древнерусской письменности подробнее см.: [2, c. 65]). Это, в свою очередь, может иметь важное значение для развития техники изучения рукописей в таких дисциплинах как текстология или лингвистическое источниковедение.
Другое направление применения ИК-визуализации в изучении текста письменных источников составляет определение областей разновременной работы писца в рукописи, что необходимо при реконструкции процесса её создания (например, для выявления отдельных писцовых «уроков»). Характерный образец различия в спектральном поведении чернил между разными участками текста представляет Переписная книга Вологодского архиерейского дома 1676 г. (ОР РНБ, Собр. Тиханова №322). При оптико-электронном исследовании было выяснено, что ее текст в основном написан чернилами, имеющими очень высокую прозрачность для ИК-излучения (наблюдение велось в диапазоне 980-1100 нм). Тем не менее, их периодически резко сменяют чернила почти не проницаемые в ближней ИК-области. Например, такой краситель использован при выполнении начальной часть записи об увольнении старого казначея и назначении нового, открывающей Переписную книгу (лл. 1-1 об.); в начале описания грамот, находящихся в казне (л.6); в ряде других мест в документе (рис.5)
Рис.5. Пример выявления в ближней ИК-области спектра различия чернил разновременных фрагментов текста Переписной книги Вологодского архиерейского дома 1676 г. (ОР РНБ, Собр. Тиханова №322): л. 5об. (справа) и л. 6 (слева).
Наконец, в качестве отдельного направления можно выделить обнаружение правки в документе — выявление и анализ, с помощью ИК-исследования, изменений в тексте документа или корректировки отдельных письменных знаков, а также разделение различных «слоев» таких изменений. Замечательный пример, демонстрирующий возможности использования ИК-области спектра для выявления правок предоставляет документ, относящейся уже к XIX в. — список («реестр») икон домашней моленной купца-старообрядца Павла Филипповича Дунякова, помещенная на листах принадлежавшего ему Сборника учебных материалов князя С.В. Ромодановского 1678 г. (ОР РНБ F.XIII.5) (рис.6).
Рис.6. Правка в списке икон моленной П.Ф. Дунякова, помещенном в Сборнике учебных материалов князя С.В. Ромодановского 1678 г. (РНБ F.XIII.5, л. IV): фрагмент листа рукописи и его воспроизведение в ближней ИК-области спектра (λ 1000–1100 нм).
Этот текст имеет обильную правку (состоящую из зачеркиваний, надписываний и т.п.), произведенную чернилами, очень близкими по цвету к чернилам основного текста. Однако, оптические характеристики этих красителей в ближней ИК-области оказываются различным. Это обстоятельство позволяет предполагать, что правка осуществлялась не в ходе создания «реестра», а спустя какое-то время после его написания.
С точки зрения реконструкции процесса производства документа еще одним любопытный примером является, также принадлежащая к XIX в., копия росписи рода Лодыженских (ОР РНБ, ф. 287 №249) (рис.7).
Рис.7. Фрагмент рукописной копии росписи рода Лодыженских (ОР РНБ, ф. 287 №249, л. 1). Текст воспроизведен в видимой области спектра (цветное изображение) в ближней ИК-области (λ 1000–1100 нм).
В данном случае ИК-визуализация показывает, что все даты (арабскими цифрами) вписаны в рукопись чернилами, отличающимися от основного текста (менее прозрачными в ближней ИК-области спектра). Сопоставление с оригинальной росписью XVII в. (ОР РНБ ОСАГ №4865) позволяет говорить о том, что неизвестный редактор, вставлявший даты, точно следовал оригиналу везде, кроме первого случая, где вместо правдоподобного указания на 1375 (6873) год, когда «из немец» приехал основатель рода «… муж честен именем Облагиня», появилась фантастическая дата — 883 г. Соответственно, в рукописи РНБ, ф. 287 №249 мы имеем дело не просто с копированием текста, а с его редактированием, очевидно вызванным стремлением удревнить историю рода.
Заключение.
Мы привели краткое описание основных направлений изучения текста рукописных памятников посредством его оптико-электронного исследования в ближней ИК-области спектра. Предложенные подходы к анализу документов должны, прежде всего, обогатить новым инструментарием такие дисциплин как:
· Почерковедение (историческое почерковедение), которое получает объективные средства выявления и интерпретации следов движений на письме, а также указания на зоны особого внимания в тексте, в которых изменяется краситель и где, соответственно, возможна смена пишущего.
· Кодикология, которой предоставляется возможность выделения как отдельных дискретов текста, соответствующих писцовым «урокам» и характеризующих общее время и ритм работы над рукописью, так и целых частей и блоков документа, возможно, исполнявшихся с разрывом во времени или раздельно.
· Текстология, для которой появляются перспективные способы разделения текста на участки и «слои» правки, а также открываются новые возможности в изучении техники переписки рукописей.
В дальнейшем, для каждой из этих дисциплин должны быть разработаны детализированные методологические и методические рекомендации по обеспечению анализа рукописно-книжных памятников с помощью спектрозональных методов научной визуализации.
References
1. Krushel'nitskaya E.V. Filigrani na bumage dokumentov i rukopisnykh knig, sozdannykh v Solovetskom monastyre v XVI – nach. XVIII v. SPb.: Rossiiskaya natsional'naya biblioteka, 2018. 216 c.
2. Likhachev D.S. Tekstologiya. Na materiale russkoi literatury X-XVII vekov. Spb.: «Aleteiya», 2001. 758 c.
3. Lyakhovitskii E.A., Shibaev M.A. Bumaga Sofiiskogo komplekta Velikikh Minei Chet'ikh // Vestnik Al'yans-Arkheo. №22. 2017. S. 3 – 43
4. Opis' stroenii i imushchestva Kirillo-Belozerskogo monastyrya 1601 goda: kommentirovannoe izdanie SPb. : Petreburgskoe vostokovedenie,1998. 384 c.
5. Okhotina-Lind N.A. Rukopisnoe nasledie Valaamskogo monastyrya XV - nach. XVII v. // TODRL. T. 49. 1996. S. 440-470.
6. Okhotina-Lind N.A. Skazanie o Valaamskom monastyre. SPb.: Glagol'', 1996. 245 s.
7. Ponyrko N.V. Avtor stikhov pokayannykh i raspevshchik yurodivyi Stefan // Trudy Otdela drevnerusskoi literatury. T. 54. SPb., 2003. S. 220 – 229.
8. Turilov A.A. Zakkhei. Pravoslavnaya entsiklopediya. T. 19. M., 2008. S. 576 — 578.
9. Tsypkin D.O. Nauka nablyudeniya: ekspertnyi podkhod v izuchenii rukopisnoi knigi // Trudy Otdela drevnerusskoi literatury. T. 65. SPb., 2017. S. 151 – 180.
10. Tsypkin D.O. Optico-Electronic Methods in the Study of Mediaeval Paper in the Manuscript Division of the National Library of Russia // Bibliologia: Elementa ad Librorum Studia Pertinentia, Vol.,19: Le papier au Moyen Age: histoire et techniques, Turnhout, 1999, P., 243 – 249.
11. Shibaev M.A. Rukopisi Kirillo-Belozerskogo monastyrya XV v.: istoriko-kodikologicheskoe issledovanie. SPb : Al'yans-Arkheo, 2013, S.321 – 479.
|