Library
|
Your profile |
Sociodynamics
Reference:
Antonovich I.V., Romanova N.N., Gladysheva Y.D., Shcherbinina A.O.
The analysis of key trends in activity of the Sisters of Mercy in Altai Krai (on the example of Alexander Nevsky Cathedral in Barnaul)
// Sociodynamics.
2019. № 12.
P. 282-289.
DOI: 10.25136/2409-7144.2019.12.31233 URL: https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=31233
The analysis of key trends in activity of the Sisters of Mercy in Altai Krai (on the example of Alexander Nevsky Cathedral in Barnaul)
DOI: 10.25136/2409-7144.2019.12.31233Received: 01-11-2019Published: 03-01-2020Abstract: The subject of this research is the key trends in activity of the Sisters of Mercy in Altai Krai, on the example of Alexander Nevsky Cathedral in Barnaul. This place has accumulated an extensive experience of rendering spiritual, humanitarian and social aid to the ill parishioners, however officially it was recognized since January 2019. The Sisters of Mercy gather on the weekly basis, associate with the priest, read Akathist Hymn to the Holy Martyred Nun Elizabeth, visit the patients. The method of in-depth interview was selected for the analysis of activity of the Sisters of Mercy, as well as receive answers to the questions pertinent to suggested hypotheses. The research results allowed determining that sisterhood in Barnaul is currently relevant and not considered an innovation. It is also highlighted that the Sisters of Mercy from Alexander Nevsky Cathedral in Barnaul render assistance not only to the ill, elderly, orphans and multi-child families, but to all in need; however their care and spiritual support is focused mostly on bedridden patients and elderly people. The conducted analysis demonstrates active development of this direction and attraction of new people eager to help, as well as underlines the need for expanding the sisterhoods in Barnaul churches. Keywords: charity, charitable organizations, charity service, charity sisters, Orthodox Church, social service, social assistance, social institution, beneficiary categories, volunteering
Введение.В настоящее время примером истинного сострадания и добровольного жертвенного служения является деятельность сестер милосердия. С древнейших времен они оказывают духовную и медико - социальную поддержку гражданам как в больницах, так и на дому, в основе их существования всегда лежала православная вера и желание прийти на помощь ближнему. Данный институт помощи явился предпосылкой появления в здравоохранении такой современной профессии как «медицинская сестра» и появления современных добровольческих проектов и методик оказания медицинской помощи в рамках религиозных и медицинских программ [1, 2]. Согласно статистике, опубликованной на сайте diakonia.ru за прошедший 2018 год существует больше 300 сестричестав милосердия (которые входят в Ассоциацию сестричеств милосердия) (в России) [12]. В Алтайском крае социальную помощь населению оказывают практически все приходы Барнаульской Епархии, однако сестричество здесь развито не при каждом приходе. За последние 10 лет практических исследований в области основных направлений деятельности сестер милосердия в Алтайском крае - не проводилось, что предстовляет большой научный интерес. Полученные результаты данного исследования в дальнейшем будут использоваться с применением других методов исследования на практике. Основная часть. Понятие «милосердие», зародилось в Церкви и означает «милостивое сердце» (с лат. «misericordia» «miser» – достойный сожаления, милости, «cor» – сердце) [3, с.621], что проявляется в сердечной боли на отклик другого человека, желанием прийти на помощь тому, кто находится в беде. Милосердие сочетает в себе два основных направления: духовно-эмоциональное (проявление сопереживания, жалости) и конкретное практическое (реальная помощь). В работе М. И. Поскотиной, говорится о том, что «милосердие представляет собой особый вид деятельности, реализующий потребность людей нести в окружающий мир любовь и заботу» [4, 5]. На практике нередко в качестве синонима понятия «милосердия» используется термин «сердобольность». В словаре лингвиста Ефремовой Т. Ф. «сердобольный» человек – «тот, кто испытывает сочувствие чужому горю, несчастью» [6]. Сердобольность как качество личности – «склонность принимать все близко к сердцу, искренне сочувствовать чужому горю, несчастью, предпринимать тщетные попытки что-либо изменить, проявлять жалостливость и сострадательность» [7]. Ярким примером проявления сочувствия чужому горю является сестринская помощь, которая оказывалась населению во все времена. Первые упоминания о женщинах, ухаживающих за больными, появляются в мифологических и библейских текстах. Например, египетская богиня Исида считалась покровительницей медицины, она оказывала помощь больным, чаще всего во время сна [8, с. 16]. Важнейшее значение уход за больными получает в христианстве. Христос учил людей милосердию и исцелял больных. Первоначально за больными ухаживали мужчины, для женщин это был домашний труд. Под влиянием христианского учения возникает организованный уход за больными [8, с. 44]. Именно в монастырях дело ухода за больными впервые становится для женщин профессией. В настоящее время «сестры милосердия» — «члены сестричества, то есть руководимого духовником объединения женщин, желающих в той или иной мере посвятить себя служению милосердия. Сестра милосердия может нести свое служение в свободное от основной (светской или церковной) работы время, или же находиться в штате церковного социального или медицинского учреждения. Обычно это служение носит характер регулярных долговременных обязанностей [9].» В настоящее время деятельность сестер милосердия включает в себя следующие виды помощи (поддержки):
В своей деятельности сестры руководствуются такими нормативно-правовыми актами, как: А) «Положение об организации сестричеств и братств диаконической направленности» [10]. В нем закреплены общие положения сестричества, виды деятельности сестричества, а также их организация Б) «Соглашение о сотрудничестве между РПЦ и Министерством здравоохранения России», а также собственным уставом [11]. Одной из важной особенностью соглашения является организация в больницах Ассоциации сестричеств милосердия, которые являются православными христианами от Русской Православной Церкви, которые могут работать в больницах, помогать больным, пожилым гражданам и инвалидам, работать сиделками как в больницах, так и на дому Летом 2019 г. было проведено социологическое исследование в Александро-Невском храме г. Барнаула [13], обсуждались вопросы перспективы дальнейшего развития служения сестер в целом. Первоначально был задан вопрос о том «как и когда было принято организовать (возродить) сестричество в вашем храме?» На что о. Михаил ответил: «Сестричество было организовано еще в начале 2000 г. при храме, с этого времени оно существовало и не исчезало. Однако были трудные времена, когда сестричество пошло на спад, это было связано со сменами духовника, и оно существовало само по себе. По словам о. Михаила «началось регулярное восстановление данного вида деятельности около полугода назад». Первая встреча которая здесь была проведена в конце декабря-начале января 2019 г. после долгого перерыва была о том, как важно восстанавливать все это дело, потому что бабушки к которым ходили сестры никуда не исчезли, так они и остались», с этого времени сестры регулярно встречаются с куратором в храме на собрании, планируют совместные мероприятия, читают акафист в честь святой покровительницы Елизаветы Федоровны, к ним присоединяются новые люди, желающие помогать. Следующий вопрос был о том «сколько человек в настоящее время входит в объединение сестер милосердия», на что сестра милосердия Анна ответила: «Опытных сестер 16», в ходе разговора было выявлено что те сестры у кого больше опыта носят белый платок с крестом, они прошли официальное посвящение в сестры у духовника, у остальных молодых мало опыта, и они только стремятся к этому, также по словам Анны «молодежи насчитывается человек 15, которые записались в волонтеры и действительно помогают.» Их помощь заключается в поздравлении бабушек с церковными праздниками, а также навещение пациентов в железнодорожной больнице где они там поют. Также был задан вопрос о том «какой примерный средний возраст сестер», на что был получен ответ от о. Михаила что этот возраст ближе к 30 годам. «Очень много молодых звалось, на первой встрече присутствовало очень много народу, но не все стали участвовать в данной деятельности, к сожаленью» - добавил о. Михаил. Разговор зашел о том имеют ли сестры специальное медицинское образование, на что о. Михаил ответил: «У нас нету подготовки к сожаленью, но у нас она в планах и даст Бог с сентября месяца оно у нас все получится. Около нас рядом есть колледж медицинский где мы планируем чтобы они нам давали какие-то определенные уроки, и мы с ними беседовали, то есть наладить контакт», однако он также отметил что чтобы быть сестрой милосердия не обязательно иметь специальное медицинское образование. Сестры помогают подготовить человека к причастию, принести нуждающимся продукты, помочь приготовить еду, помыть пол или окно. Тут не нужно специальное образование, достаточно желания и любви.» Также к разговору присоединилась сестра Людмила, она сказала: «Мы не в богадельне ухаживаем за людьми, а за теми, которые престарелые, которые не могут выходить из дома, кто-то не видит, кто-то плохо слышит, почитать молитвы, почитать акафист». Сестра милосердия Анна добавила «есть и тяжелобольные люди, за ними ухаживают более опытные сестры, у которых имеется медицинское образование, они уже в пенсионном возрасте и продолжают работать» Также сестры трудятся в Железнодорожной больнице, помогая верующим, о. Михаил сказал: «Перед богослужением у нас они приходят туда и оглашают, есть люди которые не видят, что читать, им читают молитвы, подготавливают к причастию, объясняют им, их к нам приводят сотрудники и обратно возвращают на места в палату» Следующий вопрос был о том, «какими основными видами деятельности занимаются сестры милосердия (миссионерство, дела благотворительности и милосердия, религиозное образование, паломничество, мед. Патронаж)», в результате был получен ответ, что это все вместе в совокупности, основными видами деятельности являются: миссионерство, посещение больных на дому и в ж/д больнице, оповещение пациентов о предстоящих службах в часовне, помощь больным к подготовке к Таинствам, оформление ухода тяжелым больным. Сестра Валентина ответила: « Мы ходим по поликлиникам, врачей поднимаем, оформляем социальную реабилитацию тяжелым больным: памперсы, каталки, противопролежные матрасы, это тоже делает наше сестричество», также сюда относится совместная молитва (чтение Акафиста), сортировка приносимой в храм одежды и раздача ее нуждающимся ( Центр Бомж) и паломничество, по словам о. Михаила «паломническая поездка была организована как-то для детей по храмам города Барнаула, тем самым показав им что несмотря на разнообразие храмов, это единое целое, в первую очередь Дом Божий.» Был также задан вопрос о том, «какие направления охватывает деятельность сестер в храме», на что был получен ответ от о. Михаила что это «помощь престарелым гражданам, инвалидам, детям, многодетным семьям, всем тем людям кто оказался в трудной жизненной ситуации». Следующий вопрос был о том, «как часто сестры посещают больных на дому», сестры дали ответ что это все индивидуально, зависит от человека к которому приходишь. Сестра милосердия Людмила ответила так: «Я вот, например, когда хожу раз в неделю к одной подопечной что обязательно, а другая живет в соседнем подъезде с ней надо в храм сходить, она плохо ходит, в магазин сходить помочь, к ней бывает и 2, и 3 раза хожу.», сестра Валентина добавила, что они заранее договариваются со своими подопечными о времени. Далее был задан вопрос о том, «с какими трудностями сталкиваются сестры в процессе ухода», на что был получен ответ что в основном это иногда то, как пренебрежительно относятся родственники больным к ним, ища во всем подвох, признаки расчета, лицемерия и корысти, а также нередко сестер мучает то , что родные родственники не желают сами ухаживать за больными престарелыми родителями, живя в одной квартире, а также попадаются недовольные ворчливые больные , по словам сестры Валентины «однажды мы напоролись на бабушку, которая ищет митрополита чтобы пожаловаться какие плохие люди у нее работают, и вроде нашла, искала кружок члены которого ухаживают за больными, кружок она не нашла в храме, поэтому жалобы не поступили» Далее был задан вопрос о том, «какаяразница между православными объединениями города и самим сестричеством», на что получила что нет четкого разграничения между сестрами, которые ходят в платочках с крестом на голове, и теми, кто просто добровольно помогает. Сестра милосердия Людмила ответила: «Мы плавно перетекаем из православного объединения в само направление сестричество. Просто молодые приходят поздравят, а мы уже постарше опекаем бабушек», отец Михаил также добавил: «у нас есть старшая сестра Валентина Карповна, которая работала в больнице дежурной в свое время, она всегда была центром сестричества, не давала всем остальным сестрам разбежаться и помогать остальным. И все мы друг с другом сейчас сотрудничаем благодаря ей, сестричество в основе своей предполагает не только медицинскую помощь, но и социальную, юридическую, психологическую, мы сотрудничаем с правоохранительными органами, у нас есть бесплатный юрист при храме, психолог к которому мы обращаемся за помощью при надобности, они тоже несут свою службу» Следующий вопрос был задан о том, «является ли по вашему мнению служба милосердия инновацией в добровольческой деятельности (создание различных церковных проектов помощи : кризисные некоммерческие православные организации, реабилитационные православные центры, автобусы милосердия и т.д.)», был сделан вывод, о том, что это не инновация, на самом деле это все было и раньше только по –другому называлось, в настоящее время все это основывается на определённых грантах (выигрышах). о. Михаила ответил: «У нас в планах может быть появится какая-то такая организация, например для нуждающихся организовать бесплатную столовую, ну хотя бы раз в день поесть, для этого нужны немалые деньги, чтобы получить грант.» Также было отмечено что в более крупных городах легче организовать подобную службы как например в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. По словам О. Михаила «У них накоплен большой опыт, более состоятельное население, которое может профинансировать данные проекты, общество там более христианское, это традиции. У нас по сути отсутствует инфраструктура в городе и финансирование для организации таких проектов.» Последний вопрос был задан о перспективах развития православного сестричества в будущем, был получен ответ от о. Михаила: «Хотелось бы чтобы молодое поколение приобщалось больше к православной культуре, помогало ближним, а также то чтобы храмы были более сплоченней между собой, чтобы было подразделение. В социальном служении должно быть конкретное подразделение «Сестричество». Когда у нас будет данное подразделение по всем храмам города, тогда в этом отношении будет намного проще», а пока до этого далеко, отметив что сестричество существует не во всех храмах города. Заключение. Проанализировав полученные результаты, был сделан вывод о том, что службы милосердия развиваются в таких формах как: сестричество, гуманитарные центры при приходах, кризисные некоммерческие православные организации, реабилитационные православные центры, автобусы милосердия. Как сказал. О. Михаил: «Все новое-хорошо забытое старое». В настоящее время все это возрождается благодаря воцерковлению многих граждан, возрождению духовно-нравственных ценностей и основано на спонсорской финансовой поддержке, наличии доступной инфраструктуры для организации данных служб и не во всех малых городах оно может быть развито, поскольку нет таких традиций православия, как в более крупных городах. Изучив направления деятельности сестер данного храма, можно отметить что они помогают всем людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, однако в основном уделяют внимание больным лежачим людям с ограниченными возможностями здоровья, а также пожилым людям, осуществляя за ними уход, духовно поддерживая и помогая им на дому, также приносят и, сортируют и передают вещи в центр Бомж, но пока нет налаженного контакта с Центрами помощи детям. Таким образом, проанализировав деятельность сестричества, можно сделать вывод о том, что в настоящее время идет активное развитие данного направления при храме, привлекаются новые люди, готовые помочь, необходимо также в целом активно развивать и приумножать сестричество при приходах в г. Барнауле. References
1. Ryumina, Yu. N. «Dobrovol'cheskaya deyatel'nost' studencheskoi molodezhi kak napravlenie sotsial'nogo sluzheniya» g. Shadrinsk, 2013 [Elektronnyi resurs ]: Vestnik,-2013 g.-Rezhim dostupa : http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-3-16.pdf-Zagl. s ekrana.
2. Teoriya sotsial'noi raboty: uchebnik / pod. red. prof. TZZ E.I. Kholostovoi.-M.: Yurist', 2001.-334 s. 3. Etimologicheskii slovar' Fasmera. [Elektronnyi resurs ]: Rezhim dostupa : http://vasmer.narod.ru-Zagl. s ekrana. 4. Poskotina M.I. Vozrozhdenie miloserdiya kak filosofsko-obrazovatel'naya problema// Filosofiya obrazovaniya. 2010. № 4(33). S. 334 – 340 5. Vdova serdobol'naya. Vdov'i doma // Entsiklopedicheskii slovar'. SPb., 1892. T. Va. S. 679–680 6. Efremova T.F. « Sovremennyi slovar' russkogo yazyka Efremovoi T.F., 2000 [Elektronnyi resurs]: Znachenie slova serdobol'nost' – Rezhim dostupa: https://www.efremova.info/word/serdobolnost.html#.XdHbGxYzbIU – Zagl. s ekrana. 7. Kovalev P. «Kachestvo lichnosti», stat'ya – 2013 [Elektronnyi resurs ]:Serdobol'nost', serdobol'nyi – Rezhim dostupa: https://podskazki.info/serdobolnost/-Zagl. s ekrana. 8. Donahue, P. Nursing: The finest art: An illustrated history. 3 ed. – Maryland Heights (Missouri): Mosby Elsevier, 2011. – xx + 390 p. 9. O printsipakh organizatsii sotsial'noi raboty v Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi (dokument prinyat 4.02. 2011 goda Arkhiereiskim Soborom Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi) [Elektronnyi resurs]: Russkaya Pravoslavnaya Tserkov'. Ofitsial'nyi sait Moskovskogo Patriarkhata, 2011 Rezhim dostupa: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894. html Zagl. s ekrana 10. «Polozhenie ob organizatsii sestrichestv i bratstv diakonicheskoi napravlennosti» Prinyato na zasedanii Svyashchennogo Sinoda ot 2 oktyabrya 2013 goda (zhurnal № 115). [Elektronnyi resurs]: Russkaya Pravoslavnaya Tserkov'. Ofitsial'nyi sait Moskovskogo Patriarkhata,-2013 – Rezhim dostupa: http://www.patriarchia.ru/db/text/3275953.html-Zagl. s ekrana 11. «Soglashenie o sotrudnichestve mezhdu RPTs i Ministerstvom zdravookhraneniya Rossii» ot 18.06. 2015 g.. [Elektronnyi resurs]: Russkaya Pravoslavnaya Tserkov'. Ofitsial'nyi sait Moskovskogo Patriarkhata, 2015 g.: Rezhim dostupa: http://www.patriarchia.ru/db/text/1556321.html Zagl. s ekrana. 12. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov'. Otdel po tserkovnoi blagotvoritel'nosti i sotsial'nomu sluzheniyu. [Elektronnyi resurs]:Statistika sotsial'nogo sluzheniya Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi,-Rezhim dostupa: http://www.diaconia.ru/statistic-Zagl. s ekrana. 13. Aleksandro-Nevskii khram g. Barnaula [Elektronnyi resurs]:-[Rezhim dostupa]: http://www.nevsky22.ru/-Zagl. s ekrana/ |