DOI: 10.25136/2409-7144.2019.12.31214
Received:
30-10-2019
Published:
03-01-2020
Abstract:
The late XX – early XXI century is characterized by strengthening of the role of Islam in social life of the Kabardino-Balkar Republic. Dissolution of the Soviet Union led to the formation of ideological vacuum, which was gradually filled by the Islamic religious leaders. However, the spread of Islamic values caused controversial response among the regional population. Some extreme religious teachings have proliferated in youth circles. It is determines that the majority of population position themselves as the believers; although only insignificant part adhere to religious norms and attend worship. Increasing proliferation of the conservative Islamic values in strongly affected by the presence of own ethical-philosophical doctrines (customs) among the titular ethnic nations of the region – Adyghe Habze and Tau Adet. The idea of revival of the ancient ethical-philosophical teachings, positioned as an alternative to Islamic values, gains popularity in the republic.
Keywords:
Kabardino-Balkarian Republic, Northern Caucasus, religious values, Islam, traditions, society, youth, conflict, fundamentalism, sociological research
Характерной особенностью развития Кабардино-Балкарии конца XX-начала XXI веков является усиление роли ислама в общественно-политической жизни республики. Закрытые или же пустовавшие в советский период мечети стали наполняться людьми, молодежь начала проявлять интерес к религиозному образованию, которое в новых условиях можно было получить не только на территории страны, но и за ее пределами. Старая система ценностей уходила в прошлое, оставляя после себя пустоту. Новая система ценностей еще не была сформирована, что послужило благодатной почвой для распространения ислама, который в условиях духовного вакуума задавал четкие ориентиры развития.
Вместе с тем, следует отметить, что распространение исламских ценностей вызвало неоднозначную реакцию в обществе. В молодежной среде получили распространение радикальные религиозные учения, которые способствовали обострению криминогенной обстановки в республике. Конфликтные ситуации возникают не только между светской и религиозной частью общества, но и между представителями различных течений ислама. Параллельно с этим, в общественно-политическом пространстве региона зародились дискуссии относительно места и роли ислама в жизни народов Кабардино-Балкарии. Набирает популярность движение активистов пропагандирующих возрождение традиционных ценностей народов республики на основе этико-философских доктрин (обычаев) кабардинцев и балкарцев (адыгэ хабзэ и тау адет). В существующих условиях распространение исламских ценностей встречает определенные трудности, обусловленные региональными особенностями.
Целью работы является исследование особенностей становления исламских ценностей в Кабардино-Балкарской Республике в конце XX – начале XXI века.
Изучению особенностей формирования и функционирования различных направлений ислама в республиках Северного Кавказа посвящено немало работ. А.А. Ярлыкапов отмечает, что роль ислама в последние годы значительно выросла, заметно изменив картину религиозной жизни на Северном Кавказе. Ислам стал проникать в самые разные сферы жизни кавказских народов. Он выделяет ряд районов распространения различных течений (толкований) ислама: Азербайджан – преимущественно шиитский регион; Дагестан, Чечня, Ингушетия – суннитский регион, с преобладанием шафиизма; Центральный и Северо-западный Кавказ – суннизм ханафитского толка [17]. Х.В. Дзуцев и Н.В. Корниенко выделяют неоднородность отношения к исламу в республиках Северного Кавказа. По их мнению «исламизация Кавказа фактически представляется наложением ислама на местные традиции каждого этноса, что рождает различные формы магометанской религии. В исламизированном Йемене горные племена живут совсем по-другому. Устройство жизни горцев, их психология подчинены прежде всего горскости, а не исламскости, зародившейся в пустынном климате Западной Аравии, хотя это не мешает населению искренне и по праву считать себя мусульманами» [8, с. 82].
Исследователи выделяют две формы ислама, сложившиеся в постсоветское время на Северном Кавказе: традиционный и нормативный. А. Дугин отмечает, что под традиционным исламом следует понимать аббасидско-османскую версию адаптации ислама к специфическим региональным условиям [9]. Массовое религиозное сознание населения ассимилировало элементы неисламских явлений (языческих верований и традиций) в свое понимание ислама. В отличие от традиционного ислама нормативный (книжный) имеет более консервативный подход и выражен в сакральных текстах (Коран, Сунна) и трудах мусульманских ученых-алимов. З.М. Абдулагатов в своей работе [1] отмечает, что народный (традиционный) ислам более приспособлен к изменениям, происходящим в светской жизни общества, и приводит данные социологических исследований, отражающих отношение населения республик Северного Кавказа к исламским ценностям. По мнению К.М. Ханбабаева на Северном Кавказе «произошло сращивание «нормативного» ислама с местным духовным субстратом разных национальных культур, в результате чего сложилась специфическая региональная форма его бытования, основой которой являются общеисламские принципы» [15, С. 290]. Региональным особенностям становления исламских ценностей и ее политизации также посвящены работы: Р. Эмирова [16], З.Г. Султанахмедовой [13], В. Аккаева [3], Р.Б. Иванченко [10].
Можно отметить ряд работ, посвященных анализу религиозных ценностей жителей Кабардино-Балкарской Республики. Исследование, проведенное А.В. Кушхабиевым, М.М. Алхасовым и И.А. Табаксоевым, показало, что 61% опрошенных жителей региона считают себя верующими. Наиболее высокая доля верующих приходится на людей среднего поколения и молодежь (21-30 лет – 66,7%, 31-40 лет – 67,8%) (рис. 1)[11, с. 56]. На наш взгляд данный факт объясняется тем, что люди старшего поколения выросли в советский период, когда религиозные учения находились на периферии общественно-политической жизни общества. Среднее поколение и молодежь (21-30 лет) росли уже в постсоветский период, когда ислам стал приобретать широкую популярность у населения республики, что и нашло отражение в результатах исследования. Невысокая доля верующих среди молодежи в возрасте 18-20 лет, в свою очередь, объясняется тем, что данная категория населения более подвержена влиянию постматериальных ценностей современного мира, в силу более активного включения в глобализационные процессы.
Рис. 1. Доля верующих в различных возрастных категориях населения КБР
Вместе с тем, необходимо отметить, что количество тех, кто регулярно посещает богослужения в храмах (мечетях, церквях и т.д.) и соблюдает все религиозные предписания значительно меньше, чем позиционирующих себя в качестве верующих – 8,2% [11, с. 60]. Результаты исследования показывают, что значительная часть населения республики не отличается особой набожностью, а религиозные нормы играют роль элементов традиций народов Кабардино-Балкарии, которые передаются из одного поколения в другое. Данный вывод подтверждают результаты ряда других региональных исследований. З.А. Атабиева и А.О. Виндижева изучая ценностные ориентации молодежи региона, пришли к выводу, что «религиозные установки молодежи носят преимущественно характер суеверий, привитых в процессе традиционного семейного воспитания, нежели осознанной религиозной позицией, чему способствует, характерная для молодого сознания несформированность собственного мировоззрения и целостности картины окружающего мира» [4, с. 111].
Результаты проведенного автором социологического исследования в 2013 году также подтверждают, что для основной части населения республики исламские ценности не превратились в основу духовной жизни. Верующими людьми себя позиционировали 81% опрошенных (рис. 2) [6, с. 21]. Однако только 9% отметили, что совершают необходимые религиозные обряды, что коррелирует с результатами исследований проведенных А.В. Кушхабиевым, М.М. Алхасовым и И.А. Табаксоевым.
Рис. 2. Доля верующих среди респондентов в Кабардино-Балкарской Республике (2013 год)
З.М. Абдулагатов, исследуя особенности становления ислама на Северном Кавказе в постсоветский период, выявил наличие существенных региональных различий. Он выделяет две группы верующих: фундаменталисты и модернисты. К фундаменталистам он относит тех, кто в ходе опроса отметил, что исламская религия не должна меняться и адаптироваться к меняющимся условиям. К модернистам он отнес людей, которые придерживаются противоположной точки зрения. Результаты исследования показали, что отношение к исламу в молодежной среде республик Северного Кавказа различно. В направление с востока на запад влияние консервативного, радикального ислама имеет тенденцию к снижению. В восточных регионах Северо-Кавказского федерального округа (Чечня, Дагестан) уровень фундаментализма значительно выше, нежели в Кабардино-Балкарской Республике (рис. 3) [2].
Рис. 3. Религиозное сознание молодежи в республиках Северного Кавказа.
Деятельность по продвижению консервативных исламских ценностей не пользуется большой поддержкой в Кабардино-Балкарском обществе, и периодически приводит к конфликтным ситуациям. Большой общественный резонанс в республике вызвал проект строительства в городе Нальчик Исламского культурно-образовательного центра. Строительство центра было начато в марте 2011 года. По проекту Исламский культурно-образовательный центр должен был включать в себя ряд объектов: Исламский университет имени Абу-Ханифы, общежитие при университете, офис духовного управления мусульман, медресе "Нур" и мечеть на 3000 человек. Однако в сентябре 2012 года строительство исламского центра было приостановлено по техническим причинам [12]. В мае следующего года на встрече Министра ВД КБР С.В. Васильева с руководителями национально-культурных центров Кабардино-Балкарии было заявлено, что в январе 2013 года весь правоохранительный и силовой блок КБР, Верховный суд КБР, «обратились к Главе республики Арсену Канокову с предложением рассмотреть вопрос о приостановлении строительства данного учебного заведения» [5]. Данное обращение было поддержано многими общественными организациями, которые боялись усиления исламизации населения региона. В результате проект строительства исламского центра был закрыт, а построенное здание Исламского университета было переоборудовано в детскую академию творчества «Солнечный город».
Важным фактором, влияющим на процессы исламизации населения в республике, является наличие у титульных народов (кабардинцев и балкарцев) собственных этико-философских доктрин жизни – адыгэ хабзэ и тау адет. Данные этико-философские доктрины регулируют все стороны жизни человека и во многом схожи с исламскими ценностями. Однако в отличие от консервативных установок ислама адыгэ хабзэ и тау адет проявляют большую гибкость по отношению к новшествам. В республике набирает все большую популярность идея возрождения древних этико-философских учений, позиционирующиеся как альтернатива исламским ценностям. Сторонники данной позиции утверждают, что ислам является религией арабов и чужд культуре местных сообществ. Отмеченные процессы служат источником возникновения конфликтных ситуаций. Следствием конфликта стало убийство в Кабардино-Балкарии в декабре 2010 года известного этнографа, доктора филологических наук Аслана Ципинова. Аслан Ципинов был одним из лидеров кабардинского национального движения. Занимался организацией и проведением фольклорных праздников, на которых пропагандировал традиционные адыгские обычаи и правила поведения (адыгэ хабзэ), и противостоял распространению в обществе идей радикального ислама [7].
Следует отметить, что выделенное нами выше идеологическое противоборство между исламом, с одной стороны, и народными обычаями и верованиями, с другой, не является чем-то новым в общественном сознании народов республики. Так, адыгские (кабардинцы являются одним из субэтносов общего адыгского этноса) просветители XVIII-XIX веков в своих трудах отмечали, что ислам, несмотря на активную пропагандистскую деятельность турецких и татарских подданных, не получил прочной основы в национальном сознании адыгов, в отличие от народов востока Северного Кавказа. Один из адыгских просветителей Султан Хан-Гирей в своем произведении «Черкесские предания», характеризуя роль ислама среди адыгов, описывает следующую картину: «Вскоре поле покрылось яствами и напитками, но угощение не начиналось: ждали имама, княжеского эфенди. Князь-старшина хотел соединить языческие обряды с исламизмом. Наконец явился и имам. Он хотя проклинал и ненавидел языческие обряды, но находил в законах, как улемы знаменитого Махмуда, сообразные с желанием князя толкования, благословил торжество язычников и говорил речь о блаженстве, предназначенном павшим за дело родной земли воинам. Набожные с благоговением слушали религиозные поучения имама, но язычники шепотом издевались над его словами и бородой, а чалму его сравнивали с головным убором вдов» [14, с. 34].
Итоги. Подводя итоги исследования можно отметить, что конец XX – начало XXI века характеризуется усилением роли ислама в общественной жизни Кабардино-Балкарской Республики. Крах СССР привел к образованию идеологического вакуума, который постепенно начали заполнять исламские религиозные деятели. Однако распространение исламских ценностей вызвало неоднозначную реакцию в обществе. В молодежной среде получили распространение радикальные религиозные учения, которые способствовали обострению криминогенной обстановки в республике. Конфликтные ситуации возникают не только между светской и религиозной частью общества, но и между представителями различных течений ислама.
Результаты исследований, проводимых в регионах Северного Кавказа, показывают наличие двух основных форм ислама в регионе: традиционный и нормативный. Традиционный (народный) ислам представляет собой смесь языческих верований и народных традиций с исламскими ценностями. В отличие от традиционного ислама нормативный (книжный) имеет более консервативный подход и выражен в сакральных текстах (Коран, Сунна) и трудах мусульманских ученых-алимов. Проводимые в Кабардино-Балкарии исследования показывают, что значительная часть населения республики не отличается особой набожностью, а религиозные нормы играют роль элементов традиций народов Кабардино-Балкарии, которые передаются из одного поколения в другое. Так, несмотря на то, что значительная часть респондентов позиционируют себя в качестве верующих людей, только 8-9% регулярно посещают богослужения и выполняют все необходимые религиозные обряды.
В Кабардино-Балкарской Республике уровень религиозного фундаментализма ниже, чем в Чеченской Республике и Республике Дагестан. На уровень распространения консервативных исламских ценностей сильное влияние оказывает наличие у титульных народов региона собственных этико-философских доктрин жизни – адыгэ хабзэ и тау адет. В республике набирает популярность идея возрождения древних этико-философских учений, позиционирующиеся как альтернатива исламским ценностям. Сторонники данной позиции утверждают, что ислам является религией арабов и чужд культуре местных сообществ. Отмеченные процессы служат источником возникновения конфликтных ситуаций в регионе.
References
1. Abdulagatov Z.M. Narodnyi islam: osobennosti sotsiologicheskogo analiza // Istoriya, arkheologiya i etnografiya Kavkaza. 2018. T. 14. № 3. S. 95-108.
2. Abdulagatov Z.M. 2011. Religioznoe i svetskoe v nravstvennoi identichnosti molodezhi Severnogo Kavkaza – Regional'nye aspekty sotsial'noi politiki. № 13. S. 134-139.
3. Akkaev V. 2014. Religiozno-politicheskie elity na Severnom Kavkaze: faktory formirovaniya, ideologicheskie protivorechiya i prakticheskoe protivoborstvo – Tsentral'naya Aziya i Kavkaz, T. 17, Vypusk 1. S. 89-102.
4. Atabieva Z.A., Vindizheva A.O. 2014. Tsennostnye orientiry molodezhi Kabardino-Balkarii v protsesse modernizatsii – Novyi vzglyad. Mezhdunarodnyi nauchnyi vestnik: sbornik nauchnykh trudov. Vypusk 5 / Pod obshch. red. S.S. Chernova – Novosibirsk: Izdatel'stvo TsRNS, S. 102-112.
5. Arslanova Z. Vo vsem vinovat islam? Ansar. URL: http://www.ansar.ru/analytics/vo-vsem-vinovat-islam (data obrashcheniya: 24.10.2019)
6. Atlaskirov A.R. Idei prosvetitel'stva kak faktor modernizatsii sotsial'nykh otnoshenii etnosov Severnogo Kavkaza (na materialakh Adygei i Kabardino-Balkarii): avtoreferat dis. ... kandidata sotsiologicheskikh nauk / Adyg. gos. un-t. Maikop, 2013.
7. Brezhitskaya E. V Kabardino-Balkarii ubit izvestnyi etnograf Aslan Tsipinov. Rossiiskaya gazeta. URL: http://www.rg.ru/2010/12/30/reg-kuban/cipinov-anons.html (data obrashcheniya: 25.10.2019)
8. Dzutsev Kh.V., Kornienko N.V. 2017. Obshchestvennoe mnenie naseleniya respublik Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga Rossiiskoi Federatsii o religioznykh tsennostyakh musul'man: etnosotsiologicheskii analiz – Etnosotsium i mezhnatsional'naya kul'tura. № 2 (104). S. 80-91.
9. Dugin A. Chto takoe traditsionnyi islam? URL: https://tsargrad.tv/articles/aleksandr-dugin-chto-takoe-tradicionnyj-islam_42968 (data obrashcheniya: 24.10.2019)
10. Ivanchenko R.B. 2016. K voprosu o preduprezhdenii etnoreligioznogo ekstremizma – Obshchestvennaya bezopasnost', zakonnost' i pravoporyadok v III tysyacheletii. № 1-2. S. 46-49.
11. Kushkhabiev A.V., Alkhasov M.M., Tabaksoev I.A. 2019. K probleme transformatsii religioznykh tsennostei naseleniya Kabardino-Balkarii v sovremennyi period – Izvestiya Kabardino-Balkarskogo nauchnogo tsentra RAN. № 1. S. 53-66.
12. Maratova L. Chochaev: stroitel'stvo Islamskogo tsentra v Nal'chike priostanovleno na neopredelennyi srok. Kavkazskii uzel. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/225538 (data obrashcheniya: 24.10.2019)
13. Sultanakhmedovoi Z.G. Traditsionnyi islam v rossiiskom polikul'turnom prostranstve / V sbornike: Idealy i tsennosti islama v obrazovatel'nom prostranstve XXI veka. Materialy X Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 2017. S. 333-335.
14. Khan-Girei. Cherkesskie predaniya / Khan-Girei // Shagi k rassvetu. Adygskie pisateli-prosvetiteli XIX veka: Izbrannye proizvedeniya.-Krasnodar. Kn. izd-vo, 1986. S. 34.
15. Khanbabaev K.M. Transformatsiya islama na Kavkaze v postsovetskoe vremya /K.M. Khanbabaev //Dvadtsat' let reform: itogi i perspektivy: sb. st./pod red. M.K. Gorshkova, A.N.-Z. Dibirova. M., Makhachkala: Lotos, 2011. s. 290.
16. Emirov R.M. 2011. Prichiny populyarnosti politicheskogo islama na Severnom Kavkaze – Rossiya i musul'manskii mir – №9. S. 43-51.
17. Yarlykapov A.A. Islam na Kavkaze i ego vliyanie na konfliktnost' v regione i Rossii. Sravnitel'naya politika. 2013. T. 4. № 3 (13). S. 133-152. https://doi.org/10.18611/2221-3279-2013-4-3(13)-133-152
|