Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Man and Culture
Reference:

Environmental design and cognate disciplines

Chan Xiaogeng

Post-graduate student, the department of Environmental Design, Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design; Educator, the department of Arts, Beijing Institute of Petrochemical Technology

192174, Russia, Leningradskaya oblast', g. Saint Petersburg, ul. Pr. Aleksandrovskoi Fermy, 8, str.1, kv. 531

changxiaogeng@bipt.edu.cn
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.25136/2409-8744.2019.6.31573

Received:

02-12-2019


Published:

13-12-2019


Abstract: This article examines the interrelation between environmental design and cognate disciplines, such as design of architectural environment and landscape architecture. The research is structured on the sources of Russian and Chinese authors. The article consists of five parts. The first one explores the classification of environmental design and cognate disciplines in educational systems of Russia and China. The second part describes the peculiarities in development of the academic discipline “Environmental Design” in the aforementioned countries. The third and fourth parts underlined the similarities and differences between environmental design, landscape architecture, and design of architectural environment. The key research method became the comparative analysis, applied in studying the various areas of activity, as well as systemic analysis for examination of educational structures of different countries. In the course of this study, the author talks about the “artistic” specificity of environmental design as an academic discipline, referred to education in the field of “art” in Russia and China. The disciplines “Design of Architectural Environment” and “Landscape Design” are included in the fields of “Practice of Engineering” and “Agriculture”. Despite the fact that the three disciplines reviewed by the article consider environment as a culture and value space, dissimilarities in their classification in the context of educational system form the difference between them with regards to preparation of students.


Keywords:

Environmental design, Design of architectural environment, Landscape architecture, Art, Engineering, Agriculture, Environmental approach, Environmental protection, Aesthetics, Imagery


Цель статьи – проследить взаимосвязь средового дизайна со смежными дисциплинами, а именно ландшафтной архитектурой и дизайном архитектурной среды. Ключевыми являются источники российских и китайских авторов. Сравнительный анализ специальностей построен на информации из систем образования России и Китая. Для осуществления представленной выше цели были выдвинуты следующие задачи: во-первых, показать характерные черты развития каждой из трёх указанных дисциплин в России и Китае; во-вторых, продемонстрировать сходства между средовым дизайном, дизайном архитектурной среды и ландшафтной архитектурой; в-третьих, сформулировать различия между ними.

Средовой дизайн и смежные дисциплины в системе образования

В область нашего исследования была включена ступень образования «бакалавриат и его эквивалент» (bachelor's or equivalent level), в соответствии с «Международной стандартной классификацией образования» (UNESCO International standard classification of education, сокр. ISCED2011), разработанной Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) [17].

После анализа литературы по вопросу о классификации специальностей, изучающих среду в качестве культурно-ценностного пространства в России и Китае, мы составили следующую схему, основанную на информации из «Общероссийского классификатора специальностей по образованию 2016 года» (ОКСО) [4] и «Каталога специальностей бакалавриата в высших учебных заведениях» КНР [21]:

1.pic_hd

Рис. 1. Таблица по классификации специальностей, изучающих среду на уровне бакалавриата в российской и китайской системах образования.

В таблице выделены классы отраслей знания, группы отраслей знания и специальности (в России – области образования; укрупненные группы; профессии, специальности или направления подготовки). Такая структура бакалавриата в целом характерна для всех стран, несмотря на разницу в наименованиях.

Для сравнения, помимо материалов по России и Китаю, нами были также рассмотрены системы образования и ведущие университеты Великобритании, США, Канады, Японии – стран, входящих в «Рейтинг лучших государств по уровню образования в 2019 году» [22] – на предмет наличия направлений, анализирующих среду как пространство культуры. Как мы заметили, в этих четырех странах исследование среды осуществляется в рамках специальностей, относящихся к классу отрасли знания «инженерное дело».

В случае с США мы обратились к Классификатору образовательных программ США (Classification of Instructional Programs, сокр. CIP-2000). Специальность, изучающая среду, относится к области образования «архитектура», направлению «архитектура и сопутствующие области», наименование специальности: «средовой дизайн и архитектура» (Environmental Design/Architecture, код специальности: 04.0401) [13]. В Великобритании, в Ноттингемском университете на инженерном факультете существует специальность «архитектура и средовое проектирование (бакалавр инженерного дела)» (Architecture and Environmental Engineering BEng Hons) [19]. В японском Университете Хоккайдо открыто направление подготовки «проектирование социальной среды» (Socio-Environmental Engeneering) [16], также относящееся к инженерному делу. В Университете Британской Колумбии изучается «средовой дизайн» (Environmental Design) [18], который включен в сферу инженерии в канадской системе образования [14].

Обратимся вновь к рисунку 1. В статье, кроме дизайна среды, исследовательский интерес для нас представляют смежные с ним дисциплины - дизайн архитектурной среды (в китайской системе образования именуемый «дизайн архитектурной среды и энергопотребление») и ландшафтная архитектура («ландшафтная и садово-парковая архитектура»). Обратим внимание на то, что дизайн архитектурной среды в России и Китае относится к классу специальностей «инженерное дело», ландшафтная архитектура в Китае также включена в сферу инженерии, а в России - сельского хозяйства. Научная область «средовой дизайн» в двух упомянутых странах принадлежит к области образования «искусства» или «искусства и культуры». Отнесение трех указанных специальностей к разным сферам деятельности обуславливает различия в преподаваемых студентам теоретических основах и получаемой выпускниками профессиональной квалификации, о чем будет подробнее сказано ниже.

Понятия «средовой дизайн», «дизайн архитектурной среды», «ландшафтная архитектура» взаимозаменяются в трудах российских и китайских авторов, в особенности это касается первых двух наименований (например, В. Ю. Медведев в статье анализирует структуру пособия В. Т. Шимко «Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. Средовой подход», употребляя понятия «средовой дизайн» и «дизайн архитектурной среды» в синонимичном значении) [5, c. 20]. Мы бы хотели сформулировать разницу между средовым дизайном и смежными дисциплинами, а также обозначить их точки соприкосновения. Для начала обратимся к вопросу об особенностях развития специальности и научной области «средовой дизайн».

Средовой дизайн

Специальность «средовой дизайн» в России (СССР) и Китае была учреждена после 1980-х гг. На сегодняшний момент, согласно результатам нашего анализа, специальность «средовой дизайн» включена в образовательные программы 64 высших учебных заведений, расположенных в 41 городе России; среди названных вузов 52 государственных и 12 – частных [7]. В Китае в «Рейтинге университетов, включающих специальность средовой дизайн» (环境设计专业大学排名, хуаньцзин шэцзи чжуанье дасюэ паймин) 2018 года мы можем найти 121 китайский университет, предоставляющий возможность получить степень бакалавра искусств по указанной специальности (не включая профессиональные училища); из них государственных вузов с программами бакалавриата – 61, частных (народных) университетов – 22, независимых академий (институтов) – 38 [23]. В России и Китае факультет «средового дизайна» открыт при различных высших учебных заведениях художественной, дизайнерской, технологической, культурной, образовательной, экономической, а также лингвистической направленности.

Поскольку основой средового дизайна является искусство, то большое внимание при обучении студентов уделяется «художественным» курсам. Например, в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица, которая первой в отечественной образовательной практике учредила в 1990 г. кафедру «средового дизайна», профильными являются следующие дисциплины: академический рисунок, академическая живопись, специальный рисунок, специальная живопись, специальный рисунок для дизайнеров, аналитический рисунок, проектная графика, компьютерные технологии в дизайне, художественное моделирование, архитектура, различные виды дизайна, основы ландшафтной архитектуры.

При поступлении нужно сдавать творческий экзамен, который включает в себя композицию, рисунок и живопись, а также – предъявить результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по литературе и русскому языку (либо участвовать в вузовских вступительных испытаниях по этим предметам). По окончании университета выпускник получает диплом бакалавра в области искусств. Разнообразие курсов, изучаемых на данной специальности, формирует широкий кругозор студента и соответствует междисциплинарным тенденциям в науке [9].

Интересной особенностью в рамках средового проектирования в России является существование понятия «средового подхода» в дизайне, которое также обладает качеством «междисциплинарности» и может выступать синонимом «средового дизайна» в отечественных источниках (в частности, у Е. А. Заевой-Бурдонской в работе «Средовой подход и проблемы стиля в дизайне») [1, c. 8]. На наш взгляд, «средовой дизайн» и «средовой подход» - это две разные категории. «Средовой подход» существует на уровне функциональности и может использоваться во всех видах дизайна, не представляя собой отдельной научной и академической дисциплины. «Средовой подход» позволяет дизайнеру изучить контекст проекта, понять, какую функцию он будет выполнять в конкретной среде. Однако для углубления исследования, «средовой подход» должен основываться на методах, техниках определенного вида проектирования. Например, «средовой подход» используется в архитектуре и опирается соответственно на ее цели и методику. В частности, В. Ф. Рунге характеризует «средовой подход» как своего рода «обновление» «консервативной архитектурной школы». По его словам, «задача средового подхода, средоформирования – охватить широкий круг объектов материальной культуры: архитектуру, промышленный дизайн, прикладное искусство, искусство экспозиции, а также театр и кино, т.е. все, связанное с предметно-визуальной составляющей среды жизнедеятельности» [6, c. 401].

В отличие от средового подхода, дизайн среды как отдельное научное знание имеет свои функции, цели, метод и содержание, которые основаны на принципах искусства. В частности, важнейшая функция средового дизайна состоит в том, чтобы исследовать образ среды для ее преобразования в соответствии с художественным, эстетическим восприятием действительности и создания объекта искусства, обладающего определенной полезностью. Цели средового дизайна состоят в том, чтобы координировать «отношения» (человека и окружающей среды и т.д.) в процессе проектирования; основным содержанием является «образ»; используется метод «интеграции дисциплин» [10].

Связь между дизайном архитектурной среды и средовым дизайном

Важнейшее явление в мировом развитии архитектуры – это конгрессы Международного союза архитекторов (International union of architects, UIA), которые проводятся один раз в три года для «обсуждения актуальных проблем архитектуры и градостроительства, обмена опытом» [3]. Обратим внимание на темы конгрессов МСА (Рис. 2):

congresses_of_architecture

Рис. 2. Конгрессы Международного союза архитекторов [15]

В 1960-х гг. в США началось «движение за защиту природы», подтолкнувшее архитекторов к необходимости обсуждения вопросов о среде. Например, в 1967 г. темой девятого конгресса, который проходил в Праге (Чехия) стала «Архитектура и среда обитания человека». Тема десятого конгресса, прошедшего в 1969 г. в Аргентине, – «Архитектура как социальный фактор». 1972 г., одиннадцатый конгресс, Болгария – «Архитектура и досуг». В 1981 г. темой четырнадцатого конгресса в Варшаве (Польша) была «Архитектура, человек, окружающая среда» (под окружающей средой здесь в основном подразумевается природная среда).

Усиление экологического сознания, с одной стороны, стало для архитекторов важным предметом обсуждения, а с другой – предпосылкой формирования дизайна архитектурной среды и в дальнейшем стимулом учреждения этой специальности в системах образования разных стран. В частности, соответствуюшая кафедра впервые в России (СССР) была открыта в 1987 г. при Московском архитектурном институте (МАРХИ).

Специальность «дизайн архитектурной среды» изучается пять лет, профильными дисциплинами являются: архитектурно-дизайнерское проектирование, архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды, архитектурно-дизайнерское проектирование интерьера, свет в дизайне архитектурной среды, цвет в дизайне архитектурной среды, комплексное проектирование оборудования интерьеров, комплексное проектирование оборудования и ландшафтная организация городских пространств, современный художественный язык и другие курсы. Вступительные испытания состоят из результатов ЕГЭ по математике и русскому языку, аналитического рисунка, колористической композиции, черчения. При окончании специальности «дизайн архитектурной среды» выпускнику присуждается диплом бакалавра в области инженерного дела [8].

Одним из ведущих специалистов кафедры является профессор В. Т. Шимко, который написал несколько трудов, посвященных средовому проектированию. В книге «Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды» профессор относит «дизайн архитектурной среды» к дисциплинам архитектурного творчества. Далее он выделяет три сущностных аспекта понятия «среда». Во-первых, процессы, протекающие в среде, несут «не только утилитарно-практический, но и эмоционально-эстетический потенциал». Во-вторых, «исконно архитектурное убеждение» в том, что «пространство обладает собственной художественной ценностью, которая может быть усилена деятельностью специалиста-проектировщика». В-третьих, любая форма деятельности невозможна «без развитых систем оборудования – технологического, информационного, создающего комфорт и т. д» [11, c. 10].

Среда в размышлениях Шимко рассматривается с точки зрения архитектурных позиций. В частности, первое положение профессора как будто перекликается с принципами архитектуры, которые резумировал знаменитый древнеримский архитектор Марк Витрувий Поллион (Marcus Vitruvius Pollio) в труде «Десять книг об архитектуре» (De Architecture libri decem) – «прочность, польза, красота» [20, c. 6]. Во втором положении профессор Шимко выражает свое понимание развития сопутствующего архитектуре пространства с точки зрения художественной деятельности. Вместе с тем он отмечает, что дизайн в указанной области играет стимулирующую роль для развития собственно «архитектуры». В третьем положении «дизайн архитектурной среды» раскрывается как мышление, в центре которого находится архитектура как научная область, осуществляющая прогрессивные исследования систем оборудования в условиях разных исторических эпох.

У Шимко принадлежащая к сфере инженерного дела архитектура изучается посредством «средового подхода». В средовом дизайне основой выступает изобразительное искусство. Из специального интервью у профессора В. А. Кирпичёва, стоявшего у истоков возникновения кафедры «средового дизайна» в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица, мы узнали о его соображениях в отношении связей между дизайном архитектурной среды и средовым дизайном: «Во-первых, “дизайн среды” и “дизайн архитектурной среды” – это две разные специальности. Архитектура по своей цели стремится к вечному, словно памятник, стоящий на земле. Дизайн всегда современен, иначе его нельзя назвать дизайном. Научное наполнение дизайна среды – это “образ”, а образ – слово из сферы искусства».

Общим в дизайне архитектурной среды и дизайне среды является эстетическое восприятие окружения человека. По словам Шимко, в дизайне архитектурной среды дизайнер «организует эстетическое поле средового организма, а наполняет его эмоционально-чувственным содержанием – сам человек» [12, c. 3]. Как считает Кирпичёв, самое важное в дизайне среды – это человек. Дизайнер среды похож на «композитора», объединяющего потребности, ожидания, вкусы и поступки человека, которые составляют понятие «образа», в единое музыкальное произведение.

Различия и сходства, указанные между дизайном архитектурной среды и средовым дизайном и сформулированные на основе российских источников, характерны и для Китая. В рамках средового дизайна существует ознакомительный курс архитектурного проектирования, формирующий у студента образ архитектуры. В то же время «средовой дизайн» не подразумевает глубокого освоения «науки об архитектуре». Большинство дизайнеров среды в обеих странах имеют лишь общее представление об указанной сфере. В Китае такая ситуация приводит к тому, что средовой дизайнер не обладает возможностью создавать проект архитектурного плана без свидетельства о том, что он закончил необходимые курсы подготовки по архитектуре. Тогда как дизайнер архитектурной среды не будет иметь проблем подобного свойства.

Связь между ландшафтным проектированием и средовым дизайном

Исторически задокументировано, что слово «landscape» впервые встречается в Танахе и используется для описания великолепного и таинственного вида Храма Соломона в Иерусалиме [26, c. 11]. Значение слова «landscape» в этот период было эквивалентно слову «scenery» в английском языке, которое является визуально-эстетическим понятием [27, c. 433]. Слово «landscape» в современном английском языке происходит из голландского, появляется в XVI-XVII веках и применяется в качестве художественного термина для описания природных пейзажей, чтобы отличать их по содержанию от портретов и марин. Позднее оно также начинает использоваться для обозначения нарисованных объектов, а именно природных и пасторальных пейзажей, также – для описания некоторого рельефа местности или впечатления, получаемого с определённой точки обзора [24, c. 6].

Начиная с момента создания в 1599 году указом Генриха IV французской «гильдии садовников» (Maitre Jardinier), садово-парковая отрасль имела много названий, таких, как «садовые архитекторы» (architecte de jardins), «дизайнеры паркового ландшафта» (jardinier dessinateur de jardins), специалисты, занимавшиеся обустройством цветников (jardiniste) и др. Вплоть до середины XVIII века английский архитектор Уильям Кент (William Kent, 1686 – 1748) создавал сады на основе пейзажей итальянского живописца Сальватора Роза (Salvador Rosa, 1615 – 1673) в деревне Стоу в графстве Бакингемшир, соединив в одно целое западные пейзажные картины и садово-парковое искусство.

Английский поэт и ландшафтный садовник Уильям Шенстоун (William Shenstone, 1714 – 1763) в труде «Бессвязные размышления о садоводстве» (Unconnected Thoughts on Gardening) впервые заимствовал терминологию живописи, назвав форму сада «ландшафтным садом» (Landscape Garden) – для того, чтобы отличить ее от традиционных садов формального стиля. С тех пор понятия «ландшафтное садоводство» (Landscape Gardening) и «ландшафтный садовник» (Landscape Gardener) постепенно стали распространяться все больше и больше. Во второй половине XVIII века понятие ландшафтного сада было разделено ещё на два основных направления – «природный ландшафтный сад» (Natural Landscape Garden) и «живописный ландшафтный сад» (Picturesque
Landscape Garden). Термины Picturesque (живописный) и Fabric (сооружения внутри ландшафтного парка) произошли от французских слов Pittoresque и Fabrique соответственно; они также относятся к сфере изобразительного искусства, последнее означает сооружения или постройки, придуманные художником и помещённые в пейзаж в соответствии с требованиями композиции.

Во второй половине XIX века, вслед за проникновением ландшафтных художников в новые сферы, американские пионеры в области садово-паркового искусства Фредерик Ло Олмстед (Frederick Law Olmstead, 1822 – 1903) и Калверт Вокс (Calvert Vaux, 1824 – 1895) выступили с предложением о замене понятия Landscape Gardening на Landscape Architecture и Landscape Gardener – на Landscape Architect. Эта инициатива впоследствии была принята повсеместно садовниками самых разных стран мира. Тем не менее до середины XX века было ещё немало людей, особенно среди архитекторов, которые выступали против замены понятий Landscape Gardening и Landscape Gardener на Landscape Architecture и Landscape Architect соответственно, – они беспокоились, что это вызовет хаос и конкуренцию в области архитектуры [25, c. 46]. Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что ландшафтная архитектура является довольно широкой концепцией, которая включает в себя характеристики эстетики живописи и взаимовлияние природы и развития человека в социуме .

В России старейшей является кафедра «ландшафтной архитектуры» в Санкт-Петербургском лесотехническом университете им. С. М. Кирова. Профильные дисциплины: ландшафтное проектирование, ландшафтно-архитектурная композиция, декоративное растениеводство, экологический дизайн, цветоводство открытого/закрытого грунта и др. При поступлении ключевыми будут результаты ЕГЭ по математике, географии и русскому языку. По окончании университета выпускник становится бакалавром в области сельского хозяйства [2].

Пожалуй, общим для ландшафтной архитектуры и средового дизайна является историческая и терминологическая принадлежность к сфере изобразительного искусства. Кроме того, средовой дизайн подразумевает освоение курса по ландшафтному проектированию, в рамках которого осуществляется исследование образа ландшафта с эстетической точки зрения. Однако большой будет разница этих сфер деятельности с позиций структуры обучения как в России, так и в Китае. Принадлежность средового дизайна к области образования «искусства» («искусства и культуры») и ландшафтной архитектуры к «сельскому хозяйству» в России, к «инженерному делу» – в Китае обуславливает расхождения в преподаваемых курсах, целях подготовки специалистов, их квалификации и профессиональных возможностях.

Выводы

«Средовой дизайн» представляет собой «художественную» сферу деятельности, поскольку относится к области образования «искусства» (в Китае) или «искусства и культуры» (в России). «Средовой дизайн» не выступает синонимом понятия «средовой подход», который не является отдельным направлением подготовки. Образовательная программа по специальности «средовой дизайн», кроме предметов по изобразительному искусству и различным видам дизайна, включает в себя освоение смежных дисциплин - дизайна архитектурной среды и ландшафтной архитектуры, что формирует у студентов эстетические представления об образах архитектуры и ландшафта.

Формирование «дизайна архитектурной среды» как отдельной специальности стало результатом размышления архитекторов о проблемах среды в целом и, в частности, взаимодействия среды и человека в рамках архитектурного пространства. «Дизайн архитектурной среды» относится к области образования «инженерного дела». Основными на данной специальности являются курсы по архитектурному проектированию.

По вопросу о третьей, смежной со средовым дизайном дисциплине отметим, что исторически понятие «ландшафта» и «ландшафтной архитектуры» связано со сферой искусства. Сегодня «ландшафтная архитектура» принадлежит к области образования «сельского хозяйства» в России, «инженерного дела» - в Китае. Профильными будут предметы, связанные с климатом, почвоведением, растениеводством, экологическим инжинирингом, рельефом и т.д.

Сходство трех изученных областей знания состоит в совершенствовании окружающей человека-субъекта среды с позиций эстетики для создания у него эмоционального восприятия пространства. В то же время различия в классификациях в системе образования, преподаваемых профильных дисциплинах на «дизайне архитектурной среды», «ландшафтной архитектуре», «средовом дизайне» формирует разницу в теоретическом и методологическом осмыслении процесса проектирования и профессиональной квалификации студентов и выпусников. Ознакомление средовых дизайнеров с курсами по дизайну архитектурной среды и ландшафтной архитектуре необходимо для того, чтобы при создании совместных проектов специалисты «говорили на одном языке».

References
1. Zaeva-Burdonskaya E. A. Sredovoi podkhod i problemy stilya v dizaine // Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. VESTNIK MGKhPU. №1-2. 2009. S. 3-15.
2. Kafedra «landshaftnoi arkhitektury» SPbGLTU im. S. M. Kirova [Elektronnyi resurs]. URL: http://spbftu.ru/department-page/kafedra-sadovo-parkovogo-i-landshaftnogo-stroitelstva/ (data obrashcheniya: 27. 11. 2019)
3. Kongressy Mezhdunarodnogo soyuza arkhitektorov [Elektronnyi resurs]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/65424/Arkhitekturnye (data obrashcheniya: 26. 11. 2019).
4. Obshcherossiiskie klassifikatory. OKSO [Elektronnyi resurs]. URL: https://classifikators.ru/okso/III.2 (data obrashcheniya: 14.10.2019).
5. Medvedev V.Yu. Nauchnye aspekty dizaina: sbornik statei. SPb.: SPGUTD, 2014. 212 s.
6. Runge V. F. Istoriya dizaina, nauki i tekhniki: ucheb. posobie. Izdanie v dvukh knigakh. Kniga vtoraya. M.: Arkhitektura-S, 2007. 432 s.
7. Sait «Postupi onlain» [Elektronnyi resurs]. URL: https://postupi.online/programma/355/varianti/ (data obrashcheniya: 29. 11. 2019).
8. Spetsial'nost' «dizain arkhitekturnoi sredy» MARKhI [Elektronnyi resurs]. URL: https://marhi.ru/design/ (data obrashcheniya: 26. 11. 2019)
9. Spetsial'nost' «sredovoi dizain» SPGKhPA im. A. L. Shtiglitsa [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.ghpa.ru/sredovoj-dizajn-bakalavriat (data obrashcheniya: 29. 11. 2019).
10. Chan Syaogen. Teoreticheskie granitsy sredovogo dizaina // Filosofiya i kul'tura. 2019. №11. S. 1-12 [Elektronnyi resurs]. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=31273 (data obrashcheniya: 29. 11. 2019).
11. Shimko V. T. Arkhitekturno-dizainerskoe proektirovanie gorodskoi sredy. M.: Arkhitektura-S. 2006. 382 s.
12. Shimko V. T. Arkhitekturno-dizainerskoe proektirovanie. Osnovy teorii (sredovoi podkhod): uchebnik. M.: Arkhitektura-S, 2009. 408 s.
13. Classification of Instructional Programs (CIP 2000) [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://nces.ed.gov/pubs2002/cip2000/ (data obrashcheniya: 14.10.2019).
14. Classification of Instructional Programs (CIP) Canada 2016 [Elektronnyi resurs]. URL: http://www23.statcan.gc.ca/imdb/p3VD.pl?Function=getVD&TVD=299355&CVD=299356&CPV=04.&CST=01012016&CLV=1&MLV=3 (data obrashcheniya: 02. 12. 2019)
15. Congresses of the International union of architects [Elektronnyi resurs]. URL: https://www.uia-architectes.org/webApi/en/congress (data obrashcheniya: 10. 09. 2019).
16. Hokkaido University, School of Engineering, Socio-Environmental Engineering [Elektronnyi resurs]. URL: https://www.eng.hokudai.ac.jp/course/?c=4040 (data obrashcheniya: 14. 10. 2019)
17. International standard classification of education 2011 [Elektronnyi resurs]. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/international-standard-classification-of-education-isced-2011-en.pdf (data obrashcheniya: 14.10.2019)
18. University of British Columbia, School of Architecture and Landscape Architecture, Environmental Design [Elektronnyi resurs]. URL: https://sala.ubc.ca/academics/undergraduate-degrees/bachelor-environmental-design/curriculum (data obrashcheniya: 14. 10. 2019)
19. University of Nottingham, Architecture and Environmental Engineering BEng Hons [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://www.nottingham.ac.uk/ugstudy/course/2019/Architectural-Environment-Engineering-BEng (data obrashcheniya: 28. 11. 2019)
20. 维特鲁威. 建筑十书. 高履泰译. 北京:知识产权出版社, 2004年. 共258页 (Mark Vitruvii Pollion. Desyat' knig ob arkhitekture / per. na kit. Gao Lyutai. Pekin: Intellektual'naya sobstvennost', 2004. 258 s.)
21. 普通高等学校本科专业目录 (Katalog spetsial'nostei bakalavriata v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh) [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.cdgdc.edu.cn/xwyyjsjyxx/xwsytjxx/xk/xkzyml/276559.shtml (data obrashcheniya: 09. 09. 2019).
22. 年全球教育最佳国家排行榜 (Reiting luchshikh gosudarstv po urovnyu obrazovaniya v 2019 godu) [Elektronnyi resurs]: URL: http://www.liuxuegang.com.cn/newsview.aspx?tid=1101&id=1006508&cid=5 (data obrashcheniya: 14.10.2019)
23. 高三网 (sait «Gaosan'») [Elektronnyi resurs]. URL: http://m.gaosan.com/gaokao/185032.html (data obrashcheniya: 29. 11. 2019).
24. 唐军. 追问百年-西方景观建筑学的价值批判. 南京:东南大学出版社, 2004年. 共232页 (Tan Tszyun'. Issledovaniya stoletnei istorii – otsenochnye suzhdeniya v zapadnoi landshaftnoi arkhitekture. Nankin: Izd-vo Yugo-Vostochnogo universiteta, 2004. 232 s.)
25. 朱建宁、周剑平. 论Landscape的词义演变与Landscape Architecture的行业特征 // 中国园林. 2009. 第06期. 45-49页 (Chzhu Tszyan'nin, Chzhou Tszyan'pin. Evolyutsiya znacheniya slova Landscape i osobennosti sfery deyatel'nosti Landscape Architecture // Kitaiskie sady. 2009. №6. S. 45-49)
26. 沈洁. 园林价值观之思变: 论文. 北京:北京林业大学,2012年. 共156页(Shen' Tsze. Izmeneniya v tsennostnom vospriyatii sadov i parkov: dissertatsiya. Pekin: Pekinskii lesotekhnicheskii universitet, 2012. 156 s.)
27. 俞孔坚. 论景观概念及其研究的发展 // 北京林业大学学报. 1987. 第04期. 433-439页 (Yui Kuntszyan'. Kontseptsiya landshafta i issledovanie ee razvitiya // Vestnik Pekinskogo lesotekhnicheskogo universiteta. 1987. №4. S. 433-439)