DOI: 10.7256/2454-0625.2020.1.30508
Received:
10-08-2019
Published:
05-02-2020
Abstract:
The goal of this article consists in determination of the relevant problems in preparation of students majoring academic solo singing in the Institute of Art of Jinggangshan University in groups of the educators representing vocal schools of Russia. The article examines the key aspects of the problems of Chinese vocal education in the context of European representation on the fundamentals of vocal skills. The study is dedicated to comparison of academic programs in the two leading universities of Russia and China, as well as detailed analysis of the curricula. The curriculum of Herzen State Pedagogical University of Russia focuses on the development of general cultural and professional vocal cycle, while Jinggangshan University focuses on upbringing an ideologically faithful citizen of the People’s Republic of China. The conclusion is made that despite the major impact of PRC’s leader Mao Zedong upon the music and vocal education, as well as vocal-methodological conference held in Beijing in 1957, the development of the vocal-pedagogical process has stagnated. The educators and students of music education in PRC should pursue the following objectives: openness to the new as a condition for cultural development; balance between the national spiritual values and professional competences; fulfillment of the role of cultural dialogue as a way of existence of art in the modern Communist China; preservation and continuous improvement of the system of music and arts education.
Keywords:
People's Republic of China, communist education, European vocal schools, foreign voice, mask, acoustic resonance, covered sound, Mao Zedong, ideology, professional vocal education
На рубеже 1960-1970-х гг. в Китае произошла китайская революция, которая произвела значительные перемены в социальной и культурной жизни страны. После основания Китайской Народной Республики в 1949 году в сообществе преподавателей вокального искусства Китая возник спор между приверженцами бельканто и китайского народного пения, связанные с поисками дальнейшего направления его развития. Вместе с тем, основой для обсуждений стала дискуссия о становлении и развитии вокального образования. Начало ее заложили статьи Хэ Люйтина (ректора Шанхайской консерватории) «Проблема «иностранного голоса» («Вестник литературы и искусства, №5, 1949) и Фен Цаньвэня (декана музыкального факультета Аньхойского художественного института) «Один небольшой совет по проблеме «иностранного голоса», ставшей ответной реакцией («Вестник литературы и искусства», №6, 1949) [9, 85].
Известный китайский композитор Хэ Люйтин отмечал, что «иностранцы уже давно осмыслили, проанализировали и систематизировали опыт и выработали на этой основе системный метод воспитания вокалистов» [7, 57]. Основная его претензия заключалась в том, что отсутствие систематичности в освоении вокального мастерства влияет на низкий исполнительский уровень современных певцов. Публикация Хэ Люйтина вызвала большой резонанс у исполнителей и преподавателей вокального искусства Китая и была воспринята как угроза сохранению национальных традиций пения, а по словам Фэн Цаньвэня, — как «опасность слепого поклонения Западу» [7, 56].
В 1924 году в Харбине выступает с концертами выдающийся русский певец, бас В.Г. Шушлин, который первым из иностранных педагогов познакомил исполнителей Китая с принципами европейской школы пения и с русским вокальным искусством. В дальнейшем он работал преподавателем в музыкальном специальном училище им. Глазунова в Харбине, а в 1929 году получил приглашение преподавать в Шанхайском государственном специальном училище, где проработал 32 года. Отметим, что профессор Шушлин твердо придерживался основ исполнительского метода «маска»( термин происходит от итальянского m`ascherа [1,28] и связан с резонированием голоса певца в носовой и придаточных полостях, то есть в верхней части лица), поэтому внедрение в китайское вокальное образование таких понятий, как «акустический резонанс», «маска», «прикрытый звук» и других вокальных терминов европейской системы обучения пению, а также различных вокальных методик осуществилось благодаря его деятельности. Хэ Люйтин назвал Шушлина «основоположником китайского вокального пения» [2, 381].
В 1956 году председатель Мао Цзедун, обнародовав идеологические установки в сфере музыкальной культуры, сказал во время проведения Всекитайской музыкальной недели, что китайцы должны пользоваться возможностями, открытыми перед ними западной культурой, но при этом не забывать о формировании собственного народного стиля. Переломным моментом в истории вокального искусства в Китае стала Национальная вокальная методическая конференция в Пекине, проходившая в 1957 году, участники которой пришли к мнению о необходимости поиска гармоничного синтеза западной и восточной школ пения.
Однако, по прошествии целого столетия задуманный синтез восточной и западной школ пения так и не осуществлён. На сегодняшний день, эта проблема трудно решаема, поскольку ее корни уходят глубоко в идеологические основы китайского государства и общества. Особенно, это касается отдалённых от Шанхая и Пекина провинций, таких как Цзянси, ставшей в своё время эпицентром военных действий Мао Дзедуна с отрядами Гоминьдана и местом образования Китайской Советской Республики [3,127]. Сейчас культурные и образовательные учреждения Китая испытывают дефицит профессиональных кадров, что влечёт за собой низкую осведомлённость китайской молодёжи об истории европейской музыки. Ограниченность общих знаний в области истории искусств Европы, плохое владение иностранными языками, а также теорией европейской музыки (международная музыкальная терминология в Китае существует только на китайском языке), – эти и целый ряд других факторов делают обучение европейской академической манере пения учащихся образовательных центров Китая малоэффективным.
Сравним, например, учебные планы по специальности «Вокальное искусство» Института Искусств Цзингангшанского Университета (КНР) (см. Таблица 1) и Института музыки, театра и хореографии Государственного педагогического университета им. А.С. Герцена (см. Таблица 2).
Ниже указаны учебные планы дисциплин базовой части курса для студентов, обучающихся по системе бакалавриата в Китае и России:
Таблица 1. Учебный план программы уровня бакалавриата по профилю «Вокальное искусство» Института Искусств Цзингангшанского Университета (http://english.jgsu.edu.cn/)
Название предметов
|
Часов в неделю
|
Семестр
|
|
|
|
|
|
Марксизм
|
2
|
8
|
|
Теория Мао Цзедуна
|
2
|
2
|
|
Психология
|
1
|
4
|
|
Педагогика
|
1
|
6
|
|
Английский язык
|
2
|
4
|
|
Технология баз данных и их применение
|
1
|
4
|
|
Компьютерная музыка
|
1
|
2
|
|
Математика
|
1
|
2
|
|
Анализ и полифония
|
1
|
6
|
|
Введение в народную музыку
|
1
|
6
|
|
Гармония
|
1
|
4
|
|
История западной музыки
|
1
|
2
|
|
История китайской музыки
|
1
|
2
|
|
Теория и сольфеджио
|
1
|
4
|
|
Хор
|
1
|
4
|
|
Танец
|
1
|
4
|
|
Сольное пение
|
1
|
6
|
|
Фортепиано
|
1
|
6
|
|
Военная подготовка и физкультура
|
1
|
8
|
|
Таблица 2. Учебный план программы уровня бакалавриата по профилю «Академическое пение» Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (https://guide.herzen.spb.ru/static/schedule.php#f337)
Название предметов
|
Часов в неделю
|
Семестр
|
|
|
|
|
|
Эстетика джазового искусства
|
1
|
2
|
|
Теория музыки
|
1
|
2
|
|
Философия
|
2
|
2
|
|
История художественной культуры
|
1
|
2
|
|
Безопасность жизнедеятельности
|
1
|
2
|
|
Музыкально-исторический практикум
|
1
|
2
|
|
Сольфеджио
|
2
|
6
|
|
Актёрское мастерство
|
1
|
4
|
|
Иностранный язык
|
2
|
4
|
|
Танец и сценическое движение
|
1
|
4
|
|
Итальянский язык
|
2
|
8
|
|
История зарубежной музыки
|
1
|
6
|
|
Физическая культура
|
1
|
6
|
|
Музыкальная информатика
|
1
|
6
|
|
Методика обучения вокалу
|
1
|
2
|
|
Гармония
|
1
|
4
|
|
Грим
|
1
|
2
|
|
История отечественной музыки
|
1
|
6
|
|
История искусства
|
1
|
2
|
|
Основы произношения западно - европейских языков
|
1
|
2
|
|
Оперная студия
|
3
|
4
|
|
Оперная подготовка
|
1
|
2
|
|
Оперный класс
|
5
|
2
|
|
Изучение оперных партий
|
2
|
4
|
|
Структура музыкального языка
|
1
|
2
|
|
Музыка 2 пол. XX- нач. XXI века
|
1
|
2
|
|
Сольное пение
|
2
|
8
|
|
Камерное пение
|
1
|
6
|
|
Музыкальная форма
|
1
|
2
|
|
Музыкально-исторический практикум
|
1
|
1
|
|
Отметим, прежде всего, что сравниваемые университеты имеют педагогический профиль, и статус их дипломов равнозначен. В рамках образовательной программы подготовки вокалистов в Китае студенты изучают 19 предметов, в России — 30!
Гуманитарные дисциплины в учебном плане подготовки вокалистов-бакалавров РГПУ им. А.И. Герцена обеспечивают учащимся разностороннюю подготовку, расширяют их представления в области современной науки, педагогики, формируют системные знания студентов по истории и теории искусства. В китайских вузах философия не входит в образовательные программы, но важную роль в формировании идеологических принципов молодых граждан Китайской Народной Республики выполняет курс философии марксизма и теория Мао Дзедуна, длящиеся на протяжении всего периода обучения. Эти курсы не только служат основой коммунистического воспитания студентов, но и закладывают базу обучения и специальных дисциплин, в том числе и вокального. Забота о нравственном облике китайского гражданина – одна из важнейших задач обучения в китайских вузах [8, 5].
Кроме того, в учебный план профессиональной практики в вузах КНР входят военная подготовка, общественно-полезный труд и смотр достижений (в основном, спортивных), не связанных со специальной вокальной подготовкой студентов, на которые выделяется достаточное количество зачётных единиц. В российских вузах, напротив, практические занятия ведутся по сольфеджио, итальянскому языку, истории зарубежной музыки, истории отечественной музыки, гармонии, истории искусства, оперной студии, изучению оперных партий, оперному классу и др.
Отметим, прежде всего, что лекции, а не индивидуальные или практические занятия в образовательной программе подготовки исполнителей-вокалистов в КНР являются основной формой проведения занятий [4,113].
Классу сольного пения в китайских вузах уделяется 1 час в неделю, что делает работу педагога, тем более зарубежного, малоэффективным. Кроме того, профессии концертмейстера в Китае не существует, педагоги сами аккомпанируют студентам на занятиях, что ещё более усложняет задачи обучения как для педагога, так и для студента.
Самостоятельная работа студента в российских вузах занимает 50% времени, в то время как в КНР только 12 часов отводится на занятия по компьютерной музыке. На индивидуальные занятия по курсам фортепиано, сольного пения, камерного пения, педагогической практике, работе с концертмейстером в России отводится 1123 часа (в учебном плане РГПУ), в то время как в Китае эти предметы являются лекционными, а не индивидуальными.
В целом, китайское профессиональное образование преследует более идеологические и мировоззренческие цели, нежели профессиональные, что, безусловно, оказывает влияние на организацию обучения в классах зарубежных преподавателей в вузах КНР. Ведь наличие в учебных программах российских вузов культуры и искусства таких дисциплин, как оперный класс, итальянский язык является обязательным для студентов, существенно повышает исполнительское мастерство и профессионализм вокалистов. Существуют значительные различия в системах профессионального вокального образования России и Китайской Народной. Возможно, для более эффективного освоения обучающимися КНР искусства пения, имело смысл выстроить общую программу подготовки по специальности «Академическое пение» во всех вузах Китая. Тем более, что в программу бакалавриата консерваторий Китая включены общепрофессиональные и базовые дисциплины, необходимые для обучения искусству пения, сходные с дисциплинами в российских музыкальных ВУЗах.
При этом, важными задачами, которые должны быть поставлены перед обучающимися и преподавателями в системе музыкального образования КНР, являются:
- открытость новому как условие культурного развития;
- гармоничное сочетание национальных духовных ценностей и профессиональных навыков;
- раскрытие роли культурного диалога как способа существования искусства в современном коммунистическом Китае;
- сохранение и постоянное совершенствование системы музыкального образования и художественного воспитания.
References
1. I. Kochneva. Vokal'nyi slovar'. Izdatel'stvo «Muzyka», Leningrad, 1988, 68 s.
2. Lyu Baosya. V.G. Shushlin i vokal'noe obrazovanie v Kitae//Aktual'nye problemy vysshego muzykal'nogo obrazovaniya. g. Minsk, 2010 – s. 381-382
3. Meliksetov A.V.,Vasil'av L.S., Lapina Z.G., Pisarev A.A. Istoriya Kitaya. T.1, izd-vo «Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta im. M.V. Lomonosova»,-M., 2007, 752 s.
4. Khu i Tszyuan'. Muzykal'noe obrazovanie v Kitae kontsa XIX nachala XX vv /Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo universiteta.-№4, 2009, 112-119 s.
5. Tsyui Lyao Yui. Analiz metodov kitaiskoi i evropeiskoi vokal'noi podgotovki/ Vestnik KhDADM. Ministerstvo mezhdistsiplinarnykh dostizhenii. – 2016-№2, s. 98-102
6. G. Shneerson. Muzykal'naya kul'tura Kitaya. Gosudarstvennoe muzykal'noe izdatel'stvo, M., 1952, 249 s
7. Yan Bo. Problemy stanovleniya professional'noi shkoly peniya v Kitae perioda obrazovaniya KNR v zerkale muzykal'noi periodiki// Dom Burganova. Prostranstvo kul'tury.-2016.-№2. S.55-61
8. Yan Bo. Chzhou Syaoyan: u istokov professional'nogo pevcheskogo iskusstva Kitaya // Aktual'nye problemy vysshego muzykal'nogo obrazovaniya.-2016.-№1 (39) – s. 4-6
9. Yao Vei. Podgotovka spetsialistov vokal'nogo iskusstva v sistemakh vysshego muzykal'nogo obrazovaniya Kitaya i Rossii. – Dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk. – Astrakhan', 2015 – 190 s.
10. Yao Vei. Razvitie professional'nogo vokal'nogo obrazovaniya v Kitae v period 1949-2000 gg/ Yao Vei // V mire nauchnykh otkrytii – 2014: Materialy XIII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (25.09.2014): sbornik nauchnykh trudov – M., Izd-vo «Sputnik+», 2014 – s. 110-113.
|